Папка передвижка развитие творческих способностей ребенка

Папка передвижка развитие творческих способностей ребенка thumbnail

Уважаемые родители, творчество является неотъемлемым компонентом полноценного развития ребенка, его поведения в целом. В последние годы на страницах психологической и педагогической литературы все чаще ставится вопрос о роли творчества в общем и интеллектуальном развитии ребенка.

Все необходимые творческие способности (широта, произвольность, устойчивость, яркость, оригинальность, самостоятельность) возникают не спонтанно, а при условии систематического влияния со стороны взрослых. Ребенку нужно помогать знакомиться с действительностью, чтобы ее изображать, развивать способность оперировать образами, чтобы создавать на их основе новое. Важно формировать у детей познавательные интересы.  Иначе, к началу школьного обучения ребенок может оказаться не готовым к усвоению учебного материала, требующего достаточно сформированного уровня развития творческих способностей.

Опросник для родителей

«Фантазия ребенка».

1.Увлекается ли ваш ребенок рисованием?

Да-2

Нет-1

2.Часто ли ребенок грустит?

Да -1

Нет-2

3.Когда ребенок рассказывает какой-нибудь подлинный случай, прибегает ли к вымышленным подробностям для украшения?

Да -1

Нет-0

4.Проявляет ли ребенок инициативу в обучении чему-либо?

Да -2

Нет-1

5.Спорит ли ребенок с вами по поводу одежды, опираясь на

собственный вкус?

Да -2

Нет-1

6.Когда ребенку скучно, рисует ли он одни и те же фигурки “от скуки”?

Да -0

Нет-1

7.Любит ли ребенок импровизировать под музыку танцы или стихи?

Да -1

Нет-0

8.Любит ли ребенок сочинять и рассказывать какие-либо сказки или истории?

Да -1

Нет-0

9.Вашему ребенку снятся необыкновенные сны?

Да -1

Нет-0

10.Плачет ли ребенок под впечатлением фильма или прочитанной книги?

Да -1

Нет- 0

Посчитайте полученные очки. Если ваш ребенок набрал:

11-12 очков — у него буйная фантазия. Если ее умело направлять, то жизнь ребенка станет гораздо богаче, принесет много радости и ему, и окружающим его людям.

8-10 очков — фантазия ребенка не из слабых, однако нуждается в развитии и тренировке.

6- 7 очков — скорее всего ваш ребенок реалист, он не витает в облаках. В определенной степени это обедняет его жизнь в данном возрасте. Вы мо­жете ему помочь, грамотно стимулируя развитие его фантазии, в том числе с помощью предлагаемых нами упражнений, заданий и игр.

Игры на развитие творческих способностей.

Эти игры способствуют постепенному усвоению принципа условности и замещения одних предметов другими, развитию воображения. В таких играх дети смогут научиться одушевлять самые разные предметы. Для этих игр можно использовать практически любые предметы, они не занимают длительного времени. Для организации игр можно использовать практически любой момент из жизни ребенка.

«Несуществующее животное»

Если существование рыбы- молот или рыбы-иглы научно доказано, то существование рыбы-наперстка не исключено. Пусть ребенок пофантазирует: Как выглядит рыба-кастрюля? Чем питается рыба-ножницы и как можно использовать рыбу-магнит? и т.д.

«Имитация действий»

 Попросите ребенка,показать, как вы моете и вытираете руки перед приготовлением пищи. Наливаете воду в кастрюлю. Зажигаете горелку газовой плиты и ставите кастрюлю на конфорку. Чистите и режете овощи, засыпаете их в кастрюлю, солите, помешиваете суп ложкой, черпаете суп поварешкой.

Показать, как надо осторожно нести чашку, наполненную горячей водой. Представить и показать: вы поднимаете горячую сковороду, передаете по кругу горячую картофелину.

Клякса.

Предложите ребенку сбрызнуть с кисточки кляксу в центр листа, затем сложите пополам и предложите ребенку пофантазировать, что это может быть и дорисовать.

«Закорючки»

Преврати закорючку в рисунок.

Дорисуй картинку.

Раскрась картинку.

В заключение нужно отметить, что значение имеет поддержка и одобрение любых конструктивных идей, поступающих от детей, закрепление любых, пусть даже минимальных успехов каждого ребенка, развитие собственной индивидуальности в условиях различных форм сотруднической деятельности.

