Отклонения познавательного развития ребенка дошкольного возраста

Елена Чупина
Педагогический анализ проблемы познавательного развития детей дошкольного возраста в образовательном процессе

Проблемой познания и познавательного развития детей занимались ученые, начиная с древних времен (Сократ, Демокрит, но в современной науке нет однозначной трактовки данного понятия.

В философии под познанием понимается процесс получения человеком нового знания, открытие неизвестного ранее. Результативность познания достигается в первую очередь активной ролью человека в этом процессе. Философские проблемы познания составляют предмет теории познания, или гносеологии [14].

В психологии под познанием (когнитивностью) понимается способность к умственному восприятию и переработке внешней информации. Это понятие применяется по отношению к психическим процессам личности и особенно к психическим состояниям (убеждениям, желаниям и намерениям). Данный термин также используется шире, обозначая акт познания или само знание и может быть интерпретирован в культурно-социальном смысле как обозначающий появление знания и концепций, связанных с этим знанием (Л. С. Выготский). Процесс познания обеспечивают познавательные (когнитивные) процессы личности: восприятие, память, внимание, мышление, воображение.

В педагогике познание рассматривается как одно из направлений развития детей в процессе обучения и воспитания. Познавательное развитие выступает как одно из направлений образовательного процесса, направленного на сенсорное развитие, развитие познавательно-исследовательской и продуктивной (конструктивной) деятельности, формирование элементарных математических представлений, формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей.

В соответствии с ФГОС ДО познавательное развитие предполагает:

развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации;

– формирование познавательных действий, становление сознания;

развитие воображения и творческой активности;

– формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др., о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира [28].

Проблемой познавательного развития детейинтересовались многие зарубежные и отечественные ученые: Ж. Пиаже, Д. Брунер, А. В., Л. И. Божович, Л. А. Венгер, А. С. Микерина и другие.

Согласно Л. А. Венгер, дошкольный возраст – это возраст развития тех, психологических качеств, которые обеспечивают успешную адаптацию ребенка к школьной жизни. В аспекте изучаемой проблемы дошкольный возраст – это период интенсивного развития воображения и образных форм мышления, а также любознательности, активной ориентировки в окружающем пространстве и познавательной направленности.

А. С. Микерина отмечает, что познавательное развитие – это процесс постепенного перехода от одной стадии развития познавательной деятельности к другой [13]. К стадиям познавательного развития мы относим: любопытство, любознательность, развитие познавательного интереса, развитие познавательной активности. Рассмотрим каждый из этапов подробнее.

К первой стадии относится любопытство. Для неё характерно избирательное отношение к любому предмету, обусловленное чисто внешними, часто внезапно открывающимися ребёнку сторонами и обстоятельствами. На этой стадии дошкольник довольствуется лишь первоначальной ориентировкой, связанной с занимательностью самого предмета; занимательность как фактор обнаружения познавательного интереса служит обычно его первотолчком. В качестве примера проявления любопытства у дошкольника можно привести тот факт, что в 2–3 года ребёнок сосредоточивается на яркости объекта, не уделяя при этом особого внимания его сущности [5].

В основе любопытства лежит естественная реакция удивления ребенка на изменения в обстановке, появление нового, яркого, красочного, эмоционально привлекательного в окружающем мире. Проявляется детское любопытство в ярких мимических реакциях и вопросах типа «Кто это?», «Что это?». Для данной ступени познавательного интереса характерным является «сбор информации» о предметах, явлениях окружающей действительности. Чувственный, сенсорный опыт играет значительную роль и в последующем развитии ребенка.

Вторая стадия познавательного развития детей дошкольного возраста – любознательность, которая представляет собой ценное состояние личности, активное видение мира, характеризующееся стремлением ребёнка проникнуть за пределы первоначально усмотренного и воспринятого. На этой стадии интереса, как правило, проявляются сильные эмоции удивления, радости познания, восторга, удовлетворённости деятельностью. Сущность любознательности заключается в образовании и расшифровке разного рода загадок. Как отмечает Г. И. Щукина, «любознательность, становясь устойчивой чертой характера, имеет значительную ценность в развитии личности. Любознательные люди не равнодушны к миру, они всегда находятся в поиске» [19].

