Памятка для родителей развитие у ребенка мелкой моторики рук

Памятка для родителей развитие у ребенка мелкой моторики рук thumbnail

Мелкая моторика – точные движения пальцев рук – особенно тесно связана с процессом формирования речи ребенка. Систематические упражнения по тренировке движений пальцев рук оказывают стимулирующее влияние на развитие речи.hello_html_m45c975c3.jpg

Нарушение мелкой моторики связано с нарушением мышечного тонуса пальцев рук. Работа над развитием мелкой моторики пальцев рук, стимулирует созревание речевой зоны коры головного мозга.
Работу по развитию мелкой моторики рук необходимо проводить систематически (по 5-10 минут ежедневно).

Виды детской деятельности, которые можно использовать для развития мелкой моторики пальцев рук
• Развитие ручной умелости (рисование карандашом, лепка, конструирование, аппликация, изготовление оригами: игрушек из бумаги (лодочка, пилотка, самолет).
• Различные игры с мелкими предметами (подбор частей разрезных картинок, перекладывание, сортировка горошин, палочек, пуговиц и других мелких BD15185_предметов).
• Пальчиковая гимнастика с речевым сопровождением и без речевого сопровождения.
• Пальчиковый театр.

Для развития ручной умелости дети должны:
• запускать пальцами мелкие «волчки»;
• разминать пальцами пластилин и глину, лепить различные поделки;
• сжимать и разжимать кулачки («бутончик проснулся и открылся, а вечером заснул и закрылся»);
• барабанить всеми пальцами обеих рук по столу;
• махать в воздухе только пальцами;
• собирать все пальцы в щепотку;
• нанизывать крупные пуговицы, шарики, бусинки на леску;
• завязывать узелки на шнурке, веревке;
• застегивать (расстегивать) пуговицы;
• играть с конструктором, мозаикой;
• складывать матрешки, пирамидки;
• рисовать в воздухе;
• мять руками поролоновые шарики, губки;

• рисовать, раскрашивать, штриховать;
BD15185_•резать (вырезать) ножницами;
• выполнять аппликации;
• скатывать бумажные шарики (у кого шарик получится более плотным, тот и выиграл);
• складывание, скручивание, разрывание, перелистывание бумаги;
• перекладывать из одной коробочки в другую счетные палочки, спички, фасоль, при этом рука не должна сдвигаться (лежит близко к коробочке, задействованы только большой, указательный и средний пальцы);
• легко нажимать на кнопку пульвелизатора, посылая струю воздуха на ватку, листок бумаги;
• вращать карандаш (ребристый) между большим, указательным и средним пальцем;
• «пальчиковый бассейн» (пластмассовый тазик с фасолью или горохом);
• Игра «Кулак-ребро-ладонь» (сначала одной рукой, потом другой, затем вместе.

Если ребенка не увлекают развивающие пособия – предложите ему настоящие дела. Вот упражнения, в которых малыш может тренировать мелкую моторику, помогая родителям и чувствуя себя нужным и почти взрослым:

1. Очищать крутые яйца. Чистить мандарины.

2. Разбирать расколотые грецкие орехи (ядра от скорлупок). Очищать фисташки.

3. Собирать с пола соринки. Помогать собирать рассыпавшиеся по полу предметы (пуговицы, гвоздики, фасоль, бусинки).

4.Пытаться самостоятельно обуваться, одеваться. А так же разуваться и раздеваться. Для этого часть обуви и одежды должны быть доступны ребенку, чтобы он мог наряжаться, когда захочет. Учиться самостоятельно надевать перчатки. Пробовать зашнуровывать кроссовки.

5. Помогать сматывать нитки или веревку в клубок (О том, кто их размотал лучше умолчать)

6. Вешать белье, используя прищепки (нужно натянуть веревку для ребенка).D:ДокументыРабота Наташа110988_or.jpg

7. Помогать родителям отвинчивать различные пробки – у канистр с водой, пены для ванн, зубной пасты и т.п.

8. Помогать перебирать крупу.

9. Рвать, мять бумагу и набивать ей убираемую на хранение обувь.

10. Собирать на даче или в лесу ягоды.

11. Доставать что-то из узкой щели под шкафом, диваном, между мебелью.

12. Вытирать пыль.

13. Включать и выключать свет.

14. Отлеплять и прилеплять наклейки.

15. Перелистывать страницы книги.

16. Затачивать карандаши (точилкой). Стирать нарисованные каракули ластиком.

Что-то будет получаться, что-то нет. Но, обычно, в освоении серьезных дел дети оказываются очень упорными.

