Отличие отсталого ребенка от ребенка с задержкой психического развития
Гимранов Ринат Фазылжанович
Невролог, нейрофизиолог, стаж – 33 года;
Профессор неврологии, доктор медицинских наук;
Клиника восстановительной неврологии.
Об авторе
Дата публикации: 30 июня, 2019
Обновлено: 10 февраля, 2020
Отставание в развитии ребенка от сверстников становится видно уже в первые годы жизни малыша. Крайне важно в это время уделить внимание диагностике и исследованию сути патологии, так как от правильности диагноза будет зависеть дальнейшее лечение, коррекция и возможное выравнивание состояния. Или ухудшение, прогрессирование при неправильно обозначенной болезни.
Как правило, ЗПР или умственную отсталость (УО) выявляют у детей в дошкольном возрасте, важно знать, как их отличить друг от друга. Ведь в раннем возрасте, у этих двух заболеваний симптомы схожи.
Несмотря на сходство, между умственной отсталостью и ЗПР существуют качественные различия, позволяющие точно поставить диагноз, провести необходимую работу и позволить малышу в будущем адаптироваться в мире. Если же в раннем возрасте болезнь определена неверно, время, необходимое для коррекции, будет безвозвратно упущено и ситуация усугубится.
Основные отличия ЗПР от УО
Дети с ЗПР не относятся к умственно отсталым.
Главное различие между ЗПР и олигофренией состоит в природе заболевания, все прочие отличия вытекают из нее.
Олигофрения (умственная отсталость) – это постоянное, неизменное умственное недоразвитие, возникшее из-за органического повреждение головного мозга в период беременности или в первые недели жизни ребенка. Нередко развивается из-за генетической предрасположенности или после травмы головного мозга. Необратима.
Современная медицина выделяет 3 степени умственной отсталости:
- Дебильность – слабая форма проявления. При слабой выраженности, ребенок внешне ничем не будет отличаться от сверстников. Однако при общении, разница станет заметна. Эмоциональность у таких деток сохраняется, а вот внимание привлечь надолго невозможно. Запоминают они новую информацию тяжело и ненадолго, воспринимать абстрактные понятия не способны.
- Имбецильность – средняя форма, проявляющаяся не только в поведении, но и во внешности больного. Вместе с поражением мозга часто сочетается недоразвитие каких-либо органов, дефекты конечностей или частей лица. Ребенок способен понимать окружающих, произносить простые слова и фразы. Изъясняется и понимает только глаголы и существительные, редко может грамматически правильно построить предложение.
- Идиотия – тяжелая форма олигофрении. Поврежден как мозг, так и тело. Подобные люди редко способны ходить, страдают от недоразвитости внутренних органов и конечностей. У них фактически не развивается мышление и речь. Они способны произносить только отдельные звуки и слова, не понимают речь окружающих, не отделяют своих от чужих.
Каждая из перечисленных выше форм отсталости, делится еще на 4 степени тяжести в зависимости от баллов IQ:
- легкая – 50 -60;
- умеренная 35-40;
- тяжелая 20-34;
- при показателях в 20 баллов и ниже, выставляется глубокая степень.
Развитие ЗПР обусловлено легким поражением тканей мозга или обходится без них, являясь реакцией на инфекционное заболевание или сильный стресс, перенесенный в раннем возрасте.
Проблемы детей
Детям с задержкой психического развития тяжело дается общение со сверстниками и старшими людьми. У них возникают проблемы с запоминанием и воспроизведением информации, внимательностью, навыками самообслуживания, воображением и творческой деятельностью. Однако снижения интеллекта не отмечается.
Как правило, ребята с ЗПР демонстрируют достаточно высокие баллы IQ.
Однако не могут в определенный период жизни использовать все возможности мозга. А из-за этого развиваются медленнее сверстников.
Главный ответ на вопрос: «Чем отличается умственная отсталость (УО) от ЗПР?».
Дети с ЗПР поддаются корректировке с помощью специальных программ и занятий. Олигофрения – это диагноз на всю жизнь, ЗПР – особенность, которая устраняется, и к подростковому возрасту исчезает при условии регулярных занятий со специалистами.
Таблица отличий умственной отсталости и ЗПР
В большинстве случаев ЗПР выявляется у младших школьников или при подготовке к школе. В этом возрасте между проявлениями болезней уже явно видна разница.