А. И. Сорокина определяет любознательность как общую направленность, положительное отношение к широкому кругу явлений.

Н. Ф. Добрынин подчеркивает, что любознательность характеризуется стремлением ребенка проникнуть за пределы увиденного, непосредственно воспринимаемого. Вопросы детей приобретают направленность на познание существенных характеристик предметов и объектов окружающего мира («Зачем?», «Почему?»). Становясь устойчивой чертой, любознательность приобретает значительную ценность в развитии личности.

В качестве примера проявления любознательности можно привести тот факт, что ребёнок часто задаёт вопросы познавательного характера,например: «Почему трава зелёная?», «Для чего корове хвост?», «Почему деревья не падают?», «Почему солнце светит?», «Почему родятся дети?». Для развития детской любознательности особое значение приобретает умение взрослого отвечать на подобные вопросы.

Новым качеством, или стадией, познавательного развития дошкольников является познавательный интерес, характеризующийся повышенной устойчивостью, ясной избирательной нацеленностью на познаваемый предмет, ценной мотивацией, в которой главное место занимают познавательные мотивы. Познавательный интерес содействует проникновению дошкольника в сущностные отношения, связи, закономерности освоения действительности. Проявлением познавательного интереса следует считать стремление ребёнка самостоятельно отвечать на поставленные вопросы, например в ходе экспериментирования, исследования окружающего мира [13].

К высокому уровню познавательного развития детей дошкольного возраста относится познавательная активность, основой которой служит целостный акт познавательной деятельности – учебно-познавательная задача. В соответствии с теорией Д. Б. Эльконина развитие познавательной активности осуществляется путём накопления положительного учебно-познавательного опыта. Её источником является познавательная потребность. Процесс удовлетворения этой потребности осуществляется как поиск, направляемый на выявление, открытие неизвестного и его усвоение.

Познавательная активность выступает как природное проявление интереса ребёнка к окружающему миру и характеризуется чёткими параметрами. Об интересах ребёнка и интенсивности его стремления познакомиться с определёнными предметами или явлениями свидетельствуют: внимание и повышенная заинтересованность; эмоциональное отношение (удивление, волнение, смех и др.); действия, направленные на выяснение строения и назначения предмета; постоянное притяжение к этому объекту [29].

Таким образом, мы придерживаемся точки зрения А. С. Микериной, которая под познавательным развитием детей дошкольного возраста понимает процесс постепенного перехода от одной стадии развития познавательной деятельности к другой. К стадиям познавательного развития мы относим: любопытство, любознательность, развитие познавательного интереса, развитие познавательной активности.

Рассмотрим, как раскрывается содержание работы ДОУ по познавательному развитию детей дошкольного возраста в различных программах.

Наиболее полно и достаточно подробно задачи познавательного и интеллектуального развития ребёнка представлены в программе под редакцией М. А. Васильевой в разделе «Умственное воспитание». Программа построена на принципах системности и деятельностного подхода.В программе представлены самостоятельные разделы: «Сенсорное воспитание», «Конструирование», «ФЭМП». В каждом из них подробно прописано содержание деятельности по формированию знаний, умений и навыков детей, даны общие показатели развития по итогам года. Большое значение имеет тот факт, что программа обеспечена методическими и дидактическими материалами.

Программа «Детство» включает задачи развития познавательного интереса и интеллектуального развития детей в разделы: «Предметный мир», «Первые шаги в математику», «Ребёнок открывает мир природы». Каждый раздел обеспечен подробной характеристикой представлений и умений детей. В программе познавательныеумения интегрированы с речевыми: действия познавательного характера необходимо сопровождать объяснениями и комментариями. Программа также имеет методическое и дидактическое сопровождение, представленное комплексом творческих и дидактических игр, экспериментированием с разными материалами.

