Отклонения в развитии ребенка скачать бесплатно
«Виды и причины отклонений в развитии ребёнка»
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………3
ВИДЫ НАРУШЕНИЙ РАЗВИТИЯ И ПРИЧИНЫ ОТКЛОНЕНИЙ В
РАЗВИТИИ………………………………………………………………….…4
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….11
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………..12
ВВЕДЕНИЕ
Факторы риска — это понятие, обозначающее широкий круг условий, способных оказывать неблагоприятное влияние на развитие ребёнка. Факторы риска — это опасное действие которых носит вероятный характер, означает более или менее вероятную угрозу возникновения отрицательных последствий. Различают факторы высокого, умеренного и низкого риска в зависимости от степени её выраженности.[1]
В результате анатомо — патологических исследований авторы указывали на поражения головного мозга у детей, которые возникали часто во время беременности, родов и первые месяцы жизни, нарушая развитие ребёнка. Нарушения и отклонения созревания функций и систем детского организма зависят от времени воздействия патологических факторов — от того, на каком этапе онтогенеза они воздействовали и сколько по времени. Компенсаторные возможности зависят от возраста влияния вредных факторов на ребёнка и длительности их воздействия.[2]
Также анализируя исследования в данной области свидетельствуют о том, что биологические и социальные факторы по — разному сочетаются и в различной мере воздействуют на нарушения в развитии у детей. Это требует рассмотрения данных факторов в комплексе.
ВИДЫ НАРУШЕНИЙ РАЗВИТИЯ И ПРИЧИНЫ ОТКЛОНЕНИЙ В
РАЗВИТИИ
Биологические факторы
В основе интеллектуальной недостаточности в большинстве случаев лежит воздействие ряда патогенных факторов (инфекции, интоксикации, травмы и т.д.) на ЦНС плода в период беременности, родов и в первые годы жизни ребенка.
Патогенные факторы:
- физические и психические травмы матери;
- инфекционные и вирусные заболевания матери во время беременности (краснуха, грипп, корь, герпес, цитомегаловирус, токсоплазмоз и др.);
- различные болезни беременной женщины (болезни сердца, легких, эндокринных желез);
- токсикозы беременности;
- резус-несовместимости крови матери и плода, вследствие чего возможны различные эмбриональные мозговые поражения (в этом случае часто страдают подкорковые образования, височные области коры и слуховые нервы);
- интоксикации – отравление организма ядовитыми веществами, лекарственными, наркотическими препаратами, алкоголем (не только систематическое, но и умеренное, эпизодическое употребление алкоголя в период беременности или даже одноразовое его употребление перед зачатием может пагубно отразиться на судьбе будущего ребенка);
- дистрофия, голодание, неправильное питание матери могут вызвать у плода дефицит питательных веществ: белков, жиров, углеводов.
влияющие на ЦНС плода в период беременности, родов и в первые годы жизни ребёнка. Такая дефицитарность ЦНС приводит к нарушению познавательной деятельности ребёнка, незрелости эмоционально — волевой сферы, ослаблении у него внимания, восприятия, памяти, отставании в развитии речи и тонкой моторики, ослаблении произвольной регуляции поведения.
Наследственные генетические поражения организма.
Элементарными единицами наследственности являются гены, расположенные в хромосомах– нитевидных самовоспроизводящихся структурах клеточного ядра. В составной части хромосомы закодированы основные признаки организма. По наследству передаются только хромосомы с локализованными в них генами.
Возможно наследование некоторых форм интеллектуальных нарушений(например, синдром Дауна) или психозов,обусловленных нарушениями в строении или числе хромосом.Наследуются также определенные нарушения зрительного и слухового анализаторов.
Приобретенные нарушения
К нарушениям во время родов, как правило, относятся:
- Родовые травмы, связанные с неблагоприятным течением родов (длительных, затяжных или быстрых, стремительных).
Распространенным осложнением этого может явиться кровоизлияние в вещество мозга: при затяжных родах сдавливание, деформация головы ребенка может быть причиной разрыва сосудов, а в результате стремительных родов кровоизлияние может произойти из-за быстрой смены внутриматочного давления атмосферным.
