Отставание в физическом и умственном развитии ребенка
Причины отставания ребенка в физическом развитии
Когда у ребенка замедляется психическое развитие, это может быть вызвано неправильным педагогическим подходом, задержкой развития психики, нарушением функций центральной нервной системы, недоразвитием мозга, которое приводит к умственной отсталости.
[1], [2], [3], [4], [5]
Неправильный педагогический подход
При неправильном подходе к ребенку он может не знать и не усваивать многих вещей. Появляется отставание в развитии, и объясняется оно не просто нарушениями работы мозга – ребенок здоров – а запущенностью воспитания. Когда ребенок испытывает недостаток информации, и при этом его не поощряют к умственной деятельности, способности ребенка к усвоению и обработке информации резко снижается. Но если к ребенку применят правильный подход, эти пробелы постепенно устранятся. Если занятия будут проходить постоянно, будет все нормально, ребенок со временем догонит своих сверстников.
Задержка развития психики
Другими словами – задержка психического развития ребенка Она проявляется очень вариативно. Но всегда эту особенность можно различить по нюансам поведения, которые дают возможность отличить умственную отсталость, педагогическую запущенность и задержку в проявлении психических реакций. Дети, у которых наблюдается задержка развития психики, не страдают от нарушений в работе мозга, но у них совершенно не характерное для их возраста поведение, незрелое, более детское, бывает повышенная утомляемость, недостаточная работоспособность, такие дети быстро устают, не доделав свою работу.
Эти симптомы могут объясняться тем, что роды мамы были патологическими, с нарушениями, которые повлекли за собой заболевания ребенка. Поэтому в раннем детском возрасте ребенок может часто болеть инфекционными заболеваниями, поражающими, в том числе, и нервную систему. Эти заболевания и проблемы с поведением базируются на органических отклонениях в работе нервной системе ребенка.
[6], [7], [8], [9], [10]
Биологические причины задержки в развитии ребенка
- Нарушения в организме мамы при вынашивании
- Заболевания мамы во время беременности
- Алкоголизм и пристрастие к табакокурению беременной
- Психологические, неврологические, психосоматические заболевания родственников больного ребенка
- Роды с патологиями (кесарево, вытягивание ребенка щипцами и так далее)
- Инфекции, которые ребенок перенес в раннем дошкольном возрасте
[11], [12], [13]
Социальные причины задержки в развитии ребенка
- Сильный контроль (гиперопека) родителей
- Агрессивное отношение по отношению к ребенку в семье
- Травмы психики, перенесенные в раннем детстве
Чтобы можно было подобрать программу коррекции ребенка, который отстает в развитии, мало просто выявить причину (кстати, они могут быть комплексными). Нужно еще и поставить диагноз в клинике у психолога и у врача-педиатра, чтобы лечение было комплексным.
Задержку психического развития (ЗПР) у детей медики сегодня делят на четыре типа
Психический инфантилизм
Такие дети вспыльчивы, плаксивы, не самостоятельны, для них характерно бурно выражать свои эмоции. Настроение таких детей часто меняется: вот только что ребенок бегал и весело играл, а теперь он плачет и требует чего-то, стуча ногами. Такому ребенку при психическом инфантилизме крайне сложно принимать решения самому, он полностью зависит от папы или мамы, его эмоционально-волевая сфера нарушена. Диагностировать это состояние очень сложно, потому что родители и педагоги могут принимать его за баловство. Но если провести аналогию с тем, как ведут себя ровесники ребенка, очень четко просматривается задержка в его развитии.
Психическая задержка соматогенного происхождения
Эту группу составляют дети, которые постоянно страдают из-за частых простудных заболеваний. В эту группу также входят дети с постоянными заболеваниями хронической природы. И еще – малыши, которых с детства родители слишком тепло укутывали, слишком о них беспокоились, грели мороженое и воду, чтоб, не дай бог, малыш не простудился. Такое поведение – чрезмерная опека родителей – не дает ребенку познавать мир, поэтому его психическое развитие тормозится. Отсюда и неспособность быть самостоятельным, самому принимать решение.
