Памятка по познавательному развитию ребенка
В памятке даны рекомендации по развитию познавательной сферы дошкольников, представлены игры и упражнения по развитию памяти, внимания, мышления.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Рекомендации родителям по развитию познавательной деятельности у детей
Развивать слуховое восприятие с помощью дидактических игр.
- Часто менять формы деятельности.
- Использовать во время занятий элементы игры.
- Приучать проговаривать инструкцию несколько раз.
- Почаще наблюдать и обсуждать с детьми услышанное и увиденное.
- Учить сознательно направлять внимание на определённые предметы и явления.
- Учить управлять вниманием в соответствии с целью.
- Учить сосредоточиваться на деятельности, концентрировать своё внимание на ней, не отвлекаясь.
- Для развития внимания использовать игры с правилами и игры-драматизации.
Игры и упражнения для развития внимания у детей
- «Да и нет не говорите, чёрный с белым не носите». Взрослый задаёт ребёнку вопросы. Ребёнок отвечает на них, при этом не должен называть запрещённые цвета и не говорить слова «да» и «нет».
- Всевозможные игры-головоломки.
- Загадки.
- «Найди отличия». Ребенок должен сравнить две похожие картинки.
- «Найди два одинаковых предмета».
- «Будь внимателен». Выполнение гимнастических упражнений по словесной команде.
- «Волшебное слово». Взрослый показывает упражнения, а ребёнок их повторяет только в том случае, если взрослый говорит: «Пожалуйста!».
- «Где что было?». Ребёнок запоминает предметы на столе, затем отворачивается. Взрослый передвигает предметы, а ребёнок указывает, что изменилось.
- «Назови, что ты видишь». Ребёнок за 1 мин должен назвать как можно больше предметов, находящихся в комнате.
Рекомендации родителям по развитию памяти у детей
- Развивать умение произвольно вызывать необходимые воспоминания.
- Учить вспоминать последовательность событий.
- Учить использовать при запоминании мнемотехнические приёмы.
- Учить повторять, осмысливать, связывать материал в целях запоминания, использовать связи при припоминании.
- Способствовать овладению умением использовать для запоминания вспомогательного средства.
Игры и упражнения для развития памяти у детей
- «Запомни предметы». Учить запоминать и воспроизводить информацию.
- «Детектив». Развивать произвольное запоминание; ребёнок в течение 5 мин рассматривает 15 картинок, после чего картинки убирают; ребёнок должен назвать картинки, которые запомнил.
- «Пирамида». Развивать кратковременную механическую память. Взрослый называет ребёнку сначала одно слово, ребёнок должен сразу же повторить его; затем взрослый называет два слова, ребёнок повторяет их; затем взрослый называет три слова, ребёнок повторяет и т.д.
- «Что ты видел в отпуске?» Взрослый задаёт ребёнку вопросы о происходивших в отпуске событиях.
- «Следопыт». Взрослый показывает ребёнку игрушку и говорит, что сейчас её спрячет в комнате; ребёнок отворачивается или выходит; взрослый прячет игрушку, а ребёнок должен её найти.
- «Что ты ел на обед?». Ребёнок должен перечислить, всё что ел.
- «Одежда». Ребёнок должен вспомнить, в каком порядке он надевал предметы одежды утром.
- «Что в мешке?» Взрослый на глазах у ребёнка кладёт в мешок разные предметы; ребёнок должен вспомнить, что лежит в мешке.
- «Короткий рассказ». Взрослый читает короткий рассказ, затем ребёнок пересказывает.
«Фигурка из палочек». Взрослый выкладывает фигурку, или показывает картинку-образец. Ребёнок запоминает и по памяти выкладывает такую же.
Рекомендации родителям по развитию восприятия у детей
- Учить детей различать предметы на ощупь.
- Формировать умение выделять признаки в предмете.
- Учить соотносить предметы по величине.
- Учить способам распознающего наблюдения.
- Развивать наблюдательность; учить внимательно и последовательно рассматривать предмет или явление.
- Формировать умение составлять из частей целое.
- Различать основные признаки разных времен года.
- Закреплять пространственные представления по картине: слева, справа, вверху, внизу, перед, за, между.
- Способствовать развитию умения анализировать предмет, выделять в нем мелкие детали.
Игры и упражнения для развития восприятия у детей
- «Перевертыши». Превратить круг, треугольник, квадрат в любой рисунок.
