Овладение грамматическим строем речи оказывает огромное влияние на общее развитие ребенка
Валентина Захарова
Особенности усвоения грамматического строя языка детьми среднего дошкольного возраста
В процессе овладения речью ребенок приобретает навыки образования и употребления грамматических форм.
Формирование грамматического строя устной речи у дошкольника включает работу над морфологией, изучающей грамматические значения в пределах слова (изменение его по родам, числам и падежам, словообразованием (создание нового слова на базе другого с помощью специальных средств, синтаксисом (сочетаемость и порядок следования слов, построение простых и сложных предложений).
Освоение ребенком грамматического строя языка имеет большое значение, так как только морфологически и синтаксически оформленная речь может быть понятна собеседнику и может служить для него средством общения со взрослыми и сверстниками.
Усвоение грамматических норм способствует тому, что речь ребенка начинает выполнять наряду с функцией общения функцию сообщения, когда он овладевает монологической формой связной речи.
Овладение грамматическим строем оказывает огромное влияние на общее развитие ребенка, обеспечивая ему переход к изучению языка в школе.
В детском саду не ставится задача изучения законов грамматики, знакомства с ее категориями и терминологией. Правила и законы языка познаются детьми в практике живой речи.
В дошкольном возрасте у ребенка нужно воспитывать привычку говорить грамматически правильно. На это в свое время указывал К. Д. Ушинский, подчеркивая необходимость с самых ранних лет формировать у детей привычку правильной разговорной речи.
К сожалению, до 1950 года формированию грамматически правильной речи уделялось недостаточно внимания. Решение этой задачи тесно связывалось с обогащением словаря детей и развитием связной речи. В 50-е годы появляются статьи научных работников вузов и НИИ, публикующих материалы из опыта работы воспитателей, посвященных этой проблеме. В них раскрывались задачи, содержание и методика обучения грамматически правильной речи (формы и приемы работы). Были проведены специальные психологические исследования Ф. А. Сохиным, М. И. Поповой, А. В. Захаровой, В. И. Ядэшко.
Фундаментальным трудом в этой области является работа А. Н. Гвоздева «Формирование у ребенка грамматического строя русского языка» (1961). А. Н. Гвоздев изучил процесс формирования грамматического строя от появления первого слова до овладения связной речью. Его работа представляет систематический анализ всех сторон грамматического строя (синтаксиса, морфологии, словообразования).
Закономерности усвоения грамматического строя речи были раскрыты в работах С. А. Рубинштейна, Ф. А. Сохина, А. М. Шахнаровича.
Для понимания процесса развития грамматического строя речи у детей большое значение имели исследования Ф. А. Сохина, М. И. Поповой, Ф. И. Фрадкиной и других психологов. В. И. Ядэшко изучила психологические особенности формирования предложений в речи детей.
Известный методист М. М. Конина уточнила задачи, разработала содержание и методику работы с детьми по разделу «Формирование грамматического строя речи». Она доказала необходимость работы с детьми не только над синтаксисом, но и над морфологией, поскольку усвоение морфологической стороны речи вызывает значительные трудности.
За последние двадцать лет значительно повысился научный интерес к педагогическим проблемам формирования грамматически правильной речи. Проведены исследования, направленные на разработку методики формирования сложных синтаксических конструкций в речи дошкольников
(М. С. Лаврик) и словообразовательных знаний и умений (А. Г. Тамбовцева,
Г. И. Николайчук). А. Г. Тамбовцева изучила особенности стихийно складывающихся лексико-грамматических обобщений у детей, разработала содержание и методы обучения, обеспечивающие усвоение объема мотивированных (образованных от других) слов и самого способа словообразования, показала связь усвоения грамматики с когнитивным развитием.
Педагогические исследования М. С. Лаврик, Э. А. Федеравичене, Н. Ф. Виноградовой, Г. И. Николайчук, опираясь на данные психологов и лингвистов (А. А. Леотьев, И. Н. Горелова, М. И. Лепской, С. Н. Цейтлин, Е. И. Исениной и их учеников, позволили определить особенности формирования грамматического компонента языковой способности в разные периоды детства (ранний, младший, средний, старший дошкольный возраст, взаимосвязь практической, игровой деятельности и семантики (смысловой стороны) грамматических средств, влияние разной организации условий игровой и речевой деятельности на активизацию синтаксических конструкций. Поэтому задачи грамматической работы с детьми были не только сформулированы по-новому, но и выдвинута на первый план развивающая функция грамматической работы в детском саду.
