Пальчиковой гимнастики на умственное развитие ребенка

Пальчиковой гимнастики на умственное развитие ребенка thumbnail

Олеся Жузлова
Пальчиковая гимнастика и её влияние на умственное развитие ребёнка

Известный педагог В. А.Сухомлинский сказал: “Ум ребенка находится на кончиках его пальцев, “Рука – это инструмент всех инструментов”, заключал еще Аристотель. “Рука – это своего рода внешний мозг”, – писал Кант.

Эти выводы не случайны. Действительно, рука имеет большое “представительство” в коре головного мозга, поэтому пальчиковая гимнастика имеет большое значение для развития ребенка. Одним из самых распространенных видов пальчиковой гимнастики являются пальчиковые игры.

Игры с пальчиками развивают не только ловкость и точность рук, но и мозг ребенка, стимулируют творческие способности, фантазию и речь. Целью занятий по развитию ловкости и точности пальцев рук является развитие взаимосвязи между полушариями головного мозга и синхронизация их работы. В правом полушарии мозга возникают образы предметов и явлений, а в левом они вербализируются, т. е. находят словесное выражение. А происходит этот процесс благодаря “мостику” между правым и левым полушариями. Чем крепче этот мостик, считают ученые, тем быстрее и чаще по нему идут нервные импульсы, активнее мыслительные процессы, точнее внимание, выше способности.

Пальчиковые игры влияют на пальцевую пластику, руки становятся послушными, что помогает ребенку в выполнении мелких движений, необходимых в рисовании, а в будущем и при письме. Ученые рассматривают пальчиковые игры как соединение пальцевой пластики с выразительным речевым интонированием, создание пальчикового театра, формирование образно-ассоциативного мышления. А это значит, что пальчиковая гимнастика влияет не просто на развитие речи, но и на ее выразительность, формирование творческих способностей.

Пальчиковые игры, по мнению ученых, – это отображение реальности окружающего мира – предметов, животных, людей, их деятельности, явлений природы. В ходе игры дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.

Упражнения для пальчиковой гимнастики подбираются с учетом возраста ребенка.

Дети в возрасте до 2-х лет:

• знакомятся с ладонью,выполняют простые движения: похлопывание, постукивание по коленям, прятанье рук за спину.

Например, упражнение” Зайчик”

Зайчик серенький сидит и ушами шевелит.

Вот так, вот так! И ушами шевелит.

• с помощью взрослого показывают фигурку одной рукой (лучики, коготки, колечко, клювик, веер, дождик);

– Начинать пальчиковую гимнастику рекомендуется с разминки пальцев: сгибания и разгибания. Можно использовать для этого упражнения резиновые игрушки с пищалками.

– Упражнение начинается с объяснения его выполнения, показывается поза пальцев и кисти.

– Постепенно от показа переходят к словесным указаниям.

(в случае, если ребенок действует неправильно, снова показывается верная поза).

– Сначала все упражнения выполняются медленно. Если ребенок не может самостоятельно принять позу и выполнить требуемое движение, педагог берет руку ребенка в свою и действует вместе с ним; можно научить ребенка самого поддерживать одну руку другой или помогать свободной рукой действиям работающей.

– Работу по развитию движений пальцев и кисти рук следует проводить систематически по 2-5 минут ежедневно.

Эти правила соблюдаются при проведении пальчиковой гимнастики с детьми любого возраста.

Дети в возрасте 2 – 3 лет выполняют:

• энергичные движения кистями рук (месим тесто, забиваем гвоздик).

Например, упражнение”Капустка”

Мы капусту рубим-рубим,

Мы морковку трем-трем,

Мы капусту солим-солим,

Мы капусту жмем-жмем.

• простые фигуры из пальчиков одной руки.

“Зайка”

Ушки длинные у зайки, из кустов они торчат.

Он и прыгает и скачет, веселит своих зайчат.

“Коза”

У козы торчат рога,

Может забодать она.

После самостоятельного выполнения фигур, можно разыграть сценки или небольшие сказки, распределив роли между педагогом и детьми (например, встреча ёжика и зайчика в лесу).

• составление простых фигур из пальцев и ладоней (колечко, ковшик);

• игры с участием двух рук (домик, ворота, замок, очки, цепочка).

