Памятка для родителей факторы успешного речевого развития ребенка

Памятка для родителей факторы успешного речевого развития ребенка thumbnail

«ФАКТОРЫ
УСПЕШНОГО РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ»

(Консультация для воспитателей)

Выполнила: Мальцева Т.В., воспитатель

 1квалификационной категории.

МДОУ Некоузский детский сад №3

Непременным условием для умственного развития ребенка
является общение его со взрослыми. Взрослые – хранители опыта, накопленного
человечеством, знаний, умений, культуры. Передать этот опыт можно не иначе как
с помощью языка. Язык – «важнейшее средство человеческого общения».Среди многих
важных задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста в детском саду
обучение родному языку, развитие речи, речевого общения – одна из главных. Эта
общая задача состоит из ряда специальных, частных задач: воспитания звуковой
культуры речи, обогащения, закрепления и активизации словаря, совершенствования
грамматической правильности речи, формирования разговорной (диалогической
речи), развитие связной речи, воспитания интереса к художественному слову,
подготовки к обучению грамоте.

На успешное решение этой задачи влияют следующие
факторы:

1. Эмоциональное общение с ребенком с момента
рождения.

Речевому общению ребенка со взрослым предшествует
эмоциональное общение. Оно является стержнем, основным содержанием
взаимоотношений взрослого и ребенка в подготовительный период развития речи –
на первом году жизни. Ребенок отвечает улыбкой на улыбку взрослого, произносит
звуки в ответ на ласковый разговор с ним. Он как бы заражается эмоциональным
состоянием взрослого, его улыбкой, смехом, ласковым тоном голоса. Это именно
эмоциональное общение, а не речевое, но в нем закладываются основы будущей
речи, будущего общения с помощью осмысленно произносимых и понимаемых слов.

2. Создание условий для общения с другими детьми.

Общение со сверстниками в дошкольном возрасте играет
не менее важную роль в развитии детей, чем общение с взрослыми. Оно так же, как
и общение с взрослыми, возникает, в основном, в совместной деятельности и может
осуществляться по – разному. Если сама деятельность носит примитивный характер,
плохо развита, то и общение будет таким же: оно может выражаться в агрессивно
направленных формах поведения (драки, ссоры, конфликты) и почти не
сопровождаться речью. Чем сложнее и разнообразнее деятельность, тем более
необходимым для ребенка становится речевое общение. Развитие ребенка особенно
успешно происходит в коллективных видах деятельности, в первую очередь в игре,
которая стимулирует развитие общения между детьми, а, следовательно, и речи.
Общение со сверстниками – это особая сфера жизнедеятельности ребенка,
совершенно отличная от общения с взрослыми.

3. Совместные игры взрослого и ребенка.

Ребенок подражает действиям взрослого. Именно это
подражание является одним из важнейших механизмов формирования общения в раннем
возрасте. Общение с взрослыми носит положительно эмоциональный, предметный и
деловой характер, становясь основой и важнейшей предпосылкой для общения со
сверстниками. При дефиците общения в раннем возрасте, его ограниченности,
бедности, ненасыщенности ребенку трудно будет научиться общаться с детьми и
другими людьми, он может вырасти необщительным, замкнутым.

4. Речь взрослого – пример для подражания.

Речь ребенка развивается во многом в результате
подражания речи окружающих. Взрослым нужно следить за своей речью. Особое
значение имеет речь воспитателя, который постоянно бывает с детьми, он наиболее
авторитетное для них лицо. Каждый воспитатель должен знать, что в детском саду
его речь превращается в педагогическое средство, в орудие воздействия на детей.

Качества речи педагога: это прежде всего ее
содержательность, правильность и разнообразие формы, соответствие возрасту.

Словарь воспитателя должен быть богатым и точным.
Нужно чаще употреблять слова, которые медленно усваиваются детьми, точно
обозначать оттенки цвета, материал, форму, величину предметов и др.

Речь должна быть безупречна грамматически.
Морфологическая правильность сочетается с преднамеренным употреблением
разнообразных конструкций предложений.

Большие требования предъявляются к звуковой стороне
речи: чистое звукопроизношение, четкая дикция, орфоэпическая правильность. Речь
должна быть яркой, выразительной, необходима богатая мимика, приветливый,
доброжелательный тон по отношению ко всем окружающим.

