Отклонения в физическом развитии ребенка нарушения состояния здоровья

Отклонения в физическом развитии ребенка нарушения состояния здоровья thumbnail

Надежда Бердникова
Дети с отклонением в физическом развитии.

«Дети с отклонением в физическом развитии».

Охрана и укрепление здоровья, совершенствование функций организма ребенка и его полноценное физическое развитие является неотъемлемой частью педагогической работы в дошкольном учреждении. Вырастить ребенка сильным, крепким, здоровым – это желание родителей и одна из ведущих задач, стоящих перед ДОУ. Семья и детский сад – те социальные структуры, которые в основном определяют уровень здоровья ребенка. В нашей стране за последние десятилетие состояние здоровья детей дошкольного возраста значительно ухудшилось. Об этом свидетельствуют в том числе итоги Всероссийской диспансеризации детей. Ухудшение здоровья объясняется разными причинами, в частности недостатками в организации контроля за ростом, развитием и здоровьем детей. Для сохранения и укрепления здоровья детей, посещающих ДОУ, необходимо постоянно совершенcтвовать учебно – воспитательный процесс в ДОУ и его медицинское сопровождение. Поступая в детский сад, многие дети имеют отклонения в физическом развитии: нарушение осанки, излишний вес, задержка в развитии быстроты, ловкости, координации движений, уплощение стопы или плоскостопие, косоглазие, группу риска по миопии.

Это далеко не весь перечень заболеваний,есть и более тяжелые случаи это: дети с нарушение в развитии опорно – двигательного аппарата, синдром Дауна, эпилепсии, детский церебральный паралич (ДЦП, слабовидящие и слабослышащие дети и т. д. Отсутствие у нас в городе специализированных учреждений дети с такими отклонениями в здоровья ходят в обычные группы ДОУ, в следствии этого большая нагрузка и ответственность за охрану и укрепление здоровья возлагается главным образом на воспитателя (мл. воспитателя, мед. работника, специалистов ДОУ, старшего воспитателя, заведующую).

1. Что должен знать воспитатель?

– количество детей по группам здоровья; (1-2-3гр. зд.)

– хронические заболевания;

– выявить детей на подгруппы для профилактики заболеваний:

* гр. риска по миопии;

* уплощение стопы или плоскостопие;

* нарушение осанки;

* ЧБД.

– ребенка с явным физическим недостатком.

– диагностику уровня физической подготовленности.

2. Оформить лист здоровья своей группы.

3. Разработать план физкультурно – оздоровительной работы для детей данной возрастной группы. (на год, на летний период).

4. Внести мероприятия в циклограмму.

5. Подбор методического материала по возрасту, изготовление нестандартного оборудования, оформление картотек, и т. д.

6. Оборудование в группе центра физического развития.

Проводя профилактическую работу в системе с детьми из тех 4 групп которые были выделены можно добиться определенных результатов:

– снижение заболеваемости,

– изменение группы здоровья на более высокую,

– научить заботиться о своем зрении и осанке.

Если в группе есть дети с отклонением в физическом развитии.

Совсем по другому обстоит дело с тяжелыми заболеваниями детей. Воспитатели должны построить работу так, чтобы этим детям было комфортно находиться в группе, среди большой массы детей. Нужно так организовать режимные моменты, игры или занятия, чтобы они не стали источником душевных травм для таких детей и поводом для насмешек. Если педагог поверит в возможности ребенка с дефектом зрения, слуха, моторики он сможет создать нормальную атмосферу в группе и действительно развивающую среду для всех детей.

Однако одной веры недостаточно, ее необходимо воплотить технологически.Например:

В группе слабовидящий ребенок.

Чтобы ребенок со значительными зрительными нарушениями мог на равных с нормально видящими детьми участвовать в организуемых воспитателем занятиях и играх, их содержание не должно быть ориентировано только на зрительное восприятие. Это вовсе не значит, что все игры и занятия следует строить по данному правилу. Важно, чтобы у ребенка с ослабленным зрением периодически возникали ситуации, когда он имел бы возможность почувствовать себя сильным и уверенным.

Игры:

«Особый заказ».