“Замок”

На двери висит замок.

(соединить пальцы обеих рук в замок)

Кто его открыть бы мог?

(пальцы сцеплены в замок, руки тянутся в разные стороны)

Постучали,

(не расцепляя пальцы, постучать ладонями друг о друга)

Покрутили,

(покрутить сцепленные руки в запястьях)

Потянули

(пальцы сцеплены в замок, руки тянутся в разные стороны)

И открыли.

(расцепить пальцы)

“Домик”

На поляне дом стоит,

Ну а к дому путь закрыт.

Мы ворота открываем,

В домик всех вас приглашаем.

“Шарик”

Надуваем быстро шарик.

Он становится большой.

Вдруг шар лопнул, воздух вышел –

Стал он тонкий и худой.

(Все пальчики обеих рук в “щепотке”” и соприкасаются кончиками. В этом положении дуем на них, при этом пальчики принимают форму шара. Воздух “выходит”, и пальчики принимают исходное положение.)

Дети 3 – 4 лет.

• Игры с участием двух рук, но при этом у каждой руки свое движение.

“Кошка”.

А у кошки ушки на макушке,

Чтобы лучше слышать

Мышь в ее норушке.

– выполняется фигура животного (сначала одной рукой, а затем другой, потом двумя руками вместе).

– разучивается вторая фигура по этому же принципу.

“Мышка”

Серенькая шкурка,

Маленькие глазки,

Ушки на макушке.

Скажем мышке: “Здравствуй!”.

– дети выполняют одной рукой первую фигуру, другой – вторую, положение рук меняется.

– Освоив свободное выполнение фигур,усложняются упражнения: разыгрываются небольшие сценки, пересказываются короткие рассказы с сопровождением построения фигур из кисти и пальцев рук.

Рассказ.

Кот Васька увидел на дереве гнездо. В гнезде жили птенчики (изображаем фигурку кота, гнездо с птенчиками). Кот Васька захотел съесть птенцов и полез на дерево. Но тут прилетела птичка-мама, которая стала защищать своих птенцов (изобразить птичку). Кот испугался и убежал (изобразить кота).

• Сгибание и разгибание пальцев правой (левой) руки поочередно.

Пальчики

Этот пальчик самый толстый, самый сильный и большой!

Этот пальчик для того чтоб показывать его!

Этот пальчик самый длинный и стоит он в середине!

Этот пальчик безымянный, он избалованный самый!

А мизинчик хоть и мал, зато ловок и удал!

Дети с 4 до 5 лет:

• выполняют разные фигуры и движения правой и левой рукой;

• сжимают и разжимают пальцы обеих рук вместе и поочередно;

• составляют фигуру из обеих рук, совмещая пальцы.

“Краб”

Ползет наоборот, задом наперед,

Все под водой хватает клешней.

Краб ползет по дну, выставив свою клешню.

Ладони вниз, пальцы перекрещены и опущены вниз. Большие пальцы к себе. Передвигаем на пальчиках ладони сначала в одну сторону, затем в другую.

• Четырехлетние дошкольники могут играть в игры, используя несколько событий, сменяющих друг друга.

“Зайчик и кочан капусты”

Встал зайчишка рано, вышел на поляну.

Кончики пальцев одной руки образуют мордочку, а выпрямленные указательный и средний пальцы – уши.

По опушке к лесу шел и большой кочан нашел.

“Идем” пальцами по столу. Показываем кулак другой рукой.

Стал зайчишка с хрустом грызть кочан капусты: хруст-хруст, хруст-хруст.

“Заяц” грызет кулак и причмокивает.

Съел, свалился под куст и уснул. Проснулся…Сладко потянулся,

С усилием растопыриваем все пальцы.

А домой добрался – долго отдувался!

Показываем, как заяц движется по столу.

Дети 5 – 7 лет

• Рассказывают руками стихи, потешки с частой сменой фигур.

• Составляют из пальцев фигурки животных с использованием дополнительных материалов (шарик, платочек, карандаш).

• Совмещают пальцы одной руки поочередно (1-2, 1-3, 1-4, 1-5). Затем другой рукой и обеими руками параллельно.

