Памятка родителям по развитию речи ребенка

Памятка для родителей

о психолого-педагогических основах развития речи

детей старшего дошкольного возраста

Уважаемые родители:

  • Развивая речь ребенка, вы способствуете развитию его интеллектуальной и эмоциональной сферы, тем самым создавая залог успешности обучения в школе
  • Речь ребенка развивается в подражании. Будьте примером для своего ребенка
  • Связная речь, способность формулировать мысли рождается в диалоге. Учите своего ребенка вести диалог
  • Работа по формированию слухового внимания, фонематического слуха, правильного звукопроизношения решает задачи по подготовке к обучению грамоте
  • Формирующаяся в этом возрасте интеллектуальная, то есть планирующая функция речи является составляющей деятельности общения
  • К пяти годам детей овладевают грамматикой родного языка, правильно употребляют слова-исключения из правил
  • В этом возрасте высок уровень развития лексики. В речи ребенка появляются синонимы, антонимы, сравнения
  • Для формирования лексических и грамматических навыков необходимо внимательно выслушивать ответы ребенка, помогая высказывать мысли, находить более точные слова
  • Словарный запас расширяется за счет получения новых впечатлений, в различных видах деятельности
  • Для обучения монологической речи учите ребенка рассказывать или пересказывать небольшие сказки, рассказы, составлять рассказы по картинкам, из личного опыта
  • Слушайте и слышьте друг друга

ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ПО ПРОВЕДЕНИЮ

АРТИКУЛЯЦИОННОЙ ГИМНАСТИКИ

Цель артикуляционной гимнастики – выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков. 

Рекомендации

1. Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись. Лучше выполнять упражнения 3-4 раза в день по 3-5 минут. Не следует предлагать детям более 2-3 упражнений за раз. 

2. Каждое упражнение выполняется по 5-7 раз.

 

3. Статические упражнения выполняются по 10-15 секунд (удержание артикуляционной позы в одном положении).

 

4. При отборе упражнений для артикуляционной гимнастики надо соблюдать определенную последовательность, идти от простых упражнений к более сложным. Проводить их лучше эмоционально, в игровой форме.

 

5. Из выполняемых двух-трех упражнений новым может быть только одно, второе и третье даются для повторения и закрепления. Если же ребенок выполняет какое-то упражнение недостаточно хорошо, не следует вводить новых упражнений, лучше отрабатывать старый материал. Для его закрепления можно придумать новые игровые приемы.

 

6. Артикуляционную гимнастику выполняют сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении.

 

7. Ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого, а также свое лицо, чтобы самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений. Поэтому ребенок и взрослый во время проведения артикуляционной гимнастики должны находиться перед настенным зеркалом. Также ребенок может воспользоваться небольшим ручным зеркалом (примерно 9х12 см), но тогда взрослый должен находиться напротив ребенка лицом к нему.

 

8. Начинать гимнастику лучше с упражнений для губ.

 

Организация проведения артикуляционной гимнастики

1. Взрослый рассказывает о предстоящем упражнении, используя игровые приемы. 

2. Взрослый показывает выполнение упражнения.

3. Упражнение делает ребенок, а взрослый контролирует выполнение.

 

Взрослый, проводящий артикуляционную гимнастику, должен следить за качеством выполняемых ребенком движений: точность движения, плавность, темп выполнения, устойчивость, переход от одного движения к другому. Также важно следить, чтобы движения каждого органа артикуляции выполнялись симметрично по отношению к правой и левой стороне лица. В противном случае артикуляционная гимнастика не достигает своей цели.

 

4. Если у ребенка не получается какое-то движение, помогать ему (шпателем, ручкой чайной ложки или просто чистым пальцем).

 

5. Для того, чтобы ребенок нашел правильное положение языка, например, облизал верхнюю губу, намазать ее вареньем, шоколадом или чем-то еще, что любит ваш ребенок. Подходить к выполнению упражнений творчески.

 

Сначала при выполнении детьми упражнений наблюдается напряженность движений органов артикуляционного аппарата. Постепенно напряжение исчезает, движения становятся непринужденными и вместе с тем координированными.

Система упражнений по развитию артикуляционной моторики должна включать как статические упражнения, так и упражнения, направленные на развитие динамической координации речевых движений.

 

Памятка для родителей

по развитию речи детей.

