Отсталость в развитии ребенка в 4 года
Ваш ребенок растет в своем темпе?
Кажется, в нем нет энергии, свойственной детям?
Вы переживаете, что что-то пошло не так в его развитии?
Четыре года – очень важный период. Кризис трех лет уже почти позади, а впереди ребенка ждет интенсивная подготовка к школе. В этом возрасте большинство детей говорит достаточно хорошо, интересуется окружающим миром, стремится к общению со сверстниками и взрослыми.
В их активном словаре около тысячи слов, и они уже умеют строить правильные, с точки зрения, грамматики, фразы. Четырехлетка уже в состоянии связно рассказать, что интересного произошло за день, поделиться впечатлениями об игре или мультфильме, подкрепляя свой рассказ жестикуляцией и мимикой.
На 4 года приходится интенсивное развитие речи, памяти, внимания, воображения, мышления. Уже можно заметить наклонности и таланты ребенка. Наибольший интерес у четырехлеток вызывают сюжетно-ролевые и подвижные игры со сверстниками, поскольку через них он общается и учится управлять своим телом.
Читайте также: Ребенок в 5 лет отстает в развитии: причины и сигналы
Мальчики и девочки: есть ли отличия в развитии или нет?
Как правило, речь у девочек в возрасте четырех лет, более развита, чем у их сверстников-мальчиков. Они лучше выговаривают звуки и знают больше слов. Однако не следует принимать это явление за постоянную закономерность. Мальчики тоже используют в речи развернутые предложения и могут обладать неплохой дикцией.
В физическом отношении дети действительно отличаются. Мальчики обычно имеют более высокий рост, а их мускулатура лучше развита, чем у девочек, поэтому и вес их также немного больше, чем у ровесниц.
Когда нужно срочно идти к специалисту?
О том, что ваш ребенок отстает в развитии, указывают следующие признаки:
- он не может прыгнуть в место, указанное взрослым, спрыгнуть со ступеньки, бросить мяч;
- у него никак не получается научиться кататься на трехколесном велосипеде, удерживая ступни на педалях;
- берет мелкие предметы, но не удерживает их;
- избегает общения с детьми и взрослыми, которые не входят в круг семьи;
- постоянно играет в одиночку в однотипные игры;
- не может удержать в руке карандаш;
- у него не получается построить башню или другую конструкцию более чем из четырех деталей строительного конструктора (кубиков, брусочков);
- имеет скудный словарь и не может составить предложения из более чем двух-трех слов, даже если ему нужно выразить собственное желание или потребность;
- речь состоит из нескольких слов, понятных только близким родственникам ребенка;
- не задает вопросы, содержащие слова где, почему, куда, кто, что, когда, как и т. д.;
- всегда сопротивляется, когда вы его просите одеться, вымыть ручки, покушать
- или не может обслуживать себя вообще;
- когда он спит в своей кроватке, то сон очень плохой, беспокойный, ребенок часто просыпается;
- у малыша резко меняется настроение, он легко выходит из себя, устраивает бурные истерики, в ярости бросает и ломает предметы, мучает животных, младших детей. Вам требуется много времени, чтобы его утихомирить.
Если вы нашли более трех признаков отставания в развитии из приведенного списка, то нужна срочная помощь специалистов. Мы рекомендуем всегда внимательно присматриваться к своему ребенку: если он вдруг утратил хотя бы один из приобретенных навыков, то в его развитии происходит что-то очень нехорошее.
Что делать?
В первую очередь нужно установить причину отставания – это отправная точка для назначения грамотной терапии и составления индивидуальной коррекционной программы. Для этого вам нужно посетить нескольких детских специалистов.
- Невролог
Обследование у этого врача – первое, что вы должны сделать. Если причина отставания в органическом поражении или незрелости структур ЦНС, то невролог подберет комплексную терапию, основанную на приеме медикаментов и лечебной физкультуре. - Психолог
Причиной отставания в развитии может быть соматический инфантилизм. Это явление не связано с каким-то физическим дефектом, а вызвано педагогической запущенностью, неблагополучной обстановкой в семье. Иными словами, по ряду причин ребенка мало и неправильно воспитывали, не уделяя достаточно времени его развитию. В результате он растет несамостоятельным, полностью зависящим от матери, у него нет интереса к учебе, познанию мира, общению. Этот диагноз обычно ставится в возрасте 3-4 года.Читайте также: ТОП-15 развивающих приложений для детей 4-6 лет на iPad и Android
- Психиатр
Асоциальное поведение, вспышки агрессии напрямую связаны с нарушениями психической деятельности. В этом случае дети почти не поддаются обычным воспитательным мерам, с трудом социализируются. Вам иногда может казаться, что ребенок вас не понимает вообще. Не спешите пугаться, а, наоборот, подружитесь с врачом психиатром, поскольку только он сможет помочь вашему ребенку.