Таблица отличий ЗПР и легкой умственной отсталости (УО):
При сравнении с помощью таблицы ЗПР и умственной отсталости видно, что задержка психического развития – гораздо более легкий диагноз.
Различия при диагностике
Человек, не сведущий в медицине, отличить УО от ЗПР в раннем возрасте едва ли сможет. Однако при диагностике, проводимой специалистами, сразу понятно, чем отличается ЗПР от олигофрении.
В первую очередь при внешней схожести отличия олигофрении от ЗПР будут видны при тестах на:
- ознакомление, усвоение, применение знаний и умений на практике;
- способность применять усвоенные знания при выполнении похожей задачи;
- стремление к развитию;
- способность просить о помощи и принимать ее от окружающих.
По результатам исследования проводится коррекционная работа различными людьми:
- психологами;
- невропатологами;
- логопедами;
- социальными педагогами;
- родителями.
Крайне важно, чтобы необходимая педагогическая коррекция велась непрерывно, в том числе и дома. Для особенных детей так же важна атмосфера в доме, при стрессе темп улучшений резко снижается, может отмечаться регрессия.
При перспективах к улучшению состояния, ведется работа по основным направлениям:
- усвоение навыков и знаний о мире с меньшим темпом, чем у сверстника и при помощи специалистов;
- развитие способности к речи, контроля над ней;
- умение концентрировать внимание на определенной задаче;
- повышение мотивации к обучению при помощи игровых методик.
При ЗПР необходимо добиться успешного развития ребенка до уровня среднестатистических сверстников к периоду полового созревания. При олигофрении, состояние человека можно только стабилизировать, не позволив регрессировать глубже.
Патологию диагностируют не только с помощью внешнего осмотра и психолого-педагогических тестов, но и при помощи изучения состояния головного мозга, специальных анализов.
Ребенок с УО способен освоить основные необходимые для жизни навыки (в зависимости от тяжести состояния), но требует ежедневной работы по их отработке, чтобы оставаться на одном уровне развития. Так как при прекращении систематической коррекционной работы происходит немедленный регресс.
- Выготский Л.С. Проблема умственной отсталости // Собр. Соч. в 6-ти т. Т.5 М.: Педагогика, 1983. — С. 231-256.
- Рубинштейн С.Я. Экспериментальные методики патопсихологии и опыт применения их в клинике (Практическое руководство). — М.: Апрель-Пресс, Психотерапия, 2007. — 224 с.
- Семаго Н.Я., Семаго М.М. Проблемные дети: Основы диагностической и коррекционной работы психолога. — М.: АРКТИ, 2000. — 208 с.
- Леонтьев, А.Н. Избранные психологические произведения [Текст] // Соч. : в 2 т. / А.Н. Леонтьев. — М. : Педагогика, 1983. — Т. 1. — 392 с.
- Малофеев, Н.Н. Базовые модели интегрированного обучения [Текст] / Н.Н. Малофеев, Н.Д. Шматко // Дефектология. — 2008. — № 1. — С. 71 — 78.
Была ли эта статья полезна?
Вы можете подписаться на нашу рассылку и узнать много интересного о лечение заболевания, научных достижений и инновационных решений:
Приносим извинения!
Как можно улучшить эту статью?
Гимранов Ринат Фазылжанович
Записаться к специалисту
×
Источник
Государственное учреждение социального обслуживания населения Тульской области «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних Белевского района»
Консультация для воспитателей
Тема: « Отличие детей с задержкой психического развития от умственной отсталости и педагогической запущенности ».
Подготовила педагог-психолог
Князева Оксана Викторовна
Белев 2014
Задержка психического развития (ЗПР)- замедление темпа психического развития преодолеваемое с возрастом при специфически организованном обучении. Для ЗПР характерны мозаичность и парциальность нарушений психических функций. Вследствие недостаточности динамической организации психической деятельности отмечаются неустойчивость, рассеянность внимания, нарушение контроля за выполняемой деятельностью, поверхность знаний об окружающем мире, социальная незрелость и др.
Умственная отсталость недоразвитие интеллекта, которая не является отдельным заболеванием или особым состоянием, скорее это общее название многих отклонений, различных по своей природе и степени выраженности. Умственная отсталость «стойкое, необратимое недоразвитие уровня психической, в первую очередь интеллектуальной деятельности, связанное с врожденной или приобретенной (деменция) органической патологией головного мозга. Наряду с умственной недостаточностью всегда имеет место недоразвитие эмоционально-волевой сферы, речи, моторики и всей личности в целом».