Для игры выбираются 2 команды от 2 до 6 участников, судьи 3 человека, ведущий (воспитатель, зрители.

Оборудование:

– щит с прорезями и рукавами или коробка с прорезями для рук;

– коробка с предметами по теме игры;

– пустые 1-2 коробки;

– карточки по теме: (Стол, накрытый для праздничного обеда. Транспорт. Овощи. Фрукты. Кухня. Лес. и т. д.)

Внимание: нельзя комплектовать набор предметов спорными предметами, тогда могут быть курьезные ситуации, когда ребенок, ощупывая фигурку, скажем, зебры, отнесет ее, приняв за барана, к праздничному столу в качестве запеченного барашка.

Заказы могут касаться и фактуры материалов,из которых изготовлены предметы: «Все из шерсти», «Металл», «Бумага» и др.

Игра организуется на определенное время выполнения, чья команда первой закончит. По окончании игры объявляется команда победительница.

Игры серии «Особый заказ» способствуют не только совершенствованию тонкой моторики, тактильного чувства, делающего восприятие окружающего мира более ярким и богатым, но также развитию пространственного воображения, формированию логического мышления. Главное, что дают эти игры,- равенство условий для детей с нормальным и пониженным зрением.

Читайте также:  5 месяцев ребенку развитие вес и рост мальчиков фото

«Лото».

Плоские изображения на карточках заменяются рельефными, объемными, да еще предложить сыграть «вслепую» – вариант, естественно используемый в классических народных «жмурках».

Дети могут играть парами, когда один ребенок находит карточку, а другой укладывает ее на соответствующую клетку листа. Игры в парах имеют также значение для формирования умения соотносить свои действия с действиями других, обучают основам партнерского взаимодействия, гуманных взаимоотношений.

Эти игры ориентированы на развитие осязания, тактильного чувства у детей.

Игра «Арома» – касается еще одной сферы чувств, обонятельной.

(организация игр и занятий, ориентирована на развитие способности ребенка различать запахи и ароматы).

Оборудование: несколько непрозрачных баночек (количество зависит от возраста детей, знаний запахов, 5, 10 и более) с плотно закрывающимися, но легко открывающимися крышками; коробочка куда будем ставить баночки; кружочки из плотной бумаги с диаметром, близким к внутреннему диаметру баночки, и кружки из марли или легкой хлопчатобумажной ткани.

В качестве запахов подойдут сухие грибы, свежерастертая хвоя, кусочки кожи, засушенные лепестки сильно пахнущих цветов, зерна жареного кофе, лавровый лист, гвоздика, укроп и т. д.

Внимание:

1. При работе с запахами нельзя пользоваться парфюмерией, искусственными ароматизаторами.

2. При работе детей с запахами даже естественного происхождения возможны случаи аллергических реакций. Будьте внимательны, при появлении первых признаков повышенной восприимчивости отведите ребенка подальше от игрового поля, в случае необходимости проводите к медицинскому работнику.

2. Игры занятия, ориентированные на слуховое восприятие.

В эту группу относятся музыкальные занятия, слушание музыкальных произведений разного характера.

«Слушаем птиц».

Эта игра, в которой каждый звук требует своего действия от детей.

Оборудование: запись голосов птиц.

Цель: Научить различать голоса птиц.

Сначала самые привычные и легко распознаваемые, например кукушка, петух. Слушая пение дети выполняют определенное действие.

– кукушка: дети в такт наклоняют головки то к левому плечу, то к правому.

– кукареканье петушка: приставляют ладошку с поднятыми пальцами к голове, изображая гребешок петуха.

Затем звуки постепенно добавляются, а когда дети хорошо будут ориентироваться в звуках можно организовать соревновательный вариант игры (командами – выигрывает та команда, которая допускает меньше ошибок и быстрее реагирует на голос птиц).

«Шуршунчики».

Оборудование: шапочки – колпаки по количеству играющих детей;небольшие кусочки разной бумаги: чертежной, оберточной, кальки, салфетки, полиэтилена, целлофана, сухие листья, ткани разного типа (шелк, хлопок, лен, шерсть, синтетика).

Организовать игровой момент (кто- то отправляет шуршунчиков к детям а они должны по мере приближения звука узнать, что издает тот или иной звук- какой материал).

