Отставание в развитии слепого ребенка
Почти 80% информации человек получает благодаря зрению. Возможность видеть особенно важна для ребенка, его полноценного физического, и ментального развития. Из-за дефектов зрения незрячий ребенок может отставать в развитии от зрячих сверстников. На фоне болезни глаз часто развиваются патологические черты характера, такие как негативизм, эгоизм и эгоцентризм. Это делает развитие в обществе практически невозможным. Поэтому, как быть тем, которых судьба лишила возможности видеть? Как развивать слепого ребенка и когда начать это делать?
Когда нужно заняться развитием ребенка?
Большинство зрячих и незрячих родителей считают, что начинать развитие ребенка нужно после 3-х лет. Но тогда уже поздно! Более сложная ситуация у тех, чьи дети родились без зрения. Обычно, забота родителей превращает детство слепых детей на долгие больничные коридоры, белые палаты и прогулки без баловства. Безусловно, необходимо заниматься здоровьем своего ребенка, но тем самым не лишать его детства, радости и полноценного развития.
Каждый человек рождается с незрелым зрением. Поэтому, зрячие и незрячие дети развиваются с одинаковыми темпами до 3-х месяцев. Затем дети с недостатками зрения значительно отстают в развитии от своих сверстников. Почему это происходит?
На 4-м месяце жизни зрячий ребенок замечает, что имеет собственные ручки и ножки. Яркие игрушки, пространство комнаты и присутствие других людей побуждает ее к движению и исследования окружающего мира. Незрячий ребенок не видит окружающую среду, поэтому не имеет мотивации двигаться и познавать. В его ощущениях люди и предметы появляются с неизвестности и исчезают в ней. Это существенно тормозит развитие. Но этому можно помочь с помощью физических упражнений, развивающих игр и общения. Начинать этот процесс нужно не позже, чем из 3-х месяцев.
Движения, которые реабилитируют
Отсутствие зрения слепому компенсируют тактильные ощущения, звуки, запахи и эмоции других людей.
Первое и самое важное для каждого малыша – понять, что он собой представляет. Чтобы он почувствовал собственные ручки и ножки, стоит надеть на них резинки с колокольчиками. Так довольно быстро малыш поймет, что этот колокол связан с его собственными движениями.
У всех незрячих детей есть нарушение работы вестибулярного аппарата. Чтобы это не стало проблемой, родителям нужно приучать ребенка к движению. Для этого стоит часто носить ребенка на руках. Рекомендуется на прогулке носить малыша в специальном рюкзаке-кенгурушке. Не забывайте качать ребенка на руках, но, если ребенок негативно реагирует на это – постепенно приучайте его к таким движениям. В противном случае он будет бояться передвигаться.
Не игнорируйте упражнения и массаж, который рекомендуется всем маленьким деткам. Стоит отметить, что есть пространство, где слепой ребенок чувствует себя свободно и безопасно – это вода. Незрячие дети довольно быстро овладевают плаваньем. Для подстраховки малыша есть специальные надувные круги, которые надеваются на шею. Приобретите такой, чтобы ребенок случайно не глотнул воды и не испугался.
Чтобы малыш тянул ручки и учился держать головку, привлекайте его внимание шумными игрушками. Он будет реагировать на звук и будет тянуться к нему.
Если организовать правильное пространство и адаптировать к нему ребенка он сам начнет ползать и ходить. Рекомендуется дать малышу тактильную трость, как только он начнет делать первые шаги. Сейчас в сети можно приобрести специальные трости для детей, которые имеют очень короткую длину и яркую окраску.
Не стоит обострять внимания на том, что ребенок не видит. Он такой же, как и все. Просто особенный.
Перевод статьи из газеты «Промінь»
Автор: Юлия Мостовая
Источник
Наблюдения за развитием и поведением незрячих детей до трехмесячного возраста свидетельствуют о том, что по характеру реакции и системе поведения они мало чем отличаются от зрячих детей этого же возраста. Небольшие различия в поведении приводят к тому, что иногда родители не замечают дефекта зрения у ребенка до трехмесячного возраста. Это объясняется структурой и особенностями психических актов детей раннего возраста.
Одинаковое поведение и реагирование слепых и зрячих детей возможно именно потому, что в ранние периоды развития поведение ребенка определяется комплексом раздражителей, и он организует свое поведение в ответ именно на такой комплекс, так как не способен выделять отдельные раздражители. Для поведения ребенка в этот период характерно реагирование на раздражители, связанные с кормлением, перевертыванием, речью матери, запахом матери и молока, укладыванием в позу кормления. Когда ребенка берут на руки и укладывают в такую позу, он очень рано начинает совершать предвосхищающие сосательные движения.