В программе «Радуга»поставлена общая задача: «способствовать своевременному и полноценному психическому развитию детей»,в рамках решения которой предлагается: способствовать познавательному развитию детей; формировать ЭМП; способствовать своевременному интеллектуальному развитию ребёнка. По материалам программы сложно выделить конкретное содержание образовательной деятельности по познавательному развитию детей, отсутствует детализация образовательных задач. Реализация сложного математического содержания, заимствованного из школьной программы при методической и технологической неразработанности, как показывает практика, вызывает трудности у педагогов ДОУ, т. к. не соответствует их профессиональным возможностям. Отсутствуют показатели и критерии познавательного развития ребёнка.

Таким образом, под познавательным развитием детей дошкольного возраста понимается процесс постепенного перехода от одной стадии развития познавательной деятельности к другой. К стадиям познавательного развития мы относим: любопытство, любознательность, развитие познавательного интереса, развитие познавательной активности.

Источник

Вера Юрьевна Костычева
Консультация для воспитателей «Раннее выявление отклонений в развитии ребенка»

Ответственность родителей значительно возрастает, если ребенок имеет тяжелое заболевание в раннем возрасте. В этом случае диагностика состояния здоровья и развития маленького человека, особенно пока ему не исполнилось трех лет, важна с точки зрения планирования комплексной помощи ребенку и семье.

Помощь детям, имеющим нарушения развития, — это не узкоспециализированная деятельность (например, медицинское мероприятие, но широкий спектр услуг, и необходима как самим детям, так и их семьям. Такие услуги нужны, во-первых, тем детям, чье развитие уже существенно нарушено в результате врожденных изменений (таких, как церебральный паралич или нарушения слуха, изменений, вызванных средой (недостаточное вскармливание, заброшенность ребенка, неумелое или даже жестокое с ним обращение, других неизвестных причин (врожденного или приобретенного свойства либо их сочетания). Во-вторых, остро нуждаются в помощи те дети, чье развитие находится под угрозой в результате действия биологических факторов (например, Малый вес при рождении) или факторов среды (таких, как сочетание низкого дохода и отсутствие родственной поддержки).

Дети, чье развитие существенно нарушено в результате врожденных изменений, обычно сразу попадают в поле зрения специалиста. Для них создание системы профессиональной помощи, как правило, очевидно. Напротив, распознание второй группы может быть затруднено так же, как и понимание того, что эти дети нуждаются в помощи. Вот почему столь важно проводить регулярные обследования ребенка с целью своевременного обеспечения семьи специальной помощью сразу же, как только появляются первые признаки нарушения развития.

Основная цель ранней диагностики и помощи ребенку: обеспечить социальный, эмоциональный, интеллектуальный и физический рост маленького человека, имеющего нарушения развития, и достичь максимального успеха в раскрытии его возможностей при обучении. Кроме того, важно не допустить возникновения вторичных дефектов у детей с нарушениями развития. Вторичные дефекты появляются либо после врачебных ошибок, в процессе обучения или психо-социального консультирования ребенка, либо в результате искажения взаимоотношений его и семьи. Если же родным удается достичь взаимопонимания и приобрести навыки общения в соответствии с психофизическими особенностями ребенка, это, как правило, исключит иные вредные для него воздействия.

Помните: своевременная помощь ребенку позволит избежать дальнейших нарушений и откроет больше возможностей для его роста и развития.

Мы расскажем о взаимодействии врача и других специалистов с родителями, о том, как нужно наблюдать за развитием своего ребенка, чтобы вовремя обратить внимание на те или иные отклонения.

Диагноз нарушений в развитии ребенка — прежде всего медицинский. Он устанавливается врачом либо уже в родильном доме, либо на основании наблюдения за ростом и развитием ребенка участковым врачом-педиатром и врачами-специалистами. В зависимости от диагноза дети с нарушениями развития состоят на диспансерном учете у невропатолога, психоневролога, хирурга-ортопеда, окулиста, отоларинголога и др. Для семьи врач-педиатр и врач-специалист — это непосредственные кураторы, осуществляющие наблюдение и контроль за маленьким пациентом, главные консультанты и советчики во многих вопросах, связанных с течением заболевания.