Процесс усвоения ребенком грамматического строя языка связан с аналитико-синтетической деятельностью коры головного мозга, механизм которой раскрыл И. П. Павлов. Он высказал мысль о том, что грамматика есть своеобразная форма динамического речевого стереотипа.
Физиологическим механизмом освоения грамматического строя является выработка динамического стереотипа. Ребенок, наблюдая реальные отношения предметов, воспроизводя их в речи, делает определенные выводы, обобщения, а затем интуитивно подчиняет свою речь этим правилам.
В физиологии установлена условно-рефлекторная основа усвоения грамматической стороны речи. У ребенка вырабатывается определенный динамический стереотип при изменении существительных, прилагательных и других грамматических форм.
Выработка динамического стереотипа облегчается его устойчивостью. Если, например, ребенок усвоил падежные окончания, то безошибочно употребляет их.
Вместе с тем наблюдается недостаточная гибкость в применении динамического стереотипа: ребенок может употреблять усвоенные грамматические формы в тех случаях, когда имеются отступления от системы.Например: Мы видели в зоопарке «слон»; Мне мама подарила «утеночек» (как и Мне мама купила «стол»).
То же наблюдается, например, и в употреблении изменяемых имен существительных. Ребенок, твердо усвоив в практике общения, что все слова (существительные) изменяются, изменяет такие слова, как пальто, пианино, кофе и др.
Изучая формирование мыслительных операций в развитии речевых навыков, исследователи подчеркивают значение работы над грамматикой родного языка. Они показали, что осознание грамматических явлений языка происходит на основе обучения, в процессе которого у детей начинает формироваться чувство языка, способность к общению.
Рассматривая чувство языка как существенное условие правильного построения устной речи дошкольника, исследователи видят в сознательном усвоении грамматического строя речи предпосылки для развития связной монологической речи, осознание ее особенностей, формирование обобщений явлений языка и речи. Основой усвоения грамматического строя является формирование грамматических обобщений.
Ф. А. Сохин, говоря о формировании языковых обобщений,отмечал: «Овладение языком характеризуется не просто подражанием, воспроизведением образцов речи взрослых на основе подражания и интуитивностью (неосознанностью) усвоения языковых средств и норм, но и прежде всего развитием языковых обобщений и элементарного осознания языковых явлений».
Усвоение грамматики связано с когнитивным развитием ребенка, поскольку формирование языковых обобщений в речи предполагает работу мышления. Процессы анализа, синтеза, абстракций и обобщения приводят к усвоению лексических и грамматических значений.
Американский психолингвист Д. Слобин отмечает, что для овладения грамматикой ребенок должен:
1) осознать те физические и социальные явления, информация о которых передается при помощи языка;
2) уметь обрабатывать, организовывать и хранить языковую информацию. Когнитивные предпосылки развития грамматики связаны как со значением, так и с формой высказывания.
Основополагающее значение для понимания особенностей усвоения грамматического строя дошкольниками имеют работы А. Н. Гвоздева, С. Л. Рубинштейна, Д. Б. Эльконина, А. М. Шахнаровича и др.
Закономерности усвоения грамматической стороны речи раскрыты известным лингвистом А. Н. Гвоздевым. Он проследил процесс формирования аморфных слов до начала школьного возраста, когда ребенок овладевает всеми основными формами языка.
А. Н. Гвоздев наметил основные периоды в формировании грамматического строя русского языка:
1) период предложений, состоящих из аморфных слов-корней, которые употребляются в одном неизменном виде во всех случаях, когда они используются (от 1 г. 3 мес. до 1 г. 10 мес.);
2) период усвоения грамматической структуры предложения, связанных с формированием грамматических категорий и их внешнего выражения (от 1 г. 10 мес. до 3 лет);
3) период усвоения морфологической системы русского языка, характеризующийся усвоением типов склонений и спряжений (от 3 до 7 лет) В третий период формирования грамматического строя языка (от 3 до 7 лет) вместо смешанных однозначных морфологических элементов, как это часто бывает во второй период, они постепенно разграничиваются по отдельным типам склонения и спряжения. В это же время все в большей мере усваиваются все единичные, стоящие особняком, формы. В этот период усваивается система окончаний, позже – система чередований в основах; с ее усвоением морфологические элементы, первоначально неизменные в звуковом отношении, приобретают характер звуковых величин с рядом переменных элементов. Намечаемая периодизация приблизительна в отношении отдельных периодов, но сама последовательность возникновения явлений складывается отчетливо.