Обычно назначается длительная медикаментозная терапия по результатам обследования, иногда требуется госпитализация. Помните, что детские психические расстройства без лечения с возрастом только усугубляются. - Дефектолог
Этот специалист занимается коррекцией легких и умеренных форм отставания в развитии. Регулярные коррекционно-развивающие занятия позволяют полностью или частично решить такие проблемы, как задержка речи, слабая память, неустойчивая концентрация, а также неправильные социально-поведенческими реакции (если психиатр исключил наличие психических расстройств).
При возможности отдайте ребенка в коррекционный или дефектологический детский сад. Если отклонение в развитии выявлено в начальной форме, то после 2-3 лет в таком учреждении ребенок может догнать сверстников и пойти вместе с ними в обычную школу. В том случае, когда посещение детсада невозможно, обязательно ходите на занятия к детским специалистам и занимайтесь дома сами по индивидуальной коррекционной программе.
Самое главное в коррекции – не упустить время. Чем старше становится ребенок, тем сложнее ему догнать сверстников, тем хуже окажутся результаты занятий. Статистика показывает, что если, например, малыш не заговорил к пяти годам, то появление речи маловероятно. Поэтому не откладывайте визит к специалисту на неопределенное будущее, а запишитесь на консультацию прямо сегодня. Не жалейте сил и времени на занятия. Благополучие ребенка превыше всего.
Источник
Последнее обновление статьи: 17.05.2019
С самого рождения в процессе своего развития ребёнок постоянно издаёт какие-либо звуки. Обычно к 2 годам большинство детей используют простые фразы, а к 4 годам — свободно разговаривают. Каждый ребёнок развивается по-разному, но если отклонение от норм слишком большое, то тут уже идёт разговор о задержках в развитии.
Когда следует обращаться к врачу?
Когда ребёнок 4 лет медленными темпами осваивает свой родной язык, то это может быть показателем задержки развития речи. По статистике у мальчиков эта проблема встречается в 4 раза чаще, чем у девочек.
К 4 годам ребёнок должен произносить полноценные предложения, даже если некоторые звуки у него звучат неправильно. Малыши 4 лет, у которых отстаёт развитие речи, разговаривают, но хуже своих сверстников. Обычно у них небольшой словарный запас, они разговаривают короткими фразами, редко используют прилагательные и почти не задают вопросы. Чаще всего их речь ограничена «ма», «па», «дай». В тяжелых случаях слов совсем нет, только отдельные звуки.
Если у ребёнка наблюдается задержка речевого развития, это может отрицательно сказаться на формировании психики. У него возникают проблемы в общении со сверстниками и взрослыми. Всё это ведёт к неправильному эмоциональному развитию.
Показаться врачу следует, если ребёнок в 4 года:
- произносит непонятные слова;
- плохо понимает, что говорят взрослые;
- разговаривает очень быстро или чересчур медленно;
- не может самостоятельно составлять фразы, поэтому употребляет услышанные из мультфильмов или телепередач;
- не может самостоятельно составить предложение из нескольких слов.
Немедленной консультации педиатра требуют случаи, когда у малыша наблюдаются проблемы с жеванием и проглатыванием пищи, а также повышенное выделение слюны.
Чтобы поставить точный диагноз, необходимо показать малыша трём узким специалистам — логопеду, неврологу и психологу. Невролог может направить на проведение процедуры сканирования мозга. Порой отставание в речевом развитии связано с возникновением проблем со слухом, что вызывают такие заболевания, как отит, аденоидит, тугоухость. Поэтому рекомендуется обследовать ребёнка ещё и у отоларинголога. Но в первую очередь необходимо отвести малыша педиатру, чтобы он проанализировал возникшую проблему и выдал направления ко всем нужным специалистам.