  1. Общее правило – чем больше Вы разговариваете с ребенком, тем большему он научится.
  2. Продолжайте и дополняйте сказанное ребенком – делайте его предложения распространенными.
  3. Никогда не поправляйте речь ребенка.  Просто повторите ту же фразу правильно.
  4. Заботьтесь о том, чтобы у ребенка были новые впечатления, о которых он мог бы рассказать.
  5. Поощряйте в ребенке стремление задавать вопросы и никогда не оставляйте их без ответа.
  6. Не перебивайте ребенка, не отворачивайтесь, пока малыш не закончит рассказывать – другими словами, не дайте заподозрить, что Вас мало интересует то, о чем он говорит.
  7. Давайте ребенку перебирать крупы, играть с пуговицами, мелкими игрушками – это развивает пальцы рук, следовательно, и речь.
  8. Обращайте внимание детей на звуки и шумы с улицы, из другой комнаты, из кухни. Это развивает фонематический (речевой) слух.
  9. Ограничивайте время просмотра телевизора. Лучше смотрите телевизор вместе с ребенком и обсуждайте с ним его впечатления от увиденного.
  10.  Читайте с ребенком художественную литературу – это приучает ребенка слушать, быть усидчивым, беседуйте о прочитанном.
  11.  Не критикуйте ребенка даже с глазу на глаз, тем более не следует этого делать в присутствии посторонних.
  12.  Не сравнивайте ребенка с другими детьми.
  13.  Играйте с ребенком в разные игры.
  14.  Проблемы отцов и детей не бывает там, где родители и дети дружат и чем-то занимаются вместе.

Памятка для родителей

 «Учимся слышать звуки и правильно их произносить»

Уважаемые родители!

        Вашему вниманию предлагаются речевые игры и упражнения, которые Вы можете использовать дома при закреплении правильного произношения. Старайтесь как можно чаще побуждать ребенка прислушиваться к звуковой «одежде» слов, оценивать собственное произношение. Помните, что ваша речь – образец для ребенка, поэтому она должна быть четкой, внятной и выразительной. Не забывайте следить за правильностью произнесения ребенком закрепляемых звуков, как в игре, так и в поощрении, они – важный стимул для успешного закрепления полученных навыков.

Читайте также:  Развитие личностных качеств ребенка в воспитательном процессе

– «Стоп – игра». Назовите любые слова. Ребенок говорит «стоп», если услышит слово с закрепляемым звуком. Уточните, какое слово услышал ребенок. Начинайте игру в медленном темпе, постепенно ускоряя его.

– «Разведчики». Предложите всем членам семьи отправиться на кухню (в ванную, прихожую) или заглянуть в шкаф (холодильник) и найти как можно больше предметов с закрепляемым звуком.  Кто найдет больше предметов, то и победит.

– «Угадай-ка».  Предложите детям угадать разные предметы по их описанию, напомнив при этом, что во всех словах «живет» закрепляемый звук. Подумайте о поощрении в случае угадывания и правильного произнесения слова.

– «Исправляй-ка». Произнесите слова с «дефектным» произношением и попросите ребенка исправить ошибку.

– «Будь внимателен». При чтении сказок, рассказов или стихов попросите ребенка запомнить как можно больше слов с закрепляемым звуком из этого произведения. Аналогичное задание можно предложить при рассматривании иллюстраций в книге.

– «Кто больше?». Посоревнуйтесь со своим ребенком в придумывании ( т.е. припоминании) слов с закрепляемым звуком.

– «Мы – артисты». Проговорите с ребенком скороговорку, чистоговорку  или короткое стихотворение с закрепляемым звуком несколько раз разными интонациями (удивленно, весело, грустно). Закрепляемый звук произносится чуть дольше обычного.

– «Можно или нельзя». Договоритесь с ребенком, что вы будете внимательно следить за его речью и сможете выполнить только те его просьбы, которые он произнесет без ошибок.

