Отклонения в психическом развитии ребенка до года

Отклонения в психическом развитии ребенка до года thumbnail
  • Главная
  • Психическое развитие детей
  • Психическое развитие ребенка до года

Для того чтобы избежать ненужных переживаний и врачебных вмешательств, родители должны быть хорошо знакомы с критериями и основными этапами нейропсихического взросления у детей.

Критерии оценки психического развития ребенка

Долгое время детские неврологи не могли сформулировать четкие параметры, которые бы стали основой для косвенной диагностики развития головного мозга. Но все-таки общие знаменатели были найдены, и теперь, согласно Всемирной Организации Здравоохранения (ВОЗ), существуют параметры, состояние которых нужно проверять ежемесячно. Ими являются:

  • крупная и мелкая моторика;
  • развитие речи;
  • аффективный (эмоциональный) статус.

Расскажем подробнее о каждом из них:

  1. Крупная моторика — это умение малыша держать головку, сидеть, переворачиваться, ходить. Её адекватное развитие говорит нам о хорошем состоянии опорно-двигательного аппарата и центральной нервной системы.
  2. Мелкая моторика – примерами развития по этому критерию являются координация взгляда и рук, хватание предмета, его удерживание. Раннее достижение стандартных этапов говорит о том, что велика вероятность того, что у вашего ребенка будут «золотые руки».
  3. Развитие речи – включает понимание и последующие попытки воспроизведение «разговора». Если малыш отстает по этому параметру, врачи рекомендуют обратить внимание на его слух или зрение — нет ли патологии на этом уровне.
  4. Аффективный статус – относится к взаимодействию ребенка и окружающих людей, умение улыбаться, довольно «кряхтеть». Торможение по этому критерию может также говорить о проблемах со зрением, слухом, о запаздывании эмоционального и/или интеллектуального развития.

Психическое развитие ребенка по месяцам

Далее будут приведены конкретные этапы, которые МОЖЕТ достигнуть ребенок на конкретном месяце развития. Если ваш малыш не дотянулся до какого-либо критерия, который соответствует возрасту – не паникуйте. Каждый ребенок развивается в своем ритме, и не всегда небольшое отставание от нормы (понятие, кстати, очень относительное) является признаком болезни или отставания в психическом развитии.

1 месяц

  • Малыш на мгновение может поднять головку.
  • Лежа на спине, поворачивает голову то в одну, то в другую сторону.
  • Держит сжатые кулачки.
  • Сильный хватательный рефлекс. Для его определения нужно положить свой палец в ладонь малыша, а он, в свою очередь, его схватит. Это врожденный рефлекс, который в месячном возрасте является нормальным показателем.
  • Смотрит и следит за предметом, который двигается перед его личиком в диапазоне 45 градусов.
  • Кричит, когда выражает недовольство.
  • Внимательно смотрит на родителей, когда они с ним разговаривают.

2 месяца

  • В положении лежа на спине держит головку под углом 45 градусов.
  • Хватательный рефлекс ослабевает.
  • Следит глазами за висящими предметами.
  • Ищет взглядом источники звуков (поворачивает головку, когда слышит шум).
  • Появляются несколько видов плача (в зависимости от того, что его беспокоит – голод, мокрый подгузник).
  • Издает некоторые звуки.
  • Улыбается, когда происходит что-то приятное (купание, взаимодействие с родителями).

3 месяца

  • Когда его держат в положении стоя, малыш частично начинает переносить вес на обе ноги.
  • Держит самостоятельно головку, но иногда устает и наклоняет ее вперед.
  • В положении лежа на животе поднимает голову и плечи.
  • Переносит вес на ручки.
  • Отсутствует хватательный рефлекс.
  • Держит предметы в ручке, но не в состоянии взять их самостоятельно.
  • Наблюдает за предметами.
  • Легко определяет источник звука.
  • Пищит, визжит, лепечет, хихикает.
  • Узнает лица, голоса, предметы.
  • «Болтает».
  • Улыбается, когда видит знакомых людей, играет с ними.
  • Подозрительно относится к незнакомому окружению.

4 месяца

  • Пускает слюни.
  • Хорошо контролирует голову.
  • Сидит, когда его придерживают.
  • Переносит вес на ноги, когда его удерживают в вертикальном положении.
  • Лежа на животе, поднимается на руках на 90 градусов.
  • Переворачивается со спины на живот.
  • Исследует свои ручки и играет с ними.
  • Пытается самостоятельно дотянуться и взять предмет.
  • Хватает предметы обеими руками.
  • Начинает координировать взгляд и движение рук.
  • Смеется.
  • Нравится, когда его качают или подбрасывают.

