Отставание речевого развития у ребенка

Задержка речевого развития диагностируется в среднем у 40% детей в возрасте от 4 до 6 лет. Надо ли родителям бить тревогу, если ребенок не способен с пелёнок вести полноценный диалог?

Содержание статьи:

  • Речевая среда;
  • Внутренние факторы;
  • Ранняя диагностика;
  • Полезные упражнения;
  • Развитие головного мозга;
  • Развитие фонематического слуха;
  • Структура слова и моторика;
  • Словарный запас;
  • Связная речь;
  • Развитие артикуляции.

Речевая среда

Логопедические занятия, игры — всего лишь часть коррекционного процесса. Куда важнее постоянно общаться с малышом, озвучивать свои действия и при этом следить за правильностью речи. Не будет адекватной речевой среды — не будет и результата.

Сразу обозначим: речь не является врожденной способностью человека. У новорожденного её нет, зато есть потребность в заботе взрослых и, как следствие, потребность в общении. Речь — это лишь способ её удовлетворить. Уже с двух месяцев малыш начинает упражняться в произнесении гласных, привлекая к себе внимание взрослых, сообщая о своих ощущениях и эмоциях. Если родители игнорируют эти призывы, речевая активность снижается, развитие замедляется. Навыки речи формируются, но в более поздние сроки, что негативно сказывается на общем психологическом развитии малыша. Он не может полноценно общаться, познавать мир, учиться, его отвергают другие дети. Хуже всего, что из-за отставания в речи замедляется и умственное развитие, иногда этот процесс необратим.

Диагноз «задержка речевого развития» обычно ставится детям в возрасте трёх лет в случае, если отсутствует фразовая речь, однако распознать отставание можно и в первые два года жизни.

Ребёнок может молчать по многим причинам. Бывает, что у него просто-напросто нет необходимости говорить. Так случается, если родители исполняют желания малыша ещё до того, как он их озвучит, или задают ему вопросы и сами на них отвечают. Но чаще всего дело в неблагоприятном домашнем климате: взрослые редко разговаривают с маленьким человеком (ведь он «всё равно ничего не понимает»), не озвучивают свои действия. Или говорят, но у них самих скудный словарный запас, а в речи преобладают короткие фразы, много грамматических и речевых ошибок.

Внутренние факторы

Существуют и внутренние факторы. Ключевой — замедленный темп созревания нервных клеток в речевых зонах головного мозга, обусловленный патологией беременности, родов, заболеваниями малыша на первом году жизни. Повлиять на формирование речи могут и черепно-мозговые травмы или оставленные без внимания частые падения. Нередко причина кроется в сниженном слухе, о чём родители узнают, только занявшись проблемами с речью.

В ряде случаев малыш не говорит в силу действия генетического фактора (в таких семьях отставание наблюдается практически во всех поколениях) или же общей задержки развития.

Процесс развития речи начинается с первых дней жизни и продолжается несколько лет:

  • В 1,5 месяца ребенок начинает прислушиваться к голосам и радоваться, когда слышит знакомые, постепенно осваивает гласные. Приблизительно в полгода уже вовсю лепечет. Параллельно малыш накапливает пассивный словарный запас, в возрасте до года он способен понимать от 50 до 100 слов.
  • В год-полтора малыш учится понимать речь окружающих, говорит первые слова. Он начинает осознавать, что комбинации звуков обозначают определённые предметы и что с помощью слова можно достичь своей цели.
  • В период с двух до шести лет речь становится всё более совершенной и похожей на речь взрослых.
  • В два-три года она приобретает связный характер, появляются простые фразы, которые постепенно усложняются. Поначалу ребёнок допускает грамматические ошибки, искажает звуки, но со временем ситуация выравнивается.
  • В норме к пяти годам человек пользуется всеми формами предложений, его речь полностью понятна всем взрослым, а не только близкому окружению.
  • К шести он уже может самостоятельно пересказывать тексты и описывать события. Словарный запас составляет не менее 2000 слов.