Источник

                     Памятка для родителей по развитию речи детей
1. Общее правило – чем больше Вы разговариваете с ребёнком, тем большему он научится. 
2. Продолжайте и дополняйте сказанное ребёнком – делайте его предложения распространенными. 
3. Никогда не поправляйте речь ребёнка. Просто повторите ту же фразу правильно. 
4. Заботьтесь о том, чтобы у ребёнка были новые впечатления, о которых он мог бы рассказать. 
5. Поощряйте в ребенке стремление задавать вопросы и никогда не оставляйте их без ответа. 
6. Не перебивайте ребёнка, не отворачивайтесь пока малыш, не закончит рассказывать – другими словами, не дайте заподозрить, что Вас мало интересует то, о чём он говорит. 
7. Давайте ребёнку перебирать крупы, играть с пуговицами, мелкими игрушками – это развивает пальцы рук, следовательно, и речь. 
8. Обращайте внимание детей на звуки и шумы с улицы, из другой комнаты, из кухни. Это развивает фонематический (речевой) слух. 
9. Ограничивайте время просмотра телевизора. Лучше смотрите телевизор вместе с ребёнком и обсуждайте с ним его впечатления от увиденного. 
10. Читайте с ребёнком художественную литературу – это приучает ребёнка слушать, быть усидчивым, беседуйте о прочитанном. 
11. Не критикуйте ребёнка даже с глазу на глаз, тем более не следует этого делать в присутствии посторонних. 
12. Не сравнивайте ребёнка с другими детьми. 
13. Играйте с ребёнком в разные игры. 
                                              Игры для развития речи детей 3-4 лет 
1. «Что бывает… .? Какое бывает? » 
Начните игру словами:
“Мягким может быть хлеб, а еще подушка, а еще мягким может быть… ” и подождите, пока ребенок придумает свой вариант (хотя бы один). Если малыш не продолжает вашу фразу, закончите ее сами и предложите аналогичную – с еще одним признаком: любым другим или противоположным по значению, если это возможно (в данном случае: твердым бывает). 
Или наоборот:
“Мячик может быть большим или маленьким, красным, зеленым или желтым, резиновым или пластмассовым. А еще… ” и так далее о других предметах или живых существах. 
“А может мячик быть одновременно мягким и жестким? Или одновременно большим и маленьким? “
Или так:
Что бывает круглое? Что бывает острое? 
Что бывает жидкое? Что бывает длинное? 
Что бывает пушистое? Что бывает твердое? 
Что бывает квадратное? Что бывает ароматное? 
Что бывает синее? И так далее… 
Играть в подобные словесные игры можно по дороге в детский сад или на площадку, сидя в машине или в очереди к врачу. 
Предложите ребенку задавать вам подобные задания. А вы время от времени допускайте ошибки, чтобы понять, насколько внимателен малыш или насколько хорошо он понимает суть игры и свойства предметов. 
2. «Что сначала, что потом»
Познакомьте ребенка с понятиями “сначала” и “потом” на наглядных жизненных примерах, с помощью детских книг, игр с карточками. 
Когда ребенок будет осознавать смысл этих слов, предложите ему продолжить фразы типа:
-сначала чай наливают, потом пьют
-сначала человек ложится спать, потом встает
-сначала самолет взлетает, потом… 
-сначала птичка откладывает яичко, потом… 
Естественно, чем младше ребенок, тем смысл фраз должен быть проще, понятнее ему. 
Пальчиковые игры
Срока белобока – эта старинная игра, однако, до сих пор популярна и любима малышами. 
(Водя пальцем по ладошке малыша) 
Сорока-белобока, кашку варила 
детей кормила 
(трогая каждый пальчик в отдельности) 
Этому дала, этому дала. 
А мальчику-спальчику (мизинцу) ничего не досталось
Пальчики-мальчики (поочередно загибая каждый пальчик, начиная с мизинца) 
Этот пальчик – в лес пошел 
Этот пальчик – гриб нашел 
Этот пальчик – леденец 
Этот пальчик – огурец 
Этот пальчик – много ест, оттого и молодец. 
Прогулка (начинаем большим и указательным по столу “шагая”) 
Раз, два, три, четыре, пять, 
Мы пошли во двор гулять 
Тут увидели собаку, 
там увидели кота, 
А потом пришла корова – разбежались кто-куда. 
(Используйте известные стишки, собирая по одному пальчику в кулачок) 
Мы делили апельсин, 
Много нас, а он один, 
Эта долька – для ежа, 
Эта долька – для чижа, 
Эта долька – для крота, 
Эта долька – для бобра, 
А для волка – кожура! 
Он сердит на нас – беда! 
Разбегайтесь, кто – куда! 
И т. д. Или, наоборот, “запутывайтесь”, произносите “неправильные” фразы, в которых нарушена последовательность действий или нарушен смысл:
сначала картошку надо бросить в суп, а потом помыть и почистить. И т. д. 
3. «Что будет, если… »
Еще одна устная игра. 
Вы задаете вопрос – ребенок отвечает. 
“Что будет, если я встану ногами в лужу? “
“Что будет, если в ванну с водой упадет мячик? Палка? Полотенце? Котенок? Камень? ” и так далее. Затем меняйтесь ролями. 
4.«Что можно делать с? С чем можно делать…? »
Вы начинаете:
“Мячик можно кидать, катать, ронять, отбивать его ногой, ракеткой, а еще… “, “Воду можно пить, ею можно умываться, в ней можно плавать, а еще. ” – ребенок продолжает. 
Или:
“Залезать можно на шкаф, на кровать, на лестницу… 
“Пить можно воду, молоко, сок, а еще… “.
Или:
Чай пьют, а печенье едят. 
На кровати лежат, а на стуле сидят. 
Рубашку шьют, а шарф … 
Котлеты жарят, а суп… и так далее. 
Когда суть игры станет понятной, пробуйте меняться ролями – ребенок начинает, вы продолжаете. 
5.«Кто что делает?».
Начало может быть таким:
“Солнышко – светит, сияет, греет, а еще… .”
“Машина – едет, гудит, светит… “
“Кошка – бегает, ходит, пьет, спит… “
Или называете два предмета или живых существа. Ребенок должен назвать общее для них действие:
И лягушка, и зайчик – прыгают. 
И птица, и муха летают. 
И снег, и лед – тают. 
Или много предметов на одно действие:
“Светит – солнышко, лампа, фонарь, фара, а еще … “
“Едет – машина, поезд, велосипед, … “
“Тает – мороженое, лед, … “
Чистоговорки
“да-да-да – в огороде лебеда”, 
“ду-ду-ду – растут яблоки в саду”, 
“ша-ша-ша – принесли домой ерша”
“ту-ту-ту – мы поедем в Воркуту”
“жа-жа-жа – есть иголки у ежа”
“чи-чи-чи – прилетели к нам грачи”
“жу-жу-жу – я на солнышке лежу”. ну и так далее. 
Скороговорки
– Шла Саша по шоссе и сосала сушку. 
– Ехал Грека через реку, 
видит Грека – в реке рак, 
сунул Грека руку в реку, 
рак за руку греку – цап. 
– Карл украл у Клары кораллы, 
Клара у Карла украла кларнет. 
– На дворе трава, 
на траве дрова. 
На дворе трава, 
на траве дрова. 
– Кукушка кукушонку купила капюшон, 
надел кукушонок капюшон, 
как в капюшоне он смешон. 