Такое поведение называют «позным». Оно свидетельствует о том, что первичные сенсорные реакции ребенка, как отмечал И.М. Сеченов, носят генерализованый или слитный, нерасчлененный характер. В связи с этим выпадение зрительного раздражителя из комплекса раздражений, сопровождающего любой жизненно важный акт деятельности ребенка, не наносит ущерба предвосхищающему поведению незрячего ребенка, подготовке к его осуществлению.
Однако, выключение зрения с первых дней рождения оказывает значительное влияние на темпы психического развития, так как задерживает по сравнению со зрячими формирование дифференцированных восприятий, что, в свою очередь, снижает психическую активность незрячего младенца по отношению к внешнему миру, поскольку именно дифференциация, т.е. выделение восприятий, отнесение их к определенным знакомым предметам, расширяет и обогащает ориентировочную деятельность, обеспечивая ребенку активное отношение к предметам и явлениям внешнего мира.
Наблюдения за развитием незрячего ребенка в младенческом возрасте показывают значительное снижение его общей активности и значительно меньшую подвижность в ранние периоды развития.
Отмечаются отсутствие стремления или интереса к овладению внешним миром, к игре, игрушкам, предметам и удовлетворенность тем, что его оставили в покое. Для такого ребенка характерны самостимулирующие движения или стереотипные действия.
Среди незрячих младенцев выделяются две категории, характеризующиеся различной степенью подвижности. Чаще встречаются чрезвычайно спокойные дети. В некоторых случаях их можно характеризовать даже как апатичных. Они недостаточно двигательно активны, на шумы реагирует торможением, удивлением. Захватывание предметов у них больше похоже на реакцию отталкивания. У них формируются навязчивые движения, такие, как трение глаз, движения головой, возникающие именно в ранний период развития. Однако у некоторых спокойных детей при хватательных движениях отмечается правильное захватывание предметов, умени крепко их удерживать. У таких детей реже наблюдаются стереотипные движения или они проявляются слабовыраженной форме.
Ко второй категории относятся неспокойные дети. При наблюдении за ними создается впечатление, что хаотичные движения, производимые ими, никогда не прекращаются. Схватывание и отпускание предметов сменяют друг друга в быстром темпе, предметы не задерживаются в руках. У таких детей длительное время сохраняются не координированные движения, Образующиеся из навязчивых движений (трясения, верчения ручками). У некоторых детей иногда появляются остановки в движениях, колебания между удерживанием и выпусканием вещи становятся равномернее. Такие дети постепенно становятся организованнее, хотя и сохраняют свое чрезмерное двигательное беспокойство.
Приведенные характеристики позволяют сделать вывод, что апатичность и безынициативность, так же как и чрезмерное двигательное беспокойство, не создают благоприятных условий для овладения детьми предметным миром, а это, в свою очередь, ведет к отставанию в психическом развитии.
В отечественной тифлопсихологической литературе тмечается, что отставание незрячего ребенка от уровня развития зрячего происходит в достаточно раннем возрасте, хотя во внешнем поведении трудно выявить более конкретные отличия, чем снижение общей активности у незрячего. В зарубежной литературе вопрос, насколько и как можно соотносить развитие слепого и зрячего, остается дискуссионным.
Процесс психического развития происходит наиболее интенсивно в активной деятельности. Этот основной тезис отечественной психологической и тифлопсихологической науки непосредственно касается вопроса развития компенсаторных процессов у детей, поскольку формирование процессов компенсации осуществляется в деятельности.
В раннем возрасте для ребенка общение со взрослым является процессом, в котором он овладевает знаниями об окружающем мире. При значительном снижении активности общение затруднено, тем более что в первый месяц даже у нормально видящего ребенка трудно заметить отклик на постоянное общение с ним взрослого. Однако организация общения с месячным зрячим ребенком необходима, несмотря на то что он еще никак не выражает своего отношения к взрослому, а только готовит ответные реакции. Поглаживание ребенка, ласковый разговор, показ игрушек доставляют ему приятные переживания, поднимают эмоциональный тонус и являются методами комплексного воздействия и эмоционального общения в воспитании и продвижении в психическом развитии нормально видящего ребенка в первые месяцы жизни.
Как же преодолеть и предупредить слабую активность незрячего малыша? Что должны для этого сделать родители?
