Отрасль психологии изучающая закономерности психического развития ребенка
Возрастная психология – это отрасль психологической науки. Она изучает закономерности и механизмы психического развития человека в онтогенез (жизненный путь индивида от рождения до смерти), поэтому ветвями возрастной психологии являются: детская психология, психология младшего школьника, психология подростка, психология ранней юности, психология взрослого человека и геронтопсихология.
В настоящее время существует два понятия, употребляемых в одном контексте: возрастная психология и психология развития. Это практически синонимы, вместе с тем:
– возрастная психология – она акцентирует внимание на психических особенностях людей разного возраста, в соответствии с чем и выделяют: детскую психологии, психологию младшего школьника, психологию подростка, психологию юноши и т.д.;
– психология развития – эта сфера содержит в основном информацию о законах и механизмах возрастного преобразования психики при переходе с одной ступе ни развития на другую.
Предметом возрастной психологии или психологии возрастного развития является изучение особенностей психического развития детей при переходе из одного возраста в другой, включая психологические характеристики детей на различных возрастных этапах развития.
Выделяют 3 составляющие предмета:
Первая – психологические изменения – количественные и качественные изменения, которые происходят в психике и поведении детей и охватывают значительные периоды жизни, от нескольких месяцев до нескольких лет. Эти изменения зависят от постоянно действующих факторов: биологического созревания; психофизиологического состояния организма; социального статуса; уровня интеллектуального развития; личностного развития.
На каждом возрастном этапе развития имеется 3 вида изменений:
– эволюционные, т.е. возрастные изменения психики и поведения в виде количественных и качественных преобразований;
– революционные – которые являются более глубокими, происходят быстро, за сравнительно короткий период и проявляются обычно на переходных рубежах (кризисы 3-х леток, подростков);
– ситуационные – которые рассматриваются, как признак развития и связаны с влиянием конкретной социальной ситуацией.
Эволюционные и революционные изменения психики обычно устойчивы, необратимы и не требуют подкрепления. Они преобразуют психику человека как личности, а ситуационные – неустойчивы, обратимы и предполагают закрепление их в последующих упражнениях (частные формы поведения, ЗУН).
Вторая составляющая предмета связана с понятием «возраст» (психологический возраст). Предполагается, что в каждом возрасте человек имеет уникальное, характерное только для него соединение психологических и поведенческих особенностей, которое за пределами этого возраста никогда не повторится.
Понятие «возраст» в психологии ассоциируется не с количеством прожитых человеком лет, а с особенностями его психологии и поведения. Так, свои возрастные особенности имеют все психические процессы: память, внимание, мышление, речь и другие. Еще в большей степени психологический возраст проявляется в структуре направленности личности, мотивах, потребностях, интересах, мировоззрении и т.п. Понятие «психологический возраст» служит основой для установления возрастной нормы развития (ЗПР).
Третьей составляющей предмета являются движущие силы, условия и законы психического развития.
Под движущими силами психического развития понимаются факторы, которые определяют поступательное развитие ребенка, являются его причинами и содержат в себе побудительные источники развития.
Условия психического развития – это внутренние и внешние постоянно действующие факторы, направляющие ход развития, они формируют его динамику, и определяют конечные результаты.
Законы психического развития – это общие и частные закономерности, с помощью которых можно описать психическое развитие человека и опираясь на которые можно этим развитием управлять.
1.2. Краткий исторический очерк развития
возрастной психологии
Зарождение возрастной психологии относится ко второй половине XIX столетия и связано с проникновением генетических идей в психологическую науку. Значительный вклад в развивающуюся психолого-педагогическую мысль внесли труды выдающегося русского педагога
К.Д. Ушинского, и прежде всего его работа «Человек как предмет воспитания». Считая, что педагог, стремящийся всесторонне воспитать человека, должен прежде узнать его во всех отношениях.
Серьезное влияние на развитие возрастной психологии оказали эволюционные идеи Ч. Дарвина. Они привлекли внимание к проблеме источников психического развития. Значение психической деятельности для понимания рефлекторной сущности фактов, изучаемых психологией, подчеркивал и выдающийся русский ученый И.М. Сеченов.
Наряду с накоплением и обобщением эмпирического материала наблюдений за развитием психики ребенка и процессом его обучения, в детскую психологию начинают проникать экспериментальные исследования.