Воспитателю необходимо обладать культурой связной
речи: уметь вести диалог, рассказывать, слушать рассказы и ответы других. Речь
его должна быть немногословной, но очень понятной и логичной. Воспитателю важно
не только уметь рассказывать и свободно держаться в детской аудитории, но и
обладать навыками публичной речи: выступить с сообщением перед товарищами,
организовать коллективную беседу с родителями воспитанников и т.п. Образцом для
окружающих должна быть вся манера поведения воспитателя в процессе речевого
общения (поза, жест, отношение к собеседникам).

В оценке речи воспитателя учитывается ее возрастная
направленность: в первую очередь доступность содержания, использование
соответствующего возрасту словаря и синтаксиса. Особенно это важно при работе с
детьми раннего и младшего дошкольного возраста. В этом случае характерны
некоторое замедление темпа, особо подчеркнутая артикуляция и дикция, яркая
эмоциональность речи.

Читайте также:  Развитие ребенка 10 месяцев развивающие игры для

5. Развитие мелкой моторики рук.

Историческое объяснение зависимости развития мелкой
моторики рук и  формирования устной речи.

На заре развития человечества в процессе общения людей
очень широко использовались различные ручные жесты – указующие, призывающие,
отталкивающие, угрожающие, оборонительные и другие. Эти жесты невольно
сочетались с какими-то эмоциональными возгласами и другими голосовыми
реакциями. Появившаяся в дальнейшем словесная речь также долгое время
сопровождалась почти постоянной жестикуляцией, что в остаточном виде
сохраняется и до сих пор. А поскольку как жестикуляция и ручная деятельность
вообще, так и начавшая развиваться речь имели для первобытного человека
жизненно важное значение, то обе эти функции получили свое представительство и
в коре головного мозга. При этом области коры, управляющие движениями пальцев
рук и области, «отвечающие» за движения органов речи, по понятным причинам
оказались расположенными в ближайшем соседстве. А это значит, что  идущие
в кору головного мозга импульсы от движущихся рук (в особенности от пальцев
рук) «тревожат» и расположенные по соседству речевые зоны коры, как бы стимулируя
их к активной деятельности.

Таким образом, развитие функции рук и речевой функции
человека шло параллельно и взаимосвязано. По мере совершенствования функции
рук, выполнявших все более и более тонкую и дифференцированную работу,
увеличивалась и площадь их представительства (особенно представительства кисти
руки) в коре головного мозга. Параллельно с этим, не без рук, развивалась и
совершенствовалась и речевая функция человека.

   Прямая зависимость между уровнем
сформированности речи и развитием тонкой моторики рук отчетливо прослеживается
и в ходе индивидуального развития каждого ребенка (это уже убедительно доказано
специальными научными исследованиями). Поэтому развитые, усовершенствованные
движения пальцев рук способствуют более быстрому и полноценному формирования у
ребенка речи, тогда как неразвитая ручная моторика, наоборот, тормозит такое
развитие.

Многие игры и упражнения, направленные на развитие у
детей ручной умелости, дошли к нам из глубины веков. И это не простая
случайность. В те далекие времена, когда еще не существовало письменности, люди
хорошо понимали большое значение «ловкости рук» как одного из важнейших условий
приспособления человека к жизни. Это нашло свое отражение и в народных сказках,
преданиях, пословицах и поговорках. Нам хорошо известны такие выражения, как
«мастер золотые руки», «большой умелец» или, наоборот, «руки – крюки», «руки
как грабли», «не руками сделано», «руки оторвать за такую работу» и т.п. И все
знают такие детские игры, как «Ладушки» или «Сорока – ворона кашу варила».

Основные пути развития и совершенствования мелкой
моторики рук детей дошкольного возраста.

В дошкольном возрасте необходимо продолжать работу по
развитию мелкой моторики руки и координации движений рук.

Детям от года до трех упражнения даются в упрощенном
варианте, доступном их возрасту. Более старшим детям от 3 – до 5 лет задания
можно усложнить.

Работа по развитию движения руки должна проводиться
регулярно, только тогда будет достигнут наибольший эффект от упражнений.
Задания должны приносить ребенку радость, не нужно допускать скуки и
переутомления.

