Отклонения в развитии ребенка курсовая

Бюджетное учреждение среднего профессионального образования

Ханты-Мансийского автономного округа-Югры

Нижневартовский социально-гуманитарный колледж БУ «НСГК»

РЕФЕРАТ

По предмету:

Специальные методики воспитания и обучения детей с отклонениями в развитии

Тема:

Виды и причины отклонений в развитии у детей

Студентка: гр. 311/3

ЗДО 3курс

Корсунова Е.

Проверила: Винюкова И.В.

Стрежевой 2012 г

СОДЕРЖАНИЕ:

Введение

. Виды и причины отклонений

. Эмоциональное влияние на психику человека

. «Девиантное» поведение

Заключение

Литература

ВВЕДЕНИЕ

Известно, что у человека как биологического существа есть риск рождения детей с отклонениями от общепринятой биосоциальной нормы. Развитие человеческой цивилизации повлекло за собой возрастание различных (соматических, сенсомоторных, эмоционально-волевых и психических) нарушений, особенно заметных в детском возрасте.

В основе тех или иных проблем в развитии особого ребенка лежат нарушения нервной системы или определенного анализатора, в результате которых возникают нетипичное (атипичное) строение и деятельность органов или всего организма. Нарушения могут возникнуть на любом этапе развития (внутриутробного, послеродового, в результате действия наследственных факторов).

1. ВИДЫ И ПРИЧИНЫ ОТКЛОНЕНИЙ

В зависимости от причин возникновения нарушений их подразделяют на врожденные и приобретенные.

Причины возникновения врожденных нарушений разнообразны.

К первой группе относятся патогенные (вызывающие нарушения) факторы, действующие на развивающийся плод во внутриутробном развитии, такие как:

vфизические и психические травмы матери;

vинфекционные и вирусные заболевания матери во время беременности (краснуха, грипп, корь, герпес, цитомегаловирус, токсоплазмоз и др.);

vразличные болезни беременной женщины (болезни сердца, легких, эндокринных желез);

vтоксикозы беременности;

vрезус-несовместимости крови матери и плода, вследствие чего возможны различные эмбриональные мозговые поражения (в этом случае часто страдают подкорковые образования, височные области коры и слуховые нервы);

vинтоксикации – отравление организма ядовитыми веществами, лекарственными, наркотическими препаратами, алкоголем (не только систематическое, но и умеренное, эпизодическое употребление алкоголя в период беременности или даже одноразовое его употребление перед зачатием может пагубно отразиться на судьбе будущего ребенка);

vдистрофия, голодание, неправильное питание матери могут вызвать у плода дефицит питательных веществ: белков, жиров, углеводов.

Существует прямая связь между временем воздействия патогенных агентов на развивающийся плод и негативными последствиями. Чем раньше во внутриутробном развитии повреждается эмбрион, тем более тяжелыми оказываются последствия.

Ко второй группе врожденных нарушений относятся наследственные генетические поражения организма.

Элементарными единицами наследственности являются гены, расположенные в хромосомах – нитевидных самовоспроизводящихся структурах клеточного ядра. В составной части хромосомы закодированы основные признаки организма. По наследству передаются только хромосомы с локализованными в них генами.

Возможно наследование некоторых форм интеллектуальных нарушений (например, синдром Дауна) или психозов, обусловленных нарушениями в строении или числе хромосом. Наследуются также определенные нарушения зрительного и слухового анализаторов.

Приобретенные нарушения включают разнообразные нарушения в развитии, вызванные природовыми и послеродовыми поражениями организма ребенка.

К нарушениям во время родов, как правило, относятся:

vРодовые травмы, связанные с неблагоприятным течением родов (длительных, затяжных или быстрых, стремительных).

Распространенным осложнением этого может явиться кровоизлияние в вещество мозга: при затяжных родах сдавливание, деформация головы ребенка может быть причиной разрыва сосудов, а в результате стремительных родов кровоизлияние может произойти из-за быстрой смены внутриматочного давления атмосферным.