Читайте также:  Книги по развитию ребенка комаровский

Источник

Бургарт Вероника
Памятки для родителей по развитию речи детей

Памятка для родителей по развитию речи детей

1. Общее правило – чем больше Вы разговариваете с ребёнком, тем большему он научится.

2. Продолжайте и дополняйте сказанное ребёнком – делайте его предложения распространенными.

3. Никогда не поправляйте речь ребёнка. Просто повторите ту же фразу правильно.

4. Заботьтесь о том, чтобы у ребёнка были новые впечатления, о которых он мог бы рассказать.

5. Поощряйте в ребенке стремление задавать вопросы и никогда не оставляйте их без ответа.

6. Не перебивайте ребёнка, не отворачивайтесь пока малыш, не закончит рассказывать – другими словами, не дайте заподозрить, что Вас мало интересует то, о чём он говорит.

7. Давайте ребёнку перебирать крупы, играть с пуговицами, мелкими игрушками – это развивает пальцы рук, следовательно, и речь.

8. Обращайте внимание детей на звуки и шумы с улицы, из другой комнаты, из кухни. Это развивает фонематический (речевой) слух.

9. Ограничивайте время просмотра телевизора. Лучше смотрите телевизор вместе с ребёнком и обсуждайте с ним его впечатления от увиденного.

10. Читайте с ребёнком художественную литературу – это приучает ребёнка слушать, быть усидчивым, беседуйте о прочитанном.

