Памятка по познавательному развитию ребенка для воспитателей

Памятка по познавательному развитию ребенка для воспитателей thumbnail

Памятка для начинающего воспитателя по организации познавательной деятельности дошкольников

Дети – пытливые исследователи окружающего мира. Эта особенность заложена у них от рождения.

Любознательность и познавательные интересы представляют собой разные формы познавательного отношения к окружающему миру. Любознательность характеризуется как особая форма познавательной активности, недифференцированная направленность ребенка на познание окружающих предметов, явлений, на овладение деятельностью. Любознательному ребенку хочется познавать, а что – не столь важно.

Познавательный интерес проявляется в стремлении ребенка познавать новое, выяснять непонятное о качествах, свойствах предметов, явлений действительности, в желании вникнуть в их сущность, найти имеющиеся между ними связи и отношения.

Основа познавательного интереса – активная мыслительная деятельность. Под влиянием познавательного интереса ребенок оказывается способен к более длительной и устойчивой сосредоточенности внимания, проявляет самостоятельность в решении умственной или практической задачи.

Познавательный интерес ребенка отражается в его играх, рисунках, рассказах и других видах творческой деятельности. Поэтому взрослые должны обеспечивать условия для развития такой деятельности.

Успешная деятельность ребенка является стимулом развития познавательных интересов.

Вопросы ребенка – основная форма проявления любознательности, познавательного интереса.

Выделяют две группы вопросов: познавательные и коммуникативные.

Коммуникативные вопросы ребенок задает, чтобы привлечь взрослых к своим переживаниям, установить с ними контакт. Такие вопросы возникают у детей в минуты тревоги, радости, страха. Они требуют чуткого отношения взрослых: важно понять, что взволновало ребенка, вникнуть в его переживания, успокоить.

В основе многих детских вопросов лежит познавательный мотив: дети задают их в силу своей любознательности, когда испытывают недостаток в знаниях, стремятся их пополнить, уточнить, приобрести новые.

Как отвечать на вопросы детей

Помните, что ребенок задает вопросы не всякому взрослому, а лишь тому, кто завоевал его доверие.

Важнейшее требование к ответам на детские вопросы – уважительное, бережное отношение к ним.

На познавательный вопрос надо отвечать так, чтобы не погасить искорку детской любознательности, а, напротив, разжечь из нее незатухающее пламя.

Ответы должны быть краткие и определенные.

Не бойтесь, если после вашего ответа не все будет понятно ребенку до конца. Что-то он уяснил, в чем-то разобрался, но новые знания, которые вы ему сообщили, влекут за собой и новые вопросы.

Почаще задавайте ребенку встречные вопросы типа: «А ты как думаешь?», предлагайте подумать вместе, вовлекайте его в беседу, в ходе которой совместными усилиями ищите ответ.

Не подавляйте ребенка «грузом» своих знаний, не торопитесь с ответом. Помните, что вы должны дать дошкольнику представление о том, что в мире много источников знаний, которыми ему предстоит овладеть. Предложите вместе поискать ответ в книге, пользуетесь для этого справочниками, научно-популярной литературой. Отправляйте малыша за ответом к тому взрослому, который может быть компетентен в данном вопросе. Используйте личный опыт других воспитанников группы для обмена мнениями, для коллективного поиска ответа.

Если вопрос ребенка связан с недостатком знаний, создайте условия, чтобы пробел был ликвидирован. Для этого можно организовать наблюдение или прочитать ребенку подходящую книгу.

Помните, что в дошкольные годы опасно превратить ребенка во всезнайку, которому кажется, что он обо всем слышал, все усвоил, а на деле просто много запомнил, но не понял. В результате у него снижается острота и новизна восприятия знаний в последующие годы.

Технология организации учебно-познавательной деятельности дошкольников.

Общая схема организации занятия

1. Дидактическая игра, создающая мотивацию к занятию (3-5 мин).

