Пальчики ребенок развитие по месяцам

Пальчики ребенок развитие по месяцам thumbnail

Для развития речи ребенка, маме необходимо развивать его мелкую
моторику. Движения рук, в особенности пальцев,
стимулируют кору головного мозга, воздействуют на речевой центр. Иными
словами, речевые области начинают развиваться благодаря импульсам,
которые поступают от пальцев. Кроме того, высокий уровень развития
мелкой моторики влечет за собой развитие памяти, внимания, логического
мышления, воображения, зрительной и двигательной памяти, координации в
пространстве. И, конечно же, занятия с пальчиками – прекрасная
возможность весело провести время с малышом!

 
Пока малыш не способен
повторять движения за мамой, пальчиковая гимнастика проводится как
пассивная, когда мама аккуратно массажирует и двигает пальчиками
ребенка.
Замечательная особенность пальчиковых игр в том, что
заниматься ими можно в любое время: нет необходимости ждать 40-60 минут
после кормления, как, например, перед общим массажем или гимнастикой, и в
любом месте: на прогулке, в транспорте, в очереди к врачу, в гостях.

Я хочу привести несколько упражнений для занятий с малышами
от рождения до шести месяцев, которые мы выполняем со Славочкой практически каждый день. Весь комплекс занимает около 10 минут.
Каждое упражнение можно сопровождать потешкой или стишком, что очень
веселит малыша.

Упражнение 1. Сделайте поглаживающие
круговые движения от кончика пальца к запястью, слегка надавливая. Таким
образом массажируйте все пальчики. При этом можно приговаривать
следующую потешку:

Этот пальчик в лес пошел,
Этот пальчик гриб нашел,
Этот пальчик чистить стал,
Этот пальчик резать стал,
Этот пальчик грибы съел,
Оттого и потолстел.

Упражнение 2.
Слегка потяните пальчик, затем сделайте круговые движения в одну и в
другую сторону, и так с каждым пальчиком. Ваши действия можно
сопровождать словами:

Этот пальчик – дедушка,
Этот пальчик – бабушка,
Этот пальчик – папочка,
Этот пальчик – мамочка,
Этот пальчик – … (имя вашего ребенка).

Упражнение 3. Аккуратно покачайте каждый пальчик из стороны в сторону под потешку:

Стала Маша гостей созывать:
И Иван приди, и Степан приди,
И Сергей приди, И Матвей приди.
А Никитушка – ну, пожалуйста!

Стала Маша гостей угощать:
И Ивану блин, и Степану блин,
И Сергею блин, и Матвею блин,
А Никитушке – мятный пряничек.

Упражнение 4. Для
того чтобы малыш раскрывал кисть и держал пальчики расправленными,
необходимо делать массаж ладошек. Возьмите ручку ребенка в свою руку,
второй рукой водите указательным пальцем по ладошке, слегка надавливая и
двигаясь по спирали. При этом можно проговаривать «Ладушки»:

– Ладушки, ладушки!
Где были?
– У бабушки!
– Что ели?
– Кашку!
– Что пили?
– Бражку!
Кашка масленькая,
Бражка сладенькая,
Бабушка добренькая,
Попили, поели,
Домой полетели,
На головку сели,
Ладушки запели.

Для
раскрытия кулачка ребенка хлопайте его ладошками по своим ладоням, по
воде во время купания, по разным поверхностям (по столу, полу и т.д.).
Также можно делать следующее упражнение: при выкладывании ребенка на
животик раскройте кисти ребенка и, накрыв их своими руками, удерживайте
кисть прижатой к поверхности какое-то время.

Упражнение 5.
Все знают потешку «Сорока-ворона» в ее различных вариациях, однако не
все знают, что это не просто набор слов с целью позабавить ребенка:
«этому дала, этому дала, этому дала, этому дала, а этому не дала» с
самого рождения обучают малыша правильному захвату, когда четыре
пальчика оказываются согнутыми, а большой палец – поверх кулачка, а не
зажатым в него. Привожу наш любимый вариант потешки «Сорока-ворона».

