Отставание в физическом развитии ребенка 9 месяцев
Большинство родителей знает, что в развитии детей должны существовать определенные нормы. Имеются в виду маленькие дети в возрасте до 1 года. Определить задержку в развитии раннего возраста, полагаясь на опыт, могут лишь многодетные родители, которым уже приходилось все это проходить ранее. Таким образом, проводится сравнение уровня развития одного ребенка со старшими детьми. К сожалению, не все родители имеют большой опыт со своими маленькими детьми, к тому же банального наблюдения за поведением чужих малышей на игровых площадках будет недостаточно. По этим причинам можно понять то беспокойство, которым обычно страдают родители по поводу роста своего ангелочка.
Многих мам интересует вопрос, правильно ли развивается их чадо, и нет ли у малыша задержки в развитии?
Психомоторное развитие ребенка – что это?
Если говорить простыми словами, то это улучшение интеллектуальных и двигательных навыков малыша. Они зависят от количества лет и генетических особенностей.
Полноценное и гармоническое формирование зависит от усовершенствования:
- органов зрения, обоняния и слуха в гармоничном порядке;
- мелкой и крупной моторики тела;
- всей мышечной группы (имеется в виду, тренировка);
- социальных контактов у ребенка;
- общего мышечного тонуса и сухожильных рефлексов.
Задержка в моторном развитии в большинстве случаев сопровождается с задержкой прогресса психической составляющей, ведь ребенку трудно будет воспринимать окружающую среду. Для адекватной и корректной оценки задержки в росте малыша нужно быть ознакомленным с главными этапами психомоторного развития.
Основные этапы
Характерными чертами психомоторного развития детей раннего возраста является сохранения позы «эмбриона», так называемой внутриутробной позы, а также повышенный мышечный тонус (подробнее в статье: как лечится повышенный тонус мышц у ребенка?). Новорожденный малыш использует изначальные рефлексы, такие как: глотательный, хватательный, дыхательный и поиск соска. Спустя 2-3 года на место безусловных рефлексов станут условные – так называемый, личный опыт малыша.
Первые 6 месяцев
Через месяц после рождения малыш еще мало что умеет, но при этом реагирует на посторонние шумы и маму
Во время первых тридцати дней должны наблюдаться следующие возможности:
- ребенок сможет на несколько секунд приподнять свою голову, лежа на животике;
- будет искать губами мамин сосок;
- резкие сторонние звуки будут сопровождаться его активной реакцией;
- происходит фиксация взгляда на определенных предметах;
- во сне малыш начинает сосать свою ручку;
- наличие эмоций в виде плача, мимики или крика;
- активизируется хватательный рефлекс;
- источники света привлекают ребенка, поэтому он поворачивает к ним голову.
Во время следующих тридцати дней малыш пытается научиться:
- удерживать голову на вису в положении лежа на животике;
- улыбаться;
- издавать радостные звуки при обращении к нему;
- узнавать родителей, чаще всего маму;
- держать вытянутые руки перед собой.
Трехмесячный малыш поднимает ручки к игрушкам
Спустя три месяца физиологический гипертонус пропадает, как и некоторые рефлексы. На этом этапе ребенок способен на:
- удерживание поднятой головы, опираясь предплечьями в кровать;
- держание в ручке игрушек или других небольших предметов;
- многие дети в этом возрасте постоянно тянут игрушки ко рту;
- поворот головы, реагируя на звуки;
- смех и радость без явной на то причины;
- общение с ребенком сопровождается его «оживлением».
Важно! Только после 3-й недели стартует формирование комплекса оживления, к которому относится улыбка, сосредоточенность и моторика движений. Иногда можно наблюдать учащенное дыхание у детеныша. В полноценном виде комплекс оживления проявится уже на восьмой неделе жизни.
Второй триместр
Рост интенсивности проявления способностей малыша продолжает расти до 4-го месяца. После этого на замену комплекса оживления приходит поведение в более сложной форме.
В 4-5 месяцев малышу так хочется достать игрушку, что перевернуться на животик и схватить ее уже не проблема
Для четвертого месяца характерными считаются следующие умения:
- ребенок начинает рассматривать окружающие его предметы, брать в руки и ставить игрушки;
- он может самостоятельно играть на протяжении длительного времени;
- переворот на сторону – это уже не проблема;
- приближаясь к какой-нибудь опоре, малыш выбрасывает перед собой руки;
- ребенок может вести визуальное слежение за знакомым человеком;
- он может смеяться.
