Отставание в развитии ребенок 2 месяца

Задержка освоения двигательных навыков (моторного развития) у ребенка до года встречается часто, вызывая тревогу и даже панику у родителей и близких родственников. Но всегда ли это так страшно, а когда нужно начинать тревожиться постараемся разобраться в этой статье.

Родители достаточно часто сравнивают физическое (моторное) и психоэмоциональное развитие своего ребенка со сверстниками. Как педиатр мне приходится часто обсуждать с родителями эти вопросы – признаки опережающего развития или малейшее отставание от статистической «нормы», которое вызывает страхи у многих близких.

Конечно же существуют специальные показатели возрастных норм освоения сложных движений – это перевороты с живота на спину и обратно, ползание, ходьба, которые помогают врачам и родителям ориентироваться в данной сфере.

На каждый месяц жизни ребенка приходится определенный двигательный акт, отражающий развитие головного мозга и костно-мышечной системы.

Но при этом важно понимать, что установленные сроки приобретения моторных навыков не являются абсолютными и могут различаться у конкретных детей.

Появления отставания в освоении двигательных навыков может быть связано с целым рядом фактором – как генетическими особенностями малыша, факторами внешней среды, заболеваниями.

Чаще всего это:

  • различные виды перинатальных энцефалопатий, связанных с неблагоприятным воздействием окружающей среды или материнского организма на развивающийся головной мозг у плода;
  • инфекционная патология, как матери во время беременности, так и ребенка в первые месяцы жизни;
  • врожденные пороки сердца, легких, костно-мышечного аппарата;
  • длительная неонатальная желтуха;
  • эндокринные патологии (гипотиреоз), обменные нарушения;
  • генетические заболевания;
  • анемия и другие соматические заболевания, перенесенные в раннем возрасте.

Когда нужно начинать тревожиться – факторы риска возникновения задержки моторного развития:

  • недоношенность менее 35 недель;
  • оценка по Апгар — 5 и менее;
  • ИВЛ после рождения;
  • желтуха более 300 мкмоль/л;
  • внутричерепные кровоизлияния, гипоксия средней и тяжелой степени;
  • крупный плод, наложение щипцов/вакуум-экстрактора;
  • если есть регресс развития (утрата ранее приобретенных навыков);
  • если были судороги в анамнезе или периодически появляются любые судорожные приступы у ребенка до года;
  • если ребенок старше 2 месяцев мало реагирует на окружающих, безэмоционален, не гулит;
  • если в 3 месяца не держит голову и не приподнимает ее лежа на животе, в 6 месяцев не переворачивается, в 9 не сидит/не ползает, в год не встает на ножки (это крайние сроки).

В любом из этих случаев нужно ждать как будет развиваться малыш, обязательно необходимо наблюдение врача-педиатра и невролога, уточнение причины отклонения темпов моторного развития.

Во всех этих случаях часто ставятся диагнозы:

  • темповая задержка моторного развития;
  • заместительная гидроцефалия;
  • перинатальная энцефалопатия;
  • синдром повышенной возбудимости;
  • нарушения тонуса мышц;
  • другие симптомы и синдромы.

Но при этом родителям нужно помнить, что это не диагнозы, а синдромы, указывающие на определенные отклонения в физическом развитии ребенка и это ничего не значит.

Всемирная организация здравоохранения предлагает достаточно широкие возрастные диапазоны освоения двигательных навыков. Поэтому чрезмерные переживания и беспокойство родителей не должны появляться в тех случаях, если малыш отстает в своем моторном развитии на пару недель или месяцев. Данный процесс очень индивидуален.

Все дети разные, у них свой путь развития и становления (дифференцировки) органов и систем организма – в этой ситуации важно и не пропустить патологию, и с другой стороны – не начать лечить, без причин.

Но при этом важно помнить, что во всех этих таблицах приведены нормы Всемирной организации здравоохранения.

Если ребенок сильно недоношенный, были серьезные операции, травмы, болезни, то да, сроки несколько сдвигаются. Более того, в случае отклонений, диагноз ДЦП — за рубежом используется термин cerebral palsy (его суть — нарушение движения, то есть задержка моторного развития) должен быть установлен до 2 лет (и раньше).