11. Не критикуйте ребёнка даже с глазу на глаз, тем более не следует этого делать в присутствии посторонних.

12. Не сравнивайте ребёнка с другими детьми.

13. Играйте с ребёнком в разные игры.

Игры для развития речи детей 3-4 лет

1. «Что бывает….? Какое бывает?»

Начните игру словами:

“Мягким может быть хлеб, а еще подушка, а еще мягким может быть…” и подождите, пока ребенок придумает свой вариант (хотя бы один). Если малыш не продолжает вашу фразу,закончите ее сами и предложите аналогичную – с еще одним признаком: любым другим или противоположным по значению, если это возможно (в данном случае: твердым бывает).

Или наоборот:

“Мячик может быть большим или маленьким, красным, зеленым или желтым, резиновым или пластмассовым. А еще… ” и так далее о других предметах или живых существах.

“А может мячик быть одновременно мягким и жестким? Или одновременно большим и маленьким?”

Или так:

Что бывает круглое? Что бывает острое?

Что бывает жидкое? Что бывает длинное?

Что бывает пушистое? Что бывает твердое?

Что бывает квадратное? Что бывает ароматное?

Что бывает синее? И так далее…

Играть в подобные словесные игры можно по дороге в детский сад или на площадку, сидя в машине или в очереди к врачу.

Предложите ребенку задавать вам подобные задания. А вы время от времени допускайте ошибки, чтобы понять, насколько внимателен малыш или насколько хорошо он понимает суть игры и свойства предметов.

2. «Что сначала, что потом»

Познакомьте ребенка с понятиями “сначала” и “потом” на наглядных жизненных примерах, с помощью детских книг, игр с карточками.

Когда ребенок будет осознавать смысл этих слов,предложите ему продолжить фразы типа:

-сначала чай наливают, потом пьют

-сначала человек ложится спать, потом встает

-сначала самолет взлетает, потом…

-сначала птичка откладывает яичко, потом…

Естественно, чем младше ребенок, тем смысл фраз должен быть проще, понятнее ему.

Пальчиковые игры

Срока белобока – эта старинная игра, однако, до сих пор популярна и любима малышами.

Читайте также:  Развитие речи у ребенка психология кратко

(Водя пальцем по ладошке малыша)

Сорока-белобока, кашку варила

детей кормила

(трогая каждый пальчик в отдельности)

Этому дала, этому дала.

А мальчику-спальчику (мизинцу) ничего не досталось

Пальчики-мальчики (поочередно загибая каждый пальчик, начиная с мизинца)

Этот пальчик – в лес пошел

Этот пальчик – гриб нашел

Этот пальчик – леденец

Этот пальчик – огурец

Этот пальчик – много ест, оттого и молодец.

Прогулка (начинаем большим и указательным по столу “шагая”)

Раз, два, три, четыре, пять,

Мы пошли во двор гулять

Тут увидели собаку,

там увидели кота,

А потом пришла корова – разбежались кто-куда.

(Используйте известные стишки, собирая по одному пальчику в кулачок)

Мы делили апельсин,

Много нас, а он один,

Эта долька – для ежа,

Эта долька – для чижа,

Эта долька – для крота,

Эта долька – для бобра,

А для волка – кожура!

Он сердит на нас – беда!

Разбегайтесь, кто – куда!

И т. д. Или, наоборот, “запутывайтесь”, произносите “неправильные” фразы,в которых нарушена последовательность действий или нарушен смысл:

сначала картошку надо бросить в суп, а потом помыть и почистить. И т. д.

3. «Что будет, если…»

Еще одна устная игра.

Вы задаете вопрос – ребенок отвечает.

“Что будет, если я встану ногами в лужу?”

“Что будет, если в ванну с водой упадет мячик? Палка? Полотенце? Котенок? Камень?” и так далее. Затем меняйтесь ролями.

4.«Что можно делать с? С чем можно делать… ?»

Вы начинаете:

“Мячик можно кидать, катать, ронять, отбивать его ногой, ракеткой, а еще…”, “Воду можно пить, ею можно умываться, в ней можно плавать, а еще. ” – ребенок продолжает.

Или:

“Залезать можно на шкаф, на кровать, на лестницу…

“Пить можно воду, молоко, сок, а еще…”.

Или:

Чай пьют, а печенье едят.

На кровати лежат, а на стуле сидят.