Значительные успехи эксперимента в общей психологии (открытие психофизического закона Вебером – Фехнером, исследования памяти Эббингаузом, разработка психофизиологии органов чувств Гельмгольцем, изучение ощущений и движений в физиологической психологии Вундтом и т.д.) позволяли надеяться на использование его и в возрастной психологии.
В 1906 г. в Петербурге был созван I съезд по психологии. Представители психологии А.П. Нечаев и Н.Е. Румянцев выступали с резкой критикой современной литературы. С точки зрения А.П. Нечаева, все спорные вопросы дидактики и методики составляют область, доступную экспериментально-психологическому исследованию, т.е. такому исследованию, которое допускает точную регистрацию явлений и математическую обработку результатов. Однако на поверку эта точная регистрация явлений сводилась к умению пользоваться тахистоскопом и проводить ассоциативный эксперимент, т.е. к попыткам опереться на некоторые методы общей психологии.
Важнейший вывод, который мог быть сделан в результате первых опытов построения возрастной психологии, заключался в том, что сближение психологии с педагогической практикой (а постановка этой задачи была безусловной заслугой А.П. Нечаева) возможно только на пути экспериментального исследования в самом процессе обучения и воспитания. Экспериментальные данные должны быть получены в самом психолого-педагогическом исследовании, а не привнесены в него извне. Для этой цели необходимо было найти правильные решения важнейших теоретических и методологических задач возрастной и педагогической психологии. Здесь на первый план выступила проблема источников психического развития в его отношении к процессу обучения.
Проблема психического развития детей, источников и закономерностей этого развития всегда центральная для возрастной психологии. От ее решения зависит определение путей обучения и воспитания, их важнейшие приемы, подход к ребенку и понимание его специфических особенностей в сравнении с взрослым человеком.
В начале XX века в области возрастной психологии выявляются два течения, по-разному трактующие источники (факторы) психического развития детей. Эти направления отличались друг от друга тем, какой из факторов брался за основу развития ребенка: биологический или социальный. Конечно, это не значит, что представители одного направления полностью отрицали социальные влияния на ребенка, а представители другого – биологические предпосылки развития. Говоря о биогенетическом и социогенетическом направлениях, нельзя рассматривать данную классификацию как абсолютную: она лишь приблизительно выявляет преобладающие тенденции при построении концепции психического развития ребенка. Оба эти направления стали объектом критики в советской психологии в начале 30-х гг.
Биогенетическое направление в трактовке психического развития ребенка ориентировано на «врожденные особенности», тенденции к упрощенно-механистическому пониманию поведения и развития ребенка. Для биологизаторов биологические и социальные факторы развития стоят как будто бы рядом, однако определяющим фактором является биологический, и, прежде всего наследственность. А среда, по их мнению, только «регулятор», «проявитель», некий неизменный фактор, с которым взаимодействует наследственность.
Переоценка наследственных факторов психического развития выявляет следование так называемому биогенетическому закону в психологии. Биогенетический закон в психологии – это попытка перенести известный закон эволюции, сформулированный в XIX в. Геккелем (онтогенез есть краткое повторение филогенеза), в сферу возрастной психологии.
В основу биологического закона в психологии положена идея спонтанности психического развития ребенка, независимости от воспитания, выступавшего лишь как внешний фактор, способный либо затормозить, либо ускорить процесс выявления неких природных, наследственно обусловленных психических качеств. Из биогенетического закона были сделаны реакционные педагогические выводы. Вмешательство в естественный ход развития ребенка рассматривалось как недопустимый произвол. Биогенетизм становился психологическим обоснованием педагогической теории «свободного воспитания».
Не менее ошибочным было и социогенетическое направление в возрастной психологии. При кажущемся различии эти теории во многом близки друг другу. По мнению сторонников этого направления, среда выступает в качестве фатального фактора развития ребенка, и поэтому, чтобы изучить человека, достаточно проанализировать структуру его среды: какова окружающая среда, такова и личность человека. Подобно тому, как биогенетизм отрицал активность личности, сводя поведение и развитие к реализации генетической предрасположенности, социогенетики также отказывали личности в активности, сводя все к влияниям социальной среды. В результате оставалось неясным, каким образом в условиях одной и той же социальной среде формируются совершенно различные по множеству показателей личности. Непонятно было, почему очень сходные по внутреннему миру, содержанию и формам поведения люди складываются в различном окружении.
