Отставание в развитии ребенка с впс

Добрый день, Полина! Меня зовут Настя. Хотела бы вместе с вами, а может и с другими специалистами понять свои ошибки и помочь сыну овладеть новыми навыками.

Нам сейчас 1год 2 месяца.Родились естественным образом ровно в 40 недель:аб::3540,53 см, 78 по шкале Апгар. У сына ВПС, знала заранее до рождения. На 3 сутки была проведена операция на сердце:устранение коарктации аорты. Отошел быстро, через 7 дней были дома:аб: Вскармливание грудное. Прикормы стала вводить в срок как полагается.

Сейчас едим все, включая мое молоко по ночам:аб:Тем не менее, вес у нас мал:ау: 8.5кг,но рост нормальный 78 см.
В связи с маленьким весом он худенький, а из-за гипотонии мышцы слабенькие.

Глеб не отстает в психическом развитии.Все, что полагается делает и говорит (дядя,папа, баба,дай,на, ав,ку,мама, гу и что-то еще:аб.Мелкая моторика развита прекрасно(невролог сказал, что это естественно, ведь когда меньше двигаешься, больше играешь.Упомянула про Паганини, у него ВПС был тоже).Он спокойный по характеру, усидчивый.

Главные трудности у нас с физическим развитием.До 6 месяцев все было хорошо, развивались без отставания.Потом встал вес и…физическое развитие затормозилось. С 7.5 месяцев он сидит (электрофорез +массаж видимо помогли). На животе лежал с рождения и где-то до 10 месяцев.На руках выпрямлялся,игрушки доставал, ноги подтягивал к попе, казалось поползет…не случилось:ау:После этого на животе отказывался лежать.
Невролог в 8 месяцев сказала, не волнуйтесь с ВПС так часто. Он скорее всего сразу сядет. Не сел ДО СИХ ПОР. Он честно пытается сесть уже давно, приподнимается опирается немного на руку и…ложится. Как только дать руку, сразу быстренько садится. С подушки может сесть, но все-равно ждет руку:аб:

При этом,мы умеем: сидеть очень хорошо,даже передвигается сидя:аб: стоять у опоры долго, руки можем отпускать и постоять без, наиболее часто держится одной рукой, второй что-нибудь трогает. Умеем вставать к опоре, если ноги стоят на полу (например, он сидит в седле или на маленькой тубареточке).Также встает быстро и уверенно, если дать руки, упирается на ступни и встает.Без опоры он может стоять, но через некоторое время откланяется назад и упал бы, если бы не мои руки:аб:Вдоль опоры переступает. При этом, похож на ивушку:аб:тоненький и покачивается:аб:

За руки очень хорошо ходит, иногда за 1 руку, если придерживать бедра уверенно идет.Есвли встал с табуретки может ко мне несколько шагов и сам сделать, НО потом одумывается и ждет мою руку:аб: Знаю, это не достижение.Это большая ошибка.Как только он понял, что такое ходить, про живот и ползанье мы забыли.Сейчас при попытки поставить на четвереньки сразу садиться, с живота сразу переворачивается на спину.Мяч у нас давно. Предпочитает его катать:аб:

Понимаю информации много, но добавлю еще:аб: С 4 июня мы как бы “госпитализированы” и ждем (дома) операцию, радикальную. Поэтому сына бережем, по врачам лишний раз не таскаем, главное сейчас не болеть.

Больше всего меня беспокоит, что он сам не садится. Долго и упорно учу его через бок садится. Говорю, как Глебик садится? И он сам сразу приподнимается, пытается опиреться на руку и…протягивает мне вторую руку для помощи:аб: Если не дам, ложится. У меня впечатление, что он не то что не может сесть, просто не знает как это технически сделать. Отсутствие естествеенной смены поз, наверное, сказывается, мы ведь не ползали.

Подскажите, пожалуйста, мои ошибки.На какие упражнения стоит обратить внимание в нашей ситуации?Читала много. Пробовала четвереньки.Его практически не поставить,он сразу выгибается и садится или даже встает.На колени тоже не поставить, в итоге мы почему-то опять стоим:аб:

П.С. Конечно,я верю, что после операции все изменится. Он станет сильнее, активнее. А значит поползет, сядет, встанет и пойдет.Но время идет, операцию все ждем (говорят на след.неделе).Может лучше ничего не делать, чем делать неправильно? Как то он все делает наполовину, почти встает, почти ходит, почти садиться. Поняла,это не его, а моя вина? Не одного дела до конца не довела, начинала новое…
Хотя, если бы мы не начали водить за руки он, наверное, и не стоял бы даже сейчас. Так бы и сидели и развивали мелкую моторику:аб:В общем совсем запуталась…

Ваше мнение для меня действительно важно. Готова выслушать критику и честно ответить на все необходимые вопросы.

