Пальчиковые игры для развития речи и интеллекта ребенка

Пальчиковые игры для развития речи и интеллекта ребенка thumbnail

Оксана Легчакова
Пальчиковые игры и их влияние на развитие интеллекта и речи ребенка

Пальчиковые игры и их влияние.

О том, как важно уделять особое внимание развитию мелкой моторики ребёнка, педагоги и врачи говорят уже давно. Все они сходятся во мнениях, что развитию интеллекта и речи малыша, а также положительному воздействию на весь организм ребёнка в целом способствует ловкая и слаженная работа детских пальчиков.

Пальчики ребёнка активны не с самого рождения. Научиться управлять ими – огромный труд. В первые недели жизни ладошки младенца сомкнуты в кулачки.Потом они начинают работать: хватают маму за волосы, тянуться за погремушкой, мнут и рвут бумагу. С каждым днём они действуют всё осознаннее, стараясь получить желаемое, и добиваются своего. А в это время в голове у ребёнка происходит большая работа. Карапуз не просто играет и познаёт окружающий мир, он умнеет, его интеллект развивается, и в результате он раньше начнёт говорить. Представление о предмете, о его свойствах и качествах у малыша складывается только после его ощупывания и облизывания. Именно поэтому важно предоставить ребёнку как можно больше возможностей для самостоятельного изучения окружающих предметов.

Нужно обращать внимание на то, что ребёнок каждый день совершает множество разнообразных действий, которые и развивают его мелкую моторику, а вместе с ней и интеллект. Обычные, на первый взгляд взрослого, вещи бывают гораздо интереснее ребёнку, чем дорогие игрушки из магазина.

Древнее китайское учение о влиянии упражнений, выполняемых руками, на увеличение мозговой активности, возникло ещё во 2 веке до нашей эры. Это учение утверждало, что для гармонизации тела и разума, для улучшения деятельности мозга полезно выполнять особые упражнения, главную роль в которых играют пальцы рук. Того же мнения придерживались и японские специалисты по акупунктуре. Они выяснили, что на руках человека, особенно на кистях, располагается большое количество особых точек, массирование которых способно излечить от определенных заболеваний. Например, при проблемах с желудком полезно массировать указательный палец, для улучшения работы головного мозга – большой, при сердечных заболеваниях – мизинец, если беспокоят почки и печень – безымянный, а для нормализации работы кишечника – средний палец.

Вспомните русские народные игры и потешки: «Сорока-ворона». Эти игры можно смело назвать приносящими огромную пользу массажем, который тонизирует весь организм малыша, поднимает иммунитет, способствует развитию интеллекта и речи, поднимает настроение ребёнку и его маме. Поэтому каждой заботливой маме нужно знать пальчиковые игры, показывать их своему ребёнку и играть вместе с ним. Причём чем раньше вы начнёте массировать ручки своего крохи, тем лучше. Совсем маленьким деткам полезно напевать песенки, делая массаж каждому пальчику, загибать их, повторяя слова снова и снова. Играть необходимо то с одной ручкой, то с другой ручкой по очереди. Слова нужно напевать ритмично, выполняя движения руками в такт песенки или стихотворению. Очень важно играть с интересом, весело, подчёркивать слова, менять скорость рассказа и тембр голоса. Скоро вы заметите, как ваш ребёнок запомнит связь между словами и движениями, и сам будет стараться повторить их за вами. Любое детское стихотворение может стать основой для пальчиковой игры. Наши пальцымогут превратиться во что угодно: знакомый предмет, сказочного героя, игрушку, животное. Игры с пальчиками помогут развить в ребёнке сообразительность, воображение, фантазию, усидчивость, память, внимание.

Выбирая игру для своего малыша, обязательно учитывайте его возраст. Если вашему ребёнку 2-3 года, ему понравятся игры с энергичными движениями рук – «забиваем гвозди», «пилим стол», «месим тесто». Дети в этом возрасте с интересом знакомятся со своими пальчиками, учатся составлять простые фигуры – колечко, тарелочка, зайка; пробуют согласовывать движения обеими руками – домик, ворота. Когда ребёнку исполнится 3 года, можно включать в игру вторую руку, показать упражнение одной рукой, затем – второй, после этого – двумя руками сразу. Зачем нужно разучить второе упражнение, а затем попробовать одной рукой выполнить одно упражнение, а второе – другое. Сопровождайте свои движения разучиванием стихов, потешек, считалок. Делайте акцент на то, чтобы ребёнок сохранял пальцы в нужном положении.

