Пальчиковая гимнастика и речевое развитие ребенка консультация

Пальчиковая гимнастика и речевое развитие ребенка консультация thumbnail

Пальчиковая гимнастика и речевое развитие ребёнка.

Пальчиковая гимнастика полезна для малышей разного возраста. С самого рождения родители могут выполнять элементарные упражнения, поглаживая и массируя пальчики своего малыша. Для шестимесячных детей существуют комплексы пальчиковой гимнастики, которые позволяют развить мелкую моторику. Также, пальчиковая гимнастика применяется для школьников, чтобы дать отдых рукам, когда дети учатся писать.

С давних времен известно, что регулярные упражнения для рук и пальцев улучшают память и работу внутренних органов. Также, пальчиковая гимнастика используется для развития речи. Современные психологи отмечают, что если движения пальцев ребенка соответствуют нормам развития, то малыш не отстает и в разговорной речи. Если же не уделять этому важному моменту внимания, то у детей нередко наблюдается задержка в речевом развитии. Поэтому, начиная с шести месяцев, рекомендуется выделять 3-5 минут в день для пальчиковой гимнастики.

В устной речи любого народа можно встретить короткие стихотворения, которые сопровождаются движениями пальцев, например, известные всем «Сорока – Ворона», «Ладушки»… Люди давно заметили, что движения рук и пальцев, сопровождаемые короткими стихами, благотворно действуют на развитие детей. А уже в наше время сотрудники Института физиологии детей и подростков АПН РФ доказали, что уровень развития детской речи всегда находится в прямой зависимости от степени развития тонких движений пальцев рук. Формирование устной речи ребёнка начинается тогда, когда движения пальцев рук достигают достаточной точности. Это важно и при своевременном речевом развитии, и – особенно – в тех случаях, когда это развитие нарушено. Кроме того, доказано, что и мысль, и глаз ребёнка двигаются с той же скоростью, что и рука. Значит, систематические упражнения по развитию движений пальцев являются мощным средством повышения работоспособности головного мозга.

В чем же заключается влияние пальцев на развитие речи?

Все движения организма и речевая моторика имеют единые механизмы, поэтому развитие тонкой моторики рук благотворно сказывается на развитии речи ребенка. В фольклоре существует масса  потешек, в которых сочетаются речь и движения рук. У детей с задержкой речевого развития очень часто наблюдается недостаточность двигательной сферы, в том числе недостаточная координация мелкой моторики пальцев рук. У таких детей развитие движений пальцев как бы подготавливает почву для последующего формирования речи. Даже нормально развивающемуся ребенку не помешают массаж рук в доречевом периоде, а пальчиковые игры в сопровождении стихов не только разовьют мелкую моторику и речь, но и умение слушать. Ребенок научится понимать смысл услышанного и улавливать ритм речи.

Что же происходит, когда ребёнок занимается пальчиковой гимнастикой?

1. Выполнение упражнений и движений пальцами индуктивно приводит к возбуждению в речевых центрах головного мозга и резкому усилению согласованной деятельности речевых зон, что, в конечном итоге, стимулирует развитие речи и мышления.

2. Игры с пальчиками развивают координацию движений кистей и пальцев рук, умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребёнка.

3. Малыш учится концентрировать своё внимание и правильно его распределять.

4. Если ребёнок будет выполнять упражнения, сопровождая их короткими стихотворными строчками, то его речь станет более чёткой, ритмичной, яркой, и усилится контроль за выполняемыми движениями.

5. Развивается память ребёнка, так как он учится запоминать определённые положения рук и последовательность движений (лучшему запоминанию поможет яркий наглядный материал)

6. В результате выполнения упражнений кисти рук и пальцы приобретают силу, хорошую подвижность и гибкость, а это и в дальнейшем облегчит овладение навыком письма.  

 Все упражнения будут полезны не только детям с задержкой в развитии речи или какими-либо её нарушениями, но и детям, у которых речевое нарушение происходит своевременно.

С какого возраста можно начинать выполнять эти упражнения?

В Японии упражнения для пальчиков начинают выполнять с трёхмесячного возраста. Некоторые специалисты советуют заниматься пальчиковой гимнастикой с 6-7 месяцев.