Источник

Неврологические осложнения болезней сердца у ребенка

а) Неврологические осложнения неоперированных врожденных заболеваний сердца. Врожденные заболевания сердца, особенно врожденные пороки сердца синего типа, являются важными причинами неврологических проблем.

1. Умственное и физическое развитие и мальформации сердца. Развитие детей с врожденными пороками развития сердца обычно нормальное. Тем не менее, познавательные функции у детей с врожденным пороком сердца синего типа могут нарушаться чаще, чем при нецианотических заболеваниях (Stieh et al., 1999), особенно у детей с гипоплазией левых отделов. Около половины детей с врожденной патологией сердца с необходимостью операции на открытом сердце в неонатальном периоде приобретают дефицит двигательных и познавательных функций с плохой успеваемостью в школе (Hovels-Gurich et al., 2002a, b).

Rogers et al. (1995) выявили, что 7 из 11 выживших с этим состоянием имеют серьезные когнитивные нарушения. Возможны различные механизмы подобных расстройств познавательных способностей, включая сопутствующие мальформации, последствия инфарктов или гипоксических приступов и хронической гипоксии. Роль гипоксии заподозрена на основании данных о том, что возраст, в котором проводится операция по транспозиции крупных сосудов, имеет отрицательную корреляцию с достигнуты м уровнем умственного развития (Newburger et al., 1984), указывая на то, что отсрочка хирургического вмешательства может быть связана с нарушением высших функций мозга.

Основной причиной являются факторы в процессе операции, однако недавние исследования показали, что у половины новорожденных с такими проблемами неврологические и нейроповеденческие симптомы имелись до операции, являясь существенным фактором риска для последующих нарушений (Limperopoulos et al., 2002). Было установлено, что хроническая гипоксия у детей с пороками сердца синего типа связана с нарушенной двигательной функцией, неспособностью к устойчивому вниманию и низкой успеваемостью (Wright и Nolan, 1994; Stieh et al., 1999).

Мальформации мозга встречаются чаще у детей с врожденными заболеваниями сердца, чем среди населения в целом. В исследовании цианотических заболеваний сердца патология ЦНС была выявлена в 2-5% случаев с транспозицией крупных сосудов, 5-10% с тетрадой Фалло, 4-10% с артериальным стволом и около 29% с гипоплазией левых отделов сердца (Glauser et al., 1990).

Мальформации мозга могут включать как большие, так и малые аномалии, а микроцефалия является самой распространенной. При нецианотических заболеваниях патология мозга встречается особенно часто, с дефектами эндокардиальной подушки, поскольку они сочетаются с синдромом Дауна, но иногда обнаруживаются коарктация аорты или аортальный стеноз. Коарктация аорты может сочетаться с аневризмами в мозге и также вызывать кровоизлияние в мозг при их отсутствии (Freedom, 1989).

2. Пароксизмальные эпизоды. Среди них различают синкопапьные состояния, которые могут встречаться у пациентов с клапанным аортальным стенозом. Цианотические приступы составляют главные осложнения порока сердца синего типа. Эти эпизоды провоцируются нагрузками, кормлением или актами дефекации и характеризуются гиперпноэ и внезапным усилением предшествующего цианоза. Сознание может ухудшаться, и в тяжелых случаях могут развиться генерализованные судороги. Иктальный мониторинг с помощью ЭЭГ показывает скорее гипоксический, чем эпилептический характер судорог (Daniels et al., 1987). В некоторых случаях диабетические приступы следуют за острым нарушением мозгового кровообращения.

3. Инсульты. Нарушения мозгового кровообращения встречаются в течение первых 20 месяцев жизни в 75% случаев, а тетрада Фалло и транспозиция магистральных сосудов насчитывает около 90% случаев (Phornphutkul et al., 1973). Их встречаемость значительно снизилась после выполнения раннего хирургического вмешательства у большинства детей. Тем не менее, нарушения мозгового кровообращения также возникают и после полного восстановления. Du Plessis et al. (1995) наблюдали инсульты у 17 (2,6%) из 645 детей, которым была выполнена операция по Фонтену. Они возникали в течение первых дней до 30 месяцев после хирургического вмешательства.

