Отклонения в развитии ребенка фильм
Мама троих детей Юлия Рих предлагает целый список фильмов и сериалов, которые основаны на реальных событиях и рассказывают о жизни людей с особенностями развития. У каждого из них получилось добиться успеха в жизни. А значит, у обычного подростка, у которого из сложностей только подготовка к ЕГЭ, тоже всё обязательно получится.
Рассылка «Мела»
Мы отправляем нашу интересную и очень полезную рассылку два раза в неделю: во вторник и пятницу
С тех пор, как тема аутизма стала плотнее входить в нашу жизнь, большему количеству детей стали ставить диагнозы аутичного спектра, а взрослые глубже стали понимать особенности, диагностику и что такое инклюзивное образование. В ответ на социальный запрос появляется всё больше фильмов на данную тему. Сегодня кино о людях с особенностями развития и поведения говорит с нами на понятном языке и рассказывает просто о сложном. Но что удивительно, такие фильмы являются мощнейшим мотиватором в том, как достичь своей цели и как жить в мире, где ты очень сильно не похож на других, как преодолеть, казалось бы, непреодолимые препятствия и как достичь своей мечты, если всe против тебя.
История таких фильмов начинается с известных «Человек дождя», «Форест Гамп, «Я Сэм», «Игры разума», и все они бесконечно интересны с точки зрения истории, драматургии и актёрской работы. Однако я хотела бы остановиться на фильмах, основанных на реальных историях, которые могут помочь взрослеющему ребёнку ассоциировать себя с иным, с другим, с непохожим на всех, Чтобы продолжать идти вперёд, добиваться своего, преодолевать страх и верить в своё предназначение. В этих фильмах рассказывается о том, как людям, изначально оказавшимся в сотни раз в более сложной ситуации, удалось найти себя в профессии, доказать свою состоятельность, способность и право (!) получить именно эту работу, занимать именно эту должность и преодолеть, несмотря на свои особенности, сопротивление целого общества. Как, например, в сериале «Хороший доктор» на совещании совета правления больницы звучат аргументы: «Аутист? Хочет быть хирургом? Там, где надо общаться с людьми? Вы серьёзно?!».
Как таким мальчикам и девочкам удаётся пройти этот путь: сперва окончить школу, потом вуз, написать, защитить и получить диплом, а потом найти работу, доказать, что они способны её выполнять, и даже лучше многих, и продемонстрировать это на практике. И это видится мне невероятным вдохновляющим примером для подростков. Ведь и самому особенному ребёнку, и его родителям приходится приложить на этом пути килотонны усилий, по сравнению с обычным среднестатистическим подростком с четвёрками и пятёрками в анамнезе. С репетиторами, языковыми школами и отсутствием серьёзных проблем в коммуникациях, кроме подростковых.
В нашей стране семьям с особенными детьми достичь вуза — это где-то за пределами человеческих возможностей
А уж заниматься любимым делом и делать это успешно — не просто отличный результат, это настоящие победа и подвиг. Это достижение космической величины в рамках судьбы одного человека.
Мой список далеко не полный. Уверена, есть ещё авторское кино, этно-фильмы, которые не переведены или просто малоизвестны, но и тех, которые есть в списке, достаточно, чтобы один конкретный подросток вдохновился и поверил в свои силы, мог увидеть и себя, соотнести свои трудности и сомнения с тем, что испытывает ребёнок с особенностями развития. И это, возможно, даст ему чуть больше сил и уверенности внутренне оттолкнуться, набрать воздуха поглубже и продолжить свой путь вперёд, даже если все вокруг против, даже если никто в него сейчас не верит. Потому что если они смогли, то и я смогу.
1. «Хороший доктор» (2017)
Совсем свежий сериал; рассказывает о парне с внешностью 15-летнего подростка, у которого аутизм и синдром Саванта. Мальчик с детства мечтал быть хирургом, получил образование и проходит практику в одной из больниц. Сюжет настолько динамичный, что погружает и увлекает с первого кадра. Проверено на нескольких подростках, попадание точно в десятку.
2. «Тэмпл Грандин» (2010)
Основанный на реальных событиях фильм об аутистке, которую мама заставляла в детстве ходить в обычную школу. Она получила образование инженера и предложила сельскохозяйственной промышленности новый и гуманный способ обращения с коровами на скотобойнях. Никакой крови в фильме нет. Одни графики, чертежи и невероятная воля девочки, для которой зайти в дверь супермаркета уже было глобальной проблемой, а ей приходилось отстаивать своё мнение на производственных совещаниях. В сети есть реальные видео с выступлениями героини на конференциях и публичных площадках, и это по-настоящему круто.