При задержке моторного развития в любом возрасте возможно развитие следующих последствий:

  1. Полное выздоровление возможно при своевременном выявлении отставания освоения двигательных навыков малышом.
  2. Длительная задержка моторного развития может привести к развитию стойкого отставания малыша от своих сверстников в двигательном плане, что может нарушить процесс его адаптации, а так же жизнедеятельности.
  3. Формирование задержки моторного развития в 3, 5, 6 месяцев и в другом возрасте нарушает взаимодействие ребенка с окружающим миром, и приводит к замедлению темпов развития в области органов чувств, психического развития и пр.
  4. В тяжелых случаях, особенно при сочетании задержки моторного развития с задержкой развития психической сферы, возможно формирование инвалидности в связи с неспособностью малыша усваивать новые двигательные и психические акты.

Именно поэтому важно наблюдаться у опытного и внимательного специалиста и слушать мнение других врачей. При этом не вижу большой проблемы в консультации у разных педиатров или неврологов, если определяются значительные нарушения физического развития – это право родителей! Особенно если доктор не имеет достаточного опыта, есть сомнения, что с физическим и психоэмоциональным развитием ребенка не все хорошо – проконсультируйтесь у другого врача, которому доверяете, требуйте дополнительных консультаций узких специалистов, консультации в области или краевой больнице. Очень часто время играет большую роль – своевременно выявленное заболевание и вовремя начатое лечение у детей до года!

Источник

Здравствуйте, дочке 2,5 месяца, умненькая, агукает, игрушки держит, смеётся, но у меня были стремительные роды. Невролог когда узнал сразу понаписывал диагнозов, сказал, что ребёнок полностью здоров, но стремительные роды не шутка лучше перестраховаться. Ребёнку было 1,5 месяца, я значение не предала, поскольку он же и сказал, что ребёнок в порядке. Головку на животе держит минут 5-10 когда как, встаёт на локотки, единственное у нас была физиологическая кривошея после родов, сделали один курс массажа, но головку немного клонит влево, врачам этилен заметно, говорят все ок. Сегодня пришла участковый педиатр и сказала, что дочка ползет, но сказала это так как будто ребёнок болен серозным синдромом. При чем дочка реально пытается ручками отталкиваться и ползти, но от опоры не отталкиваясь, просто к игрушке например. Скажите все ли норм? У кого были стремительные роды, успокойте меня. Я начинаю себя накручивать из-за чего с мужем ругаемся. За сумбур извините. Переживаю просто.

Вероника

[1307207612] – 14 декабря 2018, 19:49

1.

Гость

[3615862076] – 14 декабря 2018, 20:15

У меня были стремительные роды, доченьке сейчас 2,5 года, она умнее, даже гораздо умнее ребят постарше, не то, что сверстников. Родилась с дисплазией, тоже головку тянуло на левую сторону. У нас была отличный педиатр, и когда я, также как и вы переживала по любому поводу сказала: ребёнок до года-что пластилин. Из него можно слепить всё, что угодно. Назначат курсы массажа-не пренебрегайте. А почему вы решили, что отстаёт ваш ребёнок в развитии? Прекрасно развивается, всё у вас в норме! Не страдайте фигнёй, не накручивайте себя!

2.

Гость

[3615862076] – 14 декабря 2018, 20:21

А вообще-врачи чаще всего подстраховываются, даже если вам говорят какие-то неприятные вещи. Ведь невролог смотрел, всё в порядке?! Если бы что-то было не так, вам бы давно влепили диагноз. А вообще, постарайтесь искать в своём ребёнке достоинства и успехи в развитии, а минусы и неудачи-не замечайте. Просто работайте над ними. Вашей малышке нужна спокойная и счастливая мама, ведь у вас самая лучшая дочь на свете!

3.

Гость

[2645453482] – 14 декабря 2018, 20:30

Все хорошо, автор, без паники! Малышка УМНИЧКА!! В 2,5 мес.старается тянутся к игрушке. Не переживайте, все хорошо. Растите здоровенькими.????☘????????????????