Ребенку можно предложить:

–   
      Запускать пальцами мелкие волчки.

–         
Разминать пальцами пластилин, глину.

–         
Катать по очереди каждым пальцем камешки,  мелкие бусинки, шарики.

–         
Сжимать и разжимать кулачки, при этом можно играть, как будто кулачок –
бутончик цветка (утром он проснулся и открылся, а вечером заснул – закрылся,
спрятался).

–         
Делать мягкие кулачки, которые можно легко разжать и в которые взрослый может
просунуть свои пальцы, и крепкие, которые не разожмешь.

–         
Двумя пальцами руки (указательным и средним) «ходить» по столу, сначала
медленно, как будто кто-то крадется, а потом быстро, как будто бежит.
Упражнение проводится сначала правой, а потом левой рукой.

–         
Показать отдельно только один палец – указательный, затем два (указательный и
средний), далее три, четыре, пять.

–         
Показать отдельно только один палец – большой.

–         
Махать в воздухе только пальцами.

–         
Кистями рук делать «фонарики».

–         
Хлопать в ладоши тихо и громко, в разном темпе.

–         
Собирать все пальцы в щепотку (пальчики собрались вместе – разбежались).

–         
Нанизывать крупные  пуговицы,  шарики, бусинку  на леску 
или нитку.

–         
Наматывать тонкую проволоку в цветной обмотке на катушку, на гладкую палочку,
стрежень (получиться спираль).

–         
Завязывать узлы на толстой веревке, на шнуре.

Читайте также:  Проектирование индивидуальной деятельности ребенка и его развитие

–         
Застегивать пуговицы, крючки, молнии, замочки, закручивать крышки, заводить
механические игрушки.

–         
Закручивать шурупы, гайки.

–         
Игры с конструктором, мозаикой, кубиками.

–         
Складывание матрешек.

–         
Игры с вкладышами.

–         
Рисование в воздухе.

–         
Игры с песком, водой.

–         
Мять руками поролоновые шарики, губку.

–         
Рисовать, раскрашивать, штриховать.

– 
        Резать ножницами.

–         
Рисование различными материалами (ручкой, карандашом, мелом, цветными мелками,
акварелью, гуашью и т.д.).

–         
Делать самомассаж кистей рук с помощью еловых шишек, счёт, использовать «сухой
бассейн».

–         
Перебирать крупу.

–         
Выкладывать и счетных палочек   фигур  по  замыслу
или   по карточкам

6. Удовлетворение любознательности ребенка.

Речь, являясь средством усвоения общественно –
исторического опыта, служит орудием интеллектуальной деятельности (восприятия,
памяти, мышления, воображения) и выполняет познавательную функцию.

Познавательный опыт ребёнок прежде всего приобретает в
самой разнообразной деятельности. Все виды деятельности дошкольника  –
игровая, конструктивная, изобразительная, трудовая – позволяют мобилизовать его
познавательные возможности, а значит, развивать их, научить не только
ориентироваться в окружающем мире, но и в определенной степени преобразовывать
его.

Стихийный опыт, который ребенок приобретает сам,
конечно же, играет огромную роль в его развитии, но далеко не всегда
оказывается полноценной основой психического развития. Даже то. Что ребенок
видит ежедневно, с чем он постоянно имеет дело, вполне может оказаться
«неувиденным» – не зафиксированным в сознании, неосознанным, непонятным.
Следовательно, полноценное развитие восприятия может осуществляться тогда,
когда у дошкольника в процессе его собственной деятельности накапливаются
зрительные, слуховые, осязательные, вкусовые образы. Полученные ребенком
чувственные впечатления необходимо постоянно соединять со словом, обозначающим
воспринятое, – это помогает закреплять образы предметов, их свойств и
отношений, делает эти образы более стойкими, четкими, обобщенными, подвижными и
гибкими.

7. Чтение художественной литературы.

Художественная литература служит могучим, действенным
средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей, она
оказывает огромное влияние на развитие и обогащение речи ребенка.