Детям предлагается дидактическая игра или игровой сюжет, в ходе которых они вспоминают то, что поможет им познакомиться с новой темой (актуализация знаний и умений). Игра должна быть такой, чтобы в ходе ее в деятельности ребенка не возникало затруднения (с детьми 3-4 лет организуется работа с предметами, каждое действие ребенок фиксирует в речи; дети 5-6 лет сначала фиксируют в речи свои шаги, затем выполняют материализованное действие). Каждый ребенок должен принять участие в игре.

Необходимое условие – четкое объяснение правил игры. В результате каждый ребенок должен самоопределиться в следующем.

1)  Понимать, что от него требуется в игре.

2)  Определить, может он играть в эту игру или не может.

3)  Определить, хочет он играть в эту игру или не хочет.

2.  Затруднение в игровой ситуации (1-3 мин.).

В конце игры должна возникнуть ситуация, вызывающая затруднение в деятельности детей, которое они фиксируют в речи (мы это не знаем, мы это еще не умеем…). Воспитатель выявляет детские вопросы и вместе с детьми определяет тему занятия.

Читайте также:  Родительское собрание значение памяти в интеллектуальном развитии ребенка

В результате ребятами делается вывод, что необходимо подумать, как всем вместе выйти из затруднительной ситуации.

3. «Открытие» нового знания или умения (5-7 мин.).

Педагог с помощью подводящего диалога на основе предметной деятельности детей приводит их к «открытию» нового знания или умения. Оформив в речи «новое», дети возвращаются к ситуации, вызвавшей затруднение, и проходят ее, используя новый способ действия.

4. Воспроизведение нового в типовой ситуации (5 мин.).

На этом этапе проводятся игры, где детьми используется новое знание или умение. Выполняется работа в учебной тетради (2-3 минуты). В конце создается игровая ситуация, которая фиксирует индивидуальное освоение каждым ребенком нового материала. Происходит самооценка ребенком своей деятельности по освоению нового, дети или убеждаются в том, что они справились с заданием, или исправляют свои ошибки.

5. Повторение и развивающие задания.

Проводятся по желанию педагога при наличии свободного времени.

6. Итог занятия.

     Дети фиксируют в речи:

а) что нового узнали;

б)  где новое пригодится.

Источник

Ирина Назарова
Памятка для воспитателей «Рекомендации по развитию познавательной и коммуникативной активности ребёнка-дошкольника»

Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста – одна из актуальных проблем современности. Чтобы избежать развития у детей интеллектуальной пассивности необходимо развивать у дошкольников продуктивные формы мышления. Умён тот, кто умеет мыслить.

Мир, в который приходит ребёнок, богат и разнообразен. Чтобы жить в нём, малышу необходимо разобраться в свойствах, качествах предметов, в их назначении, в пространственных и временных отношениях, явлениях окружающей действительности – ему нужны знания, которые помогут ознакомиться с доступными его пониманию общественными явлениями, с трудовой деятельностью человека.

Исследования психологов и педагогов свидетельствуют о возможностях дошкольника не только осознавать отдельные факты действительности, но и объяснять их. Особая роль в этом принадлежит взрослым (родителям, воспитателю, которые во время наблюдений, игр и учебных занятий побуждают ребёнка к осмысленному выполнению действий, самостоятельному поиску; развивают умения спрашивать, рассуждать, опровергать, отстаивать свою точку зрения; влияют на детскую инициативу, творческую и познавательную активность.

Рекомендации по развитию активности ребёнка — дошкольника (познавательной, коммуникативной).

1. Предоставить ребенку возможность свободного выбора деятельности. Это обеспечит личную значимость того, что он делает.

2. Необходимо позитивная мотивация к той или иной деятельности. Для формирования такой мотивации ребенку необходимо постоянное подтверждение того, что он действует правильно, что у него получается. Этому будет способствовать и создание ситуаций успеха, в которых у ребенка будет формироваться уверенность в своих силах и желание идти дальше.