Воображение есть в каждом ребенке, который, чувствуя, мысля, действуя, вносит в жизнь хотя бы крупицу своего “Я”.

Источник

Консультация для родителей

Развитие творческих способностей ребенка:

полезные советы и игры

Разработала:

Бутько Елена Александровна

Творчество− это способность познавать и удивляться, умение находить в нестандартных ситуациях нестандартные решения, расположенность к новым открытиям и умение осознать и применить полученный опыт.

Условия для наилучшего развития творческих способностей детей:

1. Наличие необходимых материалов, т. е. предложить ребенку материалы для творчества и выделить время и возможность с ними играть.

2. Создать для ребенка атмосферу безопасности, когда ваш малыш будет знать, что за его творческие опыты его никогда не будут ругать, а наоборот, поощрять и поддерживать, а при неудаче − сочувствовать.

3. Уважать вопросы и идеи малыша, поощрят его любопытство к миру.

4. Дать возможность ребенку побыть в одиночестве. Это его право.

        5. Помогайте малышу сформировать собственную систему ценностей, и проявляйте уважение к его идеям и взглядам, даже если они отличаются от ваших собственных.

6. Помните, что Ваш ребенок, также как и все остальные люди, нуждается в удовлетворении основных духовных потребностей: жить в атмосфере любви, взаимоуважения и безопасности;

7. Поощряйте малыша, когда он пытается облечь свои идеи и мысли в слова, выразить их окружающим.

Читайте также:  Содержание математического развития ребенка на современном этапе

8. Помогите ребенку стать «разумным авантюристом», уметь идти на обдуманный риск, прислушиваться к собственной интуиции;

9. Снижайте  неодобрительное влияние внешнего мира: неодобрение окружающих, сверстников. Чем больше у ребенка будет возможностей

для конструктивного творчества, тем меньше вероятности возникновения деструктивного поведения, и наоборот.

10. Пик творческих способностей у детей приходится на 3, 5 − 4 года. И будьте готовы к тому, что в воспитании малыша Вы столкнетесь с «возрастом вопросов». Его период − от года до семи лет.

Игры для развития творческого мышления.

1. Игра «Хорошо и плохо»

Игра развивает умение находить в одном и том же предмете противоречия и противоположные свойства, смотреть на предмет с разных точек зрения, учит разносторонности. Ведь способность находить противоречия − это основа парадоксального мышления. Умение сопоставлять противоположные свойства предметов раскрывает самые неожиданные стороны предметов и явлений. Важно, чтобы и родители умели обнаруживать подобные свойства, показывали и рассказывали о них детям.

Дети обычно оценивают все в двух категориях − хорошо и плохо. На такой оценке и основана эта игра.

1. Осень, весна, лето, осень;

2. Солнце, ветер, огонь, снег, дождь;

3. Спать, гулять в лесу, лазать по горам, кушать

Например: Лето хорошее, так как летом тепло, можно загорать, купаться, не нужно долго одеваться. А плохое, так как иногда летом бывает слишком жарко, можно обгореть на солнце и т. д. Огонь хороший, так как согревает, разогревает еду, сжигает опавшие листья, а плохой, так как обжигает кожу, вызывает пожары.

Когда малыш найдет плохие и хорошие стороны предметов, явлений и действий, предложите ему самому назвать любые попадающиеся на глаза предметы и найти в них противоположные функции и свойства, оценить их хорошие и плохие стороны, привести примеры вреда и пользы от предметов, чем они могут понравиться, а чем нет.

2. Игра «Противоположности»

Игра также направлена на развитие умения находить противоположные свойства одного и того же предмета. В ней Вы сразу называете противоположные свойства и признаки, а малыш должен догадаться, какие явления или предметы могут обладать этими свойствами.

Например:

1. Острый − тупой (нож).

2. Злая − добрая (собака).

3. Холодный − горячий (холодильник, утюг).

4. Мелкое − глубокое (озеро, море).

5. Грустный − веселый (человек).

6. Сильный − слабый (человек, животное, ветер).

7. Медленный − быстрый (поезд, автомобиль).

8. Стоять − идти (человек, часы).