Особенности проявления задержки речевого развития у детей 4 лет
Чтобы понять, как проявляются проблемы с речью у ребёнка 4 лет, следует знать основные этапы и нормы развития речи у маленьких детей:
1 этап. Рождение. Первая речевая реакция малыша на этот мир — это крик новорожденного, по громкости и звучанию которого педиатр может сделать выводы о состоянии его здоровья.
2 этап. От рождения до года жизни. В этот период речевой аппарат детей подготавливается к говорению. Он делится на такие периоды:
- 1,5- 2 месяца — «гуление»;
- с 5-6 месяцев — лепет;
- с 8-9 месяцев — лепет первых слов;
- с 9-12 месяцев — появление первых слов.
Обычно девочки начинают произносить слова раньше, чем мальчики. В год у детей около 10 активных слов (мама, папа, дядя и другие) и около 200 пассивных (значения которых он знает, но произнести их не может).
3. этап. «Лексический взрыв». Начинается после достижения 1,5 лет. В этот период слова из пассивного словаря переходят в активный. У некоторых детей этот период начинается чуть позже — с 2 лет.
4. Этап. 2-2,5 года. В этот период у детей начинает получаться строить предложения, состоящие из 3-4 слов.
5. этап. 3-4 года. В это время происходит формирование связной речи. Ребёнок начинает активно применять наречия, прилагательные и местоимения, словарный запас составляет около 500 слов.
6. Этап. С 4 лет. Запас слов — 1000-1500. Ребёнок уже умеет отвечать на вопросы, менять интонацию, составлять предложения как минимум из 4 слов.
В норме отклонения от этих показателей развития могут составлять 2-3 месяца у девочек и 4-5 месяцев — у мальчиков.
Причины задержки развития речи у детей 4 лет
Если ребёнку 4 лет поставлен диагноз задержки речевого развития, то к его лечению необходимо приступать моментально. Однако перед этим необходимо выявить причины его появления.
Факторами, которые провоцируют задержку речевого развития ребёнка могут быть:
- Болезни мамы в процессе вынашивания плода, полученные травмы, отравления и проникновение инфекции.
- Гипоксия плода, то есть его кислородное голодание в утробе.
- Тяжёлые роды, которые случились преждевременно ил произошли слишком стремительно, рождение с обвитием пуповины вокруг шеи.
- Травмы в процессе родов (особенно верхних отделов позвоночника)
- Перенесение тяжёлых заболеваний или травм в раннем детстве.
- Наследственные заболевания, которые способны привести к нарушению структуры мозга.
- Плохой психологический климат в семье, проблемы в воспитании (чрезмерная опека или наоборот равнодушное отношение, жестокое обращение).
- Тяжёлые психологические травмы.
- Употребление матерью алкоголя при беременности.
Проблемы с развитием речи могут вызвать такие заболевания:
- Врождённые аномалии центральной нервной системы.
- острая или хроническая ишемия головного мозга, возникающая из-за кислородного голодания.
- Эпилепсия.
- Гидроцефалия (водянка мозга).
- ДЦП.
- Высокое внутричерепное давление.
- Опухоль головного мозга.
Если у малыша имеются какие-либо показания, которые могут поспособствовать возникновению проблем с речевым развитием, стоит начинать усиленно с ним заниматься с самого раннего возраста, чтобы можно было избежать этих проблем.
Порой дети не хотят начинать разговаривать, когда не видят в этом смысла. Зачем напрягаться и учится произносить правильно слова, когда родители и так предугадывают все желания, не развивая его личную активность, или с лёгкостью понимают что ему необходимо по жестам и невнятным звукам?
С некоторыми малышами родственники просто очень редко разговаривают и они не развиваются в этом плане. С маленькими детьми необходимо всё время разговаривать, комментировать каждое своё действие, объяснять события, которые происходят вокруг.
Когда малыш находится в слишком информативной среде, где он постоянно получает большие объёмы информации, которые ему сложно усвоить в силу своего возраста, он перестаёт её воспринимать, прислушиваться к окружающим звукам и пытаться воспроизводить их, и в результате отстаёт в развитии.
Одна из физических причин появления проблем с разговорной речью — слабо развитые органов артикуляции (неба, губ и языка).
