Отклонения в развитии ребенка в полгода

Отклонения в развитии ребенка в полгода thumbnail

Время быстро движется вперед, ваш малыш растет, вот ему уже исполнилось полгода. Отмечая первый маленький юбилей, не забывайте обращать внимание на правильное развитие своего ребенка.

Что должен уметь ребенок в 6 месяцев

Основные навыки

Что должен уметь шестимесячный малыш:

  • Уверенно отличать маму и папу, родственников от чужих людей;
  • Реагировать на знакомые звуки;
  • Пытаться ползать;
  • Перекатываться со спинки на животик или бочок, и обратно;
  • Пытаться учиться устойчиво сидеть;
  • Должен садиться, если его тянут за ручки;
  • Интересоваться незнакомыми предметами, звуками, новыми игрушками;
  • Радоваться родителям и хорошо знакомым людям;
  • Брать двумя ручками интересующие его предметы, бросать их, брать в ротик;
  • Обращать внимание на названный вами предмет, который ему знаком;
  • Кушать прикорм.

Физическое развитие

Прибавка в весе и росте замедляется. В среднем в 6 месяцев дети вырастают на 1-2 сантиметра и набирают 500-650 грамм. По установленным нормам параметры полугодовалого ребенка составляют:

  1. Вес: 6,1–9,4 килограмма.
  2. Рост: 61,7–71,2 сантиметра.
  3. Окружность головы: 43,2–44,2 сантиметра.
  4. Окружность груди: 44,3–45,5 сантиметра.

Если есть небольшие отклонения, они не страшны, так как каждое развитие индивидуально.

Правильно садимся

С 6 месяцев дети начинают садиться, ползать, а в некоторых случаях стоять или даже ходить с опорой. Если этого не произошло, нет никакого повода для беспокойства. Все дети разные, если у ребенка не обнаружены неврологические заболевания или заболевания опорно-двигательного аппарата, он без проблем сядет в нужное для него время. Главная ваша задача – не помогать, откажитесь от ходунков и сидячих качелей. Не обкладывайте ребенка подушками, как это делали наши бабушки.

Поощряйте ползанье: положите на пол в трех метрах от малыша любимую игрушку или яркий мяч, пусть попытается добраться. Чем позже произойдет вертикальная нагрузка на позвоночник, тем равнее спинка и крепче ножки будут у вашего карапуза.

Чаще доставайте ребенка с кроватки и кладите на пол, это способствует более интенсивному развитию и познанию окружающего мира.

В 6 месяцев с ребенком необходимо заниматься

У полугодовалого малыша начинают появляться зубы, как правило, первым прорезается нижний центральный резец.

Эмоциональное развитие

В 6 месяцев у малыша обостряется слух, улучшается зрительное восприятие и координация движений. Он сосредотачивается на отдельных событиях: если плачет, то интересной вещью можно быстро его отвлечь. Вертя игрушку, перекладывая предметы или листая книжку, использует вместо одной руки две. Важным этапом развития в 6 месяцев является координация движений, когда ребенок берет ручкой свою ножку и засовывает в ротик. Это очень сложное действие, так как он должен скоординировать и ротик, и ручку, и ножку, но шестимесячный малыш должен его выполнять.

У ребенка развивается речь, чаще читайте ему книжки, рассказывайте потешки, сопровождая движениями, играйте в «ку-ку».

Когда ребенок садится, окружайте его полезными игрушками, которые развивают мелкую моторику рук. Это могут быть пирамидки, разные по величине фигурки, которые вкладываются друг в друга, мягкие игрушки, сшитые из разных материалов и набитые горохом, вишневыми косточками, фасолью или песком.

Слишком маленькие предметы не давайте, в 6 месяцев дети все пробуют на вкус, следите, чтобы малыш не проглотил или подавился.

Ваш малыш все впитывает как губка, старайтесь озвучивать все свои действия, называть игрушки и вещи своими именами. Если вы часто называете ребенка по имени, он может откликаться на него.

Сон должен составлять около 14 часов в сутки: 1 раз ночью, продолжительностью 7-9 часов и 2-4 раза днем. От ночного кормления в этом возрасте некоторые дети отказываются.

