Отставание в развитии ребенка 3года
В период с трех до четырех лет дети развиваются очень активно. Малыши быстро растут и крепнут физически, во всем подражают родителям, учатся быть самостоятельными, стремятся к общению с другими детьми и взрослыми.
Одно из главных испытаний этого периода – кризис трех лет, когда ребенок начинает осознавать себя как личность, существующую отдельно от матери. Это почти всегда сопряжено с капризами и истериками «на ровном месте», поэтому большинство родителей ожидает с нетерпением, пока ребенок переживет первый этап взросления.
Другое важное явление трехлетнего возраста – это запуск работы речевых центров. Ребенок активно расширяет свой словарный запас, использует целые фразы и короткие предложения, осмысленно выражает свои просьбы и потребности, полностью и четко произносят большинство знакомых слов.
Родители должны внимательно наблюдать за своей трехлеткой: правильно ли он развивается. Если есть какие-то отклонения, необходимо сразу же обращаться к специалисту и начинать коррекцию. Пока нарушения находятся в начальной стадии, в подавляющем большинстве случаев их удается убрать полностью, и вскоре ребенок догоняет своих сверстников.
Читайте также: Ребенок отстает в развитии в 4 года. Признаки и действия
На что важно обратить внимание?
О том, что у трехлетнего малыша есть задержка в развитии, свидетельствуют следующие признаки:
- связь с матерью настолько сильна, что ребенок буквально не может оторваться от нее даже на очень короткое время. Он боится упустить ее из виду, даже если она находится рядом;
- ребенок быстро устает, не может концентрироваться на одном занятии или предмете дольше несколько минут, он постоянно вскакивает с места, совершенно не может ждать своей очереди. Из-за этого ему трудно играть и общаться с другими ребятами, даже несмотря на имеющийся интерес;
- есть нарушения крупной и мелкой моторики – ребенок с трудом удерживает равновесие, часто падает, очень неуклюжий, постоянно врезается в людей, мебель, стены, путает ноги, когда их переставляет (например, при спуске по лестнице). Его движения либо очень медлительны, либо выглядят хаотичными. Ему трудно брать и удерживать мелкие предметы;
- ребенок панически боится потерпеть неудачу в любом деле, будь то помощь по дому или игра, он очень эмоционально реагирует на критику;
- слово «надо» для него пустой звук, он постоянно стремится избежать какой-либо неинтересной (с его точки зрения), но важной деятельности, в том числе развивающих занятий;
- он постоянно все забывает, часто теряет игрушки, повторяет одни и те же ошибки, несмотря на уговоры и объяснения;
- использует отдельные слова, понятные только близким, или не говорит вообще, не понимает обращенную к нему речь, инструкции;
- действия ребенка носят, как правило, разрушительный характер – он часто кричит, бросает вещи, мучает животных, может даже снять одежду в общественном месте, упасть на пол и закатить истерику без видимой причины. В отличие от кризисных истерик, в этой ситуации ребенка трудно успокоить, на это уходит довольно много времени;
- специально игнорирует правила поведения, задирает других детей, даже несмотря на многократные объяснения родителей, что так вести себя нельзя;
- ребенка часто можно застать за повторяющимися однотипными движениями, его мысли могут приобрести настораживающую навязчивость;
- для малыша может быть характерна повышенная тревожность и пугливость, ему кажется опасным буквально все вокруг – животные, незнакомые люди и новые места.
В некоторых случаях родители застают своих трехлеток за мастурбацией. Это проявляется как ерзание на стуле, трение об углы или руки интимными местами. Отстающий в развитии ребенок может делать это, не стесняясь вас и посторонних взрослых.
Перечисленные признаки задержки в развитии необязательно проявляются все сразу. Серьезно беспокоиться нужно, если с вашими наблюдениями совпало хотя бы три-четыре пункта. Особую опасность представляют отсутствие речи и вспышки агрессии.
Что делать, если ребенок отстает?
Во-первых, не слушайте советы сердобольных «мимокрокодилов»: нет, не перерастет, и максимально допустимое отставание от возрастной нормы – всего несколько месяцев, а не год-другой. Вы рискуете упустить драгоценное время.
Во-вторых, как можно скорее обратитесь к детским специалистам. Начните с посещения детского невролога и отоларинголога: необходимо определить, в чем кроется причина отставания – в органическом поражении, незрелости ЦНС или нарушении слуховой функции. Следующий шаг – консультации детского психолога и психиатра. Они оценят психическое здоровье ребенка, подберут необходимые препараты и помогут вам выстроить диалог с малышом.