Важно, чтобы у малыша осталось ощущение лёгкости от увиденного, только тогда ему захочется повторить упражнение вместе с вами. Проявите терпение, доброжелательность, и результаты вас обязательно порадуют и удивят.

Источник

Когда в семье рождается ребенок, родители стараются обеспечить его своевременное развитие: интеллектуальное, речевое, эмоциональное. Большое значение при этом будет иметь обстановка в семье, внимание, которое уделяется родителями воспитанию своего чада, а также их умение правильно организовать с крохой развивающую игровую работу. Важную роль во всем этом играет пальчиковая гимнастика. Что это такое, в чем ее польза для детей? С какого возраста она эффективна? С этим стоит разобраться подробнее.

Прямая зависимость

Пальчиковая гимнастика – это различные виды массажа, игр, упражнений, направленных на развитие тонких движений рук ребенка. Ведь от того, насколько ловкие его пальчики, напрямую зависит степень развитости психических процессов. Еще наши прабабушки знали, что работа детских пальчиков влияет на развитие интеллекта ребенка, его речи. Вспомним хотя бы потешки про «Сороку-ворону», «Козу рогатую» или «Ладушки» — эти пальчиковые игры, пожалуй, известны каждому.

Итак, что они дают крохе?

  • Активируют зоны коры его головного мозга, отвечающие за речь.
  • Помогают формированию четкой, ритмичной речи.
  • Помогают научиться концентрировать и распределять внимание.
  • Снимают излишнее нервное напряжение (особенно возникающее во время говорения).
  • Улучшают память.
  • Способствуют овладению навыками письма, рисования.
  • Развивают фантазию, воображение.
  • Улучшают гибкость и подвижность кистей и пальцев рук ребенка.
Читайте также:  Развитие ребенка 1 месяц 2 месяц

Пальчиковые упражнения (или игры) подразделяются на несколько видов в зависимости от возраста.

  1. Упражнения для кистей рук, помогающие научиться расслаблению и напряжению мышц, переключаться с одного положения на другое, развивают подражание. Такие занятия можно проводить примерно с полутора лет, когда ребенок целенаправленно может повторять движения за взрослым и выполнять простые просьбы.
  2. Динамические упражнения учат детей сгибать-разгибать пальчики, координировать точность движений. Такие игры подойдут для младших дошкольников.
  3. Статические игры помогают закрепить уже полученные умения, требуют точности при выполнении. Могут выполняться в среднем и старшем дошкольном возрасте.
  4. Массаж. Развивает сенсорно-тактильные ощущения, помогает снизить тонус мышц и подготовить пальцы к более сложным упражнениям. Массаж можно делать уже с рождения.

Совет

В первые месяцы после рождения проводите пальчиковый массаж своими пальцами, поглаживая и осторожно разминая пальчики ребенка. Примерно с полугода в качестве массажеров можно использовать различные предметы, отличающиеся по текстуре, форме, размеру, весу. Это могут быть, например:

  • многогранные карандаши;
  • резиновые или пластмассовые игрушки;
  • мячи (в том числе рельефные);
  • камешки;
  • грецкие орехи (все эти предметы нужно прокатывать между ладошками малыша);
  • крупные бусы (ребенок должен перебирать нанизанные элементы по одному);
  • зубные щетки (массаж делают щетиной).

Если подобрать или придумать сопровождение к таким действам в стихах, ребенок будет проявлять к ним больший интерес:

Я орех качу-качу,

Свои пальчики учу:

Если будут слушаться,

Все у них получится!

Как проводить пальчиковую гимнастику?

