Пальчиковая гимнастика как средство развития речи ребенка
Надежда Паращенко
Пальчиковая гимнастика как средство развития речи у дошкольников
Пальчиковая гимнастика,
как средство развития речи у дошкольников.
В головном мозге двигательная область находится рядом с речевой и является ее частью. Развитие речи и движений происходит параллельно. Рука в процессе онтогенеза развивается раньше, и ее развитие как бы «тянет» за собой развитие речи. Следовательно, развивая тонкую ручную моторику у ребенка, мы стимулируем развитие его речи. Поэтому, если у ребенка ведущая рука — правая, у него больше развито левое полушарие, среди же левшей гораздо больше встречаются дети с задержкой речевого развития, т. к. у них наиболее развито правое, а не левое полушарие, в котором находятся речевые и двигательные центры.
Работу по развитию мелкой моторики рук желательно проводить систематически, уделяя ей по 5-10 минут ежедневно. Для этого могут быть использованы разнообразные игры и упражнения.
Для формирования тонких движений пальцев рук могут быть использованы игры с пальчиками, сопровождаемые чтением народных стихов.
Устная речь ребенка формируется в полном объеме тогда, когда движения пальцев рук «доходят» к достаточной точности.
Когда производятся ритмические движения пальцами, у ребенка усиливается согласованная деятельность лобных и височных отделов мозга, то есть работает двигательная, речевая и сенсорная зона. Речевые области формируются под влиянием импульсов, поступающих от пальцев рук. Для того чтобы определить уровень развития речи детей в первые годы жизни,использовали один метод: ребенка просят показать один пальчик, два пальчика, три. Детям, которым удаются отдельные движения пальцев, – говорящие дети, пока движения пальцев не будут свободными, развития мышления и речи добиться не удастся. Так же известно, что мысль, и глаз ребенка двигаются с той же скоростью, что и рука, поэтому систематические упражнения по тренировке движений пальцев, это одно из лучших средством повышения работоспособности головного мозга.
Пальчиковые игры, это отражение предметов, животных, людей, их деятельности, явлений природы. В игре дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Благодаря пальчиковым играм, вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности. Все упражнения, нужно делать медленно и с показом, при этом четко произносить текст.
Развитиюручной моторики способсттвует :
Занятия с пластилином, глиной, соленым тестом, мелким строительным материалом, конструктором;
Нанизывание бус, бисероплетение ;
Выкладывание из спичек рисунков, букв, складывание колодцев;
Одновременно левой и правой рукой складывать в коробку пуговицы;
Рисование по трафарету букв, геометрических фигур, штриховка;
Рисование по точкам, пунктирным линиям;
Правила, при проведении пальчиковой гимнастики:
1. Начинать пальчиковую гимнастику рекомендуется с разминки пальцев: сгибания и разгибания.
2. Упражнение начинается с объяснения, показывается поза пальцев и кисти.
3.От показа переходят к словесным указаниям: в случае, если ребенок действует неправильно, снова показывается верная поза пальцев рук
4. Начинаем медленно выполнять упражнения. Если ребенок не может самостоятельно принять правильную позу рук и выполнить движение,педагог или родитель помогает ему:
– берет руку ребенка в свою и действует вместе с ним;
– или учит ребенка, самого поддерживать одну руку другой или помогать свободной рукой действиям работающей руки.
5. Упражнения по развитию движений пальцев и кисти рук следует проводить по 2-5 минут ежедневно с детьми любого возраста.
С давних времен люди отмечали тесную связь между активностью кисти и психическим состоянием и выражали приметы в поговорках.Сегодня они у нас на слуху: «из рук вон (плохо)», «все из рук валится», «с легкой руки», «руки опускаются», «правая рука (кого, чья)», «руки не доходят», «легкая рука». В каждой из них заложен глубокий смысл о том, как влияют на развитие человека мелкие движения рук, в первую очередь пальцев. Содержание пальчиковой игры — взаимоотношения детей во «взрослом» мире. Благодаря этому и реализуются основная функция данного вида игры — подготовка к серьезной жизни в этом мире путем развития мелкой моторики речи. Пальчиковая гимнастика не просто игра,это средство воспитания детей младшего возраста. Взрослые должны учить детей правильно играть, заинтересовывать их.
