Отставание в развитии речи у ребенка 4 лет какие занятия

Отставание в развитии речи у ребенка 4 лет какие занятия thumbnail
Занятия с детьми с ЗРР, игры и упражнения

С того момента, как поставлен диагноз «задержка речевого развития», начинается активная, непрерывная коррекционная работа. Участие родителей в этом процессе играет огромную роль. Без регулярных домашних занятий с детьми с задержкой речевого развития (ЗРР) достичь устойчивого положительного результата будет невозможно. Но многие родители, столкнувшись с этой проблемой, не представляют, как заниматься с ребенком с ЗРР.

Правила проведения коррекционных занятий при ЗРР

ЗРР (задержка речевого развития) предполагает определенные патологии в нервной системе. Тяжесть этих патологий зависит от возраста и наличия органических поражений, ставших причиной ЗРР. Но общим является то, что таким малышам сложнее сконцентрироваться на задаче, их внимание неустойчиво. Поведение проявляется двумя крайностями: гиперактивностью или пассивностью. Традиционные занятия и упражнения не подходят. Необходимо учитывать эти особенности и подбирать форму занятий соответственно им.

Все занятия по преодолению ЗРР должны проходить в форме игры. Заинтересованность в происходящем, положительный настрой облегчат процесс усвоения новой информации.

Все занятия с ребенком с ЗРР должны быть направлены на достижение следующих целей:

  • развитие моторики (мелкой, общей, но в первую очередь, артикуляционной);
  • побуждение к общению;
  • пополнение словарного запаса (пассивного и активного).

Обязательная часть домашних занятий по коррекции ЗРР — артикуляционная и дыхательная гимнастика. Она должна быть ежедневной, регулярной. Сложность и продолжительность упражнений увеличивают постепенно.

Но перед тем, как заниматься при задержке речевого развития (ЗРР) специальными упражнениями, необходимо четко уяснить следующие правила:

  • несмотря на то, что определенное взаимопонимание с ребенком уже сложилось, необходимо создать все условия, чтобы возникла потребность в речи. А это означает, что с этого момента жесты, указания не предметы, крики и другие привычные способы общения перестают действовать. Непонимание со стороны окружающих приведет к детским истерикам, но заставит искать другие способы коммуникации;
  • критика, давление с целью ускорить процесс недопустимы. Темп прогресса такими методами ускорить нельзя, он зависит от индивидуальных особенностей;
  • для эффективности занятий необходим хороший контакт, доверительные отношения между взрослым и ребенком;
  • все игры для детей с задержкой речевого развития должны проходить в комфортное время, когда малыш настроен на занятие и находится в хорошем настроении.

Упражнения и игры при ЗРР не должны быть чрезмерно продолжительными. Занятие должно прекращаться до потери интереса со стороны малыша. Постепенно, если интерес  к игре не угасает, время занятий можно увеличивать, также как и сложность.

Выбор того или иного упражнения или игры должен определяться совместно с наблюдающим специалистом, в зависимости от основной проблемы.

Занятия на формирование зрительного и звукового восприятия

Слух и зрение играют огромную роль в формировании представления о мире. Если по какой-то причине звуковое восприятие нарушено, ребенку сложно дифференцировать и распознавать звуки. И, как следствие, возникают сложности с речью.

Зрительное восприятие же не только формирует картину окружающего мира, но и закладывает основы для развития логики. Конкретные зрительные образы формируют понимание размера, цвета, формы, учат сравнивать их и объединять по схожести.

Это основы развития психики и речи. Неудивительно, что коррекционные домашние занятия при ЗРР должны начинаться именно с игр и упражнений на развитие этих двух направлений.

Игры и упражнения при ЗРР на формирование звукового восприятия:

Упражнение, игра

Описание

Угадай-ка

Для игры необходима предварительная подготовка. Понадобятся карточки с изображением животных или птиц и звуки их голосов. Взрослый включает в произвольном порядке записи криков животных, малыш должен показать, кто именно так говорит

Имитация

Это может быть следующий по сложности вариант предыдущей игры или отдельное упражнение. Малыш должен имитировать звук, который издает указанное животное. Как говорит коровка? А как говорит кошка? Постепенно задание можно усложнить, попросив имитировать более сложные звуки: машинный гудок, скрип двери, стук каблуков