Инфаркты локализовались в основном в бассейне средней мозговой артерии, но могут быть вовлечены и другие крупные сосуды. Венозный тромбоз также встречается, отчасти коррелируя с дегидратацией и высоким гематокритом, тогда как артериальные инфаркты часто наблюдаются у пациентов с железодефицитной анемией (Tyler и Clark, 1957). Последняя часто связана с повышенной вязкостью крови. Гемиплегия с внезапным началом является обычным клиническим проявлением, но могут наблюдаться другие фокальные дефициты, такие как гемианопия или афазия. КТ дает обычную картину артериального инфаркта крупных сосудов, лакунарные инфаркты нехарактерны (Dusser et al., 1986). В четверти случаев отмечается задержка умственного развития и остаточная эпилепсия.

4. Абсцессы головного мозга. Они рассматривались в отдельной статье на сайте. Около 80% из них встречаются в случаях с тетрадой Фалло и транспозицией магистральных сосудов. Они редко встречаются до двухлетнего возраста, возможно, из-за развития в месте предшествующих небольших инфарктов. Отек сосочка зрительного нерва имеет небольшое значение в постановке диагноза абсцесса мозга у пациентов с цианотической болезнью сердца, поскольку извилистые сосуды сетчатки часто переполнены кровью, размывая границы диска.

Инфаркт мозга после транспозиции магистральных сосудов
Инфаркт в области передней мозговой артерии у трехлетнего пациента с транспозицией магистральных сосудов.

В данном случае имело место внезапное начало гемиплегии с преобладанием поражения голени после корректирующего оперативного вмешательства.

б) Неврологические осложнения приобретенного заболевания сердца у ребенка. Эти случаи менее распространены, чем при врожденных заболеваниях сердца. Они включают хорею и эмболию сосудов мозга, которая может быть вызвана аритмиями сердца (Palacio и Hart, 2002) или бактериальным эндокардитом и последствиями сердечной недостаточности.

Бактериальный эндокардит может осложнять установленное заболевание сердца, но может также встречаться на очевидно нормальном сердце. Неврологические осложнения развиваются в 20-40% случаев и часто являются показательным проявлением. Они включают эмболы, гнойный менингит, мозговой абсцесс и грибковые аневризмы с возможным менингеальным или паренхиматозным кровоизлиянием. У детей судороги не являются редкостью (Chen et al., 2001, Ferrieri et al., 2002). В 70% случаев обнаруживаются изменения в ЦСЖ, с проявлениями гнойного или лимфоцитарного плеоцитоза, ликвор может быть геморрагического характера.

в) Неврологические осложнения операций при патологии сердца у ребенка. Осложнения сердечной хирургии стали чаще встречаться у детей после расширения возможностей оперативного лечения тяжелых пороков развития. Они представляют существенную причину последствий в развитии нервной системы при врожденных заболеваниях сердца.

Острые осложнения, которые встречаются в течение или сразу после операции, включают кому или меньшие степени нарушения сознания, судороги (генерализованные, парциальные или мультифокальные), гемипарез, изменения мышечного тонуса, органические синдромы психических нарушений, параличи взора, дискинезию и изменения личности. Особенно часты судороги (развиваются у 4-26% пациентов после операций на сердце с глубокой гипотермией), которые обычно исчезают без последствий (Du Plessis, 1997). Однако они бывают продолжительными и тяжелыми, и нейровизуализация выявляет связь некоторых из них с наличием очаговой ишемии.

Ehyai et al. (1984) наблюдали судороги у 15 из 166 оперированных новорожденных, связанные в двух случаях с гипокальциемией и гипомагниемией.

Судороги после трансплантации сердца встречаются примерно у 22-43% пациентов (Raja et al., 2003) и связаны с общей продолжительностью сердечно-легочного шунтирования и с развитием послеоперационных осложнений. Большинство из этих осложнений связано с нарушенной перфузией и эмболизмом и сопровождается заметной патологией на ЭЭГ (Olson и Shewmon, 1989). Патологическое исследование указывает на перивентрикулярную лейкомаляцию, некроз мозга и иногда некроз ствола мозга (Glauser et al., 1990): они характерны во время или после кардиопульмонарного шунтирования и заключаются в микротромбозе, жировой эмболии и особенно воздушной эмболии. КТ и МРТ исследования (McConnell et al., 1990) продемонстрировали, что встречаемость ишемических приступов, незаподозренной мозговой атрофии и субдуральных кровоизлияний была выше, чем предполагалось.