Способы лечения задержки речевого развития в 4 года
Лечение любых проблем с речью — очень сложный процесс, но он способен привести к результату, если подойти к этому вопросу вовремя и основательно. Если не заняться этой проблемой своевременно, то ребёнка в 7 лет придётся отправить в спецшколу.
Иногда врачи назначают лечение медикаментами. Лекарства выписываются только после проведения комплексного обследования и принимаются строго по предписанным дозам и под постоянным наблюдением детского невропатолога. Эти медикаменты активируют деятельность речевых зон. Ни в коем случае нельзя самостоятельно давать ребёнку препараты. Обычно в качестве медикаментов выписывают Пантогам, Ноотропил, Энцефабол, Нейромультивин, Кортексин, Когитум, Лекцитин.
Если у малыша нет противопоказаний, то для восстановления функционирования конкретных зон головного мозга назначают физиотерапию, а именно:
- магнитотерапию;
- массаж;
- электрорефлексотерапию.
Медикаментозное лечение и физиотерапия в обязательном порядке должны сопровождаться работой опытного специалиста, который для каждого маленького пациента разрабатывает индивидуальный план занятий и проводит их в игровой форме.
Роль родителей в лечении проблем развития речи
Если ребёнок отстаёт в развитии, его родителям в первую очередь необходимо обратить внимание на атмосферу, которая царит дома. Возможно в семье часто происходят ссоры, слышатся крики и ругань. Малыш всё это воспринимает. Возможно родители тормозят развитие ребёнка тем, что часто им недовольны, давят на него, постоянно одёргивают, не верят в его способности. В этом случае стоит пересмотреть своё отношение к малышу и другим членам семьи, постараться всем вместе помочь ему.
Родители должны уделять много внимания малышу с речевыми проблемами, часто общаться и заниматься с ним, верить в то, что у него всё получится.
На развитие речи положительно влияют следующие занятия:
- Пальчиковые игры, которые развивают мелкую моторику рук. Включают в себя сбор пазлов, конструкторов (Лего, например), кубиков, лепку из пластилина (или теста), рисование карандашом или пальчиковыми красками.
- Подвижные игры. Физическое развитие ребёнка неразрывно связано с умственным. С малышом можно играть в мяч, бегать с ним наперегонки (разумеется, поддаваясь). Нелишним будет проведение ежедневной зарядки, уроков танцев и т.п.
- Музыкальные игры. Они оказывают позитивное влияние на развитие внимания. Ребёнок сосредотачивается и старается держать ритм. Вместе с малышом угадываются виды музыкальных инструментов по издаваемым ими звукам, животных по их голосам и т.д.
- Игры на развитие зрительного внимания и памяти. В процессе используются карточки с изображениями животных или различных предметов, геометрическими фигурами.
- Массаж. Общеукрепляющий массаж ребёнку могут делать мама или папа. Профессиональный массаж рекомендуется доверить детскому массажисту.
Задержка развития речи — очень опасная вещь, которая может привести к другим неприятным последствиям. Чтобы этого избежать, нужно уделять ребёнку максиму внимания с самого рождения, даже если на тот момент у него нет никаких предпосылок к возникновению проблем в будущем. Если регулярно заниматься с малышом с учётом его индивидуальных особенностей, то он будет развиваться в соответствии со среднестатистическими нормами. Если же ребёнку в 4 года поставлен диагноз задержки речевого развития, ни в коем случае нельзя откладывать лечение и пускать всё на самотёк, дабы не испортить малышу всю жизнь.
Источник
Умственная отсталость у детей – это снижение познавательной деятельности, обусловленное патологиями головного мозга и ЦНС. Психика такого ребенка развивается по особому «сценарию», не так, как у других детей. Происходит полное изменение личностных качеств. Нарушения сказываются не только на умственных способностях, ребенок отстает в физическом развитии, возникают поведенческие расстройства, страдает эмоциональная и волевая сфера.
Признаки
Прежде всего стоит отметить, что отставание в интеллектуальном развитии не является заболеванием, от которого можно исцелиться. Это состояние вызывается необратимыми изменениями коры головного мозга еще на этапе формирования нервной системы в перинатальном периоде. Основные действия врачей и других специалистов будут направлены на социализацию такого ребенка в обществе и обучению его простейшим навыкам.
