Папка передвижка физического развития ребенка

Папка-передвижка для родителей всех возрастных групп

«Современные фитнес – технологии с детьми дошкольного возраста»

Никтарова Екатерина Анатольевна, инструктор по физической культуре

МБДОУ «ЦРР детский сад «Росинка» г. Абакана

Направление «детский фитнес» появилось сравнительно недавно, но его популярность стремительно растет как за рубежом, так и у нас в стране. И, несмотря на то, что он пока еще не имеет достаточно строгого научного обоснования, несомненно представляет интерес для специалистов оздоровительной физической культуры.

Широкая пропаганда фитнеса в средствах массовой информации служит дополнительным существенным аргументом в пользу выбора занятий такого плана.

Интерес детей к ним также обусловлен и тем, что фитнес-программы общедоступны, высокоэффективны и эмоциональны.

Доступность направлений детского фитнеса определяется прежде всего тем, что их содержание базируется на простых ОРУ и для большинства из них не требуется специального оборудования (исключение составляют упражнения на тренажерах, степах, фитболах).

Эффективность различных направлений фитнеса заключается в их разностороннем воздействии на опорно-двигательный аппарат, сердечно-сосудистую, дыхательную и нервную системы организма ребенка, развитие двигательных способностей и профилактику различных заболеваний.

Современные фитнес – технологии

«Детская аэробика»

Влияние занятий детской аэробикой на организм ребенка разнообразно и имеет большой оздоровительный эффект: укрепление опорно-двигательного аппарата, силы мышц стопы и голени с целью предупреждения плоскостопия, формирование правильной осанки, развитие и укрепление всех основных мышечных групп, содействие повышению функциональных возможностей вегетативных органов, совершенствование сердечно-сосудистой и дыхательной систем, улучшение обменных процессов в организме, оптимизация пищеварения и теплорегуляции, улучшение физических способностей (координации движений, силы, выносливости, скорости), формирование основных жизненно важных двигательных умений и навыков, повышение интереса к занятиям физической культурой. Танцевальная направленность упражнений и музыкальное сопровождение способствуют развитию культуры движений, выразительности, пластичности, грациозности, ритмичности, музыкальности.

«Игровой стретчинг»

Стретчинг обладает и психологическим эффектом: улучшает настроение, поднимает самооценку, создает ощущение комфорта и спокойствия в целом.

Занятия игровым стретчингом помогают ребенку развить чувство ритма, укрепить мышцы, выровнять осанку, снять закомплексованность. Они проводятся в виде сюжетно-роле-вой или тематической игры, в которую входят 8-9 упражнений на различные группы мышц. Дети изображают разных животных и выполняют упражнения в сопровождении определенных отрывков произведений из классической и народной музыки.

Упражнения стретчинга носят имитационный характер и выполняются по ходу сюжетно-ролевой игры, состоящей из взаимосвязанных ситуаций, заданий, упражнений, подобранных таким образом, чтобы содействовать решению оздоровительных и развивающих задач.

Сочетание динамических и статических упражнений наиболее соответствует природе опорно-двигательного аппарата человека и является лучшим средством развития физических качеств: силы, ловкости, выносливости, гибкости. Этими упражнениями можно начинать заниматься с ребенком уже с 3-4 лет.

«Карате –до»

Каратэ для детей, прежде всего, служит отличной системой психофизической подготовки. Занятия каратэ способствуют укреплению здоровья, повышению уровня жизнедеятельности, сопротивляемости организма неблагоприятным факторам окружающей среды, всестороннему развитию двигательных качеств (сила, гибкость, выносливость, скорость, координация движений).

Кроме того, занятия каратэ под руководством квалифицированного педагога стимулируют умственное развитие детей — учат сосредоточивать внимание, развивают память, обогащают как логическое, так и образное мышление. Они укрепляют опорно-двигательный аппарат, дыхательную и сердечно-сосудистую системы.