Читайте также: Синдром Ретта: как бороться с генетической ошибкой?
В-третьих, создайте благоприятную обстановку дома. Когда в семье разлад, ребенок, хотя вам и кажется, что он пока ничего не понимает, четко реагирует на каждое резкое слово или угрожающий жест. Окружите малыша любовью и заботой. Постепенно он начнет вести себя спокойнее.
В-четвертых, старайтесь как можно быстрее запустить речь. Это небыстрый процесс, который важно завершить к пяти годам, поэтому наберитесь сил, терпения и работайте, работайте, работайте. Обязательно ходите на занятия к грамотному специалисту, создайте развивающую среду дома.
В-пятых, отдайте малыша в коррекционный или дефектологический детский сад. Там небольшие группы, с детьми постоянно работают дефектологи и воспитатели, прошедшие специальную подготовку. Занятия нацелены на запуск и развитие речи, формирование у малышей представлений об окружающем мире, социализацию, развитие важных бытовых навыков самообслуживания. Многие родители, чьи трехлетки отставали в развитии, отмечают, что позитивные сдвиги появились именно после посещения такого специализированного дошкольного учреждения.
И последнее, обязательно пересмотрите распорядок дня ребенка: часто ли вы гуляете? не много ли времени малыш проводит наедине с гаджетами? регулярно ли вы занимаетесь дома? Дефицит родительского внимания, неправильное воспитание, отсутствие мотивации у ребенка к умственной деятельности – частые причины отставания в развитии.
Дата публикации: 15.08.2019. Последнее изменение: 13.01.20201.
Источник
Задержка психического развития (3ПР) у детей обусловлена тем, что процесс эмоционального и психического восприятия окружающего мира у них нарушен. С точки зрения физиологии дети с ЗПР могут быть полностью здоровы, но у них страдает умственная или эмоциональная деятельность. Ребенок ведет себя так, как будто он значительно младше своего возраста.
Несмотря на то, что в названии заболевания используется слово «задержка», что подразумевает его временный характер, это довольно грозный диагноз. Без своевременной коррекции оно приводит к более сложным и тяжелым нарушениям: страдает память, внимание, речь, формирование мыслительных процессов, способность к социальной адаптации. ЗПР часто сочетается с задержкой речевого развития (ЗРР). Такой диагноз обычно ставится детям в возрасте от 2 до 8 лет.
Если нарушена умственная деятельность, ребенок обычно спокойный и застенчивый, но с трудом осваивает новые навыки и знания. В случае, когда тормозится эмоциональное развитие, ему сложно концентрировать внимание, соблюдать правила поведения, контролировать эмоции.
Как понять, что у ребенка ЗПР?
При раннем выявлении нарушения развития, оно успешно корректируется, и ребенок вскоре догоняет сверстников, может посещать обычный садик и школу. Терять время категорически нельзя, чем он старше, тем ниже вероятность благоприятного прогноза. Самая опасная ошибка со стороны родителей – закрывать глаза на то, что с ребенком что-то не так или ждать, когда он «выровняется» сам собой.
Как правило, признаки ЗПР можно определить с 2-3 лет. В этом возрасте дети начинают активно осваивать речь, общаться со сверстниками и взрослыми, изучать мир, и если есть какие-либо отставания от возрастной нормы, то их можно заметить. В 4 года отклонения в психическом развитии уже становятся явными.
Читайте также: Признаки и лечение ЗПРР у детей
Общие признаки ЗПР
- Ребенок плохо слушается взрослых, часто капризничает, может вести себя агрессивно.
- Очень быстро утомляется.
- Имеет весьма смутное представление об окружающем мире, не задает вопросов, мало интересуется общением со сверстниками.
- Не может удерживать внимание на одном предмете.
- Трудно концентрируется на любом занятии, связанном с умственной деятельностью, так как страдают все виды мышления.
- Плохо произносит звуки, которые по возрасту должны уже сформироваться.
- Крайне бедный словарный запас.
- Делает грубые грамматические ошибки в построении простых фраз.
- Не контролирует эмоции.
- Стремится к играм и развлечениям, но они быстро ему надоедают.
- Обладает слабой памятью, но хорошо реагирует на помощь и может что-то выполнить по образцу.
- В рассуждениях не может выделить главную мысль.
- Во время сна постоянно пробуждается.
Многие малыши существенно позже своих сверстников начинают держать голову, учатся ползать, ходить, говорить, пользоваться ложкой. Навыки самообслуживания у них развиты очень слабо. Они либо слишком активны, либо, наоборот, очень вялы и замкнуты.
Отстает ли ваш ребенок в психическом развитии?