Признаки умственной отсталости у детей:
- низкий уровень познавательной активности. Ребенок попросту не понимает, зачем ему что-то нужно узнавать, а значит и не хочет прилагать усилия в этом направлении;
- моторика практически не развивается;
- значительное отставание в речевом развитии, маленький словарный запас. Ребенок не может выстраивать предложения, произносит слова неправильно;
- отсутствие абстрактного мышления, невозможность выполнить даже самые простые логические операции, мыслительные процессы замедлены или полностью отсутствуют;
- ребенок играет в самые простые игры, поскольку он способен только подражать окружающим. Труд такой ребенок выбирает очень легкий, поскольку это не требует волевых усилий;
- настроение может резко колебаться без особых на то причин, возбудимость может быть как достаточно высокой, так и низкой;
- ребенок воспринимает окружающий его мир со значительными трудностями, он не способен ориентироваться в пространстве. Такие дети не в состоянии понять процесс формирования целого из отдельных частей, не могут определять главное;
- концентрация внимания отличается непродолжительностью, переключение с одного вида деятельности на другой происходит очень медленно.
Для детей с подобными отклонениями характерна произвольная память, они обычно сосредотачиваются на внешних признаках объекта, нежели на его внутренних особенностях.
Признаки умственной отсталости у детей могут проявиться сразу после рождения, но чаще всего эту патологию выявляют после 3-х лет. Время постановки диагноза во многом зависит от тяжести состояния: чем значительнее поражение ЦНС, тем раньше будут заметны симптомы умственной отсталости.
Формы заболевания
Под умственной отсталостью у детей обычно понимают олигофрению. Но также встречается и иная форма этого состояния – деменция. Эти две патологии имеют несколько существенных различий:
- Олигофрения является состоянием, которое развивается в период внутриутробного формирование плода или в течение первых 3-х лет жизни ребенка. То есть, такой дефект чаще всего является врожденным. Причинами поражения ЦНС в этом случае могут быть наследственные факторы, родовые травмы, в частности – асфиксия, инфекционные заболевания, перенесенные матерью в период вынашивания, а также злоупотребление родителей алкогольными и наркотическими средствами.
- Деменция возникает у ребенка после трёх лет. Органическое поражение ЦНС может возникнуть в результате травмирования головного мозга или стать осложнением инфекционного заболевания (менингит и т.д.), также может развиться на фоне шизофрении, эпилепсии и других психических патологий. Приобретенное слабоумие проявляется в снижении интеллекта, но до возникновения дефекта, развитие ребенка обычно соответствует возрастной норме.
Кроме того, сегодня под отставанием в умственном развитии нередко подразумевают низкий интеллект на фоне педагогической и социальной запущенности. В современной же классификации болезней данное состояние описано как расстройство интеллектуального развития.
Отсталость в умственном развитии может различаться не только по времени возникновения. Деление на виды производится, исходя из тяжести поражения ЦНС, а также конкретного места. Традиционно выделяется три степени олигофрении: дебильность, имбецильность и идиотия. Однако современная классификация исключает эти названия, поскольку они уже давно вышли за рамки медицинской терминологии и приобрели негативную социальную окраску. Сегодня отставание в интеллектуальном развитии может быть легким, умеренным, тяжелым и глубоким.
Дебильность или легкая форма
При дебильности наблюдаются наименьшее поражение ЦНС, такая форма отсталости является относительно легкой. Дети способны произносить небольшие фразы, они весьма наблюдательны и упрямы, их отличительной чертой является неспособность к обману.
Дебильность может быть нескольких типов:
- неосложнённая дебильность. Это состояние характеризуется отставанием только в интеллектуальном развитии. Серьезных отклонений в эмоциональной и волевой сфере не наблюдается;
- с осложнениями в виде нарушения анализаторов. Характеризуется вторичными отклонениями;
- осложнения в виде нейродинамических нарушений. Патология сопровождается повышенной утомляемостью и плохой координацией, развивается после поражения коры мозговых полушарий;
- лобная недостаточность, как осложнение дебильности, приводит к тому, что у ребенка становятся вялыми руки. Он вообще не способен ориентироваться в пространстве, а его поведение становится немотивированным;
- психопатные поведенческие формы приводят к тому, что возникает недоразвитие всех личностных качеств. Это наиболее тяжелая форма патологии.