При длительных родах, вызванных неправильным положением плода, возможно также травматическое повреждение плечевого нервного сплетения, в результате которого наступает периферический паралич руки.
- Асфиксия – остановка дыхания, природное голодание у ребенка во время родов – приводит также к расстройствам кровообращения с тяжелыми последствиями.
Послеродовые приобретенные нарушения в развитии в основном являются последствиями перенесенных заболеваний в раннем детском возрасте. Сюда относятся:
- инфекционные и вирусные заболевания (менингит, энцефалит, полиомиелит и др.);
- различные травмы (черепно-мозговые, слухового или зрительного анализаторов);
- интоксикации (отравление организма ядовитыми веществами, лекарственными, наркотическими препаратами, алкоголем);
- различные заболевания органов зрения, слуха, носоглотки, которые могут вызвать тяжелые осложнения и поражения соответствующих анализаторов с последующим нарушением в развитии детей.
Семейные факторы
В семье огромную роль играет – эмоциональный фактор воспитания:
- бескорыстная любовь родителей к детям;
- эмоциональное благополучие ребёнка, которое базируется на уверенности в том, что его любят близкие родные люди.
Также важно состояние психосоциобиологической системы: диады «мать — дитя». От психического состояния матери (здоровья), от её взаимоотношений с ребёнком, зависят его развитие и состояние психического здоровья. Огромное значение имеют адекватность эмоциональных реакций матери, связанных с выраженностью материнского чувства. Недостаточность материнского чувства лежит в основе материнской деривации.
Психопатологические проявления у матери во время беременности и после родов являются причинами, когда впоследствии формируются неправильные типы общения с ребёнком. При нежелательной или не планируемой беременности первые три месяца могут протекать на фоне тревожного и депрессивного состояния. Наблюдаются и послеродовые психозы, которые возникли после ранее перенесенных психических расстройств или стрессов.
В развитии ребёнка большую роль играет и психологическая подготовка отца к отцовству, стимуляция его родительских чувств. Эксперты Оксфордского университета изучили, что мальчики страдают больше, чем девочки, если отцы страдают депрессией, или они алкоголики, или их общение с ребёнком носит формальный характер.
К нарушению нервнопсихического развития детей могут привести факторы:
- длительная разлука с родителями;
- аффективные конфликты супругов;
- депрессивное или тревожное состояние родителей;
- непонимание причин возникновения нарушений развития у ребёнка;
- недостаточная организация развивающих занятий и игр;
- неспособность заметить отклонения в развитии ребёнка;
- жесткое, формальное, поверхностное общение с ребёнком в семье;
- неадекватные реакции родителей на интеллектуальные возможности и неудачи ребёнка, на изменение эмоционально — поведенческие и коммуникативные реакции;
- отсутствие учета личностных особенностей ребёнка (экстравертность, интровертность, амбивертность), его возрастных, конституциональных, физиологических возможностей;
- необоснованный рост требований, предъявляемых личности ребёнка;
- неумение сформировать для ребёнка коррекционно — развивающую среду.
В результате личность ребёнка может развиваться дисгармонично, что может привести к трудностям социально – психологической адаптации и проблемам, связанным с формированием позитивного образа себя и взаимоотношений с окружающим миром.
Также учитывается:
- стиль воспитания – тон эмоционального и практического отношения к ребёнку;
- особенности воспитания в семье;
- наличие в семье лиц с психическими нарушениями, личностными отклонениями, инвалидов.
Психологические факторы
- Неблагоприятные семейные обстоятельства:
– неопределённые или напряженные отношения с отцом будущего ребёнка;
– нежелание иметь дитя;
– негативное отношение близких родственников к рождению ребёнка;
– страх или боязнь предстоящей ответственности за своего ребёнка;
– неуверенность в своих силах и в умении выполнять новые обязанности;
– отсутствие внешней помощи и поддержки;
– наличие депрессии у матери;
– бытовая неустроенность;
– патология беременности, родов.
- Ситуации эмоционального неприятия специалистами и родителями ребёнка, отказ в признании его творческих и интеллектуальных возможностях приводит к развитию у него патологических форм реагирования на окружающих, безразличия к любой интеллектуальной деятельности. В результате чего возникает дезадаптация в микро – и макросоциуме.