Рубашку шьют, а шарф …

Котлеты жарят, а суп…и так далее.

Когда суть игры станет понятной, пробуйте меняться ролями – ребенок начинает, вы продолжаете.

5.«Кто что делает?».

Начало может быть таким:

“Солнышко – светит, сияет, греет, а еще….”

“Машина – едет, гудит, светит…”

“Кошка – бегает, ходит, пьет, спит…”

Или называете два предмета или живых существа.Ребенок должен назвать общее для них действие:

И лягушка, и зайчик – прыгают.

И птица, и муха летают.

И снег, и лед – тают.

Или много предметов на одно действие:

“Светит – солнышко, лампа, фонарь, фара, а еще …”

“Едет – машина, поезд, велосипед, …”

“Тает – мороженое, лед, …”

Чистоговорки

“да-да-да – в огороде лебеда”,

“ду-ду-ду – растут яблоки в саду”,

“ша-ша-ша – принесли домой ерша”

“ту-ту-ту – мы поедем в Воркуту”

“жа-жа-жа – есть иголки у ежа”

“чи-чи-чи – прилетели к нам грачи”

“жу-жу-жу – я на солнышке лежу”. ну и так далее.

Скороговорки

– Шла Саша по шоссе и сосала сушку.

– Ехал Грека через реку,

видит Грека – в реке рак,

сунул Грека руку в реку,

рак за руку греку – цап.

– Карл украл у Клары кораллы,

Клара у Карла украла кларнет.

– На дворе трава,

на траве дрова.

На дворе трава,

на траве дрова.

– Кукушка кукушонку купила капюшон,

надел кукушонок капюшон,

как в капюшоне он смешон.

Памятка «Развитие мелкой моторики рук ребенка в домашних условиях»

Уважаемые папы и мамы, бабушки и дедушки! Вы – первые и самые важные учителя своего ребёнка. Первая его школа – ваш дом – окажет огромное влияние на то, что он будет считать важным в жизни, на формирование его системы ценностей.

Сколько бы мы не прожили, мы всё равно постоянно обращаемся к опыту детства, к жизни в семье. Даже убелённый сединами человек продолжает ссылаться на то, чему его учили дома, чему учила мать, что показывал отец.

Малыш учится всему в общении со взрослыми. Ранний опыт ребёнка создаёт тот фон, который ведёт к развитию речи, умению слушать и думать, подготавливает его к вычленению смысла слов.

«Годы чудес» – так называют дошкольное детство. Закладываемое в это время эмоциональное отношение к жизни, людям и наличие или отсутствие стимулов к интеллектуальному развитию оставляют неизгладимый отпечаток на всём дальнейшем поведении и образе мыслей человека.

Для ребёнка ваша речь является образцом речи, поскольку дети учатся речевому общению, подражая вам, слушая вас. Наблюдая за вами.

Ребёнок постоянно изучает то, что он наблюдает, и понимает гораздо больше. Чем может сказать.

Речь ребёнка успешнее всего развивается в атмосфере спокойствия, безопасности и любви, когда взрослые слушают его, общаются с ним, разговаривают, направляют внимание, читают ему.

Вам принадлежит исключительная активная роль в обучении малыша умению думать и говорить, но не менее активная роль в интеллектуальном, эмоциональном, речевом и коммуникативном развитии присуща самому ребёнку.

Нужно обеспечить ребёнку широкие возможности для использования всех пяти органов чувств: видеть, слышать, трогать руками, пробовать на вкус, чувствовать различные элементы окружающего мира.

Следует уделять ребёнку больше времени, так как в раннем детстве влияние семьи на речевое и умственное развитие, приобщение ребёнка к жизни общества является решающим. Именно в эти годы закладываются основы уверенности в себе и успешного общения вне дома, что способствует дальнейшему продвижению ребёнка в школе, в компании сверстников, а в дальнейшем – и на работе.

По возможности нужно присоединяться к ребёнку, когда он смотрит телевизор, и стараться узнать, что его интересует, обсуждать увиденное.

У каждого ребёнка свой темперамент, свои потребности, интересы, симпатии и антипатии. Очень важно уважать его неповторимость, ставить для себя и ребёнка реальные цели.

Старайтесь, чтобы ребёнок не чувствовал недостатка в любви и разнообразии впечатлений.

Источник