Для достижения желаемого результата необходимо сделать работу по развитию пальцевой моторики регулярной.

Желаем успехов!

Подготовила: учитель-логопед

Гайдар Наталья Сергеевна

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 36» комбинированного вида

«Развитие мелкой моторики рук в домашних условиях»

(Памятка для родителей)

Официальный сайт детского сада 19 р.п. Приютово - Развиваем мелкую моторику рук у детей 2-3 лет.

Славгород – 2015

Источник

Развитие мелкой моторики

(памятка для родителей)

Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. Разнообразные действия руками, пальчиковые игры стимулируют процесс речевого и умственного развития ребенка, т.к. развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребенка. Мелкая моторика рук также взаимодействует с такими высшими свойствами сознания, как внимание, мышление, оптико-пространственное восприятие (координация), воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь.
Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий.
Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребенка. Если ребенок будет выполнять упражнения, сопровождая их короткими стихотворными строчками, то его речь станет более чёткой, ритмичной, яркой, и усилится контроль за выполняемыми движениями. Развивается память ребёнка, так как он учится запоминать определённые положения рук и последовательность движений. У малыша развивается воображение и фантазия. Овладев всеми упражнениями, он сможет «рассказывать руками» целые истории. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь. Учителя отмечают, что первоклассники часто испытывают серьезные трудности с овладением навыком письма.
Письмо – это сложный навык, включающий выполнение тонких координационных движений руки. Техника письма требует сложной работы мелких мышц кисти и всей руки, а также хорошо развитого зрительного восприятия и произвольного внимания. Поэтому в дошкольном возрасте важно развивать механизмы, необходимые для овладения письмом, создать условия для накопления ребенком двигательного и практического опыта, развития навыков ручной умелости. Но в дошкольном возрасте важна именно подготовка к письму. Умение выполнять мелкие движения с предметами развивается в старшем дошкольном возрасте, именно к 6-7-ми годам в основном заканчивается созревание соответствующих зон головного мозга, развитие мелких мышц кисти. Поэтому уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, карандаш, не могут застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им бывает трудно собрать рассыпавшиеся детали конструктора, работать с пазлами, счетными палочками, мозаикой. Они отказываются от любимых другими детьми лепки и аппликации, не успевают за ребятами в группе детского сада на занятиях. Таким образом, возможности освоения мира этими детьми оказываются обедненными. Дети часто чувствуют себя несостоятельными в элементарных действиях, доступных сверстникам. Это влияет на эмоциональное благополучие ребенка, на его самооценку.

Читайте также:  Критерии оценки развития ребенка в доу по фгос

 
Виды упражнений и занятий по развитию

мелкой мускулатуры рук дошкольника.

Для занятий по формированию сложнокоординированных движений руки необходимы следующие условия:
 Поскольку развитие ручной умелости предполагает определенную степень зрелости мозговых структур, заставлять ребенка заниматься «через силу» неэффективно. Нужно начать с того уровня упражнений, которые будут получаться и доставлять удовольствие.
 Выполнение упражнений должно быть регулярным.
 Занятия должны быть только совместными. Это определяется необходимостью точного выполнения движений, в противном случае результат не будет достигнут.
 Время выполнения упражнений не может быть долгим, так как внимание и интерес ребенка быстро иссякают. До 3 лет это около 5 минут, затем можно увеличить длительность, включать игры в другие развивающие занятия.
 Нужно соблюдать комфортный для ребенка темп выполнения.
 Очень важно участие и ободряющее поведение взрослого.
 Ребенку всегда предлагается инструкция. Нельзя заменять ее рисунком или ручным образцом выполнения. Инструкция должна быть простой, короткой и точной.
 Повторение инструкции, а также проговаривание действий в процессе выполнения облегчает работу.

• В комплекс упражнений старайтесь включать задания на сжатие, расслабление и растяжение кистей малыша.
• Начинайте или заканчивайте занятия сеансом массажа кистей рук.
• Проводите работу по развитию мелкой моторики регулярно, в соответствии с возрастом и учётом уровня физического развития малыша.
• Сначала все движения взрослый выполняет руками малыша, а по мере освоения ребёнок начинает делать их самостоятельно.
• Внимательно следите за тем, чтобы упражнения выполнялись ребёнком правильно. Если малыш затрудняется с выполнением какого-либо задания, сразу помогите ему: зафиксировать нужное положение пальцев и т. п.
• Чередуйте новые и старые игры и упражнения. После освоения ребёнком простых двигательных навыков переходите к освоению более сложных.