На прогулке

Гуляя по городу, парку, обязательно обращать внимание ребенка на внешние звуки. Не видя источник, малыш должен научиться распознавать их. В дальнейшем, когда речь начнет формироваться, можно обсудить услышанное, сравнить, на что звуки похожи, сымитировать их

Домашний оркестр

Очень веселая игра, которую любят все дети без исключения. Дошкольник и взрослый выбирают любые домашние предметы, с помощью которых можно издавать звуки. Это могут быть крышки, кастрюли, столовые ложки, банки с сыпучими продуктами. Задача — получить как можно больше самых разных звуков. Можно экспериментировать с ритмом, громкостью, темпом. Музыкальная ценность не имеет значения, гораздо важнее то, что малыш научится извлекать различные звуки и узнавать их. В дальнейшем задачу можно усложнить: с закрытыми глазами он на звук должен определить предмет, который прозвучал

Скажи, что звучит

Для игры понадобятся 6-10 непрозрачных баночек или коробочек и различные мелочи (скрепки, крупа, пуговицы, бусины). Из этих компонентов готовятся два одинаковых комплекта. Один у взрослого, второй у ребенка. Взрослый берет свою коробочку, трясет ее. Ребенок не открывая, по звуку должен найти у себя такую же коробочку. Постепенно количество коробочек должно увеличиваться

Важно! При проведении занятий при коррекции ЗРР (да и вне их) взрослый должен тщательно контролировать свою речь, исключив сюсюканье. Интонации ровные, дружелюбные.

Упражнения для детей с задержкой речевого развития (ЗРР) на формирование зрительного восприятия:

Упражнение, игра

Описание

Монохромная мозаика

Для проведения игры понадобится обычная мозаика. Взрослый загадывает цвет, ребенок должен собрать рисунок из деталей только этого цвета. На первых этапах лучше всего это делать совместно, но не выполнять задание вместо малыша. Это же упражнение поможет в развитии мелкой моторики рук

Повтори

Материалы: счетные палочки, кубики конструктора. Взрослый из элементов конструктора выкладывает простые фигуры, ребенок должен повторить. Постепенно взрослый составляет фигуры все сложнее, из большего количества элементов (домик, снежинка, человечек)

Найти пару

Понадобятся карточки различной тематики. Упражнение хорошо еще и тем, что значительно обогащает пассивный словарный запас. Взрослый предлагает ребенку несколько карточек, изображение на двух из них имеет какой-то общий признак. Сначала это должно быть что-то явное, позже — менее очевидное. Например, две птицы среди карточек с

животными. Или два несъедобных предмета среди карточек с едой.

Лабиринт

Упражнение учит быть внимательным к деталям, целенаправленно перемещать направление взгляда. Эта увлекательная игра не только учит внимательности, но и формирует глазомер.

Лабиринты или цепочки взаимосвязанных предметов (провода от приборов и розетки, веревочки с предметами) можно найти в детских книжках или интернете, а можно нарисовать самостоятельно. Цель упражнения — выяснить конечную цель, найти выход из лабиринта

Составь фигуру

Сложное упражнение, которое нельзя использовать в начале работы по коррекции ЗРР. Ребенку предлагается обведенный контур на листе картона, который он должен заполнить. Для заполнения могут использоваться блоки, различные кубики или просто разрезанный на неодинаковые кусочки картон

Это только незначительная часть игр и упражнений, которые можно использовать для занятий дома.

Важно! Упражнения надо регулярно заменять, вводить новые, при необходимости возвращаться к отработанным ранее. Нужно внимательно отслеживать заинтересованность ребенка в игре и подстраиваться под нее. Выбор материалов также зависит от интересов и возраста.

Игры и упражнения на развитие артикуляционной моторики

Полноценное общение напрямую зависит от натренированности мышц речевого аппарата. Именно поэтому артикуляционная гимнастика — обязательная, ежедневная часть занятий при коррекции ЗРР дома. Продолжительность занятий — пять минут. Постепенно время увеличивается до 15-20 минут в день. Занятия для детей с задержкой речевого развития должны проходить перед зеркалом, чтобы ребенок мог запомнить правильное положение губ, языка.

