Отношение родителей к ребенку с нарушениями в развитии

Материалы IX научно-практической межвузовской конференции

молодых ученых и студентов, МГППУ, г. Москва

ОСОБЕННОСТИ РОДИТЕЛЬСКОГО ОТНОШЕНИЯ К РЕБЕНКУ С НАРУШЕНИЯМИ РАЗВИТИЯ

Аспирантка факультета психологии образования

МГППУ, Москва, Россия

katekhorosheva@yandex.ru

Научный руководитель –

Рождение ребенка, имеющего нарушения развития, и сообщение родителям о диагнозе ведет к тому, что они вынуждены менять свои ожидания, связанные с появлением на свет здорового ребенка, на более реалистичные. В дальнейшем, родителям, воспитывающим такого ребенка, приходится ежедневно сталкиваться с особенностями его характера, стереотипами в общении, специфическим поведением как внутри, так и за пределами семьи. Несоответствие внешности ребенка, черт темперамента, его личности в целом может вызывать у родителя негативные чувства, такие как недовольство, раздражение, гнев. Непринятие отдельных черт может вылиться постепенно в отвержение ребенка родителем, при этом эмоциональное развитие ребенка замедляется и искажается а будущим результатом является неумение ребенка устанавливать разнообразные отношения с окружающими людьми и невозможность ориентироваться в социальной сфере.

Целью данного исследования является выявление особенностей отношения родителя к ребенку в семьях, воспитывающих ребенка с нарушениями развития. Исследование проводилось на базе дошкольных образовательных учреждений Москвы. В исследовании приняли участие 30 семей, воспитывающих здорового ребенка и 40 семей, воспитывающих ребенка с различными отклонениями в развития. Дети имели такие нарушения как ранний детский аутизм, генетические нарушения, нарушения зрения, тяжелые речевые нарушения, процессуальные заболевания шизофрения и эпилепсия. Изучение детско-родительских отношений проводилось с помощью опросника диагностики родительского отношения , и проективной методики родительское сочинение, в которой родителю предлагалось описать образ ребенка в настоящем и будущем.

Сравнительный анализ результатов выявил, что между показателями родительского отношения к ребенку с нарушениями развития и отношения к здоровому ребенку имеются несущественные различия. Полученные данные расходились с изначальной гипотезой нашего исследования, согласно которой предполагались выявить серьезные искажения в детско-родительских отношениях.

При сравнении отношения родителя к ребенку в семьях, воспитывающих здорового ребенка и в семьях, воспитывающих ребенка с особенностями развития, видно, что родители здорового ребенка относятся к нему с большим эмоциональным принятием. Анализируя данные родителей ребенка с особенностями развития, мы наблюдали меньшую степень принятия ребенка и смещение результатов по шкале «Принятие – Отвержение» к полюсу отвержения ребенка, наиболее ярко эта тенденция выражена у матерей. Выявленную тенденцию мы объясняем тем, что поведение ребенка с отклонениями в развитии, особенно в общественных местах, вызывает у родителей сильные негативные чувства, такие как раздражение, злость, досаду. Эти чувства возникают довольно часто, и родителю достаточно сложно отграничить свою любовь, принятие личности ребенка и постоянно присутствующий негативный эмоциональный фон, являющийся отражением его поступков и действий, выходящих за рамки общепринятых.

Согласно полученным результатам по проективной методике, большинство семей, как воспитывающих нетипичного ребенка, так и здорового, во-первых, употребляют имя ребенка и позитивно отзываются о его качествах, что отражает степень эмоционального принятия ребенка родителем, его самоценности. Большинство родителей, воспитывающих ребенка с особенностями развития, адекватно оценивают его образ, перечисляя не только достоинства, но и те качества, которые отличают ребенка от других детей его возраста, они описывают своего ребенка как особого, отличного от других: «больной, плохо понимает речь, не может говорить, обособленное поведение, отстает в развитии от сверстников».

