Отклонения в социальном развитии ребенка
Социальное становление человека нередко приводит к определенным отклонениям. Сущность социальных отклонений, причины их формирования, возможности предупреждения и преодоления являются социально-педагогической проблемой.
В результате изучения главы 13 студент должен:
знать
- • норму и патологию в социальном развитии и воспитании человека;
- • характерные причины социальных отклонений;
- • понятие, сущность и содержание девиантологии;
- • существо девиации в поведении различных категорий детей и подростков и особенностей ее проявления;
- • основные направления социально-педагогической деятельности по профилактике и преодолении девиантного поведения детей;
уметь
- • учитывать понимание содержания и причин формирования девиации в социально-педагогической работе с различными категориями детей и подростков;
- • обеспечивать профилактику социальных отклонений и определять направления по преодолению девиации в поведении детей и подростков;
владеть
• методами профилактики и преодоления девиантного поведения детей и подростков.
Норма и патология в социальном развитии и воспитании человека, причины социальных отклонений
Социальные нормы – это официально установленные или сложившиеся под воздействием социальной практики правила и проявления человека в конкретно-исторических условиях жизни общества, а также дозволенные или обязательные стандарты поведения личности в группе, соблюдение которых выступает для индивида необходимым условием взаимодействия. В них преломляются и отражаются предыдущий социальный опыт общества и осмысление современной действительности. Они служат критерием оценки социальной роли человека и проявляются в его повседневной жизни и деятельности.
Социальные нормы закрепляются в законодательных актах, должностных инструкциях, правилах, уставах, других организационных документах, а также могут выступать в виде неписаных правил среды. Сгруппированные по основным нормообразующим факторам они подразделяются на правовые, нравственные, этические, религиозные и др.
Человек одновременно может выполнять несколько социальных ролей – гражданина, специалиста, члена семьи, коллектива. При этом он усваивает социальный опыт поведения, необходимый ему для самореализации как личности.
Социальное отклонение – это социальное развитие, воспитание и поведение человека, не соответствующие ценностям и нормам, принятым в обществе (среде жизнедеятельности).
Выделяют две формы социального отклонения:
- – асоциальное поведение (от греч. а – отрицательная частица “не”, “без” и лат. socialis – общественный, связанный с жизнью и отношениями людей в обществе) – это такое поведение человека, которое не соответствует нормам, принятым в обществе, но не содержит противоправных действий;
- – антисоциальное поведение (от греч. anti – против и и лат. socialis – общественный, связанный с жизнью и отношениями людей в обществе) – это противоправное поведение человека.
В социологии выделяют такое явление, характеризующее несоответствующее нормам проявление человека в социальной среде, как аномия. Ее существо выражается в отчужденности человека от общества, его системы ценностей, апатии, разочарованности в жизни, преступности.
P.-К. Мертон в 1930-х гг. выдвинул теорию социальной аномии (отсутствие норм в поведении человека, их недостаточность). По его мнению, во всяком обществе господствуют определенные цели и средства их достижения. Возникновение нарушения равновесия между целями и средствами их достижения и служит основанием для аномии. Последнюю он понимал как состояние “безнравия” в обществе, побуждающее индивида к отклоняющемуся поведению.
P.-К. Мертон выделяет следующие типы аномии человека (возможные варианты сочетания отношения человека к целям и к избираемым им средств их достижения):
- – конформизм (от позднелат. confarmns – подобный, сходный) – равное (наряду со всем) положительное отношение к целям и средствам их достижения, сложившимся в обществе;
- – инновативность (от лат. innovatio – возобновление, перемена) – положительное отношение к целям и отрицание ограничений в выборе средств, которое ведет к новационному поведению, новационной деятельности человека;
- – ритуализм – отрицательное отношение к целям, их забвение при сохранении главного акцента на средствах, составляет поведение ритуального типа (например, религиозная деятельность, бюрократизм);
- – ретризм – отрицание и целей, и любых средств их достижения. Он ведет к уходу от жизни (алкоголики, наркоманы);
- – бунт – отказ и от целей, и от средств, принятых в обществе с одновременной заменой их новыми целями и новыми средствами. Он выступает в форме мятежа, переворота и провозглашает революционные перемены в социальных нормах и ценностях.
В социальной педагогике и в социологии выделяют понятие “отклоняющееся поведение“. Им описывают поведение человека, не соответствующее принятым в обществе нормам и ролевым предназначениям.
Термин “отклоняющееся” часто заменяют термином “девиантное” (от лат. deviatio – отклонение) или “делинквентное” (от лат. delinquent – правонарушитель).