Неврогенные причины задержки в развитии ребенка Ребенком никто не занимается или, наоборот, его чрезмерно опекают. Насилие со стороны родителей и перенесенные травмы в детстве тоже относят к неврогенным причинам задержки развития дошкольника. Этот тип харакетризуется тем, что моральные нормы и поведенческие реакции у ребенка не воспитаны, ребенок часто не знает, как проявить свое отношение к чему-либо.
Органически-церебральные задержки в развитии
Здесь уже действует природа. То есть отклонения в организме – органические отклонения в работе нервной системы, мозговая функция такого ребенка нарушена. Это – самый трудно поддающийся лечению тип задержки в развитии ребенка. И самый частый при этом.
Как выявить отклонения в развитии ребенка?
Как утверждают ученые, это можно сделать еще в первые месяцы, как только ребенок родился. Еще проще это сделать в младшем и среднем дошкольном возрасте (от 3 – х до 4- х лет). Нужно только понаблюдать за ребенком внимательно. Если у него задерживается развитие, то некоторые безусловные рефлексы будут особенно развиты или, наоборот, их не будет вообще, хотя у здоровых детей эти реакции есть.
- Ребенок продолжает сосать что-либо после трех месяцев после своего рождения (пальчик, губку, край одежды)
- После двух месяцев ребенок все еще не может сосредоточиться на чем-либо – не может внимательно смотреть или слушать
- Ребенок слишком резко реагирует на звуки или вообще не реагирует на них
- Ребенок очень слабо может следить за предметом, который движется, или вообще не может сфокусировать взгляд
- До 2-3-х месяцев ребенок все еще не умеет улыбаться, хотя этот рефлекс у нормальных малышей проявляется уже в 1 месяц
- В 3 месяца и позже ребенок не «гулит» – это свидетельствует о нарушениях речи; ребенок лепечет вплоть до 3-х лет, хотя у здоровых детей раздельная речь начинает проявляться намного раньше – в 1,5-2 годика
- Когда ребенок подрастает, он не может четко выговаривать буквы, не запоминает их. Когда его учат читать, ребенок не может постичь основы грамоты, она ему просто не дается.
- В детском саду или школе у ребенка обнаруживают дисграфию (нарушаются навыки письма), не может посчитать элементарных цифр (присутствует заболевание под названием дискалькулия). Ребенок среднего и старшего дошкольного возраста невнимателен, не умеет сосредотачиваться на чем-то одном, быстро меняет виды деятельности.
- У ребенка дошкольного возраста нарушена речь
Источник
Самые опасные отклонения проявляются в первый год жизни. На что стоит обратить внимание – в этой статье.
Говорить о задержках развития можно только после ряда обследований и постановки диагноза квалифицированным врачом. Обычные сравнения мам с другими детьми ещё ни о чём не говорят.
Марина Сыскова, педиатр: «Если ребёнок рано сел, то это не значит, что он будет хорошо учиться. Как и не значит, что поздно пошедший ребёнок будет отставать, например, в речи». Так, в норме обучение навыкам ходьбы с 9 до 15 месяцев.
Сильные и очевидные отклонения от нормы антропометрических показателей должны насторожить. Самые опасные отклонения проявляются в первый год жизни. Задержки в развитии могут быть по ряду причин: тяжёлая беременность, трудные роды, перенесённые заболевания, инфекции, генетические отклонения, плохие социальные условия, стрессы, курение и принятие алкоголя матерью во время беременности и другие.
Внешние признаки отставания в физическом развитии – это задержка роста, набора массы, потеря жирового подкожного слоя, облысение. Обычно внешнее отставание начинается с медленного набора массы тела. Врачи определяют степень физической задержки развития соответственно возрасту, доношенности, перенесённых болезней, генетики.
Малыши, появившиеся раньше срока, часто отстают от своих сверстников примерно на тот срок, который они «не досидели» в утробе.
Отставание физического развития бывает лёгким, умеренным и тяжёлым. Определение причины задержки развития зачастую затруднено. Например, ребёнок медленно растёт: возможно, в семье есть низкорослые или это эндокринное заболевание. Необходимо изучение щитовидной железы, костного возраста, проведение МРТ и других исследований. Возможно, он плохо питается из-за низкого достатка родителей, невозможности усвоить еду или особенностей восприятия родителями вопросов питания.
