Отставание ребенка в развитии из за дефицита общения называется
Warning: chmod(): Operation not permitted in /home/veselajashkola/veselajashkola.ru/wp-includes/class-wp-image-editor-gd.php on line 447
Дефицит общения у детей – это неполноценные взаимоотношения ребенка с людьми, что его окружают, отличающееся от обычного общения качеством и количеством. Является причиной задержки и отклонения в психическом развитии ребенка.
Общение новорожденного со взрослыми имеет огромное значение для его общего психического развития. Достаточное внимание окружающих людей благоприятно влияет на психическое развитие малыша, вызывая положительные эмоции, повышая жизненный тонус и стимулируя его функции.
Для активизации познавательных процессов (памяти, мышления, внимания, восприятия) детям необходимо ознакомление с окружающими предметами, что невозможно без общения в социальной сфере (с окружающими) .
Отрицательно действует на полноценное развитие младенца разлука с матерью (например, помещение малыша в стационар, детский дом) , короткие не эмоциональные беседы и недостаточное внимание взрослых к малышу (госпитализм) . Все это приводит к дефицитному общению.
В первые месяцы своей жизни дети с дефицитом общения недополучают «ключевые сигналы», их поведение характеризуется синдромом недостаточности внимания. В отличие от других, такие малыши начинают улыбаться позже срока, причем их улыбки безэмоциональные. Позже других они осознают потребность в общении, которое происходит вяло, комплекс оживления выражен слабо, тяжело развивается, а при отсутствии контакта со взрослыми и вовсе затухает. Эмоциональная сфера невыразительна. Недостаток эмоций и общения приводит малыша второго полугодия жизни к желанию получить элементарную ласку при любом контакте с окружающими.
Избегая каких либо взаимоотношений со взрослыми, такие детки отворачиваются, когда их берут на руки. Пассивность по отношению ко взрослым затормаживает развитие познавательной деятельности и других процессов, тормозя и общее психическое развитие ребенка.
Младенческий возраст характеризуется несформированными ощущениями, беспокойствами своей значимости для взрослых, которые окружают малютку, открытостью внешнему миру.
Личностным развитием этого возраста выступает активность, которая проходит под влиянием социальных аспектов и в большинстве своем зависит от общения малыша с людьми и предметами.
Итак, основными признаками дефицитного общения у ребенка являются: слабые сигналы, пассивность на отношение взрослого, сниженная инициативность, невыразительная эмоциональность.
Поскольку в младенчестве общение считается основным видом деятельности, первый год жизни младенца становится решающим для его последующего развития. Недостаток коммуникаций в этот период, дефицит любви к нему и присутствие недоброжелательности между взрослыми, окружающими ребенка, негативно сказывается на психическом развитии малютки.
Чаще всего, психологи отмечают случаи того, что отрыв младенца от матери в первые годы жизни вызывает негативные последствия в психическом и физическом его развитии, а это оставляет неизгладимый след на всю его дальнейшую жизнь.
Последствия дефицита общения неутешительны, они могут выражаться в следующих состояниях:
— низкий уровень адаптации;
— позднее хождение;
— речевые нарушения;
— приторможенное развитие познавательных процессов;
— слабая сопротивляемость инфекциям и высокая смертность;
— отсутствие волевых усилий;
— неполноценное формирование высших психических функций;
— неспособность проявления эмоций, любви к окружающим.
Последствия бывают долговременными и часто необратимыми. Дети с недостатком общения требуют к себе особого подхода. Семья выполняет основную функцию в формировании мировоззренческого поведения ребенка. Сотрудничество школы и семьи заключается в создании положительных условий для развития детей.
Педагог, выполняя свою функцию, активирует педагогическую и воспитательную деятельность семьи, общаясь с родителями, подбирает индивидуальный подход исходя из условий проживания ребенка и его социального статуса. В семье воспитание должно строиться на любви, личном примере и общении с ребенком.
При построении взаимодействия педагога и родителей ребенка, должны учитываться определенные проблемы, и это, прежде всего, взаимоотношения в семье.