Каратэ вырабатывает в ребенке такие качества, как целеустремленность и трудолюбие, стимулирует проявление волевых качеств (доведение дела до конца, инициативность, настойчивость и упорство в преодолении трудностей). Групповые занятия помогают находить общий язык в коллективе. Занятия каратэ влияют на формирование характера — человек становится более уверенным в себе, учится сдержанности, самоконтролю. Обучение детей связанно с нравственным воспитанием, становлением морально-волевых качеств: доброжелательности и взаимопомощи, честности, справедливости.

«Образно-игровая ритмическая гимнастика»

Образно-игровая ритмическая гимнастика — это своеобразное гармоничное сочетание музыки, образных и имитационных упражнений и игры, которые оказывают эффективное и разностороннее воздействие на организм ребенка, решают определенные задачи воспитания и обучения детей.

Учитывая возрастные психологические особенности дошкольников, каждый разрабатывающийся комплекс ритмической гимнастики должен подчинять его какому-либо сюжету (например, «Зимняя сказка», «Приключения Буратино», «Африка», «Приключения Электроника», «Скоро в школу» и т.п.). Подбирая музыкальное сопровождение к таким комплексам, необходимо принимать во внимание смысловое содержание песни, близкое по тематике.

Каждое упражнение комплекса должно иметь название и выполняться под свой музыкальный эпизод. При этом у ребенка легче возникают моторные ассоциации на конкретную фразу из текста песни, мелодию, и он быстрее запоминает порядок выполнения движений. Использование приемов имитации и подражания, образных сравнений соответствует психологическим особенностям дошкольников, способствует развитию мышления, воображения, творческих способностей, познавательной активности. Детям интересно, просто и естественно передавать с помощью выразительных движений образы, характеры и действия персонажей песен, сказок и мультфильмов.

«Пилатес»

Детский пилатес — специально составленная программа на основе базовых упражнений пилатеса, адаптированных к детям различного возраста. Начинать заниматься можно уже с трех лет.

Для детей возраста 5-6 лет занятия проводятся в игровой форме, они представляют собой увлекательную игру и оперирование визуальными образами. Такие популярные детские упражнения, как «Лебедь ныряет», «Перочинный ножик раскрывается», «Черепашка», уже самим своим названием поясняют суть движений. Педагог говорит: «Представим себя черепашкой, которая хочет вылезти из своего панциря», а ребенок, изображая черепашку, вытягивается вперед, тянет голову, при этом весь его позвоночник растягивается. Или ежик бежит по поляне и вдруг, чего-то испугавшись, сворачивается клубком. Следуя за волшебными героями, ребята выполняют упражнения, незаметно для себя укрепляя мышцы тела, создают крепкий мышечный корсет, развивают силу, гибкость и растяжку.

Читайте также:  Ранняя диагностика и коррекция проблем развития первый год жизни ребенка

«Ритмическая гимнастика»

Под влиянием занятий ритмической гимнастикой у детей развивается устойчивое внимание и собранность, которые являются важными предпосылками успешной учебы. Танцевальная манера выполнения упражнений способствует формированию пластичности, выразительности и изящности, походка становится легкой и грациозной. Это укрепляет уверенность в себе, способность преодолеть застенчивость, робость, повышает самооценку.

Коллективная форма занятий ритмической гимнастикой отвечает особенностям детского возраста и дает возможность свободно раскрывать свои достоинства и способности. Музыкальное сопровождение, вызывая эмоциональный подъем и радостные чувства, способствует эстетическому и музыкальному развитию детей.

Всевозможные прыжки и выпрыгивания вверх из упора присев, маховые движения ногами и руками, круговые движения туловищем, выполняемые быстро и с большой амплитудой, позволяют повышать скоростно-силовые качества.

«Степ-аэробика»

Универсальность и многофункциональность степ-платформы позволяют использовать ее не только как ступеньку для восхождений и спусков шагами степ-аэробики, но и как гимнастический снаряд, как предмет, ориентир, препятствие или опору при выполнении упражнений разной направленности.

Как предмет степ-платформу можно переносить с места на место, передавать друг другу, выполнять со степом в руках ОРУ из различных исходных положений.

Как ориентир степ-платформа удобна в строевых упражнениях, играх, эстафетах, круговых тренировках.