При выполнении упражнений обращается внимание на качество составления фигуры, координированность движений отдельных пальцев и всей кисти, умение удержать предмет.

Упражнения можно подбирать с учетом тематического единства. Например, тема “Грибы”.

Этот пальчик

Этот пальчик в лес пошел,

Этот пальчик гриб нашел,

Этот пальчик чистить стал, этот пальчик жарить стал,

Этот пальчик все доел,

Оттого и похудел.

Методические указания. Загибать поочередно пальцы, начиная с мизинца.

“За грибами”

Солнце утром встало рано, всех детишек приласкало. (Ладони скрестить, пальцы широко раздвинуть – солнышко.)

За грибами мы пошли. (пальцы идут по столу, коленям.)

Три лукошка принесли. (показать три пальца)

Фигурки из палочек

В лес с корзинкой я пошел,

У пенька грибок нашел.

Игра

Выложить горохом по нарисованному контуру.

“Корзинка”

В лес корзинку я беру

И грибы в нее кладу.

Методические указания. Ладони на себя, пальцы переплести, локти развести в стороны – ладони “разъезжаются”, и между пальцами образуются зазоры.

Грибы на поляне

Кто тут спрятан на картинке?

Помогите, пальчики!

Вы по контуру бегите,

Узнать картинку помогите.

Груздь.

Выложить из мелких геометрических фигур рисунок по образцу.

“Чудесный мешочек”

Найти грибок среди нескольких различных игрушек.

Дорисуй узор

Интересным упражнением в пальчиковой гимнастике является пальчиковый театр.

Он позволяет инсценировать рифмованные истории, сказки при помощи пальцев, чем и привлекает детей. Многие игры требуют участия обеих рук, что даёт возможность детям ориентироваться в понятиях “вправо”, “влево”, “вверх”, “вниз” и т. д. В возрасте 5-6 лет мастерство пальчикового театра готовит руку к письму.

Спектакли на пальчиках рекомендуется показывать ребенку с самого раннего возраста.

Пальчиковому театру дидакты придают большое значение,так как это упражнение:

• стимулирует развитие мелкой моторики;

• знакомит ребенка с такими понятиями как форма, цвет, размер;

• помогает развивать пространственное восприятие (понятия: справа, слева, рядом, друг за другом и т. д.);

развивает воображение, память, мышление и внимание;

• помогает развивать словарный запас и активизирует речевые функции;

• формирует творческие способности и артистические умения;

• знакомит с элементарными математическими понятиями.

Игры с пальчиковым кукольным театром развивают у ребенка любознательность, воображение, коммуникабельность, интерес к творчеству, помогают справиться с застенчивостью, способствуют развитию памяти, внимания, усидчивости, расширению кругозора.

В пальчиковой гимнастике можно использовать счетные палочки. Оперируя ими по заданию педагога, дети знакомятся с геометрическими фигурами, на основе которых построены все остальные. Фигуры сопровождаются стихотворениями для того, чтобы у ребенка возникал не только зрительный образ предмета, но и слуховой.

• Выкладываются простые геометрические фигуры (квадрат, треугольник, которые затем усложняются.

• Выкладываются фигуры по заданному образцу.

Перекладывая палочки, дети развивают мелкую мускулатуру кисти.

Упражнения со счетными палочками готовят дошкольников к овладению счетом.

При составлении фигурок из палочек можно давать детям следующие задания:

• Сосчитать палочки, из которых выполнена фигура.

• Если фигура выполнена из разноцветных палочек, то сосчитать палочки каждого цвета.

• Сосчитать геометрические фигуры, изображающие предмет (сколько треугольников, квадратиков).

• Сосчитать уголки (острые и тупые, входящие в фигуру.

• Самому придумать и сложить фигуру.

В упражнениях для пальчиковой гимнастики можно использовать семена растений, пуговицы, прищепки и другие предметы.

• Выкладывание горохом, бобами фигур по нарисованному контуру.

• Смешать белую и красную фасоль и попросить ребенка разобрать ее по цвету.

“Забавные картинки”

По листу картона равномерно распределить пластилин и показать ребенку, как с помощью горошин выкладывать рисунки.