Приёмы для развития мелкой моторики пальцев рук.

Проводимые наблюдения показали, что наиболее простые приёмы для развития мелкой моторики пальцев рук оказываются наиболее эффективными.
1. Катать шарики из пластилина. Пока ребёнок не будет до конца выполнять это упражнение, к следующему не переходить.
2. Рвать на мелкие куски газету, бумагу (чем мельче, тем лучше).
3. Перебирать крупные деревянные бусы, чётки.
4. Собирать, складывать пирамидки.
5. Работать с вкладышами (Монтессори).
6. Застёгивать пуговицы.
7. Завязывать, развязывать узлы.
8. Пальчиковые игры типа “Здравствуй, пальчик”, “Кто приехал?” и др.

 Подготовка руки ребёнка к занятиям по письму в дошкольном возрасте.

Учёные-физиологи утверждают, что если ребёнок в период 1,5-1,8 месяцев не берёт ручку 3 пальцами, до 2 лет держит ручку в кулаке, следовательно, будут проблемы с письмом.
Чтобы помочь ребёнку избежать этих проблем, необходимо выполнять следующие рекомендации:

-Построить упражнения таким образом, чтобы ребёнку неудобно было рисовать, держа ручку в кулаке:
-нарисовать волны (если карандаш в кулаке, то ребёнок рисует “всем телом”, пока не поймёт, что это не удобно;
– нарисовать птичек;
-изобразить солнце с лучами.
– Задания на штриховку, рисование барашков, прямоугольных фигур (окон), составление узоров из кругов.
– Рисование карандашами и красками различными способами.
– Орнаменты на бумаге в клетку, повторение его на нелинованной бумаге.
– Разнообразная работа с ножницами.

Упражнения на отработку силы пальцев и кисти рук (с использованием пластилина, прищепок, эспандера, щелчков разными пальцами);
Упражнения на расслабление (“погладим котёнка”, “маляр” и др.);
Нейропсихологическое расслабление:
• массаж;
• посыпание песочка: горстью, щепоткой, разными пальцами;
Упражнения на ритмическую организацию движений.
Примечание: когда ребёнок производит ритмическое движение пальцами рук, то в лобной и височных долях головного мозга возникает усиление электрических колебаний и как следствие – развитие речевых функций.
• хлопки;
• постукивание палочками;
• ритмичные щелчки;
• специальные упражнения без речевого сопровождения (пальчиковая гимнастика);
• игры с пальчиками, сопровождающиеся стишками и потешками.

Читайте также:  Развитие ребенка в неблагополучной семье

Упражнения для развития мелкой моторики

Разминка:
Выбрасывание пальчиков
а) “В прятки пальчики играли
И головки убирали,
Вот так, вот так,
И головки убирали”.
б) “1,2, 3,4,5.
Мы грибы идем искать.
Вот мизинчик в лес пошел,
Безымянный – гриб нашел.
Средний пальчик чистить стал,
Указательный – скакал,
Большой палец все съел,
От того и потолстел.”

Выполнение по зрительному образцу:
«В нашем дворе живут разные животные»
Взрослый показывает фигуру и называет животное. Дети повторяют. Затем взрослый называет животное, а дети должны самостоятельно воспроизвести кинестетический образ.
1. “Петушок” указательный и большой пальцы – овал, остальные – веер, гребешок.
2. “Курочка” – веер опущен.
3. “Волк” – исходная позиция – “коза”, указательный палец и мизинец чуть сгибаются.
4. “Кот” – указательный палец и мизинец сильно сгибаются.
5. “Солнышко” = расставлены пальцы от себя.
6. “Флажок” – пальцы собрать, развернуть к себе и наклонить.

7. “Улитка с рожками” – исходная позиция – «зайчик» и наклон вперед.

 Гимнастика для пальцев:

1. «Крестики». Поочередно как можно быстрее ребенок перебирает пальцы рук, образуя крестик большого пальца последовательно с указательным, средним и т.д. Проба выполняется как в прямом (от указательного пальца к мизинцу) , так и в обратном ( от мизинца к указательному пальцу) порядке.
2. «Лошадки». Пальцы обеих рук быстро и сильно стучат по столу наподобие топота копыт (последовательно от мизинца к большому).
3. «Ухо –нос». Левой рукой взяться за кончик носа, а правой – за противоположное ухо. Одновременно отпустить ухо и нос, хлопнуть в ладоши, поменять положение рук «с точностью до наоборот».
4. «Змейки». Представляем, что наши пальцы – это маленькие змейки. Они могут двигаться – извиваться навстречу друг другу. При этом сначала прорабатываются одноименные пальцы рук, а затем разноименные (например, большой палец правой руки мизинец левой руки).
5. «Замок». Скрестить руки ладонями друг к другу, сцепить пальцы в замок, вывернуть руки к себе. Двигать поочередно пальцами, на которые укажет ведущий. Палец должен двигаться точно и четко, не допуская синкинезий. Прикасаться к пальцу нельзя. Последовательно в упражнении должны участвовать все пальцы обеих рук.
6. «Лезгинка». Ребенок складывает левую руку в кулак, большой палец отставляет в сторону, кулак разворачивает пальцами к себе. Правой рукой прямой ладонью в горизонтальном положении прикасается к мизинцу левой. После этого одновременно меняет положение правой и левой рук в течение 6 – 8 смен позиций. Необходимо добиваться высокой скорости смены положений.
7. «Слоники». Пальцы обеих рук изображают ноги слона, идущего по столу. Только средний палец поднят вверх и не касается стола – это хобот. Нужно идти по столу, перебирая пальцами и ни за что не опуская средний палец.
8. «Котята». Одновременное сильное сгибание и разгибание пальцев обеих рук в верхних фалангах наподобие кошачьих лап.
9. «Каракатицы». Обе руки лежат ладонями на столе с выпрямленными пальцами. Средние пальцы сгибаются, отталкиваются от стола и передвигают ладонь. Остальные пальцы остаются выпрямленными.

«Кулак – ребро – ладонь» – на плоскости стола три положения руки последовательно сменяют друг друга. Выполняется 8-10 раз правой рукой, затем левой, далее обеими руками.

 Развитие координации.

1. Пальчики поздоровались с большим по очереди – “привет!” (плавно и резко, ведущая рука – дополнительная рука – 2 руки вместе)
2. “Клубы дыма”. Рука в кулак, один палец отставлен (все но очереди), имитация клубов – круговые движения вверх в воздухе.
3. “Рисуем чушую у рыбы”. Разными пальцами рисуем чешую вверх, вниз. 5. “Альпинисты идут по горам”. Палец – крюк, который цепляется за горы.

Расслабление пальцев кистей рук. (Вводится после сильного напряжения) Можно проводить после каждого упражнения.
1. “Погладим котенка”. Головка – спинка – хвостик – сбрасывающие движения, 3-5 раз каждой рукой.
2. “Курочка пьет воду” – сбрасываем руки назад. “Курочка клюет зерно” – сбрасываем руки вперед.
3. “Веселые маляры” – широкие размахи одной рукой, затем другой, потом 2-мя руками.
4. “Качаем лодочку” – соединить ладони и качать вправо-влево.

Опознание фигур, цифр или букв, “написанных” на правой и левой руке.

Перекатывание карандаша между пальцами от большого к мизинцу и обратно поочередно каждой рукой.

«Повтори движение”
Взрослый, садясь напротив ребенка, делает пальцами своей руки какую-либо “фигуру” (какие-то пальцы согнуты, какие-то выпрямлены – любая комбинация). Ребенок должен точно в такое же положение привести пальцы своей руки – повторить “фигуру”. Задание здесь усложняется тем, что ему ее еще необходимо зеркально отразить (ведь взрослый сидит напротив). Если данное задание вызывает у ребенка сложности, то сначала можно потренироваться, проводя упражнение сидя рядом (а не напротив ребенка). Так ему будет легче копировать положение пальцев руки.

Читайте также:  Как полезен для развития ребенка детский сад

Лепим из пластилина (или теста)
– кружок;
– цифру;
– букву;
– животное;
– ощупать предмет с закрытыми глазами и слепить его из пластилина.

Игры с рисованием.
Графические пробы
– зубчики (нелинованный лист)
– заборчик
– дом – башня (зубчик-заборчик)

– Опознание предмета. Ребенок одной рукой ощупывает предложенный предмет, а другой рукой (с открытыми глазами) его зарисовывает.
– Прохождение по дорожкам;
– Лабиринт;
– Срисуй с образца;
– Что нарисовано у тебя на ладошке? Нарисуй на листочке.

Игра «Быстро, без ошибок». Психолог показывает и заучивает с детьми несколько кинестетических поз, затем быстро называет их и показывает то верные, то неверные знаки. Дети должны быть внимательны и показывать нужные позы.
«Цветок». 1 ч.Пальцы обеих рук образуют бутон цветка. Затем он начинает раскрываться по лепесткам (сначала размыкаются мизинцы, затем безымянные, после этого средние, указательные и большие). Запястья на размыкаются. Кисти рук образуют цветок, напоминающий тюльпан. 2 ч. Все в обратной последовательности.
Массаж пальцев. После работы каждый пальчик необходимо помассировать, кисти рук сжимать и разжимать.