Педология, возникшая в конце XIX – начале XX в. (С. Холл, Э. Мейман, В. Прейер – на Западе; В.М. Бехтерев, А.П. Нечаев, Г.И.Россолимо – в России) и обусловленная проникновением эволюционных идей в психологию, в 1920-х – начале 1930-х гг. начинает претендовать на роль единственной науки о детях. Она монополизирует право на изучение ребенка, оттесняя педагогику и физиологию детского возраста. Педология возникла как комплексная наука, охватывающая результаты исследований отдельных научных дисциплин изучающих развивающегося человека и, прежде всего педагогики, психологии и физиологии.
Однако научного синтеза не получилось. Педология не смогла произвести предварительный анализ данных психологии, анатомии, физиологии и педагогики, так как основу синтеза она видела в механистически понимаемом учете действия «двух факторов» (среда и наследственность), якобы непосредственно определяющих собой процесс развития. Механистические установки педологии, ее антипсихологизм, увлечение необоснованными тестами, при помощи которых определялся так называемый «коэффициент умственной одаренности» учащихся, отрицательно сказались на психологии и много вреда причинили школе. В этой связи еще в начале 30-х гг. началась принципиальная критика многих положений педологии и получила завершение в правительственных постановлениях.
Однако критика педологии привела и к отрицанию того положительного, что было сделано советскими учеными, так или иначе связанными с педологией, но вместе с тем ориентированными на творчески развивающийся потенциал возрастной психологи. В 1920-е и 1930-е гг. в области возрастной психологии было выполнено огромное количество научных работ, содержащих богатейший исследовательский материал, который вошел органической частью в состав современной психологии. В этот же период сложились многие психолого-педагогические концепции, не утратившие своего значения и в настоящее время. В этой связи должна быть названа система взглядов на личность ребенка и детский коллектив, сформулированная А.С. Макаренко. Она впоследствии становится отправной точкой для развертывания целого ряда психологических исследований, посвященных проблемам развития личности и коллектива.
В работах А.С. Макаренко перед отечественными психологами едва ли не впервые раскрылись возможности анализа цельной человеческой личности в процессе ее формирования в труде и общественной деятельности. Наиболее ценная черта А.С.Макаренко как психолога – преодоленная им пассивная созерцательность психологического исследования личности. «Знание воспитанника должно прийти к воспитателю не в процессе безразличного его изучения, а только в процессе совместной с ним работы и самой активной помощи ему. Воспитатель должен смотреть на воспитанника не как на объект изучения, а как на объект воспитания»
В 20 – 30-е гг. получает распространение теория развития высших психических функций Л.С. Выготского. Основываясь на идеях Ф. Энгельса о роли труда в приспособлении человека к природе и преобразовании природных сил с помощью орудий в процессе производства, Л.С. Выготский выдвигает мысль о том, что труд, орудийная деятельность человека ведут к изменению типа поведения человека. Это отличие человека состоит в опосредствованном характере его деятельности. Опосредствование становится возможным благодаря тому, что человек в своей внутренней психической деятельности пользуется знаками (словом, цифрой и т.д.), подобно тому, как во внешней, практической деятельности он использует орудие. Сходство между орудием и знаком в том, что они позволяют осуществить опосредствованную деятельность. Овладение природой и овладение поведением взаимно связаны, так как изменение природы человеком изменяет природу самого человека. Применение знаков, т.е. переход к опосредствованной деятельности, перестраивает всю психическую деятельность человека наподобие того, как применение орудий видоизменяет естественную деятельность органов и безмерно усиливает и расширяет возможности психической активности.
Развитие человека происходит в процессе овладения всеми этими средствами (как орудиями, так и знаками) путем обучения. Именно поэтому обучение занимает центральное место во всей системе организации жизни ребенка, определяя его психическое развитие. Следовательно, развитие психики не может рассматриваться вне социальной среды, в которой происходит усвоение знаковых средств, позволяющих овладеть опытом предшествующих поколений.
Отечественными психологами (Б.Г.Ананьев, А.А.Бодалев, В.В.Давыдов, А.Н.Леонтьев, Б.Ф.Ломов, А.М.Матюшкин, А.В.Петровский, С.Л.Рубинштейн и др.) установлено, что психическое развитие человека осуществляется в процессе усвоения социального опыта человечества, зафиксированного в предметах материальной и духовной культуры. Это усвоение предполагает непрерывное взаимодействие человека с окружающей действительностью – учение, общение, труд. В этих условиях у индивида формируется и развивается прижизненный механизм психического отражения реального мира, социальные ориентировки, утверждающие жизненную позицию его «Я», что делает личность самостоятельной и активной в решении актуальных вопросов жизни и деятельности.
