Отставание в развитии приемного ребенка

Первые годы жизни играют в развитии ребенка большую роль, и, если они проведены в детском доме, это может иметь разнообразные последствия, начиная от задержки речевого развития малыша и заканчивая различными отклонениями. Насколько серьезными будут эти последствия, зависит от множества факторов: от времени, в течение которого ребенок находился в детском доме, от качества ухода, который он получал там, и многих других.
Благоприятная обстановка в семье после усыновления, конечно, в большинстве случаев смягчает то влияние, которое оказало на организм и психику малыша пребывание в детском доме или приюте, но потенциальные родители должны понимать, что не все проблемы могут быть решены быстро и безболезненно.
Существует множество проблем, с которыми вы можете столкнуться, усыновив ребенка не в младенческом возрасте. В этой статье мы попытаемся обратить ваше внимание на самые распространенные из них: ЗПР (задержку психического развития) и трудности с формированием привязанности. Мы намеренно не касаемся проблем, связанных с медицинскими диагнозами детей, находящихся в государственных учреждениях, – это тема для отдельного разговора.
Под этим термином психологи и психиатры понимают «синдром временного отставания развития психики в целом или отдельных ее функций – моторных, сенсорных, речевых, эмоционально-волевых». Любой ребенок, пробывший в детском доме длительное время, в большинстве случаев имеет в медицинской карте диагнозы «ЗПР», «ЗПРР» (задержка психоречевого развития) и «ЗПМР» (задержка психомоторного развития).
По данным психологов, довольно часто полуторагодовалый детдомовский ребенок в социальном поведении и в интеллектуальном развитии находится на уровне годовалого, а в два с половиной года почти половина из них с трудом достигает уровня полуторагодовалого. В дальнейшем этот разрыв продолжает нарастать. Почти пятьдесят процентов детей из домов ребенка гораздо позже начинают ходить и говорить, хотя объективно они здоровы.
Естественно, чем позже ребенок попадает в семью, тем больше может потребоваться усилий, для того, чтобы он догнал по уровню развития своих домашних сверстников. Кроме проблем с развитием, вам, может быть, придется столкнуться с последствиями так называемой «социальной запущенности». Придется многое наверстывать – то, чему ребенок не научился в детском учреждении. Пониманию, что в чужие квартиры не заходят без приглашения; что соседский велосипед или игрушки не берут без спроса – все это и многое другое – обществом принятое поведение, которое нам кажется естественным. Но ребенок, долгое время проживший в детском доме, может, попадая в незнакомые ситуации, не знать, как реагировать в том или ином случае, может просто не понимать, почему нельзя брать все, что он хочет; он может не знать, что кошельки и сумки других теть считаются частной собственностью в нашем обществе. Откуда ему это знать, если он, возможно, в первый раз видит кошелек или сумку? Вам, как родителю, следует постараться «вжиться» в ту ситуацию, в которой ребенок находился до того, как попал к вам в семью, и затем разными способами показывать ребенку и учить его, что существуют другие правила.
Свобода выбора – этому ребенку тоже нужно будет учиться, потому что во многих детских домах существует строгий распорядок дня, а дома ребенок неожиданно получает возможность выбирать. Родителям следует найти приемлемый способ обучения ребенка думать самостоятельно о том, чего он хочет, и выражать это соответствующим образом. Когда вы собираетесь пойти в магазин выбирать одежду, сам процесс может показаться трудным ребенку. Во-первых, в магазине выбор слишком велик, а ребенка просят сказать, что ему из всего этого нравится, в то время как он предпочел бы все сразу! Не говоря уже о магазинах игрушек! Поэтому ждите как можно дольше с походами в такие магазины, ребенку может быть очень трудно понять, почему он не может забрать с собой все сразу из магазина!
Родителям придется искать множество способов обучения ребенка разным вещам так, чтобы это и не было скучно, и чтобы ребенок не чувствовал себя неумехой, и чтобы он не думал, что все, что он уже умеет, не имеет никакой ценности. И одновременно использовать игру, чтобы создать чувство защищенности, близости, а также чувство особенности, избранности и уверенности, что он очень любим.