На приеме врачом-специалистом ведется активный опрос, позволяющий наряду с осмотром на основании жалоб родителей сделать заключение о характере развития болезни, об особенностях ее протекания. Заключение врача обязательно фиксируется в карте индивидуального развития ребенка. Рекомендации по уходу за больным даются врачом сразу в момент постановки на диспансерный учет. Эти рекомендации изменяются в ходе роста, развития ребенка и касаются особенностей режима его сна, отдыха, питания, посещения детского дошкольного учреждения, школы, места летнего отдыха.

В диалоге врача и ребенка (родителей) активная сторона принадлежит именно врачу. Но это не означает, что родителям отводится роль слушателей. Ведь никто не знает ребенка лучше, никто не любит его так сильно, как они. Поэтому наблюдения близких за ребенком в процессе повседневного общения, в домашней обстановке могут дать врачу ценную информацию.

При посещении врача родители сами задают ему вопросы, связанные с проблемными ситуациями. К примеру, отдавать ли ребенка в детский сад, как выбрать оптимальный для него режим дня,какую форму обучения предпочесть: посещать школу или остановиться на индивидуальных занятиях. Эти и многие другие вопросы могут иметь несколько аспектов. Прежде всего — медицинский. Ведь любой медицинский ди-агноз, как уже отмечалось, устанавливается только врачом. Другой, не менее важный аспект — психологический. Здесь на помощь родителям приходит психолог, который работает в сотрудничестве с врачом. И наконец, помощь в разрешении проблем жизнедеятельности семьи призваны оказывать социальные работники. Они обладают знаниями в области медицины, психологии, педагогики, права и в социальной сфере.

Особенности раннего развития ребенка и диагностика

Чтобы знать, когда и к какому специалисту вам лучше обратиться, необходимо точно представлять себе особенности вашего ребенка. Маленькие дети развиваются очень динамично. Каждый день вы можете отмечать что-нибудь новое в поведении малыша, поэтому важно внимательно наблюдать за его развитием, сообщая врачу обо всех изменениях.

Самое главное для родителей — научиться управлять развитием ребенка так, чтобы поведение взрослых, их взаимоотношения с малышом помогали ему добиваться лучших результатов. Стратегия вашего поведения может и должна изменяться от одного возраста ребенка к другому, в зависимости от тех особенностей, которые будут выступать на первый план по мере взросления.

Остановимся на этапах развития малыша в первый год жизни. Это, пожалуй, самое сложное время для семьи, когда родители особенно остро ощущают потребность в помощи специалистов. Кроме того, это и наиболее ответственный период. Внимательный анализ наблюдений за ребенком помогает выявить возможные нарушения на максимально ранней стадии и, следовательно, увеличить вероятность их компенсации в будущем.

Следует обратить внимание на то, какие стороны развития малыша выделяются: общая моторика (навыки владения своим телом, точная моторика (навыки владения мелкими мышцами руки и способность осуществлять координированные движения глаз и рук, развитие языка и речи (навыки их понимания и использования, познавательное (умственное) развитие, навыки самообслуживания, социальные навыки (навыки общения). Данная структура позволяет систематизировать наблюдения за ребенком и уточнить причины обращения к врачу или другим специалистам.

Общая моторика

новорожденный:

в вертикальном положении имитирует шагающие движения.

1 месяц:

лежа на животе, поднимает голову;

лежа на животе, делает движения, напоминающие попытки ползать.

лежа на животе, напрягает ножки, когда вы прикасаетесь к ступням, создавая для них опору.

ребенок поднимает голову с вашего плеча, когда вы держите его вертикально, прижимая к себе за спинку;

поворачивает голову из стороны в сторону, лежа на спине.

2 месяца:

использует руки и ноги в игре;

поворачивается с бока на спину;

лежа на животе, поднимает голову вверх, отрывая ее от матраца на 5-7 см;

реагирует быстрыми движениями рук и ног (похожими на «велосипед», когда видит знакомое лицо или игрушку.

