Отношение к ребенку в разные этапы развития

Отношение к ребенку в разные этапы развития thumbnail

История педагогики: «Особенности отношения к ребенку на ранних этапах развития общества»

Роль образования на каждом историческом этапе меняется в зависимости от принятой человеческим сообществом системы ценностей.

Цели и задачи образования являются элементом ценностно-нормативной культуры общества, производной от социальных представлений о природе и возможностях человека.

Культурологический подход к образованию предполагает рассмотрение вопроса о том, как общество воспринимает и воспитывает ребенка, в качестве одной из главных характеристик культуры в целом. Обычаи, верования, привычные общественные формы кажутся ему единственно возможными и верными. Проявление автономии культуры по отношению к человеку, а следовательно, и необходимость образования, достигаются при определенном уровне общественного и духовного развития.

Три типа культур в истории человечества

– постфигуративные (дети учатся у своих предков),

-конфигуративные (дети и взрослые учатся в основном у своих сверстников) – префигуративные (взрослые могут учиться и у своих детей).

В середине XX в. в исследованиях культурологов подлинной реальностью культуры становится личность и ее характер, установки и жизненная история. Понятия, которые вводятся ими в науку – «базовая личность», «национальный характер», «социальный характер», – свидетельствуют о повышенном интересе к вопросу о взаимодействии личности и общества.

Базовая личность определяется как устойчивая совокупность черт характера, присущих людям данной культуры и проявляющих себя в широком диапазоне ситуаций, начиная от бытового поведения и кончая религиозными и политическими взглядами.

Социальный характер – это результат динамической адаптации человеческой природы к общественному строю. Социальный характер, связывая тип культуры с определенным типом личности, и служит системой, с помощью которой происходят поиск, отбор и переосмысление информации. Любой народ богат представителями самых разнообразных психологических типов, но, тем не менее, некоторые типы в одних культурах встречаются чаще, чем в других. Кроме того, у представителей любого народа одни психологические качества доминируют над другими.

В своей работе «Психологические границы общества» А. Кардинер отмечает, что социальный характер состоит из «систем действий» и «проективных систем». В процессе вхождения в культуру происходит перенос возникших в детстве «проективных систем» на широкий круг ситуаций. Образ матери переносится на других женщин, в частности на жену, образ отца – на мужчин, облеченных властью. Важнейшими элементами воспитания А. Кардинер считает

постоянство или спорадичность материнской заботы;

регулярность питания;

отношение родителей или тех, кто их заменяет, к ребенку;

помощь в научении ходить, говорить;

способы наказания;

время и методы отнятия от груди;

контроль за опорожнением желудка.

Изучая культуру алорезов (жителей острова Алора в 600 милях восточнее Явы), А. Кардинер обнаружил отсутствие согласованного кодекса нравственных правил. Обещания, даваемые детям, не выполняются. Матери и отцы редко бывают с детьми. Самостоятельно обучаясь ходить, дети часто падают и ушибаются. Их отличает замкнутость, конфликтность. Нередко ими овладевают приступы ярости. Среди взрослого населения часты ссоры, разводы. Большую роль в отношениях играют деньги.

По-другому воспитывались дети в племенах команчей, которые жили охотой, войной и торговлей. Главную роль в племени играли молодые мужчины. Женщины посвящали себя заботам о семье. Ребенка ждали, радовались его появлению. Грудью кормили долго. Система требований к ребенку была согласованной и ориентированной на спортивные и охотничьи успехи. В результате такого воспитания у команчей развивалась сильная уверенная личность. Взрослых и детей отличали доброжелательность, кооперативность.

А.Кардинер также изучал технику воспитания человека западной культуры на примере небольшого американского городка Плейвилля. Большую роль в воспитании здесь играет авторитет отца и длительная забота матери. Ребенка воспитывают в чистоте, комфорте, стремятся развить в нем привязанность к родителям. Однако чрезмерная забота, излишняя сексуальная дисциплина оказывают неблагоприятное воздействие на развитие личности, порождая пассивность и инертность.