– Сорока-сорока! (начинайте водить указательным пальцем по ладошке ребенка по часовой стрелке, начиная от мизинца)
Где была?
– Далёко!
Печку топила,
Кашу варила,
На порог скакала –
Гостей созывала.

Гости прилетели,
На крылечко сели.
Этому дала, (согните мизинец)
Этому дала, (согните безымянный палец)
Этому дала, (согните средний палец)
Этому дала, (согните указательный палец)
А этому не дала: (согните и разогните большой палец)

Он по воду не ходил, (разогните указательный палец)
Дрова не рубил, (разогните средний палец)
Печку не топил, (разогните безымянный палец)
Кашку не варил… (разогните мизинец)

Когда
ваш малыш берет игрушки, погремушки, обращайте внимание на то, чтобы
большой пальчик всегда оказывался поверх кулачка. Если ваш ребенок
неправильно захватывает вещь, то аккуратно выправляйте пальчик. Для
формирования правильного захвата лучше использовать погремушки с длинной
округлой ручкой.

Упражнение 6. Проговаривая слова, сопровождайте их следующими действиями.

Это улей, (сожмите ручку ребенка в кулачок, так чтобы большой палец оказался поверх кулачка)
Это пчелы, (проведите вашим большим пальцем по согнутым пальчикам ребенка)
Вот они показались из улья:
Раз, два, три, четыре, пять. (разгибайте пальчики по одному, начиная с мизинца)

Упражнение 7. Сожмите ручку ребенка в кулачок, затем разгибайте пальчики со словами:

Ивану-большаку – дрова рубить,
Ваське-указке – воду носить,
Мишке- середке – печку топить,
Тришке-сиротке – кашу варить,
А крошке Тимошке – песенки петь,
Песни петь и плясать,
Родных братьев потешать.

Упражнение 8. Смыкайте большой пальчик малыша поочередно со всеми пальчиками, образуя колечки, сопровождая ваши действия следующей потешкой:

– Мальчик-пальчик,
Где ты был?
– С этим братцем –
В лес ходил.
С этим братцем –
Щи варил.
С этим братцем –
Кашу ел.
С этим братцем –
Песни пел.

Упражнение 9.
Возьмите кулачки ребенка в свои руки, разверните их к себе тыльной
стороной и постукивайте друг о друга стороной, противоположной большому
пальцу, приговаривая:

Вьюшки, вьюшки,
Вьюшки вить.
Колотушки колотить,
Приколачивать.

Упражнение 10.
Возьмите кулачок ребенка в свою руку, разожмите указательный и средний
палец, сопровождая свои действия словами следующей потешки:

Улита, улита,
Высуни рога!
Дам тебе, улита,
Пи-ро-га!

Источник

Стихи-потешки:
  • 0-2 месяца: Этот пальчик самый главный, Детка хлопать так умеет, Конфеточки, Малютка
  • 2-5 месяцев:Ладушки, Солнышко, Указочка, Засыпалочка
  • 5-6 месяцев: Сорока, Пальчик-мальчик, Котенок, Лягушка
  • 7-8 месяцев: Цветок, Вышла курочка гулять
  • 9-12 месяцев:Пальчики здороваются, Свинки, Маленькая мышка, Ягоды

    Пальчиковые игры для малышей до года — это важная и увлекательная работа по развитию пальчиков и кистей рук, которую заботливые родители начинают с самого рождения.  Такие занятия очень важны, так как:

    • развивают тактильную чувствительность грудничка,
    • полезны для развития речи, активизируют речевой центр в коре головного мозга, у ребенка своевременно появляется речь, отсутствуют проблемы с звукопроизношением,
    • способствуют развитию мелкой моторики,
    • развивают концентрацию движений (малыш не будет расти рассеянным),
    • контакт с родителями способствуют гармоничному развитию и правильному мировосприятию ребенка, малыш с рождения привыкает к спокойному и позитивному общению.

    Пальчиковые игры для малышей до года начинают с легкого массажа, в сочетании с пальчиковой гимнастикой, смешными потешками  и забавными стишками они помогают развивать и укреплять пальцы рук и кисти детей.