Непосредственно пальчиковые упражнения малыши могут воспроизводить примерно после года. С этого времени и можно начинать занятия. Чтобы они были интересными, обычно каждая игра сопровождается определенным ритмичным текстом – стихами, потешками, сказками, которые «инсценируются» при помощи пальцев и ладошек. Взрослый должен произносить слова игры обязательно ритмично и выразительно. Это помогает ребенку научиться правильно и красиво оформлять свою речь. Фантазия детей живо включается в игру, и они с удовольствием делают упражнения.

Основные правила при таких занятиях состоят в следующем.

  • Руки взрослого не должны быть холодными (ведь игры предполагают как демонстрацию движений, так и их коррекцию и взаимное участие).
  • Перед началом гимнастики нужно сделать общую разминку для кистей и пальчиков, чтобы они разогрелись, стали податливее (так же как спортсмену перед выступлением или матчем важно размять необходимые мышцы).
  • Во время игр важно контролировать, чтобы ребенок задействовал в упражнениях все пальчики.
  • При проведении такой гимнастики родители должны не только следить за тем, как ребенок выполняет упражнения, но и оказывать тактильное влияние на ручки малыша (гладить, щекотать).
  • Игры не должны проводиться в принудительной форме, иначе от них будет больше вреда, чем пользы.
  • Залог успеха – в систематических занятиях.

Совет

Для детей, которые уже могут делать выбор и имеют предпочтения, можно составить картотеку игр. Научите ребенка ориентироваться в изображениях на карточках, чтобы он мог выбрать, какие упражнения хочет делать сегодня. Проследите за его выбором несколько дней. Те упражнения, которые он отвергает систематически, постарайтесь как-то изменить: подобрать более живой текст, добавить эмоций, сменить картинку на карточке, разбавить игру, к примеру, ритмичным музыкальным сопровождением.

Если ребенок до 3 лет утратил интерес к пальчиковой гимнастике в «идеальном» виде, можно переключить его на другой вид таких упражнений — игры с предметами:

  • перекатывание по столу или полу круглых предметов (пластиковых шариков, мячей, мелких фруктов);
  • сортировка круп или мелких деталей конструктора;
  • сборка пирамидки;
  • постройка башни из кубиков;
  • собирание мозаики;
  • рисование пальцами (по муке, песку, крупе, рассыпанным тонким слоем);
  • исследование на ощупь материалов с разными фактурами (шелк, мех, полиэтилен, дерево, металл, перья, пластик, махровые или шерстяные вещи и т. д.).

Примерно с 2 лет можно перенести пальчиковые игры с детьми на бумагу. Из нее можно скатывать шарики или скручивать рулончики из тонких бумажных полосок. Прекрасно работают пальчики, если попросить ребенка отрывать небольшие кусочки от целого листа. Полученные обрывки пусть малыш складывает в небольшой стаканчик.

Поднимаем планку

После 3 лет детям предлагаются координационно более сложные игры. Например, как потешка «Про дружбу». Ребенку нужно точно попадать пальчиком на пальчик, уметь переплетать их между собой:

Дружат во дворе у нас девочки и мальчики

(дети сцепляют пальчики в замочек)

Подружу-ка я сейчас и маленькие пальчики

(дети поочередно соединяют подушечки одноименных пальцев рук)

Раз, два, три, четыре, пять – начинай считать опять

(дети возвращают пальчики в исходное положение)

Раз, два, три, четыре, пять – мы закончили считать

(замочки размыкаются, малыши трясут кистями рук).

Чем старше становится ребенок, тем сложнее по исполнению могут быть стишки для пальчиковой гимнастики. «Высший пилотаж» — точно обыграть пальцами сюжет какой-то сказки. При этом ребенку придется не просто показать «ушки на макушке» у зайки или «намазать варенье на блины», а строить из ладошек целые замысловатые фигуры (птицу с крыльями, мышку с хвостиком), изображать сложные действия («лепить пирожки», «копать огород»). Когда взрослый показывает такую фигуру, малыш не просто запоминает ее и повторяет – он развивает фантазию и ассоциативное мышление.

Читайте также:  Развитие ребенка в 2 месяца что нужно знать

«Осьминожки»

Две веселых осьминожки

По морской брели дорожке

(обе руки изображают осьминогов, передвигающихся пальцами-щупальцами по дну моря)

Повстречались, удивились,

(«осьминоги» замирают, «приседают», снова вытягиваются)

Улыбнулись, подружились.

