Память ребенка в развитие раннем детстве

Память ребенка в развитие раннем детстве thumbnail

Первые представления о предметах, отсутствующих в данный момент, в более или менее отчетливой форме появляются в конце младенческого или начале раннего возраста. Под влиянием овладения ходьбой и развития речи память ребенка начинает быстро развиваться. Постепенно увеличивается длительность латентного, или скрытого, периода узнавания и воспроизведения. Первоначально двигательные впечатления являются более значимыми, чем зрительные и слуховые. Освоение предметных действий создает благоприятные условия для запоминания разнообразных движений и действий. Наиболее хорошо запоминаются те из них, которые получили сильное эмоциональное и деловое подкрепление в виде достигнутого ребенком результата. На основе двигательной памяти происходит образование различных двигательных навыков. Однако лабильность и нестойкость нервных связей в коре головного мозга затрудняет быстрое превращение движений в автоматизмы, характерные для сформированного навыка. Даже кратковременное прекращение повторения движений ведет к угасанию образовавшихся ассоциаций и разрушению стереотипа. На протяжении раннего возраста увеличиваются объем и прочность памяти. Характерной особенностью памяти ребенка этого периода является ее непроизвольный характер, т.е. информация запоминается как бы “сама собой”. Чаще всего дети запоминают то, что в той или иной степени сопровождает их практическую деятельность, что им непосредственно необходимо, интересно, что вызвало сильные эмоциональные реакции.

В. Г. Каменская изучала особенности запоминания предметов и времени удержания зрительного образа в памяти в игровой методике “Театр”, предназначенной для изучения зрительной эмоционально окрашенной памяти детей от двух лет. Перед ребенком находится сцена, на которой разыгрываются события игры в прятки. Экспериментатор на глазах ребенка прячет в домик или в два разных домика выбранные ребенком игрушки. После фиксируемой временной паузы, в течение которой занавес задергивается и внимание ребенка активно отвлекается от сцены, его просят показать домик, в который была спрятана вначале одна игрушка, а затем после первого выбора – вторая. Постепенно в ходе игры в случае правильных реакций выбора время отвлечения увеличивается. Фиксируется максимальное время правильного выбора одной или двух игрушек, которое принимается за время удержания зрительного образа в памяти, что позволяет определить временны́е характеристики памяти. Если изучается объем зрительной памяти, т.е. то число предметов, одновременное местоположение которых ребенок помнит, игрушкам придают разный эмоциональный смысл. Одна игрушка – это понравившаяся ребенку (с эмоционально положительной окраской); вторая – та, которая меньше всего ребенку нравится из предлагаемого набора игрушек (с эмоционально отрицательной окраской). В игру может быть введена третья игрушка – предлагаемый экспериментатором нейтральный объект: бесцветный кубик или неяркий бытовой предмет. Размеры игрушек выравнены между собой. Число игрушек, местоположение которых ребенок удерживает в памяти в одном блоке задач, определяет объем зрительной памяти.

Неоднократные эксперименты, выполненные с участием детей двух- и трехлетнего возраста, выявили факт возрастного увеличения времени удержания зрительного образа от четырех минут у младших детей до шести – у старших. Значение времени удержания говорит о том, что в раннем возрасте используется кратковременная память. Объем памяти оказался более вариативным, так как большинство детей могут запомнить местоположение двух предметов при значительном снижении времени удержания. Среди двухлетних детей имеется незначительная по численности группа (примерно 10-11%), в которой дети способны удержать в кратковременной памяти три предмета, один из них – нейтральный и предложенный взрослым партнером по игре. Устойчивым фактом явилось обнаружение большей устойчивости запоминания эмоционально окрашенных игрушек по сравнению с нейтральным объектом. Независимо от возраста участников игры ими лучше запоминались отрицательно окрашенные игрушки. В целом эти серии изучения зрительной памяти позволяют утверждать, что в раннем детстве представлена кратковременная форма зрительной памяти, которая функционирует на основе эмоциональных механизмов восприятия. Кроме того, была обнаружена четкая индивидуализация процесса зрительной памяти, выражающаяся в разной степени ее развития у детей одного и того же возраста.