Педагог-психолог Воронина О.С.

Источник

Мелкая моторика рук – это разнообразные движения пальчиками и ладонями. Крупная моторика – движения всей рукой и всем телом. Тонкая моторика – развитие мелких мышц пальцев, способность выполнять ими тонкие координированные манипуляции малой амплитуды.

Значение развития мелкой моторики:

1. Повышают тонус коры головного мозга.

2. Развивают речевые центры коры головного мозга.

3. Стимулируют развитие речи ребенка.

4. Согласовывают работу понятийного и двигательного центров речи.

5. Способствуют улучшению артикуляционной моторики.

6. Развивают чувство ритма и координацию движений.

7. Подготавливают руку к письму.

8. Поднимают настроение ребенка.

Чтобы исправить речевое нарушение, нужно вести целенаправленную работу по развитию мелкой моторики. Такая работа ускоряет     созревание областей головного мозга, которые отвечают за речь, и способствует ускорению дефектов речи.

Как развить мелкую моторику руки

ребенка

-Разминать пальцами тесто, глину, пластилин. Лепить из теста печенье и украшения к пирогу.

-Хлопать в ладоши тихо, громко, в разном темпе.

-Катать по очереди каждым пальцем мелкие бусинки, камешки, шарики.

-Нанизывать бусинки, пуговки на нитки. раскладывать пуговицы в зависимости от их признаков: по цвету, по форме, по размеру; складывать из пуговиц или бусинок различные узоры.  Помогать сматывать нитки или веревку в клубок.

-Завязывать узлы на толстой и тонкой веревках и шнурках.

-Заводить будильник, игрушки ключиком. Открывать почтовый ящик или входную дверь ключом.

-Штриховать, рисовать, раскрашивать карандашом, мелом, красками, ручкой

и т.д.

-Резать ножницами.

-Конструировать из бумаги (оригами), шить, вышивать, вязать.

-Делать пальчиковую гимнастику.

-Рисовать узоры по клеточкам в тетради.

-Заниматься на домашнем стадионе и снарядах, где требуется захват пальцами (кольца, перекладина и другие).

-Подметать и собирать мусор, рассыпавшиеся по полу предметы (пуговицы, бусинки, пазлы), а также мыть полы;

-Разбирать расколотые грецкие орехи (ядра от скорлупок), очищать фисташки, отшелушивать пленку с жареных орехов;

-Шнуровывать кроссовки.        

 -Чистить вареные яйца, картофель в мундире, мандарины;                                   Вешать белье (нужно натянуть веревку для ребенка);

Помогать родителям отвинчивать различные пробки – у канистр с водой, пены для ванн, зубной пасты и т.п.;

Собирать на даче или в лесу ягоды;

Перелистывать страницы книги;

Затачивать карандаши точилкой и стирать нарисованное ластиком;

Важные правила в процессе развития мелкой моторики у детей.

-Занятия должны напоминать игру, а не уроки в школе. В ходе игры побольше разговаривайте с малышом, ведите диалог, разыгрывайте сценки.

-Игры и занятия должны быть систематическими. Даже во время прогулки можно помассировать ребенку ручку или насобирать красивых камушков и листочков.        -Выбирайте игры и занятия, подходящие по возрасту и развитию именно вашему ребенку.

-Важно, чтобы ребенку нравились и игрушки, и сам процесс – позаботьтесь об этом. А также искренне покажите, что вам это тоже приносит неимоверное удовольствие.

-Контролируйте время – оно для каждого ребенка индивидуально. Не пересиживайте и не переутомляйте его.

-Старайтесь перепробовать как можно больше различных способов развития мелкой моторики. Но ни в коем случае не занимайтесь всем сразу.

-Не забывайте хвалить ребеночка за каждый успех – критика в этом деле абсолютно не уместна.

-Нельзя заставлять маленького ученика. -Дайте ему право выбора. Возможно, он хочет рисовать, а не лепить – прислушайтесь к его пожеланиям. И не ограничивайте детей в проявлении инициативы и фантазии!

                 https://mmedia.ozone.ru/multimedia/1018846527.jpg

МБДОУ «Слободской детский сад «Пряничный домик»

Памятка для родителей

Как развить мелкую моторику рук ребенка

https://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=a996016846b9135c10c209f4bf9f6728-l&n=13

Учитель-логопед:

Суворова Н.Ю

Источник