    Важно!

    Детский массаж рук и пальчиковые игры с ребенком 1-2 месяцев проводятся каждый день по 3 раза в течение 10-20 секунд и состоят из 4-6 движений (так делать массаж рук ребенку необходимо до 5-7 месяцев).

0-2 Месяца

Читайте также:  Центр развития ребенка на юных ленинцев

Массаж рук грудничка и первые пальчиковые игры

Сжатые кулачки ребенка  надо нежно и осторожно массировать по наружному краю кисти — от мизинца к запястью.

массаж рук грудничка

Массаж ладоней и пальцев рук грудничка нужно проводить с использованием всевозможных ворсовых щеток: мягкой щеткой  — по наружной поверхности кулачка от кончиков пальцев к запястью, жесткой (зубной) щеткой  — по подушечкам пальцев.

Расслабляем руки малыша: поглаживаем от кулачка к плечу, трем кулачки друг о друга, как только раскроется кисть и пальчики разойдутся в разные стороны, можно начинать первые пальчиковые игры.

Игра с большим пальчиком руки Игра стимулирует вывод большого пальчика, спрятанного у малыша в кулачке, наружу. Хорошая подвижность пальчика понадобится для умения захватывать предметы и игрушки. Массаж рук новорожденным делаем  аккуратно: погладьте ручки ребенка и пальчики, сжатые в кулачки. Аккуратно возьмите большой пальчик и выведите наверх кулачка, слегка помассируйте его. Покачайте пальчик в разных направлениях, расскажите малышу стишок:

Этот пальчик самый главный.

Он у (имя ребенка) для того,

Если спросят: «Как дела?»

Ты ответишь громко: «Во!»

Похлопаем по маминой ладошке Положите малыша на спинку на пеленальный стол. Потрите кулачки или ладошки крохи друг  о друга, а потом в ритме потешки похлопывайте его ладошкой о свою руку:

Детка (или имя ребенка) хлопать так умеет,

Своих ручек не жалеет.

Вот так, вот так, вот так.

Своих ручек не жалеет.

У малыша раскроются кулачки, он будет разводить пальчики.

Конфеточки

Ой, качи, качи, качи,

В головах-то калачи,

В ручках пряники,

В ножках яблочки,

По бокам конфеточки,

Золотые веточки.

(Поочередно касаемся головы, рук, ног.)

Малютка

Подбородочек-малютка,

Щечки, щечки,

Носик, губки.

А за губками — язык

С соской он дружить привык.

Глазки, глазки,

Бровки, бровки,

Лобик, лобик-умница —

Мама не налюбуется.

(Приговаривать, показывая, где глазки, носик и т.д. На последней строчке целуем малыша.)

Массаж рук грудничка и первые пальчиковые игры

С 2 до 5 месяцев проводят следующее упражнение. Расслабленную руку малыша захватывают в средней трети предплечья и нерезко поднимают вверх, немного ее потряхивают и легко опускают на веки или губы ребенка как наиболее чувствительные зоны.

Если при сближении рук и губ появляются сосательные движения, то руки некоторое время удерживают около губ, с тем, чтобы ребенок попытался захватить их губами.

После массажа в разжатые кулачки ребенка вкладывают круглые предметы так, чтобы один его палец находился с противоположной стороны от остальных пальцев; ребенку помогают вначале удержать этот предмет, а затем потянуть к себе и покрутить из стороны в сторону.

С трех месяцев надо развивать умение брать игрушку из рук взрослого. Если ребенок не протягивает к погремушке руки, следует погладить его по руке сначала с тыльной стороны, а затем со стороны ладони. Помогите ребенку достать рукой ногу. Для привлечения внимания подвесьте к ноге яркий помпончик или колокольчик. Можно приобрести яркие носочки со зверюшками, они непременно заинтересуют малыша.

Игра «Ладушки»

Ладушки, ладушки,

(Возьмите раскрытую ладошку ребенка в руку).