Для того чтобы понять, развивается малыш в соответствии с возрастной нормой или нет, необходимо знать, что должен уметь ребенок в том или ином возрасте.
В два года дети активно интересуются всем, что их окружает, и задают много вопросов. Словарный запас в этом возрасте состоит из 200-400 слов, обычно это имена родственников, названия бытовых предметов, игрушек. В речи появляются смягченные звуки с, з, н, б, м, т, н.
Ребенок умеет:
- выполнять просьбы взрослых;
- составлять простые фразы из 2-4 слов;
- умываться;
- есть ложкой;
- снимать и надевать одежду;
- ходить на горшок.
Три года часто называют возрастом почемучек. Ребенок активно интересуется всем, что происходит вокруг него. Его словарь вырастает до 1500 слов. Он в состоянии выучить короткий стишок или песенку, помнит события, которые произошли какое-то время назад. Трехлетки обычно очень активны и стремятся сделать все самостоятельно.
Они должны уметь:
- говорить свою имя и фамилию, как зовут родителей;
- рисовать и раскрашивать, выходя за контуры;
- различать основные цвета;
- застегивать обувь и одежду, прибегая к помощи взрослого;
- соблюдать правила в подвижных играх.
В четыре года дети обладают довольно развитой речью, могут построить связное высказывание из нескольких простых предложений. Они хорошо ориентируются в знакомом пространстве, знают дорогу домой. По картинке четырехлетка может вспомнить содержание сказки.
Он умеет:
- собирать крупные паззлы;
- рассказывать о событиях, которые произошли в недавнем прошлом;
- определять право-лево, вверх – вниз, спереди – сзади;
- находить отличия между схожими предметами;
- называть свою фамилию и имя, как зовут родителей, чем они занимаются;
- выучить песенку, стихотворение, считалку,
- играть по правилам;
- повторить движения за взрослым в определенном порядке;
- собрать блочную фигуру из конструктора по образцу;
- лепить из пластилина, рисовать по просьбе взрослого, вырезать ножницами по контуру;
- убирать на место свои игрушки, выполнять посильные домашние дела;
- соотносить предметы по форме, цвету, размеру.
Это только общий список умений и навыков по возрастам, но внимательным родителям он поможет определить, все ли в порядке с их малышом.
Читайте также: Признаки и симптомы дизартрии у детей 2-4 года
Что делать, если у ребенка ЗПР?
Диагноз задержка психического развития ставится только после комплексного обследования у дефектолога, невролога, психолога, логопеда, психотерапевта. Для диагностики обычно назначается нейропсихологическое тестирование, ЭЭГ, МРТ головного мозга.
Коррекция ЗПР должна начинаться как можно раньше, и в этом процессе от родителей требуется не меньше усилий, чем от логопедов, дефектологов и врачей.
Обучение детей с этим заболеванием строится на следующих принципах:
- чередование разных видов деятельности;
- наглядность;
- многократное повторение материала;
- поэтапное обобщение и усложнение материала;
- образцы и подробные инструкции.
Что касается медицинской помощи, то невролог выписывает малышу препараты, улучшающие деятельность головного мозга, назначает массаж, микротоковую рефлексотерапию, лечебную физкультуру.
Дефектолог и психолог занимаются развитием внимания, восприятия, воображения, мышления, памяти, вырабатывают навык нахождения причинно-следственных связей, формируют представления о мире. Для этого используются методы игровой терапии, арт-терапии и другие.
Логопед помогает поставить звуки родного языка, сформировать звуковой образ слова, расширить словарный запас, убрать грамматические ошибки, добиться связности речи, предотвратить развитие дислексии и дисграфии в будущем.
Опыт показывает, что при своевременном выявлении ЗПР и грамотном лечении, дети через некоторое время нагоняют сверстников и успешно учатся в обычной школе.
Дата публикации: 09.02.2020. Последнее изменение: 07.07.20201.
Источник
По разным причинам число малышей с отставанием в речевом развитии не становится меньше. Но неразвитость речи не такая страшная проблема, если ее вовремя обнаружить и не запустить. И ответственность в этом деле ложится в первую очередь на родителей, которые должны заметить недуг, направить ребенка на полноценное обследование и выбрать ему лучших врачей. Если же отставание в речевом развитии вовремя не скорректировать, с ростом ребенка все больше будет отставать и его психика, учиться в школе и общаться с ровесниками ему будет крайне тяжело.