Механизмы, отвечающие за развитие экстрадуральных или субдуральных кровоизлияний, по-прежнему исследованы недостаточно, хотя вероятно влияние реперфузии.

Хореоатетотические дискинезии (Robinson et al., 1988; Curless et al., 1994), особенно затрагивающие мимическую мускулатуру, наблюдаются в частности после индуцированной глубокой гипотермии. Патологические движения обычно появляются через несколько дней после операции. Medlock et al. (1993) наблюдали это осложнение у 8 (1,2%) из 668 детей после операции с использованием искусственного кровообращения. У трех из них патологические движения были транзиторными, с исчезновением через несколько дней или недель, а у других пяти они были устойчивыми. Ни у одного из восьми детей не было нормального развития через 22-130 месяцев после проведения лечения. Du Plessis et al. (2002) выявили 36 детей с этим синдромом и выделили доброкачественные транзиторные формы с восстановлением в среднем за 70 дней и тяжелые формы, связанные с высоким уровнем смертности или устойчивые. Частота этого осложнения значительно уменьшилась за последние годы.

Ишемические повреждения спинного мозга могут возникать не только после восстановления коарктации аорты, но и при операциях на открытом сердце вследствие сосудистого коллапса (Puntis и Green, 1985). Это приводит главным образом к инфаркту в бассейне передней спинномозговой артерии.

Отдаленные последствия хирургии сердца. К ним относятся задержка умственного развития, церебральный паралич, расстройства походки, иногда судороги в форме синдрома Веста (Du Plessis, 1997) и специфические проблемы с обучением. Тем не менее, у большинства новорожденных с оперированной гипоплазией левых отделов сердца развиваются достаточно нормальные познавательные способности (Goldberg et al., 2000), но возможны нарушения поведения, а успеваемость часто ниже, чем у их здоровых сверстников (Mahle и Wernovsky, 2004; Schillingford и Wernovsky, 2004). Отклонения на МРТ обнаруживаются у большой части оперированных детей. Такие изменения включают вентрикуломегалию, атрофию и инфаркты белого вещества (McConnell et al., 1990), но необязательно связаны с неврологическими последствиями или нарушениями развития (Miller et al., 1994).

Имеется необъяснимо частая потеря слуха, но ухудшение общения связано со многими причинами. Гидроцефалия, связанная с повышенным внутричерепным венозным давлением, может возникать после операции по Мастарда. Вертебробазилярная ишемия после анастомоза Блелока-Тауссига может быть результатом значительного подключичного «обкрадования», но является редкостью (Kurlan et al., 1984).

Осложнения трансплантации сердца включают связанные с операцией в условиях искусственного кровообращения и вызванные иммуносупрессивной терапией (Adair et al., 1992). Несмотря на достигнутые в последнее время результаты, развитие нервной системы остается проблемой (Nield et al., 2000; Freed et al., 2006).

– Также рекомендуем “Неврологические осложнения болезней легких у ребенка”

Редактор: Искандер Милевски. Дата публикации: 17.1.2019

Источник

Психомоторное и речевое развитие детей Форум посвящен развитию детей раннего возраста. Вопросы родителей, касающиеся стимуляции крупной и мелкой моторики, общения и речи, познавательной деятельности и игры – их можно обсудить здесь.

 
#1  

21.09.2009, 14:25

Серфер

 