При длительных родах, вызванных неправильным положением плода, возможно также травматическое повреждение плечевого нервного сплетения, в результате которого наступает периферический паралич руки.

vАсфиксия – остановка дыхания, природное голодание у ребенка во время родов – приводит также к расстройствам кровообращения с тяжелыми последствиями.

Послеродовые приобретенные нарушения в развитии в основном являются последствиями перенесенных заболеваний в раннем детском возрасте. Сюда относятся:

инфекционные и вирусные заболевания (менингит, энцефалит, полиомиелит и др.);

различные травмы (черепно-мозговые, слухового или зрительного анализаторов);

интоксикации (отравление организма ядовитыми веществами, лекарственными, наркотическими препаратами, алкоголем);

различные заболевания органов зрения, слуха, носоглотки, которые могут вызвать тяжелые осложнения и поражения соответствующих анализаторов с последующим нарушением в развитии детей.

Итак, нарушение в развитии может возникнуть под влиянием действия различных вредных воздействий внутреннего и внешнего характера на организм эмбриона, плода, новорожденного или ребенка в раннем возрасте. Часто имеет место сочетание этих вредоносных факторов.

детский сенсомоторный психический девиантный

2. Эмоциональное влияние на психику человека

Эмоции человека – важнейшая часть его психики. Сопровождая практически любые проявления активности, эмоции служат одним из главных регуляторов психической деятельности и поведения. Они развиваются в процессе эволюции от простейшего реагирования простейших существ на раздражители к так называемым высшим эмоциям человека, таким, как сопереживание, чувство долга и ответственности, альтруизм. Эмоции служат наиболее тонкому приспособлению человека к окружающему миру, к жизни в обществе, к контактам с другими людьми, в конечном итоге они служат приспособлению и выживанию не только одного индивида, но и сохранению человеческого рода в целом.

В.П. Кащенко писал: «Родившемуся физически здоровому человеческому существу от природы дано всё – вся полнота сторон, с совокупностью которых связано представление об идеальной личности. Но эта заданность лишь в возможности, а реальностью её делает полноценное развитие в благоприятных условиях».

Действие неблагоприятных факторов, как внешних, так и внутренних, приводят к колебаниям в эмоциональной сфере. Если действие этих факторов продолжается длительное время, то это может привести к стойким изменениям эмоционального фона.

Изменение эмоционального фона – тонкий индикатор общего состояния психики. Специалистам известно, что оно может оказаться первым «звонком» душевной болезни. В реализации эмоций задействованы и подкорковые структуры мозга, и вегетативные и двигательные механизмы, и, естественно, кора головного мозга. Причём чем младше ребёнок, тем менее дифференцированы у него эти структуры, тем больше «разливается» проявление переживания, тем сильнее задействованы те сферы, которые обычно не связаны с эмоциональными переживаниями: двигательная активность, сон, аппетит, работа кишечника, регуляция температуры и т.п. Всё это приводит к тому, что у детей гораздо чаще, чем у взрослых, встречаются нетипичные проявления эмоциональных расстройств, которые затрудняют их правильное распознавание и лечение. Изменение эмоционального фона может быть почти незаметным за разными фасадами: нарушением вегетативных функций, имитирующим те или иные заболевания, за расстройствами поведения, за снижением школьных успехов. Однако выявление эмоционального расстройства необходимо для правильного лечения.

Ощущение печали, тоски, ослабление интересов, снижение общего тонуса, уход от контактов, иногда чувство собственной изменённости, заторможенности – типичные проявления «взрослой» депрессии. У детей, не достигших переходного возраста, трудно выделить подобные признаки – не только из-за их нечёткости, но и из-за того, что ребёнок, как правило, не может дать подробный отчёт о своих эмоциональных переживаниях.

Эмоциональные колебания у детей, как у совсем маленьких, так и у более старших, чаще бывают вызваны неблагоприятной ситуацией, но в редких случаях могут происходить самопроизвольно (по крайней мере, не наблюдаются причины изменившегося состояния). Видимо, в склонности к таким расстройствам большое значение имеет генетическая предрасположенность к колебаниям эмоционального фона.