Задержка речевого развития, упражнения для тренировки артикуляционных мышц:

  • задуть свечку. Губы вытягиваются трубочкой, через них надо как можно дольше выдувать воздух;
  • грустно-весело. Улыбка сменяется на грустное выражение (уголки губ опущены). Постепенно темп замены выражений должен ускорятся;
  • длинный язычок. Язык высунут как можно дальше, ребенок должен постараться им достать до носа, до подбородка;
  • маятник. Рот приоткрыт, язык движется от одного уголка рта к другому, затем вверх-вниз. Постепенно ритм также ускоряется;
  • трубочка. Рот приоткрыт, язык свернут трубочкой;
  • забор. Губы растянуты в улыбке, зубы плотно сжаты;
  • чередование «трубочки», «забора», открытого как при звуке «а» рта.

Очень хорошо представлены игры и упражнения на тренировку артикуляции в книге Костыгиной В.Н., Бардышевой Т.Ю. «Тру-ля-ля и бу-бу-бу». Все упражнения предлагаются в игровой форме, задания в виде веселых стишков.

Для развития артикуляции и дыхания при ЗРР очень полезны духовые инструменты (дудочка, губная гармонь, труба), надувание мыльных пузырей.

Игры и упражнения на развитие импрессивной и экспрессивной речи

Работа по коррекции ЗРР строится поэтапно, по принципу «от простого к сложному». Так, занятия направленные на экспрессивную речь, начинаются с произнесения звуков, позже слогов, простых слов и только после того, как предыдущие этапы отработаны, переходят к фразам и предложениям.

Очень полезно  при ЗРР сочетать такие занятия с физическими упражнениями. Это поможет развить моторику и быстрее усвоить материал.

Например: игра, направленная на изучение гласных звуков при ЗРР. В эту игру обычно дети включаются с удовольствием. Гласные звуки надо пропеть, сочетая с плавными движениями рук.

Техника выполнения занятия:

  • «ааа» — руки широко разводятся в стороны;
  • «ууу» — плавно свести прямые руки перед собой;
  • «ооо» — широко в стороны и вверх, над головой свести кисти;
  • «иии» — в стороны, вниз;
  • «ыыы» — сесть на корточки, руки согнуты, прижаты к корпусу;
  • «эээ» — движение рук в стороны, вниз.

Следующий шаг — изучение согласных «д», «б», «м», «п». После того, как гласные и эти четыре согласных звука усвоены, можно начинать изучать шипящие звуки и сонорные «р», «л».

При ЗРР работа над словарным запасом (активным и пассивным) должна происходить всегда: при занятии домашними делами, прогулке, выполнении гигиенических ежедневных процедур. При этом от родителей требуется терпение и спокойствие. Нельзя поторапливать малыша, использовать фразы: «Скажи», «Повтори». Такое давление способно свести на нет всю работу по преодолению ЗРР и еще больше усугубить ситуацию.

Видео

095

Источник

Последнее обновление статьи: 17.05.2019

С самого рождения в процессе своего развития ребёнок постоянно издаёт какие-либо звуки. Обычно к 2 годам большинство детей используют простые фразы, а к 4 годам — свободно разговаривают. Каждый ребёнок развивается по-разному, но если отклонение от норм слишком большое, то тут уже идёт разговор о задержках в развитии.

Когда следует обращаться к врачу?

Когда ребёнок 4 лет медленными темпами осваивает свой родной язык, то это может быть показателем задержки развития речи. По статистике у мальчиков эта проблема встречается в 4 раза чаще, чем у девочек.

К 4 годам ребёнок должен произносить полноценные предложения, даже если некоторые звуки у него звучат неправильно. Малыши 4 лет, у которых отстаёт развитие речи, разговаривают, но хуже своих сверстников. Обычно у них небольшой словарный запас, они разговаривают короткими фразами, редко используют прилагательные и почти не задают вопросы. Чаще всего их речь ограничена «ма», «па», «дай». В тяжелых случаях слов совсем нет, только отдельные звуки.

Если у ребёнка наблюдается задержка речевого развития, это может отрицательно сказаться на формировании психики. У него возникают проблемы в общении со сверстниками и взрослыми. Всё это ведёт к неправильному эмоциональному развитию.

Показаться врачу следует, если ребёнок в 4 года:

  • произносит непонятные слова;
  • плохо понимает, что говорят взрослые;
  • разговаривает очень быстро или чересчур медленно;
  • не может самостоятельно составлять фразы, поэтому употребляет услышанные из мультфильмов или телепередач;
  • не может самостоятельно составить предложение из нескольких слов.