В работах Ф. А. Сохина, Н. П. Серебренниковой, М. И. Поповой,
А. Г. Арушановой, А. В. Захаровой, А. М. Леушиной, В. И. Ядэшко и др. выявлена возрастная динамика онтогенеза грамматики.
Освоение семантической (смысловой) стороны грамматического строя происходит в раннем возрасте еще в недрах жестовой речи. Освоение грамматики начинается с синтаксиса (способов построения предложений). Первые слова выполняют функцию предложения (или даже целого текста) за счет того, что они включены в целостный рисунок поведения ребенка. Так, протянутая к молоку рука и слово «мака» могут означать «дай молока», а взор, устремленный на пол, с возгласом «мака!»– уже свидетельствовать: стакан с молоком упал и разбился. Практически весь второй год жизни уходит на освоение глубинных структур предложения – сначала однословного, двух- и трехсловного. В это время слова не изменяются, это слова-корни.
Распадение слов на морфологические элементы и освоение правил словоизменения (изменение существительных по числам и падежам, глаголов – по времени, числам, лицам и в прошедшем времени – по родам, согласование существительных с прилагательными и глаголами в роде и т. д.) активно протекают на третьем году жизни. С конца третьего года осваивается система словообразования – способов образования уменьшительно-ласкательных и увеличительных наименований действующего лица и др.
Средний дошкольный возраст характеризуется освоением всевозможных единичных форм и исключений – «чулок», «носков», «апельсинов»; «яблок», но «облаков» и т. д. В этот период осваиваются сложный синтаксис, ряд категорий словообразования. Однако сказанное не означает, что освоение морфологических правил завершается на третьем году жизни или, что освоение способов словообразования не происходит в два или пять лет. Речь идет о тенденции, о взрывном характере процессов освоения разных сторон грамматического строя в разные возрастные периоды. Кроме того, сама возрастная привязка периодов весьма условна потому, что онтогенез речи отличается широким диапазоном индивидуальных различий. Освоение грамматических средств происходит в контексте освоения форм речи (диалог – монолог) и форм общения (эмоционального, ситуативно-делового, внеситуативного, познавательного и личностного).
Освоение грамматического строя носит спонтанный характер (термин А. В. Запорожца, совершается в общении со взрослыми и сверстниками через разрешение противоречий между имеющимися в распоряжении ребенка средствами и теми требованиями к ним, которые объективно накладываются условиями речевого общения, между желанием и достигнутым результатом. Само общение, его тематика и интенсивность широко варьируются в индивидуальных судьбах; в силу этого одни дети имеют для саморазвития благоприятные условия, другие – неблагоприятные. Речевое развитие и освоение грамматического строя языка жестоко страдают, если ребенок пребывает в нервозной, нездоровой обстановке, если остается без присмотра, если бедна окружающая его педагогическая (предметы, игрушки, материалы для деятельности) и языковая среда, если он не досыпает, болеет простудными заболеваниями.
Спонтанность развития, вовсе не означая отсутствия педагогического руководства, предполагает такое взаимодействие взрослого и ребенка, при котором последний – подлинный субъект деятельности, самостоятельно действующий и осваивающий человеческие взаимоотношения, окружающий предметный мир и язык. Вместе с тем в этой ситуации важна роль взрослого, который откликается на активность ребенка, создает материальные условия, педагогическую среду, сам активно обращен к ребенку, вовлекая его в совместную деятельность, в общение.
Результаты усвоения родного языка в дошкольном детстве А. Н.Гвоздев охарактеризовал следующим образом: «Достигаемый в дошкольном возрасте уровень овладения родным языком в области грамматики является очень высоким. В это время ребенок уже в такой мере овладевает всей сложной системой грамматики, включая самые тонкие действующие в русском языке закономерности синтаксического и морфологического порядка, а также твердое и безошибочное использование множество стоящих особняком единичных явлений, что усваиваемый русский язык становится для него действительно родным».
О. С. Ушакова, характеризуя речь детей дошкольного возраста, отмечает те же положительные результаты в области усвоения грамматики: «В 5 лет в основном завершается важнейший этап речевого развития детей – усвоение грамматической системы языка. Возрастает удельный вес простых распространенных предложений, сложносочиненных и сложноподчиненных. У детей вырабатывается критическое отношение к грамматическим ошибкам. Умение контролировать свою речь».