Дети усаживаются на стульчики или на корточки, надвигают шапки на глаза, оставляя закрытыми уши, опускают головки и ждут шуршунчика.

– приближается первый шуршунчик, – дети определяют и называют шуршащий предмет, если правильно определили – его можно отпугнуть гласным «а»

(дети вместе, не поднимая головы, произносят звук «а-а-а», испугавшись «страшного звука», шуршунчик уходит.

Для начала возьмите совсем немного шуршаших предметов и, как в случае с птицами, прибавляйте понемногу новых звуков – шуршаний и соответствующих гласных или их сочетаний. Не забудьте написать «шпаргалку», где будет указано, какому предмету – шуршунчику какой звук для отпугивания соответствует.

В группе ребенок с нарушением опорно – двигательного аппарата, ДЦП.

Тяжесть этого заболевания обусловлена сопровождающими его двигательными, психическими, речевыми, и другими нарушениями, поэтому проблема реабилитации детей имеет комплексный характер. Педагоги, медицинские работники, родители стремятся к достижению одной цели – оздоровлению детей и формированию у них навыков здорового образа жизни и потребностей в нем. Недостаток или даже отсутствие моторной деятельности препятствует формированию у детей поведенческих актов и в большей или меньшей степени снижает коэффициент их активности. Это в определенной мере способствует задержке у них речевого развития, повышению нервного и мышечного напряжения, что в комплексе влияет на поведение ребенка.

Для детей с нарушением опорно – двигательного аппарата организуются малоподвижные игры, планируется индивидуальная работа для укрепления различных групп мышц и совершенствовании координации движений (в специализированных детских садах такие дети занимаются на тренажерах).

На физкультурных занятиях (ДОУ обычного типа, уменьшается нагрузка, бег заменяется только ходьбой, нельзя давать упражнения на скорость, быстроту, выносливость, прыжковые упражнения.

Внимание: обязательна страховка при выполнении любых разрешенных движений воспитателем.

Благодаря занятиям у дошкольников формируется сознательное отношение к правильной осанке, ходьбе, самоконтролю. Поощрение при выполнении любого упражнения мотивирует детей с большим энтузиазмом достигать результатов, а чувство успеха, в свою очередь, способствует формированию у них чувства самодостаточности, улучшению психического здоровья.

В группе слабослышащий ребенок.

Как организовать общение взрослого с ребенком с нарушением слуха, какие игры – занятия по развитию слухового восприятия может проводить взрослый? Все это можно найти прочитав статьи в журнале «Здоровье дошкольника» № 4, 5, 6. 2010г.

Читайте также:  Психология развития ребенка в дошкольный период

Самая главная потребность ребенка – это желание любви, теплоты чувств, т. е. положительного эмоционального комфорта. Чтобы у детей было хорошее самочувствие, правильно протекало физическое, психическое и социальное здоровье, дети должны чувствовать, что воспитывающие их люди, радуются их присутствию, любят, принимают их такими, какие они есть, относятся к ним всегда доброжелательно.

Ребенку необходима ситуация успеха. Для этого педагоги и родители должны вовремя поддержать его, вселить уверенность, помочь.

Источник

Причины нарушений физического развития у детейПрежде чем говорить об основных причинах нарушения развития организма у детей, важно разобраться с ключевыми понятиями, связанными с этой, к сожалению, часто встречающейся в наши дни проблемой. Под нарушением развития в медицине понимают любые отклонения от нормы, которые могут возникнуть как в младенчестве, так и в процессе взросления ребенка.

При нормальном развитии ребенка биологические и психические функции его организма на различных этапах взросления соответствуют предусмотренным специалистами нормативам. Ребенок растет без задержки в развитии, как на физическом, так и на психоэмоциональном уровне. Это означает, что малыш вовремя начинает ходить, разговаривать, а также быстро учиться писать, читать, и овладевает всеми первостепенными навыками, необходимыми для дальнейшей самостоятельной жизни.