Немедленной консультации педиатра требуют случаи, когда у малыша наблюдаются проблемы с жеванием и проглатыванием пищи, а также повышенное выделение слюны.

Чтобы поставить точный диагноз, необходимо показать малыша трём узким специалистам — логопеду, неврологу и психологу. Невролог может направить на проведение процедуры сканирования мозга.  Порой отставание в речевом развитии связано с возникновением проблем со слухом, что вызывают такие заболевания, как отит, аденоидит, тугоухость. Поэтому рекомендуется обследовать ребёнка ещё и у отоларинголога. Но в первую очередь необходимо отвести малыша педиатру, чтобы он проанализировал возникшую проблему и выдал направления ко всем нужным специалистам.

Особенности проявления задержки речевого развития у детей 4 лет

Чтобы понять, как проявляются проблемы с речью у ребёнка 4 лет, следует знать основные этапы и нормы развития речи у маленьких детей:

1 этап. Рождение. Первая речевая реакция малыша на этот мир — это крик новорожденного, по громкости и звучанию которого педиатр может сделать выводы о состоянии его здоровья.

2 этап. От рождения до года жизни. В этот период речевой аппарат детей подготавливается к говорению. Он делится на такие периоды:

  • 1,5- 2 месяца — «гуление»;
  • с 5-6 месяцев — лепет;
  • с 8-9 месяцев — лепет первых слов;
  • с 9-12 месяцев — появление первых слов.

Обычно девочки начинают произносить слова раньше, чем мальчики. В год у детей около 10 активных слов (мама, папа, дядя и другие) и около 200 пассивных (значения которых он знает, но произнести их не может).

3.  этап. «Лексический взрыв». Начинается после достижения 1,5 лет. В этот период слова из пассивного словаря переходят в активный. У некоторых детей этот период начинается чуть позже — с 2 лет.

4. Этап. 2-2,5 года. В этот период у детей начинает получаться строить предложения, состоящие из 3-4 слов.

5.  этап. 3-4 года. В это время происходит формирование связной речи. Ребёнок начинает активно применять наречия, прилагательные и местоимения, словарный запас составляет около 500 слов.

6. Этап. С 4 лет. Запас слов — 1000-1500. Ребёнок уже умеет отвечать на вопросы, менять интонацию, составлять предложения как минимум из 4 слов.

В норме отклонения от этих показателей развития могут составлять 2-3 месяца у девочек и 4-5 месяцев — у мальчиков.

Причины задержки развития речи у детей 4 лет

Если ребёнку 4 лет поставлен диагноз задержки речевого развития, то к его лечению необходимо приступать моментально. Однако перед этим необходимо выявить причины его появления.

Факторами, которые провоцируют задержку речевого развития ребёнка могут быть:

  • Болезни мамы в процессе вынашивания плода, полученные травмы, отравления и проникновение инфекции.
  • Гипоксия плода, то есть его кислородное голодание в утробе.
  • Тяжёлые роды, которые случились преждевременно ил произошли слишком стремительно, рождение с обвитием пуповины вокруг шеи.
  • Травмы в процессе родов (особенно верхних отделов позвоночника)
  • Перенесение тяжёлых заболеваний или травм в раннем детстве.
  • Наследственные заболевания, которые способны привести к нарушению структуры мозга.
  • Плохой психологический климат в семье, проблемы в воспитании (чрезмерная опека или наоборот равнодушное отношение, жестокое обращение).
  • Тяжёлые психологические травмы.
  • Употребление матерью алкоголя при беременности.

Проблемы с развитием речи могут вызвать такие заболевания:

  1. Врождённые аномалии центральной нервной системы.
  2. острая или хроническая ишемия головного мозга, возникающая из-за кислородного голодания.
  3. Эпилепсия.
  4. Гидроцефалия (водянка мозга).
  5. ДЦП.
  6. Высокое внутричерепное давление.
  7. Опухоль головного мозга.

Если у малыша имеются какие-либо показания, которые могут поспособствовать возникновению проблем с речевым развитием, стоит начинать усиленно с ним заниматься с самого раннего возраста, чтобы можно было избежать этих проблем.