Во-вторых, в семьях, воспитывающих ребенка с особенностями развития, матери демонстрируют по отношению к ребенку более авторитарный стиль руководства по сравнению с отцами. В то же время в семьях, воспитывающих здорового ребенка, эта функция принадлежит отцу. Полученные данные мы объясняем тем, что нарушения у ребенка, влияющие на низкое развитие навыков произвольной регуляции и самоконтроля, вынуждает мать занимать более авторитарную и контролирующую позицию по отношению к ребенку.

Третье, в семьях, воспитывающих здорового ребенка, отцы склонны к более тесной эмоциональной связи со своим ребенком по сравнению с отцами, имеющими ребенка с нарушениями развития. Полученные данные мы объясняем тем, отцы тяжелее, чем матери переживают особенности ребенка, зачастую они эмоционально дистанцируются от ребенка и принимают меньшее участие в его воспитании, оставляя за собой функцию финансового обеспечения семьи.

Четвертое, в проективной методике «родительское сочинение» между двумя группами семей обнаружено существенное различие, касающееся будущего их ребенка. Семьи, воспитывающие здорового ребенка, не затрагивают перспективу ближайшего будущего их ребенка, в отличие от семей с нетипичным ребенком, которые планируют перспективу развития ребенка на ближайшее время и отдаленное будущее. Мы объясняем эту особенность тем, что для родителя здорового ребенка ближайшая перспектива его взросления представляется очевидной, и, прежде всего, родитель задумывается о результате своей воспитательной функции, о том каким ребенок вырастет и будет ли он обладать теми качествами, которые родитель попытался ему привить.

Большинство родителей нетипичного ребенка, моделируя ближайшее и отдаленное будущее, нереалистично подходят к оценке реальных возможностей ребенка, не учитывают особенностей его развития. Это, прежде всего, те нереализованные желания и мечты родителя о том, чтобы ребенок, закончил массовую школу, стал эрудированным, всесторонне развитым, имел много друзей, занимался спортом, жил самостоятельно, создал семью, заботился о родителях. Небольшая доля родителей нетипичного ребенка планируют на ближайшее время достижения и навыки ребенка адекватно его динамике развития: научиться говорить, смотреть в глаза, чтобы придя из школы, ребенок смог рассказать, как прошел день, назвать родителя мамой или папой, выбирать самому одежду.

В образе отдаленного будущего ребенка родители пишут о тех простых житейских ценностях, которые доступны обычному ребенку. Родитель рассказывает о своих надеждах и чаяниях, представляя своего ребенка взрослым, что он сможет самостоятельно умываться по утрам, готовить себе кофе, еду, выбирать себе одежду, пить пиво с друзьями по выходным, ходить в гости и быть, как любой нормальный человек – не выдающийся, а обыкновенный.

Исследование показало, что семьям, воспитывающим ребенка с нарушениями развития необходима психологическая поддержка, направленная на формирование адекватного восприятия ребенка родителем и реалистичного планирования его будущей жизни. Подобный подход к семье является залогом успешной социализации ребенка с нарушениями развития.

Литература:

1. , Столин по психодиагностике. Психодиагностические материалы. – М.:МГУ,1988.-128с.

2. Возрастно-психологический подход в консультировании детей и подростков / Под ред. Г.В. Бурменской, , . – М.:Академия,2002.-416с.