3. «Перед классом» (2008)
Основанная на реальных событиях история мальчика с синдромом Туретта (частые и непроизвольные движения, тики и звуки могут быть пугающими и неприятными), который мечтает быть учителем. Он получает образование и верит в себя, его мама верит в него, а друзья полностью поддерживают, но система не готова впустить в школу человека с таким диагнозом и такими внешними проявлениями, особенно в качестве учителя начальной школы. Пока он безуспешно пробивает эту стену головой, руководство одной из школ осторожно решает с ним поработать. Получается отличный опыт и прекрасный результат, и для многих школ очень показательный пример!
Надо сказать, в Москве я видела пару девушек с таким синдромом, которые работали хостесами в ресторанах (за что большой респект управляющим), но представить, что это могло бы случиться в начальной школе в нашей стране, пока никак невозможно. А какие прекрасные уроки придумывал и проводил (и до сих пор проводит!) этот учитель. Полезно для просмотра всем, кто интересуется темой инклюзии в том числе.
4. «Хокинг» (2004)
В главной роли тогда ещё малоизвестный массовому зрителю Бенедикт Камбербэтч в истории о выдающемся учёном нашего времени Стивене Хокинге. Точнее о периоде, когда он, будучи студентом, заболел неизлечимой болезнью и одновременно оказался на пороге величайшего и фундаментального для науки открытия об устройстве Вселенной. И был абсолютно не принят научным сообществом. Это потом он, полностью парализованный с воспроизводящим механический звук аппаратом, вереницей помощников и медсестёр путешествовал на самолётах через океан, читал лекции, писал книги и стал невероятно востребован, сегодня его гений и репутация в науке не вызывают ни у кого сомнений. Но тогда, студентом, который не мог завязать шнурки отказывающими руками, он кое-как рисовал схемы мелом на асфальте и продолжал неистово доказывать своё открытие. Гениальная работа актёра и лучшее, на мой взгляд, кино о Хокинге, несмотря на более известные поздние версии.
5. «Жутко громко и запредельно близко» (2011)
Наверняка уже многие видели это кино, оно выбивается из данной подборки профессиональных достижений особенных людей. Но в списке эта история осталась, потому что рассказывает о мальчике бесконечно целеустремлённом. Когда это кино смотрит взрослый, родитель, ему реально страшно за такого ребёнка. За то, как он ходит по улицам, как пытается узнать то, что ему нужно, и как самоотверженно ищет ответы на свои вопросы. А ребёнку за себя не страшно. Он просто идёт вперёд, и это заслуживает глубокого восхищения.
Для интересующихся темой кино об особенных детях и взрослых и их жизни я бы перечислила ещё:
- «Меня зовут Кхан» (2010);
- «Король говорит» (2010);
- «Звездочки на земле» (2007);
- «Игры разума» (2001);
- «Снежный пирог» (2006);
- «Адам» (2009);
- «Слово на букву А» (сериал, 2016);
- «Я тоже» (2009).
Рассказывают, что в израильской разведке люди с аутичным спектром просто незаменимые сотрудники. Там, где на фото со спутников надо различать мизерные изменения в снимках, им просто нет равных. Уверена, существует множество высокоинтеллектуальных и крайне востребованных профессий, где подобные навыки можно использовать с эффективностью 150%. Что для этого нужно? Чтобы эти дети ходили в обычные, хорошие и очень хорошие школы. Оканчивали обычные, хорошие и лучшие университеты. Чтобы это были не разовые допущения и не единичные инициативы и квоты, а просто широко распахнутые двери для образования особенных детей, потому что интеллектуальные способности их крайне высоки, а в ряде случаев эмоциональный интеллект гораздо глубже. При этом коммуникативные навыки возможно развивать и тренировать. Пусть вся эта тема поддерживается с разных сторон. Одни пишут книги, другие читают лекции, третьи снимают кино, остальные становятся мягче и лояльнее к инклюзивному образованию, врачи лечат, тьюторы помогают, и все мы живём в одном большом, дружелюбном, терпимом и отрытом к разным людям мире.
Источник
В этом фильме (предназначен для зрителей старше 16 лет) нет героев – детей. Зато есть визуализированные детские воспоминания короля, измученного страшным нервным заиканием и сомнениями в своих способностях нормально говорить. Картина начинается с того, что в 1925 году тридцатилетний герцог Йоркский Альберт по просьбе своего отца выступает с заключительной речью на имперской выставке перед собравшимися на стадионе «Уэмбли» зрителями и радиослушателями. Но выступление получается ужасным: Альберт сильно заикается и делает долгие паузы, часть его слов остается непонятной для большинства слушателей. Будучи по характеру скромным, застенчивым человеком, он страдает от того, что вынужден стать посмешищем для всей страны.