В то же время отчетливо сказывается, что «ребенок овладевает разговорно-бытовым стилем речи». Грамматические элементы книжного стиля остаются не усвоенными им. Хотя у дошкольника и возрастает удельный вес простых распространенных и сложносочиненных предложений, он, однако, не употребляет ряда сложных предложений и связывающих их союзов, характерных для книжной речи, причастий (за исключением кратких причастий прошедшего времени страдательного залога, деепричастий, многих суффиксов отвлеченных понятий.
Таким образом, в процессе овладения речью ребенок приобретает навыки образования и употребления грамматических форм, достигая в среднем дошкольном возрасте достаточного уровня овладения родным языком в области грамматики, преимущественно разговорно-бытового стиля речи.
Источник
Формирование грамматического строя речи у дошкольников
1. Грамматический строй родного языка, значение его усвоения для речевого развития детей.
2. Особенности усвоения детьми грамматического строя русского языка.
3. Основные периоды формирования грамматического строя речи.
4. Пути формирования грамматической стороны речи у детей.
5. Задачи по формированию грамматической стороны речи у детей.
6. Методы и приёмы для формирования грамматического строя речи.
Грамматика – это наука о строе языка, о его законах. Она объединяет в себе словообразование, морфологию, синтаксис. Морфология изучает грамматические свойства слова и его формы, грамматические значения в пределах слова; синтаксис – словосочетания и предложения, сочетаемость и порядок следования слов; словообразование – образование слова на базе другого однокоренного слова, которым оно мотивировано.
Освоение грамматического строя языка имеет большое значение, так как только морфологически и синтаксически оформленная речь может быть понятна собеседнику и может служить для него средством общения со взрослыми и сверстниками.
Усвоение грамматических норм языка способствует тому, что речь ребёнка начинает выполнять наряду с функцией общения функцию сообщения, когда он овладевает монологической формой связной речи. Синтаксис играет особую роль в формировании и выражении мысли, т.е. в развитии связной речи. Овладение грамматически правильной речью оказывает влияние на мышление ребёнка. Он начинает мыслить более логично, последовательно, обобщать, отвлекаться от конкретного, правильно излагать свои мысли. Овладение грамматическим строем оказывает огромное влияние на общее развитие ребёнка, обеспечивая ему переход к изучению языка в школе. Сформированный грамматический строй речи – непременное условие успешного и своевременного развития монологической речи – одного из ведущих видов речевой деятельности.
Развитие грамматического строя – залог успешной общеречевой подготовки, обеспечивающей практическое владение фонетическим, морфологическим и лексическим уровнями языковой системы. Формирование грамматических навыков положительно влияет на возрастание у детей волевого фактора в высказываниях, создаёт предпосылки для появления планирующей функции речи, для введения понятия нормы – «можно», «нельзя», «правильно», «неправильно». Ребёнок, у которого развит грамматический строй речи, эмоционально здоров: он не скован в общении со сверстниками, нестеснителен, небоязлив в речевых высказываниях, в выражении своих собственных мыслей, чувств, настроений; он безболезненно входит в школьный коллектив, чувствует себя полноценным и равноправным участником коллективной деятельности. В детском саду не ставится задача изучения законов грамматики, знакомства с её категориями и терминологией. Правила и законы языка познаются детьми в практике живой речи. В дошкольном возрасте у ребёнка нужно воспитывать привычку говорить грамматически правильно.
ОСОБЕННОСТИ УСВОЕНИЯ ДЕТЬМИ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РУССКОГО ЯЗЫКА.
Процесс усвоения ребёнком грамматического строя сложный, он связан с аналитико-синтетической деятельностью коры головного мозга. Механизм развития этой сложной умственной деятельности раскрыл И.П. Павлов, высказав мысль о том, что грамматика есть своеобразная форма динамического речевого стереотипа. В физиологии установлена условно-рефлекторная основа усвоения грамматической стороны речи. У ребёнка вырабатывается определённый динамический стереотип при изменении имён существительных, прилагательных и других грамматических форм. Ребёнок усваивает, что для выражения тех или иных мыслей требуется употребление определённых грамматических форм. Выработка динамического стереотипа облегчается большой его устойчивостью. Если ребёнок усвоил падежные окончания, то безошибочно употребляет их. Однако на протяжении всего дошкольного возраста наблюдается несовершенство как морфологической, так и синтаксической стороны речи. Лишь к восьми годам можно говорить о полном усвоении ребёнком грамматического строя языка. Закономерности усвоения грамматической стороны речи раскрыты известным лингвистом Александром Николаевичем Гвоздевым. В его исследовании содержится огромный фактический материал длительных наблюдений за процессом морфологического и синтаксического оформления детской речи, позволяющий проследить процесс формирования грамматического строя.
