Памятка развитие речи у ребенка
Памятка для родителей по развитию речи детей
1. Общее правило – чем больше Вы разговариваете с ребёнком, тем большему он научится.
2. Продолжайте и дополняйте сказанное ребёнком – делайте его предложения распространенными.
3. Никогда не поправляйте речь ребёнка. Просто повторите ту же фразу правильно.
4. Заботьтесь о том, чтобы у ребёнка были новые впечатления, о которых он мог бы рассказать.
5. Поощряйте в ребенке стремление задавать вопросы и никогда не оставляйте их без ответа.
6. Не перебивайте ребёнка, не отворачивайтесь пока малыш, не закончит рассказывать – другими словами, не дайте заподозрить, что Вас мало интересует то, о чём он говорит.
7. Давайте ребёнку перебирать крупы, играть с пуговицами, мелкими игрушками – это развивает пальцы рук, следовательно, и речь.
8. Обращайте внимание детей на звуки и шумы с улицы, из другой комнаты, из кухни. Это развивает фонематический (речевой) слух.
9. Ограничивайте время просмотра телевизора. Лучше смотрите телевизор вместе с ребёнком и обсуждайте с ним его впечатления от увиденного.
10. Читайте с ребёнком художественную литературу – это приучает ребёнка слушать, быть усидчивым, беседуйте о прочитанном.
11. Не критикуйте ребёнка даже с глазу на глаз, тем более не следует этого делать в присутствии посторонних.
12. Не сравнивайте ребёнка с другими детьми.
13. Играйте с ребёнком в разные игры.
Игры для развития речи детей 3-4 лет
1. «Что бывает… .? Какое бывает? »
Начните игру словами:
“Мягким может быть хлеб, а еще подушка, а еще мягким может быть… ” и подождите, пока ребенок придумает свой вариант (хотя бы один). Если малыш не продолжает вашу фразу, закончите ее сами и предложите аналогичную – с еще одним признаком: любым другим или противоположным по значению, если это возможно (в данном случае: твердым бывает).
Или наоборот:
“Мячик может быть большим или маленьким, красным, зеленым или желтым, резиновым или пластмассовым. А еще… ” и так далее о других предметах или живых существах.
“А может мячик быть одновременно мягким и жестким? Или одновременно большим и маленьким? “
Или так:
Что бывает круглое? Что бывает острое?
Что бывает жидкое? Что бывает длинное?
Что бывает пушистое? Что бывает твердое?
Что бывает квадратное? Что бывает ароматное?
Что бывает синее? И так далее…
Играть в подобные словесные игры можно по дороге в детский сад или на площадку, сидя в машине или в очереди к врачу.
Предложите ребенку задавать вам подобные задания. А вы время от времени допускайте ошибки, чтобы понять, насколько внимателен малыш или насколько хорошо он понимает суть игры и свойства предметов.
2. «Что сначала, что потом»
Познакомьте ребенка с понятиями “сначала” и “потом” на наглядных жизненных примерах, с помощью детских книг, игр с карточками.
Когда ребенок будет осознавать смысл этих слов, предложите ему продолжить фразы типа:
-сначала чай наливают, потом пьют
-сначала человек ложится спать, потом встает
-сначала самолет взлетает, потом…
-сначала птичка откладывает яичко, потом…
Естественно, чем младше ребенок, тем смысл фраз должен быть проще, понятнее ему.
Пальчиковые игры
Срока белобока – эта старинная игра, однако, до сих пор популярна и любима малышами.
(Водя пальцем по ладошке малыша)
Сорока-белобока, кашку варила
детей кормила
(трогая каждый пальчик в отдельности)
Этому дала, этому дала.
А мальчику-спальчику (мизинцу) ничего не досталось
Пальчики-мальчики (поочередно загибая каждый пальчик, начиная с мизинца)
Этот пальчик – в лес пошел
Этот пальчик – гриб нашел
Этот пальчик – леденец
Этот пальчик – огурец
Этот пальчик – много ест, оттого и молодец.
Прогулка (начинаем большим и указательным по столу “шагая”)
Раз, два, три, четыре, пять,
Мы пошли во двор гулять
Тут увидели собаку,
там увидели кота,
А потом пришла корова – разбежались кто-куда.