В поэтических образах художественная литература
открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств
и взаимоотношений. Она обогащает эмоции, воспитывает воображение и дает ребенку
прекрасные образцы русского литературного языка. Эти образцы различны по своему
воздействию: в рассказах дети познают лаконичность и точность слова; в стихах
улавливают музыкальность, напевность, ритмичность русской речи; народные сказки
раскрывают перед ними меткость и выразительность языка, показывают как богата
родная речь  юмором, живыми и образными выражениями, сравнениями.

8. Разучивание стихов.

При заучивании стихотворений с детьми воспитатель
ставит перед собой сразу несколько задач: вызвать интерес к стихотворению и
желание знать его; помочь понять содержание в целом и отдельных трудных мест и
слов, научить выразительно читать его перед слушателями; использовать в жизни;
воспитывать любовь к поэзии.

9. Рассказывание стихов руками.

Совокупность движений тела и речевых органов
способствует снятию напряженности, монотонности речи, соблюдению речевых пауз,
формированию правильного произношения, а подключение к работе тактильных
ощущений улучшает и ускоряет запоминание стихов.

10.Совместные выезды на природу, экскурсии, посещения музеев.

Осуществляется обогащение словаря, стимулируется
речевая активность и познавательная потребность детей.

Список использованных источников:

https://www.koipkro.kostroma.ru

https://ds191.a42.ru

https://referats-diploms.ru

Источник

Наталья Матвеева
Консультация для родителей «Факторы успешного речевого развития»

Консультация для родителей.

«Факторы успешного речевого развития»

1. Эмоциональное общение взрослого с ребёнком.

Консультация для родителей «Факторы успешного речевого развития»

2. Совместные игры взрослого и ребёнка.

Памятка для родителей факторы успешного речевого развития ребенкаПамятка для родителей факторы успешного речевого развития ребенка

3. Общение ребёнка со сверстниками.

Памятка для родителей факторы успешного речевого развития ребенка

4. Речь взрослого – пример для подражания.

– Успех речевого развития ребенка в первую очередь зависит от языка взрослых, которые его окружают с раннего детства.

– Яркая, выразительная речь взрослых привлекает внимание детей, облегчает понимание ее и запоминание.

– Громкая, крикливая речь вызывает у дошкольников безразличное отношение к ее содержанию, раздражительность в поведении.

– Не разговаривайте с детьми быстрым темпом, поскольку следить за таким языком родителей детям трудно, они отвлекаются, утомляются слушать.

– Речь родителей должна быть орфографически и грамматически правильной, произношение звуков должна быть четким.

– Настоящим сокровищем родного языка являются произведения устного народного творчества-поговорки, загадки, скороговорки, стихи, сказки. Взрослым необходимо принимать точные выражения, народные жемчужины в живую разговорную речь, изучать с детьми народные произведения.

5. Артикуляционная гимнастика.

Как правильно проводить артикуляционную гимнастику дома?

– Заниматься следует ежедневно 7 – 10 минут.

– Все упражнения проводятся перед зеркалом (лучший вариант – большое зеркало, где ребенок видит себя и взрослого, но можно и маленькое зеркальце).

Читайте также:  Программа развития ребенка пяти лет

– Все упражнения проводятся в виде игры. Запрещено принуждать ребенка заставлять заниматься. Необходимо заинтересовать: «Давай поиграем с язычком…»

– Сначала упражнение проводится медленно, не спеша, 4 – 5 упражнений в день, затем каждый день прибавляем по одному новому упражнению.

6. Развитие мелкой моторики рук.

– Разминать пальцами тесто, глину, пластилин, лепить что-нибудь.

– Нанизывать бусинки, пуговки на нитки.

– Завязывать узлы на толстой и тонкой верёвках, шнурках.

– Заводить будильник, игрушки ключиком.

– Штриховать, рисовать, раскрашивать карандашом, мелками, красками.

– Резать ножницами (желательно небольшого размера).

– Конструировать из бумаги («оригами», шить, вышивать, вязать.

– Рисовать узоры по клеточкам в тетради.

– Заниматься на домашних снарядах, где требуется захват пальцами (кольца, перекладина).

-Хлопать в ладоши тихо, громко, в разном темпе.

– Катать по очереди каждым пальцем мелкие бусинки, камешки, шарики.

– Делать пальчиковую гимнастику.