Известный лингвист А.Н. Гвоздев наметил ОСНОВНЫЕ ПЕРИОДЫ в формировании грамматического строя русского языка.
ПЕРВЫЙ ПЕРИОД – период предложений, состоящих их аморфных слов-корней, которые употребляются в одном неизменном виде во всех случаях, когда они используются (от 1 г. 3 мес. До 1 г. 10 мес.).
ВТОРОЙ ПЕРИОД – период усвоения грамматической структуры предложения, связанный с формированием грамматических категорий и их внешнего выражения (от 1г.10 мес. До 3 лет).
ТРЕТИЙ ПЕРИОД – период усвоения морфологической системы русского языка, характеризующийся усвоением типов склонений и спряжений (от 3 до 7 лет).
Трудности и постепенность усвоения грамматического строя объясняются несколькими причинами: особенностями возраста, закономерностями усвоения морфологической и синтаксической сторон речи, сложностью грамматической системы, особенно морфологии. Наиболее типичные морфологические ошибки в речи детей:
– неправильные окончания имён существительных (родительный падеж множественного числа с окончанием – ей: карандашов, ежов, дверёв, этажов; с нулевым окончанием – ночов, девочков, дверков, куклов, книгов, пуговицев; родительный падеж единственного числа: у кукле, у сестре, у маме, без ложке; винительный падеж одушевлённых и неодушевлённых имён существительных: папа подарил мне слонёночек, Серёжа поймал сом; предложный падеж неодушевлённых имён существительных мужского рода: в лесе, в саде, в носе;
– склонение несклоняемых имён существительных: на пальте, на пианине, кофий, кофию, в кине;
– образование множественного числа существительных, обозначающих детёнышей животных: ягнёнки, жеребёнки, котёнки, свинёнки;
– изменение рода существительных: большой яблок, купи мороженую, папа ушла, тёплая молоко, платье зелёная;
– образование глагольных форм (повелительное наклонение: искай, спей, скакай, ехай, склади; изменение основы глагола: искать – искаю, плакать – плакаю, мочь – можу, плескать – плескаю, рисовать – рисоваю;
– спряжение глаголов: хотеть – хотишь (хочешь), есть – едишь (ешь), давать – дадишь (дашь), спать – сплют (спят);
– неправильная форма причастий: сломатая, сошитая, оборватая;
– образование сравнительной степени прилагательного: ярче, хуже, плохее, чистее, красившее;
– окончание местоимений в косвенных падежах: у мене болят уши, в этим кармане, у тебе новая платья;
– склонение числительных: двое домов, идите по двоим, с двумями.
В изучении грамматического строя речи дошкольников А.Г. Арушанова выделяет несколько направлений.
ПЕРВОЕ НАПРАВЛЕНИЕ связано с исправлением (предупреждением) неточностей и ошибок, свойственных детям (спряжение глаголов, множественное число и родовая принадлежность существительных и пр.).
ВТОРОЕ НАПРАВЛЕНИЕ – выявление существенных звеньев механизма овладения детьми грамматическим строем, развитие понимания грамматических форм, формирование грамматических обобщений, их абстрагирование и перенос на новые области действительности.
ТРЕТЬЕ НАПРАВЛЕНИЕ связано с выявлением педагогических условий формирования механизма грамматического структурирования в сфере синтаксиса и словообразования.
ПУТИ ФОРМИРОВАНИЯ ГРАММАТИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ У ДЕТЙ. Пути формирования грамматически правильной речи определяются на основе знаний общих закономерностей становления речи, изучения грамматических навыков детей данной группы и анализа причин их грамматических ошибок.
Пути формирования грамматически правильной речи:
1. Создание благоприятной языковой среды, дающей образцы грамотной речи; повышение речевой культуры взрослых;
2. Специальное обучение детей трудным грамматическим формам, направленное на предупреждение ошибок.
3. Формирование грамматических навыков в практике речевого общения.
4. Исправление грамматических ошибок.
Успешное формирование грамматически правильной речи возможно при условии понимания причин детских ошибок в области грамматики и учёта их при выборе методов и приёмов работы.