- «Звезды в небе». Соотносить схематическое изображение созвездий «Орел», «Лебедь» с художественным.
- «Узнай форму». Узнать в окружающих предметах форму геометрической фигуры.
- «Найди отличия». Учить находить отличия у похожих предметов.
- «Построй по росту». Построить предметы в ряд соответственно их высоте.
- «Сложи картинку». Составить их частей целую картинку.
- «О чем я говорю?» Взрослый описывает какой-либо предмет, а ребенок должен угадать, о каком предмете идет речь.
- «Какое время года?» Взрослый называет время года, а ребенок называет его признаки.
Рекомендации по развитию мышления у детей
- Учить составлять группу из отдельных предметов.
- Учить выделять предметы по назначению и характерным признакам.
- Учить классифицировать предметы и обобщать их по характерным признакам или назначению.
- Учить понимать смысл литературного произведения; воспроизводить в правильной последовательности содержание текста с помощью вопросов.
- Учить соотносить схематическое изображение с реальными предметами.
- Развивать быстроту мышления через дидактические игры.
- Учить отвечать на вопросы, делать умозаключения.
- Развивать мышление, используя сказки, поговорки, метафоры, образные сравнения.
Игры и упражнения для развития мышления у детей
- «Разложи картинки». Учить учитывать последовательность событий.
- «Закончи слово». Учить заканчивать слово по начальному слогу.
- «Найди лишний предмет», «Найди в ряду лишнюю фигуру». Учить классифицировать предметы по признакам и назначению.
- «Творческий подход». Ребенку показывают предметы, не имеющие определенного назначения; ребенок должен придумать, как можно использовать данный предмет.
- «Антонимы». Ребенку называют слово, а он должен назвать противоположное по смыслу. Например: «тяжелый – легкий», «сильный – слабый», «твердый – мягкий» и др.
- «Лото», «Домино», мозаики, конструкторы.
- Загадки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
- Мне нравится
Источник
Памятка для начинающего воспитателя по организации познавательной деятельности дошкольников
Дети – пытливые исследователи окружающего мира. Эта особенность заложена у них от рождения.
Любознательность и познавательные интересы представляют собой разные формы познавательного отношения к окружающему миру. Любознательность характеризуется как особая форма познавательной активности, недифференцированная направленность ребенка на познание окружающих предметов, явлений, на овладение деятельностью. Любознательному ребенку хочется познавать, а что – не столь важно.
Познавательный интерес проявляется в стремлении ребенка познавать новое, выяснять непонятное о качествах, свойствах предметов, явлений действительности, в желании вникнуть в их сущность, найти имеющиеся между ними связи и отношения.
Основа познавательного интереса – активная мыслительная деятельность. Под влиянием познавательного интереса ребенок оказывается способен к более длительной и устойчивой сосредоточенности внимания, проявляет самостоятельность в решении умственной или практической задачи.
Познавательный интерес ребенка отражается в его играх, рисунках, рассказах и других видах творческой деятельности. Поэтому взрослые должны обеспечивать условия для развития такой деятельности.
Успешная деятельность ребенка является стимулом развития познавательных интересов.
Вопросы ребенка – основная форма проявления любознательности, познавательного интереса.
Выделяют две группы вопросов: познавательные и коммуникативные.
Коммуникативные вопросы ребенок задает, чтобы привлечь взрослых к своим переживаниям, установить с ними контакт. Такие вопросы возникают у детей в минуты тревоги, радости, страха. Они требуют чуткого отношения взрослых: важно понять, что взволновало ребенка, вникнуть в его переживания, успокоить.
В основе многих детских вопросов лежит познавательный мотив: дети задают их в силу своей любознательности, когда испытывают недостаток в знаниях, стремятся их пополнить, уточнить, приобрести новые.
Как отвечать на вопросы детей
Помните, что ребенок задает вопросы не всякому взрослому, а лишь тому, кто завоевал его доверие.
Важнейшее требование к ответам на детские вопросы – уважительное, бережное отношение к ним.
На познавательный вопрос надо отвечать так, чтобы не погасить искорку детской любознательности, а, напротив, разжечь из нее незатухающее пламя.
Ответы должны быть краткие и определенные.
Не бойтесь, если после вашего ответа не все будет понятно ребенку до конца. Что-то он уяснил, в чем-то разобрался, но новые знания, которые вы ему сообщили, влекут за собой и новые вопросы.
