Отношения воспитателя и ребенка как условие развития

Павленко Наталья
Организация взаимодействия ребенка и воспитателя в условиях реализации ФГОС

Основная образовательная программа в дошкольной образовательной организации в контексте ФГОС ДО направлена на «создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности» (ФГОС ДО, п. 2.4.). При оценке результативности образовательного процесса в настоящее время обращается внимание не на то, научился ли ребенок считать и читать, а на то, каковы итоги его физического, личностного и интеллектуального развития в целом.

В стандарт дошкольного образования включены такие основные принципы,как:

• содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;

• поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;

• формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;

• возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития).

Я, как педагог, неукоснительно следуя данным принципам, создаю в своей группе все условия для гармоничного становления личности ребенка, обеспечивая его эмоциональное благополучие, помогаю дошкольнику продуктивно реализовать индивидуальный путь развития.

В детском саду почти каждый ребенок проводит большую часть суток. Сверстники и работники детского сада становятся его вторым «миром». Отношения с ними занимают в жизни малыша очень важное место, и он очень переживает, если отношения не складываются. Основой взаимодействия воспитателя с воспитанником является доверительное и внимательное отношение к внутреннему миру ребенка, доброта и сердечность взрослого. Это способствует результативному сотрудничеству между ними, дает возможность правильно оценить состояние души малыша, понять и принять его привычки и манеры поведения, быть мудрым проводником в его настроении и переживаниях.

Педагог для ребенка – это друг, который может поделиться своими знаниями, мудростью и опытом, а он их может перенять.Возникает вопрос: как же построить взаимоотношения с воспитанником, чтобы они помогли получить максимальный результат в сфере образования, воспитания и личностного развития? И в то же время взаимодействие должно оставаться благоприятным фактором для их конструктивного общения. Выходом из этой ситуации может стать модель личностно-ориентированных отношений «воспитатель – воспитанник», цель которых – развитие личности ребенка.

Основные принципы личностно-ориентированного взаимодействия – принятие ребенка таким, какой он есть, и вера в его способности. Задача воспитателя – создать условия для раскрытия индивидуальности каждого ребенка в группе, для формирования у него положительных самоощущений, уверенности в своих силах, доверия к миру и людям, инициативности и активной любознательности. Здесь его умения и навыки видятся не как цели, а как средства его развития. Однако, это ни в коем случае не отменяет работы по развитию, обучению и воспитанию дошкольников, проведения с ними планомерной педагогической работы. В то же время, основное значение в образовательном процессе, согласно ФГОС ДО, придается не занятиям школьного типа, а игре, как основной форме организации детской жизни. Благодаря свободному взаимодействию в игре взрослого с детьми и детей между собой, проявляется детская активность, наиболее полная реализация себя как личности.

Такое положение дела предполагает принципиально новый подход к воспитательному процессу, формирующий у дошкольника активную жизненную позицию по отношению к окружающему. В его основе лежат такие взаимоотношения взрослого с детьми, которые строятся на основе равноправия и сотрудничества. Воспитатель не выравнивает детей, не придерживается одного шаблона, стандарта, а учитывает индивидуальные особенности каждого ребенка, ориентируется на его интересы, общается с учетом его характера и привычек. Личностно-ориентированный подход подразумевает взрослого не как непререкаемого авторитета, а как дружелюбного партнера и наставника. К ребенку он относится как к полноправному участнику совместной деятельности, и это является благоприятным условием для формирования будущей личности, развития творческого потенциала, снижения эмоциональных переживаний и конфликтных ситуаций.

Личностно-ориентированная модель воспитания характеризуется признанием взрослым прав и свобод ребенка, деятельностным сотрудничеством, сопереживанием и взаимоподдержкой, обсуждением проблемы, а также гибким введением необходимых ограничений. Эти формы взаимодействия гарантируют малышу обеспеченность чувством психологической защищенности, возможность его индивидуализации, привитие гуманного отношения к окружающему миру и положительных результатов взаимодействия со взрослыми и сверстниками. Действия взрослого не должны содержать в себе признаки подавления инициативности и самостоятельности детей.

В своей группе я строю с детьми отношения, основанные на уважении и требовательности. Уделяю большое внимание начальной стадии контакта, формированию у воспитанников чувства «мы». Всегда стараюсь применять личностный подход во взаимодействии с детьми, демонстрирую свою расположенность к группе, свое понимание их внутреннего состояния.

