Памятка для воспитателя по развитию речи ребенка

Памятка для воспитателя по развитию речи ребенка thumbnail

1. В беседе с ребенком не отвечайте сразу же на вопрос к Вам, а сначала предложите ему самому подумать и ответить на свой вопрос, порассуждать или пофантазировать вместе с Вами.

Зачем это нужно: таким образом, по ходу обычной жизни мы развиваем связную речь малышей,  учим их понятно для собеседника выражать свои собственные мысли, развиваем умение рассуждать и доказывать свое мнение.

Таких ситуаций очень много в обычном общении, и нужно их просто использовать для того, чтобы развивать речь малыша. Если малышу трудно выразить свою мысль, подскажите ему начала фраз, а он их продолжит: «Я думаю, что…», «Наверное, они …», «Может быть…»! и другие.

2. Используйте обычное общение  во время режимных моментов, на прогулке.

3. Правило о речевой активности взрослых и детей в ходе занятий и речевых игр.

Общее правило гласит: если мы хотим, чтобы развивалась речь ребенка, то и говорить во время наших речевых игр и занятий должен малыш, а не взрослый. Если во время речевой беседы или речевой игры педагог говорит в 5 раз больше, чем дети, то она развивает свою речь, а не речь детей!

4.Если Вы хотите, чтобы речь малыша была выразительной, красивой, образной, понятной, логичной, то такой должна быть и Ваша речь!

    С малышами нужно говорить неторопливо, с хорошей дикцией, интонационно выразительно, делая паузы между предложениями и после вопросов для того, чтобы ребенок мог вступить в диалог. И очень важно учитывать свойственную данному возрасту форму общения с ребенком и вести его дальше по ступенькам к новым, более сложным формам общения речь.

5.Когда Вы слышите ошибку в речи ребенка, не повторяйте неправильный ответ ребенка, а просто произнесите правильно и обратите внимание ребенка. Не обязательно требовать сиюминутного повторения, главное ребенок должен услышать правильный вариант.

6.Разговаривая с малышами и обучая их, развивая речь, не старайтесь сообщать им готовые знания для запоминания. Старайтесь сделать так, чтобы эти знания были открыты самим ребенком! 

Зачем это нужно? Речь и мышление тесно связаны.  Если Вы требуете от ребенка только запоминания: «Запомни, что автобус, троллейбус, трамвай – это транспорт», то Вы не задействуете интеллектуальный потенциал ребенка. Он просто запомнит Вашу фразу или конкретные картинки.  Если  этому ребенку после заучивания картинок с транспортом показать другую проблемную картинку – например, игрушечную коляску или подъемный кран и спросить «Это транспорт или нет? Почему ты так думаешь – докажи!», то скорее всего, он растеряется и не сможет определить, что это такое. Так как  малыш просто запомнил конкретные названия и не понял общих главных признаков транспорта в отличие от других предметов. В таком случае –  в случае просто запоминания картинок – Вы используете только 1% из того потенциала, который можно было бы использовать для того, чтобы развивать речь ребенка и его мышление.

7.В группе обязательно должен быть театр – любой! А лучше всего – большая коробка с разными фигурками – персонажами и фигурками для декораций (дома, деревья, кусты, трава, пенек, скамейка и другие). Чаще всего это игры – импровизации.

   Театр создает очень благоприятные условия для развития связной речи ребенка и его речевого творчества.

8. Демонстрируйте взаимное уважение. Педагоги и родители должны демонстрировать доверие к ребенку, уверенность в нем и уважение к нему как к личности.

Памятка  для педагога по развитию речи     детей.

Источник

«Памятка для педагогов»

Развитие речи – главный показатель умственного развития ребёнка. Основная цель речевого развития – доведение его до нормы, определённой для каждого возрастного этапа, хотя индивидуальные различия   речевого уровня детей могут быть исключительно велики.

Основные задачи развития речи  – это словарная работа, формирование грамматического строя речи, её связности при построении развёрнутого высказывания  – решаются на  каждом возрастном этапе.

Факторы успешного речевого развития детей дошкольного возраста:

1 Педагоги создают педагогические условия для развития речи.

2 Развивают и поощряют все формы речевой активности детей, как на занятиях, так и вне занятий.