Читайте также:  Выбираем школу для ребенка с задержкой развития

Если депрессивное состояние развивается у маленького ребёнка, родители, прежде всего, обращают внимание на снижение аппетита, остановку в весе, снижение иммунитета (подверженность заболеваниям) и, как правило, почти не замечают беспричинного изменения общего состояния ребёнка: капризности, отказа от общения, временной приостановки в развитии; немотивированной агрессии. После трёх лет «настроение» начинает звучать более отчётливо. Но ещё длительное время, вплоть до переходного возраста, когда эмоции «вырвутся» вперёд, станут осознаваемыми, насыщенными, как бы реальными для самого ребёнка, у ребёнка отсутствуют типичные депрессивные жалобы на печаль и тоску. В дошкольном возрасте на первый план обычно выступают изменения в состоянии здоровья: расстройства сна, аппетита, потливость, ознобоподобная дрожь, покраснение или побледнение кожи, энурез или энкопрез. Его общее состояние может быть или вялым, заторможенным, или беспокойным, гиперактивным, тревожным, плаксивым. Другим проявлением изменений эмоционального состояния могут быть: повышенная возбудимость аффектов, импульсивность поступков, исступлённый гнев и немотивированная агрессия, болезненные страхи и некоторые другие. Но эти проявления чаще проявляются у детей старшего дошкольного возраста.

Эти состояния имеют тенденцию к углублению и усложнению; повторению. Такие проявления регистрируются в основном у сравнительно узкого контингента – так называемых групп риска: дети с низким уровнем познавательной активности вследствие ранних органических поражений центральной нервной системы, дети с наследственной отягощённостью психическими заболеваниями, дети с микросоциальной и педагогической запущенностью, дети из семей с неправильным типом воспитания, дети развивающиеся в условиях эмоциональной депривации и т.д. Дети из этих групп имеют повышенный риск возникновения нарушений эмоционального развития.

Органическое поражение коры головного мозга во внутриутробный, родовой периоды, а также первые три года жизни, длительное неблагоприятное воздействие психотравмирующих факторов на незрелый мозг ребёнка могут привести к необратимой перестройке его эмоционально-волевой сферы и личности в целом. Биологические предпосылки в виде темперамента, определяющего силу, уравновешенность, подвижность психических процессов составляют ту генетическую основу высшей нервной деятельности, на базе которой личность формируется именно под влиянием социальных условий. В детском возрасте основным социальным фактором, формирующим личность ребёнка, является его воспитание и обучение. Неблагоприятная микросоциальная среда, неправильный тип воспитания в семье и многие другие социальные и психологические предпосылки служат отягощающим фактором в эмоциональном развитии дошкольников.

Таким образом, ввиду незрелости личности ребёнка в целом и нарушений эмоционально-волевой сферы, его повышенной внушаемости неблагоприятные условия внешней среды, действующие достаточно длительное время могут привести к нарушениям поведения, а впоследствии к стойкому изменению личности.

. «Девиантное» поведение

Нарушения поведения – отклонения от принятых в данном обществе социальных и нравственных норм. В настоящее время наряду с понятием «нарушение поведения» используется понятие «отклоняющееся поведение» или девиантное.

Группа детей с нарушением поведения многообразна. Причём есть различие в причинах, динамике изменений и различия в психолого-педагогических характеристиках детей.

Все нарушения поведения делятся на 2 группы.

. Патологические (патохарактерологические реакции).

. Непатологические (характерологические реакции).

Характерологические реакции – преходящее ситуационно обусловленное изменение поведение ребёнка, которое проявляется преимущественно в определённой среде (микросреде), имеет чёткую психологическую направленность, не ведёт к нарушению социальной адаптации в целом и не сопровождается расстройствами соматических функций.