(Используйте известные стишки, собирая по одному пальчику в кулачок)
Мы делили апельсин,
Много нас, а он один,
Эта долька – для ежа,
Эта долька – для чижа,
Эта долька – для крота,
Эта долька – для бобра,
А для волка – кожура!
Он сердит на нас – беда!
Разбегайтесь, кто – куда!
И т. д. Или, наоборот, “запутывайтесь”, произносите “неправильные” фразы, в которых нарушена последовательность действий или нарушен смысл:
сначала картошку надо бросить в суп, а потом помыть и почистить. И т. д.
3. «Что будет, если… »
Еще одна устная игра.
Вы задаете вопрос – ребенок отвечает.
“Что будет, если я встану ногами в лужу? “
“Что будет, если в ванну с водой упадет мячик? Палка? Полотенце? Котенок? Камень? ” и так далее. Затем меняйтесь ролями.
4.«Что можно делать с? С чем можно делать…? »
Вы начинаете:
“Мячик можно кидать, катать, ронять, отбивать его ногой, ракеткой, а еще… “, “Воду можно пить, ею можно умываться, в ней можно плавать, а еще. ” – ребенок продолжает.
Или:
“Залезать можно на шкаф, на кровать, на лестницу…
“Пить можно воду, молоко, сок, а еще… “.
Или:
Чай пьют, а печенье едят.
На кровати лежат, а на стуле сидят.
Рубашку шьют, а шарф …
Котлеты жарят, а суп… и так далее.
Когда суть игры станет понятной, пробуйте меняться ролями – ребенок начинает, вы продолжаете.
5.«Кто что делает?».
Начало может быть таким:
“Солнышко – светит, сияет, греет, а еще… .”
“Машина – едет, гудит, светит… “
“Кошка – бегает, ходит, пьет, спит… “
Или называете два предмета или живых существа. Ребенок должен назвать общее для них действие:
И лягушка, и зайчик – прыгают.
И птица, и муха летают.
И снег, и лед – тают.
Или много предметов на одно действие:
“Светит – солнышко, лампа, фонарь, фара, а еще … “
“Едет – машина, поезд, велосипед, … “
“Тает – мороженое, лед, … “
Чистоговорки
“да-да-да – в огороде лебеда”,
“ду-ду-ду – растут яблоки в саду”,
“ша-ша-ша – принесли домой ерша”
“ту-ту-ту – мы поедем в Воркуту”
“жа-жа-жа – есть иголки у ежа”
“чи-чи-чи – прилетели к нам грачи”
“жу-жу-жу – я на солнышке лежу”. ну и так далее.
Скороговорки
– Шла Саша по шоссе и сосала сушку.
– Ехал Грека через реку,
видит Грека – в реке рак,
сунул Грека руку в реку,
рак за руку греку – цап.
– Карл украл у Клары кораллы,
Клара у Карла украла кларнет.
– На дворе трава,
на траве дрова.
На дворе трава,
на траве дрова.
– Кукушка кукушонку купила капюшон,
надел кукушонок капюшон,
как в капюшоне он смешон.
Источник
Памятка для родителей
«Развиваем речь детей»
РЕЧЬ – один из наиболее мощных факторов и стимулов развития ребенка в целом. Это обусловлено исключительной ролью речи в жизни человека. С ее помощью выражаются мысли, желания, передают свой жизненный опыт. Речь не передается по наследству, малыш перенимает опыт речевого общения у окружающих его взрослых (и прежде всего родителей), т.е. овладение речью находится в прямой зависимости от окружающей ребенка речевой среды. Поэтому так важно, чтобы дома он слышал правильную, грамотную речь. Важной стороной речевого развития является правильное произношение звуков. Ошибки в произношении – основа многих школьных трудностей. Кроме того, дети с нечеткой речью не уверены в себе, неохотно вступают в общение со сверстниками и взрослыми.
Советы родителям
- Не забывайте, что решающее значение для развития разговорной речи детей имеет его общение с вами. Постарайтесь во время совместных прогулок обращать их внимание на значимые для человека объекты: магазины, школы, поликлиники, библиотеки. Расскажите ребенку, для чего эти учреждения, кто в них работает.