5 месяцев

  • Появляются признаки прорезывания зубов.
  • Держит голову, когда сидит.
  • Переворачивается с живота на спину.
  • Лежа на спине, пытается взять ногу в рот.
  • Самостоятельно дотягивается до предметов, хватает и удерживает их.
  • Играет с пальцами ног.
  • Наблюдает за падающими предметами, и сам активно бросает все.
  • Говорит «агу» или подобные сочетания гласных и согласных.
  • Улыбается своему отражению.
  • Расстраивается, если у него забирают игрушку.
  • Отличает родных от чужих людей.
  • Начинает исследовать части своего (и, конечно же, маминого) тела.

6 месяцев

  • Жует и кусает все, что ему попадается под руку.
  • Лежа на животе, легко поднимает туловище, держась на ручках.
  • Свободно держит головку в положении сидя.
  • Переворачивается со спины на живот.
  • Хватает и держит более мелкие предметы.
  • Самостоятельно удерживает бутылочку.
  • Тянет ноги ко рту.
  • Частично контролирует свое тело, и может повернуться таким образом, чтоб видеть интересующий его предмет.
  • Смотрит по сторонам, вверх, вниз.
  • Говорит отдельные слоги «ма», «му», «да», «ди».
  • Узнает родителей.

7 месяцев

  • Сидит без поддержки, наклоняется вперед, опираясь на ручки.
  • Полностью переносит свой вес на ноги, когда его держат в вертикальном положении.
  • Передает предметы из одной ручки в другую.
  • Стучит предметами по поверхностям.
  • Держит мелкие предметы.
  • Поворачивается, когда слышит свое имя.
  • Появляется страх глубины (можно отметить при купании) и пространства (боится незнакомых помещений).
  • Имеет вкусовые предпочтения.
  • «Отвечает», когда с ним разговаривают.

8 месяцев

  • Самостоятельно сидит без поддержки.
  • Стоит на ногах, держась за мебель или поручни.
  • Регулирует движения таким образом, чтобы взять нужный ему предмет.
  • Берет игрушку пальцами (движения становятся аккуратнее).
  • Тянет веревочку, чтобы заполучить предмет.
  • Начинает понимать смысл некоторых слов: кушать, купать, гулять.
  • Начинает соединять отдельные слоги, формируя слова, например «мама», «папа», но пока не придает им особого смысла.
  • Понимает слово «нет».
  • Не любит, когда его одевают или меняют ему подгузники.
Читайте также:  Медицинская карта история развития ребенка своими руками

9 месяцев

  • Начинает ползать.
  • Держась за что-то, становится на ноги из положения сидя.
  • Может долго сидеть, играть.
  • Отдает предпочтение использованию одной из рук (чаще правой).
  • Использует указательный и большой пальцы для того чтоб взять предмет.
  • Реагирует на простые просьбы – дай, возьми.
  • Ставит ручки перед лицом, когда не хочет чтоб его умывали.

10 месяцев

  • Из положения лежа на животе может перейти в сидячее.
  • Легко находит баланс, когда сидит.
  • Понимает, что такое «пока-пока».
  • Когда стоит, придерживаясь за что-то, старается поднять одну ножку.
  • Говорит еще одно слово, кроме «мама» или «папа» (нет, дай).
  • Машет ручкой на прощание.
  • Начинает привязываться к предметам.
  • Повторяет действия, которые привлекает внимание родителей.
  • Играет в «ладушки».
  • С удовольствием смотрит на картинки из книг.

11 месяцев

  • Ходит, придерживаясь за мебель или с помощью родителей.
  • Складывает предметы в ведерко или коробку.
  • Поворачивается назад, чтобы взять предмет.
  • Внимательно изучает свои игрушки.
  • «Пинает» мячик ногой.
  • Проявляет бурный восторг, после того как чему-то научился.
  • Расстраивается, когда что-то не получается.
  • Качает головой, вместо того чтобы говорить «нет».

12 месяцев

  • Ходит, держась за одну ручку.
  • Может самостоятельно стоять, пробует ходить без поддержки.
  • Самостоятельно садится, когда устает стоять.
  • Наблюдает за предметами, которые быстро передвигаются.
  • Говорит минимум 3 слова, помимо «мама» или «папа».
  • Понимает смысл некоторых слов.
  • Имитирует звуки, которые издают разные животные.
  • Понимает, о чем идет речь, когда говорят название предмета.
  • Показывать привязанность.
  • Ищет предмет там, где его оставил.
  • Обнимает родителей, когда чувствует себя незащищенным.