Взаимодействие семьи и школы также подразумевает сотрудничество со смежными организациями и отдельными лицами: психологами, медицинскими работниками, социальными работниками и другими службами.
Проведение коррекции должно происходить под наблюдением школьного психолога. В коррекционные мероприятия включается компенсация как количественного, так и качественного дефицита общения. При этом, учитываются особенности школьного возраста и его общительность.
Психолог проводит психодиагностику по исследованию уровня развития коммуникативности, составляет коррекционную программу по выявленным недостаткам, а также, консультирует родителей и педагогов для создания общей картины коррекции. После проведения коррекционной работы, проводится диагностика для определения эффективности проведенного комплекса мероприятий.
Дефицит общения возникает тогда, когда малышу уделяется недостаточно внимания со стороны взрослых. При недостатке общения может возникнуть нарушение психического развития ребенка, которое будет влиять на всю его жизнь.
Источник
Татьяна Щербакова
Влияние «дефицита общения» на психическое развитие ребёнка
Влияние дефицита общения на социальное развитие ребёнка
Социальное развитие ребенка – процесс «впитывания» ребенком определенных ценностей, традиций, культуры своего народа и окружающего общества. Главный источник этого развития – общение. В процессе общения малыш учится жить по правилам, учитывать свои интересы и других, впитывает определенные нормы поведения. Его окружающая среда, которая также непосредственно влияет на его развитие, – это не просто улица, дома, расположенные по определенному порядку вещи, это люди, которые группируются по особой системе правил, отношений, взаимодействия в обществе и дома. Каждый человек вносит в жизнь ребенка что-то свое, что-то новое, влияет каким-то образом на его поведение. Взрослый показывает свои навыки и умения, как контактировать с одушевленными и неодушевленными объектами, с него ребенок берет пример, как бы копирует его поведение.
Социальное развитие ребенка, в рамках теории культурно-исторического развития, понимается Л. С. Выготским как процесс присвоения детьми общественно-исторического опыта. Извлечение этого опыта возможно при общении со старшими. При этом общение играет решающую роль не только в обогащении содержания детского сознания, но и обуславливает его структуру [13, 34].
Л. С. Выготский ввел очень важное для педагогической психологии понятие «социальной ситуации развития». Социальная ситуация развития есть некоторая система отношений ребенка и социальной среды, которая определяет содержание, направление процесса развития и формирование его центральной линии, связанной с основными новообразованиями. Социальная ситуация развития, включающая систему отношений, различные уровни социального взаимодействия, различные типы и формы деятельности, рассматривается в качестве основного условия личностного развития.
Отсутствие или дефицит общения со взрослым вызывает явление социальной депривации. Среди примеров социальной депривации известны такие хрестоматийные случаи как А. Г. Хаузер, волчьи дети и дети-Маугли.
Массу жестоких жизненных экспериментов на социальную депривацию поставила с детьми вторая мировая война. Тщательное психологическое описание одного из случаев социальной депривации и ее последующего преодоления дали в своей знаменитой работе А. Фрейд, и С. Дан. Эти исследователи наблюдали за процессом реабилитации шести 3-летних детей, бывших узников концлагеря в Терезине, куда они попали в грудном возрасте. Судьба их матерей, время разлуки с матерью были неизвестны. После освобождения дети были помещены в один из детских домов семейного типа в Англии. А. Фрейд и С. Дан отмечают, что с самого начала бросалось в глаза то, что дети являли собой замкнутую монолитную группу, что не позволяло относиться к ним как к отдельным индивидам. Между этими детьми не было зависти, ревности, они постоянно помогали и подражали друг другу. Интересно, что, когда появился еще один ребенок – приехавшая позже девочка, ее мгновенно включили в эту группу. И это при том, что ко всему, что выходило за пределы их группы, – заботящимся о них взрослым, животным, игрушкам – дети проявляли явное недоверие и боязнь. Таким образом, отношения внутри маленькой детской группы заменили ее членам нарушенные в концентрационном лагере отношения с окружающим миром людей [2, 21].