“Застегни пуговку”

На один кусок ткани нашиваются три пуговицы разного диаметра. Во втором прорезаются соответствующие петли. Сначала показывает педагог, как надо застегивать пуговки,комментируя следующим образом: «Большую пуговицу мы застегиваем в большую петельку, среднюю пуговку – в среднюю петельку, а маленькую в маленькую». Затем упражнение выполняется ребенком самостоятельно, оказывается индивидуальная помощь.

“Разноцветные прищепки”

Суть игры состоит в том, чтобы научить ребенка самостоятельно прикреплять прищепки. Чтобы игра была интересной для ребенка, можно прикреплять прищепки по тематике (то есть лучики к Солнцу, иголки к ежику, дождик к тучке, травку к земле и тому подобное; для этого нужно, соответственно, сделать заготовки к Солнцу, ежику и т. д).

“Трафареты”

Начинать рекомендуется с трафаретов для внутренней обводки (так как ребенку легче обводить внутри, чем снаружи) и с самых простых форм (например, круг или квадрат). Трафареты должны быть достаточно объемными (можно вырезать их из куска линолеума).

Развитиюмелкой моторики способствуют:

– лепка,

– рисование,

– конструирование,

– аппликация,

– собирание пазлов,

– собирание мозаик.

Развитие пальцевой моторики положительно сказывается на становлении речи, необходимой при письме, рисовании, любой игровой и бытовой деятельности. Тренировка пальцев через определенные зоны в коре головного мозга стимулирует подвижность органов артикуляции, делая речь ребенка более четкой и правильной. Систематические занятия, требующие тонких движений пальцев, повышают работоспособность головного мозга, давая мощный толчок ребенку к познавательной и творческой активности. Регулярное повторение двигательных упражнений для пальцев способствует развитию внимания, мышления, памяти, оказывает благоприятное влияние на речь ребенка. Кисти рук становятся более подвижными и гибкими, что помогает будущим школьникам успешно овладеть навыками письма.

Источник

Пальчиковая гимнастика для коррекционной работы с детьми с нарушением интеллекта на учебный год.

Сентябрь.

Мебель

Мебель я начну считать: Пальцы обеих рук поочередно зажимают в кулачки.

Кресло, стол, диван, кровать, Поднимают зажатые кулачки вверх

Полка, тумбочка, буфет,

Шкаф, комод и табурет.

Много мебели назвал –

Десять пальчиков зажал!

Посуда

Девочка Иринка порядок наводила. Показывают большой палец.

Девочка Иринка кукле говорила: Поочередно соединяют

«Салфетки должны быть в салфетнице, большой палец с остальными.

Масло должно быть в масленке,

Хлебушек должен быть в хлебнице,

А соль? Ну, конечно, в солонке!»

Портняжки

Бери скорей иголку. На каждое слово поочередно

Будем шить Кате разжимают пальцы, начиная

Новое платье. с мизинца левой руки.

Октябрь.

Дождик Удары по столу пальчиками. Левая

Раз, два, три, четыре, пять, начинает с мизинца, правая — с большого пальца.

Вышел дождик погулять. Беспорядочные удары по столу пальчиками обеих рук .

Шел неспешно, по привычке, «Шагают» средним и указательным

А куда ему спешить? пальчиками обеих рук по столу.

Вдруг читает на табличке: Ритмично ударяют то ладонями, то

«По газону не ходить!» кулачками по столу.

Дождь вздохнул тихонько: Часто и ритмично бьют в ладоши

— Ох! Один хлопок.

И ушел. Ритмичные хлопки по столу

Газон засох.

Овощи.

Хозяйка однажды с базара пришла, «Шагают» пальчиками по столу.

Хозяйка с базара домой принесла

Картошку, капусту, морковку, горох, петрушку и свеклу. Загибают по одному пальчику

Ох!.. Хлопок

Вот овощи спор завели на столе — Попеременные удары

Кто лучше, вкусней и нужней на земле кулачками и ладонями.

Картошка? Капуста? Морковка? Загибают пальчики

Горох? Петрушка иль свекла?

Ох! Хлопок

Хозяйка тем временем ножик взяла. Стучат ребром ладони по столу

И ножиком этим крошить начала

Картошку, Капусту, Морковку, Загибают по одному пальчику

Горох, Петрушку и свеклу.

