Отклонения в социальном развитии ребенка

Отклонения в социальном развитии ребенка thumbnail

Социальное становление человека нередко приводит к определенным отклонениям. Сущность социальных отклонений, причины их формирования, возможности предупреждения и преодоления являются социально-педагогической проблемой.

В результате изучения главы 13 студент должен:

знать

  • • норму и патологию в социальном развитии и воспитании человека;
  • • характерные причины социальных отклонений;
  • • понятие, сущность и содержание девиантологии;
  • • существо девиации в поведении различных категорий детей и подростков и особенностей ее проявления;
  • • основные направления социально-педагогической деятельности по профилактике и преодолении девиантного поведения детей;

уметь

  • • учитывать понимание содержания и причин формирования девиации в социально-педагогической работе с различными категориями детей и подростков;
  • • обеспечивать профилактику социальных отклонений и определять направления по преодолению девиации в поведении детей и подростков;

владеть

• методами профилактики и преодоления девиантного поведения детей и подростков.

Норма и патология в социальном развитии и воспитании человека, причины социальных отклонений

Социальные нормы – это официально установленные или сложившиеся под воздействием социальной практики правила и проявления человека в конкретно-исторических условиях жизни общества, а также дозволенные или обязательные стандарты поведения личности в группе, соблюдение которых выступает для индивида необходимым условием взаимодействия. В них преломляются и отражаются предыдущий социальный опыт общества и осмысление современной действительности. Они служат критерием оценки социальной роли человека и проявляются в его повседневной жизни и деятельности.

Социальные нормы закрепляются в законодательных актах, должностных инструкциях, правилах, уставах, других организационных документах, а также могут выступать в виде неписаных правил среды. Сгруппированные по основным нормообразующим факторам они подразделяются на правовые, нравственные, этические, религиозные и др.

Человек одновременно может выполнять несколько социальных ролей – гражданина, специалиста, члена семьи, коллектива. При этом он усваивает социальный опыт поведения, необходимый ему для самореализации как личности.

Социальное отклонение – это социальное развитие, воспитание и поведение человека, не соответствующие ценностям и нормам, принятым в обществе (среде жизнедеятельности).

Выделяют две формы социального отклонения:

  • асоциальное поведение (от греч. а – отрицательная частица “не”, “без” и лат. socialis – общественный, связанный с жизнью и отношениями людей в обществе) – это такое поведение человека, которое не соответствует нормам, принятым в обществе, но не содержит противоправных действий;
  • антисоциальное поведение (от греч. anti – против и и лат. socialis – общественный, связанный с жизнью и отношениями людей в обществе) – это противоправное поведение человека.

В социологии выделяют такое явление, характеризующее несоответствующее нормам проявление человека в социальной среде, как аномия. Ее существо выражается в отчужденности человека от общества, его системы ценностей, апатии, разочарованности в жизни, преступности.

P.-К. Мертон в 1930-х гг. выдвинул теорию социальной аномии (отсутствие норм в поведении человека, их недостаточность). По его мнению, во всяком обществе господствуют определенные цели и средства их достижения. Возникновение нарушения равновесия между целями и средствами их достижения и служит основанием для аномии. Последнюю он понимал как состояние “безнравия” в обществе, побуждающее индивида к отклоняющемуся поведению.

P.-К. Мертон выделяет следующие типы аномии человека (возможные варианты сочетания отношения человека к целям и к избираемым им средств их достижения):

  • конформизм (от позднелат. confarmns – подобный, сходный) – равное (наряду со всем) положительное отношение к целям и средствам их достижения, сложившимся в обществе;
  • инновативность (от лат. innovatio – возобновление, перемена) – положительное отношение к целям и отрицание ограничений в выборе средств, которое ведет к новационному поведению, новационной деятельности человека;
  • ритуализм – отрицательное отношение к целям, их забвение при сохранении главного акцента на средствах, составляет поведение ритуального типа (например, религиозная деятельность, бюрократизм);
  • ретризм – отрицание и целей, и любых средств их достижения. Он ведет к уходу от жизни (алкоголики, наркоманы);
  • бунт – отказ и от целей, и от средств, принятых в обществе с одновременной заменой их новыми целями и новыми средствами. Он выступает в форме мятежа, переворота и провозглашает революционные перемены в социальных нормах и ценностях.