(руки сближаются, можно «поздороваться» указательными пальцами)

И теперь они вдвоем

Изучают водоем.

(сцепившись большими пальцами, руки «путешествуют» вместе).

Еще один способ ненавязчиво втянуть детей после 3 лет в подобные гимнастические игры – предложить им пальчиковые игрушки. Это своеобразный кукольный театр из персонажей – «напальчников», которые легко изготовить самим, сшив из фетра или ткани, склеив из бумаги, связав крючком. Обычно это герои какой-либо одной сказки («Колобок», «Теремок»). Конечно, очень сложных упражнений при этом не получится: пальчики — «герои» будут только кланяться, когда малыш изображает речь кого-то из них. Но дети безумно любят инсценировать и, поучаствовав в таких «театрализациях», охотнее включатся в другие пальчиковые упражнения.

Значение мелкой моторики для развития речи ребенка и его интеллекта в целом переоценить сложно. Регулярные занятия разными видами пальчиковой гимнастики способствуют не только развитию мелкой моторики, но в целом улучшению координации, памяти, воображения, концентрации внимания. Все это – основа нормального психоэмоционального и речевого развития ребенка, залог его успехов в школе. Не этого ли хочет каждый родитель для своего чада?

Источник

Валерия Пономарева
Пальчиковые игры и упражнения для развития речи дошкольников

Пальчиковые игры и упражнения для развития речи дошкольников.

Мелкая моторика – это согласованные движения пальцев рук, умение ребенка «пользоваться» этими движениями – держать ложку и карандаш, застегивать пуговицы, рисовать, лепить. Головной мозг (его высшие корковые функции, руки (кончики пальцев) и артикуляционный аппарат (движения губ, нижней челюсти и языка при речи) связаны между собой теснейшим образом. Ребенок со скованными движениями неумелых пальцев отстает в психомоторном развитии, у него возникают проблемы с речью. Развивая пальчики ребенка – мы развиваем и его речь.

В дошкольном возрасте основной вид деятельности – это игра. Ребенок накапливает свой опыт именно в игре. Игры с пальчиками являются не только стимулом для развития речи и мелкой моторики, но и одним из вариантов радостного общения. Эти игры эмоциональны и увлекательны, Способствуют не только развитию речи, но и творческой деятельности детей.

Игра и труд являются сильнейшим стимулом для проявления детской самостоятельности в области языка. Хорошим средством для стимулирования речи являются игры и упражнения на мелкую моторику руки. Развитие рук ребенка и развитие речи взаимосвязаны.

В связи с тем, что наш детский сад в данный момент работает по примерной основной общеобразовательной программе дошкольного образования «Детство», мы проанализировали рекомендации к программе по данной проблеме и пришли к выводу, что развитие мелкой моторики не является в программе приоритетным, оно представлено кратко и в самых общих чертах. Поэтому была поставлена цель – подобрать серию пальчиковых игр и упражнений, способствующих опосредованно влиять на развитие речи детей. Использовать игры и упражнения в НОД, в совместной деятельности, в самостоятельной деятельности, наладить работу с узкими специалистами и с родителями в данном направлении.

Эмоциональный настрой детей очень важен, от этого зависит интерес ребенка к деятельности.

Наша группа разновозрастная, называется «Антошка», ее посещают дети от 5 до 7 лет. Первая игра, которую я хотела бы предложить Вашему вниманию, называется «Солнышко проснулось». (движения придумывали вместе с детьми, какие они будут – зависит от Вашей фантазии).

Утром солнышко проснулось,

Сладко – сладко потянулось.

Платье новое надело

И по небу полетело.

С облачками поиграло,

В лужах лучики пускало.

Вдруг заметило в окошке

В детский сад, пришли «антошки».

Пальчиковые игры и упражнения для развития речи дошкольниковПальчиковые игры для развития речи и интеллекта ребенка

(Во время проговаривания стихотворения дети выполняют пальчиковую гимнастику, а затем крепят свои прищепочки к солнышку,в зависимости от своего настроения: солнышко- хорошее настроение или облачко – плохое). (Слайд 3-5). Для этой игры было изготовлено солнышко, на которое дети прикрепляют свои прищепочки – настроения.