- Состояния психологического внутреннего дискомфорта:
– необоснованное беспокойство о будущем;
– постоянные размышления о своём поведении;
– ощущения себя плохим и никому ненужным;
– страх всего нового;
– страх ошибиться;
– страх быть неуспешным;
– неуверенность в одобрительном отношении окружающими;
– наличие у ребёнка дефицита внимания, понимания, признания, одобрения, любви со стороны окружающих.
Социальные факторы
Л.С. Выготский указывал, что в каждом возрастном периоде у ребёнка имеется своя социальная ситуация «система отношений между ребёнком данного возраста и социальной действительностью, «как исходный момент» для всех динамических изменений, происходящих в развитии в течении данного периода» развития, которая представляет конкретную форму отношений с взрослым в тот или иной период своей жизни. [3]
Результаты исследований [4] продемонстрировали, что благоприятные социальные факторы смягчают воздействие биологических факторов риска.
Д.Н. Исаев выделяет следующие социальные факторы:
– глобальные (неблагоприятные: страх перед войной, стихийные бедствия, ожиданием экологической катастрофы и т.д.);
– общественные (неблагоприятные: добровольный или вынужденный выезд из привычного места жительства, ситуации вне дома «риск к нападению, насилию, издевательствам», неблагоприятные материально – бытовые условия жизни);
– связанные с детскими, медицинскими и образовательными учреждениями;
– семейные.
Эмоциональные факторы
- Когда ребёнку в силу тех или иных причин невозможно достичь его возрастного вариативного биологического и социального уровня развития, формируются разные эмоциональные нарушения, которые вторично неблагоприятно воздействуют на дальнейшее психическое и умственное развитие ребёнка.
- При аномалиях развития, при длительных заболеваниях раннего возраста, нарушениях детско – родительских отношений, психологическом дискомфорте, испытываемом ребёнком в детском учреждении, могут возникнуть выраженные нарушения эмоционально – поведенческой сферы, которые приводят к ограничению функций.
- Эмоционально – поведенческие расстройства являются вторичными образованиями связанными с нарушением внутрисемейных и межперсональных отношений.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Нарушение в развитии может возникнуть под влиянием действия различных вредных воздействий внутреннего и внешнего характера на организм эмбриона, плода, новорожденного или ребенка в раннем возрасте. Часто имеет место сочетание этих вредоносных факторов.
Действие неблагоприятных факторов, как внешних, так и внутренних, приводят к колебаниям в эмоциональной сфере. Если действие этих факторов продолжается длительное время, то это может привести к стойким изменениям.
Органическое поражение коры головного мозга во внутриутробный, родовой периоды, а также первые три года жизни, длительное неблагоприятное воздействие психотравмирующих факторов на незрелый мозг ребёнка могут привести к необратимой перестройке его эмоционально-волевой сферы и личности в целом.
По данным ООН в мире насчитывается примерно 450миллионов людей с нарушенным психическим и физическим развитием. Это составляет1/10 часть жителей нашей планеты. По данным ВОЗ число таких жителей в мире достигает 13%. 3% детей рождается с недостатками интеллекта и 10% детей – с другими психическими и физическими недостатками.
ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА
- Бенилова С.Ю, Давидович Л.Р., Микляева Н.В. Дошкольная дефектология: ранняя комплексная профилактика нарушений развития у детей (современные подходы). М.: ПАРАДИГМА – 2012.
- Выготский Л.С. Собрание сочинений \ Проблемы развития психики. В 6 т. М.: Педагогика. Т.2 – 1982. Т. 3. – 1983. Т. 4. – 1984.
- Новые формы ранней психопрофилактики в системе охраны психического здоровья детей \ Материалы Международной конференции психиатров. 16 – 18 февраля, Москва. М.: РЦ «Фармединфо», 1998. – 384 с.
- Психология развития: Энциклопедический словарь\ Под.ред. А.В. Петровского, А. Л. Венгера; ред. – сост. Л.А. Карпенко. М.: ПЕР Сэ, 2005. – 176 с.
