Отношения в семье и развитие ребенка

Отношения в семье и развитие ребенка thumbnail

Разберём сегодня серьёзную тему: отношения в семье и их влияние на развитие ребёнка. Вы хотите воспитать в своём ребёнке личность? Вы хотите дать своему ребёнку счастливое будущее?

Тогда самое время задуматься о том, как вы воспитываете своего ребёнка. Какую культуру общения, манеру поведения прививаете. Не балуете ли вы его через мерно, или наоборот слишком забиваете своим авторитетом.

Даёте ли вы своему ребёнку свободу выбора, прислушиваетесь ли к его мнению и цените ли его за то, что он у вас есть? А может вы заняты собой и своими отношениями?

Содержание

1.Отношения в семье

2.Психоэмоциональное состояние матери

3.Отношения матери и ребёнка

4.Роль ребёнка в семье

1.Отношения в семье

Эмоциональный фон ребёнка закладывается в семье. Никогда ни одно учебное учреждение не сможет быт выше семьи.

По манерам поведения, общению ребёнка, можно сделать вывод о том, какое воспитание дают в семье. Что из себя представляют родители и наоборот. Пообщавшись со взрослыми можно точно сказать, какие дети у них вырастут.

На формирование личности ребёнка влияют многие факторы.

Рассмотрим одни из наиболее значимых

1.Материальное положение семьи

2.Образование родителей и их культурные взгляды

3.Самооценка родителей. Если они не уверены в себе и в завтрашнем дне, то ребёнок вырастит таким же.

4.Распределение обязанностей в семье. Если всё возложено на плечи матери, то у ребёнка искажается представление о бытовой жизни семьи.

5.Регулярные скандалы в семье. Рукоприкладство, строгие наказания. Такой образ жизни приведёт к замкнутости ребёнка, боязни, скрытности.

6.Развод родителей. Всегда наносит тяжёлую психологическую травму ребёнку.

В России много семей, где воспитание ребёнка не соответствует нормам и принципам современного общества.

Ещё в советские времена доктора психологических наук предлагали ввести обучение для мам по воспитанию детей.

Где рассказывали бы о том, как нужно разговаривать с детьми, как найти подход к трудным детям, как избавиться от капризов ребёнка, как нужно взаимодействовать с мужем в вопросах воспитания ребёнка, роль бабушек в семье и прочие важные вопросы.

Но эту идею не поддержали, посчитав её не серьёзной. Прошли годы, а отношения в семье и их влияние на развитие ребёнка по-прежнему носят острый характер.

Современный мир с его возможностями нуждается в таких учреждениях, где родители могли бы получать квалифицированную помощь специалистов по вопросам развития и воспитания своих детей.

otnosheniya-v-seme

Семья, где процветает насилие, алкоголизм, необходимо в обязательном порядке подвергать моральному и нравственному образованию.

Давать возможность вставать на путь исправления. А также, помогать с трудоустройством и оказывать помощь в воспитании детей.

Отношения в семье важный и основополагающий фактор, влияющий на формирование личности ребёнка. Любите друг друга, уважайте и ваши дети вырастут нормальными, адекватными людьми.

2.Психоэмоцтональное состояние матери

Отношения мамы с ребёнком – это нечто большее, чем просто любовь. Это связь на микро генном уровне. Ребёнок чувствует настроение мамы, её переживания и реагирует на психоэмоциональное состояние матери точно также.

Своими неконтролируемыми эмоциями, мы подвергаем ребёнка стрессам. Которые в свою очередь могут привести к нарушению нервной системы, нанести вред здоровью.

На психоэмоциональное состояние мамы влияют многие факторы

1.Работа

Женщина проводит много времени на работе. Дома ждут накопленные домашние дела. Постоянная нехватка времени на ребёнка. Как следствие ребёнок брошен. Прочитайте статью о том, как зарабатывать дома.