4.

Гость

[1096341322] – 14 декабря 2018, 20:57

У меня были очень стремительные роды…врач принимавший роды и детский сказали, что все в норме, ребенок 8 баллов из 10 по какой то там шкале. К трем месяцам хорошо держала голову, не ползала совсем, к 9 месяцам пошла самостоятельно. В 11,5 месяцев стала говорить…Одни из врачей педиатров(меняли место жительства) в 8 мес сделала запись в медкарте ребенок с физическими и умственнвми отклонениями, т.к ее параметры 9-10 месячного, а она не говорит (нужно определенный набрп звуков проидносить) не ходит и зубов нет…сходила к заведущей…листок выдрали, педиатра нам сменили…
Дочь абсолютна нормальный ребенок (правда уже не ребенок и замужем) где то с опережением сверстников росла, где то нет. Но одинаковых людей не бывает. Все у вас хорошо. Занимайтесь с ребенком, ращвивайте….да если голову набочок держит может и не кривошея остаться, а ассигматизм (это к аккулисту). Показывайте игрушки-погремушки, так чтобы поворачивала голову в противоположную сторону.

5.

Автор

[1307207612] – 14 декабря 2018, 21:38

Гость

У меня были стремительные роды, доченьке сейчас 2,5 года, она умнее, даже гораздо умнее ребят постарше, не то, что сверстников. Родилась с дисплазией, тоже головку тянуло на левую сторону. У нас была отличный педиатр, и когда я, также как и вы переживала по любому поводу сказала: ребёнок до года-что пластилин. Из него можно слепить всё, что угодно. Назначат курсы массажа-не пренебрегайте. А почему вы решили, что отстаёт ваш ребёнок в развитии? Прекрасно развивается, всё у вас в норме! Не страдайте фигнёй, не накручивайте себя!

6.

Гость

[2705983302] – 14 декабря 2018, 21:45

Не может ребенок в 2.5 месяца ползать!!! Или вы этим называете покачивание и подъем на руках? Ползать начинают гораздо позже здоровые дети, некоторые вообще не ползают и сразу поднимаются в кроватке, ходят по ней. Потом самостоятельно начинают ходить.

7.

Гость

[2705983302] – 14 декабря 2018, 21:50

Стремительные роды, автор, – это сколько времени прошло от отхождения вод до появления ребенка.
У меня два часа. Никаких проблем в жизни с ней нет. Учится в средней школе.

8.

Гость

[2335206355] – 14 декабря 2018, 21:54

Гость

Стремительные роды, автор, – это сколько времени прошло от отхождения вод до появления ребенка.
У меня два часа. Никаких проблем в жизни с ней нет. Учится в средней школе.

9.

Гость

[2705983302] – 14 декабря 2018, 22:06

Что да ладно? Воды отошли в 9 вечера, немного сжимался живот, до роддома 40 минут на машине, схватки в машине были каждые 3 минуты, приехала в роддом – сразу на стол ( без клизмы, я была побрита ) в 11 вечера родила дочку. Никаких разрывов и ужасов. Дочь родилась 52 см 3700 гр веса.

10.

Гость

[3200175900] – 15 декабря 2018, 00:48

Гость

Что да ладно? Воды отошли в 9 вечера, немного сжимался живот, до роддома 40 минут на машине, схватки в машине были каждые 3 минуты, приехала в роддом – сразу на стол ( без клизмы, я была побрита ) в 11 вечера родила дочку. Никаких разрывов и ужасов. Дочь родилась 52 см 3700 гр веса.

11.

Mickey Mouse

[1539124865] – 15 декабря 2018, 01:04

Гость

Не может ребенок в 2.5 месяца ползать!!! Или вы этим называете покачивание и подъем на руках? Ползать начинают гораздо позже здоровые дети, некоторые вообще не ползают и сразу поднимаются в кроватке, ходят по ней. Потом самостоятельно начинают ходить.

12.