3. Игры и упражнения, используемые в ходе обучения, должны соответствовать его целям и предмету осознания.

4. Предлагаемый детям материал для осознания и усвоения должен быть эмоционально окрашен, удобен для зрительного восприятия выделен цветом, графически обозначен и т. д.).

5.Необходимо учитывать двуплановость деятельности: ее внешнюю сторону (предметные действия, манипуляции) и внутреннюю (процессы, происходящие в сознании).

6. Доминировать должны действия и рассуждения самых детей, а не взрослого.

Показателем успешного усвоения предлагаемого материала будет перенос ребенком усвоенных навыков в повседневную жизнь и использование в различных ситуациях.

Для работы с детьми по выявлению свойств и отношений предметов использую не только занятия, но и прогулки, продуктивную совместную деятельность; для индивидуальной работы – режимные моменты (ситуации одевания и раздевания, гигиенические процедуры, приготовление к обеду, ко сну).

Словесные игры помогают развивать речь детей: пополняя и активизируя словарь, формируя правильное звукопроизношение, развивая связную речь, умение правильно выражать свои мысли, составлять самостоятельные рассказы о предметах, явлениях в природе и общественной жизни, формируя навыки пересказа. Такие игры как “Назови одним словом”, “Назови три предмета” требуют от детей активного использования родовых, видовых понятий. Нахождение антонимов, синонимов, слов сходных по звучанию, главная задача словесных игр.

Варианты заданий:

во время одевания (раздевания) предложить детям сравнить туфельки детей и разделить их на большие и маленькие, прикладывая подошвы, друг к друг;

определить, много ли ребят пришло в куртках, в пальто и т. п. (классификация);

расчесывая девочек, спросить, у кого волосы длинные, у кого – короткие (у кого самые длинные);

На прогулке:

собирая осенние листья, выбрать красные, желтые, зеленые, коричневые; выложить из них шарфики для осени (длинные и короткие);

Читайте также:  Программа индивидуальной траектории развития ребенка инвалида

во влажном песке аккуратно сделать отпечаток подошвы обуви ребенка и воспитателя, сравнить их по форме и по размеру;

наблюдая за транспортом обговаривать геометрическую форму, цвет, направление и скорость движения;

играть в подвижные игры с математическим содержанием, активно использовать пальчиковые упражнения.

Источник

Получить сертификат публикации

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру – сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф – журнал воспитателя.

Фейсбук

Познание

Автор: Дробжева Ольга Петровна Назарова Татьяна Владимировна Ершова Светлана Васильевна
  

07.08.2020 11:58

Памятка по познавательному развитию дошкольников для педагогов.Памятка по познавательному развитию дошкольников для педагогов.

  • Дробжева Ольга Петровна
  • Назарова Татьяна Владимировна
  • Ершова Светлана Васильевна

Воспитатели МОБУ “СОШ” Муринский ЦО №1″ Ленинградская область

Одно из главных требований современного общества это интеллектуальное развитие ребенка. Работая в детском саду, невольно обращаешь внимание на отношение к ребенку, как полноправному, самостоятельному члену общества. Большое значение всестороннего развития ребенка приобретает организация занятий, которые должны развивать у него умственные интересы, ставить определенные познавательные задачи, заставлять самостоятельно производить определенные умственные операции для достижения нужного результата. Этому служат вопросы, задаваемые педагогами во время занятий, прогулок и экскурсий, они носят познавательный характер, всякого рода загадки и головоломки, специально предназначенные для стимуляции умственной активности ребенка. Одно из главных требований современного общества это интеллектуальное развитие ребенка. Работая в детском саду, невольно обращаешь внимание на отношение к ребенку, как полноправному, самостоятельному члену общества. Большое значение всестороннего развития ребенка приобретает организация занятий, которые должны развивать у него умственные интересы, ставить определенные познавательные задачи, заставлять самостоятельно производить определенные умственные операции для достижения нужного результата. Этому служат вопросы, задаваемые педагогами во время занятий, прогулок и экскурсий, они носят познавательный характер, всякого рода загадки и головоломки, специально предназначенные для стимуляции умственной активности ребенка.