Развитие памяти в раннем детстве осуществляется сразу по нескольким направлениям (рис. 6.3). Дети раннего возраста запоминают различные слова, звукосочетания, фразы. В раннем возрасте еще выделяется специально словесная память, а в последующие годы она сливается со смысловой.

Дети хорошо запоминают короткие стишки, потешки, поговорки, считалки, шуточные выражения, которые они слышат от взрослых, и объективной основой такого запоминания является рифма и ритмическая структура этого материала. Дети легко овладевают не только своим, но и чужим языком при условии постоянных контактов с детьми и взрослыми, говорящими на данном языке. В раннем возрасте повторение непонятных слов и словосочетаний представляет собой своеобразную деятельность со звуковым составом слов.

Направления развития памяти в раннем детстве

Рис. 6.3. Направления развития памяти в раннем детстве

Память детей раннего возраста пластична, материал запоминается достаточно быстро и легко, однако беспорядочно. Ребенок может запомнить сложную информацию, а может сохранять в памяти несущественные случайные события, детали, обрывки высказываний взрослых, непонятные для него выражения. Ребенок не умеет управлять мнемическими процессами. Часто запомненный материал неожиданно вспоминается, пластичность приводит к тому, что в памяти сохраняется ненужный материал. Это обусловливается тем, что запоминание и воспроизведение еще не стали самостоятельными мнемическими процессами, а являются лишь способом овладения языком. Ранние детские представления отличаются бессистемностью, слитностью, неподвижностью.

Практический пример

Эксперименты Майерса показали, что выполняя задачу на узнавание, в которой детям трех лет многие предметы показывали всего лишь один раз, дети смогли правильно указать на 81% этих предметов. При выполнении задания на воспроизведение по памяти, когда детей просили назвать объекты, которые им только что показал экспериментатор, дети смогли назвать только 22% предметов.

На протяжении раннего детства память постепенно освобождается от опоры на непосредственное восприятие. Помимо узнавания формируется воспроизведение (сначала непроизвольное, которое вызывается конкретным объектом или словом взрослого, а затем произвольное). Ранние формы непроизвольного воспроизведения наиболее ярко проявляются в двигательной памяти. Воспоминания актуализируются какими-либо внешними факторами, прошлыми впечатлениями. Чаще всего наблюдается подкрепленное эмоционально воспроизведение ранее воспринятого материала по ассоциации сходства или смежности (во времени и пространстве). К концу раннего возраста у детей формируются предпосылки к запоминанию и воспроизведению по образцу, а затем по словесному указанию взрослого, что является важнейшими предпосылками произвольной памяти.

Источник

Галина
Развитие памяти в раннем детстве

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования. Изучение законов человеческой памяти составляет одну из центральных, наиболее существенных глав психологической науки. Память занимает особое место среди психических познавательных процессов. Многими исследователями память характеризуется как «сквозной» процесс, обеспечивающий преемственность психических процессов и объединяющий все познавательные процессы в единое целое. Значение памятив жизни человека огромно: без нее была бы невозможна никакая деятельность. И. М. Сеченов указывал, что без памяти наши ощущения и восприятия, исчезая бесследно по мере возникновения, оставляли бы человека вечно в положении новорожденного. «Без памяти, писал С. Л. Рубинштейн, мы были бы существами мгновения. Наше прошлое было бы мертво для будущего. Настоящее, по мере его протекания, безвозвратно исчезало бы в прошлом» Память – основа психической деятельности. Без нее невозможно понять основы формирования поведения мышления, сознания, подсознания.

Память лежит в основе обучения и воспитания, приобретения знаний, личного опыта, формирования навыков. Память связывает прошлое, настоящее и будущее человека, обеспечивая единство его психики и придавая ей индивидуальность. Память включается во все виды и уровни деятельности, поскольку действуя человек, опирается на собственный и исторический опыт.