7. Чтение детям художественной литературы.

Правила, которые сделают чтение вслух привлекательным:

– Показывайте ребёнку, что чтение вслух доставляет вам удовольствие.

– Демонстрируйте ребенку уважение к книге. Ребёнок должен знать, что книга – это не игрушка.

– Во время чтения сохраняйте зрительный контакт с ребёнком.

– Читайте детям неторопливо, но и не монотонно, старайтесь передать музыку ритмической речи.

– Играйте голосом: читайте то быстрее, то медленнее, то громко, то тихо – в зависимости от содержания текста. Излишняя драматизация мешает ребёнку воспроизводить в воображении нарисованные словами картины.

– Сокращайте текст, если он явно слишком длинный.

– Читайте сказки всегда, когда ребёнок хочет их слушать.

– Читайте ребёнку вслух каждый день, сделайте из этого любимый семейный ритуал.

– Не уговаривайте послушать, а «соблазняйте» его. Полезная уловка: позвольте ребёнку самому выбирать книги.

– Ребёнку необходимо подбирать свою личную библиотеку.

– Читайте вслух или пересказывайте ребёнку книги, которые вам самим нравились в детстве.

– Не отрывайте ребёнка от чтения или рассматривания книжки с картинками.

8. Разучивание стихов.

Этапы работы над стихотворением:

– Мама или папа выразительно читает стихотворение.

– Сообщает, что это стихотворение ребенок будет учить наизусть. Затем еще раз читает стихотворение с опорой на мнемотаблицу.

– Задает вопросы по содержанию стихотворения,  помогая ребенку уяснить основную мысль.

– Выясняет, какие слова непонятны ребенку, объясняет их значение в доступной для ребенка форме.

– Читает отдельно каждую строчку стихотворения. Ребенок повторяет ее с опорой на мнемотаблицу.

– Ребенок рассказывает стихотворение с опорой на мнемотаблицу.

Мнемотаблицы эффективны при разучивании стихотворений. Суть заключается в том, что на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка – символ, изображающая действие или предмет, таким образом, все стихотворение зарисовывается схематически.

9. Игры ребёнка.

Памятка для родителей факторы успешного речевого развития ребенка

10.Совместное пение с ребёнком.

11. Дыхательные упражнения.

– При дыхательных упражнениях необходимо соблюдать следующие требования:

выполнять упражнения каждый день по 3 – 6 мин, в зависимости от возраста детей;

– проводить упражнения в хорошо проветриваемых помещениях или при открытой форточке;

– заниматься до еды;

– вдыхать воздух через рот и нос, выдыхать – через рот;

– вдыхать легко и коротко, а выдыхать – длительно и экономно;

– в процессе речевого дыхания не напрягать мышцы в области шеи, рук, живота, груди; –

плечи не поднимать при вдохе и опускать при выдохе;

– после выдоха перед новым вдохом сделать остановку на 2 – 3 сек.

12.Рассказывание стихов руками.

Попробуем рассказать стихотворение А. Барто “Звериная зарядка” при помощи движений.

Раз – присядка, (показать 1 указательный палец левой руки, присесть, руки на пояс)

Два – прыжок – (2 пальца показать на левой руке и выпрыгнуть вверх)

Это заячья зарядка. (руки развести перед собой в стороны, потом ладони прижать к голове, изобразить уши зайца)

А лисята как проснутся, (рукой показываем пышный лисий хвост, потом трём руками глаза – просыпаемся0)

Любят долго потянуться, (потягиваемся)

Обязательно зевнуть, (зеваем и прикрываем ладонью рот)

Ну и хвостиком вильнуть. (покачиваем бёдрами из стороны в сторону)

А волчата – спинку выгнуть (оскал зубов и прогибание спины)

И легонечко подпрыгнуть. (прыжки)

Ну, а мишка косолапый, (руки согнуты в локтях, ноги расставить и слегка присесть)

Широко расставив лапы, (переступание с ноги на ногу)

То одну, то обе вместе (поднимаем ногу и приставляем к другой)

Долго топчемся на месте. (переступаем с одной ноги на другую)

А кому зарядки мало – (разводим руки в стороны перед собой)

Начинаем всё сначала. (руки на пояс)

Источник