Девять лет спустя Берти, как обычно называют в семье Альберта, все еще безуспешно пытается решить проблемы с заиканием, посещая сеансы различных логопедов. После очередного неудачного сеанса, едва не подавившись шариками, которыми он набил рот по требованию врача, Берти заявляет, что больше не будет пытаться исправить свой недостаток. Его супруга Елизавета не сдается и находит австралийского специалиста Лайонела Лога, чьи методы, по отзывам многих пациентов, дают желаемый результат.
Елизавете с трудом удается уговорить отчаявшегося мужа сделать еще одну попытку вылечиться от заикания. На первом сеансе Лог, надев на принца наушники, чтобы тот не мог слышать свой голос, просит прочитать монолог «Быть или не быть» из трагедии Уильяма Шекспира «Гамлет». Альберт читает и при этом продолжает считает, что его речь невозможно разобрать. Лог убеждает в обратном. Но главный герой не верит, он уходит, полный разочарования. На прощание логопед успевает подарить пациенту пластинку с записью его речи. Альберт слушает запись своего монолога, который он, о чудо, прочитал без заикания.
С одной стороны, это классический сюжет о борьбе внешне идеального героя с тяжелым недугом и победе над ним. С другой – это очень искренняя и человечная история о ребенке, который рос с кучей комплексов, терзаний, заниженной самооценкой и отсутствием веры в себя. При этом совсем не важно, король он или нищий. Очень жизнеутверждающая и мотивирующая история, которая придает силы.
«КОСТЯНИКА. ВРЕМЯ ЛЕТА» (2006) Режиссер Дмитрий Федоров
Лето 1995 года. Подмосковный поселок. Тут, как водится, кипит своя веселая дачная жизнь. Старшеклассники, опьяненные свободой трехмесячных каникул, ведут себя соответственно возрасту. Ежевечерние собрания, громкая музыка из магнитофона, бренчание гитары, легкий флирт. В этой легкомысленной, ни к чему не обязывающей обстановке и рождается настоящее чувство между 15-летней Никой и 16-летним Костей.
Ника – девушка из обеспеченной семьи, ее отец – известный художник. Ее мама умерла, когда девочке было шесть лет. Воспитывает Нику гувернантка Полина. У отца молодая жена, ему нет дела до подрастающего ребенка. Полина – женщина строгая, без особых сантиментов, со своими амбициями. Так что живет девушка Ника в полном материальном достатке, в шикарном коттедже, но с пустотой в душе. Костя оказывается единственным человеком, который понял Нику, смог стать ей другом. Но главная интрига в том, что девушка – инвалид, и ее недуг придает еще большую остроту сюжету.
Но мы же знаем, что любовь творит чудеса! Благодаря Косте девочка становится на ноги.
Нику сыграла актриса Ольга Старченкова. Кастинг на эту роль проходил сложно. «Мы пересмотрели 150 человек, – рассказал режиссер Дмитрий Федоров. После личного разговора с каждым я отобрал 10 реальных претендентов. Что было для меня основным критерием на роль, которую играла Ольга? Это наличие какой-то внутренней проблемы. Потому что играть инвалида очень сложно, надо иметь какую-то внутреннюю боль. В юности это очень сложно себе представить. И с каждым я разговаривал: «Ты можешь себе представить, что ты абсолютно готов к любви и при этом точно знаешь, что у тебя никогда ее не будет?» И вот оказалось, что Ольга точнее всего попала в эти переживания».
По словам самой Ольги Старченковой, наиболее трудной для нее оказалась сцена, в которой Ника встает на ноги. «Так как я не инвалид, то изобразить, как девушка встала… Даже физически это было трудно представить, не говоря о внутреннем состоянии».
«ТЭМПЛ ГРАНДИН» (2010) Режиссер Мик Джексон
Фильм снят по мотивам книги Тэмпл Грандин и Маргарет Скариано «Отворяя двери надежды» (Emergence: Labeled Autistic, 1986) и книги Тэмпл Грандин «Мыслить изображениями» (Thinking In Pictures: And Other Reports From My Life With Autism, 1996).
В 2010 году журнал «Time», составляя список ста самых влиятельных людей в мире в категории «Герои», включил в него женщину по имени Тэмпл Грандин. Доктор животноводства, профессор Колорадского университета, эксперт по поведению крупного рогатого скота и… женщина-аутист, которая добилась невероятно «высокого уровня функционирования в обществе, несмотря на свойственные этому расстройству психологические проблемы».