В социальной педагогике и в социологии выделяют понятие “отклоняющееся поведение“. Им описывают поведение человека, не соответствующее принятым в обществе нормам и ролевым предназначениям.

Термин “отклоняющееся” часто заменяют термином “девиантное” (от лат. deviatio – отклонение) или “делинквентное” (от лат. delinquent – правонарушитель).

Читайте также:  Роль семьи в обеспечении потребности развития ребенка

Под девиантным поведением человека понимается система поступков или отдельные поступки, действия человека, носящие характер отклонения от принятых в обществе норм. Чаще всего под девиантным поведением понимают отрицательное (негативное) отклонение в поведении человека, противоречащее принятым в обществе правовым и нравственным нормам. Делинквентное поведение представляет отклоняющееся поведение в крайних проявлениях, которое характеризуется обществом как уголовно наказуемое и подлежит соответствующему воздействию.

В 1950-х гг. американский социолог Альберт Коэн выдвинул теорию делинквентных субкультур. Исследователь обосновал наличие у людей делинквентного типа особой субкультуры, определяющей их ориентацию на успех, но совсем иным путем (иными средствами), чем в “большом” обществе. Ее носителями являются те, для кого нормальными средствами достижения самоуважения и уважения со стороны других являются мелкие кражи, агрессивность, вандализм. Она функционирует внутри мафии, банды, криминальных групп и определяет сущность и образ жизнедеятельности их членов.

Существуют различные теории формирования девиантного поведения человека. Среди них выделяют:

  • антропологические – своеобразие внешнего вида предопределяет склонность человека к правонарушению (Чезаре Ломброзо (1835–1909), Уильям Герберт Шелдон (1898-1977; Sheldon));
  • биологические – отклоняющееся поведение человека определяется его наследственностью;
  • психологические – особенности психики человека являются той основой, которая определяет его склонность к конфликтам, правонарушениям (Зигмунд Фрейд (1856–1939);
  • социологические – девиантное поведение человека является следствием усвоения им негативного социального опыта, сформировавшегося противоречия между результатом воспитания и требованиями среды и пр. (Э. Дюркгейм, P.-К. Мертон и др.).

Анализ указанных теорий показывает, что биологические и психологические выделяют особенное в личности, которое сказывается на ее девиантном развитии. Однако любое предрасположение человека к девиации реализуется только при неблагоприятных для него условиях среды жизнедеятельности и воспитания, превращаясь в ту основу его личности, которая и определяет негативное (девиантное или делинквентное) поведение.

В основе отклоняющегося поведения человека лежат биопсихологические характеристики, результаты социального воспитания и усвоения им негативного социального опыта поведения: отрицательно выраженная направленность личности (интересы, потребности, мотивы, цели, идеалы), негативные привычки и соответствующие им положительные чувства (внутреннее удовлетворение от их проявления), которые выступают регуляторами его антисоциального поведения, действий и поступков.

Девиантным человек становится постепенно. Исследователи выделили следующие основные этапы становления девиантного поведения:

  • – возникновение противоречия между социальными нормами и личностью;
  • – проявление несогласия, отрицание социальных требований;
  • – проявление противозаконных действий (мелкое хулиганство, обман, кражи);
  • – рецидивы противозаконных действий;
  • – накопление опыта асоциального поведения (насилие, хулиганство, проституция);
  • – включение в группу с асоциальным поведением;
  • – нарушение законов; совершение преступления. Также в процессе исследования определены основные факторы, обусловливающие формирование девиантного поведения (рис. 13.1).