Проблемы возрастной психологии успешно разрабатывали и разрабатывают видные ученые-психологи, обогатившие науку фундаментальными трудами: Б. Г. Ананьев, Л. И. Божович, П. Я. Гальперин, В. В. Давыдов. А. В. Запорожец, Л. В. Занков, Г. С. Костюк, А. Н. Леонтьев,
Н. А. Менчинская, Н.Ф.Талызина, Д.Б.Эльконин, Д.И.Фельдштейн и многие другие.
В основе важнейших концепции современной отечественной психологии лежит мысль, связанная с идеями Л. С. Выготского о том, что личность должна в активной форме, посредством деятельности присвоить исторический опыт человечества, зафиксированный в предметах материальной и духовной культуры.
Источник
Психология развития и возрастная психология – это фундаментальная наука, особая область психологического знания, которая изучает психическое развитие человека от момента рождения до его смерти.
Содержание
- Психология развития, возрастная психология, детская психология
- Основные стратегии исследования психического развития
- Методы исследования в психологии развития и возрастной психологии
- Основные понятия в психологии развития и возрастной психологии
Психология развития и возрастная психология связана с другими психологическими науками, например, с общей психологией, социальной психологией, психологией личности, педагогической психологией и др.
Объект психологии развития и возрастной психологии: человек от момента рождения до смерти.
Предмет психологии развития и возрастной психологии: источники, движущие силы, условия и закономерности психического развития человека от рождения до смерти.
Задачи психологии развития и возрастной психологии:
1. Исследовать все области психического развития во все возрастные периоды.
2. Исследовать кризисы возрастного развития на всем протяжении жизненного пути человека.
3. Определить сензитивные периоды каждого этапа детства.
Сензитивный период – это период, создающий наиболее благоприятные условия для формирования определенных психологических свойств.
Психология развития, возрастная психология, детская психология
Название дисциплины «Психология развития и возрастная психология» может заставить задуматься о том, в чем, собственно, разница между психологией развития, возрастной психологией и детской психологией. Они, действительно, немного похожи, ведь рассматривают человека в процессе его развития и становления, начиная с самого раннего возраста. Но отличия все же есть.
Психология развития по сравнению с возрастной и детской психологией является более общим теоретическим курсом и представляет своего рода их методологическую основу. В центре внимания этой дисциплины находится не описание определенных возрастных периодов, а поиск общих закономерностей развития психики, анализ движущих сил и механизмов развития, становление отдельных сфер психики в разные возрастные периоды и в разных культурах.
Психология развития анализирует содержание и разные аспекты применения в психологии принципа развития, одного из важнейших методологических принципов всех наук, а новообразования и симптоматика отдельных возрастных периодов становятся тем материалом, на основании анализа которого выводятся общие закономерности становления психики. Получение и анализ этого материала и являются центральной задачей для возрастной и детской психологии.
При этом в детской психологии на первый план выходит симптоматика развития в первые годы жизни, прежде всего в дошкольный период. Этот же фактический материал включается и в курс возрастной психологии, но границы исследования в этом случае значительно расширяются, охватывая всю жизнь человека — от рождения до глубокой старости и смерти.
В детской психологии в первую очередь очень интересны те механизмы и факторы, которые обеспечивают вхождение ребенка в мир взрослых, интериоризацию полученных в общении знаний. Рассматриваются и общие тенденции психического развития, параметры, определяющие его нормальный и анормальный темп и направленность.
Возрастная психология, которая может анализировать все изменения в темпе, содержании, доминирующих факторах, влияющих на процесс развития психики в течение всей жизни, естественно, в большей степени обращает внимание на сравнение закономерностей развития в разные периоды онтогенеза. Именно в этой дисциплине анализируются причины снижения темпа развития, соотношение критических и стабильных периодов, выявляются кризисы, сопровождающие человека не только в юности, но и в зрелом возрасте.
Возрастная психология изучает также механизмы, помогающие как в приобретении нового, в развитии, так и в компенсации плохо развитых или нарушенных психических функций, сохранении приобретенных знаний и умений в период снижения темпа развития, инволюции, в старости.