Под девиантным поведением человека понимается система поступков или отдельные поступки, действия человека, носящие характер отклонения от принятых в обществе норм. Чаще всего под девиантным поведением понимают отрицательное (негативное) отклонение в поведении человека, противоречащее принятым в обществе правовым и нравственным нормам. Делинквентное поведение представляет отклоняющееся поведение в крайних проявлениях, которое характеризуется обществом как уголовно наказуемое и подлежит соответствующему воздействию.
В 1950-х гг. американский социолог Альберт Коэн выдвинул теорию делинквентных субкультур. Исследователь обосновал наличие у людей делинквентного типа особой субкультуры, определяющей их ориентацию на успех, но совсем иным путем (иными средствами), чем в “большом” обществе. Ее носителями являются те, для кого нормальными средствами достижения самоуважения и уважения со стороны других являются мелкие кражи, агрессивность, вандализм. Она функционирует внутри мафии, банды, криминальных групп и определяет сущность и образ жизнедеятельности их членов.
Существуют различные теории формирования девиантного поведения человека. Среди них выделяют:
- – антропологические – своеобразие внешнего вида предопределяет склонность человека к правонарушению (Чезаре Ломброзо (1835–1909), Уильям Герберт Шелдон (1898-1977; Sheldon));
- – биологические – отклоняющееся поведение человека определяется его наследственностью;
- – психологические – особенности психики человека являются той основой, которая определяет его склонность к конфликтам, правонарушениям (Зигмунд Фрейд (1856–1939);
- – социологические – девиантное поведение человека является следствием усвоения им негативного социального опыта, сформировавшегося противоречия между результатом воспитания и требованиями среды и пр. (Э. Дюркгейм, P.-К. Мертон и др.).
Анализ указанных теорий показывает, что биологические и психологические выделяют особенное в личности, которое сказывается на ее девиантном развитии. Однако любое предрасположение человека к девиации реализуется только при неблагоприятных для него условиях среды жизнедеятельности и воспитания, превращаясь в ту основу его личности, которая и определяет негативное (девиантное или делинквентное) поведение.
В основе отклоняющегося поведения человека лежат биопсихологические характеристики, результаты социального воспитания и усвоения им негативного социального опыта поведения: отрицательно выраженная направленность личности (интересы, потребности, мотивы, цели, идеалы), негативные привычки и соответствующие им положительные чувства (внутреннее удовлетворение от их проявления), которые выступают регуляторами его антисоциального поведения, действий и поступков.
Девиантным человек становится постепенно. Исследователи выделили следующие основные этапы становления девиантного поведения:
- – возникновение противоречия между социальными нормами и личностью;
- – проявление несогласия, отрицание социальных требований;
- – проявление противозаконных действий (мелкое хулиганство, обман, кражи);
- – рецидивы противозаконных действий;
- – накопление опыта асоциального поведения (насилие, хулиганство, проституция);
- – включение в группу с асоциальным поведением;
- – нарушение законов; совершение преступления. Также в процессе исследования определены основные факторы, обусловливающие формирование девиантного поведения (рис. 13.1).
Рис. 13.1. Основные факторы, обусловливающие формирование девиантного поведения
Охарактеризуем их подробнее.
Во-первых, имеют место негативные последствия, обусловленные недостатками и упущениями в воспитании. Последних достаточно много и они связаны со следующими факторами.
Несоответствие воспитания индивидуальности ребенка определяет тот факт, что различные отклонения в развитии ребенка диктуют необходимость учитывать их в воспитании. Оно должно ориентироваться на сдерживание или стимулирование развития возможностей ребенка в познавательной, чувственной и волевой сферах, а также компенсаторных возможностей, с тем, чтобы преодолеть недостатки или развить достоинства индивидуальности воспитуемого.
Несоответствие воспитательного воздействия своеобразию возрастного развития предполагает необходимость учета особенностей возраста воспитуемого.
Наиболее сложным для воспитания выступает подростковый (отроческий) возраст (11–16 лет) – так называемый “переходный”. В социальном плане подростковая фаза – это завершение детства и начала “вырастания” из него, продолжение первичной социализации. Подростки, как правило, школьники, находятся на иждивении родителей (или государства), их ведущая сферой деятельности является учеба.
Юношеский возраст (17 лет – 23 года) представляет собой в буквальном смысле слова “третий мир”, существующий между детством и взрослостью. Биологически – это период завершения физического созревания: большинство девушек и значительная часть юношей вступают в него уже постпубертатными (достигшими полной половой зрелости). Однако на его долю выпадает задача многочисленных “доделок” и устранения диспропорций, обусловленных неравномерностью созревания.