Особое место память занимает в системе познавательных процессов, объединяя восприятие, воображение и мышление в единую систему, направленную на познание окружающей действительности.

В процессе развития психики человека непосредственные, биологические формы памяти превращаются в сложные по своей структуре процессы, подчиненные специальной цели запомнить. Память вступает во взаимосвязи с речью и мышлением, приобретая на этой основе интеллектуальный характер, то есть опора на мыслительные операции придает ей осмысленный и обобщенный характер.

«Важнейшей особенностью в развитии познавательной сферы дошкольника, – писал Л. С. Выготский, – является то, что в ходе детского развития складывается совершенно новая система функций ребенка, которая характеризуется в первую очередь тем, что в центре сознания становится память. Памяти в дошкольном возрасте принадлежит доминирующая роль». В связи с этим вопрос изучения развития памяти у детей дошкольного возраста является наиболее актуальным.

Объект исследования – память у детей раннего возраста.

Предмет исследования – особенности развития памяти у детей в раннем детстве.

Цель исследования – выявить и экспериментально исследовать особенности развития памяти у детей раннего возраста.

Задачи, вытекающие из поставленной цели,таковы:

1) Изучив психолого-педагогическую литературу по данной теме, проанализировать понятие «память», охарактеризовать виды памяти, ее особенности в младшем дошкольном возрасте.

2) Дать комплексную характеристику младшего дошкольного возраста и особенностей развития ребенка в дошкольном образовательном учреждении.

3) Определить особенности развития памяти у детей раннего возраста.

4) Провести эмпирическое исследование особенностей развития памяти в раннем детстве.

5) Разработать рекомендации по коррекции и развитию памяти у детей раннего возраста.

Теоретико-методологическая основа исследования. Начало экспериментальному изучению памяти положили в конце прошлого века работы немецкого психолога Г. Эббингауза. В начале 20 века французский философ А. Бергсон противопоставил “памяти привычке“, которая формируется в результате механического повторения, “память духа“, фиксирующую осмысленные единичные события биографии субъекта. Английский психолог Ф. Бартлетт показал сложный процесс припоминания рассказов и зависимость его от существующих в данной среде культурных норм. Значение социокультурных факторов в формировании высших форм памяти человека подчеркивали французский психолог П. Жане и французский социолог М. Хальбвакс. Отечественными психологами Л. С. Выготским, А. Н. Леонтьевым, Мухиной В. С. и др. были разаработаны концепции о генезисе и структуре высших психических функций. П. И. Зинченко и А. А. Смирнов исследовали зависимость успешности процессов запоминания от их места в структуре деятельности. В ходе онтогенетического развития происходит смена способов запоминания, возрастает роль процессов выделения в материале осмысленных, семантических связей. Различные виды памяти – моторная, эмоциональная, образная, словесно-логическая – иногда описываются как этапы такого развития. Анализ нарушений памяти и восприятия в клинике локальных поражений мозга (А. Р. Лурия, Х. Л. Тойбер, Р. Сперри) позволил установить факт преимущественной связи процессов в левом полушарии головного мозга со словесно-логическими способами запоминания, а в правом полушарии – с наглядно-образными.

Для достижения поставленных задач использовались такие методы исследования,как:изучение и анализ психолого-педагогической литературы: проведение эксперимента по развитию памяти в группе второго года жизни ДОУ.

База экспериментального исследования. Эмпирическое исследование проводилось в первой младшей группе муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад № 52 «Колосок» поселка Литвиново. В исследовании приняло участие 14 детей 2-3 лет. Из них 8 мальчиков и 6 девочек.

Практическая значимость исследования заключается в том, что в работе исследованы особенности развития памяти у детей раннего возраста, проведено экспериментальное исследование особенностей развития памяти у детей 2-3 лет и разработаны рекомендации по коррекции и развитию памяти. Полученные результаты могут быть использованы в практике работы муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад № 52 «Колосок» поселка Литвиново, на методических объединениях, родительских собраниях.