Хотелось бы обратить внимание на то, какое большое значение в процессе общения и установления дальнейших взаимоотношений имеет культура слушания. Уметь не только слушать, но и слышать другого человека – важнейший фактор, обеспечивающий эффективное общение и понимание друг друга. Первое и основное правило,сформированное много столетий назад: «Самый главный человек на свете – тот, кто перед тобой». Считаю, что любой педагог, работающий с детьми дошкольного возраста, должен владеть умением слушать, ведь слушание воспитанника – это составная часть педагогической деятельности.

Когда педагог имеет эмоционально-положительное отношение к детям, адекватную деловую реакцию на недостатки в учебной работе, использует спокойный и ровный тон в обращении – его дети раскованы, общительны, доверчивы. Правильно подобранный стиль общения создает атмосферу эмоционального благополучия и во многом определяет результативность учебно-воспитательной работы. Правила, повышающие эффективность общения и взаимодействий, известны. Воспитание души и, как следствие, становление личности – должно начаться с изучения и усвоения этих правил.

Читайте также:  Особенности эмоционального развития ребенка раннего возраста

В работе с маленькими детьми у взрослого есть ответственный момент, когда из множества различных средств взаимодействия он должен выбрать наиболее рациональные и эффективные в той или иной ситуации. Это и создаёт гармонию взаимопонимания воспитателя с детьми. А гармония в отношениях – и есть цель нашей педагогической работы.

Литература:

1. Галигузова Л. Н. Педагогика детей раннего возраста. 2007

2.Детство: Примерная образовательная программа дошкольного образования / Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцева и др. — СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2014.

3. Козлов Н. И. Как относиться к себе и людям/ 4-е изд., перераб. и доп. –М: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2002.

4. Урунтаева Г. А.Дошкольная психология: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. – 5-е изд., стереотип. – М.: Издательский центр «Академия». – 2001. – 166 с.

Источник

ирина рябова
Консультация «Стиль взаимоотношений воспитателя с детьми»

Отношения ребенка с воспитателями играют огромную роль в формировании его личности. В речи воспитателя, в примерах, которые он подает детям своим поведением, ребенок черпает представления о взаимоотношениях людей, образцы норм и правил человеческого общежития. Наиболее ярко эти образцы проявляются в формах организации образовательного процесса, которые воспитатель использует в своей работе.

Так, если воспитатель постоянно злоупотребляет негативными оценками, запретами, наказаниями, это провоцирует у детей агрессивное поведение и активное неприятие каких-либо требований, предъявляемых с его стороны. Данный стиль можно отнести к жестко авторитарному.

Такое же поведение детей провоцирует неорганизованный воспитатель, равнодушный к их проблемам, далекий от их нужд (попустительский стиль).

Иногда воспитательпредпочитает добиться покоя и порядка в группе личным активным участием: он убирает за детьми игрушки во время дневного сна, помогает няне собирать со столов посуду, застегивает пуговицы и завязывает шнурки всем, кто просит у него помощи и даже без просьб детей. Дети опрятны, и группа выглядит убранной и чистой. Такой стиль отношений с воспитанниками называется гиперопека, так как дети в поддержании порядка практически не участвуют, у них не развиваются навыки самообслуживания, и они не умеют принимать помощь от взрослого и культурно заявлять о своих трудностях.

Очень хорошо на развитии детей сказываются такие формы отношений, при которых воспитатель с помощью различных доводов убеждает ребенка в преимуществах того или иного поступка. При этом выбор оставляется за ребенком. Такой тип отношений предполагает индивидуальный подход к особенностям и текущим состояниям детей. Именно в такой ненавязчивой опеке больше всего нуждаются дети и благодарят взрослого искренней привязанностью к нему. Данный стиль отношений можно отнести к демократическому.

Очень плохо на детях сказывается частая смена воспитателей. В этой ситуации вместе с воспитателем меняются требования и нормы поведения в группе, и социальное развитие начинает протекать стихийно.

РЕКОМЕНДАЦИИ для ВОСПИТАТЕЛЯ

В своих отношениях с детьми постарайтесь помнить о том,что:

• Ребенок вам ничего не должен. Это вы должны помочь ребенку стать более состоятельным и ответственным;

• В каждой конкретной неблагоприятной ситуации нужно понять, чего добивается ребенок и почему он это делает. Добивайтесь от него соблюдения социальных норм и правил с учетом его состояния и интересов;

• Навязывание своих правил и требований против воли детей – это насилие, даже если ваши намерения благонравны;

• Запретов и строгих требований не должно быть слишком много. Это ведет к пассивности и низкой самооценке у воспитанников;

• Тихий, застенчивый ребенок также нуждается в вашей профессиональной помощи, как и отъявленный драчун;

• Благополучная социальная ситуация развития – это лучший метод передачи детям нравственных норм и правил человеческого общежития. Беседы о нравственности, не подкрепленные защитой детей от психического и физического насилия, – демагогия и опасная практика.