Вся история развития человечества доказывает, что движения руки тесно связаны с речью. Первой формой общения первобытных людей были жесты. Особенно велика была роль рук.
Прошли тысячелетия, пока развилась связная речь. На современном этапе проблема развития речи детей не вызывает сомнения не только у педагогов, но и у родителей. Ведь чаще всего задержка развития речи сказывается на общем развитии ребенка: не позволяет ему полноценно общаться и играть с ровесниками, затрудняет познание окружающего мира, отягощает эмоционально-психическое развитие ребенка. Но, если вовремя помочь ребёнку, используя все способы развития и активизации речи, эти серьёзные проблемы можно решить. Известны исследования современных ученых, показывающие, что от уровня развития движений пальцев рук напрямую зависит степень развития речи ребенка. Результаты данных исследований показывают, что сила кисти правой руки дошкольников в последние несколько лет заметно снизилась. Это говорит о снижении уровня развития кистевой моторики у детей дошкольного и младшего школьного возраста. Поэтому направлять ребенка на развитие пальцев рук просто необходимо, а делать это можно и просто с помощью игры.
Причины моторного отставания у детей связаны с современным уровнем научно-технического прогресса: уровень развития цивилизации прямо пропорционален снижению уровня развития моторики. Это объясняется тем, что родителям проще посадить ребенка за компьютер или телевизор, включив на несколько часов или игру, или мультфильмы, тогда он не будет сильно отвлекать их от взрослых дел. Труднее заниматься с детьми полезной работой в виде игры — это требует внимания, заботы, терпения, времени. Не каждый взрослый ждет, пока ребёнок самостоятельно зашнурует ботинки или застегнёт все пуговицы на рубашке. Часто родителям легче купить вместо ботинок на шнурках ботинки на липучках, вместо рубашки — кофточку на молнии. Таким образом, в жизни ребенка мелкие движения пальцев перестают играть главенствующую роль.Проблема характеризуется следующими факторами: затруднена речь, нет чёткого произношения слов, в словах переставляются слоги или буквы.
Выход один: развитие мелкой моторики рук ребенка, т. е. пальчиков. В воспитании широко используются различные игры, направленные на развитие слухового внимания у детей, пальчиковые игры, сопровождаемые речовками, представлена предметная среда для развития мелкой моторики пальцев рук. Но при обследовании детей, нуждающихся в специализированной логопедической помощи, выявляется, что зачастую мышцы пальцев рук у них слабые, дети не могут точно воспроизвести заданную позу, не могут её удержать. Особые трудности вызывают задания на смену пальчиковых поз, воспроизведение заданного темпа в движениях. В чем же причина таких нарушений? Огромное значение для ребенка, начиная с младенческого возраста, имеет развитие пальчиков, что впоследствии сказывается на развитии мелкой моторики, речи, ведет к развитию внимания, сосредоточенности, ловкости рук. Все это, несомненно, пригодится ребенку в его последующей жизни для приобретения более сложных навыков, необходимых для полноценного развития личности. Пальчиковым играм принадлежит особая роль в умственном развитии ребёнка. Значимость и привлекательность приобретают в первую очередь те движения пальцами, которые ещё не стали повседневными. То, что ребенку впервые удалось сделать при помощи собственных пальчиков, является для него большим достижением. Вследствие этого, пальчиковыедействия переходят в игровой план: ребёнок начинает раз за разом повторять и совершенствовать движения рук. Играя пальчиками, ребенок живет жизнью, исполненной непосредственности, действенности и эмоциональности. Существенная роль в развитии игр принадлежит подражательной способности ребенка повторять движения за взрослыми.
В. А.Сухомлинский писал: «Истоки способностей и дарований детей находятся на кончиках их пальцев». Это значит, чем больше ребёнок умеет, хочет и стремится делать собственными руками, тем он умнее и изобретательнее, тем он лучше творчески развит и тем тоньше воспринимает окружающий мир.