Начинать можно с ежедневного массажа по 2-3 минуты кистей рук и пальцев:

1)      Поглаживать и растирать ладошки вверх-вниз;

2)      Разминать  и растирать каждый пальчик вдоль, затем – поперёк;

3)      Растирать пальчики спиралевидными движениями.

Уже с 10 месяцев ребёнка можно и нужно учить:

– катать между ладошками пальчиками шарики и палочки разного размера;

– рвать бумагу, отщипывать кусочки от куска глины или пластилина;

– перекладывать из одной коробки в другую разные предметы (безопасные для малыша) одной или двумя руками одновременно.

Сначала можно выполнять некоторые упражнения в пассивной форме, то есть Вы сами сгибаете, разгибаете пальчики малыша и совершаете другие энергичные движения, сопровождая их ритмичными строчками. При этом важно, чтобы в упражнениях участвовали все пальчики. По мере освоения движений ребёнок начинает выполнять их самостоятельно, а взрослый только проговаривает. Постепенно ребёнок сможет и проговорить, и сделать упражнения сам.

ПОМНИТЕ!

Любые упражнения будут эффективны только при регулярных занятиях.

Иначе результата не будет. Занимайтесь ежедневно около 2-5 минут. Во время занятий надо следить за состоянием ребёнка: если он начал скучать или утомился, то необходимо сменить задание или прервать занятие.

Сначала все упражнения для пальчиков выполняются медленно. Следите, чтобы ребёнок правильно воспроизводил и удерживал положение кисти или пальцев и правильно переключался с одного движения на другое.

Существует много разнообразных игр и упражнений для развития мелкой моторики кистей рук. Например:

– разминать пальцами пластилин и глину;

– катать по столу маленькие шарики, карандаши;

-двумя пальцами (сначала указательным и средним, а затем средним и безымянным) «ходить» по столу, изображая различные способы передвижения пешком;

– барабанить всеми пальцами обеих рук по столу;

– хлопать в ладоши тихо и громко, в разном темпе;

– завязывать и развязывать узлы на толстой верёвке или шнурке;

– нанизывать крупные пуговицы, бусинки на нитку;

– застёгивать и расстёгивать пуговицы, молнии, крючки;

– различные игры с конструктором, мозаикой, различного размера кубиками;

– рисовать в воздухе различные фигуры всей рукой и одной только кистью руки. Упражнения выполняются сначала правой, затем левой рукой;

– мять пальцами поролоновые и резиновые игрушки, губку;

– рисовать, раскрашивать, штриховать;

– вырезать различные фигуры ножницами;

– рисовать цветными мелками, акварелью, карандашами, ручкой и т.д.

Упражнения без предметов можно использовать где и когда угодно (дома, в транспорте, в очереди, где нечем занять ребёнка). Упражнения, которые требуют использования каких-либо предметов (которые почти всегда есть в обиходе), тоже не менее интересны для ребёнка.

Стихи, сопровождающие упражнения, – это та основа, на которой формируется и совершенствуется чувство ритма. Они учат слышать рифму, ударения, делить слова на слоги. Чувство ритма важно и для запоминания стихов, для предупреждения нарушений письма (пропуска гласных).

Читайте также:  Приложение для андроид развитие ребенка

Требования к проведению игр:

  1. При проведении игр важна последовательность (от простого к сложному).

Не следует ожидать немедленных результатов, т.к. автоматизация навыка вызывается многократным его повторением.

2. Не следует ожидать немедленных результатов, т.к. автоматизация навыка вызывается многократным его повторением.

3. Занятия должны проводиться по желанию ребёнка, на положительном эмоциональном фоне.

4. Никогда не начинайте занятия, если Вы утомлены, раздражены или озабочены какими-то проблемами; если ребёнок неважно себя чувствует или увлечён своей игрой.

5. Недопустимо переутомление ребёнка в игре, которое может привести к негативизму.