Задержка речевого развития

Ранняя диагностика

Чем раньше будет диагностирована задержка речевого развития, тем эффективнее будет лечение. Существуют признаки, позволяющие заподозрить неладное на начальных этапах. О посещении специалиста следует задуматься, если ребёнок:

  • Старше 3 месяцев. Не оживляется, услышав речь взрослого, не проявляет эмоциональную реакцию на голос;
  • Старше 8 месяцев. Не лепечет;
  • Старше 1,5 года. Не произносит простых слов вроде «мама» или «дай», не может показать предметы на картинке в ответ на вопрос родителей;
  • Старше 2 лет. Обладает словарным запасом всего в несколько слов и не пополняет его, а также не способен выполнять инструкции взрослых («Подними куклу и дай ее мне»);
  • Старше 2,5 лет. Не составляет фразы из двух слов;
  • Старше 3 лет. Говорит так, что понять его могут только самые близкие люди.

Как только появились сомнения, развивается ли речь правильно, нужно обратиться к врачу. Лучше убедиться, что причин для беспокойства нет, чем опоздать с помощью.

Провести первичное обследование могут детский невролог, психиатр или логопед, но, как правило, одной консультации недостаточно — придётся посетить всех трёх специалистов. Перед тем как поставить диагноз и назначить лечение, они должны выяснить причину задержки. Будьте готовы к обстоятельной беседе о том, как протекала беременность и роды, как развивался малыш в первые месяцы.

Только после разговора с родителями начнётся диагностика: с ребенком проведут несколько тестов, чтобы установить соответствие речевого развития возрастным нормативам. Сначала проверят навыки понимания малыша, а уж затем — говорения. Это и звукопроизношение, и объём словарного запаса, и умение грамматически оформлять речь. Список разнится в зависимости от возраста ребенка. Так, у детей старшего дошкольного возраста будут оценивать еще и содержательность и связность речи, способность вести диалог, пересказывать услышанное.

Если основная причина задержки неврологическая и виной всему мозговые дисфункции, упор будет сделан на медикаментозное лечение и процедуры. Малышу назначат лекарственные препараты для улучшения работы.

Задержка речевого развития: Полезные упражнения

Даже если ваш ребёнок еще слишком мал, чтобы произнести своё первое слово, имеет смысл выполнить с ним несколько простых игровых заданий.

Развитие головного мозга

На консультации со специалистами вам порекомендуют пройти курс транскраниальной микрополяризации, чтобы активизировать деятельность речевых мозговых зон. Если же дело в недостатке общения со взрослыми, родителям придётся в первую очередь поработать над собой и пересмотреть свои подходы к воспитанию малыша. И в том и в другом случае ребенок должен посещать занятия с логопедом. Специалист поможет развить не только речь, но и внимание, память, мышление, воображение. Без этого задержка речевого развития так и может остаться, ведь преодолеть в подобных условиях будет крайне сложно. В ход идут артикуляционные гимнастики и всевозможные упражнения на развитие мелкой моторики. В коре головного мозга отделы, отвечающие за развитие артикуляционной и мелкой моторики, находятся близко друг к другу и функционально взаимосвязаны. Стимуляция одного приводит к активизации другого.

Заниматься с ребенком должны не только специалисты, но и родители. Даже если речь малыша развивается нормативно, нелишним будет регулярно делать с ним упражнения на развитие мелкой моторики, артикуляционную гимнастику. Подсмотрите у логопеда приёмы и регулярно тренируйтесь с малышом дома для закрепления результата. Занятия не должны быть продолжительными, чтобы малыш не переутомлялся.

Читайте также:  Индивидуальная программа развития ребенка в доу психолог

Развитие фонематического слуха

Фонематический слух отвечает за восприятие звука человеческой речи. Если он не развит, дети нередко путают звуки, например «т» и «д», искажённо их произносят. В конечном результате писать и читать они будут тоже с ошибками.

В ходе игры малыш должен назвать как можно больше слов, которые начинаются на тот или иной звук, заканчиваются на него.

Структура слова и моторика

«Отхлопывание». Бывает, что малыш охотно говорит, оперирует целыми фразами, но при этом пропускает или переставляет слоги в словах. Вместо «остановка» у него получается «основка» или даже «оснотавка».

Для развития мелкой моторики играйте с ним в кубики, конструктор, собирайте мозаику и лепите из пластилина. Пусть малыш перед прогулкой самостоятельно застегивает пуговицы и завязывает шнурки.

