Отставание в развитии ребенка реабилитация

Кто столкнулся с расстройствами развития типа алалии, аутизма (РАС) или ЗПР, тот точно знает, что лечить это совсем недёшево. Тем не менее, некоторые процедуры, занятия и лекарства у нас можно получить бесплатно. Это хороший выход в тех ситуациях, когда родитель хочет помочь своему ребёнку, но материальное положение не позволяет ему бесконечно кататься по платным реацентрам и специалистам.

Среди многих людей есть предубеждение по отношению к бесплатной медицине. Хочу предупредить: пост создан не для комментариев в стиле “Ой, всё государственное – Гэ”, а для тех, у кого нет материальных средств, и тех, кто ищет как можно помочь ребёнку и хочет использовать все возможности. Тем более, что хорошие специалисты и процедуры далеко не всегда обязательно частные. Энтузиасты и просто хорошие люди, преданные своему делу, есть в государственных учреждениях и большое спасибо им за качественный труд, а не просиживание штанов.

К сожалению, всей исчерпывающей информации по России я не могу предоставить, тем не менее, надеюсь, что многие родители хотя бы получат примерное представление о том, куда можно попробовать обратиться за помощью. Также, приглашаю отписываться в комментариях родителей со всех городов: расскажите, какие центры есть у вас, что посещали и прочее – так вы сможете помочь тем, кто оказался в такой же ситуации, как и вы.

В каких местах можно получить бесплатную помощь с лечением расстройств развития?

Пишу, опираясь на личный опыт и знания о городе, в котором находимся мы (Санкт-Петербург). В других городах РФ перечень услуг и специалистов может отличаться.

фото из открытых источников

???? Государственные реабилитационные центры

В Санкт-Петербурге есть сеть ЦВЛД (центры восстановительного лечения детей). Эти центры оказывают бесплатное обследование и лечение по направлению от врачей из государственных поликлиник по месту жительства.

В частности мы получали там бесплатно: консультации ортопеда, невролога, офтальмолога, физиотерапевта, сдавали анализы крови, УЗИ внутренних органов, рутинную ЭЭГ.

Программу бесплатного лечения составляет лечащий врач-невролог + физиотерапевт по показаниям обследований. У нас в неё входили бесплатные уколы кортексина, занятия с логопедом, психологом, курс массажа и физиотерапия (КВЧ, электрофорез). Лечение может быть другое и его может быть больше или меньше в зависимости от конкретного ребёнка, центра и того, что назначат врачи.

Я находила в интернете аналогичные центры в других регионах, услугами которых можно воспользоваться бесплатно по направлению от педиатра или невролога из поликлиники по месту жительства. Если вам никто ничего такого не предлагал, попробуйте сами прийти на приём и спросить, что может предложить вам город или регион для лечения вашего ребёнка.

В каждом регионе такие центры называются по-разному. Вот у нас ЦВЛД. А, например, в Нижнем Новгороде я нашла Консультативно-диагностический центр по охране психического здоровья детей и подростковв СамареОбластной реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями, а во Владикавказе Республиканский центр медико-социально-психологической помощи.

???? Бесплатная реабилитация в детских больницах

Кроме реабилитационных центров, можно получить лечение в дневном стационаре при крупных городских детских больницах. При них бывают неврологические отделения с дневным стационаром. Например, в СПб по направлению от невролога подобные услуги оказывают ДГБ им. Раухфуса и ДГБ №5. В больницах точно также обследуют ребенка и на базе обследований назначают курс лечения и занятий со специалистами. Большой плюс в том, что некоторые довольно дорогие процедуры здесь можно получить бесплатно. Например, в Раухфуса делают микрополяризацию и БОС, а в ДГБ №5 есть барокамера.

Многие больницы, в регионах в том числе, сейчас начали предоставлять бесплатное комплексное лечение для детей с ДЦП (Бобат, Войта, кинезиотейпирование).

???? Стационары при детских психоневрологических диспансерах по месту жительства

Чтобы получить лечение здесь, требуется обратиться к психиатру. Психиатры в ПНД, как правило, закреплены на определенных участках. Попасть к ним можно напрямую, просто приехав в приёмное время с ребёнком.