За последние два десятилетия статистика выявленных отклонений в психоэмоциональном развитии детей возросла в десятки раз[1]. Задержка речевого развития (ЗРР) затормаживает и развитие мышления (формируется ЗПРР), и, напротив, врожденные психические и неврологические заболевания провоцируют недоразвитость речи.
Задержка психоречевого развития диагностируется чаще у детей старше трех лет[2]. Такая ситуация понятна: ребенок начинает активно общаться с окружающими именно в этом возрасте, в противном случае родители замечают неладное. Особенно важно обнаружить отставание в более раннем периоде, даже пять лет — уже довольно поздний возраст для начала лечения ЗПРР. Если ребенок не заговорил после семи лет, вероятность его излечения крайне мала.
Конечно, возможность излечения задержки психоречевого развития зависит от ее степени, от применяемых методик. Но, чем раньше родители выявят признаки данного заболевания у ребенка — в идеале в два–три года, тем больше шансов на полное выздоровление.
Как выявить ЗПРР: признаки и симптомы задержки психоречевого развития
ЗПРР, если она обусловлена врожденными факторами, может начать проявлять себя в довольно раннем возрасте ребенка.
Признаки задержки психоречевого развития:
- четыре месяца: ребенок не реагирует на слова и жесты родителей, не улыбается (это также симптомы аутизма);
- восемь–девять месяцев: отсутствие лепета (повторения одинаковых слогов);
- год: ребенок очень тихий, почти не издает звуков;
- полтора года: не говорит простых слов («мама», «дай») и не воспринимает их, не понимает, когда к нему обращаются по имени или с просьбой; может также не уметь жевать;
- два года: знает и использует очень ограниченный набор слов, не повторяет за другими новые слова;
- два с половиной года: применяет не больше 20 слов, не может из двух–трех слов составить фразу, не понимает названий частей тела, предметов;
- три года: не может сам составить предложение, не понимает несложных рассказов. Говорит слишком быстро, как бы проглатывая окончания, или слишком медленно, растягивая слова. В ответ на обращение взрослого к нему может дословно повторять сказанное.
У ребенка с ЗПРР в любом возрасте могут наблюдаться повышенное слюноотделение, всегда приоткрытый рот. Такие дети отличаются гиперактивностью, повышенной агрессивностью, невнимательностью, быстрой утомляемостью, слабой памятью. Такой ребенок, как правило, имеет неразвитое воображение и узкий набор эмоциональных проявлений, испытывает большие трудности в общении со сверстниками, поэтому сторонится их. Симптомы ЗПРР проявляются и в органических изменениях. При исследовании с помощью электроэнцефалографии (ЭЭГ) или метода вызванных потенциалов (ВП) обнаруживаются нарушения в левом полушарии (именно оно отвечает за речевое развитие).
В целом чем дольше ребенок испытывает затруднения с речью, тем больше затягивается его психическое и умственное развитие. Ведь чем старше дети, тем больше информации они получают из того, что им говорят, то есть в диалогах с другими людьми. Это еще одна причина как можно раньше начать лечение ЗПРР.
Основные причины задержки речевого и психического развития
Задержка речевого и психоречевого развития — это не самостоятельные заболевания, а следствия отклонений в развитии головного мозга, центральной нервной системы.
Факторы, провоцирующие ЗПРР:
- Болезни матери во время беременности. Нарушению развития плода могут способствовать проникновение инфекции, отравление, травмы.
- Кислородное голодание (гипоксия) плода в утробе матери.
- Тяжелые роды (стремительные, преждевременные, обвитие пуповины вокруг шеи), травма ребенка при родах (перинатальная энцефалопатия, травма ЦНС, шейных отделов позвоночника).
- Перенесение ребенком тяжелых инфекций (вызвавших заболевания мозга) и травм в раннем возрасте.
- Генетические, хромосомные заболевания, при которых нарушается структура мозга.
- Неправильное воспитание: ребенок растет под слишком сильной опекой или, наоборот, брошен на произвол судьбы, с ребенком дома жестоко обращаются. Нередко дети с ЗПРР выходят из асоциальных семей.
- Тяжелая психическая травма в раннем возрасте.
Заболевания, которые могут вызывать задержку психоречевого развития:
- врожденные аномалии ЦНС;
- эпилепсия и другие неврологические заболевания;
- ишемия головного мозга;
- гидроцефалия;
- повышенное внутричерепное давление;
- ДЦП;
- опухоль головного мозга;
- патологии сосудов головного мозга;
- лейкодистрофии;
- нарушение ликвородинамики.