До 6 месяцев дети плачут из-за дискомфорта, то живот болит, то кушать хочет, после этого рубежа ребенок эмоционально восприимчив, если вы ругаетесь, разговариваете на повышенных тонах, все молниеносно передается ему. Постарайтесь создать спокойную атмосферу. Незнакомых людей малыш начинает изучать, после чего может улыбаться или капризничать.

Прикорм

В полгода начинается прикормЕсли ребенок на искусственном кормлении, то прикорм необходимо было ввести в 4,5-5 месяцев, для грудничков время подошло только сейчас. Педиатры рекомендуют детям на грудном вскармливании вводить прикорм не раньше 6 месяцев, так как до этого периода питательных и полезных веществ в молоке хватает для правильного развития.

Лучше начинать с овощных пюре, рекомендованная последовательность введения выглядит так: кабачок, брокколи, цветная капуста, тыква, морковь. Будьте аккуратнее с цветной капустой, от нее может болеть животик, на тыкву и морковку у некоторых деток появляется аллергия.

Если у малыша недовес, начинайте с безмолочных каш. Обычно вводят гречневую, кукурузную, пшенную, овсяную, если ребенок не страдает запорами, пробуйте рисовую кашу. Сначала половинку или одну ложку в день, затем две ложки и так увеличивайте до 100 грамм, пока не замените одно кормление грудного молока или смеси новой пищей.

Читайте также:  Развитие ребенка в 6 лет в садике

Не спешите быстро вводить прикорм, чем старше ребенок, тем менее опасны для него эксперименты.

Полезные советы:

Во многих источниках пишут, что в этом возрасте необходимо вводить желток куриного яйца. Повремените, желток сильный аллерген и может нарушать стул. Лучше его ввести ближе к 10-11 месяцам.

Коровье молоко вводить до года не желательно, оно может привести к развитию рахита, аллергии, задержке роста и развития. В нем много белка и минеральных солей, в то же время полинасыщенных жирных кислот, необходимого количества железа, витамина C и Д3 оно не содержит, их дефицит пагубно отражается на здоровье ребенка. Не используйте его при приготовлении каш, готовьте их лучше на воде.

Отклонение в развитии

Несколько простых упражнений помогут вам понять, как развивается ребенок:

  1. Положите малыша животом на пеленку, он должен уверенно опереться на свои вытянутые ручки. Затем приподнимайте под углом 45 градусов пеленку то с одного боку, то с другого. Ребенок чувствует нарушение равновесия и ищет ручками и ножками твердую опору.
  2. Положите ваше чадо на спинку. Дайте ему свои руки так, чтобы он их крепко сжал ладошками. Приподнимайте его слегка под небольшим углом. Ребенок должен сам стараться менять свое положение и подниматься.
  3. Маленький шарик положите в свою ладонь, и покажите малышу, он должен его забрать, обхватив всеми пальчиками. Обратите внимание на способность перекладывать предмет из одной ручки во вторую.
  4. Посадите перед собой ребенка и наклоняйте под углом 45 градусов в разные стороны: лево, право, вперед, назад. Голову он должен уметь держать ровно.
  5. Поставьте его на ноги, держа под мышки. На несколько секунд малыш должен выпрямить коленки.
  6. Ребенок провожает взглядом движущийся предмет, если он лежит недалеко, старается подползти и взять его.

Забеспокойтесь и обратитесь к специализированному врачу, если в 6 месяцев ребенок не:

  • Переворачивается со спинки на животик и обратно;
  • Узнает близких ему людей;
  • Проявляет интереса к игрушкам, звукам, предметам.

Источник

Самые опасные отклонения проявляются в первый год жизни. На что стоит обратить внимание – в этой статье.

Говорить о задержках развития можно только после ряда обследований и постановки диагноза квалифицированным врачом. Обычные сравнения мам с другими детьми ещё ни о чём не говорят.

Марина Сыскова, педиатр: «Если ребёнок рано сел, то это не значит, что он будет хорошо учиться. Как и не значит, что поздно пошедший ребёнок будет отставать, например, в речи». Так, в норме обучение навыкам ходьбы с 9 до 15 месяцев.