Многократное повторение станет радостным, интересным, особенно когда с малышом занимаются близкие ему люди – мама, папа, бабушка, дедушка

Источник

                          Консультация для родителей

Пальчиковая гимнастика и развитие речи

детей дошкольного возраста

Многим известно о взаимосвязи развития речи и тонких движений рук, или иначе говоря, ручной и речевой моторики. Рука, пальцы, ладони – едва ли не главные органы, приводящие в движение механизм мыслительной деятельности ребёнка. Самое активное формирование речи ребенка происходит в возрасте от 0 до 3 лет (к 3 годам фраза должна быть сформирована), поэтому нужно начинать заниматься развитием тонких движений рук с самого рождения. Сгибая-разгибая малышу пальчики, массируя ему кисти, знайте – в это время вы посылаете импульсы в его речевые центры. Выполняя пальчиками различные упражнения, ребенок достигает хорошего развития мелкой моторики, которая не только оказывает благоприятное влияние на развитие речи (т.к. при этом индуктивно происходит возбуждение в центрах речи), но и подготавливает ребенка к рисованию и письму. Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений, это в дальнейшем облегчит приобретение навыков письма.

Пальчиковая гимнастика помогает:

–    Развивать речь.

–   Повышать работоспособность коры головного мозга.

–  Развивать у ребенка психические процессы: мышление, внимание,

память, воображение.

– Снимать тревожность.

– Нести в себе моменты радостного общения с близкими людьми.

     Умелыми пальчики ребенка становятся не сразу. Пальчиковая гимнастика, как развитие мелкой моторики рук, – простое, но очень полезное занятие, которое можно применять, когда ребенку совсем нечем заняться. Поэтому игры и упражнения необходимо проводить ежедневно, в детском саду и дома, во дворе, в дороге. Для ребенка – это интересная игра. Ребенок вместе с взрослым произносит короткие стишки, при этом, каждая фраза сопровождается движениями пальчиков. Если ребенок воспринимает пальчиковую гимнастику как игру, то он с удовольствием выполняет все задания предложенные взрослым. Во время занятий учитывайте индивидуальные особенности вашего ребенка, его возраст, настроение, желание и возможности. То, что кажется простым для нас, взрослых, очень сложно и трудно выполнить детям. Первые неудачи могут вызвать разочарование, и даже раздражение. Нужно заботиться о том, чтобы деятельность ребенка была успешной, – это будет подкреплять интерес к играм. Приступив к игре, не забывайте, что вы – самый родной и близкий человек для вашего ребенка, и чувство эмоциональной защищенности не должно покидать вашего ребенка ни на миг.

Немаловажным элементом для развития речи дошкольника является то, что в пальчиковых играх все подражательные действия дополняются стихотворными текстами. Стихи вызывают интерес и легко усваиваются ребенком, надолго оставаясь в памяти. Рифма для ребенка служат своего рода волшебством, которое утешает и успокаивает.

Предлагаю Вам пальчиковые игры по теме «Осень»

Пальчиковые игры для детей младшего дошкольного возраста:

«Осень»

Вышла осень погулять,   «Идём» указательным и средним пальцами одной

руки.

Стала листья собирать.   Одной рукой «подбираем» листья и «кладём» в

другую.

«Дождик»

Дождик, дождик              Стучи пальчиками поочерёдно

Целый день

Барабанит в стекла.

Вся земля,                          Сжимаем и разжимаем кулачки

Вся земля

От воды размокла…

«Деревья»

Здравствуй, лес,       Поднять обе руки ладонями к себе, широко расставить пальцы.

Дремучий лес,

Полный сказок и чудес!

 «Осень, осень»

  Осень, осень,                                      Трем ладошки друг о друга

  Приходи!                                            Зажимаем кулаки по очереди

  Осень, осень,                                      Трем ладошки друг о друга

  Погляди!                                              Ладони на щеки

  Листья желтые кружатся,                  Плавное движение ладонями

  Тихо на землю ложатся.                    Ладони гладят по коленям

  Солнце нас уже не греет,                  Сжимаем и разжимаем кулаки по очереди

  Ветер дует все сильнее,                     Синхронно наклоняем руки в разные стороны

   К югу полетели птицы,                      «Птица» из двух скрещенных рук

   Дождик к нам в окно стучится.         Барабанить пальцами тo по одной, то по другой ладони

   Шапки, куртки надеваем                    Имитируем

   И ботинки обуваем                             Топаем ногами

   Знаем месяцы:                                     Ладони стучат по коленям

   Сентябрь, и Октябрь, и Ноябрь.       Кулак, ребро, ладонь

 «Осенние листья»

  Раз, два, три, четыре, пять, Загибают пальчики, начиная с большого

  Будем листья собирать. Сжимают и разжимают кулачки.