Педагогическая запущенность – устойчивое отклонение в сознании и поведении детей обусловлено отрицательным влиянием среды и недостатками воспитания (трудные дети). У таких детей и детей ЗПР наблюдается внешнее сходство отклонений в поведении и социальном отношении: конфликтность, нарушение правил поведения, отказ или уклон от требований, лживость, необязательность. Причины возникновения отклонений педагогически запущенных детей разные. Поведение – результат стойкого отклонения в нравственно-правовом сознании. Данного ребенка можно назвать оппозиционером по убеждению (деяния совершают сознательно). Причины отклонения поведения детей ЗПР являются слабые адаптационные механизмы личности. Несбалансированность процессов возбуждения и торможения. Для этого ребенка конфликт, отказ, ложь – наиболее простой способ взаимодействия со средой и в то же время способ самосохранения, самозащиты от отрицательных воздействий извне. При таком стихийном формировании без педагогической опеки ребенок приобретает асоциальные черты характера.
Отличие детей с ЗПР от умственной отсталости.
Для нарушения познавательной деятельности при ЗПР характерна порциальность, многозначность в развитии всех компонентов психической деятельности ребенка. Для УО характерно диффузное, размытое повреждение коры головного мозга.
В сравнении с УО детьми у детей с ЗПР гораздо выше потенциал возможности развития их познавательной деятельности, в особенности высших форм: мышления, общения, сравнения, анализа и синтеза.
В отличие от УО, при которой страдают мыслительные функции, при ЗПР страдают предпосылки интеллектуальной деятельности: внимание, речь, фонематический слух.
Для развития всех форм мыслительной деятельности детей с ЗПР характерна скачкообразность ее динамики (Н.: внимание у детей ЗПР скачкообразно повышается к 3-му классу)
При обследовании детей с ЗПР в комфортных для них условиях и в процессе целенаправленного воспитания и обучения выяснено, что дети способны сотрудничать со взрослыми, что не наблюдается у детей УО. Дети ЗПР легко принимают помощь продвинутого сверстника.
Игровое предъявление задания повышает продуктивность деятельности детей с ЗПР в то время, как УО оно может служить поводом для непроизвольного соскальзывания внимания ребенка с выполнения задания, чаще, если задание на пределе возможности ребенка.
Игровая деятельность для детей ЗПР в отличии от УО носит более эмоциональный характер. Мотивы определены целями деятельности, но содержание не развернуто, в ней (игре) отсутствует собственный замысел, воображение, умение представлять ситуацию в умственном плане. В отличие от нормального сверстника не переходят на уровень сюжетно-ролевой игры без специального обучения, а застревают на уровне сюжетной, когда дети УО застревают на предметной игровой деятельности.
Для детей с ЗПР характерно больше ярких эмоций, которые позволяют сосредоточиться на выполнении задания, чем больше ребенок заинтересован заданием, тем выше результат.
Большинство детей с ЗПР с дошкольного возраста достаточно владеют изобразительной деятельностью. УО без специального обучения изобразительной деятельности не возникает. Такой ребенок остается на уровне черкания (кривые домики, головоногие человечки, буквы и цифры хаотично разбросаны по бумаге)
РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ ПО РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ.
- Необходимо постоянно поддерживать уверенность в своих силах, обеспечить ребенку субъективное переживание успеха при определённый усилиях. Трудность заданий должна возрастать постепенно, пропорционально возможностям ребёнка.
- Не нужно требовать немедленного включения в работу. На каждом занятие обязательно вводить организационный момент, т.к. дети с ЗПР с трудом переключаются с предыдущей деятельности.
- Не нужно ставить ребёнка в ситуацию неожиданного вопроса и быстрого ответа, обязательно дать некоторое время для обдумывания.
- Не рекомендуется давать для усвоения в ограниченный промежуток времени большой и сложный материал, необходимо разделять его на отдельные части и давать их постепенно.
- Не требовать от ребёнка с ЗПР изменения неудачного ответа, лучше попросить ответить его через некоторое время.
- В момент выполнения задания недопустимо отвлекать учащегося на какие-либо дополнения, уточнения, инструкции, т.к. процесс переключения у них очень снижен.
- Стараться облегчить познавательную деятельность с использованием зрительных опор на занятие (картин, схем, таблиц), но не увлекаться слишком, т.к. объём восприятия снижен.
- Активизировать работу всех анализаторов (двигательного, зрительного, слухового, кинестетического). Дети должны слушать, смотреть, проговаривать и т.д.