Пекла бабка оладушки,

(Начертите пальцем на ладошке ребенка круг)

Маслом поливала,

Деткам раздавала:

Маше — два,

Саше — два,

Ване — два,

Тане — два,

Коле — два.

(поочередно загибайте пальчики, поглаживая от основания к кончикам)

Хороши оладушки

У нашей бабушки!

Солнышко:

— Утро красное пришло,

— Солнце ясное взошло.

— Стали лучики светить

— Малых деток веселить.

(Пальчики разгибаются по одному)

— Прилетели тучки

— Спрятались лучики.

(Пальчики прячутся в кулачок)

Игра “Указочка”

Ротик мой умеет кушать.

(Укажите пальчиком на ротик малыша).

Нос дышать, а ушки слушать.

(Укажите пальчиком на носик, а затем на ушки малыша).

Могут глазоньки моргать.

(Покажите, как моргать глазками).

Ручки всё хватать, хватать.

(Необходимо сжать и резко разжать пальчики).

Игра «Засыпалочка»

На подушку головой.

(Положите головку ребёнка на подушку).

Глажу, глажу лобик свой.

(Возьмите ручку малыша и ею погладьте лобик).

Глазки закрываю.

(Закрывайте глазки ребёнка его ручками).

Быстро засыпаю.

(Положите сложенные ладошки крохе под щечки).

Массаж рук и упражнения для развития мелкой моторики детей

  • следует побуждать ребенка брать игрушку сверху, сбоку, снизу.
  • Игрушки предлагайте различной формы, с различной поверхностью (губку, скругленные прищепки для белья, колечки, ткани, морковки).
  • Побуждайте ребенка дать вам руку – протяните ему собственную руку, возьмите его за руку, поглаживая, повторяйте: «Дай ручку».

Сорока

— Сорока-белобока

— Кашку варила,

— Деток кормила.

(указательным пальцем правой руки выполняют круговые движения по ладони левой руки)

— Этому дала,

— Этому дала,

— Этому дала,

— Этому дала,

— Этому дала.

(по очереди загибают мизинец, безымянный, средний, указательный и большой пальцы)

или, как вариант:

— Этому не дала:

— Ты воды не носил,

— Дров не рубил,

— Каши не варил —

— Тебе ничего нет!

(при этом большой палец не загибается)

Пальчик-мальчик

— «Пальчик-мальчик, где ты был?

— С этим братцем в лес ходил.

— С этим братцем щи варил.

— С этим братцем песни пел.

— С этим — в дудочку дудел.

(сжимайте каждый пальчик малыша, как бы обращаясь к нему: от указательного до мизинца)

Игра «Котёнок»

Я один шёл по дорожке.

(Покажите один пальчик малыша).

Шли со мной мои две ножки.

(Покажите два пальчика).

Вдруг навстречу три мышонка.

(Покажите 3 пальчика).

Ой, мы видели котёнка!

(Возьмите ладошки ребёнка и похлопайте ими легко по щёчкам, затем покачайте головкой).

У него четыре лапки.

(Покажите 4 пальчика малыша).

На лапках — острые царапки.

(Покажите пальчиками острые когти).

Один, два, три, четыре, пять.

(Под счёт показывайте соответствующее количество пальчиков).

Нужно быстро убегать!

(Покажите двумя пальчиками, будто убегаете).

Лягушка (Жаба Квака)

Жаба Квака с солнцем встала,

(разводят ручки в стороны)

Сладко-сладко позевала,

(«зеваем»)

Травку сочную сжевала

(имитируем жевательные движения)

Массаж рук и пальчиковые игры для малышей до года

  • к массажу всей кисти добавляется массаж каждого пальчика в отдельности (разминание) от кончиков к основанию. Слегка постукивайте пальчики по подушечкам.
  • показывайте различные действия с игрушками: как толкать мячик, как стучать крышкой о кастрюлю, как вываливать шарики из миски.

Перед началом упражнений разогревайте ладони детей лёгкими поглаживаниями до приятного ощущения тепла.

Важно!

1) Пальчиковые игры для малышей до года выполняются в медленном темпе, от 3 до 5 раз, сначала правой рукой, затем левой, а потом двумя руками вместе.