К проблемам подросткового и юношеского возраста, которых, при их игнорировании в социально-педагогической работе, приводят к формированию отклоняющегося поведения, относятся:
- – кризисные явления, характеризующие психофизиологическое развитие: ускоренное и неравномерное развитие организма в период полового созревания; неразвитость сердечно-сосудистой системы, влияющая на физическое и психическое самочувствие подростка; “гормональная буря” эндокринной системы в период полового созревания, проявляющаяся в повышенной возбудимости и эмоциональной неустойчивости;
- – обострение взаимоотношений с взрослыми (родителями, учителями), проявляющееся в “конфликте” моралей старших и младших, чувстве взрослости и неприятии требований к себе;
- – стремление заменить отношения с позиции “морали подчинения” на “мораль равенства”;
- – повышенная критичность оценочных суждений и поведения взрослых;
- – изменения в характере взаимоотношений со сверстниками, потребность к общению, стремление к самоутверждению, приводящие порой к негативным формам.
Также исследователи выделяют следующие недостатки в воспитании ребенка (подростка), которые формируют базу отклоняющегося поведения:
- – ошибки семейного воспитания;
- – тепличные условия, отстранение ребенка от любых жизненных проблем, от любой активной деятельности, способствующие формированию черствости, инфантильности и неспособности сопереживать человеческие трагедии, преодолевать жизненные трудности в критической ситуации;
- – ошибки и упущения в процессе обучения и воспитания в образовательном учреждении, особенно в детском саду и школе;
- – негативные нравственные ориентиры воспитания;
- – научение ребенка, подростка определенным негативным моделям жизни и деятельности (самореализации в жизни). В этих условиях личность начинает идентифицировать себя героям различных приключений “примерять на себя” различные виды деятельности. Особенно этому способствует телевидение, кино, видеофильмы, которые выступают своего рода “учебниками” различных форм преступной деятельности;
- – средовые негативные “ожидания” по отношению к ребенку, подростку из неблагополучной семьи, имеющему негативное товарищеское окружение, проявившему нарушения дисциплины. Такие ожидания в прямой или косвенной форме провоцируют ребенка к правонарушению;
- – приобщение ребенка, подростка к спиртным напиткам, наркотикам, курению, азартным играм;
- – отсутствие единства и согласованности в воспитательной деятельности родителей в семье, во взаимодействии семьи и школы, семьи, школы и административных органов по работе с детьми и подростками;
- – недостатки системы перевоспитания, исправления правонарушителей и последующей адаптации их в повседневной жизни (социальной среде).
Во-вторых, на формирование девиантного поведения влияет негативная личностная позиция самого ребенка (подростка), которая отражается:
- – в отклонениях в самооценке: завышенная – ведет к возникновению чрезмерной амбиции и самомобилизации, которая в сочетании с аморальной способностью самовыражения приводит к правонарушениям; заниженная – рождает неуверенность в себе, поведенческий дуализм, раздвоенность личности и создает проблемы для нее в коллективе, сдерживает самовыражение;
- – отклонениях в личностных притязаниях, которые предопределяют личную позицию подростка и активность в достижении целей. Они, как правило, вытекают из отклонений в самооценке;
- – безразличии к нравственным ценностям и самосовершенствованию. Часто это связано с отсутствием нравственного примера и несформированностью потребности быть лучше;
- – негативно реализуемой потребности в самоутверждении, нездоровом соперничестве, которые предопределяют устремленность подростка к самоактивности;
- – сложности формирования потребности и активного желания самоисправления;
- – стремлении подростка к общению, участию в неформальных молодежных объединениях, в том числе и асоциальной направленности.
В-третьих, девиантные отклонения во многом зависят от отклонений в психическом и физиологическом развитии, которые могут выражаться:
- – в низком уровне интеллектуального развития от рождения или как результата черепно-мозговой травмы;
- – эмоционально обусловленных отклонениях и (или) отклонениях активно-волевой сферы, способствующих формированию повышенной возбудимости: аффектах, импульсивности в действиях и поступках, жажде наслаждений, издевательств над окружающими, бродяжничества;
- – отклонениях в процессе формирования личности, приводящих к сложностям во взаимоотношениях со сверстниками.
В-четвертых, существуют негативные факторы среды формирования личности.
Семья может становиться фактором негативного формирования личности, если существуют:
- – безнравственная обстановка: пьянство, ссоры, драки, грубость во взаимоотношениях, нечестность, что создает негативный пример для подражания, формирует соответствующее мировоззрение;
- – проблемы состава семьи: неполные, дистантные и многодетные семьи, семьи с одним ребенком, являются полем негативного формирования личности ребенка; переключение родителей на свои личные проблемы и предоставление ребенка самому себе в течение длительного времени; перекладывание воспитания ребенка на дедушку и бабушку без соответствующей поддержки (с возрастом пожилые люди оказываются неспособными обеспечивать необходимое воспитательное воздействие на внуков, что и приводит к их безнадзорности) ведут к недостатку педагогического влияния на ребенка, формированию его личности со стороны только одного из родителей, к чрезмерному вниманию и попустительству в процессе воспитания.