Многих детей нужно научить играть. Делайте вместе что-нибудь и вместе играйте – желательно в игры и с игрушками, предназначенными для детей намного младше. Игры для детей младшего возраста позволяют ребенку постарше наверстать упущенное в развитии.
Родители Анны поначалу решили, что восьмилетняя девочка достаточно легко адаптировалась к жизни в семье. Она была мила со всеми членами новой семьи, ласково целовала родственников при встрече и обнимала их при расставании. Однако вскоре они поняли, что точно также Анна ведет себя и с незнакомыми людьми.
Даже когда условия содержания ребенка в детском учреждении оптимальны: на каждого взрослого приходится несколько малышей, обеспечивается чистота и правильный уход, – как правило, о конкретном ребенке заботится не один конкретный воспитатель, а сотрудники учреждения, сменяя друг друга, заботятся обо всех детях сразу.
Воспитатели могут любить детей, но, несмотря на это, малыши не учатся зависеть от конкретного человека, который бы шел навстречу их потребностям. Поскольку именно это является основой при формировании привязанности, дети в учреждениях интернатного типа не могут сформировать прочную привязанность к одному воспитателю, но приобретают привычку требовать внимания и ласки от любого взрослого.
Это явление носит название «неразборчивая привязанность». Даже проведя какое-то время в семье, такие дети могут проявлять излишнюю дружелюбность с незнакомыми людьми или требовать внимания посторонних. Такого ребенка придется вдумчиво и терпеливо учить разнице между семьей и «другими людьми». Если родители осторожно и с большим терпением подойдут к этой проблеме, дети, в конце концов, тоже научатся понимать, где проходят разные социальные разграничения. Ученые установили, что на проблемы с привязанностью влияет не только восприимчивость ребенка, но и стремление родителей установить прочные взаимоотношения.
Кроме того, могут встречаться и другие признаки нарушения привязанности.
Во-первых – устойчивое нежелание ребенка вступать в контакт с окружающими взрослыми. Ребенок не идет на контакт со взрослым, чуждается, сторонится их; на попытки погладить отталкивает руку; не смотрит в глаза, избегает взгляда глаза в глаза; не включается в предложенную игру, однако, ребенок, тем не менее, обращает внимание на взрослого, как бы «незаметно» поглядывая на него.
Во-вторых – преобладает апатичный или сниженный фон настроения с боязливостью, или настороженностью, или плаксивостью.
В-третьих – у детей в возрасте 3-5 лет может проявляться аутоагрессия (агрессия по отношению к себе – дети могут биться головой о стену или пол, бортики кровати, царапать себя и т. п.). При этом агрессия и аутоагрессия могут быть и следствием насилия в отношении ребенка, а также отсутствием положительного опыта построения отношений с другими людьми.
Если ребенок продолжительное время находился в ситуации, когда взрослые обращали на него внимание лишь тогда, когда он начинал плохо себя вести, и это внимание выражалось в агрессивном поведении окружающих взрослых (крик, угрозы, шлепки), он усваивает эту модель поведения и пытается привнести ее в общение с приемными родителями. Стремление обратить на себя внимание взрослого подобным образом (т. е. плохим поведением) также является одним из проявлений неадекватной привязанности. Причем, что интересно, ребенок может спровоцировать взрослого на такое поведение, которое ему, взрослому, в принципе не свойственно. Обычно описывается это следующим образом: «Этот ребенок не успокоится, пока на него не накричишь или не отшлепаешь. Я никогда до этого не использовала такие наказания в отношении своего ребенка (детей), но этот ребенок просто заставляет меня бить его. Причем в тот момент, когда я, наконец, выхожу из себя и шлепаю (кричу) на ребенка, он перестает провоцировать меня и начинает вести себя нормально».