История, представленная зрителям в фильме, максимально биографична. Картина изобилует воспоминаниями Тэмпл. В детстве она была замкнутым и закрытым ребенком, склонным к истерикам. Мать не стала помещать ее в специальное учреждение для психически больных детей, как рекомендовали врачи, а сделала все, чтобы девочка адаптировалась к окружающему миру и научилась взаимодействовать с людьми.
Гармонично и зрелищно в фильме показан длинный, полный драматизма путь, который прошла Тэмпл, прежде чем стать известным ученым.
К сожалению, в нашем обществе человек, отличный от других и страдающий психическим заболеванием, как правило, вытеснен из социума. Но сострадание, помощь окружающих могут открыть двери надежды всем детям с особенностями. Кино послужит прекрасным примером мужества, доброты и терпения.
«ЖУТКО ГРОМКО И ЗАПРЕДЕЛЬНО БЛИЗКО» (2011) Режиссер Стивен Долдри
Фильм снят по мотивам романа Джонатана Сафрана Фоера «Жутко громко и запредельно близко» (Extremely Loud and Incredibly Close, 2005).
Оскар Шелл страдает синдром Аспергера, у него серьезные трудности в социальном взаимодействии. Отец пытался лечить сына от страхов, придумывая для него игры-расследования. И вот 11 сентября 2001 года. В этот трагический для Америки день класс 11-летнего Оскара пораньше отпустили домой из-за ужасающих событий, потрясших страну.
Когда мальчик добирается домой, на автоответчике он обнаруживает пять пришедших сообщений от своего отца Томаса, который находится на деловой встрече во Всемирном торговом центре. Телефон звонит в шестой раз, но напуганный Оскар не может заставить себя ответить. Автоответчик записывает шестое сообщение, которое прекращается в момент падения второй башни. Оскар понимает, что его отец погиб. Чтобы лишний раз не расстраивать мать, он заменяет старый автоответчик на только что купленный.
Спустя год после трагической кончины отца Оскар наконец-то решается войти в его комнату. Там, в случайно разбившейся синей вазе, он обнаруживает конверт с фамилией «Блэк», внутри которого лежит ключ. На газетной вырезке мальчик видит обведенные красным маркером слова «Не прекращай искать». Оскар решает разгадать послание отца.
«ВСЕЛЕННАЯ СТИВЕНА ХОКИНГА» (2014) Режиссер Джеймс Марш
Фильм снят по мотивам мемуаров Джейн Хокинг «Путешествие к бесконечности: Моя жизнь со Стивеном» (Travelling to Infinity: My life with Stephen, 2007).
Стивен Хокинг рос обычным ребенком и поначалу не проявлял выдающихся способностей. Однако учился хорошо и это позволило ему поступить в Оксфордский университет. На третьем курсе Хокинг начал замечать за собой некоторую неуклюжесть, он часто падал и ронял вещи. Но это не помешало Стивену закончить обучение в Оксфорде с отличием.
Следующей ступенью в получении ученой степени по физике стал Кембридж. Однако состояние здоровья молодого ученого ухудшалось и неловкость уже нельзя было списать на усталость или рассеянность. В возрасте 21 года Хокингу поставили диагноз – боковой атрофический склероз (болезнь Лу-Геринга) – заболевание, уничтожающее нервные клетки, отвечающие за управление мышцами. Врачи выяснили, что болезнь прогрессирует, жить Стивену осталось не больше двух лет. Они ошиблись. Сейчас прославленному ученому Хокингу 73 года, он был дважды женат, у него трое детей.
История жизни Стивена Хокинга – хорошая мотивация для тех, кто уже перестал видеть свет в конце тоннеля. Биографический фильм о парализованном ученом – это и романтическая история любви, и драматическая летопись внутренней борьбы и внешних открытий.
Автор: Татьяна Мирошник
Фильмы о семейных ценностях ищите здесь. А комедии для создания новогоднего настроения – здесь.
Источник
Десять фильмов об особенных детях: смочь, суметь, победить!
В ноябре во всех российских школах и библиотеках пройдут традиционные мероприятия, посвященные Всемирному дню ребёнка. Учителя будут говорить правильные мысли правильным детям и рассказывать о Декларации прав ребенка, которая была принята 20 ноября 1959 года. Именно день принятия этой Конвенции о правах ребенка и стал датой этого праздника.