Почаще задавайте ребенку встречные вопросы типа: «А ты как думаешь?», предлагайте подумать вместе, вовлекайте его в беседу, в ходе которой совместными усилиями ищите ответ.
Не подавляйте ребенка «грузом» своих знаний, не торопитесь с ответом. Помните, что вы должны дать дошкольнику представление о том, что в мире много источников знаний, которыми ему предстоит овладеть. Предложите вместе поискать ответ в книге, пользуетесь для этого справочниками, научно-популярной литературой. Отправляйте малыша за ответом к тому взрослому, который может быть компетентен в данном вопросе. Используйте личный опыт других воспитанников группы для обмена мнениями, для коллективного поиска ответа.
Если вопрос ребенка связан с недостатком знаний, создайте условия, чтобы пробел был ликвидирован. Для этого можно организовать наблюдение или прочитать ребенку подходящую книгу.
Помните, что в дошкольные годы опасно превратить ребенка во всезнайку, которому кажется, что он обо всем слышал, все усвоил, а на деле просто много запомнил, но не понял. В результате у него снижается острота и новизна восприятия знаний в последующие годы.
Технология организации учебно-познавательной деятельности дошкольников.
Общая схема организации занятия
1. Дидактическая игра, создающая мотивацию к занятию (3-5 мин).
Детям предлагается дидактическая игра или игровой сюжет, в ходе которых они вспоминают то, что поможет им познакомиться с новой темой (актуализация знаний и умений). Игра должна быть такой, чтобы в ходе ее в деятельности ребенка не возникало затруднения (с детьми 3-4 лет организуется работа с предметами, каждое действие ребенок фиксирует в речи; дети 5-6 лет сначала фиксируют в речи свои шаги, затем выполняют материализованное действие). Каждый ребенок должен принять участие в игре.
Необходимое условие – четкое объяснение правил игры. В результате каждый ребенок должен самоопределиться в следующем.
1) Понимать, что от него требуется в игре.
2) Определить, может он играть в эту игру или не может.
3) Определить, хочет он играть в эту игру или не хочет.
2. Затруднение в игровой ситуации (1-3 мин.).
В конце игры должна возникнуть ситуация, вызывающая затруднение в деятельности детей, которое они фиксируют в речи (мы это не знаем, мы это еще не умеем…). Воспитатель выявляет детские вопросы и вместе с детьми определяет тему занятия.
В результате ребятами делается вывод, что необходимо подумать, как всем вместе выйти из затруднительной ситуации.
3. «Открытие» нового знания или умения (5-7 мин.).
Педагог с помощью подводящего диалога на основе предметной деятельности детей приводит их к «открытию» нового знания или умения. Оформив в речи «новое», дети возвращаются к ситуации, вызвавшей затруднение, и проходят ее, используя новый способ действия.
4. Воспроизведение нового в типовой ситуации (5 мин.).
На этом этапе проводятся игры, где детьми используется новое знание или умение. Выполняется работа в учебной тетради (2-3 минуты). В конце создается игровая ситуация, которая фиксирует индивидуальное освоение каждым ребенком нового материала. Происходит самооценка ребенком своей деятельности по освоению нового, дети или убеждаются в том, что они справились с заданием, или исправляют свои ошибки.
5. Повторение и развивающие задания.
Проводятся по желанию педагога при наличии свободного времени.
6. Итог занятия.
Дети фиксируют в речи:
а) что нового узнали;
б) где новое пригодится.
Источник
Рекомендации родителям по развитию познавательных процессов у детей
Развивать слуховое восприятие с помощью дидактических игр.
- Часто менять формы деятельности.
- Использовать во время занятий элементы игры.
- Приучать проговаривать инструкцию несколько раз.
- Почаще наблюдать и обсуждать с детьми услышанное и увиденное.
- Учить сознательно направлять внимание на определённые предметы и явления.
- Учить управлять вниманием в соответствии с целью.
- Учить сосредоточиваться на деятельности, концентрировать своё внимание на ней, не отвлекаясь.
- Для развития внимания использовать игры с правилами и игры-драматизации.
Игры и упражнения для развития внимания у детей
- «Да и нет не говорите, чёрный с белым не носите». Взрослый задаёт ребёнку вопросы. Ребёнок отвечает на них, при этом не должен называть запрещённые цвета и не говорить слова «да» и «нет».