В подобном положении важно понять, что происходит. Как правило, родители, описывая происходящее, говорят о том, что такая агрессия возникает с их стороны как бы помимо их воли и, в принципе, им не свойственна. При этом иногда родителям достаточно просто осознать, что происходит, и научиться чувствовать момент такой провокации. У большинства людей есть те или иные способы совладания с ситуацией стресса, эти способы могут использоваться и в подобных случаях. Например: выйти из комнаты (физически выйти из ситуации), взять тайм-аут (досчитать до 10 или просто сказать ребенку, что вы сейчас не готовы с ним общаться и вернетесь к этому разговору чуть позже), кому-то помогает умыться холодной водой и т. д. Главное в этой ситуации научиться распознавать момент возникновения такой критической ситуации.
В-четвертых — «диффузная общительность», которая проявляется в отсутствии чувства дистанции со взрослыми, в желании всеми способами привлечь к себе внимание. Такое поведение часто называется «прилипчивым поведением», и наблюдается оно у большинства детей дошкольного и младшего школьного возраста – воспитанников интернатных учреждений. Они бросаются к любому новому взрослому, залезают на руки, обнимаются, называют мамой (или папой).
Кроме того, следствием нарушения привязанности у детей могут быть соматические (телесные) симптомы в виде снижения массы тела, слабости мышечного тонуса. Не секрет, что дети, воспитывающиеся в детских учреждениях, чаще всего отстают от своих сверстников из семей не только в развитии, но и в росте и весе. Причем, если раньше исследователи предлагали только улучшить питание и уход за детьми, то сейчас уже становится очевидным, что дело не только в этом. Очень часто дети, которые попадают в семью, через некоторое время, пройдя процесс адаптации, начинают неожиданно быстро прибавлять в весе и росте, что является, скорее всего, не только следствием хорошего питания, но и улучшением психологической обстановки. Конечно, не только привязанность является причиной подобных нарушений, хотя и отрицать ее значимость в данном случае было бы неверно.
Особо отметим, что указанные выше проявления нарушений привязанности носят обратимый характер и не сопровождаются значительными интеллектуальными нарушениями.
Опубликовано в «Ау! Родители!» № 5 за 2005 г. Редакционная статья
Источник
Доброго всем дня! Хотела бы посоветоваться с родителями, усыновившими ребенка из дома ребенка в возрасте 2-4 лет. Мы получили выписку из истории развития ребенка, в ней указаны следующие отклонения (я так понимаю, это у всех детей, проживших свои нелегкие несколько лет в домах ребенка): задержка психоречеворо развития, физическое развитие – ниже среднего.
Как помочь ребенку выравняться “с нормами”? Наш мальчик почти не разговаривает, а если и говорит, то очень каряво и ОЧЕНЬ тихо. По физиологии – ножки тоненкие, видно, что еще недоразвитые, зато ручки крепкие и сильные. Скоро из дома ребенка заберем его домой – в семью, с чего бы вы посоветовали начать?
любить, холить, лелееть…откормить, отогреть. …постепенно будет проходить. этот диагноз у домашних детей тоже не редок. не пугаться, настраиваться позитивно.
Zhurka
с чего бы вы посоветовали начать
консультации логопеда, психиатра, хирурга корекция ,лечение по назначению врачей. 😉 все наладиться,выправится малыш
Это и у неусыновленных детей не редкий диагноз. Нет повода для паники – ЗПРР не быстро, но успешно лечится у невролога.
мама
любить, холить, лелееть…откормить, отогреть. …постепенно будет проходить. этот диагноз у домашних детей тоже не редок. не пугаться, настраиваться позитивно.
согласна 🙂
Мои знакомые усыновили девочку 4,2 лет, ребёнок знал ОДНУ! сказку ( то ли колобок, то ли теремок), развитие было так на 1,5-2 года да и то с натяжкой. Через год девочка по развитию догнала своих сверстников, хотя выдающихся умственных способностей не имеет, всё на уровне среднего. Сейчас ей уже 14 лет 🙂
еще к гастроэнтерологу стоит сходить
Праздничное настроение от Цветных Облаков
Zhurka
с чего бы вы посоветовали начать?