В России воспитание отличается от воспитательных традиций других народов. Русскому народу свойственна специфическая национальная психология, проявлениями которой являются ответственность перед призраком будущих поколений, иллюзионизм, неумение и нелюбовь жить в настоящем, суетливое беспокойство о вечном.

Среди качеств, присущих русскому народу, выделяют: максимализм, нетерпимость, недостаток исторической трезвости, разлад между словом и делом, мечтательность, легкомысленность, недальновидность.

Специфику русского национального характера объясняют географическим положением России, ее историей, в первую очередь взаимоотношениями с соседними народами, внешними влияниями на генофонд, специфическим ландшафтом, характером русской природы. На формирование личности русского человека оказывает влияние ритма крестьянской жизни в холодном климате – смена бездеятельности и пассивности в долгие зимние месяцы и освобождение после весенней оттепели.

В психологической антропологии есть попытки исследовать особенности национального характера традицией тугого пеленания младенцев, существующей в России, которое приводит к тому, что дети растут сильными и сдержанными, признавая необходимость сильной внешней власти. На короткое время младенца освобождают от пеленок, моют, активно играют с ним. Многие русские, по мнению иностранных психологов, испытывают сильные душевные порывы и короткие всплески социальной активности в промежутках долгих периодов депрессии и самокопания.

Однако в XXI в. ценности русской культуры существенно меняются, приводя к смене тех черт характера, которые традиционно были присущи русскому народу. Отвергаются ценности, свойственные традиционной русской культуре (довольство своим местом в жизни, благочестие, скромность). Резко возрастает ценность благосостояния (материальный успех и благополучие), автономии как независимости и уверенности в себе, стремление выразить свою уникальность, формируются установки на социальное неравенство.

Такое резкое изменение ценностных ориентации связано с вхождением России в общемировое цивилизованное пространство. Образцы поведения, нормы общения, ценности, присущие прежде всего западной культуре, «перенимаются» довольно быстро, но не подкрепленные собственным опытом, не соотнесенные с социальным контекстом, зачастую приводят к серьезным внутри личностным конфликтам.

Изменение отношения к ребенку в зависимости от уровня развития общества

На ранних этапах развития человеческого общества воспитание не институциализировалось, а уход за детьми был делом всей общины. Для первобытного общества нормой являлась двойственность отношения к детям. Широкое распространение имел инфантицид, связанный с дефицитом средств к существованию. Характерно, что вероятность инфантицида в обществах охотников, собирателей и рыболовов была почти в 7 раз выше, чем у скотоводческих и земледельческих племен. Оседлый образ жизни и более надежные условия существования снижают вероятность инфантицида, который практиковался в основном по «качественным» признакам. Убивали главным образом младенцев, которых считали физически или психически неполноценными, исходя из предрассудков (например, близнецов) и т.п. Вместе с тем иметь детей считалось почетным; и не только родители, но и близкие родственники были обычно ласковыми и внимательными к детям. Детоубийство в античном обществе обычно игнорируют, несмотря на сотни ясных указаний античных авторов на повседневность и общепринятость этого. Детей швыряли в реку, сажали в кувшин, чтобы уморить голодом, оставляли на обочине дороги на растерзание птицам и зверям. Ребенок считался в буквальном смысле слова принадлежностью родителей, как и прочая собственность. Цицерон писал, что смерть ребенка надо переносить «со спокойной душой», а Сенека считал разумным топить слабых и уродливых младенцев. Право распоряжаться жизнью ребенка было отобрано у родителей только в конце IV в. н. э.