Ожидаемые результаты:

  • формируется устойчивое равновесие;
  • появляется уверенность, умение ориентироваться и странстве и точность движений;
  • повышаются физические качества: ловкость, быстрин общая выносливость и т. п.;
  • снижается риск заболеваний сердечно-сосудистой систем*
  • корректируется осанка;
  • приобретаются необходимые двигательные умения и Щ выки;
  • развивается двигательная память;
  • укрепляется дыхательная система;
  •   нормализуется деятельность вестибулярного аппар;пм||
  • совершенствуется умение ритмически согласованно т, поднять простые движения.

Противопоказания:

  • заболевания позвоночника, особенно его поясним и отдела;
  • сердечно-сосудистые заболевания, аритмия, стен о г. дня;
  • хронические заболевания печени и почек.

«Сюжетно-ролевая ритмическая гимнастика»

Сюжетно-ролевая ритмическая гимнастика представляет собой совокупность средств физического воспитания, Музыки, игры-драматизации и содержания сказок. Двигательная и познавательная деятельность дошкольников совмещены.

Главными компонентами сюжетно-ролевой ритмической гимнастики являются: движение, музыка, игра и сюжет. Компонент «Движение» направлен на развитие физических качеств, координационных способностей и функциональных возможностей организма ребенка, то есть на его физическую сущность.

Виды упражнений проходят в определен ной последовательности и связаны музыкой.

Музыка создает положительный эмоциональный фон занятий, помогает детям запомнить движения, передать зрительно ее характер. В качестве музыкального оформления используются фонограммы музыкальных сказок: русских народных и зарубежных.

«Фитбол-гимнастика»

Фитбол в переводе с английского языка означает «мяч для опоры», применяемый в оздоровительных целях.

Упражнения на гимнастическом мяче способствуют приобретению двигательной сноровки, координации движений и сохранению равновесия. Занятия с мячом укрепляют мышцы спины и брюшного пресса, создают хороший мышечный корсет, улучшают функционирование сердечно-сосудистой и дыхательной систем, коммуникативной и эмоционально-волевой сферы, нормализуют работу нервной системы, стимулируют нервно-психическое развитие, но главное — формируют сложно и длительно вырабатываемый в обычных условиях навык правильной осанки.

Фитбол-гимнастика проводится на больших мячах, пред ставляющих собой полые резиновые камеры, обладающиг различными свойствами: эластичностью, прочностью (вы держивающие вес до 300 кг), необычной формой (сдвоенные, с ручкой), яркой окраской, поверхностью, не позволяющей легко соскальзывать с мяча.

Показания для занятий фитболом:

  • церебральный паралич;
  • болезни сердечно-сосудистой системы (кроме тяжелых
  • патологий);
  • недостатки в функциях позвоночника и вестибулярного
  • аппарата;
  • неврозы, раздражительность;
  • астеноневротический синдром;
  • нарушения координации движений;
  • избыточный вес;
  • заболевания органов дыхания.

Противопоказания:

  • тяжелые заболевания сердца;
  • грыжи межпозвонковых дисков;
  • патологии органов, не позволяющих делать упражнения, в которых напрягаются соответствующие части тела.

«Йога»

Хатха-йога направлена на активизацию физических, пси хических и интеллектуальных качеств человека, способствует закаливанию организма, защищает его от простудных п инфекционных заболеваний, помогает развитию и совершен ствованию дыхательной системы детей, улучшению психофизического состояния; укрепляет здоровье, предупреждает нарушения опорно-двигательного аппарата, плоскостопия, формирует правильную осанку, повышает гибкость.

Нельзя делать упражнения вперемежку, повторяя разные положения в произвольной последовательности. Это ведет к нарушению кровообращения в организме.

При разучивании поз с детьми дошкольного возраста начинать надо с четвертого варианта комплекса. Такого же принципа нужно придерживаться в работе с ослабленными детьми, с теми, у кого есть серьезные нарушения в осанке. Первым упражнением всегда должно быть потягивание — это подготовит позвоночник к нагрузке. Начинающие должны выполнять потягивания, лежа на спине.

Определяя количество упражнений, необходимо учитывать способности детей, состояние их здоровья на данный момент.