Сборник статей международной научно-практической конференции

«Психолого-педагогические проблемы личности и социального взаимодействия»,

г. Пенза

АНАЛИЗ ОТНОШЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ К ДЕТЯМ С НОРМАТИВНЫМ

И НАРУШЕННЫМ РАЗВИТИЕМ

Е. В. ХОРОШЕВА, М. А. ЕГОРОВА

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ, МОСКВА, РОССИЯ

В любой семье рождение ребенка ведет к необходимости перестраивать прежнюю семейную систему, происходят изменения структурно-функционального состава семьи. Это выражается в том, что появляется подсистема детско-родительских отношений, супруги начинает осваивать родительские роли, формируется родительская позиция по отношению к ребенку, вырабатываются и реализовываются подходы к его воспитанию. Переход от жизненной стадии семьи как диады к жизненному циклу семьи с детьми считается кризисным для любой семейной системы. Появление в семье ребенка с нарушением в развитии увеличивает риск возникновения искажений в детско-родительской подсистеме, в формировании адекватной родительской позиции и стиля воспитания такого ребенка. Продолжительность периода адаптации семьи к тяжелой жизненной ситуации зависит от актуализации личностных и семейных ресурсов у ее членов. Особую значимость для семьи в этот период приобретают поддержка со стороны близких людей и социума. От того насколько благоприятно будет пройден кризисный период зависит качество формирования детско-родительских отношений.

С целью изучения анализа отношения родителей к детям с нормативным и нарушенным развитием был проведен констатирующий эксперимент. В исследовании приняли участие 30 семей, имеющих здорового ребенка (группа1) и 30 семей, имеющих ребенка с нарушениями в развитии (группа2). Изучение проводилось по опроснику «Диагностика родительского отношения» , и проективной методике «Родительское сочинение».

Результаты исследования показали следующее.

Анализ степени принятия родителями своего ребенка проводился по двум методикам. На рис.1-2 отражены данные полученные по методике «Диагностика родительского отношения» у матерей и отцов обеих групп семей.

Рис.1 Средние показатели родительского отношения матерей по опроснику и , в %

При сравнении отношения родителей к ребенку в обеих группах семей по шкале «Принятие-Отвержение», выявлено, что матери и отцы здорового ребенка относятся к нему с большим эмоциональным принятием, родители симпатизируют ребенку, уважают его и стремятся проводить с ним больше времени. Эмоциональное отношение родителей нетипичного ребенка смещено к противоположному полюсу шкалы – отвержению, наиболее ярко это проявлено у матерей на рис.1. Выявленную тенденцию мы объясняем тем, что поведение ребенка с нарушениями в развитии, особенно в общественных местах, вызывает у родителей сильные негативные чувства, такие как раздражение, злость, досаду. Эти чувства возникают довольно часто, и родителю достаточно сложно отграничить свою любовь и принятие личности ребенка от постоянно присутствующего негативного эмоционального фона, являющегося отражением его поступков и действий, выходящих за рамки общепринятых. Прежде всего, подобная реакция родителей направлена на поведение ребенка, а не связана с его непринятием, что подтверждается данными, полученными по другой методике.

Изучение родительских сочинений показало, что большинство родителей нетипичных и здоровых детей, принимают своего ребенка. При описании детей они употребляют имя ребенка, позитивно отзываются о его качествах, что отражает степень эмоционального принятия ребенка родителем и его самоценности.

Анализ особенностей восприятия ребенка родителями проводился по шкале «Инвалидизация», на рис.1-2 выявлены незначительные отличия в обеих группах семей. Опросник «Диагностика родительского отношения» составлялся и апробировался на детях, развивающихся нормативно, поэтому мы учли этот факт при анализе отношения матерей и отцов к ребенку с нарушением в развитии. Смещение результатов к полюсу «Инвалидизация» мы объясняем как адекватное восприятие родителями своего ребенка, которое обосновано замедленным темпом его развития и формирования психических функций, а также навыков регуляции и самоконтроля.

Рис. 2 Средние показатели родительского отношения отцов по опроснику и , в %

Изучение родительских сочинений подтвердило вышеприведенные данные опросника по шкале «Инвалидизация». Большинство родителей ребенка с нарушениями в развитии, адекватно оценивают его образ, перечисляя не только достоинства, но и те качества, которые отличают ребенка от других детей его возраста, они описывают своего ребенка как особого, отличного от других: «больной, плохо понимает речь, не может говорить, обособленное поведение, отстает в развитии от сверстников».