Автор

[1307207612] – 15 декабря 2018, 01:09

Гость

Не может ребенок в 2.5 месяца ползать!!! Или вы этим называете покачивание и подъем на руках? Ползать начинают гораздо позже здоровые дети, некоторые вообще не ползают и сразу поднимаются в кроватке, ходят по ней. Потом самостоятельно начинают ходить.

13.

Гость

[43756034] – 15 декабря 2018, 03:30

Все у вас нормально!

14.

Гость

[1580164928] – 15 декабря 2018, 08:38

У меня тоже ребенок в 2,5 месяца ещё не ползал, не ходил и не говорил). Зато в 27 защитил диссертацию. Выровнялся))

15.

Гость

[1580164928] – 15 декабря 2018, 08:49

Врач скажет всегда четко вам, если что-то будет не в порядке. Не надо додумывать то, что не говорилось. Что значит: “педиатр сказала.. так, как будто ребенок болен”. Тон, что ли, был не тот?

16.

Автор

[1307207612] – 15 декабря 2018, 10:01

Гость

Врач скажет всегда четко вам, если что-то будет не в порядке. Не надо додумывать то, что не говорилось. Что значит: “педиатр сказала.. так, как будто ребенок болен”. Тон, что ли, был не тот?

17.

гость

[957243841] – 15 декабря 2018, 12:28

Гость

Все хорошо, автор, без паники! Малышка УМНИЧКА!! В 2,5 мес.старается тянутся к игрушке. Не переживайте, все хорошо. Растите здоровенькими.????☘????????????????

18.

гость

[957243841] – 15 декабря 2018, 12:47

Гость

Не может ребенок в 2.5 месяца ползать!!! Или вы этим называете покачивание и подъем на руках? Ползать начинают гораздо позже здоровые дети, некоторые вообще не ползают и сразу поднимаются в кроватке, ходят по ней. Потом самостоятельно начинают ходить.

19.

Автор

[1307207612] – 15 декабря 2018, 14:06

гость

Он не ползает- у него должен быть рефлекс- отталкивание от опоры. В общем, автор не на форуме выспрашивайте, а идите к хорошему детскому невропатологу, желательно не к частному, а работающему в детской больнице или поликлинике. Роды могут быть стремительными или затяжными, или обычными- в любых ребенок может получить кислородное голодание, что отразится на ЦНС и требует лечение. Чем меньше ребенок, тем легче все коорректируется.

20.

гсоть

[957243841] – 15 декабря 2018, 14:51

Автор

Для меня например если проблема с рефлексами, значит проблема с мозгом, значит это серьезно, а то говорят ой у вас проблемы, но вообще ребёнок здоров. К врачам доверия нет, сколько врачей столько диагнозов. И вот ещё представьте человек задал три вопроса: какие были роды? Есть ли у меня претензии к ребёнку? Срыгивает ли ребёнок? Я ответила: роды 6 часов, в ребёнке меня ничего не беспокоит (спит шикарно, ест шикарно), срыгивает бывает после еды, если после еды не прыгнула ничего, может через час срыгнуть, он на ребёнка посмотрел и написал исходя из того ЧТО сказала Я, написал диагноз. Это норма? Как понять адекватность невролога? Потому что педиатр (не участковая) а та у которой мы наблюдаемся ничего плохого не видит….

21.

Гость

[2681755283] – 15 декабря 2018, 18:54

У меня были стремительные роды. Сын родился фиолетовый, сплошной синяк. Стоял на учёте невролога до года. Потом сняли. Сейчас взрослый красивый парень, сам недавно стал отцом!

22.

Гость

[1307207612] – 15 декабря 2018, 19:25

Гость

У меня были стремительные роды. Сын родился фиолетовый, сплошной синяк. Стоял на учёте невролога до года. Потом сняли. Сейчас взрослый красивый парень, сам недавно стал отцом!

23.