Источник
Оксана Золотницкая
Пальчиковая гимнастика как средство развития речи у детей дошкольного возраста
Дошкольный возраст – это период активного усвоения ребёнком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи – фонетической, лексической, грамматической. Полноценное владение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей в максимально сензитивный период развития. Чем раньше будет начато обучение родному языку, тем свободнее ребёнок будет им пользоваться в дальнейшем.
Основные задачи развития речи – воспитание звуковой культуры речи, обогащение и активизация словаря, формирование грамматического строя речи, обучение связной речи – решаются на протяжении всего дошкольного детства, однако на каждом возрастном этапе идёт постепенное усложнение содержания речевой работы, меняются и методы обучения.
Проведённые исследования отечественных и зарубежных психологов, физиологов и педагогов показывают, что развитие рук находится в тесной взаимосвязи с развитием речи и мышления ребёнка, оказывая большое влияние на функции нервной деятельности. Известный педагог В. А.Сухомлинский писал: «Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев».Это утверждение соответствует действительности: именно развитию кисти принадлежит важная роль в формировании головного мозга и становлении речи. Формирование устной речи ребёнка начинается тогда, когда движения пальцев рук достигают достаточной точности. В электрофизиологических исследованиях было обнаружено, что, когда ребёнок производит ритмические движения пальцами, у него резко усиливается согласованная деятельность лобных (двигательная речевая зона) и височных (сенсорная зона) отделов мозга, то есть речевые области формируются под влиянием импульсов, поступающих от пальцев рук.
Это важно и при своевременном речевом развитии, и особенно в тех случаях, когда это развитие нарушено. Кроме того, доказано, что и мысль, и глаз ребёнка двигаются с той же скоростью, что и рука. Значит, систематические упражнения по тренировке движений пальцев являются мощным средством повышения работоспособности головного мозга.
Результаты исследований показывают, что уровень развития речи у детей всегда находится в прямой зависимости от степени развития тонких движений пальцев рук. Несовершенство тонкой двигательной координации кистей и пальцев рук затрудняет овладение письмом и рядом других учебных и трудовых навыков. Психологи утверждают, что упражнения для пальцев рук развивают мыслительную деятельность, память и внимание ребёнка.
Итак, речь совершенствуется под влиянием кинетических импульсов от рук, точнее – от пальцев. Обычно ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь.
Выполнение упражнений и ритмических движений пальцами индуктивно приводит к возбуждению в речевых центрах головного мозга и резкому усилению согласованной деятельности речевых зон, что, в конечном итоге, стимулирует развитие речи.
Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребёнка. Если ребёнок будет выполнять упражнения, сопровождая их короткими стихотворными строчками, то его речь станет более чёткой, ритмичной, яркой, и усилится контроль за выполняемыми движениями. В результате пальчиковых упражнений кисти рук и пальцы приобретут силу, хорошую подвижность и гибкость, а это в дальнейшем облегчит овладение навыком письма.
Актуальность использования пальчиковых игр в музыкальном воспитании дошкольников вызвана тем, что они играют очень важную роль в общем развитии ребёнка. Упражнения на развитие мелкой моторики укрепляют мелкие мышцы кисти руки, что, в свою очередь, помогает в игре на музыкальных инструментах, в рисовании, а в дальнейшем в письме, помогают детям отдохнуть, расслабиться на занятии. Разучивание при этом забавных стишков, прибауток развивает детскую память, речь, интонационную выразительность. Дети учатся рассказывать выразительно, эмоционально. При проговаривании потешек разными голосами (низким, хриплым, писклявым и т. д.) у ребёнка развиваются звуковысотный слух и голос, что очень влияет на развитие певческих навыков. Музыкальное сопровождение пальчиковых игр развивает музыкальные способности ребёнка: слух, вокальные данные, музыкальную память, позволяет познакомить детей с элементарной теорией музыки и создаёт ребёнку благоприятную атмосферу для занятия.
Пальчиковые игры подходят для детей от года и старше. Дети в возрасте от года до трёх лет хорошо воспринимают игры, выполняемые с пальчиками одной руки. От трёх до четырёх лет они уже могут воспринимать игры, где задействованы обе руки. К четырём годам нормально развитый ребёнок умеет сознательно выполнять упражнения нужной рукой, оставляя другую руку свободной, тем самым дифференцированно управлять собственным мышечным напряжением и расслаблением.