- Психогигиена детей и подростков \ Под. Ред. Г.Н. Сердюковской (СССР), Г.Г. Гельница (ГДР) Совместное издание СССР – ГДР. – М.: Медицина, 1985. – 225 с.
- Проселкова М.С, Козловская Г.В., Калинина М.А., Платонова Н.В. Новые формы ранней психопрофилактики в системе охраны психического здоровья детей \ Материалы Международной конференции психиатров. 16 – 18 февраля, Москва. М.: РЦ «Фармединфо», 1998. – 384 с.
[1] Психология развития: Энциклопедический словарь\ Под.ред. А.В. Петровского, А. Л. Венгера; ред. – сост. Л.А. Карпенко. М.: ПЕР Сэ, 2005. – 176 с.
[2] Проселкова М.С, Козловская Г.В., Калинина М.А., Платонова Н.В.
Новые формы ранней психопрофилактики в системе охраны психического здоровья детей \ Материалы Международной конференции психиатров. 16 – 18 февраля, Москва. М.: РЦ «Фармединфо», 1998. – 384 с.
[3] Выготский Л.С. Собрание сочинений \ Проблемы развития психики. В 6 т. М.: Педагогика. Т.2 – 1982. Т. 3. – 1983. Т. 4. – 1984.
[4] Психогигиена детей и подростков \ Под. Ред. Г.Н. Сердюковской (СССР), Г.Г. Гельница (ГДР) Совместное издание СССР – ГДР. – М.: Медицина, 1985. – 225 с.
Источник
Основные отклонения в психическом развитии личности ребенка, причины и способы коррекции.
Отклоняющееся развитие – это любое изменение в психической функции, групп функций, или всей системы психических функций, за пределы требований, которые предъявляют ребенку в конкретном обществе, в образовательных программах, педагоги, родители.
Дети с нарушением в развитии (с проблемами, с отклонениями, недостатками, дисгармонией, аномалией – греч. anomalos – неправильный) это дети у которых в силу врожденный недостаточности или приобретенного характера, есть отклонения от нормы, приводящие к нарушению общего развития.
Нарушения в развитии могут быть вызваны: биологическими факторами (органические нарушения) или микросоциальными средовыми причинами, т.е. неблагоприятными формами семейного воспитания, социальные или эмоциональные изменения, которые наблюдаются в период возрастных кризисов.
Необходимо отметить основные положения, характеризующие нарушения:
Каждое отклонение и нарушение характеризуется своей специфической структурой.
Внутри каждого нарушения наблюдается многообразие проявлений, своя степень выраженности.
Коррекционная работа строиться не только с учетом недостатков, но и с опорой на положительные свойства, на позитивные возможности ребенка.
Дисгармония в развитии проходит ряд этапов:
1 этап: неспецифического проявления отдельных признаков, отдельных реакций, например, плохой сон ребенка, повышенная утомляемость, возбудимость. Эти симптомы имеют неотчетливый характер, либо дети недостаточно четко сигнализируют, либо взрослые неверно интерпретируют их.
2 этап специфического проявления, т.е. превращение симптома уже в определенную форму расстройства. На сегодняшний день основными отклонениями, которые встречаются у дошкольников являются аутизм, страхи, агрессия, вербализм, негативизм, тревожность.
АУТИЗМ – нарушение в области эмоционально-волевой сферы, характеризуется нарушением эмоциональных связей ребенка с взрослыми, стереотипностью поведения, боязнью изменения среды, низкой потребностью в контакте. Этот термин ввел в 1912 г. швейцарский психиатр Э. Блейлер. С одной стороны, ученые говорят, что аутизм обусловлен социальными факторами, другие доказывают, что это особая диффицитарность в общении.
Для детей аутов характерно: общая вялость, замкнутость, фиксация на неприятных ситуациях, фиксация на неприятных ситуациях, резкая смена настроения – этот синдром формируется к трем годам. Коррекция: положительное отношение с ребенком, положительный характер общения, эмоциональное переживание происходящего с ребенком.