Гость

[1568434272] – 15 декабря 2018, 22:32

Дорогая автор, я как мама девочки, которая лишь на несколько месяцев младше вашей, только что пройдя все эти этапы могу сказать, что ваша малышка – умница и даже опережает развитие. Ваш врач просто перестраховывает свои булки. Но, чтобы было спокойнее всё же сходите к ещё одному доктору и просто наблюдайтесь. Малышке сейчас и так не легко, газики, она хочет рядом спокойную и уверенную маму, пожалейте себя и её и не надо при ней с мужем ругаться, не закладывайте ей тревожность.

24.

Гость

[1568434272] – 15 декабря 2018, 22:33

Гость

Дорогая автор, я как мама девочки, которая лишь на несколько месяцев младше вашей, только что пройдя все эти этапы могу сказать, что ваша малышка – умница и даже опережает развитие. Ваш врач просто перестраховывает свои булки. Но, чтобы было спокойнее всё же сходите к ещё одному доктору и просто наблюдайтесь. Малышке сейчас и так не легко, газики, она хочет рядом спокойную и уверенную маму, пожалейте себя и её и не надо при ней с мужем ругаться, не закладывайте ей тревожность.

25.

Варя

[2032661950] – 15 декабря 2018, 23:54

Гость

Что да ладно? Воды отошли в 9 вечера, немного сжимался живот, до роддома 40 минут на машине, схватки в машине были каждые 3 минуты, приехала в роддом – сразу на стол ( без клизмы, я была побрита ) в 11 вечера родила дочку. Никаких разрывов и ужасов. Дочь родилась 52 см 3700 гр веса.

26.

Забавишна

[4226617027] – 21 декабря 2018, 17:37

Источник

Задержка моторного развития или задержка двигательных функций опорно-двигательной системы малыша – это особенность развития, при которой ребенок не осваивает необходимых навыков, либо приобретение их происходит с серьезным отставанием во времени.

Конечно, не стоит бить тревогу, если младенец начинает переворачиваться не в 3, а в 4 месяца. То, во сколько произойдет тот или иной «прорыв» в жизни маленького человека, во многом зависит от наследственности, интенсивности занятий, наконец, строения его тела. Но есть очевидные «отклонения», заметив которые родителям необходимо немедленно проконсультироваться с педиатром.

Давайте разберемся, что и в каком возрасте должен уметь делать ваш малыш?

Сосательный рефлекс

Сосание груди – самый первый и, пожалуй, самый важный навык младенца. По тому, как он это делает, можно многое сказать о самом ребенке, в худшем случае заподозрить что-то неладное. Маму должны насторожить причмокивание или чавканье во время сосания, задержка дыхания, одышка со стоном, срыгивание после каждого кормления в количестве более 2-х чайных ложек, трещины на сосках, частые лактостазы, предпочтение одной груди. Все это – признаки неправильного захвата груди. Помните, что верное обращение ребенка с грудью напрямую влияет на его гармоничное и своевременное развитие. Если малыш захватывает грудь плохо, это обязательно скажется на пищеварении ребенка, прибавке в весе, повышенном газообразовании. А отсюда возникают и «материнские» проблемы: от трещин на сосках до лактостаза.

Я за тобой наблюдаю…

В возрасте месяца вы уже можете определить еще один немаловажный навык малыша: способность следить за предметом. Обратите внимание на то, как он это делает – долго ли смотрит на него, отводит ли глазки в сторону, отдает ли предпочтение при этом обеим сторонам или только одной? В последнем случае можно говорить о застрявшем шейном позвонке, не позволяющем ребенку полноценно осматривать окружающий мир.

Смотреть сверху вниз

В 2 месяца кроха начинает удерживать головку, причем, уже не только на животике, но и в вертикальном положении. То есть если малыша взять «столбиком», он свободно сможет крутить головкой по сторонам и не будет ее запрокидывать. Этот навык дает понять, что в шее нет никакого напряжения, ничто не мешает малышу развиваться дальше. Нередко случается, что ребенок «овладевает» этим навыком раньше, где-то в первый месяц жизни. Родители гордятся данным фактом, а зря. Умение подолгу удерживать головку в таком возрасте говорит вовсе не о раннем развитии, а о сильном тонусе мышц шеи и спины, что в свою очередь сопровождается повышением внутричерепного давления, а соответственно, плохим засыпанием и быстрой утомляемостью.