Еще раз подчеркнем, что задержка речевого и психического развития возникает из-за нарушения работы мозга (под влиянием родовых травм, инфекций), наличия некоторых наследственных заболеваний (ЗПРР может усугубляться в каждом последующем поколении), неблагоприятного психологического климата, в котором растет ребенок. Так что корректировать нужно не только ЗПРР, но и в первую очередь причины ее появления.
ЗПРР с элементами аутизма
В результате сбоев в работе ЦНС или воздействия сильных инфекций на организм ребенка может сформироваться не только отставание в речевом и психическом развитии: в ряде случаев болезнь сопровождается расстройствами аутистического спектра. Приведем их черты в поведении ребенка.
- Не вступает в эмоциональный контакт с людьми, не улыбается, не тянется к родителям.
- Склонен к частым приступам агрессии, когда чем-то недоволен, может направлять эту агрессию на себя (кусать себя, бить).
- Стереотипное поведение: может долго раскачиваться на одном месте или ходить по кругу, вертеть в руке один предмет, склонен расставлять предметы в ряд, негативно реагирует на любые перемены.
- Не знает, как играть в игрушки, использует их по-своему, может быть привержен только к одной игрушке или ее части.
- Избегает общества, не знает, как взаимодействовать со сверстниками.
Непонимание обращенной речи — тоже один из признаков аутизма, как и задержки речевого развития. При наличии указанных выше черт лечение ребенка должно проводиться с участием нескольких специалистов, в том числе с психологом и логопедом-дефектологом.
Как лечить ЗПРР
При ЗПРР лечение нужно начинать как можно раньше и при этом комплексно. В терапии участвуют родители, психиатр, невролог, логопед-дефектолог, психолог, нейропсихолог. Если степень отставания в развитии невысока и лечение начато рано, можно рассчитывать на высокие результаты. Чем позже начинается терапия, тем меньше вероятность, что ребенок сможет учиться в обычном классе и нормально общаться со сверстниками.
Основные методы лечения ЗПРР:
Микротоковая рефлексотерапия — метод, представляющий собой воздействие сверхмалыми электрическими импульсами на биологически активные точки мозга, нейрорефлекторные зоны. Такие импульсы позволяют восстанавливать работу ЦНС в тех участках, где она была нарушена. При ЗПРР врач воздействует аппаратом на зоны мозга, связанные с речью, ее пониманием и воспроизведением, словарным запасом. Доказано, что этот метод высокоэффективен при гидроцефалии. Микротоковая рефлексотерапия разрешена детям с шести месяцев.
Занятия с логопедом-дефектологом. Его работа направлена на развитие памяти, мелкой моторики, мышления и обучение ребенка правильной артикуляции, составлению предложений и текстов.
Дополнительной мерой при задержке речевого развития является логопедический массаж, направленный на стимуляцию мимических и жевательных мышц лица и шеи, благодаря чему ребенку становится легче произносить звуки и их сочетания.
Ошибкой родителей будет обращение к логопеду-дефектологу без предварительной работы ребенка с другими специалистами.
Лекарственная терапия. Медикаменты при задержке психоречевого развития назначает врач-психиатр или невролог. Он прежде всего (с помощью компьютерной томографии, ЭЭГ и других методов) выявляет патологии ЦНС у ребенка, а затем разрабатывает индивидуальную схему лечения данных нарушений и их последствий. Чаще всего неврологи прописывают ноотропные лекарственные средства. К сожалению, не всегда психотропные средства назначаются «по адресу»: в некоторых случаях можно обойтись и без них либо не «сидеть» на них постоянно.
Дополнительные способы коррекции ЗПРР:
- Работа с детским психологом. Она нужна, например, в тех случаях, когда отставание в речевом развитии связано с психологическими травмами, неблагополучной обстановкой в семье, когда ребенок избегает сверстников.
- Альтернативные подходы к лечению: иппо- и дельфинотерапия, арт- и музыкотерапия, развитие моторики, крупной и мелкой, различные развивающие упражнения. Родители могут сами работать с ребенком, например, собирая паззлы, угадывая музыкальные инструменты по звукам, устраивая подвижные игры.
- Остеопатия. Этот метод альтернативной медицины тоже может помочь детям с ЗПРР. Мануально воздействуя на активные точки на теле, остеопат старается сбалансировать работу нервной системы, обмен веществ, психику ребенка.
Только с помощью таблеток или одной работой с логопедом-дефектологом ЗПРР чаще всего устранить нельзя. Задача родителей — найти профессионалов, которые проведут комплексную диагностику и разработают план коррекции, включающий разные методы.
Вся информация, касающаяся медицины и здоровья, представлена исключительно в ознакомительных целях и не является поводом для самодиагностики или самолечения.
Источник