        «Чирлидинг»

Чирлидинг (cheerleading, от англ, cheer — одобрительное, призывное восклицание и lead — вести, управлять) — вид двигательной активности, который сочетает в себе элементы шоу и зрелищных видов спорта (танцы, гимнастику и акробатику).

Специфической чертой чирлидинга является фронталь ный и групповой способы проведения занятий, которые гарантируют их высокую плотность в целом и максимальную моторную активность каждого занимающегося. Те перь чирлидинг стал активно применяться в дошкольных учреждениях.

Необходимо отметить положительные моменты такого нововведения:

  • возможность развития творчества детей через музыкальное движение;
  • увеличение объема двигательной активности в режиме дня;
  • формирование навыков общения в коллективной деятельности, в том числе в разновозрастной группе;
  • определение места ребенка в группе посредством установления его амплуа, которое требует наличия специальных качеств;
  • положительные эмоции, вызываемые выступлениями на публике.
Читайте также:  Сайт развитие ребенка папка передвижка

Популярность детского фитнеса растет. Его внешняя привлекательность, возможность удовлетворения различных потребностей в занятиях детей и подростков объясняется еще и тем, что специалисты прилагают значительные усилия для привлечения возможно большего числа занимающихся за счет разнообразия занятий, современных методов и форм их проведения, в том числе и с помощью внешних атрибутов — модной спортивной одежды, аксессуаров, нового, красивого, функционального оборудования. Сама атмосфера доброжелательности, повышенного внимания и уважения к каждому занимающемуся независимо от его возраста оказывает позитивное психологическое воздействие и побуждает снова и снова приходить в фитнес-клубы и учреждения дополнительного образования.

Желаем здоровья вам и вашим детям!

Источник

Чему учатся наши дети?

У детей 3-4 лет продолжают развиваться разнообразные виды движений. Они учатся ходить и бегать свободно, не шаркая ногами, не опуская головы, сохраняя перекрестную координацию движений ног и рук. Приучаются действовать совместно. Учатся энергично отталкиваться двумя  ногами и правильно приземляться в прыжках с высоты, на месте и с продвижением вперед, принимать правильное  исходное положение в прыжках в длину и в высоту с места; в метании предметов. Закрепляют умение энергично отталкивать предметы при катании и бросании. Продолжают учиться ловить мяч двумя руками одновременно. Обучаются хвату за перекладину во время лазанья. Закрепляют умение ползать. Учатся строиться в колонну по одному, шеренгу, круг, находить свое место при построениях. Учатся сохранять правильную осанку в положениях сидя, стоя, в движении, при выполнении упражнений в равновесии. Учатся выполнять правила в подвижных играх. Развиваются психофизические качества, самостоятельность и творчества при выполнении физических упражнений в подвижных играх.

К концу года дети 3-4 лет могут:

  • Ходить прямо, не шаркая ногами, сохраняя заданное направление; выполнять задания: останавливаться, приседать, поворачиваться.
  • Бегать, сохраняя равновесие, изменение направления, темп бега в соответствии с указанием.
  • Сохранять равновесие при ходьбе и беге по ограниченной плоскости, перешагивая через предметы.
  • Ползать на четвереньках, лазать по лесенке стремянке,  гимнастической  стенке произвольным способом.
  •  Энергично отталкиваться в прыжках на двух ногах, прыгать в длину с места не менее 40см. в длину.
  • Катать мяч в  заданном направлении с расстояния 1,5 м.  Бросать мяч двумя руками от груди; из-за головы, ударять мяч об пол, бросать мяч вверх 2-3 раза подряд и ловить; метать предметы правой и левой рукой на расстоянии не менее 5м.
  • Уметь выполнять движения, проявляя творчество и фантазию.

Совет родителям: Родителям все время нужно ободрять своего ребенка похвалой, удивляться тому, какой он крепкий,  ловкий, сильный, смелый, сколько он уже умеет.