Источник

/О детях/Воспитание и психология

Ребенок маленький и все забудет… или нет?

Детские воспоминания: как формируются и почему стираются. С какого возраста люди помнят себя. В чем особенности памяти детей раннего возраста

  • Младенческая амнезия: что искал Фрейд?
  • Дети вспоминают, если… так принято
  • У каких детей воспоминания ярче
  • Мы не запоминаем или забываем?

    • Мы не можем запомнить то, что не можем описать
    • Мы все запоминаем, но забываем
    • В детстве мы просто не успевает «отрастить блок памяти»
  • Если ребенок все забыл, можно ему напомнить

Родители стараются сделать детство ребенка насыщенным, радостным и ярким. Довольно обидно, что, вырастая, ребенок не помнит из этого детства буквально… ничего! Не помнит, как в три года он впервые увидел в зоопарке жирафа. Как в четыре года вы поехали в отпуск в Испанию, и там он купался в море, с визгом убегая от волн. Или как впервые познакомился с соседской собакой, которая облизала ему нос, и он хохотал до слез…

Неужели все это исчезает безвозвратно, и мы никогда ничего из этого не вспомним? По какому принципу формируются наши детские воспоминания? Что именно запомнит наш ребенок?

Младенческая амнезия: что искал Фрейд?

Термин «Младенческая амнезия» ввел в обиход отец психоанализа Зигмунд Фрейд более 100 лет назад. К слову, он был чрезвычайно заинтересован этой темой, но объяснял все со своей колокольни — если говорить кратко, то нас в младенчестве настолько травмирует осознание своей сексуальности, что мы готовы забыть первые годы жизни, как страшный сон.

Позднее идея о «травмирующей ранней сексуальности» была как-то подзаброшена и заменена другой, сходной идеей: само рождение для человека — настолько травматичное событие, в первые годы жизни ребенок настолько беспомощен и зависим от окружающих, что младенческая амнезия — это естественный механизм, оберегающий нашу психику.

” Интересно, что дети с откровенно несчастливыми младенческими годами, и дети, чьи первые годы жизни были наполнены любовью и заботой, имеют первые воспоминания, относящиеся приблизительно к одному периоду жизни. Разумеется, возраст первого воспоминания разнится — от 2,5 до 7-8 лет. Но зависит он от совсем других факторов…

Детские воспоминания: как формируются и почему стираются. С какого возраста люди помнят себя. В чем особенности памяти детей раннего возрастаДети вспоминают, если… так принято

Установлено, что насколько ранними воспоминаниями будет обладать ребенок, зависит от национальной культуры. Например, исследования, проведенные в Корнельском университете в США, показали, что у обучающихся там студентов из Китая детские воспоминания начинаются на полгода позже, чем у их американских сверстников, и выглядят совершенно иначе. Воспоминания американцев были эмоционально окрашенными, в центре — они сами, их чувства, впечатления, реакция близких на события. Китайские студенты вспоминали о каком-то запоминающемся факте без личного контекста.

— Все дело в различии между воспоминаниями: «В зоопарке были тигры» и «В зоопарке я видел тигров, и, хотя они были страшные, мне было очень весело», ‒ поясняет Робин Фивуш, психолог из Университета Эмори (США).

В США родители поощряли воспоминания: они расспрашивали малышей, понравилось ли им увиденное, закрепляли, напоминая о ярком событии спустя день, два, неделю.

В китайском обществе, как выяснилось, не принято интересоваться впечатлениями и воспоминаниями детей, а раз их воспоминаниям никто не придавал ценности, то они и не сохранялись.

Интересно исследование новозеландских психологов, который изучали воспоминания представителей местной народности маори. Возможно, в психологах взыграл патриотизм, но они уверяют, что высокое значение, которое маори придают культу прошлого, способствуют тому, что малыши этой народности помнят себя чуть ли не раньше всех в мире – с двух с половиной лет!