  Листья березы, Загибают пальчики, начиная с большого

  Листья рябины,

  Листики тополя,

  Листья осины,

  Листики дуба мы соберем, 

  Маме осенний букет отнесем. «Шагают» по столу»

Источник

Филиал МБДОУ «Детский сад №43» – «детский сад №40»

Консультация для родителей

«Пальчиковая гимнастика. Развиваем речь»

Воспитатель: Половинко Юлия Петровна

г.Славгород

«Пальчиковая гимнастика. Развиваем речь»

Как вы думаете, почему пальчиковые игры стали популярны в наши дни? И почему в последние 5-10 лет уровень речевого развития детей заметно снизился. Да потому, что с детьми всё меньше и меньше говорят, потому что больше смотрят и слушают. Кроме того, наши дети редко делают что-то своими руками,

Читайте также:  Развитие ребенка в баллах а 8 9 баллов

потому что современные игрушки, предметы и вещи устроены максимально удобно, но не эффективно для развития моторики. Это любимая мамами одежда и обувь с липучками вместо шнурков и пуговиц. Это книжки и пособия с наклейками вместо картинок для вырезания. Это бытовые предметы и приборы, управляемые с помощью пульта. Всё это, несомненно, прогресс. Известно, что между речевой функцией и общей двигательной системой

человека существует тесная связь. Чем выше двигательная активность маленького ребёнка, тем лучше развита его речь. Такая же тесная связь установлена между рукой и речевым центром мозга. Гармонизация движений тела, мелкой моторики рук и органов речи способствует формированию правильного произношения, помогает избавиться от монотонности речи,

нормализовать её темп, учит соблюдению речевых пауз, снижает психическое напряжение. Кроме того, известно, что у человека существует не только слуховая и зрительная, но и тактильно-двигательная память. Эта память включается в работу, когда мы что-то трогаем, на что-то показываем или какимто образом действуем. Пальчиковые игры и упражнения – уникальное средство для развития речи. Педиатры и психологи считают, что психомоторные процессы развития речи напрямую зависят от развития мелкой моторики. Разучивание текстов с использованием «пальчиковой» гимнастики стимулирует развитие мышления,

внимания, воображения. Ребёнок лучше запоминает стихотворные тексты, его речь делается более точной и выразительной. Более того, когда мама для такой игры берёт малыша на руки, сажает на колени, обнимая, придерживает, когда

она трогает ладошку, берёт его пальчики, поглаживает или щекочет, похлопывает или раскачивает, ребёнок получает массу необходимых для его эмоционально интеллектуального развития впечатлений. Такой контакт успокаивает и радует ребёнка, вызывает у него улыбку и смех.

Рекомендации к проведению пальчиковых игр

1. Убедитесь в том, что ребенок знает основных персонажей стихов, песенок и потешек. Сначала покажите ему игрушки или цветные картинки, чтобы он мог вспомнить (или узнать впервые), как выглядит то или иное животное, о котором рассказывается в потешке.

2. Перед игрой с ребёнком можно обсудить её содержание, сразу при этом отрабатывая необходимые жесты, комбинации пальцев, движения. Это не только позволит подготовить малыша к правильному выполнению упражнения, но и создаст необходимый эмоциональный настрой.

3. Перед началом упражнений ребёнок разогревает ладони лёгкими

поглаживаниями до приятного ощущения тепла.

4. При проведении первых пальчиковых игр стихотворный текст читайте или рассказывайте медленнее, чем обычно, чтобы ваш ребенок успел показать движение; по мере освоения движения меняйте темп (можно даже показать в нарочно ускоренном – и поэтому «смешном» для малышей темпе).

5. Тексты пальчиковых игр можно не только декламировать, но и петь на хорошо знакомую детям мелодию или просто под музыку.

6. Выполняйте упражнение вместе с ребёнком. При этом демонстрируя собственную увлечённость игрой.

7.При выполнении упражнений необходимо вовлекать, по возможности, все пальцы рук.

8. Необходимо следить за правильной постановкой кисти руки, точным переключением с одного движения на другое.

9. Нужно добиваться, чтобы все упражнения выполнялись ребёнком легко, без чрезмерного напряжения мышц руки, чтобы они приносили ему радость.

10. Все указания даются спокойным, доброжелательным тоном, чётко, без лишних слов. При необходимости ребёнку оказывается помощь.