2.Завышенное самолюбие

Мама увлечена собой. Всё свободное время проводи в салонах красоты, с подругами. К ребёнку безразлична.

3.Развод

Разведённая женщина всегда находится в поисках новой жизни. К ребёнку раздражение, ребёнок мешает.

4.Чрезмерная опека

Ребёнок под постоянным контролем. Мать полностью решает всё за своего ребёнка. Навязчивая забота, которая приводит к тому, что ребёнок вырастает не самостоятельным.

5.Мама-друг

Ребёнка мало контролируют, многое разрешают. Как следствие у ребёнка плохое воспитание. Ребёнок растёт взбалмошным и капризным.

Если в вашей жизни появляется ребёнок, то теперь она НЕ принадлежит вам. Если вы родили малыша осознанно, то Ваш долг дать ему всю свою любовь, заботу и хорошее воспитание.

3.Отношения матери и ребёнка

В материнской заботе и ласке нуждается каждый ребёнок. Задача любой женщины, дать это своему ребёнку. Но к сожалению, все мы очень разные и не всегда готовы жертвовать собой ради своих детей.

Виды отношений

1.Холодные отношения

Мать не любит своего ребёнка по разным причинам. Например, не желанный ребёнок, не от того мужчины, рано рождённый ребёнок.

2.Ровнодушные отношения

Мама никак не относится к своему ребёнку.

3.Тёплые отношения

Мама с трепетом и любовью относится к своему ребёнку.

otnosheniya-v-seme

4.Строгие отношения

Ребёнка любят, но у ребёнка ограниченные права в доме. Всё должно строго исполняться по указке матери.

5.Дружеские отношения

Есть любовь, присутствует контроль за ребёнком, но преобладает доверие.

6.Сотруднеческие отношения

Все проблемы решаются совместно. Мама доверяет ребёнку. В семье есть любовь и забота.

7.Мачиха и падчерица

Ребёнка не любят, отвергают. Не учитываются интересы ребёнка.

Если вам есть что добавить, пишите в комментариях, обсудим.

4.Роль ребёнка в семье

Какую роль играет ребёнок в вашей семье? Рождение ребёнка было обусловлено какой-то причиной? Или это долгожданный малыш?

Давайте разберёмся в причинах рождения наших детей

1.Рождение ребёнка для социального статуса.

Читайте также:  Центры для развития ребенка 3 лет калуга

Многие семья заводят детей для того, чтобы быть как все. Берут детей на мероприятия, делая вид счастливой семьи. Важным является статус родителя.

2.Удержание мужа.

Крах семьи очень часто пытаются спасти рождением детей. Но, жизнь показывает, что это не правильное решение проблемы и семья в итоге распадается.

Ребёнок остаётся без отца или матери, страдая от недостатка любви.

3.Сопернечество.

Соперничают с братьями, сёстрами, подругами. Чтобы было как у неё (у него). Рожают детей на перегонки.

4.Боязнь не родить.

Женщина долго не может создать семью, найти свою вторую половину, поэтому рожает от мало знакомого мужчины, для себя.

5.Случайный ребёнок.

Поздно узнала о беременности. Избавиться от ребёнка не позволила совесть, поэтому родила.

Резюме

От стиля воспитания зависит будущее ребёнка. Выбирайте правильный подход и методы общения с ребёнком. Не ломайте ребёнку психику, а соответственно и будущее.

Если часто хвалить ребёнка, то будет завышенная самооценка. Постоянно говорить ребёнку, что он тупой, то он поверит в это. Всё время строго требовать выполнения ваших требований, то ребёнок будет зажатым и боязливым.

Если применять насильственные методы воспитания, в ребёнке начнет зарождаться агрессия и ненависть.

Воспитывайте в своих детях личность. От этого будет зависеть успешное будущее ребёнка и ваша счастливая старость.