Чтобы выяснить причины задержки, нужно увидеть полную картину. И тогда можно понять, какой должна быть терапия. Будет ли это введение гормонов роста, усиленное витаминами питание или, возможно, будет достаточно курса физиотерапии — это может определить только лечащий врач. Некоторые выявленные заболевания могут тянуть за собой ряд проблем: с сердцем, костями, умственной деятельностью и другими. Чем раньше выявить патологию, тем проще с ней бороться.
https://programmamama.com/baby-0-6/
Как ухаживать? Как обеспечить безопасность? Каких врачей пройти? Как малыш развивается в период от рождения и до 6 месяцев? Рассказываем и показываем вместе с врачом-неонатологом в видеокурсе “Развитие ребёнка от 0 до 6 месяцев”
Что делать, чтобы не упустить момент
Для ребёнка в первые месяцы жизни важно развитие мышц шеи, туловища и конечностей. Его дальнейшее физическое развитие будет базироваться на этом. Значит, нет сковывающему пеленанию, выкладываем малыша на живот на несколько минут, делаем лёгкий массаж, который снимет родовые блоки, зажимы. Комплекс постоянных физических упражнений вплоть до года – хорошая профилактика нормального развития. Если отклонения в развитии всё же будут выявлены, то врач назначит физиотерапию и медикаментозное лечение.
Педиатр не может за короткое время приёма выявить все моменты, поэтому рассказывайте о подозрительных, на ваш взгляд, деталях («ещё не лезут зубы», «не ползает» и пр.)
У каждого ребёнка свой путь, но к определённому возрасту должны сформироваться все моторные навыки.
Главные моторные навыки по месяцам до 1 года
- к концу 1 месяца ребёнок на несколько секунд удерживает головку
- к концу 2 немного приподнимает голову, лежа на животе
- к концу 3 удерживает голову в вертикальном положении полминуты
- к концу 4 приподнимает туловище, лёжа на животе, и опирается на носочки, стоя с поддержкой
- к концу 5 держит голову, переворачивается
- к концу 6 держит игрушки, передвигает ногами, стоя с поддержкой
- к концу 7 хорошо сидит
- к концу 8 ползёт назад
- к концу 9 ползёт вперёд, пьёт из чашки
- к концу 11 ползёт на четвереньках
- к году делает несколько шагов, держась за руки взрослого, подаёт игрушки
Окончательное формирование моторных навыков произойдёт на втором- третьем годах жизни малыша, но нарушения физического развития, чаще всего, видны на первом году, потому необходимы профилактические осмотры детского невролога и хирурга в 1, 3, 6 и 12 месяцев.
Читайте на нашем канале статьи о развитии ребёнка:
Полезная статья? Подписывайтесь на канал и поделитесь ссылкой с друзьями.
Источник
Говорить об отставании в физическом развитии ребенка можно только после того, как врачи проведут ряд необходимых обследований и поставят диагноз. До этого момента родители могут делать лишь предварительные заключения, основанные на наблюдениях за малышом, но ни в коем случае не на сравнении его с другими детьми его возраста.
Важно понимать, что каждый ребенок растет и развивается в своем ритме. Одни опережают сверстников в физическом развитии, другие же, наоборот, демонстрируют некоторое отставание, которое, тем не менее, нельзя считать серьезным отклонением от нормы.
Итак, когда нужно начинать задумываться о том, что физическое развитие малыша не соответствует его возрасту? После года уже можно наблюдать за попытками крохи делать шаги, произносить первые слова. Нормой считается освоение навыков ходьбы до 14 месяцев и начальных речевых навыков до двух лет. Естественно, что небольшие отклонения от нормы не могут послужить поводом для волнения, однако уже в этом случае нужно будет усилить наблюдение за малышом, фиксируя малейшие продвижения вперед.
Что собой представляет задержка физического развития?
О задержке физического развития ребенка принято говорить в случаях, когда налицо отставание его по ряду антропометрических показателей. Достаточно часто проблема усугубляется отставанием в сфере формирования познавательных и моторных навыков.
Специалисты говорят о задержке физического развития в случаях, когда антропометрические показатели опускаются ниже 3-5 процентиля либо же заметно снижаются за короткий срок. Принято разделять отставание в физическом развитии на вызванное заболеваниями и спровоцированное социальными условиями.
Причины задержки физического развития
На задержку в физическом развитии детей оказывают влияние самые разные причины:
- педагогическая запущенность;
- ЗПР;
- биологические факторы;
- социальные факторы.