3 Педагоги проводят специальные упражнения и игры по формированию восприятия фонематической стороны речи: учат определять место звуков в слове, место ударения, отличительные признаки фонем, количество и последовательность звуков и слогов.

4 Педагоги моделируют правильный речевой темп, предлагая образцы произнесения разговорной речи, отрывков из литературных произведений, сказок стихотворных форм, пословиц, загадок, скороговорок, чистоговорок и т.д.

5 Педагоги стимулируют обращение ребёнка к взрослому, сверстнику с вопросами, сообщениями, побуждениями.

6 Педагоги работают с художественными произведениями, обучают детей рассказыванию. Особое внимание уделяется развитию творческого рассказывания.

7 Способствуют развитию речи в игре и отражению литературных образов в сюжетно-ролевых играх детей.

8 Обеспечивают развитие наиболее сложных лексических значений, передающих как непосредственное состояние, так и оттенки эмоциональных состояний, в процессе драматизации детских литературных произведений.

«Памятка для педагогов»

Развитие речи – главный показатель умственного развития ребёнка. Основная цель речевого развития – доведение его до нормы, определённой для каждого возрастного этапа, хотя индивидуальные различия   речевого уровня детей могут быть исключительно велики.

Основные задачи развития речи  – это словарная работа, формирование грамматического строя речи, её связности при построении развёрнутого высказывания  – решаются на  каждом возрастном этапе.

Факторы успешного речевого развития детей дошкольного возраста:

1 Педагоги создают педагогические условия для развития речи.

2 Развивают и поощряют все формы речевой активности детей, как на занятиях, так и вне занятий.

3 Педагоги проводят специальные упражнения и игры по формированию восприятия фонематической стороны речи: учат определять место звуков в слове, место ударения, отличительные признаки фонем, количество и последовательность звуков и слогов.

4 Педагоги моделируют правильный речевой темп, предлагая образцы произнесения разговорной речи, отрывков из литературных произведений, сказок стихотворных форм, пословиц, загадок, скороговорок, чистоговорок и т.д.

Читайте также:  Влияние игры на развитие ребенка в детском саду

5 Педагоги стимулируют обращение ребёнка к взрослому, сверстнику с вопросами, сообщениями, побуждениями.

6 Педагоги работают с художественными произведениями, обучают детей рассказыванию. Особое внимание уделяется развитию творческого рассказывания.

7 Способствуют развитию речи в игре и отражению литературных образов в сюжетно-ролевых играх детей.

8 Обеспечивают развитие наиболее сложных лексических значений, передающих как непосредственное состояние, так и оттенки эмоциональных состояний, в процессе драматизации детских литературных произведений.

Одной из важнейших составляющих является грамотная речь педагога, т.к. именно педагог закладывает основы культуры детской речи, формирует основы речевой деятельности детей, приобщает их к культуре устного высказывания. Речь педагога ДОУ имеет обучающую и воспитывающую направленность. Главным является качество её языкового содержания, обеспечивающее высокие результаты труда. Речь педагога – отражение внутреннего мира, особенностей интеллектуального и духовного развития его личности, важная часть профессиональной культуры. Речь педагога должна отвечать следующим качествам, каким?

–  ПРАВИЛЬНОСТЬ – т.е. соответствие языковым нормам. Слушая педагога, дети не должны отвлекаться от содержания, смысла речи из-за неправильного произношения или нестандартно построенной фразы.

–  ТОЧНОСТЬ – т.е. точная речь – это речь, в которой адекватно отражается действительность и однозначно обозначено словом то, что должно быть сказано.

– ЛОГИЧНОСТЬ – т.е. наличие в высказывании 3-х смыслообразующих компонентов: начало, основная часть и конец высказывания. Также важно умение педагога правильно, грамотно, логично связывать между собой все предложения и части высказывания.

–  ЧИСТОТА – т.е. отсутствие в речи элементов, чуждых литературному языку. Засоряет язык педагога и неоправданное употребление им заимствованных слов, диалектных, жаргонных и сленговых выражений.

– ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТЬ – это особенность речи, захватывающая внимание и интерес, создающая атмосферу эмоционального сопереживания.