Лежать тоже нужно уметь

С 2 до 3 месяцев ребеночек должен научиться правильно лежать на животике. «Правильно» означает, что его головка часто находится в вертикальном положении, а значит, он может вращать ею и следить по сторонам. Ручки малыша в этот момент опираются на локотки и предплечья. Ребенок может даже перебирать игрушки, находящиеся прямо перед ним. Такое положение способствует развитию мелкой моторики. А опираясь на предплечья, малыш активирует речевой центр мозга, что в дальнейшем поможет ему правильно, хорошо и вовремя научиться говорить.

Очень часто в подобной позе детки поджимают один или сразу оба локотка к животику, либо заводят их за спину. В результате малышам становится трудно удерживать голову, они начинают капризничать. Родители решают, что ребенку неудобно и, вместо того чтобы научить его правильному положению тела, попросту избегают столь важную позу.

Дорогие родители, если у вашего ребенка наблюдается дискомфорт при нахождении в позе «на животике», это говорит о наличии блока, либо о напряжении в шее или плечевом поясе. Если его вовремя не устранить, ручкам ребенка будет сложно полноценно развиваться и своевременно осваивать окружающее пространство. Последствия могут заключаться в неовладении самыми простыми навыками, такими, например, как выставление рук вперед во время падения!

Полный «переворот»

С 3-х до 4-х месяцев большинство детей осваивают переворот со спинки на живот. Правильно это выглядит следующим образом: ребеночек сначала подтягивает ножки к животику, иногда хватая их руками, затем заваливается на бочок, еще больше группируется, ложится на личико и перекатывается на животик. В новом положении он растягивается и с интересом разглядывает все по сторонам.

Классические ошибки: некоторые малыши, прежде чем перевернуться, делают толчок пяткой, выпячивают животик вверх и переваливаются им в сторону поворота. Подобное движение усиливает изгиб поясницы, что в свою очередь способно повлиять на будущую осанку и правильную установку ножек.

Поворот – это очень сложное упражнение на координацию. Если кроха выполняет его правильно, последующие навыки будут осваиваться им значительно быстрее.

Туда-обратно

Поворот с живота на спину в норме осуществляется в 5 месяцев. Тут тоже есть свои этапы. Многим деткам очень сложно разобраться с ручками: «куда же их деть, чтобы перевернуться?»

Правильный переворот предполагает, что малыш выпрямляет ножку с той стороны, куда хочет повернуться, локоток той же ручки смещает под животик и перекатывается на бочок, а затем на спинку. Иногда ребенок просто собирается в клубок таким образом, что ручки и ножки оказываются собраны под животиком. Из этого положения ему тоже несложно перекатиться на бочок и спину.

Если в процессе выполнения этого непростого «упражнения» малыш не знает, куда деть руки, он чаще всего отставляет локоток в бок или пытается завести руку через бок за спину. В результате он сам себе выстраивает препятствие, которое оказывается практически не под силу преодолеть. Подобная ситуация говорит о том, что у крохи есть проблемы со своевременным развитием мышц рук и верхнего грудного отдела, что может негативно сказаться и на освоении последующих навыков.

Усвоив оба вида поворотов, малыш может начать перекатываться, таким образом достигая нужных ему предметов – некий аналог ползания.

Достигая предметы

Настоящее «ползание» начинается в 6 месяцев, хотя подготовку к нему родители могут заметить уже в три месяца от роду. Этот навык приобретается в несколько этапов. Сначала ребенок, лежа на животике, подтягивает под себя ножки и приподнимает попу вверх, при этом личико остается лежать на поверхности. Порой можно наблюдать, как кроха даже проползает на лице какое-то расстояние вперед. Второй этап: малыш, лежа на животике, поднимается на прямых ручках, его грудь отрывается от поверхности, а попа остается лежать. Это немного напоминает отжимание. Первый и второй этапы могут чередоваться. Пройдет немало времени, прежде чем малыш сможет соединить их воедино и встать на четвереньки. Если раньше малыш научился неправильно переворачиваться со спины на живот, ему будет очень сложно сгруппировать ручки с ножками.