Вспомните старые добрые пальчиковые игры («Сорока-белобока», «Ладушки») — они стимулируют разные точки и нервные окончания на ручках. Эффективен пальчиковый массаж, его можно делать с самого рождения. Не забывайте про считалочки и подвижные игры, в которых водящий или участники должны произносить стихотворный текст. Это развивает у детей умение ориентироваться в пространстве, изменять темп движений, ритмично двигаться, работать с интонацией голоса и правильно ставить ударения. Правила любой игры, задания, инструкции формулируйте как можно чётче, повторяя по несколько раз. Суть упражнения в том, чтобы проговаривать слова по слогам, при этом хлопая в ладони на каждом слоге. Сначала отхлопываются простые слова, состоящие из двух слогов, затем из трех и более.

Словарный запас

«Назови как можно больше слов, обозначающих…».

Направлено на пополнение активного словаря ребенка и расширение его кругозора.

Малышу дается задание подобрать слова, обозначающие мебель, овощи, деревья, цветы, игрушки, профессии. Есть и другой вариант упражнения: мама перечисляет три предмета, а ребенок отвечает, как их можно назвать одним словом.

Связная речь

«Кто что делает?».

Развивает способности к рассказу и связную речь. Задача малыша — соотнести предмет и его действие.

«Я назову слово, а ты расскажешь, что этот предмет может делать. Снег — падает, а гром -…».

«Игра в описания».

Формирует речевые навыки и наблюдательность.

Сначала мама берёт в руки предмет и описывает: «Яблоко — зелёное, хрустящее, вкусное». Затем передает малышу, и он описывает предмет своими словами.

Видео «Школа Доктора Комаровского: Почему ребенок не говорит?»:

Развитие артикуляции

С детьми, у которых нарушено звукопроизношение, необходимо делать артикуляционную гимнастику. Выполнять упражнения нужно не менее трех раз в день по 10 раз каждое.

«Улыбка-трубочка». Малыш попеременно улыбается и вытягивает губы в трубочку. Следите за тем, чтобы нижняя челюсть оставалась неподвижной.

«Лопата-иголочка». Исходное положение: губы в улыбке, зубы разомкнуты, резцы обнажены. Ребёнок должен положить расслабленный (как «лопата») плоский язык на нижнюю губу. Затем, не закрывая рта, как можно дальше высунуть язык, напрячь его и вытянуть в «иголочку». Лучше, если мама покажет ему пример.

«Часики». Начальное положение -как в предыдущем упражнении. Малыш высовывает язык и попеременно дотрагивается то до правого, то до левого уголка рта (имитируя маятник). Важно, чтобы челюсть не двигалась. Для наглядности можно предварительно показать картинку, на которой изображены часы с маятником.

«Открытое окно». Сначала ребёнок держит губы сомкнутыми, затем открывает рот таким образом, как будто собирается произнести очень чёткий гласный звук «о».

Желаю вам, чтобы задержка речевого развития у малыша (если таковая имеет место быть) осталась в прошлом. Будьте здоровы и счастливы!

Хотите что-то сказать? Пишите в комментарии в конце заметки. А еще буду признателен за ваш лайк и подписку. Давайте дружить! 🙂

Источник

С момента рождения и на протяжении первых трех лет жизни развитие речи у детей проходит стремительными темпами.

Развитие речи у ребенка – это процесс индивидуальный, но существуют определенные возрастные нормы, отклонение от которых является поводом для беспокойства у родителей и может свидетельствовать о наличии такого нарушения, как задержка речевого развития (ЗРР).

Речь трехлетнего ребенка должна быть разборчивой, то есть понятной не только родителям и близким родственникам, но и посторонним людям, которые слышат его впервые.

Причины задержки речевого развития у детей

Нарушение речевого развития у детей часто связана с патологиями, возникшими во время беременности или родов.

Наиболее пагубное воздействие на формирование речевых зон плода оказывают:

  • травмы матери во время беременности;
  • вредные привычки матери – курение и употребление алкоголя;
  • внутриутробная гипоксия;
  • состояние стресса у матери;
  • наличие у матери инфекционных заболеваний;
  • прием матерью некоторых видов лекарств.

Но наиболее опасным осложнением во время родов является асфиксия – нарушение дыхания у ребенка, которое приводит к недостаточному поступлению кислорода к клеткам головного мозга.

Также большое значение в формировании задержки речевого развития имеют:

  1. Наследственность – если у одного или обеих родителей в раннем возрасте были нарушения, связанные с развитием речи, не исключено, что у ребенка будут те же проблемы.
  2. Обстановка в семье – для каждого ребенка очень важно общение с близкими людьми, особенно с матерью, часто и в благополучных семьях родители уделяют недостаточно времени общению со своим чадом, из-за чего даже у здорового ребенка может возникнуть темповая задержка речевого развития, то есть отсутствие у ребенка потребности в общении или гиперопека.
  3. Заболевания с поражением зон речи в головном мозге или среднем и внутреннем ухе – менингит, воспаление среднего и внутреннего уха, менингоэнцефалит.