Порой дети не хотят начинать разговаривать, когда не видят в этом смысла. Зачем напрягаться и учится произносить правильно слова, когда родители и так предугадывают все желания, не развивая его личную активность, или с лёгкостью понимают что ему необходимо по жестам и невнятным звукам?

С некоторыми малышами родственники просто очень редко разговаривают и они не развиваются в этом плане. С маленькими детьми необходимо всё время разговаривать, комментировать каждое своё действие, объяснять события, которые происходят вокруг.

Когда малыш находится в слишком информативной среде, где он постоянно получает большие объёмы информации, которые ему сложно усвоить в силу своего возраста, он перестаёт её воспринимать, прислушиваться к окружающим звукам и пытаться воспроизводить их, и в результате отстаёт в развитии.

Одна из физических причин появления проблем с разговорной речью — слабо развитые органов артикуляции (неба, губ и языка).

Способы лечения задержки речевого развития в 4 года

Лечение любых проблем с речью — очень сложный процесс, но он способен привести к результату, если подойти к этому вопросу вовремя и основательно. Если не заняться этой проблемой своевременно, то ребёнка в 7 лет придётся отправить в спецшколу.

Иногда врачи назначают лечение медикаментами. Лекарства выписываются только после проведения комплексного обследования и принимаются строго по предписанным дозам и под постоянным наблюдением детского невропатолога. Эти медикаменты активируют деятельность речевых зон. Ни в коем случае нельзя самостоятельно давать ребёнку препараты. Обычно в качестве медикаментов выписывают Пантогам,  Ноотропил, Энцефабол, Нейромультивин, Кортексин, Когитум, Лекцитин.

Если у малыша нет противопоказаний, то для восстановления функционирования конкретных зон головного мозга назначают физиотерапию, а именно:

  • магнитотерапию;
  • массаж;
  • электрорефлексотерапию.

Медикаментозное лечение и физиотерапия в обязательном порядке должны сопровождаться работой опытного специалиста, который для каждого маленького пациента разрабатывает индивидуальный план занятий и проводит их в игровой форме.

Роль родителей в лечении проблем развития речи

Если ребёнок отстаёт в развитии, его родителям в первую очередь необходимо обратить внимание на атмосферу, которая царит дома. Возможно в семье часто происходят ссоры, слышатся крики и ругань. Малыш всё это воспринимает. Возможно родители тормозят развитие ребёнка тем, что часто им недовольны, давят на него, постоянно одёргивают, не верят в его способности. В этом случае стоит пересмотреть своё отношение к малышу и другим членам семьи, постараться всем вместе помочь ему.

Родители должны уделять много внимания малышу с речевыми проблемами, часто общаться и заниматься с ним, верить в то, что у него всё получится.

На развитие речи положительно влияют следующие занятия:

  1. Пальчиковые игры, которые развивают мелкую моторику рук. Включают в себя сбор пазлов, конструкторов (Лего, например), кубиков, лепку из пластилина (или теста), рисование карандашом или пальчиковыми красками.
  2. Подвижные игры. Физическое развитие ребёнка неразрывно связано с умственным. С малышом можно играть в мяч, бегать с ним наперегонки (разумеется, поддаваясь). Нелишним будет проведение ежедневной зарядки, уроков танцев и т.п.
  3. Музыкальные игры. Они оказывают позитивное влияние на развитие внимания. Ребёнок сосредотачивается и старается держать ритм. Вместе с малышом угадываются виды музыкальных инструментов по издаваемым ими звукам, животных по их голосам и т.д.
  4. Игры на развитие зрительного внимания и памяти. В процессе используются карточки с изображениями животных или различных предметов, геометрическими фигурами.
  5. Массаж. Общеукрепляющий массаж ребёнку могут делать мама или папа. Профессиональный массаж рекомендуется доверить детскому массажисту.

Задержка развития речи — очень опасная вещь, которая может привести к другим неприятным последствиям. Чтобы этого избежать, нужно уделять ребёнку максиму внимания с самого рождения, даже если на тот момент у него нет никаких предпосылок к возникновению проблем в будущем. Если регулярно заниматься с малышом с учётом его индивидуальных особенностей, то он будет развиваться в соответствии со среднестатистическими нормами. Если же ребёнку в 4 года поставлен диагноз задержки речевого развития, ни в коем случае нельзя откладывать лечение и пускать всё на самотёк, дабы не испортить малышу всю жизнь.

Источник