Задержка психического развития

Определить, отстает ли ребенок в развитии, без помощи компетентного специалиста довольно сложно, ведь, как мы подчеркнули выше, бывает, что дети «ленятся». И это вовсе не значит, что они неполноценны.

важноЕсли вы отметили, что ребенок не выполняет действий, которые, согласно таблице он уже должен был осуществлять 2 месяца назад – это повод для консультации с детским неврологом.

Заключение

Психическое развитие ребенка до года – очень активный процесс, который нуждается в постоянной родительской поддержке. Проводите как можно больше времени с вашим малышом, разговаривайте с ним, читайте, играйте, устанавливайте тактильный контакт. Все эти вещи сами собой будут стимулировать развитие ребенка и вероятность задержки сведется к минимуму.

Источник

Гармоничное развитие психомоторных навыков ребенка – тема, которая волнует каждого родителя. Не все новоиспеченные мамы и папы знают, какими умениями должен обладать малыш к 1 году. Пролить «свет» на сложившуюся ситуацию поможет известный в педиатрии календарь, на который ориентируются детские врачи.

Развитие моторики

Развитие моторики

Что такое психомоторное развитие

Психомоторное развитие ребенка представляет собой совокупность умений и навыков, которые включают в себя сенсорные реакции, статику, моторику, становление речевого аппарата и социальную активность. Моторные и нервно-психические функции малыша тесно взаимосвязаны друг с другом.

Важно! Из-за задержки становления двигательного аппарата может возникнуть психическая патология.

Чтобы не тормозить формирование психомоторных навыков, необходимо тщательно следить за развитием чада.

Отличия в развитии мальчиков и девочек

Формирование психомоторных навыков у девочек и мальчиков происходит неравномерно.

Важно! Разница в развитии составляет около 4-х недель.

Девочка и мальчик

Девочка и мальчик

Среди основных отличий можно выделить:

  1. Физическое развитие девочек проходит быстрее. Мальчики позже начинают ходить, разговаривать, высаживаться на горшок.
  2. Познание мира у девочек происходит намного спокойнее. Мальчики к году начинают громко шуметь, разбрасывать игрушки. Девочки предпочитают спокойное времяпрепровождение в детской комнате вместе с любимыми куклами.
  3. Мальчики появляются на свет наименее зрелыми. Поэтому им труднее дается послушание. Девочки с удовольствием отзываются на просьбы родителей, мальчики чаще выражают протест на требования близких.

Показатели психомоторного развития детей первого года жизни

Оценка психомоторики малыша до года осуществляется в 2 этапа. Сначала анализируется психическое состояние ребенка:

  • учитывается социальная адаптация малыша и психо реакции;
  • дается оценка речевому аппарату.

На втором этапе исследуются моторные навыки ребенка:

  • умение использования рук;
  • общие движения тела.

Календарь психомоторного развития до года

Оценить психомоторное развитие ребенка от рождения до 1 года по месяцам поможет календарь, составленный экспертами ВОЗ, согласно главным критериям.

Развитие до года

Развитие до года

Календарь психомоторного развития ребенка возрастом до одного года

Возраст малыша
(в месяцах)
Показатели нервно-психического развития
1Спустя один месяц жизни, ребенок начинает:

• кратковременно фиксировать взгляд на ярких и блестящих игрушках;
• вздрагивать при громких звуках;
• пытаться держать головку, находясь в положении, лежа на животе;
• издавать звуки в ответ на беседу с ним;
• улыбаться взрослым.

2В 2 месяца малыш уже может:

• произносить отдельные звуки;
• поднимать головку и удерживать ее не менее 5 секунд;
• длительное время сосредотачивать взгляд на неподвижном предмете или лице взрослого;
• поворачивать голову в поиске источника звука.

3Для 3-х месячного чада характерны следующие проявления:

• ребенок может лежать длительное время на животе, опираться на предплечье и высоко держать голову;
• малыш дает обратную связь взрослым во время общения: улыбается, оживленно двигает руками и ногами, издает звуки на подобии «агу»;
• трехмесячный ребенок тянется к предметам, которые находятся на расстоянии 10-15 см;
• малыш способен долго фиксировать взгляд на игрушках и лицах.