Поэтому родителям нужно знать симптомы, которые свидетельствуют о нарушении слуха:

  • 1 месяц – не вздрагивает и не моргает в ответ на громкий звук;
  • 2 месяца – не прислушивается к звучащей игрушке (1,5 м);
  • 3 месяца – не поворачивает голову, ища раздражитель;
  • 4 месяца – нет реакции на музыкальные игрушки;
  • 5 месяцев – не прекращает плач, слыша материнский голос, ее пение;
  • 6 месяцев – нет реакции на шуршание бумаги за пределами зрения;
  • 7 месяцев – нет улыбки, когда с ним разговаривают;
  • 8 месяцев – нет лепета, нет интереса к музыке;
  • 9 месяцев – не откликается на свое имя:
  • 10-11 месяц – лепет монотонный или его нет совсем;
  • 12 месяцев – не произносит простые слова, не имитирует звуки.

Этапы речевого развития

В норме речевое развитие детей проходит несколько возрастных этапов:

  • Доречевой, от рождения до года, когда малыш осваивает гуление, лепет, наращивает пассивный словарь (понимание слов).
  • Этап первичного освоения языка, длящийся от года до 2 лет, когда ребенок первые 20-50 слов и в его речи появляется фраза.
  • Этап освоения грамматики родного языка (2-7 лет), когда ребенок осваивает сложную систему формирования предложений, изменения слов по родам, падежам и числам.
Читайте также:  Отклонения в развитии при операции у ребенка

Признаки задержки речевого развития

Основные симптомы, на которые надо обратить внимание в возрасте 3-5 лет:

  1. Нарушено произношение, не сформированы несколько групп звуков: сонорные (Р, Л), свистящие (С, З, Ц), шипящие (Ш, Щ, Ж, Ч), мягкие и твердые, глухие и звонкие.
  2. Недоразвит фонематический слух – ребенок не различает и неправильно произносит близкие по артикуляции звуки (С и Ш, З и Ж, Ч и Щ и другие).
  3. Искажена слоговая структура сложных слов, слоги переставляются, пропускаются, заменяются другими.
  4. Словарный запас беден, в нем отсутствуют сложные слова.
  5. Слова в предложениях не согласованы по родам, падежам и числам («высокий елка», «ухаживал собака», «дотронулся нос»).
  6. Фраза при задержке речевого развития простая, дети старшего дошкольного возраста с такой патологией не могут построить сложносочиненные и сложноподчиненные предложения, в них перепутан порядок слов, пропускаются или неправильно употребляются предлоги.

Задержка развития речи у ребенка характеризуется сочетанием всех этих проблем одновременно.

Диагностика и коррекция

При нарушенном понимании речи, неполной подвижности губ, языка, низком уровне мелкой моторики, при подозрении на нарушение слуха проводят сначала проверку остроты слуха.

Далее определяют:

  1. Обследование понимания речи.
  2. Обследование мелкой и крупной моторики.
  3. Обследование органов артикуляции – осмотр губ, языка, зубов, прикуса, неба, челюстей для выявления аномалий.
  4. Исследование словарного запаса.
  5. Обследование грамматического строя речи.
  6. Обследование фразовой речи.
  7. Обследование слоговой структуры слова.

Родители ребенка, у которого наблюдается задержка в речевом развитии, должны понять, что для решения проблемы необходимо уделять ему больше времени – читать вслух, окружить малыша вниманием и заботой.

Обстановка в семье является важнейшим фактором, который часто недооценивается, и родители продолжают плыть по течению, ожидая, что вот-вот ребенок сам заговорит.

Кроме того, необходимо:

  • работа с дефектологом для детей с задержкой речевого развития (логопедом);
  • арт-терапия (занятия танцами, музыкой, рисованием, лепкой), ритмика, гимнастика, дельфинотерапия, иппотерапия;
  • взаимодействие с домашними животными.

Задержка речевого развития исчезает самостоятельно у относительно малого количества детей, поэтому при появлении первых признаков родителям не стоит ждать и откладывать проблему, ожидая что она решится без их участия. Если не принимать мер по коррекции нарушения речевого развития, у ребенка могут появиться более серьезные отклонения.