Патохарактерологические реакции – психогенные личностные реакции, которые проявляются преимущественно в разнообразных отклонениях поведения ребёнка и ведут к нарушению социально-психологической адаптации и, как правило, сопровождаются невротическими соматовегетативными расстройствами Патохарактерологическая реакция чаще развивается из характерологической. Реже реакция с самого начала бывает патологической, но имеет место у детей с психопатическими чертами характера или церебральной резидуально-органической недостаточностью, а также при дисгармонически протекающем переходном периоде (например, возрастной кризис 7 лет). Признаками перехода характерологической реакции в патологическую является выход изменённого поведения ребёнка за рамки той микросреды и той ситуации, в которых реакция первоначально возникла, утрата частью проявлений психологически понятного, непосредственно реактивного характера, а также постепенное присоединение неврологического компонента: колебаний настроения, раздражительности, аффективной возбудимости, истощаемости сомато-вегетативньгх расстройств.

В этиологии патохарактерологических реакций важна роль разнообразных отрицательных ситуационных факторов, премущественно длительно действующих – конфликтные внутрисемейные отношения, неправильный воспитательный подход, эмоциональная депривация, непедагогичные действия педагогов. Способствующими факторами являются акцентуированные и патологические черты характера, резидуально-органическая недостаточность. Из внешних факторов имеют значение неблагоприятный микросоциальный психологический климат, а также так называемая «педагогическая запущенность». Существует 2 критерия отнесения поведения к патологическому

. Устойчивость проявлений нарушения поведения, т.е. постоянно.

. Полиморфизм проявлений, т.е. нарушения носят множественный характер.

Проблемы, связанные с девиантным поведением, в последние годы обостряются. Это связано в первую очередь с социально-экономическими причинами, к которым относят ухудшающуюся экологическую обстановку, снижением уровня жизни основной массы населения, ухудшению криминогенной обстановки т.д. Состояние окружающей среды, качество продуктов питания ведут к снижению числа здоровых матерей. Они, в свою очередь, часто оказываются неспособными произвести на свет здоровое потомство.

Заключение

По данным ООН в мире насчитывается примерно 450 миллионов людей с нарушенным психическим и физическим развитием. Это составляет 1/10 часть жителей нашей планеты. По данным ВОЗ число таких жителей в мире достигает 13%.

% детей рождается с недостатками интеллекта и 10% детей – с другими психическими и физическими недостатками.

Нарушения поведения проявляются не только у детей с недостатками психического и физического развития. К 7 годам жизни, судя по наблюдениям психологов и педагогов, нарушения поведения имеют стойкую тенденцию к закреплению. Эта картина наблюдается во всех категориях детского населения. Количество детей с нарушениями поведения растёт из года в год. И в связи с этим сравнительно недавно, в конце 80-х годов, эти дети были объединены в самостоятельную категорию среди других категорий аномального развития – «Дети с нарушениями поведения».

Безусловно, являясь «трудными», эти дети мешают, дезорганизуют учебно-воспитательный процесс в дошкольных и школьных образовательных учреждениях. И сами становятся «группой риска», так как без специально организованной помощи нарушения поведения имеют тенденции становиться патохарактерологическими. И эти стойкие патологические личностные изменения приводят этих детей в антисоциальную среду и влекут за собой очень часто криминальные последствия. Эта проблема – одна из актуальнейших в современном обществе. До сих пор, несмотря на некоторые, немногочисленные подходы к ней, эта проблема не решена.

Литература:

1.Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб.: Питер, 2003. -720 с

2.Ермолаева М.В., психологические рекомендации и методы развивающей и коррекционной работы с дошкольниками. – М.: Издательство “Институт практической психологии”; Воронеж: Издательство НПО “МОДЭК”, 1998. – 176 с. (Серия “Библиотека школьного психолога”).

.Коррекционная педагогика: Основы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии: Учебное пособие для студентов средних педагогических учебных заведений / Б.П. Пузанов, В.И. Селиверстов, С.Н. Шаховская, Ю.А. Костенкова; Под ред. Б.П. Пузанова. – 3-е изд., доп. – Издательский центр “Академия”, 2001. – 160 с.