Судя по комментариям, могу сказать, что слова “психоневрологический диспансер” вызывают у некоторых людей ассоциации, что ребенка там чем-то обкалывают и “делают дурачком“. Однако детские стационары при ПНД по своему устройству скорее напоминают коррекционные детские сады, вплоть до наличия питания и дневного сна. У нас в городе они рассчитаны на возраст 4-7 лет. Там мало процедур (я вот, по правде, не знаю какие процедуры делает наш районный ПНД – не приходилось пользоваться), зато там есть бесплатное комплексное педагогическое сопровождение: работают логопед, дефектолог и психолог. Для детей постарше есть и психотерапевт, который может помогать в решении не только поведенческих проблем, но и с расстройствами типа ОКР, депрессии, суицидальных наклонностей, различных зависимостей.

???? Санаторное лечение

Да, и такое можно получить по направлению от врача, причём необязательно, чтобы у ребёнка была инвалидность. Санаторное лечение может быть организовано бесплатно, если есть показания по профилю. В СПб можно взять направление у невролога, потом приехать на отборочную комиссию и через 10-14 дней после неё привезти ребенка на лечение. Если брать направление в ПНД, ребенка, как правило, зачисляют автоматом без комиссии – с вас только анализы и справки при поступлении.

В такие санатории обычно берут детей 4-7, 4-9 лет. По сути там этакий детский коррекционный сад/младшая школа с постоянным проживанием на несколько недель (без родителей). Детей можно навещать. Есть физиотерапия (массаж и другие процедуры), занятия со специалистами групповые и индивидуальные, могут выписать лекарства. Вообще, скорее напоминает детский оздоровительный лагерь, чем лечебное учреждение.

У нас буквально полгода назад был такой опыт. Могу сказать, что санаторий мне понравился – к специалистам и условиям никаких претензий, ребенка подобные вещи очень взрослят. Однако Лёва, хоть и вообще ни на что не жаловался, был не в восторге от того, что остался без родителей на несколько недель, чем очень меня удивил – он во-первых, сам туда хотел (я спрашивала и говорила с ним на этот счёт), во-вторых, вообще у меня ребенок довольно самостоятельный и хоть и любит меня, с виду не сильно скажешь, что ему настолько важно постоянно быть с родителями. В общем, опыт показал, что сын пока не готов к таким приключениям и хоть мне и понравился что эффект, что сам санаторий, мы пока отложили эту идею на попозже.

???? Бесплатные занятия с профильными специалистами (дефектолог, психолог, логопед)

Как правило, на постоянной основе их предоставляют коррекционные детские сады и школы, куда можно попасть, имея на руках заключение ПМПК.

Кроме образовательных учреждений, бесплатные занятия могут предоставлять специалисты районных ЦППМС (Центры психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи)и логопеды в детских поликлиниках.

“Подводные камни” бесплатного лечения

Конечно есть у бесплатной реабилитации и свои минусы. Я думаю, что никого не удивлю, но перечислить их обязана:

???? Процедуры и занятия обычно потоковые

Грубо говоря, 20-30 минут прописано – столько и будут заниматься. Если для физиотерапии этого времени с натяжкой может быть достаточно, то для занятий со специалистами определенно мало. Всё-таки это же маленький ребёнок, к которому ещё надо найти подход. Только на это может уйти 20-30 минут. Кроме того, для сложных нарушений, например той же алалии, этого мало.

???? Пропущенные процедуры никак не продлеваются/не заменяются

Не смогли приехать, опоздали – ваши проблемы. Обычно ставят пропуск и в итоге вами будет пройдено только 9 сеансов массажа, вместо 10, например.

???? Непредсказуемое отношение

Обычно, если вы платите деньги, то к вам и отношение, как к дорогому гостю (хотя всякое бывает). В случае бесплатного лечения могут попадаться разные специалисты. Не все из них вежливые и приятные. Нам, к счастью, везло с людьми и хамства я ни от кого не видела, но люди разные.

???? Вряд ли получится выбрать удобное время.

Детские стационары при ПНД обычно работают как садики – в 8 сдаешь ребенка, а в 18 (или раньше) можно забрать. Но вот в реабилитационных центрах и при больницах может такого и не быть. Там может быть формат привоза ребенка на занятия и процедуры, но на то время, что свободно у центра, а не удобно вам.

Тем не менее, несмотря на некоторые недостатки бесплатного лечения и занятий, это ещё один неплохой способ помочь ребёнку, который может использовать родитель.

Спасибо что читаете меня!