Источник

По разным причинам малышей с отставанием в речевом развитии становится все больше. Но неразвитость речи не такая страшная проблема, если ее вовремя обнаружить и не запустить. И ответственность в этом деле ложится в первую очередь на родителей, которые должны заметить недуг, направить ребенка на полноценное обследование и выбрать ему лучших врачей. Если же отставание в речевом развитии вовремя не скорректировать, с ростом ребенка все больше будет отставать и его психика и учиться в школе и общаться с ровесниками ему будет крайне тяжело.

За последние два десятилетия статистика выявленных отклонений в психоэмоциональном развитии детей возросла в десятки раз. Задержка речевого развития (ЗРР) затормаживает и развитие мышления (формируется ЗПРР), и, напротив, врожденные психические и неврологические заболевания провоцируют недоразвитость речи.

Задержка психоречевого развития диагностируется чаще у детей старше 5 лет, среди которых в среднем 20% имеют это заболевание. Такая ситуация понятна: ребенок начинает активно общаться с окружающими именно в этом возрасте, в противном случае родители замечают неладное. Но 5 лет — уже довольно поздний возраст для начала лечения ЗПРР. Если до 6 лет ребенок не заговорил вовсе, то вероятность его излечения — 0,2%, а если речи нет и после 7 лет, то ее уже и не будет.

Конечно, возможность излечения задержки психоречевого развития зависит от ее степени, от применяемых методик. Но чем раньше родители выявят признаки данного заболевания у ребенка — в идеале в 2–3 года, — тем больше надежда на полное выздоровление.

Как выявить ЗПРР: признаки и симптомы задержки психоречевого развития

ЗПРР, если она обусловлена врожденными факторами, может начать проявлять себя в довольно раннем возрасте ребенка.

Признаки задержки психоречевого развития:

  • 4 месяца: ребенок не реагирует на слова и жесты родителей, не улыбается (это также симптомы аутизма);
  • 8–9 месяцев: отсутствие лепета (повторения одинаковых слогов);
  • 1 год: ребенок очень тихий, почти не издает звуков;
  • 1,5 года: не говорит простых слов («мама», «дай») и не воспринимает их, не понимает, когда к нему обращаются по имени или с просьбой; может также не уметь жевать;
  • 2 года: знает и использует очень ограниченный набор слов, не повторяет за другими новые слова;
  • 2,5 года: применяет не больше 20 слов, не может из двух-трех слов составить фразу, не понимает названий частей тела, предметов;
  • 3 года: не может сам составить предложение, не понимает несложных рассказов со стороны взрослых. Говорит слишком быстро, «проглатывая» окончания или слишком медленно, растягивая слова. В ответ на обращение взрослого к нему может дословно повторять сказанное.

У ребенка с ЗПРР в любом возрасте может наблюдаться повышенное слюноотделение, всегда приоткрытый рот. Такие дети отличаются гиперактивностью, повышенной агрессивностью, невнимательностью, быстрой утомляемостью, слабой памятью. Ребенок очень медленно соображает, имеет неразвитое воображение и узкий набор эмоциональных проявлений, испытывает большие трудности в общении со сверстниками, поэтому сторонится их. Физически такие дети тоже слабо развиты, могут даже иметь ДЦП.

Симптомы ЗПРР проявляются и в органических изменениях. При исследовании с помощью электроэнцефалографии (ЭЭГ) или метода вызванных потенциалов (ВП) обнаруживаются нарушения в левом полушарии (именно оно отвечает за речевое развитие).

В целом, чем дольше ребенок испытывает затруднения с речью, тем больше затягивается его психическое и умственное развитие. Ведь чем старше дети, тем больше информации они получают из того, что им говорят, в диалогах с другими. Это еще одна причина как можно раньше начинать лечение ЗПРР.

Основные причины задержки речевого и психического развития

Задержка речевого и психоречевого развития — это не самостоятельные заболевания, а следствия отклонений в развитии головного мозга, центральной нервной системы.

