Папки передвижки умственное развитие ребенка

Папки передвижки умственное развитие ребенка thumbnail

Внутренние причины неуспеваемости

(особенности развития ребенка):

1. недостатки развития мотивационной сферы и сферы произвольности;

2. отклонения в развитии познавательной сферы;

3. несформированность способов учебной работы;

4. особенности психофизического развития. (слабовидение, проблемы со слухом, соматические заболевания, высокая тревожность, демонстративность, гиперактивность).

Внешние причины неуспеваемости

(особенности воспитания детей):

1 эмоционально- волевая незрелость;

2 нарушение детско – родительских отношений.

hello_html_25356597.jpg

«Интеллектуально-пассивные» дети – неразвитые, с ограниченным кругом представлений, отсутствием познавательных интересов, недостаточным для их возраста запасом знаний. Они не проявляют любознательности, не активны и не самостоятельны, требуют дополнительного объяснения учебного материала и персонального внимания, но дефектологических отклонений у них нет. Вместе с тем некоторые из них по состоянию здоровья, развитию, развитию физиологических и психологических функций находятся в пограничной области между нормой и патологией. Современные исследования проблем обучения подчеркивают, что количество таких детей в массовой школе увеличивается, печально, что обусловлена интеллектуальная пассивность недостатками воспитания. Существенным фактором, который способствует возникновению интеллектуальной пассивности, является познавательный климат семьи. Среди разнообразных тенденций, существующих в семьях по отношению к познавательной деятельности, можно отметить наиболее яркие. Ограниченные познавательные интересы в семье. Неразумная массированная помощь ребенку при выполнении любых заданий, которая приучает его к безынициативности, несамостоятельности, «интеллектуальному иждивенчеству». В семье избыточная информационная атмосфера, что приводит к поверхностности интересов, притуплению познавательной потребности.

Таким образом, можно сделать некоторые выводы. Интеллектуальная пассивность обусловлена в основном особенностями воспитания и обучения, то есть она имеет приобретенный характер.

hello_html_m1fd5cc59.png

По характеру интеллектуальной пассивности

выделяются группы детей:

1. Группа с несформированными умениями организовать свою учебную деятельность. Школьники с пробелами в знаниях, с неумением применять знания в новой ситуации. Дети, у которых нет навыков самостоятельной организации учебной деятельности. Ребята, неспособные самостоятельно выполнять задания, отдающие предпочтение репродуктивной деятельности: самостоятельной реакции в ответ на интеллектуальную задачу у них нет.

2. Группа с незаинтересованностью в учебной деятельности. Школьники с дискомфортным эмоциональным состоянием при умственном напряжении.

hello_html_m3b341398.jpg

Для преодоления интеллектуальной

пассивности Л. С. Славина рекомендует следующее:

1. Обучение решению задач умственным путем через игровую деятельность, к которой ученик начальной школы стремится, через 2 – 3 игры переход к решению в умственном плане. Первые задания ребенок будет выполнять так же успешно, как и в игре, затем лишь постепенный переход к интеллектуальному способу решения задач в занятиях. Какое – то время пассивное отношение к учебной задаче будет сохраняться, но постоянный, настойчивый контроль помогает решить эту трудную проблему в развитии ребенка.

2. Заставить ученика в игре, потом без игры овладеть новым приемом, требующим от него более активной интеллектуальной деятельности. В основе игры прием выигрыша. Выигрывает тот ученик, который решил задачу новым способом.

Таким образом, можно утверждать, что в младших классах, учитывая особенности интеллектуально-пассивных учеников, можно преодолеть недостатки их развития. Преодоление интеллектуальной пассивности в старших классах требует значительного времени, но большинство педагогов уверенно, что активнее думать и больше использовать в учении мыслительную деятельность обучающихся возможно в тех занятиях, к которым у них есть склонность. Для преодоления интеллектуальной пассивности можно использовать помимо формирования познавательного интереса на уроках и дополнительные занятия с детьми, у которых этот интерес отсутствует. Для таких занятий подойдут программы: «Интеллектика» (А.З.Зак), «120 уроков психологического развития когнитивной сферы учащихся» (Локалова Н.П.), «Преодоление трудностей учения» Ахутина Т.В., Пылаева Н.М..

hello_html_m12bf7ba5.jpg

hello_html_m5fe386aa.jpg

Отсутствие познавательного отношения к тем явлениям действительности, которые не имеют для ребёнка непосредственного практического значения, приводит к тому, что у таких детей создаётся привычка не включать в свою деятельность или включать минимально мыслительную работу, т.е. они привыкают обходиться без активной мыслительной работы, а иногда даже и избегают её. Эти дети мало думают и размышляют там, где их сверстники проявляют активную умственную деятельность. У таких детей отсутствует, если можно так сказать, практика интеллектуального поведения при решении собственно теоретических задач, во всяком случае, она значительно меньше, чем у остальных детей того же возраста Славина Л.С.