Когда речь идет о педагогической запущенности, то подразумевают серьезные пробелы в воспитании малыша, не связанные с мозговой деятельностью. В таких случаях дети совершенно здоровы, при этом неспособны усваивать простую информацию, не знают элементарных вещей.
Родители и педагоги просто обязаны приобщать детей к умственной работе, поощряя их даже незначительные достижения. В противном случае способность к обучению и усвоению новой информации у них будет заметно снижаться. Как правило, проблему такого характера можно решить, если правильно выстроить схему работы с малышом.
Несколько иначе дело обстоит с задержкой психического развития, которая также может вызывать отставание в физическом развитии. Обычно такие дети отличаются несоответствующим возрасту поведением, несмотря на то, что работа мозга осуществляется без существенных нарушений. Ребята с ЗПР быстро утомляются, неспособны долго концентрировать внимание и выполнять задание до конца.
На отставание в физическом развитии ребенка также могут влиять и биологические факторы, связанные со сложным протеканием беременности, нарушением правил здорового образа жизни во время вынашивания ребенка матерью, тяжелые роды, патологии, а также перенесенные внутри утробы или в первые месяцы жизни серьезные инфекции.
И, наконец, социальные факторы, влекущие за собой отставание в физическом развитии, подразумевают за собой тотальный контроль со стороны взрослых, неадекватное отношение к ребенку, а также стрессы, перенесенные в младшем возрасте.
Как определить, что ребенок отстает в развитии?
Как проявляется отставание детей в физическом развитии? Внешние признаки могут быть разными, начиная от задержки роста и набора массы и заканчивая потерей подкожного жирового слоя, облысением и белковым истощением. Чаще всего задержка в физическом развитии проявляется именно отставанием в росте и наборе массы.
Специалисты определяют уровень задержки, анализируя все антропометрические показатели, соответствующие возрасту ребенка. В процессе учитывают особенности ребенка, степень доношенности, возможные перенесенные им недавно заболевания, способные оказать влияние на процесс развития. У малышей, которые появились на свет недоношенными, допускаются некоторые отклонения в физическом развитии, на которые влияют продолжительность их недоношенности.
Отставание в физическом развитии может быть нескольких типов:
- легким;
- умеренным;
- тяжелым.
Чаще всего первым признаком задержки в развитии является медленный набор массы тела, со временем можно заметить и изменения показателей роста.
Особенности диагностики задержки физического развития
Важно понимать, что лабораторные исследования не дают полную картину, поэтому проводятся скорее для ее дополнения. Чтобы отличить заболевания эндокринного характера от семейной низкорослости, обязательно определяют костный возраст. Дополнительно обследуют щитовидную железу ребенка, проводят МРТ и ряд дополнительных исследований.
Диагностировать задержку физического развития ребенка можно на основании полученных в результате обследования клинических данных, а также по результатам наблюдений за взаимоотношениями в семье и опроса родителей.
Очень важно, чтобы малыш рос в спокойной, дружественной атмосфере, получал достаточное для его возраста питание, а также не имел сложностей с его усваиванием.
Чаще всего малыш не получает достаточного питания из-за некомпетентности родителей в этом вопросе, из-за низкого материального достатка, из-за халатности родителей. В первые месяцы жизни малыш должен получать достаточное количество грудного молока или адаптированной под него смеси каждые 2-3 часа. Врачи обязаны выяснить, какое питание получал ребенок в первые месяцы, через какие промежутки времени и какой была реакция родителей на беспокойство крохи между кормлениями.
Достаточно часто неспособность малыша усваивать необходимое количество молока в первые месяцы жизни связана с анатомическими аномалиями: увеличенными небными миндалинами, аденоидами, сокращениями мышц полости рта. Именно поэтому, диагностируя отставание в физическом развитии, врачи просто обязаны принимать во внимание возраст малыша и общую клиническую картину, воссозданную на основе подробной беседы с родителями.
Лечение задержки физического развития
Для того чтобы лечение было успешным, необходимо выявить основную причину, которая привела к отставанию развития. Так, например, если причина в вызывающим задержку роста заболевании, то необходимо сосредоточить терапию именно на нем. Если ребенок медленно растет и набирает вес из-за семейной генетики, стоит прекратить попытки воздействовать на процесс, ведь в результате показатели роста будут так или иначе связаны с показателями роста родителей.