4В четырехмесячном возрасте ребенок может:

• узнавать маму;
• находить глазами источник шума;
• громко смеяться в ответ на обращение к нему;
• рассматривать и брать в руки игрушки;
• поддерживать руками материнскую грудь во время кормления;
• слегка переворачиваться набок или спину.

5В 5 месяцев малыш способен:

• отличить близких людей от чужих;
• узнавать материнский голос, в том числе различать ласковую и строгую интонацию;
• радоваться встречи с взрослыми;
• брать игрушки из рук родителей;
• произносить отдельные слова;
• без труда принимать пищу из ложечки;
• стоять на носочках при поддержке за подмышечные впадины.

6Шестимесячный ребенок умеет:

• брать предметы, находясь в любом положении;
• переворачиваться на спину из лежачего положения лицом вниз;
• произносить слоги;
• отличать собственное имя от других;
• «проситься» на руки.

7В 7 месяцев малыш без труда:

• вертит в руках игрушки, стучит ими;
• ползает;
• находит взглядом нужные предметы, особенно, если взрослый человек спрашивает об этом в беседе;
• пьет из кружки;
• стоит на ножках и «пританцовывает» при поддержке за подмышку.

8Восьмимесячный ребенок способен:

• самостоятельно садиться и ложиться;
• громко говорить различные слоги, такие как «Ма», «Па», «Ба»;
• держать хлеб в руке во время еды;
• смеяться и реагировать на речь, в том числе кивать головой в знак протеста или согласия;
• наблюдать за действиями других людей.

9В 9-месячном возрасте малыш может:

• спокойно высаживаться на горшок;
• подражать взрослым, повторяя за ними слоги, которые присутствуют в его «арсенале»;
• находить предметы, которые располагаются в разных местах;
• оборачиваться, услышав собственное имя;
• ходить, держась за мебель;
• взаимодействовать с предметами: открывать, закрывать, стучать ими;
• подражать действиям других детей;
• «танцевать» под музыку вместе с взрослыми;
• выполнять простые просьбы: «дай мячик», «положи игрушку».

10В 10 месяцев ребенок способен:

• повторять за взрослым ранее незнакомые слоги;
• произносить первые слова;
• находить по просьбе взрослых нужные игрушки;
• ходить по ступенькам;
• повторять действия взрослых, например, разговаривать по телефону;
• выполнять по просьбе разученные действия: открывать, закрывать, складывать;
• играть вместе с другими малышами.

11В 11-месячном возрасте ребенок умеет:

• компоновать слова для удовлетворения собственных потребностей, например: «дай мячик», «мама, пить»;
• самостоятельно стоять и ходить без опоры;
• выполнять действия, о которых просит взрослый: одевать куклу, нанизывать кольца на стержень, формируя пирамиду;
• махать руками в знак прощания или приветствия.

12Для годовалого малыша характерны следующие психомоторные навыки:

• ребенок без труда пьет из детской кружки, затем ставит ее на стол;
• легко выговаривает новые слоги, четко произносит около 10-и слов;
• малыш в этом возрасте уже знает взрослых по именам;
• в 12 месяцев ребенок уверенно ходит без опоры;
• в 1 годик чадо способно по фотографии узнать знакомые лица;
• ребенок понимает значение слов «не трогай», «нельзя»;
• умеет играть с куклами и машинками без посторонней помощи.

Читайте также:  Развитие сенсорных способностей ребенка игра

Как определить нормальное развитие младенца

Наиболее интенсивное развитие психомоторных функций происходит в первые 12 месяцев жизни малыша. Чтобы следить за формированием интеллектуальных и сенсорных навыков, педиатры советуют ежемесячно сравнивать показатели ребенка с установленными нормами. Прописаны они в календаре психомоторного развития.

Нет ли отклонений

Не все дети развиваются в одинаковом темпе, так как каждый малыш индивидуален. Поэтому не следует переживать, если некоторые психомоторные реакции чада немного опережают или, наоборот, отстают от тех, что прописаны в календаре.

Игра – хороший стимул для формирования умений

Игра – хороший стимул для формирования умений

Результаты оценки могут зависеть от:

  • комфорта;
  • настроения;
  • самочувствия;
  • окружения.

Отставание малыша на 1 месяц и меньше не считается симптомом болезни. Однако родителям нужно начать использовать дополнительные стимулы, чтобы «довести» показатели до условной нормы. В том случае, если положительной динамики наблюдаться не будет, следует показать ребенка врачу-неврологу.