2) При выполнении упражнений необходимо вовлекать, по возможности, все пальцы руки, тренируем руки как на сжатие, так и на расслабление.

3) Важен доброжелательный настрой, добивайтесь,  чтобы все упражнения приносили малышу радость, если ребенок чем-то расстроен, не нужно чрезмерно усердствовать,  отвлеките малыша, вы сможете продолжить в следующий раз!

4) Необходимо систематически проводить упражнения, но не более 5 минут, чтобы малыш не заскучал.

5) Все упражнения проводятся последовательно — сначала на правой руке, затем на левой, при успешном проведении  – на обеих руках одновременно;

6) Переход от простого к сложному – постепенно, по нарастающей сложности, не пропуская ни одного упражнения, — это очень важно для поддержания у ребёнка интереса к упражнениям ( и так до 12 месяцев)

Цветок

Читайте также:  Формы общения ребенка со взрослым понятие параметры развитие

Исходное положение. Ладони подняты вверх, пальцы образуют «бутон», основания кистей прижаты друг к другу.

Солнце поднимается — цветок распускается.

(разводим одновременно пальцы рук в стороны)

Солнышко садится, цветочек спать ложится.

(возвращаемся к исходному положению)

Вышла курочка гулять

Вышла курочка гулять,

(шагают двумя пальцами — указательным и средним — каждой руки по ножкам)

Свежей травки пощипать,

(щиплющие движения всеми пальцами каждой руки)

А за ней ребятки —

Желтые цыплятки

(бегут всеми пальца­ми обеих рук по ножкам)

«Ко-ко-ко, ко-ко-ко

Не ходите далеко

(«грозят» указательным пальчиком)

Лапками гребите

(гребущие движения пальцами  обеих рук одновременно по ножкам)

Зернышки ищите

(дети «собирают зерна» большими и указательными пальцами)

Съели толстого жука,

(разводят руки в стороны, показывая размер жука)

Дождевого червяка.

(кисти рук вместе, ладошками вниз, волнообразные движения кистями)

Выпили водицы — целое корытце.

(соединяют ладошки вместе – «корытце», делают вид, что пьют)

С 9 месяцев показываются следующие действия:

  • как покатать машину или мячик;
  • открыть-закрыть коробку, кастрюлю крышкой;
  • покачать, покормить куклу;
  • положить кубик на кубик (снять);
  • выполнить «ладушки», «до свиданья»;
  • поиграть в «Сороку-белобоку»;
  • вынуть-вложить игрушку (в тазик, кастрюлю), нанизывание;
  • можно дать ребёнку рвать на мелкие кусочки газету (любую бумагу) – малыши делают это с удовольствием по несколько минут; можно предложить перебирать крупные деревянные бусы, вкладывать один в один полые кубики разной величины; нанизывать кольца пирамидки — сначала на конус, затем на стержень.

Игрушки берутся разные – большие и маленькие, различные на ощупь, тряпочки (их можно подобрать парами – по цвету, по рисунку, по текстуре), шарики, колечки, кубики.

Важно!

1)К одному году необходимо вовлечь в движение как можно больше пальцев и чтобы эти движения были достаточно энергичными,

2) Очень хорошо тренируют движения  пальчиковые игры для малышей, например «Колечки»: взрослый смыкает, размыкает большой палец малыша с указательным, средним, безымянным и мизинцем по очереди. Сначала на одной руке, затем на другой.

Пальчики здороваются

Здравствуй, Петенька!     (прикасаются подушечками большой и указательный палец)

Здравствуй, Анечка!          (прикасаются подушечками большой и средний палец)

Здравствуй, Мишенька!      (прикасаются подушечками большой и безымянный палец)

Здравствуй, Танечка!        (прикасаются подушечками большой  палец и мизинец)

Ах, и дружные ребятки,     (показывают ладошку, шевелят пальчиками)

Поиграем вместе в прятки. (сжимают пальчики в кулачок, разжимают (несколько раз)

Свинки

Эта свинка ест сосиски,      (массируют мизинчик палец)