- Необходимо развивать самоконтроль, давать возможность самостоятельно находить ошибки у себя и у товарищей, но делать это тактично, используя игровые приемы.
- Необходима тщательная подготовка перед каждым уровнем. Важна не быстрота и количество сделанного, а тщательность и правильность выполнения самых простых заданий.
- Воспитатель не должен забывать об особенностях развития таких детей, давать кратковременную возможность для отдыха с целью предупреждения переутомления, проводить равномерные включения в занятия динамических пауз ( через 10 минут).
- Для концентрации рассеянного внимания необходимо делать паузы перед зданиями, интонацию и приемы неожиданности ( стук, хлопки, музыкальные инструменты, колокольчик и т.п.).
- Необходимо прибегать к дополнительной ситуации ( похвала, соревнования, жетоны, фишки, наклейки и др.). особенно это актуально в дошкольном возрасте. Использовать на занятиях игру и игровую ситуацию.
- Создавать максимально спокойную обстановку на занятии, поддерживать атмосферу доброжелательности.
- Темп подачи материала должен быть спокойным, ровным, медленным, с многократным повтором основных моментов
- Все приемы и методы должны соответствовать возможностям детей с ЗПР и их особенностям. Дети должны испытывать чувство удовлетворённости и чувство уверенности в своих силах.
- На занятиях и во внеурочное время необходимо уделять постоянное внимание коррекции всех видов деятельности детей.
Источник
Каждой маме ребенка с диагнозом “расстройство аутического спектра” хочется понять, насколько ее ребенок умен и какие у него перспективы в будущем.
Есть аутисты с нормальным интеллектом, умные и даже гениальные. Они хорошо развиваются, хорошо говорят, хорошо учатся, им, как правило, поздно ставят диагноз “аутизм”.
Чаще всего для диагностики и лечения к врачам обращаются те родители, чьи дети не умеют говорить, не могут заталкивать кубики в сортер, играть в имитативные игры и пр. Обычно таким детям ставят диагноз ЗПРР – задержка психо-речевого развития, реже – умственная отсталость.
Обыватели часто путают эти два диагноза называя всех детей с ЗПРР умственно отсталыми, а родители хотят понять, что у ребенка: ЗПРР или умственная отсталость.
Давайте, разберемся, чем эти два диагноза отличаются и как узнать, какие именно перспективы у вашего ребенка.
ЗПР
ЗПРР, ЗПР это инфантилизм, т.е. оценивается, прежде всего, не только интеллект, а поведение ребенка.
Соответствует ли оно возрастной норме. Дети ЗПРР менее усидчивы, часто капризничают, играют в малышковые игры, заводят себе друзей среди младших. При ЗПР или ЗПРР умственное развитие ребенка обычно немного тормозит и он часто не справляется с заданиями, которые под силу его ровесникам. Но это отставание обратимо.
Иногда сам, а чаще всего – при помощи логопедов и дефектологов – ребенок догоняет сверстников в развитии, чаще всего это происходит в возрасте от 7 до 11 лет. При ЗПРР не всегда можно оценить потенциал ребенка. От колеблется от нижней границы нормы интеллекта до гениальности. У меня много знакомых, у которых ребенок с таким диагнозом вышел к норме и пошел в обычную школу к первому классу. Там кто-то – двоечник, а кто-то – лучший ученик лицея.
Но в то же время есть коррекционные школы, которые принимают таких детей для обучения по общеобразовательной программе. Это школы V вида для детей, у которых основные проблемы с речью, и VII вида для детей с задержкой психического развития, иногда советуют просто отдать ребенка в обычную школу на год позже.
Аутизм + ЗПР
Если у ребенка двойной диагноз, то там все то же самое: задержка развития. Однако дети просто с ЗПР лучше и легче социализируются, а дети с аутизмом имеют дополнительно симптомы триады Лорны Уинг: особенности во взаимодействии с людьми, повторяющееся поведение, специфические речевые нарушения.
Врачи российских поликлиник не любят диагноз “аутизм”, поэтому все дети ЗПРР и РАС-ЗПРР часто записываются как ЗПРР. Родителей не предупреждают о необходимости специальной реабилитации детей с РАС.
Умственная отсталость
Умственной отсталостью называют необратимую задержку умственного развития. То есть умственно отсталый ребенок никогда не догонит сверстников. Его интеллект будет ниже нормы и во взрослом возрасте. Таких детей обучают по урезанной программе в школах VIII вида, очень редко – на надомном обучении при общеобразовательной школе.