Анализ межличностной дистанции в общении между родителями и ребенком проводился по шкале «Отсутствие симбиоза – Симбиоз». Результаты показывают, что матери обеих групп семей не склонны предоставлять автономию ребенку, они стремятся ограждать его от трудностей жизни и по возможности удовлетворять все его потребности. Отцы здоровых детей стремятся к более тесной эмоциональной связи, чем вторая группа отцов. Полученные данные мы объясняем тем, отцы нетипичных детей тяжелее, чем матери переживают их особенности. Чаще всего отцы эмоционально дистанцируются от ребенка и принимают меньшее участие в его воспитании, оставляя за собой функцию финансового обеспечения семьи.

Изучая родительские сочинения, обнаружено существенное различие между двумя группами семей, касающееся будущего их ребенка. Родители здорового ребенка, не затрагивают перспективу ближайшего будущего их ребенка, в отличие от родителей нетипичного ребенка, которые планируют перспективу развития ребенка на ближайшее время и отдаленное будущее. Мы объясняем эту особенность тем, что для семей со здоровым ребенком ближайшая перспектива его взросления представляется очевидной, и, прежде всего, родитель задумывается о результате своей воспитательной функции, о том каким ребенок вырастет и будет ли он обладать теми качествами, которые родитель попытался ему привить.

Большинство родителей нетипичного ребенка, моделируя ближайшее и отдаленное будущее, описывают свои желания и мечты о том, чтобы ребенок, закончил массовую школу, стал эрудированным, всесторонне развитым, имел много друзей, занимался спортом, жил самостоятельно, создал семью, заботился о родителях. Небольшая доля родителей нетипичного ребенка планируют на ближайшее время достижения и навыки ребенка адекватно его динамике развития: научиться говорить, смотреть в глаза, чтобы придя из школы, ребенок смог рассказать, как прошел день, назвать родителя мамой или папой, выбирать самому одежду. В образе отдаленного будущего ребенка родители пишут о тех простых житейских ценностях, которые доступны обычному ребенку. Родитель рассказывает о своих надеждах и чаяниях, представляя своего ребенка взрослым, что он сможет самостоятельно умываться по утрам, готовить себе кофе, еду, выбирать себе одежду, пить пиво с друзьями по выходным, ходить в гости и быть, как любой нормальный человек – не выдающийся, а обыкновенный.

Проведенное исследование выявило необходимость психологической поддержки семей, воспитывающих ребенка с нарушенным развитием. Основным направлением работы является психологическая коррекция родительского отношения к ребенку, межличностной дистанции в общении с ребенком, формирование реалистичного оценивания родителями особенностей детей и темпа развития, дальнейшей социализации и перспективы их будущей жизни.

Источник

Лекции.Орг

Дети, имеющие проблемы в развитии, — сложная и разнообразная группа. Различные нарушения развития по-разному отражаются на формировании социальных связей детей. Как подчеркивают психологи и специальные педа­гоги, родители должны иметь правильное понимание сущности проблемы, осо­бенностей развития их ребенка для успешной организации общения с ним, его воспитания. В частности, Ф. Ф. Pay и Н. Ф. Слезина (1967) отмечают, что от­четливое представление родителями причин отклонения от нормального раз­вития ребенка, а также возможных последствий, является необходимым усло­вием для правильно организованного воспитания ребенка.

Авторы приводят виды неправильных моделей воспитания в семьях, имею­щих ребенка с проблемами в развитии.

1. Родители не уделяют должного внимания ребенку, предоставляют его самому себе. Это приводит к еще большему отставанию в развитии, раз­витию неадекватных реакций у ребенка.

2. Чрезмерная опека родителей. Ребенка жалеют, балуют, оберегают от трудностей, стремятся все выполнить за него. Это делает ребенка бес­помощным и также приводит к еще большему отставанию в развитии.