– БОГАТСТВО – о нём судят по количеству слов и их смысловой насыщенности. Это лексическое и семантическое богатство. Но существует и синтаксическое понятие богатства: это использование говорящим предложений: простых и сложных, полных и неполных, сложносочинённых, сложноподчинённых, бессоюзных и т.д. Богатство речи напрямую связано с уровнем общей культуры, эрудицией, начитанностью.

– УМЕСТНОСТЬ – т.е. употребление в речи единиц, соответствующих ситуации и условиям общения. Уместность требует от педагога гибкости речевого поведения: умеет ли он определить правильность и целесообразность слов, форм и оборотов, их смысловых оттенков, заранее предусмотреть работу по их усвоению.

Одной из важнейших составляющих является грамотная речь педагога, т.к. именно педагог закладывает основы культуры детской речи, формирует основы речевой деятельности детей, приобщает их к культуре устного высказывания. Речь педагога ДОУ имеет обучающую и воспитывающую направленность. Главным является качество её языкового содержания, обеспечивающее высокие результаты труда. Речь педагога – отражение внутреннего мира, особенностей интеллектуального и духовного развития его личности, важная часть профессиональной культуры. Речь педагога должна отвечать следующим качествам, каким?

–  ПРАВИЛЬНОСТЬ – т.е. соответствие языковым нормам. Слушая педагога, дети не должны отвлекаться от содержания, смысла речи из-за неправильного произношения или нестандартно построенной фразы.

–  ТОЧНОСТЬ – т.е. точная речь – это речь, в которой адекватно отражается действительность и однозначно обозначено словом то, что должно быть сказано.

– ЛОГИЧНОСТЬ – т.е. наличие в высказывании 3-х смыслообразующих компонентов: начало, основная часть и конец высказывания. Также важно умение педагога правильно, грамотно, логично связывать между собой все предложения и части высказывания.

–  ЧИСТОТА – т.е. отсутствие в речи элементов, чуждых литературному языку. Засоряет язык педагога и неоправданное употребление им заимствованных слов, диалектных, жаргонных и сленговых выражений.

– ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТЬ – это особенность речи, захватывающая внимание и интерес, создающая атмосферу эмоционального сопереживания.

– БОГАТСТВО – о нём судят по количеству слов и их смысловой насыщенности. Это лексическое и семантическое богатство. Но существует и синтаксическое понятие богатства: это использование говорящим предложений: простых и сложных, полных и неполных, сложносочинённых, сложноподчинённых, бессоюзных и т.д. Богатство речи напрямую связано с уровнем общей культуры, эрудицией, начитанностью.

– УМЕСТНОСТЬ – т.е. употребление в речи единиц, соответствующих ситуации и условиям общения. Уместность требует от педагога гибкости речевого поведения: умеет ли он определить правильность и целесообразность слов, форм и оборотов, их смысловых оттенков, заранее предусмотреть работу по их усвоению.

Источник

Юлия Белова
Памятка для педагогов по образовательной области «Речевое развитие»

Памятка для педагогов Образовательная область «Речевое развитие»

Консультация для педагогов

Образовательная область «Речевое развитие»

в соответствии с ФГОС ДО

Ю. Г. Белова

старший воспитатель МДОУ «Детский сад № 193»

Основная цель: формирование устной речи и навыков речевого общения с окружающими на основе овладения литературным языком своего народа.

Речевое развитиевключает в себя следующие направления:

• Овладение речью как средством общения и культуры (это значит, надо сформировать устную речь детей на таком уровне, чтобы они не испытывали трудностей в установлении контактов со сверстниками и взрослыми, чтобы их речь была понятна окружающим);

Развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи (наша связная речь состоит из двух частей-диалога и монолога. Строительным материалом для неё является словарь и освоение грамматического строя речи, т. е. умение изменять слова, соединять их в предложения);

Развитие речевого творчества (предполагает, что, дети самостоятельно составляют простейшие короткие рассказы, принимают участие в сочинении стихотворных фраз, придумывают новые ходы в сюжете сказки и т. д. Все это становится возможным, если мы создаем для этого условия);

• Знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы;

• Обогащение активного словаря (происходит за счет основного словарного фонда дошкольника и зависит от нашего с вами словаря и словаря родителей, для расширения словаря детей создаются благоприятные условия при комплексно – тематическом планировании работы);

Читайте также:  Развитие ребенка по монтессори до года книга

• Формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте;

Развитие звуковой и интонационной культуры, фонематического слуха (ребенок усваивает систему ударений, произношение слов и умение выразительно говорить, читать стихи).