Существует достаточно причин нарушения развития организма. По результатам исследований мальчики более подвержены нарушениям физического развития, чем девочки. Однако при правильном подходе со временем ребенок начинает развиваться, как следует. Во избежание более серьезных последствий при подозрении на наличие нарушений физического развития у ребенка, родители должны немедленно обратиться к врачу.

Что нужно знать о нарушении физического развития у детей

Современные врачи-педиатры выделяют два основных вида нарушений развития у детей – всеобъемлющий, а также специфический. Если ребенок отстает в развитии по большинству основных медицинских показателей, то у него всеобъемлющее нарушение. Примером такого нарушения в развитии ребенка можно считать аутизм. При наличии отклонения от какого-то одного конкретного медицинского показателя – ребенок страдает специфическим нарушением.

Дислексия может служить примером специфического развития ребенка. При данном заболевании нарушается способность ребенка овладеть навыком чтения. При дислексии наблюдается общая способность детей к обучаемости. Однако ребенок учиться читать с большими сложностями. Примечательно то, что, как в случае с дилексией, так и с аутизмом, можно отметить одну и ту же причину нарушения развития организма у детей.

Нарушение в работе головного мозга может стать причиной и в нарушении физического развития. Правда не стоит сбрасывать со счетов и генетические заболевания, а также наследственность. Причинами возникновения нарушений в развитии организма у детей могут стать травмы, а также тяжелые заболевания.

Медики не зря уделяют такое пристальное внимание здоровью женщин во время беременности. Именно в период формирования плода может быть нанесен непоправимый вред здоровью будущего малыша. Так, гормональный фон матери влияет на нормальное развитие ребенка. Современная медицина помогает на ранних стадиях выявить нарушения физического развития у детей.

Специалисты выделяют еще одну вескую причину возникновения нарушений в развитии детского организма – экологическую среду, в которой рождается и живет ребенок. Помимо того, на нарушение физического развития у детей влияет качественный состав употребляемых ими продуктов. Чем богаче и разнообразнее рацион питания малыша, чем больше он употребляет в пищу богатые витаминами и полезными соединениями продукты, тем меньше вероятность столкнуться с проблемой нарушения физического развития. Отклонения в физическом развитии ребенка можно определить по массе тела и росту. Если ребенок чересчур быстро растет, он может болеть гигантизмом, низкие для своего возраста дети страдают нанизмом. Церебральный паралич относиться к тяжелым нарушениям физического развития детского организма.

Отклонение от нормальной массы тела ребенка на 10% в меньшую (гипотрофия) или большую (паратрофия) сторону, специалисты также причисляют к отклонениям в физическом развитии. Важным параметром оценки физического развития ребенка считается окружность головы. Особое внимание педиатры уделяют и развитию грудной клетки ребенка.

Нарушение моторного развития

Нарушение физического развития: как помочь ребенку?Нередко специалисты называют излишнюю детскую неуклюжесть «моторной неловкостью». За этим названием скрывается достаточно серьезная проблема – нарушение моторного развития ребенка. Родители часто с нетерпением ждут того счастливого момента, когда их малыш сделает первые шаги. Дети начинают сидеть примерно в одном и том же возрасте, чего не скажешь о первых шагах.

Организм человека представляет собой уникальный механизм, в котором природой наперед предусмотрены многие детали. Ваш малыш не начнет ходить пока его тело не будет к этому готово. Именно в неготовности организма малыша освоить вертикальное положение в данном случае заключается основная проблема. Симптомами нарушения моторного развития можно считать как раз то, что ребенок поздно научился ходить. Если малыш при ходьбе часто падает и передвигается неуклюже, постоянно роняет игрушки, как будто не может удержать их в руках, скорее всего у него присутствует нарушение моторики.

Читайте также:  Мамина школа мать и дитя энциклопедия развития ребенка

Нарушение моторного развития может наблюдаться и у детей, которые не только ходят неуклюже, но и одеваются неловко и медленно. При нарушении моторики малыши могут неправильно пользоваться столовыми приборами, а также бояться подыматься или спускаться по лестнице. В подавляющем большинстве случаев дети с нарушениями моторного развития ведут себя беспокойно, постоянно ломают игрушки, а также злятся и даже бьют других.