Анализируя данный феномен, было сделано предположение,

что существует 2 вида интеллектуальной пассивности:

Читайте также:  Особенности развития мозга ребенка первого года жизни

1. Интеллектуальная пассивность как следствие нарушения операционально-технических механизмов интеллектуальной деятельности.

2. Интеллектуальная пассивность как проявление негативной тенденции развития мотивационной потребностной сферы личности

По широте проявления различают общую и частную (избирательную) интеллектуальную пассивность. Последняя проявляется в избирательном отношении к учебным предметам и видам деятельности.

hello_html_m684aec04.jpg

hello_html_m7210942e.jpg

hello_html_657e244d.png

hello_html_559d86fe.jpg

Источник

Развитие органов чувств у детей 0-3 лет идет очень интенсивно. Главной составляющей полноценного развития детей в раннем возрасте является сенсорное развитие.

Сенсорное развитие, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т. е. от того насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее.

– является основой для интеллектуального развития
– развивает наблюдательность;
– позитивно влияет на эстетическое чувство;
– является основой для развития воображения;
– развивает внимание;
– дает ребенку возможность овладеть новыми способами предметно-познавательной деятельности;
– обеспечивает освоение навыков учебной деятельности;
– влияет на расширение словарного запаса ребенка;
– влияет на развитие зрительной, слуховой, моторной, образной и др. видов памяти.

Абаки

“Абак” в переводе с арабского означает “счетный столик”. Современные счетные столики – это подставочки, на которых закреплены в ряд несколько вертикальных стержней. На них нанизываются кольца, шарики, другие мелкие предметы, которые можно сортировать по цвету, размеру, форме.

Такой счетный столик поможет трехлетнему малышу освоить математические понятия, а пяти-шестилетнему – закрепить их.

Абаки могут быть выполнены в виде каталочек, паровозиков, фигурок, иметь в своем составе от трех-четырех до нескольких десятков счетных элементов. Такое разнообразие абаков позволяет подобрать игрушку индивидуально каждому ребенку.

Вкладыши

Вкладыши – это небольшие предметы, которые необходимо вложить в соответствующие отверстия. Игры-вкладыши подразделяются на три вида: вкладыши в рамку, вкладыши в основание и вкладыши один в другой. Все вкладыши совершенствуют зрительное и тактильное восприятие формы, размера предметов, развивают мелкую моторику, координацию движений рук.

Вкладыши в основание.

Это набор предметов определенной формы (цилиндрики, другие различные фигурки), которые малыш должен научиться вставлять в углубление на подставочке (основании) или надевать на специальные штырьки.

Вкладыши один в другой. 

Это и традиционная русская матрешка, и множество других подобных игрушек.

Пирамиды

Эта традиционная игрушка в настоящее время имеет множество вариантов: пирамиды могут состоять из нескольких крупных колец и более десятка мелких колечек, быть одноцветными и разноцветными, иметь конусообразную и шарообразную формы, представлять собой башенки, мельницы, человечков, животных.

Игры-тренажеры

Данное название, без сомнения, может относиться к любому типу развивающих игр, поскольку все они тренируют определенные навыки ребенка. Однако игры, наиболее стимулирующие развитие каких-либо умений и навыков, справедливо называются тренажерами. Тренажеры сенсорно-двигательные 

развивают сенсорные способности ребенка (восприятие цвета, размеров, формы окружающих предметов), совершенствуют его слуховые и зрительные впечатления. Эти тренажеры стимулируют познавательную активность в изучении свойств самых разных предметов. Так, малыш может вертеть и крутить игрушку (неваляшка, волчок), изменять положение деталей игрушки в пространстве (дергунчики), извлекать звуки разными способами – дудеть в дудочки, свистульки, давить на звучащие мячи, трясти трещотки.

Настольные игры

К этому типу игр стоит привлекать внимание малыша с самого раннего возраста. Для детей 1,5-2 лет годятся настольные игры двух видов: разрезные карточки-“лото” с большими яркими рисунками (игры на бумаге) и крупная мозаика с деталями геометрической формы всех основных цветов.

Игры данного типа учат малыша классифицировать предметы по различным признакам – цвету, форме, размеру.

2-3-летним детям будут по силам так называемые игры-пазлы, позволяющие собирать забавные картинки из двух, а затем и более деталей.

Благодаря таким играм малыш приобретает и первые навыки плоскостного конструирования.