Читайте также:  Врожденные предпосылки нормального развития речи ребенка

.Петрова В.Г., Белякова И.В., Кто они, дети с отклонениями в развитии? – М.: Флинта: Московский психолого-социальный институт, 1998. – 104 с.

.Психокоррекционная и развивающая работа с детьми: Учеб. пособие для студентов средних педагогических учебных заведений / И.В. Дубровина, А.Д. Андреева, Е.Е. Данилова, Т.В. Вохмянина; под ред. И.В. Дубровиной. 2-е изд., стереотип. – Издательский центр “Академия”, 2001. – 160 с.

Теги:
Виды и причины отклонений в развитии у детей 
Реферат 
Педагогика

Источник

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

Поиск учебного материала на сайте

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение оригинальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения оригинальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, РУКОНТЕКСТ, etxt.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии так, что на внешний вид, файл с повышенной оригинальностью не отличается от исходного.


Наименование:


Реферат/Курсовая Причины отклонений в развитии детей

Информация:

Тип работы: Реферат/Курсовая.

Добавлен: 04.09.13.
Год: 2012.
Страниц: 15.
Уникальность по antiplagiat.ru:

Описание (план):

ФЕДЕРАЛЬНОЕ
АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«БАШКИРСКИЙ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
им. М.Акмуллы» Реферат Тема: «Причины
отклонений в развитии детей»

                  Выполнила
                  студентка 3
                  курса
                  группы 301 по
                  специальности
                  логопедия
                  педагогических
                  наук, доцент
            Уфа
            2011 год

Содержание Введение
3
1.
Факторы психического развития
человека
1.1.
Механизмы генетических влияний
5
1.2.
Соматический фактор
6
1.3.
Индекс повреждения головного
мозга
8
2.
Социальные факторы риска возникновения
недостатков в

психофизическом и личностно
– социальном развитии
2.1. Механизмы
социальных влияний в пренатальном
и натальном

периодах развития ребенка
12
2.2. Механизмы
социальных влияний в период
индивидуального