Эта свинка ест ириски,        (массируют безымянный палец)

Эта свинка ест варенье,      (массируют  средний палец)

Этой нравиться печенье.    (массируют  указательный палец)

Эта говорит хрю хрю.        (массируют большой палец)

Я картошечку люблю!       (сгибают  и разгибают большой пальчик)

Хрю-хрю-хрю

Маленькая мышка

Вот маленькая мышка по городу бежит

(пальчики правой руки бегают по ладошке вытянутой левой руки)

Глядит ко всем в окошки и пальчиком грозит

(сложить ручки домиком над головой, затем  погрозить пальчиком)

А кто не лег в кроватку, а кто не хочет спать

(наклон  головы  влево, ладошки под щечкой, наклон головы вправо, ладошки под щечкой)

Такого непослушного я буду щекотать

(шевелить пальчиками обеих рук перед собой)

Ягоды

На-на-на – ягода вкусна.

(соединяем указательный и большой палец в кольцо)

Мне-мне-мне – дайте ягод мне.

(прижимаем пальцы к ладони «в кулак» и выпрямляем их)

Ду-ду-ду – ягоду найду.

(приставляем ладонь к глазам  — «смотрим»)

Ди-ди-ди – подружка, подойти.

(маним к себе)

В целом массаж рук для детей, в сочетании с рекомендованными пальчиковыми играми для малышей до года обязательно даст свой результат, и у вас останутся приятные воспоминания от общения с малышом, который порадует вас своими первыми успехами!  Продолжайте занятия дальше, здесь картотека пальчиковых игр и гимнастики для ваших малышей.

Источник

Пальчиковые игры — прекрасное развлечение для маленьких детей. Они увлекательны и эмоциональны. А главное – очень полезны в плане развития мелкой моторики, интеллекта и речи. К тому же, никаких финансовых затрат здесь не нужно. Всё, что вам потребуется, чтобы занять своего малыша – это руки да несколько выученных наизусть стишков-потешек. Педагогами и психологами всего мира пальчиковые игры для детей до года признаны одним из самых эффективных инструментов раннего развития, а сам тип развлечения постепенно совершенствуется и видоизменяется.

Пальчиковые игры: суть и предназначение

Пальчиковые игры развивают у детей связную речь, интеллект и творческое мышление

Игры, которые помогали развивать кисти и пальцы рук, были придуманы давным-давно. В Японии, чтобы побудить детей активно работать пальчиками, им предлагали перекатывать грецкие орехи. В Китае для занятий с малышами использовали шары различной величины, сделанные из разных материалов (глины, дерева, металла).

В России с давних времён народ сочинял множество стишков и потешек, сопровождающихся самыми разнообразными движениями. Оказывается, не только для развлечения малышей они были придуманы. А для развития у детей творческого мышления, воображения и речи.

Самая распространённая пальчиковая игра — «Сорока-Ворона». Она знакома многим поколениям детишек до нас. Для чего же она так нужна?

Речь малыша и его руки тесно взаимосвязаны. Это объясняется тем, что центры речи и движения рук расположены близко в головном мозге. Стимулируя движения рук и пальчиков можно развивать речь ребёнка.

Дети, с которыми родители систематически играют в пальчиковые игры, лучше мыслят и начинают разговаривать гораздо быстрее своих сверстников, с которыми по этой методике совсем не занимаются.

Это объяснить довольно легко. Правая часть детского мозга отвечает за творчество, а левая — за мышление. Для того чтобы у ребёнка развивались оба полушария, необходимо правильно и одинаково их тренировать. Вам помогут достичь этой цели всё те же пальчиковые игры.

Легко и непринуждённо, играя и развлекаясь, развивайте вашего малыша, когда вам удобно, и где вам удобно. Но здесь следует учесть и ещё одну немаловажную деталь.

Наиболее эффективны пальчиковые игры именно в грудничковом возрасте. И начинать занятия нужно сразу же, когда вы заметите, что кроха перестал сжимать свои ручки в кулачок. А это происходит, примерно, в два месяца.