Всемирный день ребёнка призван напомнить жителям всего мира о том, что именно дети, как никто другой, нуждаются в защите, независимо от вероисповедания, цвета кожи, религиозных убеждений. Независимо от поведения и состояния здоровья. Поэтому сегодня хотелось вспомнить о фильмах, в которых идёт речь о детях-инвалидах и особенных детях, о тех, кто больше всего нуждается в нашей заботе, поддержке и любви. Это важные мотивирующие фильмы, придающие силы для преодоления жизненных препятствий. Это фильмы-откровения, фильмы-притчи, фильмы про тех, кто, несмотря на свои особенности и ограничения, старается жить полноценной жизнью и зачастую достигает больших успехов. Большинство сценариев к этим фильмам написаны по реальным событиям, что означает – за этими историями стоят судьбы живых людей, которые смогли, сумели, победили!
«СОТВОРИВШАЯ ЧУДО» (1962). Режиссёр Артур Пенн.
В 1959 году Уильям Гибсон написал пьесу, основанную на автобиографии слепоглухой американки Хелен Келлер. Пьеса с успехом шла в театре и тогда тот же самый бродвейский режиссёр снял одноименный фильм. Главные роли в картине исполняли те же актёры, что и в спектакле.
Хелен Келлер — слепоглухая американская писательница, преподавательница и общественный деятель, получившая, – первая с такой болезнью, – образование в Гарварде. Она родилась нормальным здоровым ребенком в прекрасной любящей семье. Однако в возрасте 19 месяцев, после острого воспаления мозга и желудка, Хелен лишилась зрения и слуха, что для такого маленького ребёнка означало и немоту. Фильм как раз и повествует о её непростых детских годах, о взаимоотношениях с учительницей, которая когда-то пережила слепоту сама и пытается научить ребенка понимать смысл вещей, жестов, открывать мир. Сильный фильм, в котором эмоции бьют ключом. Родители практически сдались, и если бы не учительница…
Несмотря на столько страданий, история Хелен окрыляющая и вдохновляющая. Фильм не заставляет как-то сразу переоценить свою жизнь или приоритеты, а скорее внушает веру в себя, в свои способности. Знаки, которые Энн старательно писала на руке своей ученицы, превратятся в слова, напоминая нам о надежде, которая никогда не умирает. О дружбе, которая преодолевает ненависть и непонимание. О силе воли, которая способна творить чудеса.
Фильм занимает 15 место в списке 100 самых вдохновляющих американских фильмов за 100 лет по версии Американского института киноискусства и у него есть два ремейка, «Сотворившая чудо» (2000) и «Последняя надежда» (2005), каждый из которых по-своему хорош.
«ЦВЕТИК-СЕМИЦВЕТИК» (1968). Режиссёры Гарник Аразян, Борис Бушмелёв.
Это короткометражная история по мотивам одноименной сказки Валентина Катаева рассказывает о девочке Жене, которая получает подарок от волшебницы – чудесный цветик-семицветик. Если оторвать от него один лепесток, можно загадать любое желание, и оно обязательно исполнится. Однако лепестков всего семь. И поэтому исполненные шесть желаний Женей мгновенно забылись, но седьмое, последнее — вернуть здоровье заболевшему другу Вите — приносит девочке подлинную радость. Конечно, как и сказка, так и фильм, имеют педагогическое предназначение и моральный подтекст. Но в этом нет ничего плохого. История простая и понятная детям. Учит вниманию, доброте и сопереживанию. Учит делать добро и принимать помощь.
«ЗВЕЗДОЧКИ НА ЗЕМЛЕ» (2007). Режиссёры Аамир Кхан, Амол Гуптэ.
В этом фильме совершенно потрясающая игра ребенка. Живые эмоции, настоящая радость и полноценная боль – веришь каждому слову и движению Даршил Сафари. Юный актер удивительно точно и искренне смог передать жизнь восьмилетнего Ишана Авасти, который с самого рождения отличается от других детей. Ему дается с трудом то, что у других получается очень легко. Мир не понимает этого ребенка, как и его собственные родители. Когда Ишан в третий раз проваливает экзамены в школе, его отец в наказание отправляет мальчика в школу-интернат. Одиночество губит ребенка, он осуждает себя за расставание с родителями, но и не может их простить. Однажды в жизни Ишана появляется временный учитель рисования Рам Никум, — единственный, кто понимает этого ребенка. Рам ставит перед собой цель изменить жизнь мальчика и отношение окружающих к нему…
Учителя рисования Рама Никумба играет сам режиссёр Аамир Кхан. У Аамира трое детей. После премьеры он сказал: «Начнём с того, что я думал, что я хороший отец, но этот фильм изменил мой взгляд на собственных детей и на детей вообще. Так что на меня он оказал очень позитивное влияние, и я надеюсь, что тоже самое произойдет со зрителями по всему миру».