Сильные и очевидные отклонения от нормы антропометрических показателей должны насторожить. Самые опасные отклонения проявляются в первый год жизни. Задержки в развитии могут быть по ряду причин: тяжёлая беременность, трудные роды, перенесённые заболевания, инфекции, генетические отклонения, плохие социальные условия, стрессы, курение и принятие алкоголя матерью во время беременности и другие.

Внешние признаки отставания в физическом развитии – это задержка роста, набора массы, потеря жирового подкожного слоя, облысение. Обычно внешнее отставание начинается с медленного набора массы тела. Врачи определяют степень физической задержки развития соответственно возрасту, доношенности, перенесённых болезней, генетики.

Малыши, появившиеся раньше срока, часто отстают от своих сверстников примерно на тот срок, который они «не досидели» в утробе.

Отставание физического развития бывает лёгким, умеренным и тяжёлым. Определение причины задержки развития зачастую затруднено. Например, ребёнок медленно растёт: возможно, в семье есть низкорослые или это эндокринное заболевание. Необходимо изучение щитовидной железы, костного возраста, проведение МРТ и других исследований. Возможно, он плохо питается из-за низкого достатка родителей, невозможности усвоить еду или особенностей восприятия родителями вопросов питания.

Чтобы выяснить причины задержки, нужно увидеть полную картину. И тогда можно понять, какой должна быть терапия. Будет ли это введение гормонов роста, усиленное витаминами питание или, возможно, будет достаточно курса физиотерапии — это может определить только лечащий врач. Некоторые выявленные заболевания могут тянуть за собой ряд проблем: с сердцем, костями, умственной деятельностью и другими. Чем раньше выявить патологию, тем проще с ней бороться.

https://programmamama.com/baby-0-6/

Как ухаживать? Как обеспечить безопасность? Каких врачей пройти? Как малыш развивается в период от рождения и до 6 месяцев? Рассказываем и показываем вместе с врачом-неонатологом в видеокурсе “Развитие ребёнка от 0 до 6 месяцев”

Что делать, чтобы не упустить момент

Для ребёнка в первые месяцы жизни важно развитие мышц шеи, туловища и конечностей. Его дальнейшее физическое развитие будет базироваться на этом. Значит, нет сковывающему пеленанию, выкладываем малыша на живот на несколько минут, делаем лёгкий массаж, который снимет родовые блоки, зажимы. Комплекс постоянных физических упражнений вплоть до года – хорошая профилактика нормального развития. Если отклонения в развитии всё же будут выявлены, то врач назначит физиотерапию и медикаментозное лечение.

Педиатр не может за короткое время приёма выявить все моменты, поэтому рассказывайте о подозрительных, на ваш взгляд, деталях («ещё не лезут зубы», «не ползает» и пр.)

У каждого ребёнка свой путь, но к определённому возрасту должны сформироваться все моторные навыки.

Главные моторные навыки по месяцам до 1 года

  • к концу 1 месяца ребёнок на несколько секунд удерживает головку
  • к концу 2 немного приподнимает голову, лежа на животе
  • к концу 3 удерживает голову в вертикальном положении полминуты
  • к концу 4 приподнимает туловище, лёжа на животе, и опирается на носочки, стоя с поддержкой
  • к концу 5 держит голову, переворачивается
  • к концу 6 держит игрушки, передвигает ногами, стоя с поддержкой
  • к концу 7 хорошо сидит
  • к концу 8 ползёт назад
  • к концу 9 ползёт вперёд, пьёт из чашки
  • к концу 11 ползёт на четвереньках
  • к году делает несколько шагов, держась за руки взрослого, подаёт игрушки
Читайте также:  Центр развития ребенка в павловском посаде

Окончательное формирование моторных навыков произойдёт на втором- третьем годах жизни малыша, но нарушения физического развития, чаще всего, видны на первом году, потому необходимы профилактические осмотры детского невролога и хирурга в 1, 3, 6 и 12 месяцев.

Читайте на нашем канале статьи о развитии ребёнка:

Полезная статья? Подписывайтесь на канал и поделитесь ссылкой с друзьями.