Регистрация: 21.09.2009

Адрес: Москва

Сообщений: 2

Ребенок с ВПС задержка развития

Здравствуйте!
Очень нужна ваша помощь!
Моему сыну Ване 1 год 5 месяцев.Родился в срок,роды были затяжные (слабые схватки),долгий безводный период.8/9 баллов.Практически сразу обнаружили ВПС (АЛА 1 тип,ДОС от ПЖ,ТМА,ДМЖП,ДМПП).Сделано 2 вспомогательных операции – в 5 дней и в 9 месяцев.Радикальную операцию планируют оттягивать как можно дольше,учитывая состояние конечно.Неврологи поставили Гипоксически-ишемическое поражение ЦНС,повышенный тонус
Голову стал держать в 2 месяца.На животе не лежит до сих пор.Переворачивался с живота на спину с месяцев 5-6.На живот с 11 месяцев.Сидит с опорой с 6,сам с 8 месяцев.На четвереньки не встает,не ползает.Садится умеет из положения лежа на спине через бок,но не хочет (т.е. сядет если уж очень заинтересуешь игрушкой,а так будет лежать плакать).В кроватке встает держась за перила с годика(до года вообще опоры на ноги не было).Ходит за 1 руку уверенно,сам боится.У опоры не ходит и даже не пытается.Еще проблема в том что падать он не умеет (падает назад прямым телом). Массаж делали 2 раза в пол года и в 1,3.После второго массажа стал приседать на корточки.
Не говорит ничего,только отдельные звуки.Даже слогов нет.Все понимает,очень любит книги.Показывает животных,нос,глазки.На то что хочет показывает пальцем.Когда хочет на горшок начинает хныкать,ориентируемся по времени.
Больше всего меня беспокоит то,что он не хочет даже напрягаться что бы что-то сделать.Типа – не могу игрушку достать ну и не надо,поплачу так дадут.А плакать то нам особо нельзя….Да и плачет он так что медсестры пугаются что он сознание теряет.Иногда даже дышать перестает.
Подскажите как нам заниматься,чтобы он сам стал двигаться?Очень буду ждать ответа.Заранее спасибо.

 
#2  

21.09.2009, 22:58

дефектолог

 

Регистрация: 31.01.2007

Адрес: Москва

Сообщений: 24,095

Поблагодарили 6,868 раз(а) за 5,349 сообщений

Записей в дневнике: 1

Ребенок с ВПС может вообще не лежать на животе. Учите вставать к дивану, стоять и играть у дивана, а потом и ходить вдоль опоры.

. Учите вставать у опоры – у дивана: садитесь перед диваном на низкие колени (практически вы сидите на пятках), сажаете мальчика к себе на колени. Ноги у него должны быть под прямым углом. (если вытянуты вперед он не встанет) Ставите игрушку на диван и слегка подталкиваете мальчика вверх и вперед. Когда встанет, пусть поиграет с игрушкой и когда устанет, помогите ему сесть: одну руку кладете малышу на спинку и наклоняете вперед, а другой обнимает животик и тянете на себя. Проще говоря, он должен шлепаться на попку с наклоном вперед.

 
#3  

02.10.2009, 14:20

Серфер

 

Регистрация: 21.09.2009

Адрес: Москва

Сообщений: 2

Здравствуйте Полина!Спасибо большое за ответ.
Мы занимаемся,Ваня начал ходить у дивана и кровати, но упорно не хочет сам вставать.Как только усаживаешь его как вы советовали на колени,и пытаешься что бы он встал,сразу начинается рёв. То же самое и с “падениями”.Просишь его сесть,он сопротивляется – только держась за руку,сам не сядет.Пробовала обкладывать подушками (оставляя место для ходьбы) и оставлять у дивана одного,если запинается то может и сесть,а может и упасть как попало.Но в любом случае в итоге рёв.
Держаться за что-нибудь другое (например шкаф) и ходить не хочет,разворачивается ко мне,а оставить его не могу,т.к. падать не умеет.Замкнуты круг какой-то.
Подскажите что делать дальше….

 
#4  

02.10.2009, 22:36

дефектолог

 

Регистрация: 31.01.2007

Адрес: Москва

Сообщений: 24,095

Поблагодарили 6,868 раз(а) за 5,349 сообщений

Записей в дневнике: 1

Чтобы встал – на диван что-то очень интересное, возможно запретное.
Руки мальчика положите на диван , его возьмите чуть выше талии и делайте толчок вперед и вверх. Степень поддержки снижайте. Потом будет достаточно просто положить руку на спину.
Садиться. Эту самую интересную игрушку кладете на глазах ребенка на пол. Ждите, пока он сам захочет сесть, просить не нужно. Как только начнет садиться, помогайте сесть правильно. Имейте терпение. Мальчик привык, что вы предупреждаете его желания, поэтому и с этим нужно считаться. Комментируйте его действия. Ваши комментарии должны быть позитивными, уверенными: “Вот как Ваня старается, сейчас он потянется и встанет”
или “Где же наша игрушка? Вот она на полу. Сейчас Ваня сядет и возьмет игрушку” Важен ваш комментарий и то, что вы оцениваете не только и не столько результат, но и усилия мальчика по достижению цели..

Источник

Читайте также:  Центры развития ребенка в ростове