У детей  4-5 лет продолжают развиваться и совершенствоваться двигательные умения и навыки, дети учатся творчески использовать их в самостоятельной двигательной деятельности. Закрепляют умение ходить и бегать с согласованными движениями рук и ног. Учатся бегать легко и ритмично, энергично отталкиваясь носком. Дети учатся ползать, пролезать, подлезать, перелезать через предметы. Учатся энергично отталкиваться и правильно приземлятся в прыжках на двух ногах на месте и с продвижением вперед, ориентироваться в пространстве. Учатся прыжкам через короткую скакалку. У детей закрепляется умение принимать правильное исходное положение при метании, отбивать мяч о землю правой и левой рукой, бросать и ловить его кистями рук. В этом возрасте дети учатся кататься на двухколесном велосипеде по прямой и по кругу. У детей развиваются психофизические качества: быстрота, гибкость, выносливость, ловкость. Учатся выполнять ведущую роль в подвижной игре, осознано относиться к выполнению правил игры. Во всех формах организации двигательной деятельности развивается у детей организованность, самостоятельность, инициативность, творчество.

К концу года дети 4-5 лет могут:

  • Ходить и бегать, соблюдая правильную технику движений.
  • Лазать по гимнастической стене, не пропуская реек, перелезая с одного пролета на другой; ползать разными способами: опираясь на кисти рук, колени и пальцы ног, на стопы и ладони; на животе, подтягиваясь руками.
  • Принимать правильное положение в прыжках с места, мягко приземляться, прыгать в длину с места на расстоянии не менее 70 см.
  • Ловить мяч кистями рук с расстояния 1,5 м.; принимать правильное положение при метании, метать предметы  разными способами правой и левой рукой; отбивать мяч о землю не менее пяти раз подряд.
  • Выполнять упражнения на статическое и динамическое равновесие.
  • Строиться в колонну по одному, парами, в круг, в шеренгу.
  • Ориентироваться в пространстве, находить левую и правую сторону.
  • Придумывать варианты подвижных игр, самостоятельно и творчески выполнять движения.
  • Выполнять имитационные упражнения, демонстрируя красоту, выразительность, грациозность. Пластичность движений.

Совет родителям: В этом возрасте у детей формируется правильная осанка. Важно следить, чтобы ребенок не сутулился.

У детей 5-6 лет совершенствуются двигательные умения и навыки. Развивается культура движений и телесная рефлексия. Развиваются психофизические качества: быстрота, сила, выносливость, гибкость. Формируется умение осознанно и творчески выполнять движения. У детей закрепляется умение легко ходить и бегать, энергично отталкиваться от опоры. Они учатся бегать наперегонки, с преодолением препятствий. Учатся лазать по гимнастической стенке, меняя темп. Учатся прыгать в длину, в высоту с разбега, правильно разбегаться, правильно отталкиваться и приземляться в зависимости от вида прыжка, прыгать на мягкое покрытие  через длинную скакалку, сохранять равновесие при приземлении. Учатся сочетать замах с броском при метании, подбрасывать и ловить мяч одной рукой, отбивать его правой и левой рукой на месте и вести в ходьбе. Всесторонне развивается личность ребенка, формируются физические, умственные, нравственные, эстетические, духовные качества.

Читайте также:  Что больше влияет на развитие ребенка

К концу года дети 5-6 лет могут:

  • Ходить и бегать легко и ритмично, сохранять правильную осанку, направление и темп.
  • Лазать по гимнастической стене, с изменением темпа.
  • Прыгать в длину с места, с разбега, не менее 100 см., прыгать через скакалку.
  • Метать предметы правой и левой рукой на расстоянии 5-9м., в вертикальную и горизонтальную цель с расстояния 3-4 м., бросать мяч верх, о землю и ловить его одной рукой, отбивать мяч о землю не менее 10 раз, владеть школой мяча.
  • Выполнять упражнения на статическое и динамическое равновесие.
  • Перестраиваться  в колонну по трое, четверо; равняться, размыкаться в колонне, в шеренге; выполнять повороты на право, налево, кругом.
  • Продолжать развивать творчество в двигательной деятельности, формировать умение варьировать упражнения и игры, придумывать и выполнять имитационные и не имитационные упражнения, демонстрируя красоту и грациозность, выразительность и пластичность движений.