Существуют основные потребности для всех детей. И дети с недостатками зрения не представляют здесь исключения. Им не только нужна любовь, забота родителей и других взрослых, но они должны также знать о том, что их любят. Любовь и внимание к детям – это важное условие, обеспечивающее им нормальное развитие и рост. Малыш должен чувствовать себя в безопасности, находясь со знакомыми людьми, в знакомой обстановке. Взрослые, в первую очередь родители, помогают ему расти и дают возможность активно действовать и учиться на своих успехах или ошибках.
Однако в воспитании слепого ребенка есть свои трудности. Первое общение со зрячим младенцем чаще визуальное – глаза в глаза. На втором месяце общение со зрячим ребенком может осуществляться, когда он лежит в кроватке. Взрослый, воздействуя на его слух, зрение, поглаживает его, вызывая ответную реакцию. На третьем месяце зрячий ребенок сам начинает искать общения со взрослым, у него появляется «комплекс оживления». На четвертом месяце ребенок прислушивается к голосу взрослого, ищет его, пытается отвечать на его появление звуками, движениями, пробует произносить звуки и отдельные слоги вне ситуации общения. На пятом и шестом месяцах происходит значительный сдвиг в нервно-психическом развитии зрячего ребенка, в его взаимоотношениях со взрослыми. Движения и звуки выделяются из общего состава выразительных движений и становится средством общения ребенка. А если визуальной коммуникации нет, родители порой думают, что с ребенком нельзя общаться, играть и часто оставляют его одного.
Так, Мария К. делала все необходимое для своего пятимесячного незрячего сына: одевала, кормила, соблюдала диету, купала, меняла пеленки. Делала это быстро, тихо, без слов и укладывала его в кроватку в отдельной комнате, чтобы ему никто не мешал. Вопрос, чувствует ли ее сын, что его любят и заботятся о нем, вызвал у матери недоумение, так как она не знала, каким образом ему можно сказать об этом.
Однако развитие потребности в общении незрячего ребенка и его стимулирование в первые месяцы жизни имеют те же задачи и осуществляются теми же методами и способами, что и у зрячего. поглаживание, нежный голос, приятные тепловые ощущения являются теми стимулами, которые могут быть восприняты незрячим ребенком и вызовут активные ответные реакции. Иногда родители сами находят способы общения с ребенком, но чаще им приходится учиться этому.
Необходимо постоянно разговаривать с ребенком. Говорить ему о том, какой он хороший, обсуждать с ним, что ему будут готовить на обед и ужин, какая погода и т.д. Надо чаще называть его по имени, чтобы звук имени стал ему знаком.
Речь позволяет ребенку не только знать, что ему оказывают внимание, но и запоминать многие из слов, которые он слышит, и ассоциировать их с реальным опытом. Это такие слова, как «бутылочку пить, печенье, купаться» и т.д.
В ранний период развития тесный физические контакт с ребенком является необходимой формой коммуникации. Необходимо постоянно, когда малыш не спит, быть вместе с ним: играть, разговаривать и т.д. Постепенно он научится узнавать окружающих по голосам, шагам, по тому, как они его держат.
Если у ребенка слишком незначительное остаточное зрение, беседа с ним предупреждает иногда возникающий испуг при неожиданном прикосновении, перед тем, как его возьмут на руки.
Зрячий ребенок, фиксируя свой взор на лице матери, может отвечать на ее улыбку. Улыбка ребенка это удивительное, эмоциональное и согревающее сердце и душу событие. Родители смеются вместе с ним, разговаривают и играют, чтобы вызвать у него улыбку, а ребенок учится узнавать их лица и реагировать на них, когда он видит родителей около себя. Это начало общения между матерью и ее ребенком. Но если ребенок совсем не видит или имеет незначительное остаточное зрение, т.е. отсутствует так называемый контакт «глаза в глаза», мать чувствует себя неуверенной при общении с ним. Однако отсутствие зрительного контакта не означает, что малыш ее не чувствует и не замечает. Присматриваясь к тем незначительным действиям (гуление, ерзание, всплеск рук и т.д.), которые он производит при обращении к нему с речью, при прикосновении к нему, мать поймет, что ребенок реагирует на нее. Через некоторое время он сам начнет «говорить» с ней, издавая различные звуки. Он научится различать голоса членов семьи и реагировать на них, определять помещения, в которых они находятся.
Ребенок очень рано и в короткий срок в сензитивный период развития слуха овладевает интонацией родного языка, и это очень важно для дальнейшего развития.
Дети, которых оставляют одних, становятся нечувствительными к звукам вокруг них и игнорируют людей. И если ребенку позволить остаться в изоляции, то это может привести к замедлению или нарушению его развития.