Похожую историю наблюдали И. Лангмейер и 3. Матейчек у 25 детей, которых насильно отобрали у матерей в рабочих лагерях и воспитывали в одном тайном месте в Австрии, где они жили в тесном старом доме среди лесов, без возможности выходить на двор, играть с игрушками или увидеть кого-либо иного, чем своих трех невнимательных воспитательниц. Дети после своего освобождения также сначала кричали целыми днями и ночами, они не умели играть, не улыбались и лишь с трудом учились соблюдать чистоту тела, к которой их ранее принуждали только грубой силой. По истечении 2-3 месяцев они обрели более или менее нормальный вид, причем и им при реадаптации сильно помогало «групповое чувство» [22, 39].
Сразу после рождения у ребенка отсутствует общение со взрослыми: он не отвечает на их обращения и сам ни к кому не адресуется. Но уже после 2-го месяца жизни он вступает во взаимодействие, которое можно считать общением: он начинает развивать особую активность, объектом которой является взрослый. Эта активность проявляется в форме внимания и интереса ребенка ко взрослому, эмоциональных проявлений у ребенка ко взрослому, инициативных действий, чувствительности ребенка к отношению взрослого. Общение со взрослыми у младенцев играет как бы пусковую роль в развитии реагирования на важные раздражители.
Первый объект, который ребенок выделяет из окружающей действительности – человеческое лицо. Может быть, это происходит потому, что это тот раздражитель, который чаще всего находится с ребенком в самые важные моменты удовлетворения его органических потребностей [26].
Из реакции сосредоточения на лице матери возникает важное новообразование периода новорожденности – комплекс оживления. Комплекс оживления – это первый акт общения, это не просто реакция, это – попытка воздействовать на взрослого.
Социальная ситуация общей жизни ребенка с матерью приводит к возникновению нового типа деятельности – непосредственного эмоционального общения ребенка и матери. Как показали исследования Д. Б. Эльконина и М. И. Лисиной, специфическая особенность этого типа деятельности состоит в том, что предмет этой деятельности – другой человек [24; 34]. Но если предмет деятельности – другой человек, то эта деятельность – и есть общение. Важно не то, что делают люди друг с другом, подчеркивал Д. Б. Эльконин, а то, что предметом деятельности становится другой человек.
Общение в этот период должно носить эмоционально-положительный характер. Тем самым у ребенка создается эмоционально-положительный тонус, что служит признаком физического и психического здоровья. Подробно специфику развития общения в дошкольном возрасте рассматривала в своих работах М. И. Лисина и сотрудники её лаборатории [24, 78].
Общение у детей, переживающих дефицит общения, развивается иначе, чем у их сверстников, живущих с любящими родителями.
Потребность в общении у таких детей появляется позже, чем у детей, живущих в семье. Само общение протекает более вяло, комплекс оживления выражен слабо, в его состав входят менее разнообразные проявления, он быстрее затухает при исчезновении активности взрослого [29, 86].
М. И. Лисина утверждает, что у детей с дефицитом общения (например, воспитанников дома ребенка) отсутствует полноценное эмоционально-личностное общение в первом полугодии жизни, а во втором полугодии задерживается своевременное становление потребности в сотрудничестве со взрослым и, как следствие, предметно-манипулятивной деятельности. Присутствует однообразное, неэмоциональное манипулирование с предметами [14, 48].
Эмоционально нестабильное положение ребенка, лишенного родительского попечительства, ведет к нарушению аффективно-личностных отношений. При наличии ярко выраженной потребности в любви и внимании они не умеют налаживать общение с окружающими. При появлении нового человека у них не возникает привычной эмоциональной реакции, например чувства страха или радости, то есть они избегают эмоционального контакта. Встречается и другой тип реагирования – «прилипчивость» (стремление к физическому контакту)к новому человеку: дети «облепляют» его, стараются до него дотронуться, забраться на колени, обнять, погладить по голове, взять за руку, прижаться к нему.