Если вам понравилась статья или вам есть что добавить по этой теме, пишите свои комментарии. Делитесь этой статьёй со своими друзьями в социальных сетях. Ставьте оценки. Спасибо!

Источник

Библиографическое описание:

Харлова, О. Н. Семейные отношения и их влияние на формирование личности ребенка / О. Н. Харлова. — Текст : непосредственный // Актуальные вопросы современной педагогики : материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Самара, март 2016 г.). — Самара : ООО “Издательство АСГАРД”, 2016. — С. 279-283. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/188/9816/ (дата обращения: 16.09.2020).



Семья для ребенка есть ближайший круг общения, в котором формируется его психика и отношения с внешним миром. Влияние родителей на детей безусловно и многопланово.

По этой причине семейное воспитание играет определяющую роль в формировании личности ребенка, а институт семьи является важнейшим условием его развития и становления. Общеизвестно, что все усилия любого образовательного учреждения по воспитанию детей будут безрезультатны без поддержки семьи.

Семья — предмет изучения разных социальных наук. В каждой дается свое определение данному понятию.

  1. С точки зрения социологии, это группа людей, связанная кровным родством и брачными узами.
  2. Юридическая наука дополняет данное определение и говорит, что семья является объединением нескольких совместно проживающих лиц, которые связаны между собой правовыми отношениями, определенным кругом обязанностей, возникающих после заключения брака и вступления в родство.
  3. В педагогике и в психологии делает упор на личные взаимоотношения членов семьи и разных поколений, на воспитательную и социальную роль представителей старшего поколения в развитии младших участников общественной группы.

Данное понятие многогранное. Но каждое определение подтверждает, что это малая группа, ячейка общества, в которой люди связаны между собой определенными отношениями. [2]

Всю совокупность семейных отношений можно разделить на семь видов:

1) Социально-биологические (интимные) отношения охватывают сферу половозрастной структуры и численности семьи, рождаемости, общей гигиены, гигиены пола и половой жизни, физического совершенствования и наследственности, включают заботу о потомстве и физическом здоровье членов семьи, учет вопросов акселерации и воспитания детей;

2) Хозяйственно-экономические отношения образуют материальную основу бытия семьи и включают: организацию и ведение домашнего хозяйства, распределение обязанностей между членами семьи, материальное обеспечение семейного бюджета, заботу и уход за маленькими детьми, престарелыми родителями и другими членами семьи;

3) Правовые (юридические) отношения характеризуют правовое регулирование брака и развода, соблюдение личных и имущественных прав и обязанностей между супругами, между родителями, детьми и другими родственниками, вопросы наследования и усыновления, предупреждение правонарушений и других антиобщественных проступков детей;

4) Нравственные отношения охватывают вопросы нравственных ценностей семьи, прежде всего любви и долга, заботы о нравственном воспитании детей и взрослых и их самовоспитании, а также уважение к старшим, воспитание любви к труду;

5) Психологические отношения представляют сферу взаимодействия членов семьи и их совместимости, определяют психологический климат в семье и способствуют формированию чувств и межличностных отношений, обеспечивают развитие ребенка как личности;

6) Педагогические отношения прямо касаются вопросов семейной педагогики и реализации воспитательных функций семьи;

7) Эстетические отношения определяют эстетику поведения, речи, одежды, жилища, использование достижений культуры.

Все виды семейных отношений взаимосвязаны и влияют друг на друга.

Центральное место в семейных отношениях всегда занимают дети. Так считал А. И. Герцен. «Семья начинается с детей», говорил А. И. Герцен.

«Главный замысел и цель семейной жизни — воспитание детей. Главная школа воспитания — это взаимоотношения мужа и жены, отца и матери». (В. А. Сухомлинский) [5]

Виктория Порческо [1] выделяет и характеризует следующие типы семейных отношений:

Авторитарная семья. В авторитарном типе семьи очень четко выделяется авторитет, а все остальные подчиняются. Часто думают, что авторитетом в семье является исключительно папа, но не всегда такое убеждение может быть убедительным. Есть семьи, где авторитетом является женщина.