В группе раннего возраста простые пальчиковые игры с текстом направлены на развитие координации движений пальцев и кисти руки, учат соотносить движения с содержанием потешек, стихов.
К старшему возрасту пальчиковые игры помогают развить чувство ритма, формируют понятия звуковысотного слуха и голоса, развивают память, интонационную выразительность и артикуляционный аппарат.
Пальчиковые игры с музыкальным сопровождением и без него могут использоваться на праздниках, на прогулках, во время проведения физминуток и дома.
Многие упражнения содержат элементы психогимнастики, что позволяет учить детей использовать выразительные движения (мимику и жесты, распознавать эмоции (радость, огорчение, страх, удивление и др., изображать модели поведения персонажей с разными чертами характера, снимать напряжение.
Все подобные игры развивают не только музыкальность ребёнка, его пальцы, речь, но и одновременно формируют многие личные качества – пространственно-образное мышление, чувственное восприятие, творческую фантазию и логику, способствуют развитию внимания и памяти, повышают общий уровень организации ребёнка.
Ценность пальчиковых игр в том, что они не только доступны детскому пониманию, но и в тоже время привлекательны, вызывают яркие положительные эмоции.
Пальчиковые игры подбираются с учётом возрастных особенностей детей. Материал осваивается детьми постепенно на музыкальных занятиях и закрепляется в группе. Это даёт прекрасный эффект в развитии детей и не нуждается в каких-то дополнительных рекомендациях.
Упражнения можно условно разделить на три группы.
1. Упражнения для кистей рук
– развивают подражательную способность;
– учат напрягать и расслаблять мышцы;
– развивают умение сохранять положение пальцев некоторое время;
– учат переключаться с одного движения на другое.
2. Упражнения для пальцев статические
– совершенствуют полученные ранее навыки на более высоком уровне;
– требуют более точных движений.
3. Упражнения для пальцев динамические
– развивают точную координацию движений;
– учат сгибать и разгибать пальцы рук;
– учат противопоставлять большой палец остальным.
Виды пальчиковых игр:
1. Игры с пальчиками.
2. Пальчиковые игры с палочками и цветными спичками.
3. Пальчиковые игры со скороговорками.
4. Пальчиковые игры со стихами.
5. Физкультминутки, пальчиковая гимнастика,
6. Пальчиковый алфавит.
7. Пальчиковый театр.
8. Театр теней.
Пальчиковыеигры имеют следующие характеристики:
– универсальность – можно играть в любом месте в любое время;
– кратковременность – обычно не более 2-5 минут;
– активный, но безопасный телесный контакт в парных и групповых играх;
– невербальное общение в играх-«молчанках», использование языка жестов;
– наличие множества вариантов одной и той же игры с изменяющимися правилами: постепенное усложнение как двигательных, так и мыслительных задач.
В ходе пальчиковых игр дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.
Наибольшее внимание ребёнка привлекают пальчиковые игры с проговариванием небольшого стихотворения, потешки или с пением. Синтез движения, речи и музыки радует детей и позволяет проводить занятия наиболее эффективно. Всё это помогает ребёнку научиться быть настоящим хозяином своих ладошек и десяти пальчиков, совершать сложные манипуляции с предметами, а значит, подняться ещё на одну ступеньку крутой лестницы, ведущей к вершинам знаний и умений.
Примеры пальчиковых игр
1. Пальчики шагают
Дети сидят на стульчиках и поют песенку. Руки вытянуты перед собой и повёрнуты ладошками вверх. Дети поочерёдно сгибают и разгибают пальцы, начиная с большого.
Вот как пальчики шагают,
И мизинец, и большой,
Указательный и средний,
Безымянный – вот какой!
На слова припева постепенно поднимают обе руки вверх, вращая кистями. В конце припева медленно опускают руки.
Припев:
Вот какие наши ручки –
Лихо пляшут у ребят!
Вот какие наши ручки –
Веселятся и шалят!
2. Музыканты
Балалайка, балалайка,
Побренчи-ка, поиграй-ка!
Барабань-ка, барабан!
Разверни бока баян!