3 месяца:

лежа на животе, поднимает грудь над столом приблизительно на 4—5 см, помогает себе руками, чтобы подняться еще выше;

когда вы держите ребенка вертикально, поддерживая под руки, он пытается опереться на носочки, поднимает ножки.

4 месяца:

когда вы подтягиваете малыша за ручки из положения «лежа на спине» в положение «сидя», он хорошо держит голову вровень с линией тела;

поворачивается со спины на бок;

когда вы держите ребенка в положении «лежа на животе» на ваших руках, он хорошо держит голову.

5 месяцев:

лежа на животе, поднимает голову и грудь и удерживает это положение 15—20 секунд;

лежа на животе, поднимается на руках, перенося вес тела на руки;

хорошо держит голову при всевозможных движениях тела (когда вы его поднимаете, сажаете, переворачиваете, кладете);

поднимает голову, лежа на спине;

поворачивается с живота на спину;

поворачивается со спины на живот;

сидит с поддержкой (например, в детском стульчике);

достаточно уверенно переносит вес тела на ноги в вертикальном положении;

лежа на спине, высоко поднимает ножки, удерживает их ненадолго в таком положении.

7 месяцев:

лежа на животе, поднимает голову и грудь, опираясь на одну руку;

сидит без поддержки;

когда вы поддерживаете его под руки в вертикальном положении, стоит, может переступать с ноги на ногу, смотрит на свои ножки;

встает, покачиваясь, на руки и коленки.

8 месяцев:

садится из положения «лежа на животе» и ложится на живот из положения «сидя»;

хорошо удерживает равновесие, сидя со свободными руками;

ползает на животе, руки использует для подтягивания тела вперед;

сам встает, держась за окружающую мебель.

9 месяцев:

сидит без поддержки приблизительно 10 минут;

поднимается на руки и колени из положения «лежа на животе»;

стоит, держась за что-либо, приблизительно 5 минут;

когда вы поддерживаете ребенка под руки и ставите его на пол, делает шагающие движения;

сам садится из положения «лежа», держась за что-нибудь.

10 месяцев:

держась за окружающие предметы, ребенок сам встает и сам садится;

ползает, опираясь на руки и колени;

стоит, держась за что-либо одной рукой;

садится из положения «стоя» без поддержки.

11 месяцев:

делает шаги на месте, держась за мебель;

ходит вокруг мебели, держась за нее одной или обеими руками;

в положении «стоя» может поворачивать тело на 90 градусов;

стоит самостоятельно без поддержки.

12 месяцев:

самостоятельно стоит и делает 3 шага без поддержки.

Точная моторика

новорожденный:

выраженный хватательный рефлекс (прикоснитесь своим пальцем к внутренней поверхности ладошки малыша: он схватывает ваш палец).

2 месяца:

удерживает погремушку 5—10 секунд, прежде чем уронить ее (к четырем неделям ребенок сразу же выпускает погремушку из рук, к восьми неделям ненадолго удерживает ее в руке);

исчезает хватательный рефлекс.

3 месяца:

тянется к яркому предмету обеими руками одновременно (если вы показываете яркую игрушку, ребенок сдвигает к ней руки одновременно с двух сторон, соединяя их перед грудью, часто касается игрушки сжатыми кулачками);

развлекается с игрушкой (если вы вкладываете игрушку в ручку ребенка, он подносит ее к щеке, берет в рот).

4 месяца:

наблюдает за движением собственных рук;

стучит и играет с погремушкой и рассматривает ее в течение нескольких минут;

играет с пальцами, берет пальцы в рот;

активно тянется к игрушкам, висящим над грудью, иногда стучит по ним руками;

ребенок старается взять игрушку, лежащую на груди или рядом с плечом;

удерживает яркое пластмассовое кольцо в руке примерно 1 минуту.

5 месяцев:

ребенок удерживает небольшой кубик (3 см) в руке между пальцами и ладонью;

ребенок пытается брать в руку ложку.