Дети с дебильностью способны к обучению в обычной школе, но при этом используются вспомогательные программы и специальные методики. В ходе коррекционных и образовательных занятий дети способны научиться считать, писать и читать, а также они усваивают простейшие знания об окружающем мире и приобретают простейшие трудовые навыки.
Умеренная и тяжелая форма или имбецильность
При умеренном поражении головного мозга развивается имбецильность. Этот диагноз подразумевает, что ребенок способен понять обращенную к нему речь, сам обладает относительно развитыми речевыми навыками, может научиться выполнять несложные автоматические действия после длительного обучения.
У имбецилов нарушена поведенческая сфера, внимание довольно неустойчивое. Такие дети очень сложно поддаются обучению, поскольку не понимают смысла своей работы и полностью безразличны к ее результатам. Они обычно очень привязаны к своим воспитателям.
Своевременная коррекция при имбецильности позволит детям овладеть такими навыками:
- Несложные трудовые операции.
- Способность к самообслуживанию, но в меру способностей конкретного ребенка.
- Ориентация в быту.
- Основы правильного поведения.
В процессе коррекционной работы с такими детьми особе внимание уделяется развитию у них психических функций и познавательной деятельности. Имбецилы признаются недееспособными, процесс их обучения осуществляется в специализированных детских домах.
Глубокая степень или идиотия
Идиотия является наиболее тяжелой формой патологии. Ребенок не в состоянии осмыслить окружающий его мир, речевые функции весьма ограничены. Сильно нарушена координация движений, поведенческие и эмоциональные расстройства, также нарушена моторика. Все желания таких детей направлены лишь на удовлетворение потребностей, обусловленных физиологией человека.
В свою очередь, идиотия делится на три вида:
- глубокие идиоты, их также могут называть полными и лежачими. У таких детей отсутствуют ощущения, их поведение сродни поведению животных, раздражители могут вызвать неадекватную реакцию. Не способны к самообслуживанию;
- типичные идиоты имеют более выраженные инстинкты. Для того чтобы иметь возможность удовлетворять свои потребности, такие дети даже могут произносить несколько звуков, но больше этого речь не развивается;
- речевые идиоты способны произносить некоторые слова, у них присутствует реакция на окружающих людей и мир, но познавательной деятельности у них нет. Особенностью этого состояния является низкая координация и неуверенные движения.
Дети с таким диагнозом признаются недееспособными, они не обучаемы. Усилия специалистов обычно бывают направлены на то, чтобы идиоты смогли приобрести простейшие навык самообслуживания. Процесс коррекции этого состояния производится в условиях специализированных детских интернатов.
Причины
Выше уже упоминались некоторые причины нарушений, которые приводят к отставанию ребенка в интеллектуальном развитии. Это различные травмы и осложнения во время родов, воздействие на плод токсичных веществ или возбудителей инфекционных заболеваний. Однако больше половины случаев обусловлены генетическими причинами.
Некоторые хромосомные аномалии приводят к нарушению дозового баланса генов, также может возникать дисфункция отдельных генов. На сегодняшний день выявлено более 1000 генов, мутации которых могут привести к развитию различных видов отставания в интеллектуальном развитии.
Обучение и воспитание
Способными к обучению являются дети с такой формой задержки интеллектуального развития, как дебильность. Такие дети могут посещать обычные школы, но их обучение ведется по вспомогательным программам. Но не стоит оценивать их по количеству полученных знаний, намного важнее научить отстающего ребенка навыкам, которые помогут ему в дальнейшем. Если он будет расти в любви при поддержке близких людей, то он сможет научиться выполнять простейшие трудовые операции, и выполнять их он будет с удовольствием.
Умственная отсталость не излечивается, такие люди на всю жизнь останутся добродушными детьми, которые не умеют врать. Они хорошо обучаются рукоделию, с удовольствием помогают по хозяйству. Если близкие будут с ними постоянно разговаривать, читать им познавательные книги и показывать развивающие телепередачи, то человек с умственной отсталостью будет развиваться. Отсутствие такой поддержки приводит к неизбежной деградации и утрате приобретенных навыков.
Источник