Подходя к пятому месяцу, ребенок уже спокойно может отличить своих от чужих, также он начинает упорно сопротивляться при любых попытках отобрать его любимую игрушку. Различные ситуации вызывают у него массу разных эмоций.
Способности малыша постоянно увеличиваются, теперь он легко может:
- перевернуться на животик;
- ползать на животе к заинтересовавшему его предмету или человеку;
- начать поиски игрушки, которая только что выпала из его рук;
- находить различия между разными интонациями в голосах родителей;
- держась ручкой за край стола или за стул, стоять на ногах;
- детально рассматривать свои руки или игрушки на протяжении длительного времени;
- пытаться стоять на четвереньках.
В пять месяцев забавно наблюдать, как малыш пытается подняться на четвереньки и при этом смешно покачивается
Выросший до 6-месячной отметки, малыш может:
- садиться самостоятельно;
- перевернуться на правый или левый бок;
- уверенно стоять на четвереньках;
- ходить на короткие дистанции со сторонней поддержкой;
- стоять по несколько секунд, придерживаясь за опору.
Он может распознать свое имя, реагируя на него, выговаривать разные слоги, например «ба-ба» или «да-да». Практически пропадает необходимость в кормлении, поскольку ребенок уже самостоятельно пьет воду или молоко из кружки, а также сам кушает печенье.
Вторые 6 месяцев
Седьмой месяц – это возможность научиться следующему:
- придерживаясь за опору, стоять возле нее длительное время (рекомендуем прочитать: когда ребенок начинает самостоятельно стоять без опоры?);
- легко и без особых усилий ползать на четвереньках (рекомендуем прочитать: когда дети начинают сами ползать на четвереньках?);
- узнавать своих близких, протягивая к ним ручки;
- отзываться на имя;
- копировать услышанные слова или звуки, произнося при этом разные слоги с добавлением эмоций.
В семь месяцев ребенок радостно ползет к родителям, при этом осознанно проговаривая слова “мама” и “папа”
К характерным особенностям детей в этом возрасте стоит отнести возможность различать людей и боязнь незнакомцев, а еще они уже могут самостоятельно кушать из ложки. Малыш с легкостью узнает игрушки и некоторые предметы интерьера, обожает всеми известную игру под названием «прятки». Любит постучать предметами по игрушкам или об пол или прятать их (игрушки) в какую-нибудь коробку.
Восьмимесячный малыш проявляет большую активность в движениях, быстро ползает по полу, а также уверенно ходит с опорой. Поднимает небольшие предметы при помощи указательного и большого пальца.
Третий триместр
Достиг возрастной отметки в 9 месяцев, ребенок может:
- стоять без сторонней поддержки;
- придерживаясь одной ручкой, ходить вдоль опоры;
- ползать на относительно большой скорости (см. также: Е. Комаровский говорит о том, как научить ребенка ползать и тематическое видео);
- самостоятельно держать кружку и сидеть на ночном горшке;
- переворачиваться без чьей-либо поддержки;
- распознавать простые команды родителей, играться с игрушкой;
- демонстрировать разные предметы и части телка, которые ему запомнились;
- махать ручкой, имитируя прощальный жест.
В девять месяцев многие детки уверенно кушают ложкой
На данном этапе можно наблюдать звукоподражание – повторение ребенком услышанных ранее звуков и слов без понимания их значения. Исключением могут быть только слово «папа» или «мама». В некоторых случаях он может выговаривать и другие осознанные слова.
Период с десятого по двенадцатый месяц – это важный этап в жизни младенцев, ведь обычно они начинают ходить и стоять без опоры. Лестница или небольшой стульчик уже не становятся значительной проблемой для 12-месячных малышей.
К списку умений 12-месячного ребенка можно отнести следующее:
- бросание мячика;
- сборка игрушечной пирамиды;
- самостоятельный поиск интересующих предметов;
- активное демонстрирование своего восторга или несогласия;
- возможность играть в несложные игры (чаще всего – выдуманные или воображаемые);
- произношение некоторых простых слов;
- подбирание крошек или небольших игрушек с помощью двух пальцев.