Ставьте лайк и подписывайтесь, чтобы видеть больше материалов по теме и от меня, и от других авторов 🙂

Вам могут быть интересны другие статьи по теме:

Первоочередные обследования, если у ребенка аутизм или отставание в развитии

Помогает ли транскраниальная микрополяризация при нарушениях развития? (алалия, аутизм, ЗПР)

Сколько стоит лечение алалии, аутизма и других нарушений развития

Источник



По разным причинам малышей с отставанием в речевом развитии становится все больше. Но неразвитость речи не такая страшная проблема, если ее вовремя обнаружить и не запустить. И ответственность в этом деле ложится в первую очередь на родителей, которые должны заметить недуг, направить ребенка на полноценное обследование и выбрать ему лучших врачей. Если же отставание в речевом развитии вовремя не скорректировать, с ростом ребенка все больше будет отставать и его психика и учиться в школе и общаться с ровесниками ему будет крайне тяжело.

За последние два десятилетия статистика выявленных отклонений в психоэмоциональном развитии детей возросла в десятки раз. Задержка речевого развития (ЗРР) затормаживает и развитие мышления (формируется ЗПРР), и, напротив, врожденные психические и неврологические заболевания провоцируют недоразвитость речи.

Задержка психоречевого развития диагностируется чаще у детей старше 5 лет, среди которых в среднем 20% имеют это заболевание. Такая ситуация понятна: ребенок начинает активно общаться с окружающими именно в этом возрасте, в противном случае родители замечают неладное. Но 5 лет — уже довольно поздний возраст для начала лечения ЗПРР. Если до 6 лет ребенок не заговорил вовсе, то вероятность его излечения — 0,2%, а если речи нет и после 7 лет, то ее уже и не будет.

Конечно, возможность излечения задержки психоречевого развития зависит от ее степени, от применяемых методик. Но чем раньше родители выявят признаки данного заболевания у ребенка — в идеале в 2–3 года, — тем больше надежда на полное выздоровление.

Как выявить ЗПРР: признаки и симптомы задержки психоречевого развития

ЗПРР, если она обусловлена врожденными факторами, может начать проявлять себя в довольно раннем возрасте ребенка.

Признаки задержки психоречевого развития:


  • 4 месяца

    : ребенок не реагирует на слова и жесты родителей, не улыбается (это также симптомы аутизма);

  • 8–9 месяцев

    : отсутствие лепета (повторения одинаковых слогов);

  • 1 год

    : ребенок очень тихий, почти не издает звуков;

  • 1,5 года

    : не говорит простых слов («мама», «дай») и не воспринимает их, не понимает, когда к нему обращаются по имени или с просьбой; может также не уметь жевать;

  • 2 года

    : знает и использует очень ограниченный набор слов, не повторяет за другими новые слова;

  • 2,5 года

    : применяет не больше 20 слов, не может из двух-трех слов составить фразу, не понимает названий частей тела, предметов;

  • 3 года

    : не может сам составить предложение, не понимает несложных рассказов со стороны взрослых. Говорит слишком быстро, «проглатывая» окончания или слишком медленно, растягивая слова. В ответ на обращение взрослого к нему может дословно повторять сказанное.

У ребенка с ЗПРР в любом возрасте может наблюдаться повышенное слюноотделение, всегда приоткрытый рот. Такие дети отличаются гиперактивностью, повышенной агрессивностью, невнимательностью, быстрой утомляемостью, слабой памятью. Ребенок очень медленно соображает, имеет неразвитое воображение и узкий набор эмоциональных проявлений, испытывает большие трудности в общении со сверстниками, поэтому сторонится их. Физически такие дети тоже слабо развиты, могут даже иметь ДЦП.

Симптомы ЗПРР проявляются и в органических изменениях. При исследовании с помощью электроэнцефалографии (ЭЭГ) или метода вызванных потенциалов (ВП) обнаруживаются нарушения в левом полушарии (именно оно отвечает за речевое развитие).

В целом, чем дольше ребенок испытывает затруднения с речью, тем больше затягивается его психическое и умственное развитие. Ведь чем старше дети, тем больше информации они получают из того, что им говорят, в диалогах с другими. Это еще одна причина как можно раньше начинать лечение ЗПРР.

Основные причины задержки речевого и психического развития

Задержка речевого и психоречевого развития — это не самостоятельные заболевания, а следствия отклонений в развитии головного мозга, центральной нервной системы.