3. Игра «Почемучка»

Игра способствует умению ставить вопросы, помогающие изучить объект, пробуждает исследовательскую активность. У маленьких детей умение ставить вопросы для исследования еще достаточно ограничено. Вопросы отличаются стереотипностью, односторонностью. К примеру, дети задают вопросы в одной и

той же форме, начиная со слова «что», «как», «почему». Очень важно обращаться не только к памяти ребенка, как делают в школе, но и к его мышлению, природной любознательности. Именно поэтому столь важен при общении родителей с ребенком диалог, когда с малышом общаются на равных. Необходимо показать ребенку различные формы вопросов, их различия. Научите малыша выбирать направленность вопросов. Наиболее важны вопросы, относящиеся к ключевым аспектам проблемной ситуации, к существенным признакам предметов, к причинам явлений.

Важно, чтобы в вопросах были элементы противоречия и неизвестности, направленность на выяснение взаимосвязи и причин явлений. Когда ребенок задает вопросы, не спешите отвечать, лучше задайте встречный вопрос: А ты как думаешь? Ни в коем случае не оценивайте отрицательно вопросы ребенка. Ваше общение должно быть построено так, чтобы ребенок больше задавал вопросы Вам, не отвечал на исходящие от Вас вопросы.

В качестве материала к игре используйте сюжетные картинки, которые имеют проблемное содержание − неизвестное ребенку событие, ситуацию и т. п. Предложите малышу поиграть в игру, в которой ему показывают интересные картинки, а он может спрашивать взрослых обо всем, что ему хочется узнать, на которые трудно ответить. Если взрослый не может ответить, значит ребенок выиграл, а если смог – проиграл.

Постарайтесь научить малыша в ходе игры разносторонне исследовать ситуацию. Если он задает вопросы одного и того же типа, спросите его о чем-то, используя другой тип вопросов: почему, когда, что, влияет ли, может быть это, как связано, как такое получилось, в чем причина? и пр. Это поможет ребенку преодолевать стереотипы мышления и глубже исследовать ситуацию.

Если ребенок задает расплывчатые, нечеткие вопросы, помогите ему найти более четкую форму выражения, правильно их сформулировать.

4. Игра «Что в кулаке»

Игра направлена на развитие умения задавать вопросы для исследования неопределенной ситуации.

Возьмите небольшой предмет, и спрячьте его, сжав руку в кулак. Малыш должен отгадать, что в кулаке, задавая о предмете разнообразные вопросы. Скажите ребенку, что вопросы − это волшебные ключи от дверей, за которыми скрывается что-то неизвестное. Каждый ключ открывает одну из множества дверей. Такими ключами могут быть форма и размер предмета, на что влияет предмет, из чего сделан, как его можно изменить, к какому виду относится, какими свойствами обладает, какого цвета и пр.

Читайте также:  Характеристика ребенка особенности психофизического развития детей

Такие игры постепенно помогут малышу освоить все многообразие вопросительных форм, каждая из которых откроет ему нечто новое. Можно играть и с большими предметами. Для этого предмет можно положить на пол или на стол и накрыть тканью. Или же использовать картинки или фотографии предметов.

Источник

Описание слайда:

       Игра – упражнение «Три краски». Способствует развитию художественного восприятия и воображения       Предложить детям взять три краски, по их  мнению, наиболее подходящие друг другу, и заполнить ими весь лист любым образом. На что похож рисунок?          Игра – «Неоконченный рисунок», развивает творческое воображение   Детям даются листы с воображением  недорисованных предметов. Предлагается дорисовать предмет и рассказать о своем рисунке.         16. Игра «Перевертыши».       Цель: учить создавать в воображении образы предметов на основе восприятия схематических изображений отдельных деталей этих предметов.       Детям раздаются наборы из 4 одинаковых карточек, на карточках абстрактные схематичные изображения. Задание детям: каждую карточку  можно превратить в любую картинку. Наклейте карточку на лист бумаги и дорисуйте цветными карандашами  все, что хотите, так, чтобы получилась картинка. Затем возьмите еще одну  карточку, наклейте на следующий лист, опять дорисуйте, но с другой стороны карточки, то есть превратите фигурку в другую картинку. Можно переворачивать при рисовании карточку и лист бумаги так, как хочется! Таким образом, можно карточку с одной и той же фигуркой превратить в разные картинки. Игра длится до тех пор, пока все дети не закончат дорисовывать фигурки. Затем дети рассказывают о своих рисунках.         17. Игра «Разные сказки».       Цель: учить детей воображать различные ситуации, используя в качестве плана наглядную модель.       Воспитатель выстраивает на демонстрационной доске любую последовательность изображений (два стоящих человечка, два бегущих человечка, три дерева, домик, медведь, лиса, принцесса и т. д.) Детям предлагается придумать сказку по картинкам, соблюдая их последовательность.      Можно использовать различные варианты: ребенок самостоятельно сочиняет сказку целиком, следующий малыш не должен повторять его сюжет. Если детям это сложно, можно сочинять сказку всем одновременно: первый начинает, следующий продолжает. Далее изображения меняются местами и сочиняется новая сказка.         18. Упражнение «Придумай и свой конец сказки».       Цель: развитие творческого воображения.       Предложить детям изменить и сочинить свой конец знакомых сказок. «Колобок не сел лисе на язычок, а покатился дальше и встретил …». «Волку не удалось съесть козлят потому что…» и т.д.         19. Игра «Хорошо-плохо» или «Цепочка противоречий».       Цель: развитие творческого воображения при помощи поисков противоречий.       Воспитатель начинает – «А» хорошо, потому что «Б». Ребенок продолжает  –  «Б»  плохо, потому что «В». Следующий говорит – «В» хорошо, потому что «Г» и т.д.       Пример: гулять – хорошо, потому что светит солнце. Светит солнце  –  плохо, потому что жарко. Жарко – хорошо, потому что лето и т. д.         20. Игра «Сказочное животное (растение)».        Цель: развитие творческого воображения.       Предложить детям придумать и нарисовать фантастическое животное или растение, не похожее на настоящее. Нарисовав рисунок, каждый ребенок рассказывает о том, что он нарисовал, придумывает название нарисованному. Другие дети ищут в его рисунке черты настоящих животных (растений).          21. Упражнение «Сказка – рассказ».       Цель: развитие творческого воображения, умение отличать реальность от фантазии.       После прочтения сказки дети с помощью воспитателя отделяют в ней то, что может произойти реально, от того, что является фантастическим. Получаются две истории. Одна полностью фантастична, другая полностью реальна.  

Источник

Папка-передвижка

«Развитие познавательных способностей у детей дошкольного возраста через игровую деятельность»

   Детство – пора поисков и ответов на разные вопросы. На протяжении всего дошкольного детства познавательная деятельность играет огромное значение в развитии ребенка, которая представляет собой не только процесс усвоения знаний, умений, навыков, но, главным образом, поиск знаний самостоятельно или под тактичным руководством взрослого в процессе сотрудничества. На сегодняшний день развитие познавательных способностей детей дошкольного возраста – одна из актуальных проблем современности.

 Психологи (Выготский Л.С., Запорожец А.В., Эльконин Д.Б., Поддьяков Н.Н.) утверждают, что именно в дошкольном возрасте особенно бурно происходит умственное развитие, темпы которого постепенно замедляются. Именно поэтому следует максимально использовать потенциальные возможности детей для развития познавательных способностей.

 Одним из направлений изучения познавательных способностей детей дошкольного возраста является изучение и проявление ее в игровой форме. Детская игра – исторически развивающийся вид деятельности, заключающийся в воспроизведении детьми действий взрослых и отношений между ними в особой условной форме. Игра оказывает воздействие на развитие мышления, произвольного восприятия, внимания и памяти, воображения, знаковой функции речи. Игра способствует развитию рефлексии как способности соотносить свои действия, мотивы, поступки с общечеловеческими ценностями. В игре же продолжают развиваться продуктивные виды деятельности, появляются элементы учебной и трудовой деятельности.

Читайте также:  Развитие ребенка воронеж железнодорожный район

 Научное обоснование игры как формы организации жизни и деятельности детей в детском саду содержится в работах А. П. Усовой. По ее мнению, воспитатель должен находиться в центре детской жизни, понимать происходящее, вникать в интересы играющих детей, умело их направлять. Чтобы игра выполняла в педагогическом процессе организующую функцию, воспитателю нужно хорошо представлять себе, какие задачи воспитания и обучения можно с наибольшим эффектом в ней решать.

Работа по развитию познавательных способностей  строится на основе примерной основной образовательной программы дошкольного образования «Успех». В круг задач по познавательному развитию с детьми младшего дошкольного возраста предусмотренных программой, входит формирование умений устанавливать простейшие связи между предметами и явлениями, умение определять цвет, величину, форму, вес предметов; расположение их по отношению к ребенку, знакомство с материалами, их свойствами способом обследования предметов, умение группировать и классифицировать знакомые предметы.