12. Не торопитесь обновлять репертуар: в вашем повседневном активе должно быть не более 2-3 разных игр; новые игры вводите постепенно, исключая по одной из хорошо знакомых (но через время возвращайтесь к ней).

13. Не ставьте перед ребёнком несколько сложных задач сразу (к примеру, показывать движения и произносить текст). Объём внимания у детей ограничен, и невыполнимая задача может «отбить» интерес к игре.

14. Никогда не принуждайте. Игра должна проводиться по желанию ребёнка, на положительном эмоциональном фоне. Попытайтесь разобраться в причинах отказа, если возможно, ликвидируйте их (например, изменив задание) или

поменяйте игру.

15. Если малыш постоянно требует продолжения игры, постарайтесь переключить его внимание на выполнение другого задания. Во всём должна быть мера.

16. Никогда не начинайте занятие, если Вы утомлены, раздражены или озабочены какими-то проблемами; если ребёнок неважно себя чувствует или увлечён своей игрой;

17. Недопустимо переутомление ребёнка в игре, которое может привести к негативизму.

18. Помните: малыш лучше развивается, когда он успешен, когда чувствует, что у него всё получается и им довольны близкие взрослые.

Хвалите ребенка даже за самые маленькие успехи!

Вашему вниманию я могу предложить пособие, в котором даны тексты народных потешек, песенок и схематические картинки, показывающие положение или движение кисти руки. Обратите внимание! Каждый стихотворный текст сопровождается схематическими картинками, наглядно поясняющими, как можно изобразить какое-то существо или его действия с помощью пальчиков (жестов, движений головы, рук, ног или туловища).

МАЛЯР

Краску мы на кисть набрали

И заборы обновляли!

Выполнять кистями рук плавные движения вверх-вниз, вправо-влево.

ОЧКИ

Бабушка очки надела Соединить кончики большого и указательного пальцев

на обеих руках («очки»).

И внучонка разглядела. Приблизить «очки» к глазам.

КАПУСТА

Что за скрип? Сжимать и разжимать пальцы обеих рук

Что за хруст? Сцепить пальцы обеих рук в замок. Попеременно нажимать

пальцами одной руки на тыльную сторону другой.

Это что ещё за куст? Разжать и растопырить пальцы.

Как же быть без хруста, если я – капуста!

Соединить кончики пальцев обеих рук, образуя окружность.

Мы капусту руби, рубим. Соединить ладошки. Постучать ребром ладошек по

столу.

Мы капусту трём, трём. Сжать пальцы обеих рук в кулачки. Потереть кулачки

друг о друга.

Мы капусту жмём, жмём. С усилием сжимать пальцы обеих рук в кулачки.

Мы капусту солим, солим. Сложить большой, средний и указательный пальцы в

щепоть и потереть друг о друга.

КАК ЖИВЁШЬ?

Как живёшь? Сжать пальцы обеих рук в кулачки.

– Вот так! Показать оттопыренные большие пальцы.

А плывёшь?

– Вот так! Разжать пальцы, вытянуть руки вперёд, затем развести их в

стороны.

Как бежишь?

-Вот так! Согнуть руки в локтях, выполнять ими движения вперёд-назад.

Вдаль глядишь?

– Вот так! Приложить ребро ладони ко лбу.

Ждёшь обед?

– Вот так! Подпереть кулачком подбородок.

Машешь вслед?

– Вот так! Выполнять кистью ведущей руки движения влево-вправо.

Утром спишь?

– Вот так! Лечь щёчкой на сложенные вместе ладошки.

А шалишь?

– Вот так! Надуть щёчки и хлопнуть по ним ладошками.

ДОМИК

Сжать пальцы в кулачок.

Раз, два, три, четыре, пять.

Поочерёдно, начиная с большого пальца, разжимать пальцы.

Вышли пальчики гулять.

Ритмично сжимать и разжимать пальцы.

Раз, два, три, четыре, пять.

Поочередно, начиная с мизинца, сжимать пальцы в кулачок.

Читайте также:  Программа развития ребенка от 1 года до 2 лет скачать

В домик спрятались опять

Ритмично разжимать и сжимать пальцы.

ЗАМОК

На двери висит замок.

Сцепить пальцы обеих рук в замок.