- Всевозможные игры-головоломки. Загадки.
- «Найди отличия». Ребенок должен сравнить две похожие картинки.
- «Найди два одинаковых предмета».
- «Будь внимателен». Выполнение гимнастических упражнений по словесной команде.
- «Волшебное слово». Взрослый показывает упражнения, а ребёнок их повторяет только в том случае, если взрослый говорит: «Пожалуйста!».
- «Где что было?». Ребёнок запоминает предметы на столе, затем отворачивается. Взрослый передвигает предметы, а ребёнок указывает, что изменилось.
- «Назови, что ты видишь». Ребёнок за 1 мин должен назвать как можно больше предметов, находящихся в комнате.
Рекомендации родителям по развитию памяти у детей
- Развивать умение произвольно вызывать необходимые воспоминания.
- Учить вспоминать последовательность событий.
- Учить использовать при запоминании мнемотехнические приёмы.
- Учить повторять, осмысливать, связывать материал в целях запоминания, использовать связи при припоминании.
- Способствовать овладению умением использовать для запоминания вспомогательного средства.
Игры и упражнения для развития памяти у детей
- «Запомни предметы». Учить запоминать и воспроизводить информацию.
- «Детектив». Развивать произвольное запоминание; ребёнок в течение 5 мин рассматривает 15 картинок, после чего картинки убирают; ребёнок должен назвать картинки, которые запомнил.
- «Пирамида». Развивать кратковременную механическую память. Взрослый называет ребёнку сначала одно слово, ребёнок должен сразу же повторить его; затем взрослый называет два слова, ребёнок повторяет их; затем взрослый называет три слова, ребёнок повторяет и т.д.
- «Что ты видел в отпуске?» Взрослый задаёт ребёнку вопросы о происходивших в отпуске событиях.
- «Следопыт». Взрослый показывает ребёнку игрушку и говорит, что сейчас её спрячет в комнате; ребёнок отворачивается или выходит; взрослый прячет игрушку, а ребёнок должен её найти.
- «Что ты ел на обед?». Ребёнок должен перечислить, всё что ел.
- «Одежда». Ребёнок должен вспомнить, в каком порядке он надевал предметы одежды утром.
- «Что в мешке?» Взрослый на глазах у ребёнка кладёт в мешок разные предметы; ребёнок должен вспомнить, что лежит в мешке.
- «Короткий рассказ». Взрослый читает короткий рассказ, затем ребёнок пересказывает.
«Фигурка из палочек». Взрослый выкладывает фигурку, или показывает картинку-образец. Ребёнок запоминает и по памяти выкладывает такую же.
Рекомендации родителям по развитию восприятия у детей
- Учить детей различать предметы на ощупь.
- Формировать умение выделять признаки в предмете.
- Учить соотносить предметы по величине.
- Учить способам распознающего наблюдения.
- Развивать наблюдательность; учить внимательно и последовательно рассматривать предмет или явление.
- Формировать умение составлять из частей целое.
- Различать основные признаки разных времен года.
- Закреплять пространственные представления по картине: слева, справа, вверху, внизу, перед, за, между.
- Способствовать развитию умения анализировать предмет, выделять в нем мелкие детали.
Игры и упражнения для развития восприятия у детей
- «Перевертыши». Превратить круг, треугольник, квадрат в любой рисунок.
- «Звезды в небе». Соотносить схематическое изображение созвездий «Орел», «Лебедь» с художественным.
- «Узнай форму». Узнать в окружающих предметах форму геометрической фигуры.
- «Найди отличия». Учить находить отличия у похожих предметов.
- «Построй по росту». Построить предметы в ряд соответственно их высоте.
- «Сложи картинку». Составить их частей целую картинку.
- «О чем я говорю?» Взрослый описывает какой-либо предмет, а ребенок должен угадать, о каком предмете идет речь.
- «Какое время года?» Взрослый называет время года, а ребенок называет его признаки.
Рекомендации по развитию мышления у детей
- Учить составлять группу из отдельных предметов.
- Учить выделять предметы по назначению и характерным признакам.
- Учить классифицировать предметы и обобщать их по характерным признакам или назначению.
- Учить понимать смысл литературного произведения; воспроизводить в правильной последовательности содержание текста с помощью вопросов.