Большую трудность для дошкольников и младших школьников представляет внеситуативно-личностная беседа. Как правило, вопросы “кто вам больше нравится?”, “что вы любите?”, “какое настроение?” и т. п. вызывают смущение детей, и они ничего не могут на них ответить. Внеситуативное общение даже старших дошкольников интересует мало, ему они предпочитают тесные эмоциональные контакты со взрослым, оставаясь, таким образом, на самой первой стадии развития общения со взрослым. Однако очень быстро их даже такой интерес проходит, и при расставании с их стороны не проявляется никаких эмоций, что свидетельствует об отсутствии стойкой привязанности.
Деловые контакты с взрослыми возникают поздно и осуществляются в примитивной форме. Дети с интересом могут наблюдать за игровыми действиями взрослого, выполнять его указания, охотно принимать все предложения, но включиться в игру, быть ее равноправными и активными участниками дети не могут. Попытка взрослого аргументировать привлекательность совместной игры, деятельности может вызвать внезапное отчуждение, демонстрацию показного безразличия, представляющего вариант защитного поведения, которое маскирует испуг, неуверенность в себе и т. п. Ребенок не умеет себя проявить в общении. Его никто не развивал в плане эмоциональной культуры и культуры общения.
В силу неправильного и недостаточного опыта общения дети часто занимают по отношению к другим людям агрессивно-негативную позицию. Исследования показывают, что дети, находящиеся в ситуации депривации, неуспешны в разрешении конфликтов и со взрослыми, и со сверстниками, они агрессивны, стремятся обвинить окружающих в возникновении конфликта, не способны к конструктивному выходу из конфликтной ситуации. Их эмоциональные реакции отличаются более высокой напряженностью, аффективными срывами, большим накалом эмоциональной фрустрации.
Для них характерна слабая выраженность значимости дружеских связей, отсутствие постоянных диад и триад, носящих в основном ситуативный характер. Отношение к взрослым определяется практической полезностью последнего в жизни ребенка. Описанные особенности поведения определяются не только дефицитом общения со взрослым и многочисленностью контактов со сверстниками, но и специфичностью последних. В детском доме ребенок постоянно взаимодействует с одной и той же довольно узкой группой сверстников. Это приводит к тому, что здесь отношения в группе складываются по типу родственных. С одной стороны, это положительный фактор, способствующий эмоциональной стабильности, защищенности. Но, с другой стороны, подобные контакты не способствуют развитию навыков общения с незнакомыми людьми, способности адекватно оценивать свои качества, необходимые для избирательного, дружеского общения.
Как показывают исследования В. С. Мухиной, в условиях детского дома формируется феномен «мы». У детей возникает своеобразная идентификация друг с другом. Они делят мир на «своих» и «чужих». От «чужих» они обособляются, проявляют по отношению к ним агрессию, готовы использовать их в своих целях. Хотя и внутри своей группы они также чаще всего обособлены [25, 145].
Описанные особенности эмоционально депривированных детей касаются в первую очередь тех, кто живет в закрытых детских учреждениях. Однако многие характеристики могут быть отнесены и к детям, воспитывающимся в семьях. В связи с этим в психологии, как уже отмечалось ранее, используется термин «маскированная депривация».
Внешними признаками социальных проявлений дефицита общения выступают «плохое» (девиантное) поведение, режимные нарушения, слабое усвоение новых социальных норм. Эти признаки могут встречаться как в совокупности, так и по отдельности. Часто наличие одного из этих признаков влечет за собой наличие других. Например, нарушения поведения, в основе которых могут лежать различные причины, порождают психологический дискомфорт у ребенка, нарушая привычные взаимоотношения с взрослым. Это побуждает его к поиску средств компенсации, а так как выбор этих средств у детей часто ограничен, то в результате такой поиск приводит к еще более серьезным нарушениям (например, развивается привычка бравировать, скрывая свое неблагополучие) и проступкам и, соответственно, к дальнейшему ухудшению отношений. Травмирующий комплекс сохраняется у ребенка на всю жизнь.