развития
12
Заключение
14
Список
использованных источников
15
Введение Факторами
называются постоянно действующие обстоятельства,
вызывающие устойчивые изменения того
или иного признака. Но сначала рассмотрим
условия нормального развития ребенка.
Можно выделить основные 4 условия, необходимые
для нормального развития ребенка, сформулированные
Г. М. Дульневым и А. Р. Лурия. Первое важнейшее
условие — «нормальная работа головного
мозга и его коры»; при наличии патологических
состояний, возникающих вследствие различных
патогенных воздействий, нарушается нормальное
соотношение раздражительных и тормозных
процессов, затруднено осуществление
сложных форм анализа и синтеза поступающей
информации; нарушается взаимодействие
между блоками мозга, отвечающими за различные
аспекты психической деятельности человека.
Второе условие — «нормальное физическое
развитие ребенка и связанное с ним сохранение
нормальной работоспособности, нормального
тонуса нервных процессов». Третье условие
— «сохранность органов чувств, которые
обеспечивают нормальную связь ребенка
с внешним миром». Четвертое условие —
систематичность и последовательность
обучения ребенка в семье, в детском саду
и в общеобразовательной школе.
Проводящийся
регулярно различными службами (медицинскими,
психологическими, образовательными,
социальными) анализ психофизического
и социального здоровья детей показывает
прогрессирующий рост численности детей
и подростков с различными отклонениями
в развитии, здоровых по всем параметрам
развития детей становится все меньше.
По данным различных служб, от 11 до 70 % от
всего детского населения на разных этапах
своего развития в той или иной степени
нуждаются в специальной психологической
помощи.
Основная
дихотомия (деление на две части)
традиционно идет по линии или
врожденности (наследуемости) каких-либо
особенностей организма, или их приобретенности
в результате средовых воздействий на
организм. С одной стороны, это теория
преформизма (заданности и предопределенности
психосоциального развития человека)
с отстаиванием прав ребенка как активного
творца своего собственного развития,
обеспеченного природой и наследственностью
(представлена, в частности, в работах
французского философа и гуманиста XVIII
в. Ж.Ж.Руссо), с другой стороны, сформулированное
английским философом XVII в. Джоном Локком
представление о ребенке как «чистой доске»
— «tabula rasa», — на которой окружающая среда
может сделать любые записи.
Л.
С. Выготский, являющийся выдающимся психологом
и дефектологом, основоположником культурно-исторической
теории развития психики человека, убедительно
доказал, что «врастание нормального ребенка
в цивилизацию представляет обычно единый
сплав с процессами его органического
созревания. Оба плана развития — естественный
и культурный — совпадают и сливаются
один с другим. Оба ряда изменений взаимопроникают
один в другой и образуют в сущности единый
ряд социально-биологического формирования
личности ребенка».
По времени
воздействия патогенные факторы
делятся на:
-пренатальные
(до начала родовой деятельности);
-натальные
(в период родовой деятельности);
-постнатальные
(после родов, прежде всего имевшие место
в период с раннего детства до трех лет).
Согласно
клинико-психологическим материалам
наиболее грубое недоразвитие психических
функций возникает вследствие воздействия
повреждающих вредностей в период интенсивной
клеточной дифференциации структур головного
мозга, т. е. на ранних этапах эмбриогенеза,
в начале беременности. Факторы, нарушающие
развитие ребенка, находящегося в утробе
матери (включая состояние здоровья матери),
называются тератогенами.
К биологическим
факторам риска, способным вызвать серьезные
отклонения в физическом и психическом
развитии детей, относятся:
-хромосомно-генетические
отклонения как наследственно обусловленные,
так и возникшие в результате генных мутаций,
хромосомных аберраций;
-инфекционные
и вирусные заболевания матери во время
беременности (краснуха, токсоплазмоз,
грипп);
-венерические
заболевания (гонорея, сифилис);
-эндокринные
заболевания матери, в частности диабет;
-несовместимость
по резус-фактору;
-алкоголизм
и прием наркотиков родителями, и особенно
матерью;
-биохимические
вредности (радиация, экологическое загрязнение
окружающей среды, наличие в окружающей
среде тяжелых металлов, таких, как ртуть,
свинец, использование в агротехнике искусственных
удобрений, пищевых добавок, неправильное
использование медицинских препаратов
и др.), воздействующие на родителей до
наступления беременности или на мать
во время беременности, а также на самих
детей в ранние периоды постнатального
развития;
-серьезные
отклонения в соматическом здоровье матери,
включая недоедание, гиповитаминоз, опухолевые
заболевания, общую соматическую ослабленность;
-гипоксические
(кислородная недостаточность);
-токсикозы
матери во время беременности, особенно
во второй ее половине;
-патологическое
протекание родовой деятельности, особенно
сопровождающееся травматизацией головного
мозга;
-мозговые
травмы и тяжелые инфекционные и токсико-дистрофические
заболевания, перенесенные ребенком в
раннем возрасте;
-хронические
заболевания (такие, как астма, заболевания
крови, диабет, сердечно-сосудистые заболевания,
туберкулез и др.), начавшиеся в раннем
и дошкольном возрасте. 1. ФАКТОРЫ
ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕКА 1.1. МЕХАНИЗМЫ
ГЕНЕТИЧЕСКИХ ВЛИЯНИЙ Начало
любому живому организму дает объединение
материнских и отцовских клеток в новую
клетку, которая состоит из 46 хромосом,
объединенных при нормальном развитии
в 23 пары, из которых впоследствии формируются
все клетки нового организма. Сегменты
хромосом называются генами. Информация,
содержащаяся в генах одной хромосомы,
содержит огромное количество сведений,
превышающих объем нескольких энциклопедий.
Гены содержат информацию как общую для
всех людей, обеспечивающую их развитие
как человеческого организма, так и определяющую
индивидуальные различия, в том числе
появление тех или иных отклонений в развитии.
За прошедшие годы накоплен огромный материал,
показывающий, что многие формы интеллектуальной
и сенсорной недостаточности генетически
обусловлены. Динамика индивидуального
развития и специфика созревания различных
психических функций в постнатальный
период онтогенеза, безусловно, зависит
от социокультурных влияний. Однако эти
влияния оказывают разное воздействие
на мозговые структуры и их функционирование,
так как генетическая программа их развития
разворачивается последовательно, в соответствии
с закономерностями созревания различных
уровней нервной системы, и в частности
различных отделов головного мозга. Современные
клинико-генетические сведения следует
учитывать при изучении закономерностей
становления различных психических функций
в онтогенезе и при подборе тех или иных
способов коррекции различных недостатков
в развитии.
Появившаяся
в последние десятилетия новая
отрасль науки — социобиология,
находящаяся на стыке биологии, психологии
и социально-гуманитарных наук, ввела
понятие «репродуктивный императив».
Имеется в виду, что условием выживания
любой популяции, в том числе и человеческой,
является обязательное закрепление на
генном уровне тех способов поведения
и психических особенностей, которые служат
сохранению популяции. Отношения «родитель—ребенок»
рассматриваются социобиологами как
первичный социум,