Основные факторы, обусловливающие формирование девиантного поведения

Рис. 13.1. Основные факторы, обусловливающие формирование девиантного поведения

Охарактеризуем их подробнее.

Во-первых, имеют место негативные последствия, обусловленные недостатками и упущениями в воспитании. Последних достаточно много и они связаны со следующими факторами.

Несоответствие воспитания индивидуальности ребенка определяет тот факт, что различные отклонения в развитии ребенка диктуют необходимость учитывать их в воспитании. Оно должно ориентироваться на сдерживание или стимулирование развития возможностей ребенка в познавательной, чувственной и волевой сферах, а также компенсаторных возможностей, с тем, чтобы преодолеть недостатки или развить достоинства индивидуальности воспитуемого.

Несоответствие воспитательного воздействия своеобразию возрастного развития предполагает необходимость учета особенностей возраста воспитуемого.

Наиболее сложным для воспитания выступает подростковый (отроческий) возраст (11–16 лет) – так называемый “переходный”. В социальном плане подростковая фаза – это завершение детства и начала “вырастания” из него, продолжение первичной социализации. Подростки, как правило, школьники, находятся на иждивении родителей (или государства), их ведущая сферой деятельности является учеба.

Юношеский возраст (17 лет – 23 года) представляет собой в буквальном смысле слова “третий мир”, существующий между детством и взрослостью. Биологически – это период завершения физического созревания: большинство девушек и значительная часть юношей вступают в него уже постпубертатными (достигшими полной половой зрелости). Однако на его долю выпадает задача многочисленных “доделок” и устранения диспропорций, обусловленных неравномерностью созревания.

К проблемам подросткового и юношеского возраста, которых, при их игнорировании в социально-педагогической работе, приводят к формированию отклоняющегося поведения, относятся:

  • – кризисные явления, характеризующие психофизиологическое развитие: ускоренное и неравномерное развитие организма в период полового созревания; неразвитость сердечно-сосудистой системы, влияющая на физическое и психическое самочувствие подростка; “гормональная буря” эндокринной системы в период полового созревания, проявляющаяся в повышенной возбудимости и эмоциональной неустойчивости;
  • – обострение взаимоотношений с взрослыми (родителями, учителями), проявляющееся в “конфликте” моралей старших и младших, чувстве взрослости и неприятии требований к себе;
  • – стремление заменить отношения с позиции “морали подчинения” на “мораль равенства”;
  • – повышенная критичность оценочных суждений и поведения взрослых;
  • – изменения в характере взаимоотношений со сверстниками, потребность к общению, стремление к самоутверждению, приводящие порой к негативным формам.
Читайте также:  Центр развития ребенка детский сад частный

Также исследователи выделяют следующие недостатки в воспитании ребенка (подростка), которые формируют базу отклоняющегося поведения:

  • – ошибки семейного воспитания;
  • – тепличные условия, отстранение ребенка от любых жизненных проблем, от любой активной деятельности, способствующие формированию черствости, инфантильности и неспособности сопереживать человеческие трагедии, преодолевать жизненные трудности в критической ситуации;
  • – ошибки и упущения в процессе обучения и воспитания в образовательном учреждении, особенно в детском саду и школе;
  • – негативные нравственные ориентиры воспитания;
  • – научение ребенка, подростка определенным негативным моделям жизни и деятельности (самореализации в жизни). В этих условиях личность начинает идентифицировать себя героям различных приключений “примерять на себя” различные виды деятельности. Особенно этому способствует телевидение, кино, видеофильмы, которые выступают своего рода “учебниками” различных форм преступной деятельности;
  • – средовые негативные “ожидания” по отношению к ребенку, подростку из неблагополучной семьи, имеющему негативное товарищеское окружение, проявившему нарушения дисциплины. Такие ожидания в прямой или косвенной форме провоцируют ребенка к правонарушению;
  • – приобщение ребенка, подростка к спиртным напиткам, наркотикам, курению, азартным играм;
  • – отсутствие единства и согласованности в воспитательной деятельности родителей в семье, во взаимодействии семьи и школы, семьи, школы и административных органов по работе с детьми и подростками;
  • – недостатки системы перевоспитания, исправления правонарушителей и последующей адаптации их в повседневной жизни (социальной среде).