Не нужно бить тревогу, если вы обнаружили некоторые несоответствия в развитии вашего малыша со стандартами. Каждый человек по-своему уникален.
К году малыш обладает множеством умений. У ребенка большой интерес к окружающему миру, он уже старается помогать маме со стиркой и другими делами
Задержка психомоторного развития
График развития физических способностей 12-месячного ребенка может иметь скачкообразную структуру, поэтому родителям нужно уделять должное внимание каждому этапу роста своего детеныша. Любые подозрения на отклонения в психомоторном развитии должны сопровождаться применением необходимых мер.
В качестве примера, которым должны руководствоваться родители при оценке темпа развития своего малыша, нужно брать умения и навыки, присвоенные ребенку с первого дня. Оказание внимания необходимым навыкам – это неплохой вариант, но при этом нельзя отказываться от периодических консультаций у врачей. При малейших подозрениях на замедление в психомоторном развитии ребенка нужно постараться сразу откинуть все причины, связанные с недостатками в воспитании.
Серьезная задержка психомоторного развития может быть обнаружена лишь внимательными родителями, когда реакция их ребенка на различные действия вокруг него кажется неадекватной. Провести оценку образовавшейся проблемы смогут лишь квалифицированные специалисты, проведя необходимые для этого наблюдения и тесты. Речь идет о таких врачах, как логопед, невролог и педиатр – лишь они смогут полностью разобраться и решить такую проблему, как отставание психомоторного развития детей раннего возраста.
График развития ребенка до года (подробнее в статье: календарь развития ребенка до года и скачки в процессе)
Как лечится задержка в развитии?
Помимо стандартного медикаментозного лечения существуют и другие методы, связанные с терапевтическим воздействием на организм. Они помогут вылечить симптомы задержки.
К самым эффективным методам можно отнести:
- нейропсихологическая коррекция;
- вербальная стимуляция;
- слуховая и зрительная стимуляция;
- ТМС головного мозга.
Комплекс лечения задержки психомоторного развития в каждом случае подбирается индивидуально с учетом проблем и возможностей каждого ребенка. К примеру, ТМС (транскраниальная магнитная стимуляция) применяется для активации моторных, сенсорных и речевых центров головного мозга. Активно используются разновидности коррекций, в том числе и логопедический массаж.
Врач-педиатр 2 категории, аллерголог-иммунолог, окончила БГМУ Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию. Подробнее »
Источник
Задержка моторного развития или задержка двигательных функций опорно-двигательной системы малыша – это особенность развития, при которой ребенок не осваивает необходимых навыков, либо приобретение их происходит с серьезным отставанием во времени.
Конечно, не стоит бить тревогу, если младенец начинает переворачиваться не в 3, а в 4 месяца. То, во сколько произойдет тот или иной «прорыв» в жизни маленького человека, во многом зависит от наследственности, интенсивности занятий, наконец, строения его тела. Но есть очевидные «отклонения», заметив которые родителям необходимо немедленно проконсультироваться с педиатром.
Давайте разберемся, что и в каком возрасте должен уметь делать ваш малыш?
Сосательный рефлекс
Сосание груди – самый первый и, пожалуй, самый важный навык младенца. По тому, как он это делает, можно многое сказать о самом ребенке, в худшем случае заподозрить что-то неладное. Маму должны насторожить причмокивание или чавканье во время сосания, задержка дыхания, одышка со стоном, срыгивание после каждого кормления в количестве более 2-х чайных ложек, трещины на сосках, частые лактостазы, предпочтение одной груди. Все это – признаки неправильного захвата груди. Помните, что верное обращение ребенка с грудью напрямую влияет на его гармоничное и своевременное развитие. Если малыш захватывает грудь плохо, это обязательно скажется на пищеварении ребенка, прибавке в весе, повышенном газообразовании. А отсюда возникают и «материнские» проблемы: от трещин на сосках до лактостаза.
Я за тобой наблюдаю…
В возрасте месяца вы уже можете определить еще один немаловажный навык малыша: способность следить за предметом. Обратите внимание на то, как он это делает – долго ли смотрит на него, отводит ли глазки в сторону, отдает ли предпочтение при этом обеим сторонам или только одной? В последнем случае можно говорить о застрявшем шейном позвонке, не позволяющем ребенку полноценно осматривать окружающий мир.