6 месяцев:

малыш может поднять чашку (приблизительно 9 см в диаметре) двумя руками, но необязательно подносит ее ко рту;

настойчиво старается достать привлекательный объект, находящийся рядом с ним, но недосягаемый (например, игрушку, стоящую на столе на расстоянии, превышающем длину руки ребенка).

7 месяцев:

с интересом играет с бумагой (машет, мнет, рвет);

держит один кубик и берет второй другой рукой, держит оба кубика одновременно несколько секунд;

берет в руку игрушечное кольцо, перекладывает его из одной руки в другую, берет в рот.

8 месяцев:

целенаправленно извлекает звуки из колокольчика после демонстрации того, как это делать;

9 месяцев:

держит два кубика в руках, подносит их друг к другу, соединяет, как будто сравнивая;

держит, кусает и жует сухарик;

берет небольшие предметы с помощью большого и указательного пальцев.

10 месяцев:

с интересом играет пальцами (старается просовывать палец в дырки, углубления, дергать крючки, рычажки);

снимает салфетку, если видел, что под нее положили игрушку;

может играть двумя предметами одновременно (стучать одним об другой, ставить один на другой, вкладывать один в другой, например, кубик в чашку).

11 месяцев:

тянет за веревочку, к которой привязана игрушка, чтобы достать ее;

держит карандаш, пытается оставить след карандаша на бумаге.

12 месяцев:

снимает крышку с коробки из-под обуви, если видел, что туда положили игрушку;

постукивает ложкой об ложку;

ставит два-три кубика один на другой после демонстрации того, как это делать.

Познавательное развитие

новорожденный:

реагирует на звук (пошумите погремушкой или колокольчиком слева и справа от ребенка и следите за его поведением и выражением лица).

1 месяц:

реагирует на голос (говорите мягким, спокойным голосом с каждой стороны от ребенка, наблюдайте за поворотом головы, выражением лица, размером зрачков).

2 месяца:

узнает родителей;

улыбается в ответ на ласковое обращение к нему.

3 месяца:

смотрит на лицо и глаза того, кто к нему обращается;

гулит, когда взрослый ласково говорит с ним;

смотрит дольше на лицо, чем на неодушевленные предметы;

смеется, «хихикает», выражая радость;

дольше осматривается вокруг при перемене места.

4 месяца:

настораживается, плачет, пугается, услышав сердитый голос;

следит глазами за медленно передвигающейся игрушкой (передвигайте игрушку с одной стороны от ребенка до другой, выдерживая одинаковое расстояние от игрушки до глаз ребенка — приблизительно 15—20 см);

наблюдает за движением собственных рук;

оставаясь ненадолго один в комнате, не плачет, гулит сам с собой, часто повторяет одни и те же звуки;

поворачивает голову в сторону источника звука;

гулит, улыбается и «просится» на руки, когда видит знакомого взрослого;

смотрит на игрушку и тянется за ней, успешно координируя движения рук и глаз;

отвечает на подготовку к кормлению (узнает бутылочку, открывает рот, чмокает, протягивает ручки);

поворачивает голову на звук погремушки.

5 месяцев:

выразительно смеется в ответ на игру с ним (когда вы его подбрасываете, веселите);

поворачивает голову, чтобы увидеть со стуком упавшую игрушку.

6 месяцев:

отличает знакомые лица от незнакомых (реакция на незнакомых может быть самой разной — от удивления до плача);

улыбается, гулит, выражает удовольствие от созерцания собственного отражения в зеркале;

во время игры реагирует негативно на попытки отнять игрушку;

вытягивает вперед ручки, демонстрируя желание, чтобы его взяли на руки;

бросает игрушку на пол и смотрит на нее;

голосом и движениями показывает радость, если слышит шаги или голос входящего в комнату близкого человека после того, как ненадолго оставался один в комнате;

берет в рот игрушки;

рассматривает предметы, когда держит их в руках.

7 месяцев:

активно пытается играть и изучать собственное отражение в зеркале (похлопывает его, смеется, пробует ртом).

8 месяцев:

повторяет движения, которые приводят к звучанию предметов (нажимает кнопки, стучит, машет колокольчиком).