Факторы, провоцирующие ЗПРР:

  • Болезни матери во время беременности. Нарушению развития плода может способствовать проникновение инфекции, отравление, травмы.
  • Кислородное голодание (гипоксия) плода в утробе матери.
  • Тяжелые роды (стремительные, преждевременные, обвитие пуповины вокруг шеи), травма ребенка при родах (перинатальная энцефалопатия, травма ЦНС, шейных отделов позвоночника).
  • Перенесение ребенком тяжелых инфекций (вызвавших заболевания мозга) и травм в раннем возрасте.
  • Генетические, хромосомные заболевания, при которых нарушается структура мозга.
  • Неправильное воспитание: ребенок растет под слишком сильной опекой или, наоборот, брошен на произвол судьбы, с ребенком дома жестоко обращаются. Чаще дети с ЗПРР выходят из асоциальных семей.
  • Тяжелая психическая травма в раннем возрасте.

Заболевания, которые могут вызывать задержку психоречевого развития:

  • врожденные аномалии ЦНС и обменные нарушения в ней;
  • эпилепсия и другие психические заболевания;
  • ишемия головного мозга;
  • гидроцефалия;
  • повышенное внутричерепное давление;
  • ДЦП;
  • опухоль головного мозга;
  • патологии сосудов головного мозга;
  • лейкодистрофии;
  • нарушение ликвородинамики.
Читайте также:  Игра в психологии развития деятельность ребенка

Еще раз подчеркнем, что задержка речевого и психического развития возникает из-за нарушения работы мозга (под влиянием родовых травм, инфекций), наличия некоторых наследственных заболеваний (ЗПРР усугубляется в каждом последующем поколении), неблагоприятного психологического климата, в котором растет ребенок. Так что лечить нужно не только ЗПРР, но и в первую очередь причины ее появления.

ЗПРР с элементами аутизма

В результате сбоев в работе ЦНС или воздействия сильных инфекций на организм ребенка может сформироваться не только отставание в речевом и психическом развитии: в ряде случаев болезнь сопровождается признаками аутизма.

Аутичные черты в поведении ребенка:

  • Не вступает в эмоциональный контакт с людьми, не улыбается, не тянется к родителям.
  • Склонен к частым приступам агрессии, когда чем-то недоволен, может направлять эту агрессию на себя (кусать себя, бить).
  • Стереотипное поведение: может долго раскачиваться на одном месте или ходить по кругу, вертеть в руке один предмет, склонен расставлять предметы в ряд, негативно реагирует на любые перемены.
  • Не знает, как играть в игрушки, использует их по-своему, может быть привержен только к одной игрушке или ее части.
  • Избегает общества, не знает, как взаимодействовать со сверстниками.

Непонимание обращенной речи — тоже один из признаков аутизма, как и задержки речевого развития. При наличии указанных выше черт лечение ребенка должно проводиться с участием нескольких специалистов, в том числе с психологом.

Как лечить ЗПРР

При ЗПРР лечение нужно начинать как можно раньше и при этом комплексно. В терапии участвуют родители, невролог, логопед, психолог, рефлексотерапевт. Если степень отставания в развитии невысока и лечение начато рано, можно рассчитывать на высокие результаты. Чем позже начинается лечение, тем меньше вероятности, что ребенок сможет учиться в обычном классе школы и нормально общаться со сверстниками.

Основные методы лечения ЗПРР:

Микротоковая рефлексотерапия — метод, представляющий собой воздействие сверхмалыми электрическими импульсами на биологически активные точки мозга, нейрорефлекторные зоны. Такие импульсы позволяют восстанавливать работу ЦНС в тех участках, где она была нарушена. При ЗПРР врач воздействует аппаратом на зоны мозга, связанные с речью: ее пониманием и воспроизведением, словарным запасом. Доказано, что этот метод высокоэффективен при гидроцефалии. Микротоковая рефлексотерапия разрешена детям с 6 месяцев.

Занятия с дефектологом и логопедом. Дефектологи занимаются с детьми двух и более лет, их работа направлена на развитие памяти, мелкой моторики, мышления. Логопеды, как правило, начинают работать с детьми, которым не менее 4–5 лет. Задача этих специалистов — научить ребенка правильной артикуляции, составлению предложений и текстов.

Дополнительной мерой при задержке речевого развития является логопедический массаж, направленный на стимуляцию мимических и жевательных мышц лица и шеи, благодаря чему ребенку становится легче произносить звуки и их сочетания.

Серьезной ошибкой родителей будет обращение к логопеду без предварительной работы с ребенком. Как уже говорилось выше, 5 лет — довольно позднее время для начала коррекционной работы при признаках ЗПРР. Но хорошее продолжение, если эта работа была начата ранее с другими специалистами.