«Лидер», занимающий авторитарную позицию часто критикует и не одобряет инициативу и вмешательства в собственные планы. Самое важное то, что говорит «лидер», а не тот, кто помладше. В такой модели семьи на ребенка «лидер» семьи оказывает самое непосредственное влияние. Авторитет родителя подавляет, игнорирует интересы ребенка, родители в жесткой манере диктуют свои условия жизни, поведения, морали. Часто эмоциональное насилие над детьми переходит в физическое.

Читайте также:  Видео про зачатие и развитие ребенка

Сотрудничество всемье. Здесь семейные отношения построены на доверии. Отношения между мужчиной и женщиной в этом семействе строятся на равноправии и полном доверии. Если возникают в семье какие-либо разногласия в первую очередь, каждый супруг относится уважительно друг к другу и при ребенке не выясняют отношения. Чаще идут на компромисс и отличаются мирным взаимодействием между собой.

Опекающая семья. В такой семье ребенку уделяется чрезмерная забота и опека со стороны родителей. Родители стараются вложить в ребенка все материальные и моральные ценности. Они полагают, что так будет лучше, если родители будут опекать свое чадо от трудностей и сложных ситуаций в жизни. В последствии ребенок становится инфантильным, безразличным. Ему будет тяжело наладить отношения со своими сверстниками или коллегами. Они не могут сделать ни одного шага без участия родителей.

Безразличная семья. В этой семье происходит независимое друг от друга сосуществование взрослых и детей. Родители очень пассивно относятся к мыслям, поступкам, действиям своих детей. Родителям безразлично, чем увлекается его ребенок, т. е. воспитание идет на самотек. Хорошо, если ребенок понимает, что ему в этой жизни нужно стремиться к чему-то большему, чем просто болтаться по улицам.

Могут быть выделены 4 тактики воспитания в семье и отвечающие им 4 типа семейных взаимоотношений, являющиеся и предпосылкой, и результатом их возникновения: диктат, опека, «невмешательство» и сотрудничество.

Таблица 1

Качества, формируемые уребенка при различных типах семейных отношений [3]

Типы семейных отношений

Краткая характеристика

Формируемые качества

Авторитарная семья

Систематическое подавление одними членами семьи (преимущественно взрослыми) инициативы и чувства собственного достоинства у других его

Сопротивление ребенка, который отвечает на нажим и принуждение лицемерием, обманом, вспышками грубости, а иногда откровенной ненавистью, искоренение самостоятельности, чувства собственного достоинства, инициативности, веры в себя и в свои возможности.

Опекающая семья

Система отношений, при которых родители, обеспечивая своим трудом удовлетворение всех потребностей ребенка, ограждают его от каких-либо забот, усилий и трудностей, принимая их на себя. Вопрос об активном формировании личности отходит на второй план.

В центре воспитательных воздействий оказывается другая проблема — удовлетворение потребностей ребенка и ограждение его от трудностей, вследствие чего возникает другая проблема — неприспособленность к жизни в коллективе, часты срывы в переходном возрасте, отсутствие самостоятельности, инициативы.

Безразличная семья

Система межличностных отношений в семье, строящаяся на признании возможности и даже целесообразности независимого существования взрослых от детей. Пассивность родителей как воспитателей.

Эгоизм, полное отсутствие внимания к другим родственникам, безразличие, срывы от отсутствия внимания в подростковом возрасте, пагубное влияние дурной компании

Сотрудничество в семье

Опосредованность межличностных отношений в семье общими целями и задачами совместной деятельности, ее организацией и высокими нравственными ценностями. Преодолевается эгоистический индивидуализм ребенка. Семья обретает особое качество, становится группой высокого уровня развития — коллективом.