К сожалению не все родители сразу же замечают нарушения в моторном или в общем физическом развитии ребенка, как впрочем, и отклонения психического характера. А в таких случаях нужно действовать незамедлительно и сразу же обращаться к специалистам. Без помощи профессионалов в одиночку вы не сможете помочь своему ребенку.

Однако это не значит, что родители должны самоустраниться и возложить всю ответственность на врачей. Только забота и поддержка родителей в совокупности с профессиональной медицинской помощью смогут помочь ребенку при нарушениях физического или моторного развития. Уделяйте больше внимание своему чаду, играйте в развивающие игры, разучивайте детские песенки, считалочки и стишки.

Прекрасно помогает обтирание жестким полотенцем после ванны, массаж, а также занятия спортом. Активные игры на свежем воздухе поднимут ребенку не только настроение, но и помогут справиться с серьезной проблемой играючи. Современные детские магазины предлагают широкий выбор игрушек, которые развивают не только ум, но и тело ребенка.

Домашние детские спортивные комплексы могут стать отличным профилактическим и лечебным средством в борьбе с нарушениями физического развития. Кроме того, спортом заниматься полезно, тем более нужно приучать ребенка к физическим нагрузкам с самого детства. Родителям стоит только очень сильно захотеть и приложить все усилия, чтобы подарить своему малышу счастливое и здоровое детство.

Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter.

Источник

Оценка физического развития.

Для оценки физического развития детей и подростков проводят периодические медицинские осмотры в возрасте до 1 года – ежемесячно, для детей дошкольного возраста – 2-4 раза в год, для школьников и студентов – 1-2 раза в год.

Определение уровня физического развития проводится с использованием соматоскопических, соматометрических и физиометрических методов исследования.

Соматоскопия – это описание и анализ данных наружного осмотра. При определении соматоскопических признаков обращают внимание на состояние слизистых оболочек и кожных покровов, на развитие подкожно-жировой клетчатки, на состояние опорно-двигательного аппарата, на степень выраженности вторичных половых признаков.

Соматометрия (антропометрия) включает определение длинников тела, диаметров, окружностей и взвешивание. Основные соматометрические показатели – рост, масса, окружность грудной клетки.

Физиометрические методы исследования включают определение жизненной емкости легких, мышечной силы рук, становой силы и других функциональных показателей.

Результаты обследования конкретного ребенка сравнивают с возрастными нормами и делают выводы об уровне физического развития ребенка. Более подробно методы оценки физического развития рассмотрим на лабораторном занятии.

Как уже говорилось физическое развитие обусловлено множеством факторов – наследственностью, влиянием среды, полом и др, что приводит к широкому разбросу индивидуальных темпов развития. Поэтому часто календарный (паспортный) возраст и уровень морфо-функционального развития (биологический возраст) могут существенно расходиться. Выработаны морфологические критерии по которым можно судить о биологическом возрасте ребенка.

Способы оценки биологического возраста:

· По пропорциям тела – соотношению длины конечностей и туловища (дает приблизительную оценку).

· По костному возрасту – по степени окостенения костей (рентгеновские снимки).

· По зубному возрасту – по времени появления молочных (6 мес – 2 года) и постоянных (2-13 лет) зубов.

· По внешним половым признакам – количественные и качественные методики оценки.

Данные критерии имеют недостатки и применяются в комплексе.

Оценка отклонений ведется по отношению к возрастной норме, с учетом факторов наследственности.

1) отставание в физическом развитии – значительное снижение параметров физического развития по отношению к возрастной норме. Причины: недостаточное питание, чрезмерные физические нагрузки, хронические заболевания.

2) опережение в физическом развитии – значительное превышение параметров физического развития по отношению к возрастной норме. Причины: нарушения эндокринной сферы, отклонения функций ЦНС и др.

3) дисгармоничность физического развития – резкое несоответствие массы тела его длине, несоответствие обхватных размеров продольным, а также проявление женских черт в строении тела у мальчиков и мужских у девочек. Причины: некоторые виды спортивной тренировки (женская спортивная гимнастика), травмы позвоночника в детском возрасте, болезни связанные с нарушением роста (рахит), эндокринные нарушения и др.

4) нарушения ОДА – плоскостопие, нарушения осанки.

Источник