Основные функции речи:

1. речь – средство общения;

2. речь – средство мышления;

3. речь – средство познания.

Предпосылки нормального развития речи ребёнка (условия)

1. Психологическое и физическое здоровье.

2. Нормальные умственные способности.

3. Нормально развитый слух и зрение.

4. Потребность в речевом общении.

5. Полноценное речевое окружение.

6. РППС для обогащения сенсомоторного опыта.

Пути развития речи:

*по подражанию (речь воспитателя, родителей);

*с помощью специального обучения (ООД,беседы, игры и игровые упражнения)

Принципы развития речи:

– принцип взаимосвязи сенсорного, умственного и речевого развития;

– принцип развития звукового чутья;

– принцип коммуникативно-деятельностного подхода к развитию речи;

– принцип элементарного осознания явлений языка;

– принцип взаимосвязи работы над различными сторонами речи;

– принцип обогащения мотиваций речевой деятельности;

– принцип обеспечения активной языковой практики.

Методы развития речи:

– наглядные:

• Непосредственное наблюдение и его разновидности (Наблюдения в природе, экскурсии)

• Опосредованное наблюдение (изобразительная наглядность: рассматривание игрушек и картин, рассказывание по игрушкам, картинам)

– словесные:

• чтение и рассказывание художественных произведений, заучивание наизусть, пересказ, обобщающая беседа, рассказывание без опоры на наглядный материал.

– практические:

• дидактические игры, игры – драматизации, инсценировки, дидактические упражнения, пластические этюды, хороводные игры.

Средства развития речи:

– общение взрослых и детей;

– художественная литература;

– культурная языковая среда;

изобразительное искусство, музыка, театр;

– обучение родной речи на занятиях.

Источник

Наталия Романова
Памятка воспитателям по методике развития связной речи дошкольников

Памятка

«По страницам методики обучения детей рассказыванию”

Содержание:

-Пересказ

-Структура занятия по пересказу

-Приёмы обучения пересказу

-Структура занятия по составлению рассказов

-Методы обучения рассказыванию по возрастным группам

– Приёмы обучения рассказыванию

Пересказ

[/b]– это переработка ребёнком литературного текста и воспроизведение литературного образца в устной речи. При пересказе ребенок пользуется готовыми речевыми формами, следует логике авторского мышления. Это сложный умственный навык, который формируется постепенно в процессе обучения. Это деятельность, которая основывается на развитии памяти, мышления, воображения.

Требования к литературному тексту для пересказа

:[/b]

– доступное содержание;

-разнообразие жанров;

-четкая композиция;

-простой, но богатый язык;

-небольшой размер.

-Кроме этого, каждое произведение должно учить чему-то полезному, развивать в ребенке положительные черты личности (доброту, отзывчивость, толерантность).

-Целесообразно для пересказа использовать несколько жанров: и рассказ и описание, и народные и авторские сказки. Сказки можно выбирать разные: короткие (“Лиса и кувшин”) и длинные (“Гуси-лебеди”) – у каждой свои особенности и свои возможности воспитательного воздействия.

Структура занятия по пересказу

у[/b]

1. Вводная часть. Подготовка детей к восприятию нового произведения, главным образом его идеи (оживление аналогичного личного опыта детей, показ картинки и др.).

2. Первичное чтение без предупреждения о последующем пересказе, чтобы обеспечить свободное художественное восприятие.

3. Вторичное чтение с установкой на запоминание и последующий пересказ.

4. Беседа (разбор произведения).

Цели беседы:

-уточнение содержания (главным образом идеи и характеристик образов, привлечение внимания к языку (ненавязчиво подчеркнуть точные определения, сравнения, фразеологизмы,

-активная подготовка к выразительному пересказу (работа над прямой речью действующих лиц, осмысление интонаций, ударений, темпа, особенно важных композиционных моментах).

Все эти цели решаются в единстве, при последовательном анализе текста по ходу его сюжета. 1-й и 4-й этапы опускаются, если сравнительно сложное произведение было прочитано и разобрано заранее, за 3—6 дней до пересказа

5. Повторное чтение после разбора произведения с установкой на пересказ.