Основные стратегии исследования психического развития
Организация исследования в рамках данной дисциплины может осуществляться по нескольким стратегиям:
1. Трансверсальная стратегия
2. Лонгитюдная стратегия
3. Формирующая стратегия
Трансверсальная стратегия или метод поперечных срезов применяется в достаточно больших возрастных группа (2-4 тыс. человек). Подбираются относительно однородные группы людей, которые отличаются друг от друга по какому-либо существенному признаку. С помощью конкретных методов изучается определенная область развития, в результате получают данные, характерные для этой возрастной группы.
Делается несколько срезов в различных возрастных группах, далее данные по каждой возрастной группе сравниваются между собой. После делают выводы о том, какие закономерности возрастного развития выявлены, и чем они обусловлены.
Подбирая выборку для поперечных срезов, нужно стремиться сделать её как можно более однородной по существенным показателям: полу, показателям психического и физического здоровья. Индивидуальные различия не принимаются во внимание.
Например, если нам нужно изучить мышление у детей трех, пяти, семи лет, мы используем метод поперечных срезов. Для этого потребуется проанализировать мышление детей выше упомянутых возрастов, т.е. собрать 3 независимые выборки.
Лонгитюдная стратегия или метод продольных срезов — это длительное и систематическое изучение одних и тех же испытуемых, позволяющее определять диапазон возрастной и индивидуальной изменчивости фаз жизненного цикла человека.
При данном методе изучается одна и та же группа людей в течение времени, за которое эти люди успевают существенным образом поменять какие-либо свои значимые признаки. Изучение развития психики при лонгитюдной стратегии может быть выборочным, когда изучается какая-то определенная область психического развития, и комплексным, когда исследуется развитие человека в целом.
Классическим выборочным лонгитюдным исследованием является исследование отечественного лингвиста Александра Николаевича Гвоздева в течение 8 лет изучавшего развитие речи своего сына.
Надежда Николавена Ладыгина-Котс – отечественный психолог, провела сравнительное комплексное исследование психического развития своего сына Рудольфа и обезьяны шимпанзе Иони с 1,5 до 4 лет.
Самые крупные комплексные лонгитюдные исследования осуществлены сотрудниками Калифорнийского университета (г. Беркли, США). Первое из них было предпринято в 1928 году: 248 детей в возрасте от 21 месяца регулярно изучали до 18 лет, затем проводилось однократное обследование в 30 и 40 лет.
Так же, в качестве примера, можно привести масштабное Сиэтлское лонгитюдное исследование старения, продолжительностью более 20 лет. При тестировании измерялись способность выполнять основные арифметические операции и оперирование числами, умение делать логические выводы, зрительно-пространственные отношения, вербальное понимание и гибкость.
Таким образом, при трансверсальной стратегии изучают разных людей в разном возрасте, а при лонгитюдной стратегии изучают тех же самых людей на их различных возрастных этапах.
Формирующая стратегия основана на теоретических положениях Л.С. Выготского.
Она заключается в изучении развития отдельных сторон психики в процессе их формирования, в процессе целенаправленного обучения и воспитания. Также называется экспериментально генетическим путем исследования психического исследования. Психическая функция не только измеряется и описывается, но и формируется, исходя из гипотезы о закономерностях её развития.
Методы исследования в психологии развития и возрастной психологии
Наблюдение – это метод психологической диагностики, основанный на регистрации и анализе поведения людей в определенных условиях.
Основным недостатком наблюдения является его субъективный характер. Валидность (точность, достоверность) и надежность наблюдения как диагностического метода относительно невысоки. Факторами, которые могут приводить к искажению результатов наблюдения, являются избирательность, пристрастность, неадекватная интерпретация, присутствие наблюдателя и его вмешательство в наблюдаемую ситуацию.
То есть наблюдение носит субъективный характер. Исследователь (наблюдатель) очень сильно может повлиять на процесс наблюдения и на его результаты. Это может быть связано с настроением наблюдателя, его мировоззрением, отношением к наблюдаемому или к самому процессу наблюдения, избирательностью восприятия, эмоциональной окраской, опытом и многим другим. Влияние может оказывать и присутствие или вмешательство наблюдателя. Например, поведение детей при наблюдении за ними существенно отличается от поведения детей, когда они уверены, что за ними никто не наблюдает. Не исключена возможность неверной интерпретации ситуаций и поведения наблюдателем, поэтому при наблюдении участвуют несколько исследователей.