Бусы и шнуровки

Этот тип развивающих игр стал популярен в наши дни не случайно: проблемы с письмом возникают чуть ли не у каждого первоклассника. Подготовка руки ребенка к письму как залог его успешного обучения в школе всегда была в центре внимания педагогов дошкольного образования. Занятия лепкой, аппликацией, работа в тетрадях – традиционные формы такой подготовки. Но лишь сравнительно недавно, во многом благодаря исследованиям Марии Монтессори по развитию мелкой моторики руки ребенка, пришло понимание того, что рисование узоров и букв в тетрадках – один из последних этапов в развитии руки дошкольника.

Читайте также:  Оценка физического развития ребенка с дцп

Начинать же готовить руку к письму необходимо с самого раннего возраста. И первым помощником здесь становятся бусы и шнуровки. Предлагая малышу для нанизывания на веревочку бусы с дырочками разного диаметра и глубины, вы способствуете постоянному совершенствованию координации системы “глаз-рука”, приучаете пальцы рук ребенка совершать точные движения под контролем зрения. В дальнейшем игры этого типа помогут развить подвижность кисти руки ребенка, скоординировать движения обеих рук.

Блоки и конструкторы

Блоки и конструкторы строительные – один из основных видов игр данного типа – ставят своей целью обучение ребенка конструированию различных сооружений: горизонтальных, вертикальных, построек замкнутого типа. Блоки и конструкторы разнообразны по количеству деталей, входящих в набор, их цвету, форме, материалу (дерево, пластмасса, ткань, плотный картон).

Блоки и конструкторы сюжетные по своему назначению не отличаются от предыдущих. Разница лишь в том, что в этих наборах есть фигурки людей, животных, машинки и другие детали, которые призваны оживить и заселить будущие постройки. Такие конструкторы способствуют развитию активной речи ребенка в процессе ролевой игры.       

 

                   

Блоки и конструкторы логические обучают плоскостному конструированию и подразделяются на два вида. Первый вид логических блоков предлагает ребенку составить изображение из нескольких частей. Пожалуй, по этому типу игр больше всего авторских разработок. Это “Квадраты”, “Дроби” и “Сложи узор” Никитина, “Радужное лукошко” Даниловой, “Складушки” Красноухова. Второй вид блоков и конструкторов логических – это наборы всевозможных деталей, которые надо научиться сопоставлять по тем или иным признакам: цвету, форме, размеру, общему внешнему виду.

Умение найти среди нескольких предметов два одинаковых по целому ряду свойств – важнейший этап в умственном развитии ребенка. Детское домино с цветными картинками, блоки Дьенеша (набор геометрических фигур, различающихся по цвету, форме, величине и толщине) – основные в этом виде блоков.

Источник

Развитие органов чувств у детей 0-3 лет идет очень интенсивно. Главной составляющей полноценного развития детей в раннем возрасте является сенсорное развитие.

Сенсорное развитие, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т. е. от того насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее.

– является основой для интеллектуального развития
– развивает наблюдательность;
– позитивно влияет на эстетическое чувство;
– является основой для развития воображения;
– развивает внимание;
– дает ребенку возможность овладеть новыми способами предметно-познавательной деятельности;
– обеспечивает освоение навыков учебной деятельности;
– влияет на расширение словарного запаса ребенка;
– влияет на развитие зрительной, слуховой, моторной, образной и др. видов памяти.

hello_html_78d90766.jpg

Абаки

hello_html_m60aad27a.jpgАбак” в переводе с арабского означает “счетный столик”. Современные счетные столики – это подставочки, на которых закреплены в ряд несколько вертикальных стержней. На них нанизываются кольца, шарики, другие мелкие предметы, которые можно сортировать по цвету, размеру, форме.

Такой счетный столик поможет трехлетнему малышу освоить математические понятия, а пяти-шестилетнему – закрепить их.

Абаки могут быть выполнены в виде каталочек, паровозиков, фигурок, иметь в своем составе от трех-четырех до нескольких десятков счетных элементов. Такое разнообразие абаков позволяет подобрать игрушку индивидуально каждому ребенку.

Вкладыши

Вhello_html_m3f76d7a9.jpgкладыши – это небольшие предметы, которые необходимо вложить в соответствующие отверстия. Игры-вкладыши подразделяются на три вида: вкладыши в рамку, вкладыши в основание и вкладыши один в другой. Все вкладыши совершенствуют зрительное и тактильное восприятие формы, размера предметов, развивают мелкую моторику, координацию движений рук.

Вhello_html_m2477fa27.jpgкладыши в основание.

Это набор предметов определенной формы (цилиндрики, другие различные фигурки), которые малыш должен научиться вставлять в углубление на подставочке (основании) или надевать на специальные штырьки.

Читайте также:  Ветлугина музыкальное развитие ребенка купить

Вкладыши один в другой.