Во-вторых, на формирование девиантного поведения влияет негативная личностная позиция самого ребенка (подростка), которая отражается:

  • – в отклонениях в самооценке: завышенная – ведет к возникновению чрезмерной амбиции и самомобилизации, которая в сочетании с аморальной способностью самовыражения приводит к правонарушениям; заниженная – рождает неуверенность в себе, поведенческий дуализм, раздвоенность личности и создает проблемы для нее в коллективе, сдерживает самовыражение;
  • – отклонениях в личностных притязаниях, которые предопределяют личную позицию подростка и активность в достижении целей. Они, как правило, вытекают из отклонений в самооценке;
  • – безразличии к нравственным ценностям и самосовершенствованию. Часто это связано с отсутствием нравственного примера и несформированностью потребности быть лучше;
  • – негативно реализуемой потребности в самоутверждении, нездоровом соперничестве, которые предопределяют устремленность подростка к самоактивности;
  • – сложности формирования потребности и активного желания самоисправления;
  • – стремлении подростка к общению, участию в неформальных молодежных объединениях, в том числе и асоциальной направленности.

В-третьих, девиантные отклонения во многом зависят от отклонений в психическом и физиологическом развитии, которые могут выражаться:

  • – в низком уровне интеллектуального развития от рождения или как результата черепно-мозговой травмы;
  • – эмоционально обусловленных отклонениях и (или) отклонениях активно-волевой сферы, способствующих формированию повышенной возбудимости: аффектах, импульсивности в действиях и поступках, жажде наслаждений, издевательств над окружающими, бродяжничества;
  • – отклонениях в процессе формирования личности, приводящих к сложностям во взаимоотношениях со сверстниками.

В-четвертых, существуют негативные факторы среды формирования личности.

Семья может становиться фактором негативного формирования личности, если существуют:

  • – безнравственная обстановка: пьянство, ссоры, драки, грубость во взаимоотношениях, нечестность, что создает негативный пример для подражания, формирует соответствующее мировоззрение;
  • – проблемы состава семьи: неполные, дистантные и многодетные семьи, семьи с одним ребенком, являются полем негативного формирования личности ребенка; переключение родителей на свои личные проблемы и предоставление ребенка самому себе в течение длительного времени; перекладывание воспитания ребенка на дедушку и бабушку без соответствующей поддержки (с возрастом пожилые люди оказываются неспособными обеспечивать необходимое воспитательное воздействие на внуков, что и приводит к их безнадзорности) ведут к недостатку педагогического влияния на ребенка, формированию его личности со стороны только одного из родителей, к чрезмерному вниманию и попустительству в процессе воспитания.

Наличие этого фактора:

  • – способствуют формированию у ребенка отрицательного отношения к дому, семье, родителям;
  • – побуждает его значительную часть времени проводить вне дома, что ведет к формированию категории “детей улицы”, безнадзорных и беспризорных;
  • – отучает его обращаться за чем-либо к родителю (родителям), видеть в нем (в них) опору, формирует нежелание общаться с ним (ними);
  • – определяет отсутствие у ребенка здоровых интересов, увлечений, усидчивости.
Читайте также:  Средства общения в развитии ребенка

К факторам средового воздействия (улицы, города, “стаи”) на человека также относятся:

  • – негативные увлечения, непедагогическое использование возможностей игры в развитии ребенка и проч.
  • – отрицательное влияние ближайшего окружения и прежде всего антипедагогическое поведение взрослых и сверстников.
  • – негативное влияние средств массовой информации, особенно телевидения, видеотехники.

Имеются и другие средовые факторы, негативно сказывающиеся на воспитание человека.

Изложенное выше ясно показывает необходимо профилактики социальных отклонений.