Частота сверки показателей

Для каждого возраста существует свой интервал сверки показателей по календарю:

  • до года оценивать развитие психомоторных функций необходимо с интервалом в 30 дней;
  • с 12 месяцев до 3-х лет достаточно проверять навыки 1 раз в 3 месяца;
  • с 3-летнего возраста до 6 лет – 1 раз в полгода.

Постоянное наблюдение за малышом позволит на ранней стадии выявить задержку развития. Своевременно назначенное лечение позволит минимизировать неприятные последствия.

Видео

Источник

«Подождем, сам заговорит». Так рассуждают спокойные родители, списывая молчание ребенка на юные годы. Многие готовы терпеливо ждать до 3-4 лет, когда драгоценное время будет упущено для раннего вмешательства.

По статистике на 2019 год, почти 40% детей 6-7 лет имеют речевые нарушения разного характера, более чем у 3% малышей диагностируется умственная отсталость. Это очень много по сравнению с прошлым десятилетием.

Особенно трудно понять, что ребенок отстает в развитии, молодым родителям, не имеющим опыта в воспитании. По мнению медиков, чтобы не запустить ситуацию, отклонения важно выявить именно на раннем этапе развития.

Памятка для молодых мам и пап

Первый год жизни — это важнейший этап, в течение которого родителям необходимо очень пристально наблюдать за развитием малыша. Причем это касается не только физического роста, но также развития речи и эмоциональных реакций.

Азы, описанные во многих книгах, посвященных воспитанию детей, знают практически все. Например, когда малыш начинает держать головку, в каком месяце зубки лезут, когда начнет гулить, переворачиваться, сидеть или ползать. В этом трудностей нет.

Однако проявление эмоций часто считается второстепенной функцией. Поэтому молодые родители в большинстве случаев мало обращают внимание на состояние и реакции ребенка.

Ценными рекомендациями с родителями делится Ольга Азова, кандидат педагогических наук и руководитель медицинского центра.

Признаки отклонений в развитии малыша

На что нужно обращать внимание:

1. Улыбка — после 21 дня жизни ребенок должен понимать обращенную к нему улыбку и улыбнуться в ответ.

2. Радость — с трех месяцев ребенок должен проявлять оживление при виде мамы, папы или другого близкого человека.

Когда следует насторожиться на первом году жизни:

1. Ребенок отвергает тактильные прикосновения.

2. Вместо речи малыш использует жесты или невнятные звуки.

3. Вместо четкого «мама» говорит слоговое «ма-ма-ма-ма».

4. Малыш называет «мамой» всех подряд.

5. В лексике появились слова, которые малыш произносит, но не применяет в общении.

Читайте также:  Развитие ребенка картинки фрукты и овощи

6. Ребенок не понимает свое имя, обращенную к нему речь, просьбы или подсказки.

Когда следует насторожиться на втором году жизни:

1. На прогулке с детьми ребенок отказывается присоединиться к общей игре, однообразно выполняя какие-то другие повторяющиеся действия (качается на качелях, крутит колесо и т. д.).

2. Малыш не может освоить горшок или держание ложки.

3. Боязнь расчески или других предметов (действий), что часто воспринимается как чрезмерная независимость.

4. Частое закатывание истерик, излишняя возбудимость или плаксивость, расстройство сна, энурез.

5. Малыш не прожевывает твердую пищу, испытывает страхи.

Явные физические отклонения и описанные выше реакции сигнализируют, что малышу нужен специалист.

К какому врачу обратиться?

По мнению Ольги Азовой, эксперта в области детского развития, обеспокоенным родителям, прежде всего, необходимо посетить невролога. Но в этом и есть первая, а по сути, главная проблема.

Вот пример из ее практики:

«На консультации выясняется, что ребенка показывали нескольким врачам-неврологам. Однако ни один специалист не выявил реальной проблемы, прописав малышу массаж и ноотропы.

Случилось так, что именно массажистка верно заподозрила неладное. Она посоветовала пройти МРТ.

Наконец, родителям повезло, они попали в руки толкового специалиста, который действительно направил ребенка на обследование мозга.

Оказалось что у малыша опухоль, которая стремительно растет из-за ноотропных препаратов, назначенных другими врачами. Ребенку срочно провели операцию, которая закончилась успешно.