Все самые положительные качества, которые только можно сформировать: уважение к старшим, любовь, доверие, взаимопомощь.

Л. Н. Урбанович в статье «Влияние семейной культуры на нравственное развитие личности ребенка», отмечает: «В раннем детстве ребёнок весь мир воспринимает через семью. Он любит то, что любит мама, радуется тому, чему радуется отец. Опыт общения родителей с миром наиболее ценен для него» [4].

Семейное общение, реальные каждодневные ситуации создают дух семьи, который формирует отношение ребёнка к другим людям, окружающей действительности с точки зрения нравственности. Поэтому важным фактором в нравственном развитии человека является семейная атмосфера, её эмоциональный и духовный фон.

Атмосфера может создаваться уровнем доброжелательности или недоброжелательности друг к другу, уважительным или пренебрежительным отношением к интересам друг друга, тактичным, деликатным прикосновением к душевному миру другого или бесцеремонным вмешательством в этот мир. И прежде чем ребёнок научится различать, кто и что вносит в семью, он уже впитывает семейную атмосферу, владеет неким тоном общения с другими людьми.

Для нормальной благополучной семьи характерна атмосфера родственных эмоциональных связей, насыщенность, непосредственность и открытость проявлений ими любви, заботы и переживания. В такой семье умеют радоваться успехам других, отмечать приятные черты друг друга, спокойно делиться своими переживаниями, не опасаясь быть не понятым. Для такой семейной атмосферы противоестественны крики, оскорбления, брань. Здесь отдают предпочтение спокойной форме общения, на основе любви и взаимопонимания.

Сам дух семьи, характер отношений в ней, общий стиль и тон общения, взаимоотношение представителей разных поколений, организация досуга, семейные традиции — всё это можно называть семейной культурой, которая является одной из главных предпосылок для нравственного воспитания детей. Рассмотрим такие значимые составляющие семейной культуры как «фактор слова» и особенности межпоколенного общения.

Родители и дети составляют одно целое, в котором родители являются основой, базой для психического развития детей. Маленький ребенок учится у своих родителей мыслить, говорить, понимать и контролировать свои реакции. Часто родители не осознают меру ответственности за будущее развитие личности ребенка, его жизненных установок, предпочтений, привычек, стиля поведения. Они редко задумываются над тем, как их ссоры повлияют на психику ребёнка, который полностью зависит от родителей, атмосферы в семье и отношения к нему.

Читайте также:  Центр раннего развития ребенка орск

Родители — первые наставники ребёнка и они должны объяснить ему, «что такое хорошо и что такое плохо», но только объяснения недостаточно, важен родительский пример, который оказывает решающее значение на формирование нравственных принципов у ребёнка.

Выделяя среди факторов, влияющих на нравственное развитие ребенка, «фактора слова» в семье, мы основываемся на том положении, что через вербальное общение у ребёнка формируются основные смыслы, которые впоследствии определяют жизненные стратегии человека, формируют «индивидуальную духовную матрицу». Данные современной психологии подтверждают, что «навешивание ярлыков», ругательства, оскорбления являются способами программирования детей. Крик же оглушает ребёнка, делает его невосприимчивым к окружающему миру.

Сильное разрушительное влияние на детскую душу оказывают бранные, ругательные слова, «крепкие словечки», которые взрослые употребляют в семье, и не только по отношению к взрослым членам семьи, а также и детям. Ни одно слово, произнесённое нами, не теряется в пространстве бесследно. Оно всегда оставляет глубокий, неизгладимый след, оно живет среди нас и действует на наши сердца. В слове содержится великая духовная энергия — или энергия любви и добра, или, напротив, энергия зла. А энергия никогда не пропадает.

Древнегреческий философ Аристотель в своих наставлениях о воспитании детей настоятельно рекомендует отстранять от ушей и глаз детей всё, что не соответствует достоинству человека, например, сквернословие, потому что «из привычки сквернословить развивается и склонность к совершению дурных поступков, в особенности у детей. Следует следить, чтобы они не говорили сами и не слышали от других».