6. Физ. пауза (спокойная) или релаксация для подготовки детей к ответам, для припоминания текста

7. Пересказ (3—7 человек). Активное руководство воспитателя. В конце вызвать ребенка с наиболее яркой речью или использовать эмоциональные приемы (пересказ по ролям, инсценировка).

Приёмы обучения детей пересказу

-Выразительное чтение произведения воспитателем

-Рассказ по частям с элементами драматизации

-Использование фланелеграфа и разных видов театра

-Вместо повторного чтения можно использовать аудиозапись

-Приём моделирования и использование мнемосхем помогает ребёнку пересказать текст осмысленно, полно, без больших пауз и выдержать логическую последовательность худ. произведения

-Если в произведении есть диалог, то на помощь педагогу, особенно в деле формирования выразительности детской речи, приходит пересказ по ролям (в лицах).

-Активизируют детей хоровые проговаривания коротких реплик. Например, в пересказе рассказа «Для всех» Л. Пестина роль Иринки могут исполнять все девочки а Васи – все мальчики группы.

-Очень полезно предлагать некоторым детям исправить, улучшить пересказ, повторив по-новому реплику, концовку или небольшой, неудавшийся предыдущему рассказчику отрывок.

– Иногда вместо оценки хорош оценочный вопрос (ко всей группе или к рассказчику): не кажется ли вам, что рассказывать надо было веселее? Или -достаточно ли прозвучала у Юры в конце пересказа гордость за нашу Российскую Армию?

Иногда следует подсказать детям подходящие формулировки их оценочных суждений: «Мне кажется.», «Я советую Сереже.», «А может быть, лучше было бы.»

– Как прием на некоторых занятиях после словесных пересказов может быть использована игра-драматизация или инсценировка текста с использованием игрушек и силуэтов.

-В старших группах возможны приемы передачи текста от первого лица или лица разных его героев, а также построение пересказа по аналогии с прочитанным, с включением другого героя.

Практические примеры проведения занятий по пересказу можно найти в книгах В. В. Гербовой, Э. П. Коротковой.

Структура занятия по обучению рассказыванию

1ч. Знакомство с наглядными средствами. Очень важен момент появления перед детьми игрушки, предметов или картины.

В младшем дошкольном возрасте рекомендуется применять игровые приемы («Игрушка спряталась», «Волшебный сундучок», «Чудесный мешочек», «Кто к нам в гости пришел?»). Начиная со средней группы можно использовать загадки, другие малые формы фольклора (потешки, приговорки) и небольшие по объему стихотворения, чтобы вызвать интерес к наглядным объектам, привлечь внимание детей к ним. В старшем дошкольном возрасте в начале занятия можно задать детям поисковый вопрос или проблемную ситуацию, разобраться в которой помогут наглядные средства. Например, «В магазине игрушек перепутались таблички с указанием товара, давайте поможем продавцу и рассортируем: к какой игрушке, какая табличка относится».

2ч. В Основной части занятия проводится последовательно работа по рассматриванию наглядных средств (картин, игрушек или схем и моделей) по обучению детей составлению рассказов.

Рассматривание предметов начинается с выделения основных признаков (цвет, форма, материал, существенных деталей. Важно, чтобы педагог показывал и одновременно называл части и детали. К показу и называнию следует привлекать детей. В младшей группе используются приемы сопряженной и отраженной речи, дети учатся отвечать на простые вопросы типа: что это? Какого цвета? Что у него есть? Со средней группы можно вводить элементы соревнования, например: кто больше предметов найдет на картине? Кто скажет больше слов о машине? Здесь же проводятся разнообразные игры и упражнения на активизацию словаря, обучение детей построению фраз и предложений, усвоение детьми структуры рассказа.

При обучении детей составлению рассказов педагог обязательно должен четко сформулировать задачу. Например, «Мы будем рассказывать о кукле» (для детей младшей группы, «Вам надо рассказать об игрушке», «Вы можете составить рассказ по картине».