Кто его открыть бы мог?

Потянули,

Разводить руки в противоположные стороны, не расцепляя пальцы.

Покрутили,

Выполнять сцепленными в замок пальцами движения вперед-назад.

Постучали

Стучать основаниями ладоней друг о друга, не расцепляя пальцы.

И открыли!

Расцепить пальцы.

ПРОГУЛКА

Сжать пальцы обеих рук в кулачки.

Пошли пальчики гулять.

Выпрямить большие пальцы, постучать кончиками пальцев по столу – пальцы

«прыгают».

А вторые – догонять.

«Прыгают» указательные пальцы.

Третьи пальчики – бегом!

«Прыгают» в быстром темпе средние пальцы.

А четвёртые – пешком.

Прыгают» в медленном темпе безымянные пальцы.

Пятый пальчик поскакал

Ритмично касаться стола мизинцами.

И в конце пути упал!

Хлопнуть по столу обеими руками ладошками.

ПРЯТКИ

В прятки пальчики играли

И головки убирали.

Вот так, вот так! И головки убирали!

Ритмично сгибаем и разгибаем пальцы.

НА БЛИНЫ

Стала Маша гостей созывать. Хлопать в ладошки.

И Иван приди,

И Степан приди,

И Андрей приди,

И Матвей приди,

И Митрошечка. Поочередно, начиная с большого, покачивать все пальцы, левой

руки кончиком полусогнутого указательного пальца правой руки.

Ну, пожалуйста! Покачать мизинец 4 раза.

Стала Маша гостей угощать. Хлопать в ладошки.

И Ивану блин,

И Андрею блин,

И Степану блин,

И Матвею блин, Поочередно, начиная с большого, нажимать на подушечки

пальцев левой руки кончиком указательного пальца правой руки.

А Митрошечке – мятный пряничек.

Нажать на мизинец 4 раза.

Стала Маша гостей провожать.

Хлопать в ладошки.

Прощай Иван!

Прощай Степан!

Прощай Андрей!

Прощай Матвей!

И Митрошечка! Поочерёдно, начиная с большого, загибать пальцы левой руки

кончиком указательного пальца правой руки.

ДРУЖБА

Дружат в нашем садике

Девочки и мальчики.Пальцы обеих рук соединяем ритмично в замок.

Мы с тобой подружим

Маленькие пальчики. Ритмичные касания пальцев обеих рук.

Пять, четыре, три, два, раз,

Поочерёдное касание пальцев на обеих руках, начиная с мизинца.

Мы подружимся сейчас! Руки вниз, встряхиваем кистями.

ПИРОЖКИ.

Я купила масло,

Сахар и муку,

Полкило изюма,

Пачку творогу.

Загибаем поочерёдно пальчики, перечисляя продукты.

Пирожки пеку, пеку. Имитируем лепку пирожков.

Всех друзей я в гости жду. Ладони вперёд, имитируем движения, подзывающие

гостей.

ПОВСТРЕЧАЛИСЬ

Повстречались два котенка:

«Мяу-мяу!»,

Два щенка: «Ав-ав!»,

Два жеребенка: «И-го-го?»,

Два тигренка: «Р-р-р!»

Соединяем поочередно пальцы правой и левой рук, начиная с мизинца.

Два быка: «М-у-у-у»

Смотри, какие рога.

Показываем рога, вытянув указательные пальцы и мизинцы.

МЫ ПИСАЛИ

Мы писали, мы писали,

Наши пальчики устали. Ритмично сжимаем и разжимаем кулаки.

Вы скачите, пальчики,

Как солнечные зайчики. Пальчики «скачут» по столу. Указательный и средний пальцы вытягиваем вверх, остальные выпрямляем и соединяем.

Прыг-скок, прыг-скок,

Прискакали на лужок. Пальчики «скачут» по столу.

Ветер травушку качает,

Влево – вправо наклоняет. Лёгкие движения кистями рук вправо – влево.

Вы не бойтесь ветра, зайки, Грозим пальчиком.

Веселитесь на лужайке! Машем пальцами обеих рук.

МЫ РИСОВАЛИ

Мы сегодня рисовали,

Наши пальчики устали.

Наши пальчики встряхнём,

Рисовать опять начнём.

Плавно поднимаем руки перед собой, встряхнём кистями.