Возрастные рамки

Ребёнок, начиная с самого своего рождения и лет до восьми, развивается очень быстро. Что касается пальчиковых игр, то условно этот период можно разделить на несколько возрастных интервалов, каждому из которых присущи свои особенности.

  • От двух до шести месяцев. Необходимо поглаживать ручки ребёнка. Очень важно, чтобы мама общалась с малышом прикосновением рук.
  • От семи месяцев до девяти. Движения рук становятся более интенсивными. Такие прикосновения являются отличным массажем.
  • От девяти месяцев до полутора лет. Игры можно разнообразить применением пальчиковых игрушек, шариков, бусин, пирамид, пластилина и теста для лепки.
  • От полутора до трёх лет. Отличное время для использования в пальчиковых играх развивающих игрушек и пособий. Уже можно с их помощью начинать учить с малышом названия цветов, геометрических фигур, частей тела, цифр и т.п. А сделать занятия более интересными помогут различные вспомогательные предметы. Не бойтесь экспериментировать и фантазировать. Это могут быть всевозможные шнуровки, пуговицы, застёжки, молнии и замочки, природный материал, конструкторы и др.
  • От трёх до шести лет. Детям стоит заниматься пальчиковыми играми с усложнением. Лишь к трем годам пальчики становятся хорошо развитыми. В таком возрасте малыш должен хорошо уметь завязывать узелки, неплохо раскрашивать рисунки и многое другое.
  • От шести до восьми лет. Можно использовать занятия рисованием и прикладными искусствами, которые прекрасно помогут вашему ребёнку развиваться всесторонне.
Читайте также:  Речевое развитие ребенка в таблице

Правила проведения

В первую очередь пальчиковые игры должны быть интересными. Поэтому существует несколько правил для их проведения.

  1. Обоюдная заинтересованность – обязательное условие для начала игры.
  2. Самое благоприятное игровое время – 5-10 минут. Дольше нет смысла продолжать занятие. В лучшем случае малышу надоест такое времяпровождение. В худшем — он больше не захочет возвращаться к игре, ни под каким предлогом.
  3. Для проведения пальчиковых игр мама должна быть готовой: хорошо знать детские стишки, иметь игровой реквизит.
  4. Не стоит отвлекаться. Всё внимание сосредоточьте на ребёнке.
  5. Пальчиковые игры должны соответствовать возрасту малыша. Нет никакого смысла спешить и опережать.
  6. Цель занятий – развитие мелкой моторики. Лучший возраст для этого — от двух месяцев до шести лет.
  7. Разнообразие – ваш главный козырь. Надевайте на пальчики ребёнка колпачки и рисуйте на них смешные смайлики. Используйте все подручные материалы. Ваша задача – завоевать и удержать внимание малыша. И здесь любой креатив не будет лишним.

Пальчиковые игрушки можно купить в магазине, а можно смастерить из подручных средств своими руками

Виды

Пальчиковые игры делятся на три вида. Каждому возрастному периоду соответствует своя сложность игры.

  • Игры для самых маленьких (2-6 месяцев). Это простые задания, которые помогают развивать реакцию. К примеру, похлопывания, касания, повтор движений.
  • Упражнения и массаж (7-12 месяцев). Укрепляют мышцы кистей рук и пальчиков.
  • Сказки (от 9 месяцев). Этот вид отличается тем, что можно изображать героев с помощью собственной руки. Примером является популярная пальчиковая игра “Сорока-Ворона”.

Но помимо «Сороки» пальчиковых игр существует великое множество. И вашему вниманию – некоторые из них.

Примеры

Настройтесь на игру. Приготовьтесь к тому, что вам необходимо будет помогать своему малышу некоторое время. Затем карапуз самостоятельно сможет руководить процессом.

Не стоит спешить. Игра должна быть, прежде всего, комфортной для ребёнка.

Игра «Дятел»

(Правая рука изображает дятла, а левая — дерево).

Дятел дерево долбит: тук-тук-тук.

(Поменяйте руки. Теперь правая рука — дерево, а левая – дятел).

Целый день в лесу стоит: стук-стук-стук.