Источник

«Подождем, сам заговорит». Так рассуждают спокойные родители, списывая молчание ребенка на юные годы. Многие готовы терпеливо ждать до 3-4 лет, когда драгоценное время будет упущено для раннего вмешательства.

По статистике на 2019 год, почти 40% детей 6-7 лет имеют речевые нарушения разного характера, более чем у 3% малышей диагностируется умственная отсталость. Это очень много по сравнению с прошлым десятилетием.

Особенно трудно понять, что ребенок отстает в развитии, молодым родителям, не имеющим опыта в воспитании. По мнению медиков, чтобы не запустить ситуацию, отклонения важно выявить именно на раннем этапе развития.

Памятка для молодых мам и пап

Первый год жизни — это важнейший этап, в течение которого родителям необходимо очень пристально наблюдать за развитием малыша. Причем это касается не только физического роста, но также развития речи и эмоциональных реакций.

Азы, описанные во многих книгах, посвященных воспитанию детей, знают практически все. Например, когда малыш начинает держать головку, в каком месяце зубки лезут, когда начнет гулить, переворачиваться, сидеть или ползать. В этом трудностей нет.

Однако проявление эмоций часто считается второстепенной функцией. Поэтому молодые родители в большинстве случаев мало обращают внимание на состояние и реакции ребенка.

Ценными рекомендациями с родителями делится Ольга Азова, кандидат педагогических наук и руководитель медицинского центра.

Признаки отклонений в развитии малыша

На что нужно обращать внимание:

1. Улыбка — после 21 дня жизни ребенок должен понимать обращенную к нему улыбку и улыбнуться в ответ.

2. Радость — с трех месяцев ребенок должен проявлять оживление при виде мамы, папы или другого близкого человека.

Когда следует насторожиться на первом году жизни:

1. Ребенок отвергает тактильные прикосновения.

2. Вместо речи малыш использует жесты или невнятные звуки.

3. Вместо четкого «мама» говорит слоговое «ма-ма-ма-ма».

4. Малыш называет «мамой» всех подряд.

5. В лексике появились слова, которые малыш произносит, но не применяет в общении.

6. Ребенок не понимает свое имя, обращенную к нему речь, просьбы или подсказки.

Когда следует насторожиться на втором году жизни:

1. На прогулке с детьми ребенок отказывается присоединиться к общей игре, однообразно выполняя какие-то другие повторяющиеся действия (качается на качелях, крутит колесо и т. д.).

2. Малыш не может освоить горшок или держание ложки.

3. Боязнь расчески или других предметов (действий), что часто воспринимается как чрезмерная независимость.

4. Частое закатывание истерик, излишняя возбудимость или плаксивость, расстройство сна, энурез.

5. Малыш не прожевывает твердую пищу, испытывает страхи.

Явные физические отклонения и описанные выше реакции сигнализируют, что малышу нужен специалист.

К какому врачу обратиться?

По мнению Ольги Азовой, эксперта в области детского развития, обеспокоенным родителям, прежде всего, необходимо посетить невролога. Но в этом и есть первая, а по сути, главная проблема.

Вот пример из ее практики:

«На консультации выясняется, что ребенка показывали нескольким врачам-неврологам. Однако ни один специалист не выявил реальной проблемы, прописав малышу массаж и ноотропы.

Случилось так, что именно массажистка верно заподозрила неладное. Она посоветовала пройти МРТ.

Наконец, родителям повезло, они попали в руки толкового специалиста, который действительно направил ребенка на обследование мозга.

Оказалось что у малыша опухоль, которая стремительно растет из-за ноотропных препаратов, назначенных другими врачами. Ребенку срочно провели операцию, которая закончилась успешно.

Но на этом все, никаких рекомендаций родителям на дальнейшее никто не дал, как и реабилитационного курса после вмешательства никто не назначил».

В итоге у ребенка развились явные проблемы. На прием привели уже 6-летнего мальчика, который практически не разговаривает, речь, обращенную к нему, ребенок не понимает, а вдобавок у малыша налицо запущенная апраксия (двигательные нарушения).