Сложность данному методу прибавляет и то, что люди очень сложные объекты для исследований. Один и тот же признак у разных людей может проявляться по-разному. Это демонстрирует индивидуальность внешних проявлений одних и тех же психических особенностей. Стоит учитывать и ситуативный характер внешних проявлений.
Эксперимент – это проведение исследований в специальных условиях в целях проверки экспериментальной гипотезы о причинно-следственных связях.
Это метод, основанный на создании искусственной ситуации, в которой изучаемое свойство выделяется, проявляется и оценивается лучше всего. Позволяет надежнее других психологических методов делать выводы о причинно-следственных связях исследуемого феномена с другими феноменами, научно объяснить происхождение явления и его развитие. Но и в этом методе исследователь может быть подвержен различным социальным эффектам, что может повлиять на результаты эксперимента и сделать его недостоверным.
Имеются две основные разновидности эксперимента: лабораторный и естественный. Это означает, что экспериментатор может проводить свой эксперимент в реальных, неизмененных, естественных условиях. Или же он может специально воссоздать определенную ситуацию, чтобы проводить эксперимент в искусственно созданных условиях.
Опрос — это метод, основанный на получении необходимой информации от самих обследуемых путем вопросов и ответов. С его помощью можно получить информацию о том, как человек представляет свой внутренний мир, как ощущает себя.
Этот метод является субъективным, ведь полученные в результате опроса данные – это субъективное мнение человека о себе. И, конечно, человек может быть неточным, где-то может соврать или преувеличить, или даже он может просто не заметить или не придать должного значения важным для исследователя моментам. Опрос может проходить в виде беседы, интервью или анкетирования.
Самым эффективным методом социально-психологического исследования малых групп является метод социометрии. Он дает возможность только увидеть состояние дел в коллективе, но не показывает причины его становления.
Так же применяют и другие методы исследования в возрастной психологии и психологии развития. В разных психологических исследованиях с разными направлениями и с разными интересующими исследователей процессами и явлениями, так или иначе, применяются почти все методы, которые доступны психологии и социологии. Это может быть и самонаблюдение, и тестирование, и архивный метод и т.д.
Методы выбираются исходя из целей и задач исследования, а так же возможностей изучения необходимых явлений данными методами. Например, методом самонаблюдения изучить уровень интеллекта не очень удобно, может даже и невозможно, ведь достоверности не будет; а вот тестирование в данном случае подходит лучше.
Основные понятия в психологии развития и возрастной психологии
Существует несколько определений понятия «развитие».
Развитие – это закономерное и необратимое изменение психических процессов во времени (по А.В. Петровскому и М.Г. Ярошевскому).
Развитие – это последовательные, в целом необратимые количественные и качественные изменения психики, при этом старые структуры входят в новые, претерпевая изменения и реорганизацию (по В.В. Давыдову).
Развитие – это возникновение системных психологических новообразований (по Л.И. Божович).
Новообразования – это новые психические функции, которые возникают на данном возрастном этапе, или новый уровень уже имеющихся психических функций.
Развитие – это последовательная смена моментов становления, эволюции и инволюции, каждое из этих изменений имеет количественную и качественную характеристики (по Б.Г. Ананьеву).
Инволюция – это утрата в процессе эволюции отдельных органов, упрощение их организации и функций, обратное развитие органов.
Таким образом, можно выделить свойства развития:
1. Необратимость (т.е развитие в онтогенезе однонаправлено).
2. Направленность (т.е. последовательность развития).
3. Закономерность (т.е. изменения однотипны у всех в определенном возрасте).
Существуют 2 формы развития:
1. Филогенез – это процесс развития биологического вида в ходе эволюции.
2. Онтогенез – это индивидуальное развитие организма от рождения до смерти.
Области (сферы) развития, которые указывают на то, что именно развивается:
1. Психофизическая область. Внешние (рост, вес) и внутренние (кости, мышцы, органы чувств) особенности человека меняются. Происходят изменения организма.
2. Психосоциальная или личностная сфера. Происходят изменения в эмоционально-волевой и личностной (темперамент, характер, способности) сферах.
3. Когнитивная или познавательная сфера. Происходит развитие всех познавательных процессов (ощущение, восприятие, память, мышление, воображение).
Созревание – это наследственно запрограммированные изменения внешнего вида, функций и организации организма.
Рост – это процесс количественных изменений в ходе совершенствования какой-либо функции.
Обычно о росте и созревании говорят, когда хотят подчеркнуть биологический аспект развития.
Источник