Смотреть сверху вниз
В 2 месяца кроха начинает удерживать головку, причем, уже не только на животике, но и в вертикальном положении. То есть если малыша взять «столбиком», он свободно сможет крутить головкой по сторонам и не будет ее запрокидывать. Этот навык дает понять, что в шее нет никакого напряжения, ничто не мешает малышу развиваться дальше. Нередко случается, что ребенок «овладевает» этим навыком раньше, где-то в первый месяц жизни. Родители гордятся данным фактом, а зря. Умение подолгу удерживать головку в таком возрасте говорит вовсе не о раннем развитии, а о сильном тонусе мышц шеи и спины, что в свою очередь сопровождается повышением внутричерепного давления, а соответственно, плохим засыпанием и быстрой утомляемостью.
Лежать тоже нужно уметь
С 2 до 3 месяцев ребеночек должен научиться правильно лежать на животике. «Правильно» означает, что его головка часто находится в вертикальном положении, а значит, он может вращать ею и следить по сторонам. Ручки малыша в этот момент опираются на локотки и предплечья. Ребенок может даже перебирать игрушки, находящиеся прямо перед ним. Такое положение способствует развитию мелкой моторики. А опираясь на предплечья, малыш активирует речевой центр мозга, что в дальнейшем поможет ему правильно, хорошо и вовремя научиться говорить.
Очень часто в подобной позе детки поджимают один или сразу оба локотка к животику, либо заводят их за спину. В результате малышам становится трудно удерживать голову, они начинают капризничать. Родители решают, что ребенку неудобно и, вместо того чтобы научить его правильному положению тела, попросту избегают столь важную позу.
Дорогие родители, если у вашего ребенка наблюдается дискомфорт при нахождении в позе «на животике», это говорит о наличии блока, либо о напряжении в шее или плечевом поясе. Если его вовремя не устранить, ручкам ребенка будет сложно полноценно развиваться и своевременно осваивать окружающее пространство. Последствия могут заключаться в неовладении самыми простыми навыками, такими, например, как выставление рук вперед во время падения!
Полный «переворот»
С 3-х до 4-х месяцев большинство детей осваивают переворот со спинки на живот. Правильно это выглядит следующим образом: ребеночек сначала подтягивает ножки к животику, иногда хватая их руками, затем заваливается на бочок, еще больше группируется, ложится на личико и перекатывается на животик. В новом положении он растягивается и с интересом разглядывает все по сторонам.
Классические ошибки: некоторые малыши, прежде чем перевернуться, делают толчок пяткой, выпячивают животик вверх и переваливаются им в сторону поворота. Подобное движение усиливает изгиб поясницы, что в свою очередь способно повлиять на будущую осанку и правильную установку ножек.
Поворот – это очень сложное упражнение на координацию. Если кроха выполняет его правильно, последующие навыки будут осваиваться им значительно быстрее.
Туда-обратно
Поворот с живота на спину в норме осуществляется в 5 месяцев. Тут тоже есть свои этапы. Многим деткам очень сложно разобраться с ручками: «куда же их деть, чтобы перевернуться?»
Правильный переворот предполагает, что малыш выпрямляет ножку с той стороны, куда хочет повернуться, локоток той же ручки смещает под животик и перекатывается на бочок, а затем на спинку. Иногда ребенок просто собирается в клубок таким образом, что ручки и ножки оказываются собраны под животиком. Из этого положения ему тоже несложно перекатиться на бочок и спину.
Если в процессе выполнения этого непростого «упражнения» малыш не знает, куда деть руки, он чаще всего отставляет локоток в бок или пытается завести руку через бок за спину. В результате он сам себе выстраивает препятствие, которое оказывается практически не под силу преодолеть. Подобная ситуация говорит о том, что у крохи есть проблемы со своевременным развитием мышц рук и верхнего грудного отдела, что может негативно сказаться и на освоении последующих навыков.
Усвоив оба вида поворотов, малыш может начать перекатываться, таким образом достигая нужных ему предметов – некий аналог ползания.