Ох! Хлопок

Накрытые крышкой, в душном горшке Ладони складывают крест-накрест на столе

Кипели, кипели в крутом кипятке

Картошка, Капуста, Морковка, Загибают по одному пальчику

Горох, Петрушка и свекла.

Ох! Хлопок

И суп овощной оказался не плох. Показывают большой палец

Ноябрь.

Домик

Под грибом – шалашик-домик, Ладони шалашиком

Там живет веселый гномик.

Мы тихонько постучим, Постучать кулаком одной руки о ладонь другой руки

В колокольчик позвоним. «Звоним в колокольчик»

Двери нам откроет гномик,

Станет звать в шалашик-домик. Ладонями выполняем «приглашательные» движения

В домике дощатый пол, Ладони ребром прижаты друг к другу

А на нем – дубовый стол. Показываем стол

Рядом – стул с высокой спинкой Показываем стул

На столе – тарелка с вилкой. Ладонь левой руки направлена вверх(тарелка), правая рука (вилка):
И блины горой стоят – ладонь направлена вниз, четыре пальца выпрямлены

Угощенье для ребят. и слегка разведены в стороны, а большой прижат к ладони.

Дом

Я хочу построить дом, Руки над головой «домиком»

Чтоб окошко было в нём, Руки перед глазами “окошко»

Чтоб у дома дверь была, Ладони повёрнуты к себе, сомкнуты

Рядом чтоб сосна росла, Пальцы растопырены, руки тянем вверх

Чтоб вокруг забор стоял, Руки перед собой кольцом

Пёс ворота охранял. Одна рука «пёс»

Солнце было, Скрестить кисти рук, пальцы растопырены

Дождик шёл, «Стряхивающие» движения

И тюльпан в саду расцвёл. Пальцы-лепестки смотрят вверх

Декабрь.

На елке

Мы на елке веселились, Ритмичные хлопки в ладоши.

И плясали, и резвились, Ритмичные удары кулачками

После добрый Дед Мороз Дети «шагают» средним и указательным

Нам подарки преподнес. пальцами обеих рук по столу

Дал большущие пакеты, «Рисуют» руками большой круг.

В них же — вкусные предметы: Делают ритмичные хлопки.

Конфеты в бумажках синих, Загибают на обеих руках пальчики, начиная с

Орешки рядом с ними, большого.

Груша, Яблоко, один

Золотистый мандарин.

Зима

Пришла зима, трем ладошки друг о друга

Принесла мороз. пальцами массажируем плечи, предплечья

Пришла зима, трем ладошки друг о друга

Замерзает нос. ладошкой массажируем кончик носа

Снег, плавные движения ладонями

Сугробы, кулаки стучат по коленям попеременно

Гололед. ладони шоркают по коленям разнонаправлено

Все на улицу — вперед! рука на колени ладонью, вторая рука согнута в локте, кулак

Теплые штаны наденем ладонями проводим по ногам

шапку, шубу, валенки. ладонями проводим по голове, по рукам, топаем ногами

Руки в варежках согреем круговые движения ладонями одной руки вокруг другой ладони

И завяжем шарфики. ладони прикладываем друг на друга к основанию шеи

Зимний месяц называй! ладони стучат по коленям

Декабрь, Январь, Февраль кулак, ребро, ладонь.

Январь.

Котята

У кошечки нашей есть десять котят, Ладошки складываем, пальцы

Сейчас все котята по парам стоят: прижимаем друг к другу

Два толстых, Постукиваем соответствующими

Два ловких. пальцами друг о друга от большого

Два длинных, к мизинцу

Два хитрых,

Два маленьких самых

И самых красивых.

Пирог

Падал снег на порог. Дети два раза медленно опускают ладони на стол

Кот слепил себе пирог. Показывают, как лепят пирог

А пока лепил и пек, «Бегут» пальчиками обеих рук по столу

Ручейком пирог утек.

Пирожки себе пеки

Не из снега — из муки. Опять показывают, как пекут пирог

Февраль.

Транспорт

Раз, два, три, четыре, пять – Поочередно сжимают пальчики

Буду транспорт я считать. обеих рук в кулачки, начиная с

Автобус, лодка и мопед, мизинца левой руки

Мотоцикл, велосипед,

Автомобиль и самолет,

Корабль, поезд, вертолет.