начать с того,что нужно пройти комиссию радуга,чтобы ребенку получить место в д/с в группе ЗПР
пока вы эту путевку получите,времени пройдет много
но в садике реально хорошо развивают ребенка,причем бесплатно
не стоит сейчас думать о том,что вот забрали ребенка из детскоо дома и опять ему какой то коллектив навязывают
пройдет время и вашему ребкнку понадобится такой д/с
мой ребенок не из д/дома,но тоже имеющий диагноз ЗПР и проблемы с речью
я вижу реальные успехи
мама
любить, холить, лелееть…откормить, отогреть. …постепенно будет проходить
мы взяли сына в 1,7. он не говорил совсем, ходил в памперс только, ел из бутылки. глаза запуганные до одури…..спустя 3 мес начал потихоньку говорить, от памперсов отучили, про соску забыл. сейчас прошел год ()чуть больше). по мнению логопеда и невролога – наш сын опережает своих сверстников по развитию речи, мышления. сейчас это шустрый малый, который через чур соображает, что с кем можно и нельзя….
по поводу физ.развития – я делала массаж, гимнастику, парафинЭ, пили элькар, пантогам, кавинтон (лекарства пили месяца 2 не больше), а еще проставили курс картексина в самом начале. вот и все лечение.
ах, да! еще: ЛЮБОВЬ, ВНИМАНИЕ иТЕРПЕНИЕ. наш сейчас постоянно спрашивает : мама, папа, ты меня любишь? и еще постоянно что-то пакостит, только чтоб привлечь внимание..так что вам ТЕРПЕНИЯ МОРЕ!!!!!и спокойной обстановки в доме – тогда ваш малыш оттает.
Нужно мого разговаривать с ним, заставлять повторять за вами по слогам слова до тех пор покау него не получится.Слова разбивать на слоги по две три букры и четко с ним проговаривать, Долгий это процес но 100% результат .У меня двое в 4,5 пришли в тяжелым ЗПРи гркппой инвалидности, но в течение года все востановили и даже все диагнозы сняли и инвалидность, если интересно можно в личку напишу по подробнее.
fyz3
заставлять повторять за вами по слогам слова до тех пор покау него не получится
Подскажите, а как заставляют детей повторять?
Просто я знаю малыша у которого был диагноз ЗПРР, он упорно повторять ничего не хотел, воообще никак. Он сейчас прекрасно говорит, но говорить научился не повторяя, а ну просто говоря, что ему надо, или рассказывая что-либо, а вот повторять ничего не хотел упорно… И я вот совсем не понимаю, как заставлять-то?
Как ребенка заберете ничего сразу делать не нужно, пусть попривыкнет для начала, как процесс адаптации пройдет пойдете к невропатологу. Невропатолог уже порекомендует логопеда и доп. обследования. Я своего забрала в 2 года, в семье уже 3 года живет, но задержка как была так и есть, несмотря на лечения, дет.сад, школу развития, занятия. Морально уже готова, что в пойдет в класс для детей с задержкой развития. Нужно понимать, что задержка может быть не только из-за пребывания в ДР.
Каждый человек получает в жизни то, чего хочет. Но не каждый после этому рад.
Девочки, спасибо за ваши ответы. Вы знаете, очень хороший совет по поводу заставлять повторять. За те посещения, которые мы были с моим сынулей (думаю уже можно его так называть) прогресс в развитии речи коллосальный. Мальчик попался упорный, но и мы не лыком шиты. Заставляю повторять – молодец повторяет, правда первую букву слова мы так и не говорим. Как была “ашина” (машина), так она и осталась. А недавно мальчуган решил преподать нам урок……….пристала я к нему в очередной раз “скажи Лошадка”, он как обычно “ашадка”, я ему опять “Лошадка”, заставляю его смотреть на мои губы, как правильно губки делать, в пятый раз, мое чадо посмотрело на меня и сказало четко и громко “КОНЬ”. Вот такие мы хитрые.Сообщение было изменено пользователем 22-03-2010 в 15:58
На самом деле не вижу ничего страшного в том, что не говорит первую согласную букву в словах… Мой родной племянник какое-то время тоже говорил на таком языке “асина” -машина, “адога” – дорога… Только вот мы не парились по этому поводу и все само выправилось… мне кажется, что тут еще присутствует некое желание привлечь внимание… вот племянник мой видел, что всех забавляет такое произношение и специально подыгрывал взрослым… чем вы больше будете заострять на этом внимание – тем дольше ребенок будет ТАК говорить :-). ну это конечно чисто мое, непрофессиональное мнение… 🙂
повторяйтей на распев ма-ма-ма-ма-шина. не сразу но получится и вообщее больше пойте и скороговорки говорите и задавайте вопросы так чтобы не отвечать да или нет, а более подробно.