Игра сочетает в себе двигательную и речевую активность, это помогает настроить детей на дальнейшее продуктивное взаимодействие.

По количеству солнышек или облачков можно определить эмоциональный настрой группы, а исходя из этого, построить образовательный процесс, направленный на оптимизацию эмоционального фона детей.

Пальчиковые игры для развития речи и интеллекта ребенкаПальчиковые игры для развития речи и интеллекта ребенка

В ходе проведения пальчиковых игр дети активизируют моторику рук, вырабатывают ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на определенном виде деятельности.

Пальчиковый тренинг должен быть разнообразным, эмоционально приятным, неутомительным и динамичным. С большим увлечением дети выполняют двигательные упражнения с использованием нетрадиционного материала.

Игра с бусами «Найди пару». В этой игре дети разбирают по парам бусинки в специальные контейнеры. Тренируя свои пальчики, дети развивают еще и внимание.

Игра с бусинами «Лучик солнца». (Слайд 6)

Солнце брызги разбросало

Я в ладошки их собрала.

Посмотрела, поиграла.

И на нитку нанизала.

Бусы солнечного цвета

Это мне подарок лета.

Я достану их зимой –

И согреюсь теплотой!

Пальчиковые игры для развития речи и интеллекта ребенкаПальчиковые игры для развития речи и интеллекта ребенка

В силу того, что наши дети уже учатся читать, писать, владеют счетом, то для повторения и закрепления так же можно использовать пальчиковые игры, таким образом, мы задействуем для усвоения материала все анализаторы.

Игра «Напиши букву» (цифру).

Детям выдаются заготовленные шаблоны с буквами или цифрами. Под специально подобранное музыкальное сопровождение, дети по заданному контуру, прописывают букву или цифру. При проведении игры, мы используем несколько вариантов. По шаблонам дети «прописывают» букву песком, крупой, либо используем наши «колючие дощечки» и прописываем буквы ниточками. (Слайд 7).

Читайте также:  Артикуляционная гимнастика для развития ребенка 2 года

Пальчиковые игры для развития речи и интеллекта ребенкаПальчиковые игры для развития речи и интеллекта ребенкаПальчиковые игры для развития речи и интеллекта ребенка

Методика и смысл пальчиковой гимнастики заключается в том, что

нервные окончания рук воздействуют на мозг ребенка и мозговая деятельность активизируется. Другими словами, формирование речи ребенка совершается под влиянием импульсов идущих от рук.

Пальчиковая гимнастика является элементом при проведении непосредственно – образовательной деятельности.Например: одним из приемов закрепления материала является загадывание загадок. При отгадывании загадки, ребенок выбирает нужную птицу и прикрепляет ее к веточке дерева. Для этой работы было изготовлено специальное дерево и прищепки с птицами.

Пальчиковые игры для развития речи и интеллекта ребенка

Работа в уголке природы. (Слайд 8)

Птица по ночам не спит,

Лес родной свой сторожит.

В темноте глаза сверкают,

Птица их не закрывает.

Ответ: сова

Синяя косынка, темненькая спинка.

Маленькая птичка. Звать её синичка.

Очень любят провода,

И сидят на них всегда.

Вот опять уселись в ряд,

И о чём-то говорят,

И щебечут ласково

Божьи птички — ласточки.

Пальчиковые игры для развития речи и интеллекта ребенка

Для того, чтобы еще и помассировать наши пальчики, у нас заготовлены так называемые массажные дощечки, имеющие колючую структуру.

Проговаривая очередную историю, мы каждым пальчиком касаемся колючей поверхности. (Слайд 9).

В гости к пальчику большому,

Приходили прямо к дому –

Указательный и средний,

Безымянный и последний –

Наш мизинчик малышок,

Постучался на порог.

Вместе пальчики – друзья,

Друг без друга – им нельзя!