Книги

Много книжек есть на свете, Ладошки соединяют вместе

Читать их очень любят дети. «книжкой».

Если книги мы прочтем, Раскрывают и закрывают «книгу»

То узнаем обо всем:

Про моря и океаны, Поочередно соединяют одноименные

Удивительные страны. пальцы обеих рук, начиная с мизинцев

Про животных прочитаем

И про космос мы узнаем.

Наша армия

Аты-баты, аты-баты! Поочередно «шагают»

На парад идут солдаты! указательным и средним пальцами

Вот идут танкисты, правой и левой руки

Потом артиллеристы,

А потом пехота – рота за ротой

Март.

Цветы

Наши алые цветки

распускают лепестки. Медленно разгибать пальцы из кулаков

Ветерок чуть дышит, Покачивать кистями рук вправо-влево,

Лепестки колышет. медленно сжимать пальцы в кулаки.

Наши алые цветки

закрывают лепестки,

Головой качают, Покачивать кулаки вперед-назад

Тихо засыпают

Цветок проснулся

Утром рано он закрыт, Кисти рук –бутоны, соединены у

но к полудню ближе основания рук

Раскрывает лепестки, Плавно распускаются.

красоту их вижу. Закрываются затем под щеку

К вечеру цветок опять закрывает венчик.

И теперь он будет спать, Имитация сна

До утра как птенчик.

Мамины помощники

Раз, два, три, четыре,Попеременно ритмично ударяют кулачок об

Мы посуду перемыли:кулачок и хлопают в ладоши

Чайник, чашку, ковшик, ложку. Одна ладонь скользит по другой.

И большую поварешку. Загибают пальчики, по одному,

Мы посуду перемыли. на каждое название посуды.

Только чашку мы разбили, Одна ладонь скользит по другой

Ковшик тоже развалился. Загибают пальчики.

Нос у чайника отбился.

Ложку мы чуть-чуть сломали. Пока маме помогали.

Апрель.

Луноход

Посмотрите, луноход Дети ставят на стол подушечки пальцев обеих рук,

По Луне легко идет. переносят на руки часть веса, а затем как бы

Он шагает очень важно, шагают по очереди правой и левой рукой.

В нем сидит герой отважный. Повторяют четверостишие несколько раз

Космонавты

Космонавтом хочешь стать? Дети встают парами, кладут ладошки

Сильным быть и ловким? на ладошки друг другу,

Нужно обладать сноровкой. ударяют по ладошкам, кто сверху,

Научитесь понемножку затем меняются

поиграть в быстрые ладошки.

Надо пару подобрать

да лицом друг к другу встать.

Если чистые ладошки значит,

можно начинать.

Важно строго по порядку

все быстрее, без оглядки.

Так в ладошки ударять!

Посев пшеницы

Будем сеять мы пшеницу Пальцами делать движения – крошим крошки,

В землю зернышки бросать. пальцы в щепоть – синица, наклонять кисть клюет,

И не пустим мы синицу махать руками –кыш-кыш.

Наши всходы поклевать.

Кыш-кыш.

Май

Веселая встреча

Здравствуй, котенок! Разгибают пальцы, начиная с мизинца,

Здравствуй, козленок! пошевеливают каждым пальцем,

Здравствуй, щенок! приветствуя животных.

И здравствуй, утенок!

Здравствуй, веселый, смешной

поросенок!

Какие бывают рыбы?

Мы в подводном мире, друг,Выполняют движения руками, как будто плывут

Рыбы плавают вокруг: Делают поочередные волнообразные движения то

Рыба-меч, рыба-молот правой, то левой ладошкой.

и рыба-пила,Поочередносгибают пальцы, начиная с мизинца.

Рыба-удильщик и рыба-игла.

Насекомые

Дружно пальчики считаем – Сжимают и разжимают пальцы

Насекомых называем. Поочередно сгибают пальцы в кулачок,

Бабочка, кузнечик, муха, начиная с большого.

Это жук с зеленым брюхом.

Это кто же тут звенит? Вращают мизинцем.

Ой, сюда комар летит! Прячут руки за спину.

Прячьтесь!

Источник