Моё 6-летнее чадушко ок 2-х месяцев дома. В карточке тож ЗРР стоит только от 2006г.(2,5г), физическое развитие среднее(от той же даты), а дальше кто нить робёнка смотрел? Да, с первых дней по врачам идти рано, для посещения таких специалистов как неропатолог, психиатр и логопед, нужна более связная речь и более спокойное общее состояние, чем оно есть в первые недели, для обьективной оценки ситуации. Любимое слово-“дадишь”. Некоторые слова произносит не чётко или с ошибками, особенно вновь услышанные. Стараясь не акцентировать внимания, произношу правильный вариант, повторяет с удовольствием(причём не просила специально), потом сам ещё произносит несколько раз, вставляет в фразы. Считает с азартом всё, что видит вокруг( эт началось ещё когда стала чаще приходить к нему в ДД, общаться без других людей, как только заметил, что его внимательно слушаю, проявляю интерес к эго успехам). Считали всё6 яблочки на ветке, конфеты в подарке, по видам, по подвидам, звенья в моём брослете и т.д. Хотя воспитатели жаловались на отсутствие какого-либо интереса на занятиях. А вообще почти у всех деток из ДД, видно отстование в общем развитии ввиду ужатой окружающей среды. И ещё не стоит сравнивать своего ребёнка со сверстниками, он сам по себе уникален и идёт своим путём., а если и есть задержка, то в большинстве случаев она почти бесследно через 0,5-1 год любви, внимания, терпения, ну и занятий.( по крайней мере такое наблюдалось у детишек моих знакомых, пришедших из ДД.) и чем раньше нашелся дом, тем легче процесс. А нормы достаточно условны. Ведь зачастую врач ставит пометки видя ребёнка впервые в жизни в течении 3-х минут. “Домашнему” ребёнку моей знанакомой поставили ЗПР, он отказался разговаривать с одним специалистом из коммиссии, просто наотрез, а так к 5 годам свободно читал и т.д.
Заставлять не надо, любое насилие это вредно для развития. Моё мнение что с ребёнком нужно разговаривать, просто и понятно, я не имею в виду посадить его рядом и беседовать, просто проговаривать всё что делаешь:сейчас мы пойдём убирать кровать, а потом и т. д., Я пойду готовить ужин, папа придет и мы сядем кушать, вобщем в таком роде. Я знаю семью в которой вообще мало что произносится в слух, их ребёнок 4 лет знает несколько фраз, а когда маме говоришь что надо уметь разговаривать, она спрашивает:О чём говорить, что я как дура буду ходить и сама с собой разговаривать.” Вот и результат. Мы тоже воспитываем усыновлённого ребёнка, и ему уже 3 года, а он выговаривает все шипящие, не говорит только “Р”. Я консультировалась с логопедом,хотела что бы она с ним поработала,так она мне сказала что ребёнок и так говорит больше чем должен, а к 5 годам они сами должны выговариваться, а если этого не происходит, то тогда работает логопед.