Правильное положение позы «на четвереньках» предполагает, что кроха опирается на коленки и полностью раскрытые ладошки. Раскрытая ладонь напрямую влияет на баланс тела ребенка и, опять же, на развитие мелкой моторики.

После того, как малыш научился вставать на четвереньки, он начинает раскачиваться вперед и назад, плюхается, «распадается» и снова начинает все сначала. Когда навык совершенствуется, ребенок добавляет перекрестные шаги. А это в свою очередь развивает симметричную работу обоих полушарий головного мозга. Уровень глаз ребенка становится выше поверхности опоры примерно на 1/3 роста малыша. Благодаря этому в головном мозге начинают активироваться зоны, отвечающие за координацию и пространственное мышление.

Некоторые дети ползают по-пластунски. Хотя считается, что это просто один из видов ползания, стоит отметить, что данное положение способствует сохранению рук в кулачках, из-за чего мышцы спинки задействуются больше, чем мышцы животика. В результате усиливается тонус задней группы мышц.

Учимся сидеть

Многие родители ждут не дождутся, «когда же мой малыш сядет?»

Обратите внимание, детки начинают присаживаться из положения «четверенек», а не из положения «лежа на спине». Поэтому если у малыша нет навыка ползания, то сесть ему очень и очень сложно.

Чтобы сесть, ребеночек начинает ползти назад, подворачивает одну ножку под попу и садится, либо переворачивается и ползет в другую сторону. Говорить о том, что ребенок сидит или «готов сесть» можно только тогда, когда он отрывает обе ручки от опоры и сидит так 30 секунд и более.

Некоторые дети способны сидеть достаточно продолжительное время, если их посадили, но сами не садятся! Чаще они лежат и малоподвижны. Подобная ситуации говорит о том, что ребенку сложно разобраться с координацией собственного тела. С ним необходимо заниматься, развивая в первую очередь навык ползания.

Когда ребенок сидит, уровень его глаз уже находится чуть больше ½ роста малыша от поверхности опоры. А значит, крохе необходимо снова осваивать еще незнакомое пространство.

В полный рост

Примерно к 7-9 месяцам дети созревают для того, чтобы встать у опоры. Если остальные навыки уже хорошо освоены ребенком, он сможет встать достаточно быстро и легко.

Предметом гордости родителей становится факт того, что их малыш встает в кроватке. Со стороны этот процесс выглядит следующим образом: ребенка сажают в кроватку и отходят, а кроха берется ручонками за бортик, пяточками упирается в решетку, подтягивается и встает из положения сидя. С точки зрения свободы движения, это не совсем правильно. В такой ситуации у малыша во «вставании» совсем не участвуют ножки. Как правило, эти детки либо совсем не ползают, либо ползают по-пластунски.

Техника правильного «вставания» предполагает, что малыш будет подниматься из положения «четверенек». Выглядит это так: малыш подползает к опоре, хватается за нее ручками, переставляет их выше, затем подтягивает ножки и выставляет одну ножку вперед, на стопу. Дальше он перераспределяет вес тела на эту ножку и начинает выпрямляться, подтягивая вторую ножку и ставя ее на стопу. В конце он равномерно распределяет вес на обе ножки – стоит! Такое упражнение подключает мышечные цепи ходьбы: все люди ходят вперед, ставя ноги по очереди прямо перед собой.

Усвоив вставание у опоры, малыш начинает присаживаться на «корточки» и вставать обратно, тем самым отрабатывая навык «вставание с места». Тут же ребенок учится перемещаться вдоль опоры приставным шагом. Обратите внимание, что приставной шаг формирует речевые зоны мозга.

Подъем!

Считается нормой, если ребенок начинает ходить в возрасте от 10 месяцев до 1 года 3 месяцев (у недоношенных детей сроки могут быть увеличены до 1 года 6 месяцев). Но перед тем, как пойти, малышу нужно научиться вставать с места. Для этого ему необходимы все предыдущие навыки, приобретенные за прошедшее от рождения время: навык ползания вперед и назад, вставание у опоры, приседание на «корточки» и обратно.