Он может на длительное время застрять на определенном уровне психического развития. Родителям необходимо помогать малышу учиться любить тесный контакт со взрослыми (покачивание, пение, объятия и т.д.). Постепенно ребенок привыкает к прикосновениям, и контакт с людьми становится ему необходимым.
До трех-шести месяцев улыбка незрячих детей такая же, как и у зрячих. Она является «эндогенной», рефлекторной, не связанной с изменениями внешнего воздействия, но когда младенцы начинают улыбаться в ответ на внешние воздействия, то улыбка становится так называемой «социальной», являющейся ответом на общение с родителями, игрушками или другими предметами удовлетворения их потребностей.
Такая улыбка у незрячих появляется несколько позже, чем у их зрячих сверстников. Им труднее отличить родителей от других членов семьи, так как они их видят. Слепой ребенок не может ответить на молчаливую улыбку, поскольку не знает, улыбаются ли ему, но он будет с удовольствием улыбаться, когда, научится узнавать голоса родителей во время игры с ними.
По материалам Л.И. Солнцевой, С.М. Хорош
«Воспитание слепых детей раннего возраста.»
Источник
Причины, приводящие к слепоте и слабовидению многообразны, среди них чаще всего отмечаются преимущественно врожденные заболевания глаз, такие как, катаракта, близорукость, дальнозоркость, астигматизм, глаукома, пигментная дегенерация сетчатки, атрофия зрительного нерва, косоглазие и др. В последние годы специалистами отмечается тенденция роста численности детей с несколькими заболеваниями глаз, а также с сопутствующими нарушениями ЦНС, умственной отсталостью, речевыми и моторными расстройствами. Подавляющая часть зрительных патологий носит врожденный и наследственный характер.
Группы слепых и слабовидящих не являются однородными по степени снижения остроты зрения. Среди них выделяют тотально слепых, слепых со светоощущениями, слепых с остаточным зрением, а также глубоко слабовидящих и просто слабовидящих. Чем глубже выражено нарушение зрения по степени снижения его остроты, тем сложнее условия психического развития ребенка.
Кроме того, особое значение имеет возраст, в котором произошло то или иное нарушение зрения. В этом отношении слепых делят на слепорожденных и раноослепших. К последним относят тех, кто потерял зрение до 3 лет. Слепорожденные и раноослепшие не обладают зрительными образами памяти. Лица, потерявшие зрение позже 3 лет, могут сохранять зрительные представления и использовать их в познавательной и практической деятельности, особенно в процессе пространственной ориентации.
Ссылаясь на многочисленные исследования последних лет, Л. И. Солнцева указывает, что развитие слепорожденного ребенка первые 3 месяца жизни принципиально не отличается от характера формирования психики нормально видящих младенцев. Объяснение этого факта кроется в том, что в первые месяцы жизни зрение еще не играет той определяющей роли в развитии ребенка, как на более поздних стадиях формирования психики. В процессе сенсорной дифференциации, начиная с четвертого-пятого месяца жизни роль зрения неуклонно возрастает в познании мира и в регуляции поведения маленького ребенка. С этого времени глубокие нарушения зрения начинают оказывать тормозящее влияние на процесс формирования психики. Это проявляется в замедлении общего физического сенсомоторного развития, а также в снижении общей активности. Недостатки развития хватательных актов сказываются негативно на формировании познавательной деятельности слепого ребенка.
Слепой ребенок позже начинает ползать и ходить, следовательно, дольше, чем зрячие сверстники, ограничен пространственно. Познаваемый ребенком мир ограничен длиной его руки. Самостоятельное перемещение в пространстве затруднено недостатками моторики и трудностями ориентации. Некоторые незрячие дети в процессе обучения ползанью получают физические травмы, что приводит к защитной реакции в виде ползания ногами вперед. В таком случае освоение пространства происходит замедленно и затрудняется переход к прямохождению. Многочисленные травмы и падения, столь свойственные слепым детям, снижают их познавательную активность, способствуя формированию разнообразных страхов пространства и предметов. Все это существенно обедняет круг представлений
об окружающем мире незрячего ребенка.
Психологи указывают, что в младенчестве ведущим видом деятельности является непосредственное эмоциональное общение ребенка с матерью или человеком, се заменяющим. Отсутствие зрения или глубокие его нарушения серьезно затрудняют процесс общения взрослого со слепым ребенком, что негативно сказывается на темпе его развития.