- Во время прогулки в парке, сквере, на пруду привлекайте внимание малыша к красоте окружающей природы, растений и животных, насекомых.
- Не уходите от ответов на вопросы ребенка. Знакомя с новыми предметами, вещами, объектами, называйте их правильно. Предложите рассмотреть детально, выделить характерные особенности, свойства (этим вы пополните словарь малыша), научите его наблюдать, сравнивать предметы и явления.
- Создайте дома детскую библиотечку, где можно вместе с ребенком рассматривать иллюстрации в книгах, энциклопедиях для детей.
- Как можно больше знакомьте малышей с фольклором, рассказывайте и читайте сказки, загадки, песенки, потешки. Они не только приобщают ребят к национальной культуре, но и формируют нравственные качества: доброту, честность, заботу о другом человеке, развлекают и забавляют, вызывают желание высказаться, поговорить о героях сказки.
- Поддерживайте это стремление, пусть ваш ребенок расскажет знакомую сказку сестренке, бабушке, своей любимой игрушке. Это первые шаги в овладении монологической речью. У большинства детей в возрасте 3-х лет происходит резкий рывок в речевом развитии. По времени произношения первых слов и по темпу пополнения активного словаря дети очень сильно отличаются друг от друга.
На третьем году жизни в речи ребенка появляются грамматические формы, выражающие его отношение к предметам, пространству и времени. Как правило, сначала появляется родительный падеж, затем – дательный, творительный, предложный. Фразы становятся многословными, появляются придаточные предложения, соединительные союзы и местоимения. Дети часто задают вопрос: «Что это?» За каждым таким этапом – огромная работа и самого малыша, и окружающих его взрослых. Они должны уделять особое внимание собственной речи, помня о том, что у детей этого возраста особенно сильно развит рефлекс подражания. Желательно, чтобы взрослые – воспитатели и родители следили за темпом речи: говорили медленно, четко, выразительно; большое значение приобретают паузы. На третьем году жизни ребенок уже знаком со многими предметами – это игрушки, одежда, посуда, продукты питания, мебель. Те предметы, которые он ежедневно видит, которыми постоянно пользуется. Однако он еще не всегда знает, как некоторые из них называются, для какой цели они служат, как ими пользоваться. Для того чтобы расширить представления ребенка об этих предметах, взрослые должны не только называть их, но и указывать на их назначение, обозначать некоторые свойства и качества: «Это лопата, ею копают землю. Это сахарница. В нее насыпают сахар».
Источник
Памятка для родителей по развитию речи детей.
1. Общее правило – чем больше Вы разговариваете с ребёнком, тем большему он научится.
2. Продолжайте и дополняйте сказанное ребёнком – делайте его предложения распространенными.
3. Никогда не поправляйте речь ребёнка. Просто повторите ту же фразу правильно.
4. Заботьтесь о том, чтобы у ребёнка были новые впечатления, о которых он мог бы рассказать.
5. Поощряйте в ребенке стремление задавать вопросы и никогда не оставляйте их без ответа.
6. Не перебивайте ребёнка, не отворачивайтесь пока малыш, не закончит рассказывать – другими словами, не дайте заподозрить, что Вас мало интересует то, о чём он говорит.
7. Давайте ребёнку перебирать крупы, играть с пуговицами, мелкими игрушками – это развивает пальцы рук, следовательно, и речь.
8. Обращайте внимание детей на звуки и шумы с улицы, из другой комнаты, из кухни. Это развивает фонематический (речевой) слух.
9. Ограничивайте время просмотра телевизора. Лучше смотрите телевизор вместе с ребёнком и обсуждайте с ним его впечатления от увиденного.
10. Читайте с ребёнком художественную литературу : Колобок, Теремок, Курочка Ряба, Три медведя, Волк и семеро козлят, Репка.
это приучает ребёнка слушать, быть усидчивым, беседуйте о прочитанном.
11. Не критикуйте ребёнка даже с глазу на глаз, тем более не следует этого делать в присутствии посторонних.
12. Не сравнивайте ребёнка с другими детьми.
13. Играйте с ребёнком в разные игры.