В средние века, как и в античности, положение детей было тяжелым, хотя и в средневековье были нежные, любящие матери, веселые детские игры. Однако характерна амбивалентность образа детства. Младенец – одновременно символ невинности и воплощение зла. А главное – он существо, лишенное разума. Целый ряд причин затруднял формирование устойчивого позитивного отношения к детям. Среди них высокая рождаемость и высокая смертность. Фатализм и смирение в этих условиях были естественны, а холодность, с которой родители относились к смерти своих детей, была проявлением психологической защиты как реакции на то, что случалось слишком часто. Формирование индивидуальных привязанностей между родителями и детьми затруднялось и институтом «воспитательства» – обычаем обязательного воспитания вне родительской семьи. Знать посылала своих детей в другой знатный дом или в монастырь в качестве слуг, пажей, фрейлин, послушников или писарей. Этот обычай был распространен в среде раннефеодальной знати.

Отношения в российской патриархальной семье были жесткими, иерархичными, основанными на принципе старшинства. Детям в ней отводилось подчиненное положение.

Поворотным пунктом европейского общественного мнения по отношению к детству послужила книга Ж. Ж. Руссо «Эмиль, или о воспитании». В конце XVII – начале XIX в. детоцентристская ориентация прочно утвердилась в общественном сознании. На практике она формировалась не просто. С одной стороны, детоцентризм гипертрофировался, противопоставлялся безразличию, незаинтересованности и даже враждебности общества к детям. С другой стороны, сталкиваясь с трудностями при воспитании детей, теряя веру в возможность счастливого будущего для них, общественное сознание нередко эволюционировало в сторону полного отрицания нужности детей. Сравнительно-исторический анализ позволил Л. Демозу выделить несколько стилей отношения к ребенку в разные исторические периоды.

1. Стиль детоубийства (античность до IV в. н. э.) характеризуется массовым убийством детей и насилием. В то время важным являлся материальный фактор, способность семьи обеспечить жизнь ребенка. В том случае, если родители не могли прокормить ребенка, они убивали его.

2. Оставляющий стиль (IV-XIII вв. н.э.). Признается наличие у ребенка души. Развито мнение: ребенок полон зла. В этот период появляются кормилицы, практикуется воспитание в чужой семье, в монастыре. Атмосфера в семье – эмоционально холодная и строгая.

3. Амбивалентный стиль (XIV-XVII вв.). Ребенку дозволено войти в эмоциональную жизнь родителей, его начинают окружать вниманием, но в самостоятельном духовном существовании ему отказывают. Такой подход к ребенку аналогичен работе скульптора, который создает произведение искусства из глины. Если ребенок сопротивляется, то из него выбивают «злое начало».

4. Навязчивый стиль (XVIII в.) Характеризуется психологической близостью родителей и детей. Но родители стремятся полностью контролировать не только поведение, но и внутренний мир, мысли и волю ребенка.

5. Социализирующий стиль (XIX – начало XX вв.). Цель воспитания – подготовка ребенка к будущей самостоятельной жизни, процесс тренировки является основой воспитательного воздействия. Этот стиль отношений лег в основу построения большинства психологических моделей XX в. – от фрейдовской «канализации импульсов» до скиннеровского бихевиоризма.

6. Помогающий стиль (середина XX в.). Этот стиль основан на допущении, что ребенок лучше родителей знает, что ему нужно на каждом этапе жизни. Задача родителей – помочь индивидуальному развитию ребенка, стремиться к пониманию, близости. Социологический и социально-психологический подходы рассматривают образ ребенка в культуре и массовом сознании, представления об особенностях детства и взросления и то, как они влияют на выбор стратегии образования. Образ ребенка имеет, по крайней мере, два измерения: чем он является от природы (или от Бога) и чем он должен стать в результате обучения, воспитания, в целом социализирующих влияний.