Предлагаю Вам некоторую памятку по познавательному развитию дошкольника для педагогов.

Ознакомление с миром природы

  1. Как ты думаешь, как общаются между собой животные?
  2. Что самое прекрасное из того, что существует в природе?
  3. Что мы называем природой?
  4. Для чего нужны заповедники?
  5. Если бы ты мог разговаривать с дикими животными, чтобы ты у них спросил?
  6. Если бы ты провел в лесу целый день, чтобы ту делал?
  7. Если бы ты на один день стал фотографом, чтобы ты фотографировал?
  8. Как ты думаешь, кто быстрее (медленнее) всех в природе?
  9. Как ты думаешь, деревья живые или нет?
  10. Как ты думаешь, для чего нужно охранять природу?

Ознакомление с социальным миром

  1. Какой твой домашний адрес?
  2. Где вы любите путешествовать?
  3. Как вести себя в гостях (в общественном транспорте)?
  4. Какие праздники вы отмечаете?
  5. Какие правила вы соблюдаете за столом?
  6. Что такое хорошо, что такое плохо?
  7. Что тебе нравится дарить людям?
  8. Если бы ты написал книгу, о чем бы была она?
  9. Что ты больше всего любишь делать, чтобы помочь людям?
  10. Как построить дом и что было бы в нем?

Ознакомление с предметным миром

  1. Что, как звучит?
  2. Чем можно рисовать?
  3. Из чего это сделано?
  4. Что вы видите?
  5. На чем мы передвигаемся?
  6. Что на что похоже?
  7. Что можно есть?
  8. Во что мы играем?
  9. Во что мы одеты?
  10. Где, кто живет?

Развитие познавательно – исследовательской деятельности

  1. Какие правила нужно соблюдать при работе с…?
  2. Что сейчас происходит?
  3. Попробуйте определить где…?
  4. Как вы считаете, как надо…?
  5. Как вы думаете, что произойдет, если…?
  6. Попробуйте, не глядя определить, что за предмет?
  7. Что должно произойти?
  8. Что мы можем наблюдать?
  9. Вам понравился опыт? Что узнали вы?
  10. Какой можно сделать вывод?

Формирование элементарных математических потребностей

  1. Сколько дней в неделе?
  2. Какой день недели будет завтра?
  3. Какое время года сейчас?
  4. Что наступит после утра?
  5. Сосчитайте сколько…? Каких больше (меньше) …? Поставьте знаки, =?
  6. Сколько всего…?
  7. Как вы думаете, что нужно здесь сделать?
  8. Назови число, которое стоит между… (назови соседей числа…)?
  9. Расположите геометрические фигуры правильно (ориентир на листе бумаги)?
  10. Что мы сегодня узнали? Что было самым простым (сложным)? То больше всего понравилось сегодня?
< Предыдущая   Следующая >

Памятка по познавательному развитию ребенка для воспитателей

Источник

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО ПОЗНОВАТЕЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ ДЕТЕЙ В ДОУ

Дети — природные исследователи окружающего мира. Мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний. «Чем больше ребёнок видел, слышал и переживал, тем больше он знает, и усвоил, тем большим количеством элементов действительности он располагает в своём опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях будет его творческая, исследовательская деятельность»,- писал классик отечественной психологической науки Лев Семёнович Выгодский. Поэтому цель педагогов: повышение профессиональной компетентности в области познавательного развития через интеграцию новых знаний и готовность применять их для решения воспитательно-образовательных задач в условиях внедрения государственных стандартов дошкольного образования.

Внимание
        1.Включайте в занятия задания, требующие довольно длительного сосредоточения: нарисовать город, построить сложный мост, прослушать и пересказать сказку и т.п.