Игры для развития речи детей.
Игры для развития речи детей
“Кто дольше?”
◈ В этой игре очень простые правила. Например, кто дольше протянет звук «а», «у» или любой другой гласный.
◈ Тянуть можно и некоторые согласные звуки. Все дети любят играть в эту игру вместе с родителями. Осталось только набрать воздуха.
“Повторяй за мной”
Формирует навыки правильного произношения, разбивает артикуляционный аппарат
◈ Читайте ребенку короткие рифмовки и просите повторять за вами последний слог:
Прибежала детвора — ра-ра-ра, ра-ра-ра.
Ногу выше, шаг смелей — лей-лей-лей, лей-лей-лей.
Мы увидим листопад — пад-пад-пад, пад-пад-пад.
Милый зайчик не скучай — чай-чай-чай, чай-чай-чай.
“Проводи мишку”
Игра способствует развитию речи, умения ориентироваться в пространстве
Необходимый инвентарь: мягкая игрушка (например, мишка).
◈ Возьмите в руки мишку и голосом игрушки скажите ребенку, что очень хотите познакомиться с домом, в котором живет ваша семья. Попросите ребенка проводить мишку и показать ему все самое интересное.
◈ Пойдите на кухню, пусть ребенок проводит мишку туда. На кухне голосом игрушки спрашивайте, как называются те или иные предметы, указывая на них (например, холодильник, плита, стол и т. д.) Интересуйтесь, для чего они нужны.
◈ Затем сходите с мишкой в другие комнаты.
“Закончи слово”
Игра способствует развитию речи, памяти, внимания
◈ Попросите малыша закончить слово, которое вы произносите. Например: доро-га, мага-зин, коло-бок.
◈ Если ребенку трудно сориентироваться, показывайте на предмет, который называете.
Лучше развивать речевые навыки в свободном общении с ребенком, в играх.
Используйте для этих занятий то, что ваш ребенок видит вокруг, дома, на улице, в детском саду.
Когда вы вместе с ребенком
рассматриваете какой-то предмет,
задавайте ему самые разнообразные вопросы: “Какой он величины? Какого цвета? Из чего сделан? Для чего нужен?” Можно просто спросить: “Какой он?” Так вы побуждаете называть самые разные признаки предметов, помогаете развитию связной речи.
Играйте!
И Ваши дочки-сыночки научатся всем языковым премудростям играючи…Удачи!
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение “Детский сад №25”
Памятка для родителей
по развитию речи детей 2 – 3 лет
Подготовила воспитатель: Макарова Ю.С.
Источник
Бургарт Вероника
Памятки для родителей по развитию речи детей
Памятка для родителей по развитию речи детей
1. Общее правило – чем больше Вы разговариваете с ребёнком, тем большему он научится.
2. Продолжайте и дополняйте сказанное ребёнком – делайте его предложения распространенными.
3. Никогда не поправляйте речь ребёнка. Просто повторите ту же фразу правильно.
4. Заботьтесь о том, чтобы у ребёнка были новые впечатления, о которых он мог бы рассказать.
5. Поощряйте в ребенке стремление задавать вопросы и никогда не оставляйте их без ответа.
6. Не перебивайте ребёнка, не отворачивайтесь пока малыш, не закончит рассказывать – другими словами, не дайте заподозрить, что Вас мало интересует то, о чём он говорит.
7. Давайте ребёнку перебирать крупы, играть с пуговицами, мелкими игрушками – это развивает пальцы рук, следовательно, и речь.
8. Обращайте внимание детей на звуки и шумы с улицы, из другой комнаты, из кухни. Это развивает фонематический (речевой) слух.
9. Ограничивайте время просмотра телевизора. Лучше смотрите телевизор вместе с ребёнком и обсуждайте с ним его впечатления от увиденного.
10. Читайте с ребёнком художественную литературу – это приучает ребёнка слушать, быть усидчивым, беседуйте о прочитанном.
11. Не критикуйте ребёнка даже с глазу на глаз, тем более не следует этого делать в присутствии посторонних.
12. Не сравнивайте ребёнка с другими детьми.
13. Играйте с ребёнком в разные игры.