Если основная причина задержки физического развития — это дефицит гормона роста, то решением может стать соответствующая терапия с его включением. Правильно подобранная терапия поможет малышу в первый год прибавить от 8 до 13 см, а в последующие – до 6 см в год.
Независимо от того, какая причина оказала основное влияние на задержку в росте и наборе массы ребенка, необходимо позаботиться о том, чтобы в семье был налажен режим дня, практиковалось правильное питание, преобладала спокойная атмосфера.
Если речь идет о малышах первого года жизни с ярко выраженной задержкой физического развития, связанной с социальными причинами, после 6 месяцев кормить их необходимо преимущественно густой пищей в течение получаса. В это время важно, чтобы ребенок не отвлекался. Дети после года могут есть за общим столом со взрослыми.
Крайне важно не заставлять малыша есть против воли. Вода, соки и другие низкокалорийные продукты в рационе должны быть в меньшинстве, тогда как высококалорийная пища, такая как масло, сыр, сливки, обязательно должна входить в ежедневный рацион.
Каких последствий опасаться?
Во многом осложнения будут связаны с заболеванием, которое стало причиной отставания в физическом развитии. Так, например, если задержка роста связана с болезнью Иценко-Кушинга, то возможны проблемы с сердечно-сосудистой системой, давлением. Кроме того, осложнения могут проявиться в виде сахарного диабета или остеопороза, язвы желудка и пр.
Если ребенок страдает гипотиреозом, то возможны последствия в виде аритмии, увеличения щитовидной железы, а также общего снижения интеллектуальной деятельности, комплексов, вызванных несоответствием роста нормам.
Для того чтобы ребенок имел нормальный рост, он должен расти в способствующих развитию условиях, получая полноценное питание, необходимое для его возраста количество витаминов и микроэлементов. Отмечая низкорослость детей, важно своевременно обращаться к специалистам, которые помогут выявить причину и назначить программу для коррекции отставания.
Когда стоит думать о госпитализации?
О госпитализации имеет смысл говорить в случаях, когда у детей диагностируют сложную форму истощения, заметное отставание в росте. В стационаре ребенка обследуют для выявления истинной причины отставания в физическом развитии, назначат адекватное лечение. Как правило, срок госпитализации в этом случае не превышает 10 дней, в течение которых медики контролируют рацион детей, следят за их режимом дня.
Основная цель госпитализации — научить детей и родителей составлять правильный рацион сбалансированного питания и придерживаться его для стимуляции роста, независимо от причины отставания в физическом развитии.
О прогнозах
Самым опасным отставание в физическом развитии малыша считается в первый год жизни, независимо от того, какова причина проявления проблемы. Следует понимать, что постнатальный рост головного мозга наиболее активен в первые полгода, поэтому ребенок должен иметь подходящие условия для полноценного развития именно в этот период. У многих малышей, которым поставили диагноз «задержка физического развития», отмечают сбои в развитии эмоциональной сферы и сложности в социальной адаптации.
Если причина задержки — заболевания, прогноз может быть озвучен только после определения степени тяжести болезни и эффективности методики ее лечения. Детей с задержкой физического развития, независимо от причины, необходимо постоянно держать под присмотром, контролируя процесс эмоционального и когнитивного развития, при необходимости применяя коррекционные методы воздействия.
В заключение стоит отметит, что решить проблемы с задержкой физического развития у детей можно, но далеко не во всех случаях. Если дело в генетической предрасположенности к маленькому росту и несоответствующей возрасту массе, то, скорее всего, с этим придется жить всю жизнь.
В отдельных случаях помочь могут хирургическое вмешательство, массаж, сеансы физиотерапии, занятия со специалистами, практикующими работу по раннему развитию мозга. Особенно важной является атмосфера в семье. Родители должны быть уверенными в силах малыша, спокойными и ответственными, практиковать регулярные занятия в рамках программ раннего развития.
Важно понимать, что замедленное физическое развитие не может поставить крест на будущей жизни и судьбе ребенка. Часто именно своевременное определение причины отставания поможет эффективнее устранить проблему и позволит малышу догнать и даже перегнать сверстников с верой в себя, свои силы и навыки.
Источник