Светлый и добрый фильм, напоминающий нам, что каждый ребенок уникален. И больше всего ему нужны любовь, поддержка и внимание родителей.
«Когда я готовился к съемкам, то консультировался у психолога, – рассказывает режиссёр. – Он мне сказал кое-что интересное о том, что родители должны знать о нуждах своих детей.
A) Они нуждаются в безопасности. Все время они должны чувствовать себя в безопасности.
B) Доверие. Вы должны доверять им, доверять без сомнений. Если Ваш ребенок говорит, что он не делал чего-то, верьте ему.
C) Достоинство. Вы должны видеть в своем ребенке человека.
D) Любовь. Но без других трех составляющих любовь бессмысленна. Когда я услышал это, то первое, о чем я подумал: «Мне тоже всё это нужно. Не только детям. Я должен чувствовать себя в безопасности, мне нужно доверие, мне не нравится, когда меня оскорбляют, и мне нужно много любви».
Конечно, этот фильм – немного сказка… Но такая сказка, которую хочется пересмотреть еще раз.
«ПЕРЕД КЛАССОМ» (2008). Режиссёр Питер Уэрнер.
Фильм основан на автобиографической книге Брэда Коэна «Front of the Class: How Tourette Syndrome Made Me the Teacher I Never Had» («Перед классом: Как синдром Туретта сделал меня учителем, которого у меня никогда не было»).
С шести лет Брэд страдает синдромом Туретта. Его симптомы — частые моторные и вокальные тики, которые невозможно подавить. Тем не менее, Брэд бросает вызов всем барьерам и неприятностям, и даже двадцать четыре отказа подряд не останавливают его на пути к своей мечте — стать учителем…
Американский актер Джеймс Волк прекрасно сыграл Бреда Коэна, несмотря на то, что это был его дебют в кино. Он настолько проникся ролью, что с тех пор работает волонтёром в «Camp Twitch and Shout» в Джорджии, лагере для детей от 7 до 17 лет, страдающих синдромом Туретта.
Болезнь – это не приговор, считает Брэд и совершенно не скрывает и, что важнее, не стесняется своей болезни. Он принимает себя таким, каким он есть, – без вины, без комплексов, без самобичевания. Брэд хочет жить полноценной жизнью и стремится за своей мечтой. И он её достигает.
Фильм, безусловно, воодушевляющий, учит преодолевать трудности, не падать духом, стремиться к своим мечтам. Простая, человечная и очень душевная история.
«САЙМОН БИРЧ» (1998). Режиссёр – Марк Стивен Джонсон
Фильм снят по мотивам романа Джона Ирвинга «Молитва об Оуэне Мини». Американский писатель полагал, что его роман не может быть успешно претворён в фильм и продал права на экранизацию под условием, что его название будет изменено. Альтернативный вариант названия «Саймон Бирч» был предложен самим автором. Режиссёр фильма Марк Стивен Джонсон сам написал сценарий, опустив большую часть второй половины романа и изменив концовку. Сюжет фильма вращается вокруг 12-летнего Джо Вентворта и его лучшего друга Саймона Бирча.
Все люди разные. У каждого свои интересы, свои мечты, свои страхи, а вот что делать, если ты совсем не такой как все, причем не только внешне?
Саймон Бирч – карапуз с большими амбициями, маленький мудрец, родившийся непохожим на всех и поэтому понимающий многое лучше остальных. Сразу после рождения мальчика врачи заявили, что он не протянет и дня. Но Саймон прожил этот день, затем месяц, потом — годы. Самый маленький житель в своем городе, он уверен, что рождён для великих дел. Рост актера Йена Майкла Смита, который сыграл Саймона, всего 94 см. Это маленький человек с большим сердцем. Саймон убеждён: скоро он совершит подвиг, правда, еще не знает, какой. Пока же будущая знаменитость терроризирует своего учителя и местного священника, убеждая несчастных взрослых в собственной уникальности.
Фильм получился очень чувственный и эмоциональный, его надо не смотреть, а проживать вместе с героем. Прочувствовать, как это в 12 лет дотягиваться до дверной ручки только при помощи табурета… Как жить, когда собственные родители ненавидят тебя и чувствуют за тебя только стыд… Когда твои зубы и большая голова пугают людей, твои ноги не желают тебя слушаться, на твоем кнопочном носу очки размером с телескоп, за ушами слуховые аппараты, а голос твой напоминает писк придушенной кошкой мыши….
Другой бы на месте этого ребёнка превратился бы в озлобленное, угнетённое существо или покончил с собой… Но Саймон не таков… Какой же он тогда? Смотрите этот милый и глубокий фильм, который, возможно, послужит вам и вашим детям волшебным пенделем и заставит не только мечтать, но ещё и действовать.