ВОПРОСЫ для ОБСУЖДЕНИЯ:

1. Что такое «педагогическое общение»?

2. Обоснуйте значение педагогического общения для создания благоприятного психологического климата в группе.

3. Какие формы поведения могут вызвать у ребенка агрессивное поведение? Как называентся такой стиль общения?

4. Охарактеризуйте личностно-ориентированное общение между воспитателем и детьми по следующему плану:

• Цели и задачи;

• Способы общения;

• Позиция взрослого – взгляд на ребенка;

5. Назовите основные правила речевого этикета. Используйте для этого материалы пособия «Веселее вместе.» Рылеевой Е. В. (с. 15-16).

ПРАКТИЧЕСКОЕ УПРАЖНЕНИЕ:

– Определите стиль взаимоотношений воспитателя с детьми 6 тел, если в группе преобладает следующее поведение детей.

Вариант 1.

Дети послушны и спокойны, если взрослый постоянно делает им замечания. В отсутствии взрослых в группе начинается беспорядочная шумная возня.

Вариант 2.

Дети послушны и спокойны только в присутствии своего воспитателя. Посторонние взрослые в отсутствии воспитателя удержать порядок в группе не могут, начинается беспорядочная шумная возня. Конфликтные ситуации без вмешательства воспитателя дети разрешить не могут.

Вариант 3.

Дети послушны и спокойны, но пассивны. Их игры не развиты, в них преобладают одиночные занятия. Посторонних взрослых не бояться и стремятся к физическому контакту с ними. Но навыки совместной деятельности со взрослыми отсутствуют.

Источник

Шатохина Светлана
Консультация для воспитателей «Отношения воспитателя с детьми — важный фактор нравственного поведения»

Консультация для воспитателей

«Отношения воспитателя с детьми – важный фактор нравственного поведения»

Дошкольный возраст – период, когда в ребёнке закладываются нравственные основы характера. Общительность, отзывчивость, сердечность, готовность помочь товарищам в беде – все эти качества заложить в ребёнке – обязанность родителей и воспитателей. Начинать надо как можно раньше.

Читайте также:  Этапы речевого развития ребенка педагогика

Выдающийся педагог Василий Александрович Сухомлинский в книге «Сердце отдаю людям»писал: «Опыт подтверждает, что добрые чувства должны уходить своими корнями в детство. Подлинное, человеческое утверждается в душе одновременно с познанием первых важных истин. В детстве человек должен пройти эмоциональную школу – школу воспитания добрых чувств».

Доброта величайшее человеческое достоинство. Быть добрым – счастье. Человек с добрым сердцем непременно окружён людьми, у него всегда найдётся друг, готовый поддержать его в трудную минуту. Понятие доброты многолико. Это сочувствие и отзывчивость, чуткость и доброжелательность, умение поступиться своими интересами на пользу другим и готовиться разделить с ними невзгоды и радости.

Воспитать в ребёнке доброту – это значит научить его муслить и чувствовать, действовать по законам добрых человеческих отношений.

Счастливое детство и радость – понятия друг от друга неотделимы.

Жизнь ребёнка в детском саду нельзя считать нормальной, если ей не сопутствует радость. Именно она содействует полнокровному, жизнеутверждающему мироощущению растущего человека.Мы имеем в виду: предоставление возможности детям находить радость и в праздники и в будни.

Радость в будни…Одна из возможности растущего человека получить удовольствие от общения со сверстниками и со взрослыми; и в уверенности, что завтрашний день будет интереснее сегодняшнего; и в ежедневных пусть маленьких, но открытиях; и в преодолении посильных трудностей; и в массе мелочей, наполняющих быт ребёнка – забавные игрушки, весёлые книжки, картинки, шутки, юморе, в смехе – непременных спутниках детства.

В каждой группе детского сада свой эмоциональный настрой: в одной группе слышится смех, здесь совсем не бывает ссор, жалоб, лица детей приветливые; в другой картина совсем иная – шум, дети раздражительные, разговаривают крикливо, то и дело слышится плач. В таких случаях обычно ссылаются воспитатели на неудачную укомплектованность группы, в которой большинство детей чрезмерно возбудимы.

Между тем главная причина в другом: изо дня в день монотонное течение жизни не приносит детям ощущения радости, отсюда и плохое настроение. Ребёнку трудно находиться в коллективе -–невозможно договариваться, уступать, миновать ссор и слёз.