Факторы, провоцирующие ЗПРР:

  • Болезни матери во время беременности. Нарушению развития плода может способствовать проникновение инфекции, отравление, травмы.
  • Кислородное голодание (гипоксия) плода в утробе матери.
  • Тяжелые роды (стремительные, преждевременные, обвитие пуповины вокруг шеи), травма ребенка при родах (перинатальная энцефалопатия, травма ЦНС, шейных отделов позвоночника).
  • Перенесение ребенком тяжелых инфекций (вызвавших заболевания мозга) и травм в раннем возрасте.
  • Генетические, хромосомные заболевания, при которых нарушается структура мозга.
  • Неправильное воспитание: ребенок растет под слишком сильной опекой или, наоборот, брошен на произвол судьбы, с ребенком дома жестоко обращаются. Чаще дети с ЗПРР выходят из асоциальных семей.
  • Тяжелая психическая травма в раннем возрасте.

Заболевания, которые могут вызывать задержку психоречевого развития:

  • врожденные аномалии ЦНС и обменные нарушения в ней;
  • эпилепсия и другие психические заболевания;
  • ишемия головного мозга;
  • гидроцефалия;
  • повышенное внутричерепное давление;
  • ДЦП;
  • опухоль головного мозга;
  • патологии сосудов головного мозга;
  • лейкодистрофии;
  • нарушение ликвородинамики.

Еще раз подчеркнем, что задержка речевого и психического развития возникает из-за нарушения работы мозга (под влиянием родовых травм, инфекций), наличия некоторых наследственных заболеваний (ЗПРР усугубляется в каждом последующем поколении), неблагоприятного психологического климата, в котором растет ребенок. Так что лечить нужно не только ЗПРР, но и в первую очередь причины ее появления.

ЗПРР с элементами аутизма

В результате сбоев в работе ЦНС или воздействия сильных инфекций на организм ребенка может сформироваться не только отставание в речевом и психическом развитии: в ряде случаев болезнь сопровождается признаками аутизма.

Аутичные черты в поведении ребенка:

  • Не вступает в эмоциональный контакт с людьми, не улыбается, не тянется к родителям.
  • Склонен к частым приступам агрессии, когда чем-то недоволен, может направлять эту агрессию на себя (кусать себя, бить).
  • Стереотипное поведение: может долго раскачиваться на одном месте или ходить по кругу, вертеть в руке один предмет, склонен расставлять предметы в ряд, негативно реагирует на любые перемены.
  • Не знает, как играть в игрушки, использует их по-своему, может быть привержен только к одной игрушке или ее части.
  • Избегает общества, не знает, как взаимодействовать со сверстниками.

Непонимание обращенной речи — тоже один из признаков аутизма, как и задержки речевого развития. При наличии указанных выше черт лечение ребенка должно проводиться с участием нескольких специалистов, в том числе с психологом.

Как лечить ЗПРР

При ЗПРР лечение нужно начинать как можно раньше и при этом комплексно. В терапии участвуют родители, невролог, логопед, психолог, рефлексотерапевт. Если степень отставания в развитии невысока и лечение начато рано, можно рассчитывать на высокие результаты. Чем позже начинается лечение, тем меньше вероятности, что ребенок сможет учиться в обычном классе школы и нормально общаться со сверстниками.


Основные методы лечения ЗПРР:


Микротоковая рефлексотерапия

— метод, представляющий собой воздействие сверхмалыми электрическими импульсами на биологически активные точки мозга, нейрорефлекторные зоны. Такие импульсы позволяют восстанавливать работу ЦНС в тех участках, где она была нарушена. При ЗПРР врач воздействует аппаратом на зоны мозга, связанные с речью: ее пониманием и воспроизведением, словарным запасом. Доказано, что этот метод высокоэффективен при гидроцефалии. Микротоковая рефлексотерапия разрешена детям с 6 месяцев.


Занятия с дефектологом и логопедом

. Дефектологи занимаются с детьми двух и более лет, их работа направлена на развитие памяти, мелкой моторики, мышления. Логопеды, как правило, начинают работать с детьми, которым не менее 4–5 лет. Задача этих специалистов — научить ребенка правильной артикуляции, составлению предложений и текстов.

Дополнительной мерой при задержке речевого развития является логопедический массаж, направленный на стимуляцию мимических и жевательных мышц лица и шеи, благодаря чему ребенку становится легче произносить звуки и их сочетания.

Серьезной ошибкой родителей будет обращение к логопеду без предварительной работы с ребенком. Как уже говорилось выше, 5 лет — довольно позднее время для начала коррекционной работы при признаках ЗПРР. Но хорошее продолжение, если эта работа была начата ранее с другими специалистами.