ПРОГУЛКА

Пальцы обеих рук сжаты в кулачки.

Пошли пальчики гулять,

Большие пальчики обеих рук как бы прыжками двигаются по столу.

А вторые — догонять.

По столу двигаются указательные пальчики обеих рук.

Третьи пальчики — бегом,

Движение по столу средних пальцев обеих рук в быстром темпе.

А четвертые пешком

Медленное движение безымянных пальцев обеих рук по поверхности стола.

ДОМ

Стук, стук, постук,

Раздается где-то стук.

Молоточки стучат,

Строят домик для зайчат Стучим кулачками друг о друга.

Вот с такою крышей, Ладошки над головой.

Вот с такими стенами, Ладошки около щёчек.

Вот с такими окнами, Ладошки перед лицом.

Вот с такою дверью Одна ладошка перед лицом.

И вот с таким замком. Сцепляем ручки.

ПЕРЕСКАЗ КОРОТКИХ РАССКАЗОВ С СОПРОВОЖДЕНИЕМ

ПОСТРОЕНИЯ ФИГУР КИСТЬЮ И ПАЛЬЦАМИ РУК.

ДВА РЫЖИК ТАРАКАНА

Два рыжих таракан

Пришли ко мне домой (2 р.)

Пальцы сжаты в кулак, указательные выпрямлены (два таракана), крутим ими.

Уселись тараканы, (2 р.) на полочке одной.

Кулаки прижаты друг к другу сгибаем —разгибаем пальцы.

Четыре таракана попили киселя (2 р.)

Движения соответствуют предыдущему куплету, только теперь выпрямлены

указательные и средние пальцы обеих рук.

Весь вечер баловались, (2 р.) и пели: «Тра-ля-ля»

Выполняем движение «фонарики»

И в шестером на кухню поесть они пошли (2 р.)

Идем по столу на прямых среднем, безымянном и указательном пальцах.

Шесть ловких тараканов, (2 р.) под дверью проползли.

Ползем ими по столу (остальные сжаты).

Там восемь тараканов, конфеточку нашли, (2 р.)

А съесть ее все восемь, (2 р.) Конечно, не смогли

Движения соответствуют 1 куплету, но согнут только большой палец.

Когда они наелись, Пустились дружно в пляс, (2 р.)

Все пальцы выпрямлены, выполняем движение «фонарики».

Плясали дружно десять, (2 р.)На кухне целый час.

Сжимаем — разжимаем кулачки.

Поспать они решили,

Пальцы сомкнуты «ковшом», лежат на столе.

Но мимо мышь прошла (2 р.)

Перебираем пальцами по столу.

И хвостиком всех сразу, (2 р.)

Куда-то подмела. Пальцы рук расслаблены, «метем» ими по столу.

ДВОЕ ТОЛСТЫХ ПОРОСЯТ

Двое толстых поросят

За воротами стоят.

Как закрытые ворота,

Поросята эти ждут

Что им кушать принесут.

Ставим ладони ребром на стол, большие пальцы приподнимаем.

Двое толстых поросят снизу в щелочки глядят,

Большие пальцы просовываем между мизинцами и безымянными.

Бегают туда — сюда: «Где же вкусная еда?»

Сгибаем и разгибаем большие пальцы.

Двое толстых поросят в дверь копытцами стучат,

Стучим большими пальцами по ладошкам.

Вдруг открылась эта дверь: «Можно выбежать теперь!»

Ладони немного раскрываем, не отрывая от стола.

Двое толстых поросят громко, радостно визжат:

«Вот корыто, да, да, да. В нем вкусная еда!»

Складываем ладошки корытцем, шевелим большими пальцами.

ДВА КОЗЛИКА

Как-то раз к кому-то в гости

Шёл козлёнок через мостик,

На обеих ручках прижимаем большими пальцами средние и безымянные.

А навстречу шёл другой,

Возвращался он домой.

Держим кисти горизонтально, сближаем руки.

Два рогатых глупых братца

Стали на мосту бодаться,

Не желая уступить

И другого пропустить.

Долго козлики сражались,

Разбегались и толкались.

На первый слог каждой строчки соединяем руки с размаха.

Вот с разбега лбами – бух!

На слово «бух» – хлопаем в ладоши

И с моста в водичку – плюх!

Роняем руки на колени

Источник