”  Азиаты помнят себя в среднем с четырех с половиной лет, европейцы – с трех с половиной, а представители маори – с двух с половиной лет.

Ярче воспоминания у детей, росших в большой семье или испытавших стресс

Итак, с национальной культурой мы разобрались, обратимся к культуре семейной. Психолог Федерика Артиоли провела исследование в своей родной Италии, славившейся ранее своими большими семьями и крепкими родственными связями. Сегодня там, как и во всей Европе, все чаще встречаются семьи «папа+мама+ребенок». Госпожа Артиоли обнаружила, что дети, выросшие в традиционных многопоколенных семьях – с бабушками, дедушками, дядями, тетями и кузенами обладают воспоминаниями о более раннем детском возрасте, и они гораздо ярче и насыщеннее, чем у их сверстников из маленьких семей.

”  Очевидно, это происходит по той же причине, по какой маленькие китайцы помнят себя с пяти лет, а европейцы – с четырех: воспоминания детей в большой семье, где с ними все возятся и балуют, эмоционально окрашены гораздо сильнее. К ребенку постоянно обращаются, заставляя формировать собственный набор воспоминаний.

Интересно, что знак эмоционального фона не имеет значения; в другом исследовании Федерика Артиоли вместе с коллегой Элейн Риз выяснила, что дети, пережившие развод родителей до своего семилетия, хранят более ранние детские воспоминания! Исследовательницы предполагают, что этому может быть простое логическое объяснение; например, мама, оставшись вдвоем с ребенком на руках, невольно расширяет круг общения, поручая заботу о нем другим родственникам, то есть, формируя ту самую «большую шумную итальянскую семью», но факт остается фактом: дети разведенных родителей хранят воспоминания с возраста 2,5 лет. Видимо, ранее человеческий мозг запомнить ничего не может.

Мы не запоминаем или забываем?

Интересный, но до сих пор не до конца понятный науке вопрос: почему мы до 2,5 лет все забываем? Ведь это как раз тот возраст, когда наш мозг впитывает все, как губка: мы «загружаем» в него огромный объем информации, и больше никогда до конца жизни нам не удастся его использовать с такой эффективностью. Почему же мы ничего не помним? Есть несколько версий.

Мы не можем запомнить то, что не можем описать

Очевидно, что даже самые ранние детские воспоминания появляются в тот момент, когда мы хотя бы в минимальной мере овладеваем речью. Возможно, наша память начинает крепнуть только тогда, когда мы можем описать увиденное словами. Действительно, в возрасте до трех лет мы вынуждены запоминать происходящее в виде образов, без словесного «конспекта», который помог бы структурировать воспоминания. Как только мы осваиваем речь, наше сознание (и система запоминания) перестраиваются, и более ранние воспоминания стираются, как неактуальные.

”  У этой версии есть два существенных возражения. Во-первых, глухие дети, не освоившее к этому возрасту язык жестов, помнят себя приблизительно с такого же возраста, как и их овладевшие речью сверстники. Во-вторых, что мешает нам просто описать словами впечатлившие в младенчестве образы и упорядочить их «задним числом»?

Детские воспоминания: как формируются и почему стираются. С какого возраста люди помнят себя. В чем особенности памяти детей раннего возрастаМы все запоминаем, но забываем

Другая версия – мы постепенно забываем случившееся с нами в раннем детстве, как только появляются более свежие воспоминания. В самом деле, если начать ревизию своей памяти, то вы обнаружите, что оттуда «вывалились» не только период младенчества, но целые месяцы и даже годы нашего детства. Несомненно, в десять лет мы могли без труда описать события, произошедшие с нами в течение года, однако в 30 лет уже непросто сходу ответить на вопрос, чем тогда был примечателен ваш апрель, или как прошел октябрь, когда вам было восемь.

Эта точка зрения даже подтверждена экспериментальными исследованиями: ученые из американского Университета Эмори записывали разговор матерей с их трехлетними детьми сразу после каких-то ярких событий: посещения зоопарка, первого дня в детском саду. Затем ежегодно, на протяжении шести лет с детьми беседовали и просили вспомнить об этих событиях.