Анализ показывает: чем старше дети, тем в более мягких формах проявляется социальная депривация и тем быстрее и успешнее происходит компенсация в случае специальной педагогической или психологической ра-боты. Однако практически никогда не удается устранить последствия социальной депривации на уровне некоторых глубинных личностных структур. Люди, перенесшие в детстве социальную изоляцию, продолжают испытывать недоверие ко всем людям, за исключением членов своей микрогруппы, перенесших то же самое. Они бывают завистливыми, чрезмерно критичными к другим, неблагодарными, все время как бы ждут подвоха со стороны других людей.
Итак, только в контакте со взрослыми людьми возможно усвоение детьми общественно-исторического опыта человечества. Психическое развитие ребенка начинается с общения. Это первый вид социальной активности, который возникает в онтогенезе и благодаря которому ребенок получает необходимую для его индивидуального развития информацию. Дефицит общения взрослого с ребенком не просто задерживает формирование характерных для их возраста форм общения и взаимодействия с окружающими (змоционально-личностного, личностного, внеситуативного, но и способствует развитию принципиально иных механизмов, с помощью которых ребенок приспосабливается к окружающим условиям.
Источник
О решающей роли общения в психическом развитии ребенка убедительно свидетельствуют так называемые явления госпитализма, которые обнаружились при попытках наладить внутрисемейное воспитание детей, оставшихся без попечения родителей. Большинство исследователей (Дж. Боулби, Р.Шпиц) описывали многочисленные симптомы нарушения поведения и задержку психического и физического развития детей, воспитывающихся в детских учреждениях: к 3-м годам они не умели есть, почти не говорили, были чрезмерно пассивны или напротив возбуждены и агрессивны. Несмотря на то, что уход, питание и гигиенические условия в этих учреждениях были хорошими, процент детской смертности был очень большим. Причины таких последствий долгое время искали в особенностях санитарно-гигиенического ухода и небрежности врачей. Р.Шпиц и другие психологи объясняли подобные нарушения развития разрывом контактов ребенка с биологической матерью.
Российские педиатры и психологи определили причину госпитализма как «дефицит общения», считая что все дело не в биологической привязанности к матери, не в удовлетворении сексуальных влечений (с точки зрения представителей психоаналитического направления), не в механическом предъявлении стимулов и в отборе реакций (бихевиористическое направление), а в организации общения, в управлении ориентировочной деятельностью ребенка. По словам Абульхановой-Славской, «дефицит общения – прежде всего бедность эмоционального фона. Его недостаточность, когда рисуют все одним цветом, – особенно влияет на неокрепшую детскую психику», а потому один из важнейших факторов общего психического развития ребенка.
В качестве синонима «госпитализма» используется термин «депривация», обозначающий потерю чего-либо, лишения из-за недостаточного удовлетворения основных психических потребностей. Зачастую термин сужают соответственно тому, какую психическую потребность принимают в качестве самой важной и самой «недостаточной»:
1. эмоциональная депривация – неудовлетворение потребности в любви и признании;
2. сенсорная депривация – обедненность предметной средой и дефицит раздражителей органов чувств;
3. «материнская» депривация – отсутствие матери или так называемая «холодная мать»;
4. «патериальная» депривация – отсутствие отца или его отчужденность от ребенка;
5. скрытая или частичная депривация – обедненность отношений мать-ребенок.
Механизм депривации связан с отчуждением ребенка от определенных отношений с миром людей и предметным миром и вызывается недостаточным удовлетворением основных психических потребностей ребенка, видоизменяющих структуру развивающейся детской психики.
Таким образом, под «дефицитом общения» понимают определенное психическое состояние, возникающее в результате таких жизненных ситуаций, когда ребенку не предоставляется возможность удовлетворить его основные жизненные потребности в полной мере и в течение достаточно длительного срока.