Зрение дает представления о предметах и явлениях окружающего мира не только при их непосредственном восприятии, но при знакомстве с ними в виде рисунка или игрушки, что существенно расширяет познавательные возможности ребенка. Отсутствие или глубокое нарушение зрения затрудняет процесс знакомства ребенка с иллюстративным и игровым материалом. Кроме того, зрение предоставляет ребенку широкие возможности в подражании действиям взрослых, на примере которых они обучаются. Подражательные возможности слепого ребенка значительно снижены, что также сказывается на темпах его психического развития.
Предметные действия. К концу первого года жизни манипуляторные действия у зрячего ребенка начинают приобретать предметный характер, т.е. движения становятся соотносимыми с размером, формой и функцией предмета. Предметные действия выступают в качестве мощного стимулятора развития восприятия. Особая роль в формировании предметных действий принадлежит зрительному подражанию. У нормально видящего ребенка предметные действия формируются спонтанно. Слепой ребенок нуждается в специальном обучении, чтобы его манипуляторная активность превратилась в предметные действия. Отставание в темпах формирования предметных действий негативно сказывается на развитии восприятия окружающего мира.
Развитию предметных действий слепого ребенка могут также препятствовать его многочисленные навязчивые движения.
Совместная деятельность с другими детьми. Важной стороной психического развития ребенка выступает его совместная деятельность с другими детьми. По мнению Л. С. Выготского, первоначально высшие психические функции в процессе своего генеза находятся в обособленном виде, их взаимодействие формируется в процессе общения и совместной деятельности ребенка с другими детьми и взрослыми. Совместная деятельность ребенка с глубокими нарушениями зрения серьезно ограничена за счет моторной неловкости, трудностей в пространственной ориентации и несформированности предметных действий, а также ограниченного запаса знаний и представлений, необходимых для активного коммуникативного взаимодействия. Затруднения, возникающие в процессе общения и совместной деятельности, отрицательно сказываются на психическом развитии незрячего ребенка.
Познание. Основным средством познания у слепого дошкольника выступают сохранный слух и осязание. В развитии нормально видящего ребенка рука и глаз образуют единую неразрывную пару, взаимно дополняя друг друга разными сенсорными языками: на разных этапах развития они попеременно “учат” друг друга, способствуя взаимному становлению. Осязательное восприятие для незрячего ребенка выполняет важную компенсаторную функцию, тем не менее оно само нуждается в систематическом коррекционном воздействии, так как отстает в развитии от характеристик осязания нормального видящих сверстников. В процессе осязательного восприятия предмета слепые дошкольники долго оказываются способными выделять лишь отдельные свойства предметов, не соединяя их в единый образ. Особые сложности возникают в процессе дифференциации значимых и незначимых признаков воспринимаемого предмета. Все сказанное означает замедление процесса формирования предметности осязательной перцепции.
По данным Л. И. Солнцевой, к концу дошкольного детства у слепого ребенка формируется предметность восприятия и способность целенаправленно обследовать предметы при условии систематической коррекционно-воспитательной работы с ним.
Игровая деятельность. Игровая деятельность является одним из ведущих видов деятельности в дошкольном детстве. У нормально видящего ребенка игровая деятельность формируется, как правило, спонтанно, без специально организованного обучения, на основе подражания. Возникновение зачатков игровой деятельности связано со способностью ребенка использовать один предмет как знак, заместитель другого в воображаемой ситуации. По сути, сформированные предметные действия имитируются в обобщенном виде с использованием другого предмета. Процесс развития игровой деятельности ребенка с глубокими нарушениями зрения тормозится недостатками моторики, предметных действий и бедностью запаса представлений.
Более сложный уровень организации игровой активности — сюжетная игра, требующая определенных знаний социальных ролей и отношений. Эта сфера представлений слепого дошкольника, как правило, весьма бедна. Именно поэтому детей с глубокими нарушениями зрения специально обучают игровой деятельности, что способствует коррекции отклонений в их психическом развитии.
Речевое развитие. Специалисты отмечают у незрячих детей дошкольного возраста определенную диспропорцию между относительно благополучным развитием речи и серьезными недостатками в формировании познавательных функций. Именно поэтому речь используется как важный элемент в компенсации глубоко нарушенного зрения. При помощи речи происходит упорядочивание сенсорных впечатлений и реализуется управление поведением. Все действия ребенка должны сопровождаться речью, что дает возможность устанавливать прочные связи между словом, предметом и действием.
В первые три года жизни отставание в психическом развитии у незрячего ребенка достигает своего максимума в сравнении со зрячими детьми.
Источник