Важно создать в группе такую обстановку, чтобы у ребёнка возникло положительное эмоциональное отношение к окружающим его людям. Что происходит, когда воспитатель нервно относится к детям, постоянно сердится, часто да ещё несправедливо наказывает, кричит на детей, предъявляет разноречивые требования. У некоторых детей возникает недоверие к воспитателю, отчуждение, желание уединиться, даже озлобление;некоторые рано обнаруживают в этих условиях умение приспособиться: он выполняет требования одного, порой строгого воспитателя и не подчиняется требованиям другого, более мягкого, но непоследовательного.

Естественно, такое поведение порождает, в конце концов, лицемерие, нерадивое отношение к поручениям.

Воспитателям не следует скупиться на ласку с детьми, на ласковое, заботливое отношение к детям должно сочетаться с разумной требовательностью к ним, при которой у ребёнка возрастает желание делать работу лучше, поступать хорошо, как это обусловлено правилами поведения.

Требования воспитателя к детям должны быть чёткими, ясными, понятными для выполнения.

Нечёткость и неопределённость требований, отсутствие последовательности и системы в них сказывается отрицательно на воспитательной работе.

Таким образом, в целях осуществления нравственного воспитания в детском саду должны быть созданы условия для того, чтобы дети могли доверчиво полагаться на постоянную заботу и поддержку со стороны воспитателя. Только при этом у ребёнка может быть создано ощущение эмоционального благополучия, и он охотно и непринуждённо может общаться со сверстниками, ожидая с радостью встречи с ними, дружно играть с ребятами, делиться со взрослыми своими радостями и огорчениями.

Очень важно уметь разговаривать с детьми и слушать их.

Тон воспитателя – тон старшего авторитетного и близкого человека, которому можно доверить свои мысли, чувства и переживания. В тоне должны быть и авторитет старшего, которого нельзя не слушать, и уважение к маленькому ребёнку, теплота, внимание, готовность помочь, посоветовать, поощрить, предостеречь и запретить.

Тонус детской жизни начинается с воспитателя, его настроения, это он создаёт ту «оркестровку» эмоций в детском коллективе. От которой зависит общий стиль жизни в группе.

Дети чутко улавливают и подхватывают его настроение. И надо ли доказывать, что человек угрюмый, скучный и вялый вряд ли может импонировать детям.

Зато воспитатель, обладающий весёлым норовом оказывает большое влияние на детей. Его умение посмеяться с детьми. Пошутить, сделать замечание с мягким юмором, необидной иронией создают у них ощущение эмоционального благополучия.

Шутка. Шутка, всегда вызывающая положительные эмоции, является великолепным регулятором детского поведения. Использованная к месту и с тактом она становится той волшебной палочкой, при помощи которой воспитатель, порой без особых усилий, добивается от детей нужного поведения.

«По усам текло, а в рот не попало» – говорит воспитатель присказку испачкавшемуся за столом ребёнку. Настрой доброжелательности создан. А дальше уже можно перейти более серьёзный тон указаний: они будут восприняты как надо.

В воспитательной работе не должно быть пауз, элементов стихийности. Назначение воспитателя – воспитывать. Воспитывать целенаправленно, планомерно, не от случая к случаю, а непрерывно, ежечасно, ежеминутно. Воспитатель должен уметь организовать свой труд, сделав его осмысленным; организовать ритмичную, содержательную жизнь детей в детском саду, обеспечив каждому ребёнку все условия для всестороннего воспитания и обучения. Педагог обязан уметь организовать детское общество, руководить всеми детьми одновременно и каждым в отдельности, управлять ими так, чтобы отношения воспитатель – воспитанник» носили непринужденный характер, не вызывали раздражения и напряжения ни у детей, ни у воспитателя. И, главное, чтобы дети не ощущали на себе воспитательского (воздействия) давления.

Читайте также:  Детский центр развития ребенка ювао

Известно, что от того, насколько продуманным, чётким является план работы воспитателя, во многом зависит, как пройдёт день ребёнка в детском саду: будет ли он наполнен разнообразной деятельностью или останется пустым и серым.

Но вся жизнь детей в течение дня не укладывается в рамки плана. Разве можно предугадать и предвидеть все «сюрпризы», которые потребуют от воспитателя умения «на ходу» решать педагогические задачи? Жизнь постоянно вносит свои коррективы в план, внезапно создает такие ситуации, пройти мимо которых – значит упустить возможность в решении больших и малых задач воспитания.