К небу поднимаем трубы,
Громко, громко дуем в трубы.
В бубен бьём, бренчим, дудим,
Барабаним и трубим!
3. Мы делили апельсин
Мы делили апельсин.
/округлить ладони, расставив пальцы так, чтобы кончиками они касались друг друга/
Много нас, а он – один.
/сжимать и разжимать кулачки, затем показать один указательный палец/
Эта долька – для ежа,
/кулачок правой руки прижать к ладони левой, большие пальцы соединить, остальные пальцы левой руки раздвинуть/
Эта долька – для чижа,
/ладони повернуть к себе, скрестить руки и переплести большие пальцы; помахать кистями рук, как крыльями/
Эта долька – для утят,
/предплечья поставить вертикально, ладони под прямым углом к ним; пальцы округлить и прижать друг к другу/
Эта долька – для котят,
/средний и безымянный пальцы слегка согнуть и соединить с большим пальцем; указательный и мизинец поднять вверх/
Эта долька – для бобра,
/сплести и разъединить пальцы/
А для волка – кожура.
/развести руки в стороны/
Он сердит на нас, беда,
/поднести ладони к щекам и покачать головой/
Разбегайся, кто куда!
/шлепки по коленям/
4. Теремок
Стоит в поле теремок, теремок,
Он не низок, не высок, не высок.
В теремочке том зверушки живут
Веселятся, дружно песенки поют.
/далее по сказке «Теремок» показываем мышку, лягушку, зайчика, лисичку, волка, медведя/
5. Апрель
Кап-кап-кап – звенит капель,
/поднять руки вверх и медленно опускать их, быстро пошевеливая пальцами/
Приближается апрель.
/хлопают в ладоши/
Побежал в саду ручей,
/поднимают руки вверх, затем ставят ладони на ребро параллельно друг другу, плавными движениями двигают вперёд/
Прилетели сто грачей.
/ладони повернуть к себе, скрестить руки и переплести большие пальцы; помахать кистями рук, как крыльями/
А сугробы тают, тают,
/медленно приседают, вытянув руки вперёд/
А цветочки расцветают.
/кисти рук поставить вертикально и соединить, округлённые ладони с раздвинутыми пальцами отвести в стороны/
6. Ёлочка
Перед нами ёлочка –
/делают «домик»/
Шишечки
/сжимают кулачки, большой палец в сторону/
Иголочки,
/поджимают указательный палец/
Шарики,
/соединяют большой и указательный пальцы/
Фонарики,
/делают «фонарики»/
Зайчики
/делают «ушки» ладошками на голове/
И свечки,
/сжимают ладони вместе/
Звёзды,
/разводят пальцы/
Человечки.
/указательный и средний пальцы шагают/
7. Снеговик
Тра-та-та! Тра-та-та!
Рада снегу детвора!
Тра-та-та! Тра-та-та!
Лепим мы снеговика!
/дети «лепят» снежки/
Ком на ком поставим,
/ставят кулачок на кулачок/
Глазки подведём,
/показывают глазки/
Нос-морковку вставим,
/приставляют кулачок к носу/
Шапочку найдём.
/кладут ладонь на голову/
Вот какой снеговичок –
/ставят руки на пояс/
Снежный белый толстячок!
/качают головой/
8. Цветочки
Раз, два, три, четыре, пять —
Вышли в садик погулять.
/пальцем одной руки считаем пальцы на другой, слегка нажимая на подушечки/
Ходим-ходим мы по лугу,
Там цветы растут по кругу.
/указательным пальцем одной руки выполняем круговые поглаживания ладони другой/
Лепесточков ровно пять,
Можно взять и посчитать.
/считаем пальцы в обратном порядке, поглаживая их/
9. Избушка
Избушка на лужочке,
/делаем «домик» из обеих рук, соединяя их подушечками пальцев и основаниями ладоней/
Двери на замочке.
/соединяем пальцы в замок/
Ключик быстро подберём
И избушку отопрём.
/выполняем вращение большими пальцами обеих рук, не размыкая замка/
Отряхнём ладошки,
Отдохнём немножко.
/размыкаем пальцы, расслабляем ладони и легкими движениями встряхиваем их/
Источник