Особенности депривации младенца:
Общение младенца со взрослыми протекает самостоятельно, вне какой-либо другой деятельности и составляет ведущую деятельность ребенка данного возраста и имеет большое значение для общего психического развития ребенка. Внимание и доброжелательность взрослых вызывают у детей яркие радостные переживания, а положительные эмоции повышают жизненные тонус ребенка, активизируют его функции.
Таким образом, первый год жизни имеет фундаментальное значение для всего последующего развития ребенка. Характерные изменения поведения со стороны взрослого (меньшая чувствительность к сигналам ребенка, доминирование, дефицит вовлеченности в общение, эмоциональная отстраненность) и со стороны ребенка (сокращенность и ослабленность сигналов, меньшая отзывчивость на социальное поведение взрослого, сниженная инициативность) с высокой вероятностью могут привести к нарушениям взаимодействия в системе «мать-младенец», отклонениям и изменениям в ходе и темпах развития ребенка.
Особенности депривации в раннем возрасте:
У детей с «дефицитом общения» характеризуется несформированностью навыков общения. Общение со взрослыми у них значительно беднее и одностороннее, а личностный, деловой, познавательный аспекты при общении слабо развиты. Низкий уровень развития общения, примитивные по содержанию личностные контакты, привязанное к конкретной ситуации деловое сотрудничество, отсутствие старшего партнера по познавательной деятельности – все это не требует от детей точных и сложных коммуникативных средств, таких как вербальные. В этих условиях у ребенка нет острой необходимости в активной речи: он овладевает ею медленно, с задержками, по мере усложнения жизнедеятельности и общения со взрослыми, возникает значительный временной разрыв между пониманием речи и моментом активного овладения ею.
Ранний возраст заканчивается кризисом 3х лет, когда у ребенка формируется личностное новообразование «я-сам». Отношение к себе, другим и предметному миру приобретает значимость не только как объект освоения, практического действия и познания, но и как сфера реализации и самоутверждения «Я».
Однако у детей в ситуации депривации на рубеже раннего и дошкольного детства в полном объеме и соответствующей форме центральное новообразование возраста не складывается: отношение к предметному миру, к другим людям, к себе оказываются не сформированными.
Для детей с «дефицитом общения» эмоционально нестабильное положение ведет к нарушению аффективно-личностных отношений. По наблюдению Д.И. Фельдштейна отношение ко взрослым у таких детей определяется практической полезностью последнего в жизни ребенка. Имеет место не личное, а функционально-ролевое общение, в котором выбор партнера по общению осуществляется на предметно-содержательной основе.
Ограниченность круга контактов препятствует формированию продуктивных навыков общения со сверстниками и взрослыми, установлению и значимости дружеских связей, затрудняет формирование адекватной картины мира. Что в свою очередь оказывается существенным препятствием на пути их адаптации и интеграции в более широко социуме. Исследования чешским психологом И.Кхолом особенностей мышления показывают, что «ошибки» проявляются в недостаточном понимании, в неверной интерпретации окружающего мира. Он выделяет «черно-белый» тип мышления. Когда мир воспринимается детьми однолинейно, категорично, поверхностно. Очевидно, что подобное «черно-белое» общение (это нельзя, это не так, это не делай) не способствует духовному обогащению личности ребенка, не позволяет ей наиболее полно выразить себя в общении.
Дефицит общения ребенка со взрослым приводит к гипертрофии, сверхценности этой потребности, к практически полной зависимости эмоционального благополучия ребенка от отношения к нему взрослого.
28. Пренатальный период. Тератогенные факторы, нарушающие развитие.
Возможности обучения в пренатале. Методы оценки новорожденного
ребенка. Сенсорные способности новорожденных.
Пренатальный период можно разделить на несколько периодов – стадий:
– зачатие
– стадия зародыша
– стадия эмбриона
– стадия плода
Зачатие – происходит при проникновении сперматозоида внутр яйцеклетки. Между моментом проникновения сперматозоида в яйцеклетку и первым делением, как правило проходит около 24 часов.