Знали об этом и наши мудрые предки и охраняли души детей от проникновения грубых, бранных слов, поскольку негативный заряд, который несут такие слова, изменяет духовную природу ребёнка: уходит доброта, нежность, чувствительность к другим людям, к их переживаниям и боли, теряется сама способность любить.

Говоря о культуре семейных отношений, чаще всего мы вспоминает об укладе и традициях семьи. Но нередко оставляем без внимания основное определение традиции как передачи духовного опыта от поколения к поколению.

Веками разумное начало в семье определялось накопленными предками традициями, нравами, обычаями. Некогда В. О. Ключевский заметил, если отнять у современного человека этот медленно и трудно нажитый багаж обрядов, традиций и всяких условностей, то он утратит все свое житейское умение, не будет знать, как обойтись с ближним, и будет вынужден все начинать сызнова.

Испокон веков старшее поколение передавало потомкам особое знание о мире. Знание, которое нельзя назвать «информацией». Это одновременно эмоциональное и духовное знание, опыт многих поколений предков. Часть этого знания передавалась от бабушек к внукам в «преданьях старины глубокой». Они не передаются на электронных носителях, это — живая связующая нить общих ценностей, что протягивается от поколения к поколению.

В этом смысле возможность в семье такой ценностной нити обусловлена взаимоотношениями родителей со старшим поколением. Уважение и забота, учтивость и тактичность со стороны родителей не только формируют в сознании ребёнка нравственный образец отношения к старшим, но и дают возможность быть ближе к бабушкам и дедушкам, позволяют ребенку осознать свою связь с общими предками, позволяют гордиться своей семьей.

Достижения в области психологии детства говорят о подвижности детской души, больших способностях ее развития. И ответственность за это развитие лежит на взрослых. Ничто не возникает ниоткуда и не исчезает в никуда. Осознание ответственности в воспитании детей, когда ежечасно и ежеминутно происходит работа с хрупким материалом — детской душой, не позволяет пройти стороной мимо такого важного фактора нравственного развития ребёнка, как влияние культуры семейных отношений.

Так давайте же становиться быть отзывчивыми, уметь сдерживать в себе зло, раздражение, уметь прощать обиды, не мстить; не позволять грубых слов. Любящий язык связывает сердца, а добрая речь врачует раны, поэтому в семейном общении — «ни капли холодного, острого, злого».

«Ребёнок — зеркало родителей» так некогда точно заметил великий педагог И. Г. Песталоцци. Действительно, общаясь с ребенком, можно многое узнать о его родителях. Ребёнок впитывает стиль взаимоотношений, образ жизни, линии поведения, ценностные установки и в дальнейшем их репродуцирует. В этом смысле родители являются зодчими семейного счастья своих детей, потому что в созданную семью их ребёнок принесет всё то, что они в него заложили.

Литература:

  1. Порческо В. М. Типы семейных отношений [Электронный ресурс] / В. М. Порческо. — Режим доступа: www.lacio.ru
  2. Семья: понятие и организация [Электронный ресурс]. — Режим доступа: www.gopsy.ru.
  3. Типы семейных отношений и их влияние на развитие ребенка [Электронный ресурс]. — Режим доступа: — www.azps.ru
  4. Урбанович, Л. Н. Влияние семейной культуры на нравственное развитие личности ребенка [Электронный ресурс] / Л. Н. Урбанович. — Режим доступа: www.smolensk-seminaria.ru
  5. Цитаты великих людей. Статусы, цитаты, афоризмы [Электронный ресурс]. — Режим доступа: www.vot-status.jimdo.com

Основные термины (генерируются автоматически): отношение, ребенок, семья, воспитание детей, родитель, друг, семейная атмосфера, семейная культура, старшее поколение, член семьи.

Источник