эволюционно-генетическая задача которого
— воспроизводство генов. Родительская
привязанность в данном контексте рассматривается
как величина, обратно пропорциональная
уровню рождаемости: чем выше рождаемость,
тем слабее родительская привязанность.
Эволюционно-генетической целесообразностью
объясняется и происхождение альтруистического
поведения по отношению к биологическим
родственникам и собратьям по виду.
К патологии
развития могут приводить также недостаток
или избыток хромосом, т. е. если их меньше
или больше 23 пар. В большинстве случаев
хромосомная аномалия приводит к гибели
плода еще в утробе матери или к преждевременным
родам и выкидышам. Однако существует
достаточно распространенная аномалия
в развитии — синдром Дауна, встречающаяся
в соотношении 1:600—700 новорожденных, при
которой причиной системных нарушений
психофизического развития ребенка является
появление дополнительной хромосомы в
21-й паре — так называемая трисомия.
Хромосомные
аномалии отмечаются приблизительно в
5 % случаев установленных беременностей.
В результате внутриутробной гибели плодов
их численность уменьшается приблизительно
до 0,6 % родившихся детей.
С целью
предупреждения появления детей
с наследственной патологией развития
проводятся генетические консультации,
целью которых является определение схемы
наследуемости того или иного патогенного
признака и возможности его передачи будущим
детям. Для этого изучаются кариотипы
родителей. Данные относительно вероятности
рождения нормального ребенка и ребенка
с патологией развития сообщаются родителям.
Кариотип
— типичная для вида совокупность
морфологических признаков хромосом
(их число, размер, форма, детали строения
и т.д.). Для определения кариотипа используют
микрофотографии или зарисовки хромосом
из ядер делящихся клеток, взятых из любых
тканей человека и выращенных в искусственной
среде. 1.2. СОМАТИЧЕСКИЙ
ФАКТОР Наиболее
рано возникающим состоянием нервно-соматической
ослабленности, которая создает определенные
трудности для психофизического и эмоционального
развития ребенка, является невропатия.
Невропатия
рассматривается как полифакторное
нарушение врожденного происхождения,
т.е. возникшего в период внутриутробного
развития или в период родов. Ее причиной
могут быть токсикозы матери первой и
второй половины беременности, патологическое
развитие беременности, приводящее к угрозе
выкидыша, а также эмоциональные стрессы
матери во время беременности.
Перечислим
основные признаки невропатии (по А.А.Захарову):
Эмоциональная
неустойчивость
— повышенная склонность
к эмоциональным расстройствам, беспокойству,
быстрому возникновению аффектов, раздражительной
слабости.
Вегетативная
дистония
(расстройство нервной системы,
регулирующей работу внутренних органов)
— выражается в различных расстройствах
в функционировании внутренних органов:
расстройствах желудочно-кишечного тракта,
головокружениях, затруднении дыхания,
тошноте и др. В дошкольном и школьном
возрасте наблюдаются соматические реакции
в виде головных болей, колебаний давления,
рвоты и т.д. при возникновении трудностей
в адаптации к детским учреждениям.
Нарушения
сна
в виде затрудненного засыпания,
ночных страхов, отказа спать днем.
А. А. Захаров
утверждает, что на возникновение
нарушений сна у детей влияет
состояние повышенной усталости
будущей матери, психологическая неудовлетворенность
матери брачными отношениями, в частности
их стабильностью. Обнаружена большая
зависимость данного симптома от эмоционального
состояния матери у девочек, чем у мальчиков.
Отмечается, что при наличии у матери переживаний
во время беременности по поводу отношений
с отцом девочки у ребенка наблюдается
беспокойство в отсутствие родителей
во время сна, возникают требования спать
вместе с родителями.
Нарушения
обмена веществ, склонность
к аллергии
с различными проявлениями,
повышенная чувствительность к инфекциям.
Отмечается, что аллергия у мальчиков
и плохой аппетит связаны с состояниями
внутренней эмоциональной неудовлетворенности
матери браком во время беременности.
Общая
соматическая ослабленность,
снижение защитных сил
организма —
ребенок часто болеет ОРЗ,
ОРВИ, желудочно-кишечными заболеваниями,
заболеваниями дыхательной системы и
др. При этом болезнь часто начинается
с какого-либо сильного эмоционального
переживания, связанного, например, с трудностями
адаптации к детскому саду или разлукой
с близкими и т.п.
В развитии
данного состояния большую роль
играет общее состояние матери во время
беременности, и в частности плохое эмоциональное
самочувствие, сильное переутомление,
нарушения сна.
Минимальная
мозговая ослабленность