Достигая предметы
Настоящее «ползание» начинается в 6 месяцев, хотя подготовку к нему родители могут заметить уже в три месяца от роду. Этот навык приобретается в несколько этапов. Сначала ребенок, лежа на животике, подтягивает под себя ножки и приподнимает попу вверх, при этом личико остается лежать на поверхности. Порой можно наблюдать, как кроха даже проползает на лице какое-то расстояние вперед. Второй этап: малыш, лежа на животике, поднимается на прямых ручках, его грудь отрывается от поверхности, а попа остается лежать. Это немного напоминает отжимание. Первый и второй этапы могут чередоваться. Пройдет немало времени, прежде чем малыш сможет соединить их воедино и встать на четвереньки. Если раньше малыш научился неправильно переворачиваться со спины на живот, ему будет очень сложно сгруппировать ручки с ножками.
Правильное положение позы «на четвереньках» предполагает, что кроха опирается на коленки и полностью раскрытые ладошки. Раскрытая ладонь напрямую влияет на баланс тела ребенка и, опять же, на развитие мелкой моторики.
После того, как малыш научился вставать на четвереньки, он начинает раскачиваться вперед и назад, плюхается, «распадается» и снова начинает все сначала. Когда навык совершенствуется, ребенок добавляет перекрестные шаги. А это в свою очередь развивает симметричную работу обоих полушарий головного мозга. Уровень глаз ребенка становится выше поверхности опоры примерно на 1/3 роста малыша. Благодаря этому в головном мозге начинают активироваться зоны, отвечающие за координацию и пространственное мышление.
Некоторые дети ползают по-пластунски. Хотя считается, что это просто один из видов ползания, стоит отметить, что данное положение способствует сохранению рук в кулачках, из-за чего мышцы спинки задействуются больше, чем мышцы животика. В результате усиливается тонус задней группы мышц.
Учимся сидеть
Многие родители ждут не дождутся, «когда же мой малыш сядет?»
Обратите внимание, детки начинают присаживаться из положения «четверенек», а не из положения «лежа на спине». Поэтому если у малыша нет навыка ползания, то сесть ему очень и очень сложно.
Чтобы сесть, ребеночек начинает ползти назад, подворачивает одну ножку под попу и садится, либо переворачивается и ползет в другую сторону. Говорить о том, что ребенок сидит или «готов сесть» можно только тогда, когда он отрывает обе ручки от опоры и сидит так 30 секунд и более.
Некоторые дети способны сидеть достаточно продолжительное время, если их посадили, но сами не садятся! Чаще они лежат и малоподвижны. Подобная ситуации говорит о том, что ребенку сложно разобраться с координацией собственного тела. С ним необходимо заниматься, развивая в первую очередь навык ползания.
Когда ребенок сидит, уровень его глаз уже находится чуть больше ½ роста малыша от поверхности опоры. А значит, крохе необходимо снова осваивать еще незнакомое пространство.
В полный рост
Примерно к 7-9 месяцам дети созревают для того, чтобы встать у опоры. Если остальные навыки уже хорошо освоены ребенком, он сможет встать достаточно быстро и легко.
Предметом гордости родителей становится факт того, что их малыш встает в кроватке. Со стороны этот процесс выглядит следующим образом: ребенка сажают в кроватку и отходят, а кроха берется ручонками за бортик, пяточками упирается в решетку, подтягивается и встает из положения сидя. С точки зрения свободы движения, это не совсем правильно. В такой ситуации у малыша во «вставании» совсем не участвуют ножки. Как правило, эти детки либо совсем не ползают, либо ползают по-пластунски.
Техника правильного «вставания» предполагает, что малыш будет подниматься из положения «четверенек». Выглядит это так: малыш подползает к опоре, хватается за нее ручками, переставляет их выше, затем подтягивает ножки и выставляет одну ножку вперед, на стопу. Дальше он перераспределяет вес тела на эту ножку и начинает выпрямляться, подтягивая вторую ножку и ставя ее на стопу. В конце он равномерно распределяет вес на обе ножки – стоит! Такое упражнение подключает мышечные цепи ходьбы: все люди ходят вперед, ставя ноги по очереди прямо перед собой.
Усвоив вставание у опоры, малыш начинает присаживаться на «корточки» и вставать обратно, тем самым отрабатывая навык «вставание с места». Тут же ребенок учится перемещаться вдоль опоры приставным шагом. Обратите внимание, что приставной шаг формирует речевые зоны мозга.
Подъем!