Лекарственная терапия

. Медикаменты при задержке психоречевого развития назначает врач-невролог или невропатолог. Он прежде всего (с помощью компьютерной томографии, ЭЭГ и других методов) выявляет патологии ЦНС у ребенка, а затем разрабатывает индивидуальную схему лечения данных нарушений и их последствий. Чаще всего неврологи прописывают ноотропные лекарственные средства: «Актовегин», «Кортексин», «Пирацетам» (и содержащие одноименное вещество лекарства), «Энцефабол», «Нейромультивит» и др. К сожалению, в России по причине недостаточной компетентности многих врачей, психотропные средства назначаются не всегда «по адресу», в некоторых случаях можно обойтись и без них, либо не «сидеть» на них постоянно.


Дополнительные способы коррекции ЗПРР:

  • Работа с детским психологом. Она нужна, например, в тех случаях, когда отставание в речевом развитии связано с психологическими травмами, неблагополучной обстановкой в семье, когда ребенок избегает сверстников.
  • Альтернативные подходы к лечению: иппо- и дельфинотерапия, арт- и музыкотерапия, развитие моторики, крупной и мелкой, различные развивающие упражнения. Родители могут сами работать с ребенком, например, собирая паззлы, угадывая музыкальные инструменты по звукам, устраивая подвижные игры.
  • Остеопатия. Этот метод альтернативной медицины тоже может помочь детям с ЗПРР. Мануально воздействуя на активные точки на теле, остеопат старается сбалансировать работу нервной системы, обмен веществ, психику ребенка.

Только с помощью таблеток или одной работой с логопедом ЗПРР чаще всего устранить нельзя. Задача родителей — найти профессионала, который проведет корректную диагностику и назначит наиболее эффективное лечение, включающее разные методы.

Не отыскав такого врача в своей стране или не видя заметных результатов от терапии, россияне обычно обращаются за помощью к зарубежным специалистам.

Лечение ЗПРР за границей

Популярными странами, в которые жители России отвозят своих детей на лечение ЗПРР, являются Израиль, Китай, Германия. Лечение во всех случаях недешевое. Например, в сравнительно недорогом Китае один курс лечения вместе с проживанием и трансфером обойдется в 6–10 тыс. долларов, а таких курсов может понадобиться несколько.

К помощи зарубежных специалистов российские родители прибегают обычно в тех случаях, когда отечественная медицина уже разводит руками. За границей же таким детям дают надежду на хотя бы частичное выздоровление.

Зарубежным клиникам доверяют, потому что там — зачастую более профессиональные доктора, новейшие методики, сверхсовременное оборудование, внимательное и вежливое отношение к клиентам.

Курс реабилитации за рубежом может составить несколько месяцев. В Германии, Китае и Израиле с помощью комплексной (лекарственной, мануальной, двигательной, речевой) терапии добиваются действительно высоких результатов. Дети после лечения (если оно начато не слишком поздно) хорошо реабилитированы к обучению в общеобразовательной школе, не испытывают затруднений в общении, в повседневной жизни. В тяжелых случаях (например, когда ЗПРР сочетается с ДЦП или другими серьезными заболеваниями) иностранные доктора прибегают к методикам микрохирургии.

Впрочем, немалое разнообразие подходов к лечению, как традиционных, так и альтернативных, можно увидеть и в московских клиниках.

Где лечить ЗПРР в Москве

В российской столице находится несколько клиник, в которых предлагают разные методики коррекции ЗПРР.

Техники, применяемые в московских медицинских центрах:

  • Стимулирующая терапия: воздействие на головной мозг электрическими и магнитными импульсами, стимуляция речевой, слуховой, зрительной активности («Клиника восстановительной неврологии»).
  • Психологическая помощь пациентам: развитие познавательных и поведенческих процессов, речи и умения общаться, подготовка к письму, психотерапия и т. д. («Медикор плюс»).
  • Патогенетическая технология: аутонейритотерапия — активация речевых центров мозга, введение ноотропов в мозг или лимфу под действием микротоков, иглорефлексотерапия, ЭЭГ-музыкотерапия, логопедия («CORTEX»).
  • Малоинвазивная микрохирургическая операция: присоединение дополнительных сосудов к речевым зонам головного мозга («Александрия»).

Мы назвали лишь несколько примеров лечения ЗПРР, предлагаемого в Москве. Согласно отзывам пациентов, лечение у столичных врачей тоже может иметь хорошие результаты.

Источник