А. Н. Смирнова в своей работе (1967), посвященной воспитанию проблем­ных детей, выделяет следующие формы отношения родителей к своим детям, имеющим проблемы в развитии.

1. Родители глубоко, даже трагически, переживают неполноценность ре­бенка, жалеют его, окружают чрезмерным вниманием; опекают, осво­бождая от посильных обязанностей. Чрезмерная опека лишает ребенка самостоятельности, возможности должным образом приспособиться к сложным жизненным условиям.

2. Не желая примириться с неполноценностью ребенка, родители преуве­личивают его возможности, не замечая недостатков.

3. Родители стесняются неполноценности своего ребенка, прячут от лю­дей, не посещают общественные места, лишая его жизненных впечат­лений. Ребенок развивается медленно, растет забитым, робким.

4. Ребенок с проблемами занимает в семье положение «пасынка», его оби­жают, смеются над ним, подчеркивая его неполноценность. У ребенка часто подавленное состояние, он обидчив, раздражителен, упрям.

5. Родители не обращают внимания на ребенка, стараясь все воспитание переложить на школу.

Акцентируя внимание на спокойствии, терпеливости, справедливости и последовательности родителей в общении с проблемными детьми, А. Н. Смир-

нова (1967) также подчеркивает необходимость особого, индивидуального под­хода к ребенку, учета его особенностей.

Известный американский педиатр Б. Спок, рассматривая семьи, имеющие проблемных детей, выделяет следующие виды отношений родителей к своему ребенку (1990).

1. Родители стыдятся странностей своего ребенка, излишне оберегают его. Ребенок не чувствует себя спокойным и в безопасности, он замкнут, не­удовлетворен собой.

2. Родители ошибочно считают себя виновными в состоянии ребенка, на­стаивают на проведении самых неразумных методов «лечения», кото­рые только расстраивают ребенка, но не приносят ему никакой пользы.

3. Родители постепенно приходят к выводу о безнадежности состояния ре­бенка, отказывают в проявлении к нему каких-либо знаков внимания, любви.

4. Родители не замечают проблем в развитии ребенка и доказывают себе и всему миру, что он ничуть не глупее других. Такие родители постоянно подстегивают ребенка, предъявляют к нему завышенные требования. Постоянное давление делает ребенка упрямым и раздражительным, а ча­стые ситуации, в которых он чувствует себя некомпетентно, лишают его уверенности в себе.

5. Родители воспринимают ребенка естественно, позволяют бывать ему везде, не обращая внимания на взгляды и замечания. Ребенок чувствует себя уверенно, счастливо, воспринимая себя таким, как все.

Б. Спок (1990) подчеркивает, что ребенок будет счастливее, если его не жалеют, относятся к нему естественно, тогда семья начинает говорить не о нем, а с ним.

Итак, все перечисленные виды отношений родителей кдетям с проблемами в развитии, в общем, представляют собой своеобразное проявление нарушен­ных стилей воспитания, выделенных психологами в отношении «родители — нормальный ребенок»: гиперопека, гипоопека, эмоциональное отвержение, гиперсоциализация, за исключением того, что на взаимоотношения родите­лей и проблемных детей накладывается отпечаток специфичности данного ре­бенка. Как показал анализ литературы, эта специфика заключается в том, что неправильный стиль общения со стороны родителей может усугубить имею­щуюся проблему развития детей.

Таким образом, родители — часто из-за большой любви кдетям, которая не подкрепляется знанием основных закономерностей их психического разви­тия — допускают грубые ошибки в воспитании, травмирующие детей, дефор­мирующие их психику. Родители бессознательно используют такие модели вос­питания, которые закладывают фундамент невротизации детей.

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ

Дата добавления: 2016-11-02; просмотров: 825 | Нарушение авторских прав | Изречения для студентов

Читайте также:

Рекомендуемый контект:

Поиск на сайте:

© 2015-2020 lektsii.org – Контакты – Последнее добавление

Источник