Считается нормой, если ребенок начинает ходить в возрасте от 10 месяцев до 1 года 3 месяцев (у недоношенных детей сроки могут быть увеличены до 1 года 6 месяцев). Но перед тем, как пойти, малышу нужно научиться вставать с места. Для этого ему необходимы все предыдущие навыки, приобретенные за прошедшее от рождения время: навык ползания вперед и назад, вставание у опоры, приседание на «корточки» и обратно.
Со стороны «вставание с места» в идеале выглядит следующим образом: малыш на «четвереньках» подтягивает одну, а затем вторую ножки, ставит их на стопы, усаживается на «четвереньки», отрывает ручки от поверхности опоры и выпрямляется. Ура, малыш стоит! Отсюда до первых шагов проходит, обычно, совсем немного времени: интерес к познанию мира очень велик, желание добраться до нужного предмета быстро перебарывает страх падения.
Ходить тоже нужно правильно
К сожалению, многие детки ходят на цыпочках. При таком положении стопы ребенка неравномерно распределяют весовую нагрузку, малышу не хватает достаточной площади опоры. Человеку обязательно необходимо задействовать пятки во время ходьбы. Если этого не происходит, основная нагрузка оказывается на коленных и тазобедренных суставах. Но задние мышечные цепи развиты сильнее. Ребенок сам не сможет справиться с нагрузкой и начнет подстраиваться. В результате, мышцы малыша будут оставаться в том же напряжении, начнут растягиваться и неадекватно выполнять свою функцию. Неправильное осуществление на начальном этапе навыка ходьбы может существенно отразиться на здоровье человека в будущем.
Стимулированию ходьбы на цыпочках способствует «ведение» детей за ручку, когда малыш вынужден высоко поднимать руки вверх. В этот момент выключается работа мышечных цепей ходьбы, ребенок тянется за мамой и вынужден подниматься на цыпочки.
Для правильного стимулирования навыка ходьбы необходимо, чтобы кроха опирался на ножки, а руки находились у него на уровне груди. Если вам обязательно держать его при этом за руку, наклонитесь так, чтобы ребенку было комфортно и не было необходимости задирать ручки вверх.
Звенья одной цепи
Двигательная активность очень важна для детей. Она помогает ребенку развиваться гармонично и быть здоровым. Вы можете заметить, что все навыки как части пирамидки: стоит одной детали выпасть, и фигура лишится одного из своих опорных звеньев.
Если вы обратили внимание, что ваш малыш что-то делает неправильно или не вовремя, стоит обратиться к специалисту. Из моего опыта общения с родителями скажу, что далеко не все мамы и папы могут адекватно и должным образом оценить способности своего ребенка. Безусловно, каждый малыш индивидуален и развивается согласно своему собственному внутреннему «плану-графику». Но если у него появились проблемы, необходимо разобраться в них их и оказать посильную помощь. Это чем-то сродни косоглазию или плоскостопию – если выявить их в раннем возрасте, то можно обойтись гимнастикой, а вот если запустить, может потребоваться серьезная медицинская помощь!
Задержкой моторного развития занимаются детские массажисты и остеопаты. Существуют различные методики работы в данной области. Поскольку причиной задержки моторного развития в большинстве случаев является родовая травма (родовые микросмещения костей черепа и шейных позвонков), моя задача, как остеопата, заключается в обнаружении наиболее важных микросмещений и их устранении. Обычно организм ребенка быстро реагирует на мягкие и безболезненные техники, и застрявшая или зажатая область расслабляется. Как следствие, малыш начинает быстро «догонять» своих сверстников.
С высоты своего опыта могу сказать, что дети всегда отвечают «взаимностью»: буквально через 2-3 занятия начинают самостоятельно переворачиваться, учатся правильно ползать или вставать. Ведь этим малышам требуется всего лишь немного направить организм к здоровью и балансу. Вместе с крохой мы активируем мышцы, которые раньше не работали и расслабляем перегруженные. У детей уходят напряжение, утомление и болезненность. На их место приходят расслабление, спокойствие и комфорт.
Каждой маме для своего ребенка хочется здоровья, счастья и радости. Но порой для этого необходимо приложить усилия, вовремя распознав опасность и предотвратив ее последствия. Наблюдайте за своим малышом, делайте гимнастику, учитесь основным навыкам. Но если что-то вам покажется странным, не медлите обратиться к специалистам.
Здоровья вам и вашим детям!
Источник