Пальчиковые игры для развития речи и интеллекта ребенка

Замечено, что дети, совершающие многочисленные оживленные движения пальцами рук, развиваются в речевом отношении явно быстрее других. Если специально тренировать мелкие движения кисти, развитие речи можно существенно ускорить. В головном мозге человека есть центры, отвечающие за речь и движения пальцев рук, расположены очень близко. Стимулируя тонкую моторику и активизируя тем самым соответствующие отделы мозга, мы активизируем и соседние зоны, отвечающие за речь. доказано, что и мысль, и глаз ребенка двигаются с той же скоростью, что и рука. Значит, систематические упражнения по тренировке движений пальцев является мощным средством повышения работоспособности головного мозга.

Игра «Разбей по слогам» (фасоль или горох). Для хорошо читающих детей, заготовлены карточки со словами, тем, кому еще сложно, слово задается в устной форме. В процессе игры у детей формируется зрительно- моторный образ слова. (Слайд 10)

Пальчиковые игры дают пальцам полноценный отдых. Кроме того, они развивают их ловкость, подвижность, а весёлые стишки помогают детям снять моральное напряжение. Для релаксации, расслабления и снятия напряжения используются игры с песком.

Игры с песком. (Слайд 11-12)

Каждая игра имеет свое название, длится несколько минут и повторяется в течение дня 2-3 раза. «Пальчиковые игры» – это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. Многие игры требуют участия обеих рук, что дает возможность детям ориентироваться в понятиях «вправо», «влево», «вверх», «вниз» и т. д.

Игра «Соберем ягоды» (коврик, фасоль или шарики).

Дети двумя пальцами берут по одной фасолинке или шарику и зажимают в ладошке,при этом проговаривают:

Одну ягодку беру,

На вторую смотрю,

Третью примечаю,

А четвертая мерещится.

Пальчиковые игры для развития речи и интеллекта ребенка

Собирают «ягодки», пока ладошка может их удерживать. Затем по одной выкладывают на коврик, считая, сколько ягод они собрали. Таким образом, мы развиваем ловкость пальчиков, способность удерживать мелкие предметы в ладошке, у нас задействован речевой аппарат, плюс закрепляем порядковый счет. (Слайд 13).

Уровень и темп развития речи ребенка напрямую зависит от того, насколько развиты тонкие движения детских пальчиков.

Игра «Волшебные ниточки»– с помощью пальчиковых игр мы развиваем не только мелкую моторику и речь, но и образное мышление, воображение. (Слайд 14).

Пальчиковые игры для развития речи и интеллекта ребенкаПальчиковые игры для развития речи и интеллекта ребенкаПальчиковые игры для развития речи и интеллекта ребенка

Пальчиковые игры и упражнения – это уникальное средство для развития мелкой моторики и речи в их единстве и взаимосвязи. Разучивание текстов с использование «пальчиковой» гимнастики стимулирует развитие речи, мышления, внимания, быстроту реакции и т. д. Помимо этого, пальчиковые игры расширяют кругозор и словарный запас детей.

Пальчиковые игры для развития речи и интеллекта ребенка

Использование пальчиковых игр и упражнений помогают детям:

• сделать рывок в развитии речи – улучшить произношение и обогатить лексику;

• подготовить руку к письму, что особенно важно для ребят, которые скоро пойдут в школу;

• предотвратить появление так называемого писчего спазма – частой беды начинающих школьников;

развивать внимание, терпение, внутренний тормоз – умение сдерживаться именно тогда, когда это необходимо;

• стимулировать фантазию, проявлять творческие способности;

• играя, освоить начала геометрии, как на плоскости, так и в пространстве;

• научиться управлять своим телом, чувствовать себя уверенно в системе “телесных координат”, что предотвратит возникновение неврозов;

• ощутить радость взаимопонимания без слов, понять возможности несловесного общения;

• а если ребёнок – маленький левша, то помочь ему успешно адаптироваться в мире правшей.

Для того, чтобы и родители могли развивать речь детей по средствам пальчиковых игр и упражнений, были проведены мастер- классы, а так же изготовлены небольшие книжки – малышки с различными видами пальчиковой гимнастики.

На этом наша работа не закончена, мы планируем и дальше развивать и совершенствовать речь наших детей по средствам пальчиковых игр и упражнений.

Пальчиковые игры для развития речи и интеллекта ребенкаПальчиковые игры для развития речи и интеллекта ребенка

Источник