Лекарственная терапия. Медикаменты при задержке психоречевого развития назначает врач-невролог или невропатолог. Он прежде всего (с помощью компьютерной томографии, ЭЭГ и других методов) выявляет патологии ЦНС у ребенка, а затем разрабатывает индивидуальную схему лечения данных нарушений и их последствий. Чаще всего неврологи прописывают ноотропные лекарственные средства: «Актовегин», «Кортексин», «Пирацетам» (и содержащие одноименное вещество лекарства), «Энцефабол», «Нейромультивит» и др. К сожалению, в России по причине недостаточной компетентности многих врачей, психотропные средства назначаются не всегда «по адресу», в некоторых случаях можно обойтись и без них, либо не «сидеть» на них постоянно.

Дополнительные способы коррекции ЗПРР:

  • Работа с детским психологом. Она нужна, например, в тех случаях, когда отставание в речевом развитии связано с психологическими травмами, неблагополучной обстановкой в семье, когда ребенок избегает сверстников.
  • Альтернативные подходы к лечению: иппо- и дельфинотерапия, арт- и музыкотерапия, развитие моторики, крупной и мелкой, различные развивающие упражнения. Родители могут сами работать с ребенком, например, собирая паззлы, угадывая музыкальные инструменты по звукам, устраивая подвижные игры.
  • Остеопатия. Этот метод альтернативной медицины тоже может помочь детям с ЗПРР. Мануально воздействуя на активные точки на теле, остеопат старается сбалансировать работу нервной системы, обмен веществ, психику ребенка.

Только с помощью таблеток или одной работой с логопедом ЗПРР чаще всего устранить нельзя. Задача родителей — найти профессионала, который проведет корректную диагностику и назначит наиболее эффективное лечение, включающее разные методы.

Не отыскав такого врача в своей стране или не видя заметных результатов от терапии, россияне обычно обращаются за помощью к зарубежным специалистам.

Лечение ЗПРР за границей

Популярными странами, в которые жители России отвозят своих детей на лечение ЗПРР, являются Израиль, Китай, Германия. Лечение во всех случаях недешевое. Например, в сравнительно недорогом Китае один курс лечения вместе с проживанием и трансфером обойдется в 6–10 тыс. долларов, а таких курсов может понадобиться несколько.

К помощи зарубежных специалистов российские родители прибегают обычно в тех случаях, когда отечественная медицина уже разводит руками. За границей же таким детям дают надежду на хотя бы частичное выздоровление.

Зарубежным клиникам доверяют, потому что там — зачастую более профессиональные доктора, новейшие методики, сверхсовременное оборудование, внимательное и вежливое отношение к клиентам.

Курс реабилитации за рубежом может составить несколько месяцев. В Германии, Китае и Израиле с помощью комплексной (лекарственной, мануальной, двигательной, речевой) терапии добиваются действительно высоких результатов. Дети после лечения (если оно начато не слишком поздно) хорошо реабилитированы к обучению в общеобразовательной школе, не испытывают затруднений в общении, в повседневной жизни. В тяжелых случаях (например, когда ЗПРР сочетается с ДЦП или другими серьезными заболеваниями) иностранные доктора прибегают к методикам микрохирургии.

Впрочем, немалое разнообразие подходов к лечению, как традиционных, так и альтернативных, можно увидеть и в московских клиниках.

Где лечить ЗПРР в Москве

В российской столице находится несколько клиник, в которых предлагают разные методики коррекции ЗПРР.

Техники, применяемые в московских медицинских центрах:

  • Стимулирующая терапия: воздействие на головной мозг электрическими и магнитными импульсами, стимуляция речевой, слуховой, зрительной активности («Клиника восстановительной неврологии»).
  • Психологическая помощь пациентам: развитие познавательных и поведенческих процессов, речи и умения общаться, подготовка к письму, психотерапия и т. д. («Медикор плюс»).
  • Патогенетическая технология: аутонейритотерапия — активация речевых центров мозга, введение ноотропов в мозг или лимфу под действием микротоков, иглорефлексотерапия, ЭЭГ-музыкотерапия, логопедия («CORTEX»).
  • Малоинвазивная микрохирургическая операция: присоединение дополнительных сосудов к речевым зонам головного мозга («Александрия»).

Мы назвали лишь несколько примеров лечения ЗПРР, предлагаемого в Москве. Согласно отзывам пациентов, лечение у столичных врачей тоже может иметь хорошие результаты.

Источник