Наличие этого фактора:
- – способствуют формированию у ребенка отрицательного отношения к дому, семье, родителям;
- – побуждает его значительную часть времени проводить вне дома, что ведет к формированию категории “детей улицы”, безнадзорных и беспризорных;
- – отучает его обращаться за чем-либо к родителю (родителям), видеть в нем (в них) опору, формирует нежелание общаться с ним (ними);
- – определяет отсутствие у ребенка здоровых интересов, увлечений, усидчивости.
К факторам средового воздействия (улицы, города, “стаи”) на человека также относятся:
- – негативные увлечения, непедагогическое использование возможностей игры в развитии ребенка и проч.
- – отрицательное влияние ближайшего окружения и прежде всего антипедагогическое поведение взрослых и сверстников.
- – негативное влияние средств массовой информации, особенно телевидения, видеотехники.
Имеются и другие средовые факторы, негативно сказывающиеся на воспитание человека.
Изложенное выше ясно показывает необходимо профилактики социальных отклонений.
Источник
В последние годы в России появились дети, которые в силу определенных обстоятельств не получили образование. Такие отклонения от нормы могут быть названы педагогическими. Педагогической нормой, или нормой образования, являются стандарты общего образования, которые приняты в стране. В соответствии с этими стандартами ребенок в определенном возрасте должен получить соответствующий уровень образования, закончить начальную, неполную среднюю (9 классов) или полную среднюю (11 классов) школу. Согласно Закону об образовании РФ обязательным является общее среднее образование.
Однако есть дети, не получившие общего образования. К этой категории детей относят таких, которые не посещают школу; окончили только начальную школу; не получили общего среднего образования. Причин такого положения детей у нас в стране довольно много: прогулы в школе и неуспеваемость детей приводит к нежеланию учиться; неблагополучие в семье толкает ребенка на улицу, где он вместо посещения уроков начинает зарабатывать себе на жизнь; экологические и социальные катаклизмы, когда дети теряют родителей, оказываются искалеченными, выпадающими из системы образования на некоторое время. Увеличивается количество детей, склонных к бродяжничеству, которые также не посещают школу. Можно назвать еще много причин, по которым дети не учатся в школе.
Социальные отклонения связаны с понятием «социальная норма». Социальная норма — это правила, образец действия или мера допустимого (дозволенного или обязательного) поведения или деятельности людей или социальных групп, которое официально установлено или сложилось на том или ином этапе развития общества. Фактически социальные нормы выступают моделью должного поведения, должных общественных отношений и деятельности, которые создаются людьми на основе познания социальной реальности.
Социальные нормы делятся на две большие группы: универсальные, т. е. распространяющиеся на каждого человека в обществе, и частные, относящиеся и регулирующие определенную сферу профессиональной деятельности или жизнедеятельности людей (например, врач, социальный педагог, брат, друг и др.). Социальные нормы являются элементами системы нормативной регуляции и обеспечения устойчивой общественной жизни (мораль, право, традиция). Соблюдение социальных норм обеспечивается путем превращения внешних требований в потребность и привычку человека через его социализацию или применения различных санкций (правовых, общественных и др.) к тем, чье поведение отклоняется от принятых социальных норм. Социальные нормы и отклонения от них в поведении человека представляют собой неотъемлемые факторы функционирования любого общества.
Особенностью социальных норм для детей является то, что они выступают фактором воспитания, в процессе которого происходит усвоение социальных норм и ценностей, вхождение в социальную среду, усвоение социальных ролей и социального опыта.
Отклоняющееся поведение: детский алкоголизм, токсикомания, наркомания, проституция, беспризорность, безнадзорность, бродяжничество, правонарушения и преступность. В научной педагогической литературе для этой категории детей используются различные термины: «трудный», «трудновоспитуемый», «ребенок с девиантным, асоциальным поведением» и др. Причины связаны с трудностями подросткового переходного возраста, неопределенностью социального положения в обществе, нестабильностью развития страны, возникновением экстремальных ситуаций, из которых ребенок не может самостоятельно найти выход, и др.
В реальности «чистых» отклонений, как правило, не бывает. Одно отклонение провоцирует другое, одна группа отклонений накладывается на другую. Социальные отклонения у ребенка обычно имеют в качестве причин и предпосылок отклонения в здоровье, психические и педагогические отклонения. Для работы социального педагога очень важное значение имеет пограничная зона между нормой и отклонением. Так, если говорить о социальных отклонениях, то между нормальным типом поведения и отклоняющимся, отмеченным такими чертами, как безволие, чрезмерная активность, гнев и страх, резко выраженная внушаемость и др., располагается неизмеримое количество переходных ступеней от нормы к отклонению. Вследствие этого нет возможности провести четкую грань между естественным проявлением характера ребенка и отклонениями в нем.
Источник