У детей 6-7 лет формируется потребность в ежедневной двигательной деятельность. Совершенствуется техника основных видов движений, появляется естественность, легкость, точность, выразительность их выполнения. Закрепляется умение соблюдать заданный темп при ходьбе и беге. Дети учатся сочетать разбег с отталкиванием в прыжках на мягкое покрытие, в длину и высоту с разбега. Учатся перелазать с пролета на пролет гимнастической стенки по диагонали. Учатся перестраиваться на месте и во время движения, равняться в колонне, шеренге, кругу; выполнять упражнения ритмично, в указанном темпе. Также у детей развиваются психофизические качества: сила, быстрота, выносливость, гибкость. Дети продолжают упражняться в статистическом и динамическом равновесии, развивают координацию движений и ориентировку в пространстве. Закрепляют навыки спортивных упражнений. Учатся самостоятельно следить за состоянием физкультурного инвентаря,  спортивной формы, активно участвуют в уходе за ними. Продолжают учиться самостоятельно организовывать подвижные игры, придумывать собственные игры, варианты игр, комбинировать движения.

К концу года дети 6-7 лет могут:

  • Выполнять правильно все основные виды движений.
  • Прыгать в длину с места не менее 100см., с разбега 10см., в высоту 50см., прыгать через короткую и длинную скакалку.
  • Перебрасывать набивные мячи, бросать предметы в цель из разных исходных положений, попадать в вертикальную и горизонтальную цель с 4-5 м., метать предметы правой и левой рукой на 5-12 м., владеть школой мяча.
  • Выполнять физические упражнения из разных исходных положений четко, ритмично, в заданном темпе.
  • Сохранять правильную осанку.
  • Активно участвовать в  играх с элементами спорта.
  • Проявлять дисциплинированность, выдержку, самостоятельность и творчество в двигательной деятельности, демонстрировать красоту, грациозность, выразительность движений.

Совет родителям: Родители должны поддерживать интерес детей к различным видам спорта, сообщать им некоторые сведения о событиях спортивной жизни страны.

Как заинтересовать ребенка занятиями дома?

Здорового ребенка не нужно заставлять заниматься физкультурой – он сам нуждается в движении и охотно выполняет все новые и новые задания. Ни в коем случае не стоит принуждать ребенка к выполнению того или иного движения или превращать занятие в скучный урок. Занятия дома должны проходить в виде игры. Постепенно вовлекайте ребенка во все новые игры и забавы. Пробудить у ребенка интерес, также можно демонстрируя его умения перед членами его семьи или же его сверстниками. Так у ребенка развивается уверенность в своих силах, и стремление учится дальше, осваивая новые, более сложные движения и игры.

Игры, физические упражнения, спорт едва ли не самое интересное в этой жизни. Спорт укрепляет здоровье ребенка, способствует развитию творческих, духовных способностей.

Давай поиграем малыш!

В играх развиваются активность и творчество детей в процессе двигательной деятельности. Организовываются игры с правилами.  Дома больше поощряйте игры с каталками, автомобилями, тележками, велосипедами, мячами, шарами. Развивайте  навыки лазанья, ползания; ловкость, творчество и выразительность движений. Вводите  различные игры с более сложными правилами и сменой видов движений. Воспитывайте дома  у детей умение соблюдать элементарные правила, согласовывать движения, ориентироваться в пространстве.

Порой родители ошибочно полагают, что детство – это лишь подготовка к настоящей жизни. Нет, детство, включая самые ранние периоды, и есть жизнь. Нелегкая полная загадочных происшествий и захватывающих событий…

Играем дома, в саду, на природе!

Главная и самая правильная форма физического воспитания детей – игра. Игровая деятельность – это очень важный и просто не обходимый элемент развития каждого ребенка. Можно ли с пользой для здоровья заниматься подвижными играми не выходя из квартиры? И при этом не только детям, но и взрослым? Если у вас семейный праздник или у ребенка день рожденье, включите в праздничный день несколько подвижных игр. Дети будут рады, и вам будет весело!

Помните: Родители должны освоить азбуку воспитания и не бояться самостоятельно и активно заниматься со своими детьми. Без помощи родителей любые усилия в этом направлении могут пойти насмарку….

Дети растут и развиваются, насколько это будет гармонично, зависит не только от педагогов, но и от родителей!

Источник