«КОРОЛЬ ГОВОРИТ» (2010). Режиссёр Том Хупер. 16+
В этом фильме нет детей, но детство короля, измученного страшным нервным заиканием и сомнениями в своих способностях нормально говорить, присутствует в каждом кадре. Картина начинается с того, что в 1925 году, уже будучи тридцатилетним и женатым молодым человеком, герцог Йоркский Альберт — по просьбе своего отца выступает с заключительной речью на имперской выставке перед собравшимися на стадионе «Уэмбли» зрителями и радиослушателями. Но выступление получается ужасным: Альберт сильно заикается и делает долгие паузы, часть его слов остаётся непонятной для большинства слушателей. Будучи по характеру скромным, застенчивым и не публичным человеком, он страдает от того, что вынужден стать посмешищем для всей страны.
Девять лет спустя Берти, как обычно называют в семье Альберта, всё ещё безуспешно пытается решить проблемы с заиканием, посещая сеансы различных логопедов. После очередного неудачного сеанса, едва не подавившись шариками, которыми он набил рот по требованию логопеда, Берти заявляет, что больше не будет ни у кого лечиться от своего недуга. Его супруга Елизавета не сдаётся и находит австралийского специалиста Лайонела Лога, чьи методы, по отзывам многих пациентов, не ортодоксальны, необычны и противоречивы, но при этом дают желаемый результат.
Елизавете с трудом удаётся уговорить отчаявшегося мужа сделать еще одну попытку вылечиться от заикания. На первом сеансе Лог, надев на принца наушники, чтобы тот не мог слышать свой голос, просит прочитать его монолог «Быть или не быть» из трагедии Уильяма Шекспира «Гамлет. Альберт не верит Логу и уходит, посчитав и эту попытку безнадёжной. На прощание логопед успевает подарить ему пластинку с записью его речи. Альберт слушает запись своего монолога, который он прочитал без заикания и возвращается к специалисту…
С одной стороны, это классический сюжет о борьбе внешне идеального героя с тяжёлым недугом и победе над ним. С другой стороны – это очень искренняя и человечная история о ребёнке, который рос с кучей комплексов, терзаний, заниженной самооценкой и отсутствием веры в себя. При этом совсем не важно, король он или нищей. Очень жизнеутверждающая и мотивирующая история, которая придаёт силы и укрепляет веру.
«КОСТЯНИКА. ВРЕМЯ ЛЕТА» (2006) Режиссёр Дмитрий Фёдоров.
Лето 1995 года. Подмосковный посёлок. Тут, как водится, кипит своя веселая дачная жизнь. Старшеклассники, опьяненные свободой трехмесячных каникул, ведут себя соответственно возрасту. Ежевечерние собрания, громкая музыка из магнитофона, бренчание гитары, легкий флирт. В этой легкомысленной, ни к чему не обязывающей обстановке и рождается настоящее чувство между 15-летней Никой и 16-летним Костей.
Ника — девушка из обеспеченной семьи, ее отец — известный художник. Ее мама умерла, когда девочке было шесть лет, воспитывает Нику гувернантка Полина. У отца молодая жена и, по сути, своя жизнь. Полина — женщина строгая, без особых сантиментов, со своими амбициями. Так что живет девушка в полном материальном достатке, в шикарном коттедже, но с пустотой в душе. Костя оказывается единственным человеком, который понял Нику, смог стать ей другом. Но главная интрига в том, что девушка инвалид, и её недуг еще больше обостряет сюжет.
Но мы же знаем: любовь творит чудеса, и благодаря Косте девочка становится на ноги. Конечно, сказка) Но какая трогательная, душевная и светлая.
Нику сыграла актриса Ольга Старченкова. Кастинг на эту роль проходил сложно. «Мы пересмотрели 150 человек, – рассказывает режиссёр Дмитрий Фёдоров. После личного разговора с каждым я отобрал 10 реальных претендентов. Что было для меня основным критерием на роль, которую играла Ольга? Это наличие какой-то… внутренней проблемы. Потому что играть инвалида очень сложно, надо иметь какую-то внутреннюю боль. В юности это очень сложно себе представить. И с каждым я разговаривал: «Ты можешь себе представить, что ты абсолютно готов к любви и при этом ты точно знаешь, что у тебя никогда её не будет?» И вот оказалось, что Ольга точнее всего попала в эти переживания». Ольга продолжает разговор: «Сцена вставания Ники была самая сложная. Так как я не инвалид, то представить, изобразить, как девушка встала… Даже физически это было трудно представить, не говоря о внутреннем состоянии…».