Игра “Указочка”

(Укажите пальчиком на ротик малыша).

Ротик мой умеет кушать.

(Укажите пальчиком на носик, а затем на ушки малыша).

Нос дышать, а ушки слушать.

(Покажите, как моргать глазками).

Могут глазоньки моргать.

(Необходимо сжать и резко разжать пальчики).

Ручки всё хватать, хватать.

Слова для игры «Мышонок»

Игра «Муха»

(Изобразите правой ручкой крылышко мухи).

Вот летела муха.

(Муха приземляется на другую ручку).

На варенье села.

(Соприкоснитесь ладошками и вращайте их).

Вымазала брюхо.

(Муха улетает).

Дальше полетела.

Игра «Улитка»

(Согните правую ручку. Придерживайте большим другие пальчики так, чтобы безымянный со средним были согнуты, а указательный и мизинец оставались в обычном положении).

Тычет рожками улитка.

(«Улитка» упирается в левую руку).

Заперта в саду калитка.

(Левая ручка пропускает улитку).

Пропусти домой улитку.

Слова для игры «Ути-ути»

Игра «Засыпалочка»

(Положите головку ребёнка на подушку).

На подушку головой.

(Возьмите ручку малыша и ею погладьте лобик).

Глажу, глажу лобик свой.

(Закрывайте глазки ребёнка его ручками).

Глазки закрываю.

(Положите сложенные ладошки крохе под щечки).

Быстро засыпаю.

Игра «Котёнок»

(Покажите 1 пальчик малыша).

Я один шёл по дорожке.

(Покажите 2 пальчика).

Шли со мной мои две ножки.

(Покажите 3 пальчика).

Вдруг навстречу три мышонка.

(Возьмите ладошки ребёнка и похлопайте ими легко по щёчкам, затем покачайте головкой).

Ой, мы видели котёнка!

(Покажите 4 пальчика малыша).

У него четыре лапки.

(Покажите пальчиками острые когти).

На лапках — острые царапки.

(Под счёт показывайте соответствующее количество пальчиков).

Один, два, три, четыре, пять.

(Покажите двумя пальчиками, будто убегаете).

Нужно быстро убегать!

Слова для игры «Ладушки»

Игра «Гости»

(Делайте вид, что ваши пальчики бегут).

Гости к Кате прибежали.

Все друг другу руки жали.

(Соедините указательный и большой палец).

Здравствуй, Жора!

(Соедините средний и большой палец).

Здравствуй, Жанна!

Рад Серёжа.

(Соедините безымянный и большой палец).

Рад Снежана.

(Соедините мизинец и большой палец).

Не хотите ль пирожок?

(Сложите вместе ладошки).

Может коржик?

(Покажите две ладошки).

Иль рожок?

(Упритесь кулачками).

Вот драже вам на дорожку.

(Укажите на ладошке пальчиком).

Вы берите понемножку

(Сжимайте ручки в кулачок).

Все стряхнули быстро крошки.

(Стряхиваете с ручек крошки).

И захлопали в ладошки!

(Хлопаете ручками).

Игра «Комар»

(Водите вокруг ушка пальчиком).

Летит муха вокруг уха, ж-ж-ж.

(Водите вокруг носика пальчиком).

Летят осы вокруг носа, с-с-с.

(Дотроньтесь пальчиком до лобика).

Летит комар, на лоб — оп!

(Дотроньтесь ручкой до лобика).

А мы его хлоп!

(Зажмите кулачок и поднесите к ушку).

И к уху, з-з-з.

(Разожмите кулачок и подуйте на него).

Отпустим комара? Отпустим!

Видео «Пальчиковые игры для годовалых малышей»

Занимайтесь с ребёнком систематически. Постепенно задания усложняйте. Получайте удовольствие от общения со своим крохой. А за результатами дело не станет. На практике это доказано не только специалистами, но и многими поколениями малышей, выросших, одновременно играя и развиваясь. Проводите время весело и с пользой. Именно в этом и заключается, наверное, вся ценность пальчиковых игр для совсем ещё маленьких карапузов.

Источник