Можно ли, к примеру, уложить в рамки плана такие «мелочи»: улыбнуться, встречая Колю, приласкать робкую и нерешительную свету, пошутить с детьми, выслушать, чей – то незамысловатый рассказ, ответить на несложный и важный вопрос и т. д.? и ещё никто, конечно, не будет вносить в план такие «мелочи» как поставить цветы на стол, за которым сидит Марина (у неё сегодня день рождения, переставить стеллаж с настольными играми, чтобы было удобнее всем детям, и т. д.? Записывать в план не стоит, а сделать надо! Ведь без этого трудно обеспечить каждому ребёнку удобство, эмоциональный настрой.

Каждому воспитателю известно, что любая мелочь влияет на настроение ребёнка, его желание играть, находиться среди сверстников. Воспитатели усвоили истину о том, что оформление интерьера служит средством удобства, уюта, воспитания у детей вкуса, понятий об изящном, красивом. И всё же посмотрите вокруг, вдумайтесь в педагогическую значимость каждого предмета в обстановке, которая окружает детей. Учитываем ли мы воспитательные задачи, когда ищем место для того или иного предмета в групповой комнате?

Казалось бы, вопрос о расстановке столов, за которыми дети едят, занимаются, играют – ясен, но оказывается, перестановка столов (для занятий, для завтрака) доставляет детям радость, необычность.

Применяя разные средства и методы. Воспитатель должен позаботиться о том, чтобы дети знали правила поведения и взаимоотношений и стремились их выполнять в повседневной жизни. Больше разговаривайте с детьми, утром. На прогулках, спрашивайте, как вели себя дети дома, не огорчали ли маму и бабушку, чем помогали дома. Важно воспитывать у детей чуткость по отношению к старшим, учить замечать их настроение. Реагировать на него определённым образом. Заметив, что воспитательница плохо себя чувствует,Игорь говорит своему другу: «Давай напоминать всем детям, чтобы они не шумели и не баловались, а то у Валентины Александровны болит голова. Сегодня можно и потерпеть».

Учить сочувствовать, сопереживать – значит научить ребёнка умению становиться на место другого. И это очень важно, так как именно с умения понять другого. И это очень важно, так как именно с умения понять другого рождается общительность, тяготение к другим людям. В связи с этим В. А.Сухомлинский писал: «Чувствования человека не пробудешь без сочувствия. Сопереживания, без умения принять в своё сердце тончайшие движения души другого человека».

Обязанность воспитателя – не дать поселиться равнодушию в детском сердце. Надо научить растущего человека понимать сердцем беду своего товарища. Только так можно сформировать в нём отзывчивость, доброжелательность, стремление прийти на помощь другому. А учить этому –это, прежде всего, упражнять в добрых делах.

Поводов для проявления заботливого, внимательного отношения к взрослым может быть очень много. Воспитателю нужно только не пропустить ни одной возможности для упражнения детей в хороших поступках. Как часто не обращается внимание детей на такие мелочи, что у детей нет привычки перед занятием поставить стул не только себе, но и воспитателю; без напоминания взрослых предложить стул гостю, спросить, не хочет ли он посмотреть их постройки, игровые уголки; пригласить за стол, если он пришёл во время еды, и т. д. Это всё как будто бы внешние формы проявления внимания, но они должны отражать гуманные чувства и отношения ребёнка к окружающим людям.

Ценно когда воспитатели умеют сделать предметом общего переживаний детей, то что волнует взрослых. Но воспитатель и сам должен заметить радость ребёнка и порадоваться, вместе с ним, подбодрить и посочувствовать, когда ребёнок загрустит – вот тогда у детей всегда будет хороший пример для подражания.

Каждая минута проведённая ребёнком рядом с Вами. Должна обогащать его ум, пополнять нравственный опыт, шлифовать чувственный мир, иными словами формировать его личность. А это по плечу лишь тому, кто сам воспитан.

Личный пример воспитателя – важнейшее средство воздействия на детей. Общаясь с детьми, воспитатель влияет на них всеми качествами своей личности, всем поведением, – словом, примером в работе, отношением к окружающим людям, своим внешним видом. И если воспитатель сам не воспитан, и не обладает теми качествами и привычками, которые он должен воспитывать в детях, если он примером своего отношения к вещам, обязанностям, людям, Родине не показывает детям, как следует им относиться к своим играм и занятиям, к товарищам, то он оказывает отрицательное влияние. Отсюда исключительное значение требовательности воспитателя к своему поведению.

Литература:

«Нравственное воспитание в детском саду», М. «Просвещение», 1975

«Дошкольное воспитание», №6-1974г., «Индивидуальная работа с детьми»

Буре и Л. Островская «Пусть растут дружелюбными, общительными, отзывчивыми» №5-С. 1972

Л. Островская «Воспитывает всё …»

З. Гребенщикова «Воспитатель детского сада», М. «Прсвещение» 1968.

Источник