Эhello_html_m1af0d551.jpgто и традиционная русская матрешка, и множество других подобных игрушек.

Пирамиды

Эта традиционная игрушка в настоящее время имеет множество вариантов: пирамиды могут состоять из нескольких крупных колец и более десятка мелких колечек, быть одноцветными и разноцветными, иметь конусообразную и шарообразную формы, представлять собой башенки, мельницы, человечков, животных.

Игры-тренажеры

Дhello_html_7bf6a41c.jpgанное название, без сомнения, может относиться к любому типу развивающих игр, поскольку все они тренируют определенные навыки ребенка. Однако игры, наиболее стимулирующие развитие каких-либо умений и навыков, справедливо называются тренажерами. Тренажеры сенсорно-двигательные 

развивают сенсорные способности ребенка (восприятие цвета, размеров, формы окружающих предметов), совершенствуют его слуховые и зрительные впечатления. Эти тренажеры стимулируют познавательную активность в изучении свойств самых разных предметов. Так, малыш может вертеть и крутить игрушку (неваляшка, волчок), изменять положение деталей игрушки в пространстве (дергунчики), извлекать звуки разными способами – дудеть в дудочки, свистульки, давить на звучащие мячи, трясти трещотки.

Настольные игры

К этому типу игр стоит привлекать внимание малыша с самого раннего возраста. Для детей 1,5-2 лет годятся настольные игры двух видов: разрезные карточки-“лото” с большими яркими рисунками (игры на бумаге) и крупная мозаика с деталями геометрической формы всех основных цветов.

Игры данного типа учат малыша классифицировать предметы по различным признакам – цвету, форме, размеру.

2-3-летним детям будут по силам так называемые игры-пазлы, позволяющие собирать забавные картинки из двух, а затем и более деталей.

Благодаря таким играм малыш приобретает и первые навыки плоскостного конструирования.

Бусы и шнуровки

Эhello_html_m506117d8.jpgтот тип развивающих игр стал популярен в наши дни не случайно: проблемы с письмом возникают чуть ли не у каждого первоклассника. Подготовка руки ребенка к письму как залог его успешного обучения в школе всегда была в центре внимания педагогов дошкольного образования. Занятия лепкой, аппликацией, работа в тетрадях – традиционные формы такой подготовки. Но лишь сравнительно недавно, во многом благодаря исследованиям Марии Монтессори по развитию мелкой моторики руки ребенка, пришло понимание того, что рисование узоров и букв в тетрадках – один из последних этапов в развитии руки дошкольника.

Начинать же готовить руку к письму необходимо с самого раннего возраста. И первым помощником здесь становятся бусы и шнуровки. Предлагая малышу для нанизывания на веревочку бусы с дырочками разного диаметра и глубины, вы способствуете постоянному совершенствованию координации системы “глаз-рука”, приучаете пальцы рук ребенка совершать точные движения под контролем зрения. В дальнейшем игры этого типа помогут развить подвижность кисти руки ребенка, скоординировать движения обеих рук.

Блоки и конструкторы

Бhello_html_2a2aebdd.jpgлоки и конструкторы строительные – один из основных видов игр данного типа – ставят своей целью обучение ребенка конструированию различных сооружений: горизонтальных, вертикальных, построек замкнутого типа. Блоки и конструкторы разнообразны по количеству деталей, входящих в набор, их цвету, форме, материалу (дерево, пластмасса, ткань, плотный картон).

Блоки и конструкторы сюжетные по своему назначению не отличаются от предыдущих. Разница лишь в том, что в этих наборах есть фигурки людей, животных, машинки и другие детали, которые призваны оживить и заселить будущие постройки. Такие конструкторы способствуют развитию активной речи ребенка в процессе ролевой игры.

hello_html_m11c0a3f0.jpg

hello_html_m5f7bc660.jpghello_html_6542e891.jpg

Блоки и конструкторы логические обучают плоскостному конструированию и подразделяются на два вида. Первый вид логических блоков предлагает ребенку составить изображение из нескольких частей. Пожалуй, по этому типу игр больше всего авторских разработок. Это “Квадраты”, “Дроби” и “Сложи узор” Никитина, “Радужное лукошко” Даниловой, “Складушки” Красноухова. Второй вид блоков и конструкторов логических – это наборы всевозможных деталей, которые надо научиться сопоставлять по тем или иным признакам: цвету, форме, размеру, общему внешнему виду.

Умение найти среди нескольких предметов два одинаковых по целому ряду свойств – важнейший этап в умственном развитии ребенка. Детское домино с цветными картинками, блоки Дьенеша (набор геометрических фигур, различающихся по цвету, форме, величине и толщине) – основные в этом виде блоков.

Источник