Передовые педагоги русские и зарубежные, в результате психологических и педагогических исследований, признали, что игра является одним из самых главных факторов процесса познания, является ведущей деятельностью в жизни дошкольников, способствует всестороннему развитию ребёнка, развивает познавательные способности детей.

 Игровая деятельность представлена следующими видами игр: игры с правилами, сюжетно-ролевые, строительные, дидактические, развивающие, игры с палочками Кюизенера и блоками Дьенеша, которые влияют на развитие познавательных способностей. Ребёнок не только познает, но и  получает новые знания, закрепляет их. Надо помнить, что игра всегда имеет два аспекта – воспитательный и познавательный. В обоих случаях цель игры формируется не как передача конкретных знаний, умений и навыков, а как развитие определенных психических процессов или способностей ребенка.

Приведем некоторые примеры игр, которые способствуют развитию познавательных способностей. Для формирования знаний о живой  можно использовать дидактические игры: «Кто быстрее найдёт берёзу», «Что где растёт?», Поедем в лес», «Ягоды для мишек», «Что лежит в лукошке?» и др. В процессе этих игр дети закрепляют знания о деревьях, растениях, способах произрастания, уточняют названия растений. Формировать и закреплять знания о животных, птицах, насекомых и других обитателях природы помогают такие игры, как «Выложи фигуры лесных зверей», «Мои друзья», «Птицы летите», «Где, чей домик?», «Найди рыбку», «Какое насекомое, назови» и др. Дети в игре закрепляют название диких и домашних животных, птиц, насекомых, называют их части тела, описывают внешний вид, уточняют их образ жизни и среду обитания. Такие игры, как: «Какой ветер дует?», «Когда это бывает?», «Кого разбудило солнышко?», «Времена года» и др. формируют знания о неживой природе, закрепляют знания о временах года, их приметах и явлениях. Игры: «Определи на ощупь», «Волшебный мешочек» и др. закрепляют знания о различных материалах, учат определять вещи, сделанные из этих материалов. Игры: «Преврати самокат в машину», «На чём поедем?» и др. закрепляют в назывании транспорта и их назначении. Сюжетно-ролевые игры так же способствуют развитию познавательных способностей детей. Игры «Детский сад», «Музыкальное занятие в детском саду», «Физкультурное занятие в детском саду», «Больница», «Магазин», «Строители», «Парикмахерская» и др. закрепляют знания о труде взрослых, о профессиях, в игре дети учатся подражать действиям взрослых. Для развития зрительной памяти, логического мышления, внимания, восприятия, используем развивающие игры: «Фотоаппараты», «Что изменилось?», «Сортировка предметов», «Разрезные картинки» и др. игры. Дети закрепляют знания о расположении предметов, сортируют их по свойствам, определяют заменённый или убранный предмет. Для развития математических способностей – игры и упражнения с цветными палочками Кюизенера и логическими блоками Дьенеша. Такие игры как: «Подарок от Незнайки», «Разноцветные палочки», «Строим дорожки», «Розовая палочка», «Разноцветные вагончики» и др., дети знакомятся со свойствами  палочек, учатся группировать, классифицировать палочки по цвету, сравнивать их по длине и высоте, использовать в речи слова «много», «один», «ни одного», «короткий», «длинный», учатся различать количественный и порядковый счёт, отвечать на вопросы «Сколько?», «Который?», ориентироваться в пространстве. Игры «Чудесный мешочек», «Рыбалка», «Жираф», «Домашние животные», «Загадочная черепаха» и др., закрепляют знания детей о геометрических фигурах, в назывании основных цветов, развивают умение классифицировать блоки по форме, размеру, толщине, цвету, выявлять и абстрагировать свойства.

Это  лишь некоторые примеры игр для развития познавательных способностей у детей младшего дошкольного возраста, которые позволяют разнообразить образовательный процесс, сделать его занимательным, доступным и весёлым и решают задачи познавательного характера, а так, же развивают самостоятельность и творческие способности. 

Таким образом, игра является не только методом и формой обучения детей дошкольного возраста, но и средством всестороннего воспитания личности ребёнка. Ребенок познает, получает новые знания, обобщает и закрепляет их. Разнообразие игр способствует формированию и развитию познавательных способностей детей.

Источник