Необходимо отметить, что каждая культура имеет не один, а несколько альтернативных или взаимодополняющих взглядов на природу ребенка. В частности, в западноевропейской культуре было выделено, по крайней мере, четыре альтернативных образа новорожденного ребенка:

– традиционный христианский взгляд: новорожденный несет на себе печать первородного греха и спасти его может только жесткое подавление воли, подчинение его родителям и духовным пастырям;

– точка зрения социально-педагогического детерминизма: ребенок по природе не склонен ни к добру, ни к злу, а подобен чистому листу, на котором общество или воспитатель может написать все, что угодно;

– точка зрения природного детерминизма: характер и способности ребенка предопределены до его рождения;

– утопически-гуманистический взгляд: ребенок рождается хорошим и добрым, а портится под влиянием общества.

Эта идея обычно ассоциируется с романтизмом и гуманистическими взглядами эпохи Возрождения. Каждому из этих образов соответствует свой стиль обучения и воспитания. Идее первородного греха соответствует репрессивная педагогика, направленная на подавление природного начала в ребенке; идее социализации – педагогика формирования личности путем направленного обучения; идее природного детерминизма – принцип развития природных задатков и ограничения отрицательных проявлений, а идее изначальной благости ребенка – педагогика саморазвития и невмешательства. Эти образы и стили не только сменяют друг друга, но и сосуществуют. Ни одна из этих ориентации не господствовала безраздельно в практике воспитания, завися от сословных, классовых, религиозных, имущественных, семейных, индивидуальных особенностей воспитателей. Таким образом, образование во многом зависит от систем норм, предписаний и вариантов поведения, которые усваивает ребенок в данном обществе. Каждое общество имеет свое представление о том, каким должен быть ребенок, как должно происходить его вхождение в культуру.

Источник

фото: https://mamabook.com.ua/sovetyi-roditelyam-obidchivyiy-rebenok/

Зачастую между родителями и их детьми возникает стена непонимания, причем каждая из сторон при споре уверена, что правда непременно за ней. Ребенок обижается, что родители не берут во внимание его интересы и просьбы, запрещают делать то, что хочется, а родители негодуют, почему в ответ на их «заботу» ребенок только огрызается, закрывается в комнате хлопнув дверью, и не хочет никого видеть. Как разговаривать с ребенком так, чтобы вы хорошо понимали друг друга и меньше ссорились? Про что ни в кое случае нельзя забывать? И как «зарыть топор войны», чтобы жить в мире и гармонии?

В каждой семье существуют свои традиции воспитания. Когда молодые люди становятся родителями, они поневоле перенимают поведение своих мам и пап. Порой они подсознательно сами понимают, что неправы, а вот в чем – не могут понять.

Дети реагируют не столько на количество покупаемых игрушек, сколько на эмоции, которыми одаривают их взрослые, причем как на хорошие, так и на плохие. Именно поэтому многие родители задаются вопросом, как им общаться с ребенком, чтобы не только он слышал их, но и они сами понимали внутренний мир малыша.

Младенчество. Самым лучшим временем, когда родителям стоит начинать учиться общению с детьми, является младенческий возраст. Эта рекомендация распространяется не только на маму и папу, но также на тех людей, которые находятся в непосредственном окружении ребенка, – бабушек, дедушек, нянь, воспитателей и др.

В самые первые минуты после рождения малыш взглядом ищет мамины глаза. Именно этот момент «встречи» имеет большое значение для дальнейшего психологического развития человека.

Грудные детки стараются во всем подражать родителям, например, если улыбается мама, малыш тоже; мама говорит, «говорит» и ребенок. Дальше он уже не просто пассивно дожидается папу или маму, а учится своеобразно их подзывать. У малыша появляется потребность в родительском внимании.

Но бывают семьи – сторонники строгости и дисциплины, где с раннего возраста проявляют к ребенку строгое и сухое отношение. Да, они кормят, купают и гуляют с ребенком, но делают это по расписанию, чтобы не избаловать его. А малыш между тем очень нуждается в любви и родительском тепле.

Основы активного развития гармоничной и устойчивой личности закладываются в раннем общении с мамой и папой. Малыш в это время должен в полной мере получать любовь и душевную заботу родителей. Только при таких условиях он сможет уверенно и смело идти по жизни. Те дети, которые в младенчестве недополучали ласку и нежность, чаще всего вырастают агрессивными и неуверенными в себе.