«ТЭМПЛ ГРАНДИН» (2010) Режиссёр Мик Джексон.
Фильм снят по мотивам книги Тэмпл Грандин и Маргарет Скариано «Отворяя двери надежды» (Emergence: Labeled Autistic, 1986) и книги Тэмпл Грандин «Мыслить изображениями» (Thinking In Pictures: And Other Reports From My Life With Autism, 1996).
В 2010 году журнал Time, составляя список ста самых влиятельных людей в мире в категории «Герои», включил в него женщину по имени Тэмпл Грандин. Доктор животноводства, профессор Колорадского университета, эксперт по поведению крупного рогатого скота и… женщина аутист, которая добилась невероятно «высокого уровня функционирования в обществе, несмотря на свойственные этому расстройству психологические проблемы».
История в фильме рассказана самой Тэмпл через показ её собственных воспоминаний. В детстве она была замкнутым и закрытым ребенком, склонным к истерикам. Мать не стала помещать ее в специальное учреждение для психически больных детей, как рекомендовали врачи, а сделала всё, чтобы девочка адаптировалась к окружающему миру и научилась взаимодействовать с людьми. Гармонично и зрелищно показан длинный, полный драматизма путь, который прошла Тэмпл, прежде чем стать известным учёным.
К сожалению, в нашем обществе человек, отличный от других и страдающий психическим заболеванием, как правило, вытеснен из жизни общества. Но сострадание, помощь окружающих и вера в человека могут открыть двери надежды всем детям с особенностями. Кино послужит прекрасным примером мужества одного человека, а также доброты и терпения других, помогавших ему преодолевать трудности. Быть другим не значит быть хуже.
«ЖУТКО ГРОМКО И ЗАПРЕДЕЛЬНО БЛИЗКО» (2011) Режиссёр Стивен Долдри.
Фильм снят по мотивам романа Джонатана Сафрана Фоера «Жутко громко и запредельно близко» (Extremely Loud and Incredibly Close, 2005).
Оскар Шелл страдает синдром Аспергера, у него серьёзные трудности в социальном взаимодействии. Отец пытался лечить сына от страхов, придумывая для него игры-расследования. И вот 11 сентября 2001 года. В этот трагический для Америки день класс 11-летнего Оскара пораньше отпустили домой из-за ужасающих событий, потрясших страну. Когда мальчик добирается домой, на автоответчике он обнаруживает пять пришедших сообщений от своего отца Томаса, который находится на деловой встрече во Всемирном торговом центре. Телефон звонит в шестой раз, но напуганный Оскар не может заставить себя ответить. Автоответчик записывает шестое сообщение, которое прекращается в момент падения второй башни. Оскар понимает, что его отец погиб. Чтобы лишний раз не расстраивать мать, он заменяет старый автоответчик на только что купленный…
Спустя год после трагической кончины отца Оскар наконец-то решается войти в его комнату. Там, в случайно разбившейся синей вазе, он обнаруживает конверт с фамилией «Блэк», внутри которого лежит ключ. На газетной вырезке мальчик видит обведённые красным маркером слова «Не прекращай искать». Оскар твёрдо решает разгадать полсание отца…
«ВСЕЛЕННАЯ СТИВЕНА ХОКИНГА» (2014) Режиссёр Джеймс Марш.
Фильм снят по мотивам мемуаров Джейн Хокинг «Путешествие к бесконечности: Моя жизнь со Стивеном» (Travelling to Infinity: My life with Stephen, 2007).
Стивен Хокинг рос обычным ребёнком и поначалу не проявлял выдающихся способностей. Однако учился хорошо и это позволило ему поступить в Оксфордский университет. На третьем курсе Хокинг начал замечать за собой некоторую неуклюжесть, он часто падал и ронял вещи. Тем не менее, это не помешало Стивену закончить обучение в Оксфорде с отличием. Следующей ступенью в получении ученой степени по физике стал Кембридж. Однако состояние здоровья молодого учёного ухудшалось и неловкость уже нельзя было списать на усталость или рассеянность. В возрасте 21 года Хокингу поставили диагноз – боковой атрофический склероз (болезнь Лу-Геринга) – заболевание, уничтожающее нервные клетки, отвечающие за управление мышцами. Врачи выяснили, что болезнь прогрессирует и жить Стивену осталось не больше двух лет. Сегодня Хокингу 73 года, он был дважды женат и у него трое детей. И к тому же он очень известный учёный.
История жизни Стивена Хокинга — хорошая мотивация для тех, кто уже перестал видеть свет в конце тоннеля. Биографический фильм о парализованном учёном – это и романтическая исто?