Но на этом все, никаких рекомендаций родителям на дальнейшее никто не дал, как и реабилитационного курса после вмешательства никто не назначил».

В итоге у ребенка развились явные проблемы. На прием привели уже 6-летнего мальчика, который практически не разговаривает, речь, обращенную к нему, ребенок не понимает, а вдобавок у малыша налицо запущенная апраксия (двигательные нарушения).

Соответственно, в случае обеспокоенности поведением малыша, визит к неврологу обязателен. Но главное, найти специалиста, имеющего специализацию и опыт именно в области нарушений развития. Желательно, чтобы это был невролог, работающий в паре с логопедом.

Опасно откладывать визит к врачу

Вторая наиболее распространенная проблема, связанная с отклонениями в развитии, это патологическое нежелание родителей провести обследование малыша как можно раньше.

Взрослые настойчиво откладывают визит к неврологу до тех пор, когда вмешательство не становится необходимым и очевидным.

Невероятно живучие аргументы — «он маленький, еще заговорит», «сейчас все детки начинают говорить позже», «мальчики развиваются медленнее, поэтому…».

Это непростительная безответственность мама и пап, а тем более специалистов, успокаивающих таким образом родителей.

Посещение невролога — это первый шаг на этапе обследования. Ребенку необходимо назначить аудиограмму (проверка слуха), а также проконсультироваться с врачом-сурдолгом и логопедом на выявление проблем.

Определение маршрута реабилитации

Ольга Азова считает, что независимо от диагноза каждому малышу с речевыми нарушениями требуется помощь врача-логопеда. Но для определения маршрута реабилитации необходимо правильно выявить проблему, поэтому начинать нужно с диагностики.

Важно понимать, с чем вы столкнулись. Это действительно нарушение речи или у малыша тугоухость. Возможно невербальное общение ребенка — это следствие умственной отсталости или иного расстройства (двигательного или ментального).

Реабилитационный курс должен назначаться, исходя из базового диагноза.

К примеру, на что делается упор пи следующих проблемах у детей:

1. ДЦП — физическое развитие.

2. Эпилепия — купирование припадков с назначением терапии.

3. Проблемы со слухом — занятия с врачом-сурдологом.

4. Аутизм — чаще назначается АВА- терапия.

5. Речевые нарушения (или алалия) — занятия с логопедом.

Сначала нужно сконцентрироваться на ключевой проблеме, только после этого работать с речевыми нарушениями.

Пример из практики:

На занятия к логопеду ходят два малыша, у одного аутизм, у другого — тугоухость. Ребенок с РАС не дает никакой реакции из-за погруженности в себя, а малыш с проблемами слуха не понимает специалиста (он недавно с аппаратом).

Нужна ли помощь логопеда этим детям? Разумеется, нет! Слабослышащему малышу нужен сурдолог, а маленькому аутисту нужен специалист, имеющий опыт с проблемами РАС.

Детский сад или домашнее воспитание

Большинство родителей предпочитают отдать ребенка в детский сад, где он сможет научиться общению в группе. При выборе эксперт предлагает исходить из возможностей взрослых.

По мнению специалистов, предпочтительнее домашнее воспитание, особенно для семей, где не один малыш. В этом случае в детей можно заложить именно те правила и ценности, которые соответствуют мировоззрению своей семьи.

Даже если в семье один ребенок, эксперты в области детского развития советуют посвятить себя дошкольному воспитанию своего чада.

Прогулки на свежем воздухе с другими детьми, посещение центров досуга и развития или других занятий может полностью компенсировать дефицит общения. Об этом подробнее можно прочитать в нашей предыдущей статье.

При этом коммуникативные навыки ребенок получит в соответствии с правилами семьи, а не будут навязанными. Если такой возможности нет, то стоит ответственно подойти к выбору воспитателя.

Самое печальное — это неосведомленность пап и мам в отношении отклонений, возникающих на первом этапе развития детей. Слаженного взаимодействия тандема «специалист — родители» пока не наблюдается в медицинской практике.

Поэтому родители должны быть бдительными и взять ответственность за развитие малыша в свои руки!

Эта статья — ответ на злободневный вопрос многочисленных читателей, почему сегодня столько детей рождается с отклонениями. Это не так! В большинстве случаев проблема развивается позже и по причине запущенности.

Ждем ваших мнений по этому поводу, присоединяйтесь к обсуждению! Будем рады каждому новому подписчику и лайку.

Информацию из цикла «доступная среда для инвалидов» можно найти здесь.

Источник