В дальнейшем, во втором полугодии жизни, малыши постепенно учатся проявлять инициативу. Они просят игрушки, зовут родителей, предлагают забавы. Теперь основными формами общения детей со взрослыми становятся разнообразные игры с инсценировками, поощрение звукоподражания и первых слов, называние предметов и действий.

Такой период совместных игр со взрослыми продолжается до 4-х лет. Родителям же стоит выбирать в это время ролевые игры, чтобы подготовить ребенка к следующему этапу развития.

От 3-х до 5-ти лет. Главной особенностью общения с детьми разного возраста является различие социальных потребностей ребенка. Чем обширнее активный словарь малыша, тем быстрее развиваются его познавательные интересы.

По достижении ребенком 3-х лет его общение со взрослыми заключается в задавании им самых разнообразных вопросов. В этот период мама и папа для малыша являются авторитетным источником знаний, его учителями.

Для того чтобы найти ответы на все вопросы ребенка, не обязательно зачитывать ему выдержки из справочников, важно учитывать его жизненный опыт, а он на данном этапе таков, что малышу подойдет самый простой ответ.

В этот период ребенок начинает ощущать себя значимой единицей семьи и общества. Как раз в этом возрасте формируется осознанная потребность детей в уважении. Поэтому родители должны стараться давать только честные и правдивые ответы на вопросы ребенка, так как даже невинная ложь запомнится им надолго.

Также в возрасте 3-5 лет дети в отношениях со взрослыми ожидают оценки и признания родителями их заслуг. Если родители начинают ругать ребенка, критиковать его, а еще хуже – сравнивать с другими детьми, то малыши обижаются и вообще отказываются выполнять то поручение, за которое они получили выговор. В такой ситуации, да и любой другой, родители должны помнить, что важно не только заметить результат, но и высказать свое мнение (похвалить, расспросить ребенка, удивиться или обрадоваться).

Известная истина гласит о том, что отношения родителей и детей должны строиться на доверии. В данном возрасте главной задачей взрослых является формирование положительной самооценки детей.

В психологии общения с ребенком 3-5 лет выделяют три значимых характеристики во взаимоотношениях.

• Развитая речь у детей;

• Их любознательность;

• Их потребность в признании и уважении.

6-7 лет. На данном этапе жизни детей особенности их общения со взрослыми заключается в том, что детские познавательные интересы, вопросы выходят на новую определяющую ступень. Их начинают интересовать отношения в обществе, правила поведения, их мотивация, а также объективная оценка детских способностей.

Ребенку уже недостаточно безусловно хорошей оценки. На первое место выходят взаимопонимание с родителями, сотрудничество, обсуждение вопросов, которые затрагивают те или иные качества людей.

Не стоит забывать, что хоть общение с детьми дошкольного возраста и необходимо ради самого факта общения, но ребенок, как и раньше, зависит от положительного настроя и доброжелательного отношения со стороны родителей.

Чтобы не обидеть растущее самоуважение ребенка, нужно помнить, что в этом возрасте при общении дети нуждаются:

• Во взаимоотношении со взрослыми;

• В признании их как полноправной личности;

• В предоставлении возможности общаться с родителями на равных.

Подростковый возраст. Временные рамки этого периода установлены в границах от 11-12 до 14-16 лет.

Считается, что период полового созревания условно можно разделить на два этапа: критический (11-13 лет) и позитивный (13-16 лет). В этот период жизненный приоритеты подростка меняются, и к 15-16 годам он взрослее, становится более ответственным.

Данный возраст сложен не только тем, что у ребенка начинается гормональная перестройка, меняется и его статус, он выходит из того возраста, когда у него были любимые игрушки, когда он находился в положении зависимой от родителей личности. В это же время у подростка происходят изменения во внешнем виде, он не только становится непропорциональным и угловатым, но чувствует себя неуклюжим и неловким. У многих ребят появляются проблемы в учебе, она отходит на второй план. Начинается формирование нового восприятия окружающего мира, возникает потребность в независимости.