Стадия зародыша – двигаясь по яйцеводу к матке оплодотворенная яйцеклетка продолжает делиться. Оболочка клеток, называющаяся трофобластом, в конечном счете преображается во вспомогательную ткань, защищающую и питающую эмбрион.
Стадия Эмбриона – с началом эмбрионального периода между матерью и эмбрионом устанавливается связь. Внутренняя клеточная маска, в которой уже угадываются формы эмбриона, разделяется на три слоя: 1)Экзодерму 2) Мезодерму 3) Эндодерму
Одновременно появляется 2 – ве околоплодные оболочки:
Также формируется пуповина, кровеносная система матери и ребенка сообщаются через плаценту.
В течении эмбрионального периода идет интенсивный рост эмбриона к концу 3 –й недели формируется и начинает работать примитивное сердце.
Эмбриональный период хар-ся черезвычайно быстрым развитием нервной системы. Первые 8 недель являются сензетивным периодом, обеспечивающим сохранность НС.
Стадия плода (от конца 2 –х месяцевдо – рождения) – реакция плода на прикосновения, все более дифференцированы, усложняется моторика, к концу 8 – й недели формируется репродуктивная система.
28 неделя – является критической она отграничивает зону нежизнеспособности от жизнеспособности. К началу 9 – го месяца размеры плода мешают ему свободно двигаться внутри матки.
Терратогенные влияния.
Пиаже ввел понятие эпигенетический ландшафт.
В развитии плода есть критические точки, когда выбирается один из вариантов дальнейшего развития, и есть периоды жестко детерминированного развития.
На выбор пути дальнейшего развития организма в критических точках может оказать значительное влияние среда. Поэтому организм особенно чувствителен к воздействию различных факторов в критические периоды, так как негативное влияние какого-либо факторы может блокировать развитие какого-либо органа.
Тератогены – факторы, порождающие отклонения. Их можно разделить на 4 группы:
1. физические – температура, вибрация, удары. Например, повышенная температура ведет к патологии нервной системы, низкая температура не опасна;
2. химические – алкоголь, лекарства, никотин, кофе, пищевые продукты. Например, лекарство таломид, принимаемое на ранних стадиях беременности, привело к различным уродствам детей. Малина может спровоцировать выкидыш.
Влияние химических веществ зависит от времени их воздействия, например, у матери-алкоголички может родиться здоровый ребенок (больной лишь в 5-40 %). Алкогольный синдром плода – низкорослость, глубоко запавшие глазницы, деформация суставов, низкий уровень интеллекта. Наиболее уязвимы эмбриональный и плодный периоды.
3. биологические – вирус краснухи особенно опасен на первых месяцах беременности, может вызвать порок сердца, слепоту. Чем позже, тем менее опасен. Опасны также цитомигаловирус, герпес, токсоплазмоз и др.
4. психологические факторы (стрессы).
Методики обучения в пренател.
Методики первого типа давно известны миру. Они предлагают воздействие на плод через эмоционально-положительное состояние матери при восприятии природы, музыки, поэзии, других произведений искусства и приобщения к творчеству. В этот момент вырабатываются “гормоны роста и развития” для формирующегося ребенка. Беременная взаимодействует с ним на химико-молекулярном уровне. Таким образом она сама созидает своего ребенка, как бы нанося “узоры” на “золотую матрицу” его индивидуальности. Ее организм одновременно созидает дитя и защищает его от всех негативных воздействий. Не случайно в народе всегда говорили о том, что будущая мама должна смотреть на красивых детей, на цветы, природу – на все, что дарит ей состояние высокой духовности. По сути дела, это есть “воспитание” красотой изначально, от самых истоков развития человека. Мама сама является уникальной “лабораторией” созидания малютки. Красота, гармония звуков и красок – народная мудрость материнства всегда зиждилась на этих началах.
Теперь обратимся к методикам второго типа. Как правило, это авторские методики отечественных и зарубежных исследователей, созданные на основе их собственных гипотез (часто не лишенных оригинальности), которые пока находятся в стадии разработки. Их отдаленные последствия неизвестны. Эти методики предполагают контактное воздействие на ребенка. Это в одних случаях, например, “поющий пояс” на животе беременной, в других – рупор, с помощью которого будущий отец пытается войти в контакт с плодом и т.п.