”  Выяснился удивительный факт: оказывается, в нашей жизни есть еще один рубежный возраст – семь лет. До семи лет дети в состоянии вспомнить 60% событий, случившихся с ними в возрасте трех лет. Но при этом стираются какие-то детали, иногда довольно существенные, например, место и время события. Между 8 и 9 годами треть от вспоминаемых ранее событий забылась напрочь, зато оставшиеся 40% мы уже помним ярко и четко, порой описываем даже более подробно (поскольку лучше научились пользоваться речью), чем годом ранее.

В детстве мы просто не успевает «отрастить блок памяти»

Где хранятся воспоминания? Ученые уверены, что могут дать почти точный ответ на этот вопрос: в части мозга, называемой гиппокампом. Механизм работы гиппокампа не ясен, но понятно, что именно этот участок мозга каким-то образом отвечает за перевод воспоминания из кратковременных в долговременные; именно он решает, что мы запомним, а что – забудем.

”  На примере больных, у которых был поврежден гиппокамп, показано, что они больше не могут запоминать новые события, хотя при этом продолжают постепенно усваивать новые навыки – в точности как младенцы.

Известно, что при болезни Альцгеймера, для которой характерна утрата памяти, именно уменьшение объема гиппокампа становится одним из первых признаков развития заболевания. Так может, у младенцев просто слишком маленький гиппакомп, чтобы он мог полноценно функционировать?

Если ребенок все забыл, можно ему напомнить

Ну и, наконец, еще одна удивительная способность детской памяти: вспомнить (достоверно, ярко и с подробностями) то, чего не было. Причем сделать это могут не только завзятые фантазеры и выдумщики; стоит немного подтолкнуть ребенка, как он начинает «вспоминать» описываемые события!

К сожалению, таким образом у детей часто формируются ложные воспоминания, более того, их можно создать даже у взрослых. Примером могут послужить все те же Соединенные Штаты Америки, где одно время пошла настоящая волна судебных дел, связанных с сексуальными домогательствами к несовершеннолетним. После сеансов у психотерапевтов, которые искренне пытались докопаться до корня проблем своих пациентов, подростки и даже взрослые люди «вспоминали» эпизоды сексуального насилия, которые, оказывается, были спрятаны глубоко в памяти. С этой информацией пациенты отправлялись в суд и требовали компенсировать перенесенные ими моральные страдания. Оказалось, что иногда речь действительно идет о подавленных воспоминаниях, а иногда – о вновь сформированных, причем отличить одни от других мог только опытный специалист. Сами же пациенты сделать это совершенно не в состоянии.

Какой вывод можно сделать из этой, несомненно печальной, практики? Самый оптимистичный!

”  Если вы хотите, чтобы у вашего ребенка остались приятные и радостные воспоминания о детстве – формируйте их! Почаще напоминайте ему о хороших событиях. Просите рассказывать об особо интересных моментах – и не один раз, а регулярно. Показывайте фотографии и видео, где запечатлены яркие и забавные ситуации. Обсуждайте эмоции, которые испытывал ребенок в этот момент.

Ведь чем ярче и полнее наши воспоминания о счастливом детстве, тем счастливее мы будем во взрослой жизни!

24.08.2020
Подготовила Полина Иванова

  

Опубликовать в Одноклассниках
Сохранить в Pinterest

Память ребенка в развитие раннем детстве

Интересно было почитать, спасибо.

Память ребенка в развитие раннем детстве

Спасибо за статью!

Память ребенка в развитие раннем детстве

О, какая отличная статья!

Спасибо Полина Иванова!

Ещё мне психолог давно очень подсказала, что можно раз в полгода/год (чем младше ребёнок, тем чаще) доставать все, убранные на хранение игрушки! Ребёнок разбирая их вновь, вспоминает очень многое и тем самым стимулируются те части мозга, которые отвечают за воспоминания)

Источник