- Учить соотносить схематическое изображение с реальными предметами.
- Развивать быстроту мышления через дидактические игры.
- Учить отвечать на вопросы, делать умозаключения.
- Развивать мышление, используя сказки, поговорки, метафоры, образные сравнения.
Игры и упражнения для развития мышления у детей
- «Разложи картинки». Учить учитывать последовательность событий.
- «Закончи слово». Учить заканчивать слово по начальному слогу.
- «Найди лишний предмет», «Найди в ряду лишнюю фигуру». Учить классифицировать предметы по признакам и назначению.
- «Творческий подход». Ребенку показывают предметы, не имеющие определенного назначения; ребенок должен придумать, как можно использовать данный предмет.
- «Антонимы». Ребенку называют слово, а он должен назвать противоположное по смыслу. Например: «тяжелый – легкий», «сильный – слабый», «твердый – мягкий» и др.
- «Лото», «Домино», мозаики, конструкторы.
- Загадки.
Источник
Рекомендации для родителей «Как организовать познавательную деятельность детей».
Познавательное развитие ребенка дошкольного возраста предполагает:
– становление и укрепление общей познавательной мотивации, которая является основной основой формирования учебной мотивации на этапе подготовки ребёнка к школе;
– формирования умения ставить перед собой цели исследования окружающего мира и поиска дополнительной информации о нём;
– формирование специфических способов познавательной деятельности: навыков экспериментирования, первичных навыков работы информацией; развития интеллектуальных операций (формирование основ логического мышления);
– развитее речи как средства передачи информации и активизации мышления;
– развитие восприятия.
В процессе познавательного развития ребёнка происходит расширения его кругозора, информационности об окружающем предметном мире, о живой природе и других людях, о пространстве и времени, развиваются мышление и речь, формируются индивидуальные интересы.
Различные объекты познания предполагают различное к ним отношение и различные способы их исследования.
Живые объекты, природа:
– различение живого и неживого;
– бережное и уважительное отношение к живому;
– готовность заботиться о ком-то или чем-то;
– представление о правилах безопасного поведения.
Неживые объекты, предметы:
– орудия труда, инструменты – взрослые показывают ребёнку, как им пользоваться;
– технические средства, включая средства передвижения, – знакомство с их устройством, правилами эксплуатации и пользования;
– игрушки – ребенок использует по своему усмотрению;
– материалы (конструкторы, изо материалы и т. п.) – ребенок исследует и использует самостоятельно, взрослый может показать некоторые их свойства и возможности;
– эстетические объекты – рассматривание объектов, бережное к ним отношение.
Способы и приёмы действий (технологии).
Отношения людей, чувства. (Они вызывают наибольший интерес у детей в старшем дошкольном возрасте).
Впечатления, восприятие: цвет, звуки, фактура материала, вкус, запах.
От отношения окружающих взрослых к познавательной активности ребёнка, от того, насколько правильно они смогут создать на каждом возрастном этапе развивающую среду, отвечающую возможностям и потребностям ребенка, зависит его познавательное и интеллектуальное развитие.
Методические рекомендации по организации развивающей среды в семье:
1. Необходимо знать основные принципы построения общения с детьми.
2. Любознательные дети растут у любознательных родителей. Не поддавайтесь иллюзии, что вы все обо всём уже знаете. Открывайте мир вместе с вашим ребёнком.
3. Говорите с ребёнком – сначала называя окружающие предметы, позже – действия, затем – признаки и свойства предметов, объясняйте окружающий мир и формулируйте закономерности, рассуждайте вслух и обосновывайте свои суждения.
4. Задавайте ребёнку старшего возраста как можно чаще вопрос «Как ты думаешь?»
5. Всегда внимательно выслушивайте рассуждения ребёнка и никогда не иронизируйте над ними. Уважайте его интеллектуальный труд.
6. Отыскивайте и приносите домой любопытные вещи, книги, истории. Делитесь этим с ребёнком. Пусть он не всё и не сразу поймёт: развивающее общение – это всегда общение «на вырост».
7. По возможности много путешествуйте с ребёнком.
8. Приглашайте в дом интересных людей, при общении с ними не отправляйте ребёнка «поиграть в соседней комнате».
9. Ходите с ребёнком в музеи. Все это естественно после периода самоизоляции.
10. Проводите совместные наблюдения и опыты.