Важным моментом основной части занятия является прослушивание рассказов детей. Вначале лучше выслушать детей по их желанию, можно предложить кому-либо рассказать. Важно выслушать до конца, постараться меньше подсказывать ребенку, дать возможность ему самому высказаться. По окончании рассказ ребенка анализируется с положительной оценкой в целом и рекомендациями по усовершенствованию (для старших дошкольников). Необходимо привлечь внимание сверстников к рассказам детей и ориентировать рассказчиков на слушателей.

3ч. Подведение итогов работы- здесь может быть оценка рассказов детей в целом, выделение наиболее интересных высказываний детей, оценка рассказов самими детьми (для старших дошкольников). Также проводятся игры и упражнения на закрепление представлений детей о предметах, их систематизация, обобщение.

На занятии педагог успевает выслушать нескольких детей, с остальными обязательно надо составить рассказ в свободное время в течение дня. Можно предложить детям повторить рассказ для родителей, что будет способствовать закреплению навыков связной речи, полученных на занятиях. Наглядные средства, используемые на занятии могут быть оставлены в группе на несколько дней для самостоятельных игр и занятий детей, для стимулирования повторения рассказов и для индивидуальной работы с детьми.

Для формирования у детей представлений о структуре рассказа педагогу необходимо постоянно использовать термины «начало», «середина», «конец» рассказа. Привлечь внимание детей к структуре текста можно в игре «Размытое письмо», где в рассказе пропущена какая-либо часть, например, середина (Побежала кошка за мышкой… и выскочила мышка с другой стороны, а также в игре «Кто знает, тот дальше продолжает».

Методы обучения детей составлению рассказов

по возрастным группам

Младшая группа

Практические упражнения для накопления и активизации словарного запаса

Рассматривание предметов и игрушек

Рассматривание картинок и иллюстраций

Совместная деятельность и дидактические игры с куклой

Средняя группа

Ознакомление с качествами и свойствами предметов

Экскурсия (в основном природоведческой тематики)

Беседа

Пересказ художественных произведений

Описание игрушек и предметных картинок

Рассказ по серии сюжетных картинок

Игра – инсценировка

Творческое рассказывание

-на тему, предложенную воспитателем

-на литературной основе

-по пейзажной картине

-придумывание конца рассказа или сказки

Старшая и подготовительная группа

Беседа

Экскурсия

Пересказ художественных произведений

Описание игрушек и предметных картинок

Рассказ по серии сюжетных картинок

Рассказы из личного опыта

Творческое рассказывание

-на тему, предложенную воспитателем

-на литературной основе -по пейзажной картине

-придумывание конца рассказа или сказки

-составление загадок, небылиц

Сюжетное рассказывание.

-придумать конец рассказа -описать место действия

-составить диалог героев -составить словесный портрет героя

Игра – драматизация

Приёмы обучения рассказыванию

-Образец рассказа воспитателя– основной прием обучения детей составлению рассказа. Он должен соответствовать всем правилам и литературным нормам языка (лексическим, грамматическим, фонетическим) и отличаться лексической и интонационной выразительностью. Содержание рассказа-образца строится на основе хорошо знакомых детям предметов или событий. В отличие от познавательных рассказов воспитателя по ознакомлению с окружающим миром, речевой образец не содержит новых для детей знаний. Начиная со старшей группы может использоваться образец рассказа не только воспитателя, но и ребенка с высоким уровнем развития связной речи.

-Разбор образца рассказа –проводится со средней группы, то есть воспитатель задает детям вопросы по рассказу-образцу с целью закрепить у детей представление о структуре рассказа.

-План рассказа –

Даётся перед каждым ответом ребёнка. План не должен быть объёмным-2-3 пункта.

-Коллективный разбор вопросов плана-

Он нужен для того, чтобы каждому ребёнку придумать свой сюжет, свой рассказ.

Разбор проводится в начале занятия после плана

-Коллективное составление рассказа –

Даётся одна тема и рассказ составляется по частям.

Например, на тему «Наша прогулка» 1ребёнок рассказывает как готовились к прогулке, 2реб-рассказывает, что видели, 3реб – как вернулись, 4- повторяет весь рассказ.

-Оценка детских рассказов

Должна быть краткой. В оценке должно быть отражено то, что запланировал воспитатель, над чем работали, чему учились. Оценка должна быть дана каждому ребёнку, после каждого рассказа.

Источник