2. Почаще предлагать детям, особенно с низким показателем развития внимания, следующее упражнение: в газете, старой книге на одной из страниц зачеркивать карандашом все буквы «а», стараясь не пропускать их (задание можно усложнить, попросив ребенка обвести в кружок все буквы «к», подчеркнуть все буквы «о»).

3. Используйте дидактические игры с чётко выраженными правилами.

4. Регулярно включайте детей в выполнение заданий по предварительно разработанному плану действий: можно выполнять постройки из конструкторов, рисунки, орнаменты, аппликации, поделки, форму которых вы задаёте словесно или с помощью схемы.

5. Тренируйте детей в пересказе рассказов, сказок по схематическому плану, составленному вами.

6. Предлагайте детям:

Повторять слова, цифры, предложения сказанные вами;
Незаконченные фразы, которые нужно закончить;
Вопросы, на которые необходимо ответить, поощряя тех детей, кто старается чаще отвечать на них.

7. Учите сравнивать, анализировать образец и результаты своей и чужой работы, находить и исправлять ошибки.

8. Учить переключать внимание с одного вида деятельности на другой. Это свойство внимания можно формировать с помощью двигательных упражнений. Ребёнок должен выполнять и заканчивать свои действия по команде взрослого, быстро переходя от одного вида движений к другому: прыгать, останавливаться, шагать т.п.

          Память

1. При объяснении детям нового материала и при повторении уже знакомого, сочетайте словесное объяснение с показом натуры или и с изображением тех предметов или явлений, о которых идёт речь, используйте рисунки, таблицы, схемы (особенно для детей с хорошей зрительной памятью).

2. К детям с недостаточно хорошо развитой слуховой памятью необходим индивидуальный подход: опора не только на слух, но и на другие органы чувств (зрение, обоняние, осязание).

3. Для улучшения процесса памяти воспитывайте у детей приёмы осмысленного запоминания и припоминания, умения:
Анализировать, выделять в предметах определённые связи, признаки, сравнивать предметы и явления между собой, находить в них сходства и различия;
Осуществлять обобщения, объединять различные предметы по каким-то общим признакам;

Классифицировать предметы и явления на основе обобщения;
Устанавливать смысловые связи между предъявляемыми объектами для заучивания и окружающими предметами;

4. Включайте игры и упражнения для развития памяти в каждое занятие.

Мышление. Речь.

Мыслительный процесс состоит из ряда операций. Наиболее распространённые из них: анализ, синтез, аналогия, сравнение, обобщение, классификация. Чаще всего многие из них не осознаются. Поэтому для того, чтобы ребёнок активно владел умственными операциями, их надо выделить довести до уровня осознания и специально им обучить.

1. Включайте в занятие задания на:
Сравнение пары предметов или явлений – нахождения сходства между ними;
Классификацию, обобщение предметов по общим признакам;
Нахождения лишнего слова или изображения, не связанного общим признаком с остальными, складывание целого из частей;
Последовательное раскладывание картинок и составление рассказа по ним;
Осознание закономерностей (рассмотреть орнамент, узор, продолжить его);
Задания на сообразительность, логические рассуждения и т.д.

2. Занятия по рисованию, лепке, изготовление различных поделок должны не только включать копирование образца и отработку отдельных графических навыков, но и развивать умение планомерно исследовать предметы, фантазировать, воображать.

3. Расширяйте кругозор детей, их основные представления о природных, социальных явлениях, накапливайте у детей знания и впечатления, обсуждая с ними прочитанные книжки, анализирую поведение людей.

4. В целях развития речи:

После чтения вслух сказок, рассказов просите детей пересказать услышанное, ответить на вопросы, задать свои;

Развивайте у детей умение строить рассказ по картинке, заданному плану, заданной теме;

Упражняйте в построении выводов, рассуждений.

Должен звучать не монолог взрослого, а диалог с ребёнком, группой.

Источник

Читайте также:  Развитие ребенка от года подписаться