11. Эмоционально поддерживайте исследовательскую деятельность ребёнка. Поощряйте его инициативу и самостоятельность. Создавайте условия для реализации его творческих замыслов.
12. Сделайте свои увлечения предметом общения с ребёнком.
Рекомендации по возрастным группам
Создание предметной среды 5-7 лет
В развивающую среду должны входить:
– глобус, физическая карта мира и Украины, политическая карта мира;
– разнообразные коллекции;
– измерительные приборы и инструменты: весы разного вида, термометры, мерные стаканы, линейки, сантиметры;
– познавательные детские энциклопедии с картинками (звери должны быть нарисованы реалистично, иметь нормальные пропорции и природную окраску) или хорошими фотографиями;
– азбуки картинные, книги для первого чтения;
– авторские сказки;
– былины, мифы, легенды;
– познавательные видеофильмы, телепередачи, слайды и соответствующие приборы для их показа;
– детский фотоаппарат с запасными цветными фотоплёнками, фотоальбом;
– детский микроскоп, наборы «Юный химик», «Юный физик»;
– часы настенные и календарь;
– настольно-печатные игры – лото, пазлы;
– настольные игры – домино, шашки, шахматы;
– чистые листы белой бумаги, фломастеры, краски акварельные и карандаши, восковые мелки, кисти, банки для воды, тряпочки, бумага в клетку и в линейку, клей, цветная бумага, ножницы, пластилин;
– оборудованное, место для занятий по типу учебной зоны школьника.
Уважаемые родители!
Любознательность ребенка постоянно направлена на познание окружающего мира и построение своей картины этого мира. Особенность здоровой психики ребенка – познавательная активность. Ребенок, играя, экспериментирует, пытается установить причинно-следственные связи и зависимость. Он сам, например, может дознаться, какие предметы тонут, а какие будут плавать. У него возникает множество вопросов по поводу явлений окружающей жизни. Чем активнее в умственном отношении ребенок, тем больше он задает вопросов и тем разнообразнее эти вопросы. Ребенок стремится к знаниям, а само усвоение знаний проходит через многочисленное «зачем?», «как?», «почему?». Он вынужден оперировать знаниями, представлять ситуации и пытаться найти возможный путь для ответа на вопрос. Мы с вами знаем, что дети – пытливые исследователи окружающего мира. Эта особенность заложена от природы. Предметная «исследовательская» деятельность развивает и закрепляет познавательное отношение ребенка к окружающему миру.
В наше сложное противоречивое время особенно остро стоит вопрос: «Как сегодня воспитывать ребенка человеком завтрашнего дня? Какие знания дать ему в дорогу?». Осмысление этого вопроса должно происходить через осознание резко измененного социального заказа: вчера нужен был исполнитель, а сегодня – творческая личность с активной жизненной позицией, с собственным логическим мышлением. Поэтому необходимо ребенка «учить сомневаться». Ребенка нужно научить сомневаться в истинности знаний как таковых, в средствах их добывания. Ребенок может услышать и запомнить, а может и понаблюдать, сравнить, спросить о не понятном, высказать предложение. Например: металлические предметы тонут, но ребенок видит: корабль из металла не тонет. Почему? При организации соответствующих опытов, дети могут поразмышлять над этим вопросом. Познавательная активность ребенка, направленная на обследование окружающего мира, организует его внимание на исследуемых объектах довольно долго, пока не иссякнет интерес.
Роль взрослого – поддержать этот интерес с помощью разнообразных методов и приемов.
Общение и совместная деятельность со взрослыми развивают у ребенка умение ставить цель, действовать, подражая ему. А в совместной деятельности со сверстниками ребенок начинает использовать формы поведения взрослых: контролировать, оценивать, не соглашаться, спорить. Так зарождается необходимость координировать свои действия с действиями партнеров, принимать их точку зрения.
В группе мы увлекаем детей в совместный умственный поиск, оказываем им помощь в форме указаний, разъяснений, вопросов. Познавательная деятельность сопровождается эвристической беседой. Мы ставим вопросы, которые побуждают детей на основе наблюдений, ранее приобретенных знаний сравнивать, сопоставлять отдельные факты, а затем путем рассуждений приходить к выводам. Дети свободно высказывают свои мысли, сомнения, следят за ответами товарищей, соглашаются или спорят.
Успехов всем нам, в нелегком, но благородном деле воспитания умных детей!
Источник