Сенсорные способности. Новорожденные щедро наделены сенсорными способностями. Они визуально различают множество паттернов, сосредоточивают взгляд на объекте, находящемся на расстоянии 8 дюймов от глаз, следят за объектом, попавшим в поле зрения, реагируют на различия в освещении и различают челов. голоса. Состояние активного бодрствования обеспечивает достижение наивысшей эффективности упражнения этих сенсорно-перцептивных умений. Малыши, к-рые могут эффективно сообщить членам семьи о своем предпочтении сохранить то или иное положение, облегчающее активное бодрствование, научаются большему. Благодаря своему активному участию, им лучше удается устанавливать связи между наблюдаемыми событиями. Мать помогает младенцу интерпретировать заинтересовавшие его события.
29. Кризиз новорожденности. Феноменология и диагностика комплекса
оживления. Гештальт младенчества.
Кризис новорожденности был не открыт, а высчитан последним и выделен как особый, кризисный период в психическом развитии ребенка. Признак кризиса – потеря в весе в первые дни после рождения.
Социальная ситуация новорожденного специфична и неповторима и определяется двумя моментами. С одной стороны, это полная биологическая беспомощность ребенка, он не в состоянии удовлетворить ни одной жизненной потребности без взрослого. Таким образом, младенец – максимально социальное существо.
С другой стороны, при максимальной зависимости от взрослых ребенок лишен еще основных средств общения в виде человеческой речи.
В противоречии между максимальной социальностью и минимальными средствами общения заложена основа всего развития ребенка в младенческом возрасте.
Основное новообразование – возникновение индивидуальной психической жизни ребенка. Новое в этом периоде то, что, во-первых, жизнь становится индивидуальным существованием, отдельным от материнского организма. Вторым моментом является то, что она становится психической жизнью, ибо, согласно Выготскому, только психическая жизнь может быть частью социальной жизни окружающих ребенка людей.
Проявляется новообразование в форме комплекса оживления , который включает в себя следующие реакции:
общее моторное возбуждение при приближении взрослого;
использование крика, плача для привлечения к себе, то есть возникновение инициативы общения;
обильные вокализации во время общения с матерью;
реакция улыбки.
Комплекс оживления служит границей критического периода новорожденности, а сроки его появления – основным критерием нормальности психического развития ребенка. Комплекс оживления появляется раньше у тех детей, матери которых не только удовлетворяют витальные потребности ребенка (вовремя кормят, меняют пеленки и т.п.), но и общаются и играют с ним.
Для ребенка в кризисе задачи будут следующими:
Дифференцировать взрослого и найти пути коммуникации
Гештальт младенчества – комплекс характеристик, свойственных детенышам высших животных, которые включает в себя специфические особенности внешнего вида, запаха, звуков, движений и прочих характеристик, которыке вызывают у родителей стремление оберегать и заботиться. Компоненты гештальта младенчества можно разделить на 3 категории:
Физические свойства. К ним относятся особенности внешнего вида детенышей, их запах, голосовые реакции. Во внешнем виде выделяются пропорции частей тела (крупная по сравнению с телом голова, короткая шея, короткие и толстые конечности, общие округлые формы, соотношение толщины и длины тела) и лицевой части(высокий выпуклый лоб, большие, направленные вперед глаза, маленький нос, губы и подбородок, выпуклые щеки, маленькие, низкорасположенные уши), а также цветовая гамма (у некоторых животных окраска детенышей отличается от взрослой; для человека характерны чистые, пастельные тона кожи, яркие контрасты частей лица — румянец, яркие глаза и ресницы, губы).
Поведенческие особенности. Структура и динамика движений детенышей отличаются от таковых у взрослых особей. Они замедленны, неловки, недостаточно координированы, неадекватны по интенсивности окружающей среде и задачам деятельности.
Инфантильная