проблему надо полюбить и она перестает быть проблемой
У нас тоже в семье усыновленный ребенок.Очень интересно наблюдать за переменами,которые происходят в ребенке.В начале дочка не знала элементарного,например,как открывается холодильник.Да и вообще,что в нем лежит что-то вкусное,тоже не знала.Когда я звала детей обедать,дочка долгое время спрашивала:”Мама,ты купила мне суп?”Помню,как вроде бы еще совсем недавно,мы учили,из чего делают кетчуп.Папа показал на помидор и спросил:”Это что?” А дочка ответила:”Арбуз!” В тот момент мне было так грустно…Я думала,ну неужели все так безнадежно??Оказывается нет 🙂 😉
Сейчас дочка все знает.Знает,что каша и суп варятся,что тортик печется в духовке…А ее любимое занятие-когда я готовлю,она стоит рядом на маленькой табуретке и внимательно наблюдает за процессом.Я все озвучиваю,как могу.И результаты меня уже радуют.
Ребенок у нас в семье 10 месяцев,но незнающий человек никогда и не подумает,что девочка совсем недавно не была домашней.Она как губка впитывает то,чего была лишена с рождения.
Постоянный контакт с ребенком нужен. Больше играйте с ним, не заставляйте правильно произносить слова, от этого он может еще больше замкнуться. Как ни странно, но на развитие речи очень влияет моторика рук. Рисуйте, играйте в кукольный театр, лепите, играйте с пальчиками(можно нарисовать предварительно на них рожицы) и постоянно говорите, все эти отставания в развитии сильно связаны с отсутствием контакта ребенка и матери(или кого он за нее считает). Все это от недостатка тепла и любви. И все у вас получится. посетите хорошего логопеда, почитайте литературу. А главное любите друг друга.
верювчудо
все эти отставания в развитии сильно связаны с отсутствием контакта ребенка и матери(или кого он за нее считает). Все это от недостатка тепла и любви.
Лично у нас это совсем не так. Мой сын любим и окружен вниманием и заботой, но за 3 года в семье сверстников не догнал.:(( Лечения, занятия это все хорошо, но очень прошу не надо говорить что любовь и тепло все исправит.Сообщение было изменено пользователем 02-04-2010 в 16:32
Каждый человек получает в жизни то, чего хочет. Но не каждый после этому рад.
Терпение исправит многое! А вообсче причина этакого диагноза в основном-отсутствие контакта с родителями. Можно холить и лелеять а контакта не иметь(((, можно иметь контакт не лелеять а просто заниматься воспитанием. Из практики: ребенок из семьи алкоголиков был развит более чем хорошо, мальчик из хорошей семьи отставал в развитии при неплохой маме (причина-мама редко обращалась к ребенку напрямую, зато читала книжки, гуляла, одевала).
Вот для примера, приведу один случай. Родилась у меня сестра, 6-ти месяцев не было, врачи (собстственно они обычно и выносят приговор), сказали это не жилец. А она выжила. Позже ей поставили кучу диагнозов, как говорится на всю жизнь, ДЦП, умственная отсталость, так вот ее мать не отходила на нее не на час, из 24 часов в сутки 10-12 она делала массаж, занималась с ней, периодически ставила свечку и молилась. никто не верил, что из этого может выйти толк….спустя годы (сесте 21 год сейчас), ни ДЦП, который ставили УМНЫЕ ВРАЧИ, не отставания в развитии НЕТ! на данный момент ей светит красный диплом в институте! И никто не говорит, что это чудо, это тяжелый труд и вера в то , что все получится!!! МАТЕРИНСКАЯ ЛЮБОВЬ СПОСОБНА ТВОРИТЬ ЧУДЕСА!!! может кто то со мной не согласен, но данная история – это часть моей жизни, которая доказала, надо верить, любить и терпеть…
Девочки! Кто ставит диагнозы детям? Наш еще находится в доме ребенка (из-за бумажковой волокиты все никак не можем его забрать домой), ездием к нему уже месяц (3-4 раза в неделю – находится в другом городе), какие задержки?????????? Он сейчас болтает без умолку, правда на своем ломаном, но разговаривает. Воспитатели отметили его прогресс на занятиях, правда сказали, что стал и немного балованный:)))))………Надо ребенка не лечить – его надо любить и общаться с ним!!!!
Источник