— проявляется в повышенной чувствительности
ребенка к различным внешним воздействиям:
шуму, яркому свету, духоте, изменениям
погоды, поездкам на транспорте.
В развитии
данного состояния, по имеющимся
данным, также играет роль общее
плохое состояние матери во время
беременности, сильные испуги, страх перед
родами.
Психомоторные
нарушения
(непроизвольное обмачивание
во время дневного и ночного сна, тики,
заикание). Данные нарушения, в отличие
от подобных нарушений, имеющих более
серьезные органические причины, с возрастом,
как правило, проходят и имеют выраженную
сезонную зависимость, обостряясь весной
и осенью.
Возникновению
у ребенка данных нарушений способствуют
физические и эмоциональные перегрузки
матери во время беременности, нарушения
у нее сна.
Первые
проявления невропатии диагностируются
уже на первом году жизни, что проявляется
в частых срыгиваниях, колебаниях температуры,
беспокойном и часто измененном по времени
суток сне, «закатываниях» при плаче.
Невропатия
является лишь базовым патогенным фактором,
на фоне которого может постепенно
развиваться снижение общей активности
ребенка, в том числе и психической,
замедляться темп психофизического
созревания ребенка, что в свою очередь
может способствовать задержке психического
развития, нарастанию трудностей адаптации
к социальным требованиям, негативным
изменениям личности как в сторону повышенной
зависимости от окружающих, так и в направлении
развития депрессивных состояний, потере
интереса к жизни.
При своевременной
организации общеукрепляющих, оздоровительных
мероприятий, включая комфортную психологическую
атмосферу, с годами признаки невропатии
могут уменьшаться.
При неблагоприятных
обстоятельствах невропатия становится
почвой для развития хронических
соматических заболеваний, психоорганического
синдрома.
Соматические
заболевания являются второй по значимости
(после органических повреждений головного
мозга) причиной, вызывающей нарушения
психофизического здоровья детей и затрудняющей
их личностно-социальное развитие и успешное
обучение.
и т.д……………..

* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.

Источник