Со стороны «вставание с места» в идеале выглядит следующим образом: малыш на «четвереньках» подтягивает одну, а затем вторую ножки, ставит их на стопы, усаживается на «четвереньки», отрывает ручки от поверхности опоры и выпрямляется. Ура, малыш стоит! Отсюда до первых шагов проходит, обычно, совсем немного времени: интерес к познанию мира очень велик, желание добраться до нужного предмета быстро перебарывает страх падения.

Ходить тоже нужно правильно

К сожалению, многие детки ходят на цыпочках. При таком положении стопы ребенка неравномерно распределяют весовую нагрузку, малышу не хватает достаточной площади опоры. Человеку обязательно необходимо задействовать пятки во время ходьбы. Если этого не происходит, основная нагрузка оказывается на коленных и тазобедренных суставах. Но задние мышечные цепи развиты сильнее. Ребенок сам не сможет справиться с нагрузкой и начнет подстраиваться. В результате, мышцы малыша будут оставаться в том же напряжении, начнут растягиваться и неадекватно выполнять свою функцию. Неправильное осуществление на начальном этапе навыка ходьбы может существенно отразиться на здоровье человека в будущем.

Стимулированию ходьбы на цыпочках способствует «ведение» детей за ручку, когда малыш вынужден высоко поднимать руки вверх. В этот момент выключается работа мышечных цепей ходьбы, ребенок тянется за мамой и вынужден подниматься на цыпочки.

Для правильного стимулирования навыка ходьбы необходимо, чтобы кроха опирался на ножки, а руки находились у него на уровне груди. Если вам обязательно держать его при этом за руку, наклонитесь так, чтобы ребенку было комфортно и не было необходимости задирать ручки вверх.

Звенья одной цепи

Двигательная активность очень важна для детей. Она помогает ребенку развиваться гармонично и быть здоровым. Вы можете заметить, что все навыки как части пирамидки: стоит одной детали выпасть, и фигура лишится одного из своих опорных звеньев.

Если вы обратили внимание, что ваш малыш что-то делает неправильно или не вовремя, стоит обратиться к специалисту. Из моего опыта общения с родителями скажу, что далеко не все мамы и папы могут адекватно и должным образом оценить способности своего ребенка. Безусловно, каждый малыш индивидуален и развивается согласно своему собственному внутреннему «плану-графику». Но если у него появились проблемы, необходимо разобраться в них их и оказать посильную помощь. Это чем-то сродни косоглазию или плоскостопию – если выявить их в раннем возрасте, то можно обойтись гимнастикой, а вот если запустить, может потребоваться серьезная медицинская помощь!

Задержкой моторного развития занимаются детские массажисты и остеопаты. Существуют различные методики работы в данной области. Поскольку причиной задержки моторного развития в большинстве случаев является родовая травма (родовые микросмещения костей черепа и шейных позвонков), моя задача, как остеопата, заключается в обнаружении наиболее важных микросмещений и их устранении. Обычно организм ребенка быстро реагирует на мягкие и безболезненные техники, и застрявшая или зажатая область расслабляется. Как следствие, малыш начинает быстро «догонять» своих сверстников.

С высоты своего опыта могу сказать, что дети всегда отвечают «взаимностью»: буквально через 2-3 занятия начинают самостоятельно переворачиваться, учатся правильно ползать или вставать. Ведь этим малышам требуется всего лишь немного направить организм к здоровью и балансу. Вместе с крохой мы активируем мышцы, которые раньше не работали и расслабляем перегруженные. У детей уходят напряжение, утомление и болезненность. На их место приходят расслабление, спокойствие и комфорт.

Каждой маме для своего ребенка хочется здоровья, счастья и радости. Но порой для этого необходимо приложить усилия, вовремя распознав опасность и предотвратив ее последствия. Наблюдайте за своим малышом, делайте гимнастику, учитесь основным навыкам. Но если что-то вам покажется странным, не медлите обратиться к специалистам.

Здоровья вам и вашим детям!

Источник