9 месяцев:

отрицательно качает головой, выражая ответ «нет»;

имитирует звуки, которые произносят родители, лепечет;

узнает собственное имя, оборачивается, улыбается, когда его окликают.

10 месяцев:

отвечает действием на слова, которые обычно сопровождаются простыми действиями («сорока-белобока», «ладушки»);

останавливается, когда слышит «нет-нет», «не надо»;

рассматривает картинки в книжках.

11 месяцев:

повторяет свои действия, которые вызывают смех взрослых;

надевает кольца на основание пирамидки.

12 месяцев:

пытается петь под музыку;

дает игрушку взрослому по его просьбе;

выполняет простые просьбы (подходит, когда его зовут; указывает на картинки, которые вы называете; показывает простые детские игры, когда вы его об этом просите, например «ладушки»).

Развитие языка и речи

1 месяц:

замирает, вздрагивает, услышав неожиданные звуки;

откликается на голос (например, поворачивает голову, изменяет выражение лица).

2 месяца:

произносит отдельные гласные звуки;

выражает удовольствие от общения со взрослым (во время кормления, одевания, когда его берут на руки);

становится более активным, улыбается.

3 месяца:

активно реагирует на ласковое обращение к нему, тянет гласные звуки.

4 месяца:

поворачивает голову в сторону источника звука;

смеется, когда вы играете с ним.

5 месяцев:

визжит, во время игр или других приятных моментов произносит высокие звуки, ярко выражающие удовольствие.

8 месяцев:

произносит комбинации звуков (да-да, ба-ба, ма-ма); — имитирует звуки, которые обычно сопровождают игру со взрослыми, — щелканье языком, покашливание, чмоканье губами.

10 месяцев:

называет родителей — «ма-ма», «па-па».

12 месяцев:

говорит два слова кроме слов «мама», «папа».

Самообслуживание

6 месяцев:

поднимает чашку руками.

7 месяцев:

берет руками маленькие кусочки фруктов, овощей.

8 месяцев:

кусает, жует игрушки во время игры.

9 месяцев:

держит, кусает и жует сухарик или печенье.

10 месяцев:

устраняет препятствия, укрывающие от него игрушку.

11 месяцев:

снимает шапочку;

терпеливо ведет себя во время одевания (вытягивает ручки и ножки для одевания рукавов и штанов).

Социальное (эмоциональное) развитие

новорожденный:

перестает плакать, успокаивается у вас на руках.

1 месяц:

фокусирует взгляд на ярких предметах (скорее на прямых, чем на круглых, медленно следит глазами за движущимся предметом.

2 месяца:

выражает удовольствие при общении со взрослым (улыбается, двигает ручками и ножками, тянет гласные звуки);

улыбается другим знакомым взрослым кроме своей мамы;

плачет, когда мама выходит из комнаты, даже когда кто-нибудь из взрослых остается рядом.

3 месяца:

смотрит на лицо и глаза человека, который разговаривает с ним;

намного меньше плачет, чем в первые два месяца жизни.

4 месяца:

улыбается оживленнее тому взрослому, которого хорошо знает.

6 месяцев:

протестует, когда кто-либо отнимает игрушку во время игры;

выражает неудовольствие во время появления незнакомых взрослых;

беспокоится при расставании с мамой.

7 месяцев:

демонстрирует сильную привязанность и зависимость от мамы

11 месяцев:

понимает значение слова «нет».

12 месяцев:

учится ходить, особенно активно демонстрируя эти попытки маме. Любая разлука с матерью в этом возрасте оказывается трудной для ребенка;

появляются трудности во время засыпания, малыш с трудом засыпает и легко просыпается, расслабление удается ему с большим трудом, чем раньше.

Квалифицированную помощь специалистов (врачи: невролог, психиатр; учитель-дефектолог; педагог-психолог; учитель-логопед; социальный педагог) можно получить в социально-психологических центрах, созданных для оказания бесплатной помощи детям и семье.

ПОМНИТЕ! Родительская любовь и профессионализм специалистов помогут ребёнку справиться с любыми трудностями!

Источник