Игры для развития речи детей 3-4 лет
1. «Что бывает….? Какое бывает?»
Начните игру словами:
“Мягким может быть хлеб, а еще подушка, а еще мягким может быть…” и подождите, пока ребенок придумает свой вариант (хотя бы один). Если малыш не продолжает вашу фразу,закончите ее сами и предложите аналогичную – с еще одним признаком: любым другим или противоположным по значению, если это возможно (в данном случае: твердым бывает).
Или наоборот:
“Мячик может быть большим или маленьким, красным, зеленым или желтым, резиновым или пластмассовым. А еще… ” и так далее о других предметах или живых существах.
“А может мячик быть одновременно мягким и жестким? Или одновременно большим и маленьким?”
Или так:
Что бывает круглое? Что бывает острое?
Что бывает жидкое? Что бывает длинное?
Что бывает пушистое? Что бывает твердое?
Что бывает квадратное? Что бывает ароматное?
Что бывает синее? И так далее…
Играть в подобные словесные игры можно по дороге в детский сад или на площадку, сидя в машине или в очереди к врачу.
Предложите ребенку задавать вам подобные задания. А вы время от времени допускайте ошибки, чтобы понять, насколько внимателен малыш или насколько хорошо он понимает суть игры и свойства предметов.
2. «Что сначала, что потом»
Познакомьте ребенка с понятиями “сначала” и “потом” на наглядных жизненных примерах, с помощью детских книг, игр с карточками.
Когда ребенок будет осознавать смысл этих слов,предложите ему продолжить фразы типа:
-сначала чай наливают, потом пьют
-сначала человек ложится спать, потом встает
-сначала самолет взлетает, потом…
-сначала птичка откладывает яичко, потом…
Естественно, чем младше ребенок, тем смысл фраз должен быть проще, понятнее ему.
Пальчиковые игры
Срока белобока – эта старинная игра, однако, до сих пор популярна и любима малышами.
(Водя пальцем по ладошке малыша)
Сорока-белобока, кашку варила
детей кормила
(трогая каждый пальчик в отдельности)
Этому дала, этому дала.
А мальчику-спальчику (мизинцу) ничего не досталось
Пальчики-мальчики (поочередно загибая каждый пальчик, начиная с мизинца)
Этот пальчик – в лес пошел
Этот пальчик – гриб нашел
Этот пальчик – леденец
Этот пальчик – огурец
Этот пальчик – много ест, оттого и молодец.
Прогулка (начинаем большим и указательным по столу “шагая”)
Раз, два, три, четыре, пять,
Мы пошли во двор гулять
Тут увидели собаку,
там увидели кота,
А потом пришла корова – разбежались кто-куда.
(Используйте известные стишки, собирая по одному пальчику в кулачок)
Мы делили апельсин,
Много нас, а он один,
Эта долька – для ежа,
Эта долька – для чижа,
Эта долька – для крота,
Эта долька – для бобра,
А для волка – кожура!
Он сердит на нас – беда!
Разбегайтесь, кто – куда!
И т. д. Или, наоборот, “запутывайтесь”, произносите “неправильные” фразы,в которых нарушена последовательность действий или нарушен смысл:
сначала картошку надо бросить в суп, а потом помыть и почистить. И т. д.
3. «Что будет, если…»
Еще одна устная игра.
Вы задаете вопрос – ребенок отвечает.
“Что будет, если я встану ногами в лужу?”
“Что будет, если в ванну с водой упадет мячик? Палка? Полотенце? Котенок? Камень?” и так далее. Затем меняйтесь ролями.
4.«Что можно делать с? С чем можно делать… ?»
Вы начинаете:
“Мячик можно кидать, катать, ронять, отбивать его ногой, ракеткой, а еще…”, “Воду можно пить, ею можно умываться, в ней можно плавать, а еще. ” – ребенок продолжает.
Или:
“Залезать можно на шкаф, на кровать, на лестницу…
“Пить можно воду, молоко, сок, а еще…”.
Или:
Чай пьют, а печенье едят.
На кровати лежат, а на стуле сидят.
Рубашку шьют, а шарф …
Котлеты жарят, а суп…и так далее.