Читайте также:  Как влияет анемия на развитие ребенка

Соответственно, в случае обеспокоенности поведением малыша, визит к неврологу обязателен. Но главное, найти специалиста, имеющего специализацию и опыт именно в области нарушений развития. Желательно, чтобы это был невролог, работающий в паре с логопедом.

Опасно откладывать визит к врачу

Вторая наиболее распространенная проблема, связанная с отклонениями в развитии, это патологическое нежелание родителей провести обследование малыша как можно раньше.

Взрослые настойчиво откладывают визит к неврологу до тех пор, когда вмешательство не становится необходимым и очевидным.

Невероятно живучие аргументы — «он маленький, еще заговорит», «сейчас все детки начинают говорить позже», «мальчики развиваются медленнее, поэтому…».

Это непростительная безответственность мама и пап, а тем более специалистов, успокаивающих таким образом родителей.

Посещение невролога — это первый шаг на этапе обследования. Ребенку необходимо назначить аудиограмму (проверка слуха), а также проконсультироваться с врачом-сурдолгом и логопедом на выявление проблем.

Определение маршрута реабилитации

Ольга Азова считает, что независимо от диагноза каждому малышу с речевыми нарушениями требуется помощь врача-логопеда. Но для определения маршрута реабилитации необходимо правильно выявить проблему, поэтому начинать нужно с диагностики.

Важно понимать, с чем вы столкнулись. Это действительно нарушение речи или у малыша тугоухость. Возможно невербальное общение ребенка — это следствие умственной отсталости или иного расстройства (двигательного или ментального).

Реабилитационный курс должен назначаться, исходя из базового диагноза.

К примеру, на что делается упор пи следующих проблемах у детей:

1. ДЦП — физическое развитие.

2. Эпилепия — купирование припадков с назначением терапии.

3. Проблемы со слухом — занятия с врачом-сурдологом.

4. Аутизм — чаще назначается АВА- терапия.

5. Речевые нарушения (или алалия) — занятия с логопедом.

Сначала нужно сконцентрироваться на ключевой проблеме, только после этого работать с речевыми нарушениями.

Пример из практики:

На занятия к логопеду ходят два малыша, у одного аутизм, у другого — тугоухость. Ребенок с РАС не дает никакой реакции из-за погруженности в себя, а малыш с проблемами слуха не понимает специалиста (он недавно с аппаратом).

Нужна ли помощь логопеда этим детям? Разумеется, нет! Слабослышащему малышу нужен сурдолог, а маленькому аутисту нужен специалист, имеющий опыт с проблемами РАС.

Детский сад или домашнее воспитание

Большинство родителей предпочитают отдать ребенка в детский сад, где он сможет научиться общению в группе. При выборе эксперт предлагает исходить из возможностей взрослых.

По мнению специалистов, предпочтительнее домашнее воспитание, особенно для семей, где не один малыш. В этом случае в детей можно заложить именно те правила и ценности, которые соответствуют мировоззрению своей семьи.

Даже если в семье один ребенок, эксперты в области детского развития советуют посвятить себя дошкольному воспитанию своего чада.

Прогулки на свежем воздухе с другими детьми, посещение центров досуга и развития или других занятий может полностью компенсировать дефицит общения. Об этом подробнее можно прочитать в нашей предыдущей статье.

При этом коммуникативные навыки ребенок получит в соответствии с правилами семьи, а не будут навязанными. Если такой возможности нет, то стоит ответственно подойти к выбору воспитателя.

Самое печальное — это неосведомленность пап и мам в отношении отклонений, возникающих на первом этапе развития детей. Слаженного взаимодействия тандема «специалист — родители» пока не наблюдается в медицинской практике.

Поэтому родители должны быть бдительными и взять ответственность за развитие малыша в свои руки!

Эта статья — ответ на злободневный вопрос многочисленных читателей, почему сегодня столько детей рождается с отклонениями. Это не так! В большинстве случаев проблема развивается позже и по причине запущенности.

Ждем ваших мнений по этому поводу, присоединяйтесь к обсуждению! Будем рады каждому новому подписчику и лайку.

Информацию из цикла «доступная среда для инвалидов» можно найти здесь.

Источник