СТРАХИ – и состояния тревоги связаны с нормой, если они наблюдаются в раннем возрасте. Отличие страхов при норме и при нарушении заключаются в их интенсивности и прочной фиксации. Причина страха не всегда ясна, но если ребенок говорит об этом, то это уже страх, но только по поведению можно судить, что ребенка испугало. Тревожный знак в развитии страхов – это нарушение сна, избирательность в еде, потеря имеющихся навыков.
Коррекция: создание и поддержка щадящего сенсорного режима, поднятие эмоционального тонуса, избегать ситуаций, которые провоцируют страхи, сочинение взрослыми историй про страхи и их рисование.
АГРЕССИЯ – одна из частых проблем в поведении, возникающая у детей с эмоциональными отклонениями.
Профилактика: следует учитывать степень выносливости нервной системы ребенка, не менять резко эмоциональных отношений с ребенком.
Источник
1
2
Норма и отклонения в развитии ребенка 1.Понятие нормы и отклонения в развитии ребенка. 2.Дефект. 3.Причины нарушения развития. 4.Факторы риска. 5.Виды нарушений развитии ребенка.
3
Критерии нормальности: Субъектная удовлетворенность. Идентичность. Автономность. Адекватная самооценка. Толерантность. Социальная адаптация. Оптимальное самоутверждение. Норма – средняя величина чего-либо Это понятие относительно и зависит от времени и культуры
4
Формирование идентичности продолжается всю жизнь на каждом этапе возникает новое качество. которое в определенный момент становится определяющим его психической жизни и поведения Идентичность – это психическое здоровье, чувство устойчивости, непрерывности «Я»,причастность к социальной группе.
5
Этапы развития
6
Этапы идентичности До 1 года Чувство базового доверия к миру От 1 до 3 лет Чувство автономности и независимости От 3 до 6 лет Освоение системы социальных ролей От 6 до 14 лет Трудолюбие. Чувство полноценности От 14 до 20 лет Интимность. Кризис идентичности.
7
Инфантилизм; Чувство тревоги; Чувство изоляции; Страх перед общением; Неспособность эмоционально влиять на другого человека; Враждебность и презрение ко всем признанным общественным ролям. Кризис идентичности не преодолен задержка личностного развития
8
Способность к децентрации, самоотдаче, любви; Творчество, целеустремленность; Потребность к свободе; Проектирование будущего; Внутренняя ответственность перед собой, и другими, прошлым и будущим; Стремление к обретению смысла жизни. Степень психического здоровья отношение к другому человеку :
9
Относительная стабильность характера во времени; Тотальность проявления; Социальная дезадаптация. Аномалия – отклонение от правильности развития
10
Дефект Первичный Физический или психический недостаток, нарушающий нормальное развитие ребенка. Вызван биологическими факторами. Вторичный Недоразвитие высших психических функций. Возникает под влиянием первичного дефекта.
11
При разных первичных дефектах вторичные часто имеют одинаковые проявления: Замедлен темп развития психических функций Ведущий вид деятельности формируется позднее Отклонения в развитии познавательных процессов Дефекты речевого развития Сложности в общении
12
Типы нарушенийНедоразвитие Задержанное развитие Поврежденное развитие Дефицитарное развитие Искаженное развитие Дисгармоничное развитие
13
4 группы дефектов Группа физических отклонений Группа психических отклонений Группа педагогических отклонений Группа социальных отклонений
14
Вниманию педагогов!!! Пограничная зона между нормой и отклонением имеет очень важное значение в рамках терапевтического аспекта деятельности педагога. Норма Отклонения
15
Причины отклонений в развитии ребенка Наследственное влияние Наследственные заболевания Предрасположен- ность к заболеваниям Неблагоприятные факторы внешней среды ПренатальныеНатальныеПостнатальные Субъективные факторы Особенности темперамента Личностные характеристики
16
Факторы риска Социально-экономическая ситуация в стране Войны. Экономические кризисы Политические реформы Профессиональная деятельность Ненормированный рабочий день Профессии повышенного риска и эмоционального напряжения Отношения в родительской семье Неполные, бедные, конфликтные семьи Алкоголизм в семье, Низкий уровень образования родителей
17
Практикум Работа с текстом (конспектирование): «Основные виды нарушения развития детей»
Источник