Когда суть игры станет понятной, пробуйте меняться ролями – ребенок начинает, вы продолжаете.
5.«Кто что делает?».
Начало может быть таким:
“Солнышко – светит, сияет, греет, а еще….”
“Машина – едет, гудит, светит…”
“Кошка – бегает, ходит, пьет, спит…”
Или называете два предмета или живых существа.Ребенок должен назвать общее для них действие:
И лягушка, и зайчик – прыгают.
И птица, и муха летают.
И снег, и лед – тают.
Или много предметов на одно действие:
“Светит – солнышко, лампа, фонарь, фара, а еще …”
“Едет – машина, поезд, велосипед, …”
“Тает – мороженое, лед, …”
Чистоговорки
“да-да-да – в огороде лебеда”,
“ду-ду-ду – растут яблоки в саду”,
“ша-ша-ша – принесли домой ерша”
“ту-ту-ту – мы поедем в Воркуту”
“жа-жа-жа – есть иголки у ежа”
“чи-чи-чи – прилетели к нам грачи”
“жу-жу-жу – я на солнышке лежу”. ну и так далее.
Скороговорки
– Шла Саша по шоссе и сосала сушку.
– Ехал Грека через реку,
видит Грека – в реке рак,
сунул Грека руку в реку,
рак за руку греку – цап.
– Карл украл у Клары кораллы,
Клара у Карла украла кларнет.
– На дворе трава,
на траве дрова.
На дворе трава,
на траве дрова.
– Кукушка кукушонку купила капюшон,
надел кукушонок капюшон,
как в капюшоне он смешон.
Памятка «Развитие мелкой моторики рук ребенка в домашних условиях»
Уважаемые папы и мамы, бабушки и дедушки! Вы – первые и самые важные учителя своего ребёнка. Первая его школа – ваш дом – окажет огромное влияние на то, что он будет считать важным в жизни, на формирование его системы ценностей.
Сколько бы мы не прожили, мы всё равно постоянно обращаемся к опыту детства, к жизни в семье. Даже убелённый сединами человек продолжает ссылаться на то, чему его учили дома, чему учила мать, что показывал отец.
Малыш учится всему в общении со взрослыми. Ранний опыт ребёнка создаёт тот фон, который ведёт к развитию речи, умению слушать и думать, подготавливает его к вычленению смысла слов.
«Годы чудес» – так называют дошкольное детство. Закладываемое в это время эмоциональное отношение к жизни, людям и наличие или отсутствие стимулов к интеллектуальному развитию оставляют неизгладимый отпечаток на всём дальнейшем поведении и образе мыслей человека.
Для ребёнка ваша речь является образцом речи, поскольку дети учатся речевому общению, подражая вам, слушая вас. Наблюдая за вами.
Ребёнок постоянно изучает то, что он наблюдает, и понимает гораздо больше. Чем может сказать.
Речь ребёнка успешнее всего развивается в атмосфере спокойствия, безопасности и любви, когда взрослые слушают его, общаются с ним, разговаривают, направляют внимание, читают ему.
Вам принадлежит исключительная активная роль в обучении малыша умению думать и говорить, но не менее активная роль в интеллектуальном, эмоциональном, речевом и коммуникативном развитии присуща самому ребёнку.
Нужно обеспечить ребёнку широкие возможности для использования всех пяти органов чувств: видеть, слышать, трогать руками, пробовать на вкус, чувствовать различные элементы окружающего мира.
Следует уделять ребёнку больше времени, так как в раннем детстве влияние семьи на речевое и умственное развитие, приобщение ребёнка к жизни общества является решающим. Именно в эти годы закладываются основы уверенности в себе и успешного общения вне дома, что способствует дальнейшему продвижению ребёнка в школе, в компании сверстников, а в дальнейшем – и на работе.
По возможности нужно присоединяться к ребёнку, когда он смотрит телевизор, и стараться узнать, что его интересует, обсуждать увиденное.
У каждого ребёнка свой темперамент, свои потребности, интересы, симпатии и антипатии. Очень важно уважать его неповторимость, ставить для себя и ребёнка реальные цели.
Старайтесь, чтобы ребёнок не чувствовал недостатка в любви и разнообразии впечатлений.
Источник