Родители, которые хотят сохранить контакт с подростком, должны признать в нем в первую очередь взрослого человека, который имеет свои взгляды, права. Взрослым нужно относиться к увлечениям детей серьезно, без иронии, пусть это будет даже выглядеть в их глазах нелепо. В этот период своей жизни подросток может любую шутку принять как оскорбление, что в свою очередь может привести к замкнутости и недоверию к окружающим.

Когда дети достигают возраста 11-16 лет, родителям важно вовремя сменить стиль поведения, отказаться от роли того, чье мнение не обсуждается, а примириться с тем, что ребенок постепенно становится самостоятельным. Лучше в этот период начать формировать с ребенком дружеские отношения, ведь такими они и останутся даже тогда, когда ему будет 20, и 30, и больше лет.

Конечно, именно в этот период с ребенком становится общаться труднее всего. Проблема заключается в том, что по отношению к друзьям и знакомым или даже незнакомым людям взрослые высказывают свои просьбы и пожелания в корректной форме, а по отношению к детям считают это необязательным. Даже в тех случаях, когда свои требования родители предъявляют в корректной форме, не видя результата или реакции со стороны подростка, они спешат любыми способами добиться желаемого. Но в данном случае давление – не лучший способ получить результат. Отрицательная реакция ребенка – это его самозащита от вторжения в процессы его внутреннего мира. Лучше не ускорять такие процессы, а проявить выдержку и терпение.

Конечно, все семьи разные, разнятся и методы воспитания, и характеры детей, поэтому нет однозначных рекомендаций для всех семей, но все же стоит сформулировать несколько общих рекомендаций о том, как общаться с подростками:

1. При общении с подростком нужно стараться избегать упреков, претензий, оскорблений. Не найдя понимания в семье, некоторые дети начинают искать его в совершенно неподходящих компаниях.

2. В случае, когда подросток не исполняет свои обязанности и все делает наперекор, стоит попробовать иначе обращаться к нему, влиять опосредованно не акцентируя внимание на его поведении. Можно воспользоваться такими фразами: «От громкой музыки у меня болит голова» или «Дети, пренебрегающие учебой, не смогут ничего добиться в жизни».

3. Чтобы ребенок услышал вас, при общении с ним важно использовать доброжелательный и вежливый тон, стараться не переходить на крик.

4. Если подросток пытается что-то рассказать, очень важно внимательно его выслушать. Если же вы раздражены, то разговор с ребенком лучше отложить.

5. При желании – установить зрительный контакт с ребенком. Если он смотрит на вас, это хорошо. Если же нет, стоит попросить его об этом.

6. После установления зрительного контакта можно озвучить свой вопрос или просьбу. Применяя данную тактику регулярно, вы приучите ребенка внимательно слушать собеседника.

Самое главное, о чем надо помнить, – это то, что подросток – тоже личность, которая требует уважения.

Материал подготовлен по данным: М.П. Луганская, Е.Ю. Ярославцева «Кризисы детского возраста: воспитываем без крика»

Еще больше полезной информации и советов по воспитанию ребенка вы можете узнать на нашем сайте.

Материалы предоставлены Первым семейным клубом «Абахаба».

«Абахаба» – это семейный клуб, в котором дети и родители весело и с пользой проводят время. Творчество, общение, увлекательные занятия и семейные выходные, здесь каждый найдет то, что ему нравится. Мы предлагаем широкие возможности для развития и обучения детей, самые маленькие крохи могут посетить программы раннего развития, а ребята постарше – развивающие занятия и творческие студии. Каждая встреча – это возможность проявить себя, раскрыть свои возможности и обогатить внутренний мир, а приятная атмосфера и профессиональные педагоги сделают пребывание в клубе ярким и незабываемым.

Источник