При ЗПР обычно больше всего страдают:
Внимание, восприятие, сфера образов-представлений, зрительно-двигательная координация, фонематический слух.
При у.о.:
Мышление: обобщение, сравнение, анализ, синтез, отвлечение, абстрагирование.
Предсказать умственную отсталость почти невозможно, только если есть подтвержденный генетический анализ на синдром Дауна, Мартина Бела, Рета, Ангельмана и другие аномалии, которые в 100% предполагают умственную отсталость.
Минимальный возраст для проверки детей на у.о. – 5 лет. В этом возрасте уже можно сдать детский вариант теста Векслера.
Аутизм+ умственная отсталость
Очень трудно, почти невозможно понять, насколько умен или глуп аутист.
Аутисты весьма часто имеют:
– низкий социальный интеллект и пренебрегают нормами поведения в обществе, из-за чего, выглядят глупее, чем кажутся;
– имеют дефицит внимания (т.е. невнимательные);
– имеют серьезные нарушения тактильного, слухового, проприецептивного и зрительного восприятия (иными словами, не понимают, что мы им говорим, плохо анализируют картинки и не могут перенести задание на бумагу);
– проблемы с речью, речь не развита настолько чтобы ребенок мог отвечать на вопросы, невербальный (неречевой) интеллект часто выше;
– имеют хорошую память, способности к чтению, счету и письму (это может быть ложно истолковано как высокий интеллект);
– проблемы самопрезентации: не хотят и не умеют понравиться своему экзаменатору (нейротипичные дети – хотят), аутистам важно то, что ИМ важно, а не то, что хотите от них вы.
Например, мой ребенок, когда получил задание “Лабиринты” и рекомендацию не заходить в тупики, пришел в восторг именно от тупиков. Он намеренно провел карандашом линию во все тупики, а потом стал добавлять их фломастером на каждом лабиринте.
Чтобы понять аутиста, представьте себе, что вы оказались в окопах времен Великой Отечественной. Снаряды гремят, немцы наступают, вы отстреливаетесь и тут в окоп заползает командир роты и говорит:
– А теперь, девочки, мы сдаем экзамен по диалектике Достоевского.
Ну куда вы его пошлете?
У аутистов все также: слишком много нестандартных ощущений, эмоций и переживаний в единицу времени. Поэтому серьезно тестировать аутиста с задержкой развития рекомендуют не раньше 7-8 лет и только после коррекционных занятий. До этого возраста можно в 5 лет пройти предварительное тестирование, позаниматься и получить заключение дефектолога, желательно нескольких, т.к. часто дефектологи бывают необъективны. Если аутичность высокая, то оценить интеллект будет объективно трудно.
Интеллект детей с тяжелой формой сенсорной алалии может быть адекватно оценен только после того, как они научатся полноценно читать и писать, общаться на языке жестов. Дело в том, что у этих детей умственная отсталость часто бывает вторичной, т.е. вызванной недостатком информации.
Дети с РАС , в отличие от других детей с у.о., часто имеют “островок гениальности” – что-то, что получается у них лучше всего и выше ожидаемого уровня развития, но вокруг этого островка – пустынное море с акулами. Таким детям сложно даются бытовые вопросы, они плохо усваивают социальные условности, что опять же делает их более глупыми в глазах окружающих.
Тесты на мышление для детей до 5 лет
Можно попробовать проверить мышление ребенка в домашних условиях с помощью тестов. Эти задания в сборниках тестов обычно идут с пометкой “мышление”. Не считается плохим вариантом, если вы покажете ребенку, как делать задание, а потом дадите похожий тест.
“Найди пару”, возраст около 2-х лет, – тест на обобщение (ребенок должен сопоставить неидентичные предмет и карточку при выборе из 5 предметов и 5 карточек)
“Найди пару 2”, возраст 3 года (ребенок должен подобрать предмет по ассоциации, например яблоко и яблоню)
Мои карточки к этому заданию, всего три файла.
Мои карточки к этому заданию, всего три файла.
Мои карточки к этому заданию, всего три файла.
4-й лишний, 3-4 года
4-й лишний, 4-5 лет
Тест на абстрактное мышление, 4-5 лет
Найди закономерность , 4-5 лет
Домики животных
Материал по теме: Дураки или гении: почему оценить интеллект аутистов – трудно
Источник