Источник

В последние годы в России появились дети, которые в силу определенных обстоятельств не получили обра­зование. Такие отклонения от нормы могут быть названы педа­гогическими. Педагогической нормой, или нормой образова­ния, являются стандарты общего образования, которые приня­ты в стране. В соответствии с этими стандартами ребенок в оп­ределенном возрасте должен получить соответствующий уро­вень образования, закончить начальную, неполную среднюю (9 классов) или полную среднюю (11 классов) школу. Согласно Закону об образовании РФ обязательным является общее сред­нее образование.

Однако есть дети, не получившие общего образования. К этой категории детей относят таких, которые не посещают школу; окончили только начальную школу; не получили общего сред­него образования. Причин такого положения детей у нас в стра­не довольно много: прогулы в школе и неуспеваемость детей приводит к нежеланию учиться; неблагополучие в семье толка­ет ребенка на улицу, где он вместо посещения уроков начинает зарабатывать себе на жизнь; экологические и социальные ка­таклизмы, когда дети теряют родителей, оказываются искале­ченными, выпадающими из системы образования на некоторое время. Увеличивается количество детей, склонных к бродяж­ничеству, которые также не посещают школу. Можно назвать еще много причин, по которым дети не учатся в школе.

Социальные отклонения связаны с понятием «социальная норма». Социальная норма — это правила, образец действия или мера допустимого (дозволенного или обязательного) пове­дения или деятельности людей или социальных групп, которое официально установлено или сложилось на том или ином эта­пе развития общества. Фактически социальные нормы высту­пают моделью должного поведения, должных общественных отношений и деятельности, которые создаются людьми на ос­нове познания социальной реальности.

Социальные нормы делятся на две большие группы: универ­сальные, т. е. распространяющиеся на каждого человека в об­ществе, и частные, относящиеся и регулирующие определен­ную сферу профессиональной деятельности или жизнедеятель­ности людей (например, врач, социальный педагог, брат, друг и др.). Социальные нормы являются элементами системы нор­мативной регуляции и обеспечения устойчивой общественной жизни (мораль, право, традиция). Соблюдение социальных норм обеспечивается путем превраще­ния внешних требований в потребность и привычку человека через его социализацию или применения различных санкций (правовых, общественных и др.) к тем, чье поведение отклоня­ется от принятых социальных норм. Социальные нормы и отклонения от них в поведении челове­ка представляют собой неотъемлемые факторы функциониро­вания любого общества.

Особенностью социальных норм для детей является то, что они выступают фактором воспитания, в процессе которого про­исходит усвоение социальных норм и ценностей, вхождение в социальную среду, усвоение социальных ролей и социального опыта.

Отклоняющееся поведение: детский алкоголизм, токсикомания, наркомания, про­ституция, беспризорность, безнадзорность, бродяжничество, правонарушения и преступность. В научной педагогической литературе для этой категории детей используются различные термины: «трудный», «трудновоспитуемый», «ребенок с девиантным, асоциальным поведением» и др. Причины связаны с трудностями подростково­го переходного возраста, неопределенностью социального поло­жения в обществе, нестабильностью развития страны, возник­новением экстремальных ситуаций, из которых ребенок не мо­жет самостоятельно найти выход, и др.

В реальности «чистых» отклонений, как правило, не бывает. Одно отклонение провоцирует другое, одна группа отклонений накладывается на другую. Социальные отклонения у ребенка обычно имеют в качестве причин и пред­посылок отклонения в здоровье, психические и педагогические отклонения. Для работы социального педагога очень важное значение имеет пограничная зона между нормой и отклонением. Так, если говорить о социальных отклонениях, то между нормаль­ным типом поведения и отклоняющимся, отмеченным такими чертами, как безволие, чрезмерная активность, гнев и страх, резко выраженная внушаемость и др., располагается неизмери­мое количество переходных ступеней от нормы к отклонению. Вследствие этого нет возможности провести четкую грань меж­ду естественным проявлением характера ребенка и отклонени­ями в нем.

Источник