Грамматические ошибки дошкольников определяются разными факторами:
– общими психофизиологическими закономерностями развития ребёнка (развитие внимания, памяти, мышления, состояния нервных процессов);
-трудностями овладения грамматическим строем языка и уровнем его освоения;
– запасом знаний об окружающем мире и объёмом словаря;
– состоянием речевого аппарата и уровнем развития фонематического восприятия речи;
– неблагоприятным влиянием окружающей речевой среды;
– педагогической запущенностью;
– недостаточным вниманием к детской речи со стороны взрослых.
Создание благоприятной языковой среды – одно из условий грамотной речи детей. В силу большой подражательности ребёнок заимствует от взрослых не только правильные, но и ошибочные формы слов, речевые обороты, стиль общения в целом.
ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ГРАММАТИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ У ДЕТЕЙ рассматриваются в трёх направлениях:
1. Помочь детям практически освоить морфологическую систему родного языка (изменение по родам, числам, лицам, временам).
2. Помочь детям в овладении синтаксической стороной: учить правильному согласованию слов в предложении, построению разных типов предложений и сочетанию их в связном тексте.
3. Сообщить знания о некоторых нормах образования форм слов – словообразования.
Эти задачи реализуются в комплексе, во взаимосвязи и взаимодействии с решением других речевых задач. Системой словоизменения овладевают в младшем и среднем возрасте, системой словообразования – начиная со средней группы. В средних и старших группах процесс формирования словообразовательных умений характеризуется интенсивностью, творчеством. В подготовительной к школе группе начинает складываться знание норм словообразования. В усвоении грамматических средств и способов языка выделяют несколько этапов:
– вначале перед детьми ставится задача понимать смысл сказанного (ориентируясь на окончание существительного, различать, где один предмет, а где много);
– далее – использовать то или другое грамматическое средство в своей речи, говорить так, как говорят другие, заимствовать грамматическую форму из речи окружающих;
– более сложная задача – самостоятельно образовывать формы нового слова по аналогии со знакомым (жеребята, медвежата по аналогии со словоформой – котята);
– и, наконец, более трудная задача – оценивать грамматическую правильность своей и чужой речи, определять, можно или нельзя так сказать.
МЕТОДЫ И ПРИЁМЫ.
К методам относятся дидактические игры, игры-драматизации, словесные упражнения, рассматривание картин, пересказ коротких рассказов и сказок.
Эти методы могут выступать и в качестве приёмов при использовании других методов. Дидактические игры и игры-драматизации проводятся с детьми младшего и среднего возраста. Упражнения – преимущественно с детьми старшего дошкольного возраста. Дидактические игры – эффективное средство закрепления грамматических навыков, так как благодаря динамичности, эмоциональности проведения и заинтересованности детей они дают возможность много раз упражнять ребёнка в повторении нужных словоформ. Дидактические игры могут проводиться с игрушками, предметами и картинками, а также в форме словесных игр. К каждой дидактической игре чётко определяется программное содержание. Обязательные требования к наглядному материалу: он должен быть знаком детям, оформлен эстетически, вызывать конкретные образы, будить мысль. Игры-драматизации отличаются тем, что в них разыгрываются сценки (мини-спектакли) с игрушками. Вначале режиссёром бывает сам воспитатель, позднее – ребёнок, например в игре «День рождения куклы».
Е.И.Тихеевой были разработаны упражнения для развития речи дошкольников, в том числе и для развития её синтаксической стороны: на распространение предложений, на добавление придаточных предложений. Рассматривание картин, в основном сюжетных, используется для формирования умения строить простые и сложные предложения. Пересказ коротких рассказов и сказок – ценное средство для обучения детей построению предложений, так как само художественное произведение является образцом правильной в грамматическом отношении речи.
А.М. Бородич выделяет активные приёмы обучения, предупреждающие появление ошибки, концентрирующие внимание детей на правильной словоформе, словосочетании. На первоначальном этапе ведущую роль играет образец речи педагога. Возможно прямое указание, выделяющее трудное слово из контекста, предложение его запомнить, поучиться произносить правильно.
В старших группах уместно дать мотивировку учебного задания: «Придумайте предложения со словом пианино. Напомню вам, что это слово всегда говорится одинаково: около пианино, два пианино. Запомните это. Ведь каждый хочет скорее научиться говорить правильно, без ошибки». В работе над правильной речью используются и такие эффективные приёмы, как сравнение, исправление и подсказ,создание проблемных ситуаций, вопросы подсказывающего и оценочного характера, привлечение детей к исправлению ошибок, напоминание о том, как сказать правильно и пр.
Источник