Отклонение в развитии ребенка начальной школы
Особенности работы с детьми, имеющими отклонения в развитии.
(Из опыта работы учителя начальных классов
МОБУ Увальской СОШ
Ивановой Риммы Ивановны).
Я работаю учителем начальных классов 51 год. Мои первые ученики отличаются от нынешних, особенно последние два выпуска. В предыдущем выпуске в классе было 28 человек, один из которых находился на надомном обучении, 6 человек – дети из неблагополучных семей, 5 человек жили и воспитывались в неполных семьях.
С первых уроков стало ясно, все дети разного уровня развития, некоторые дети не подготовлены к школьному обучению. Они не умеют подчиняться школьным требованиям, не могут сразу сосредоточиться. Некоторые дети неуклюжи, неловки, не могли самостоятельно застегнуть пуговицы или молнии на одежде, завязать шнурочки на кроссовках – сказывалось недоразвитие моторики. Отдельные дети при поступлении в первый класс не знали своих адресов, отчеств – близких людей.
Учебный материал усваивался с трудом и только после многократных повторений. Всё это вызывало определённые трудности на уроках. Кроме того, общение между мною и учащимися было иногда затруднено, т.к. произносимые детьми фразы мне приходилось «переводить» с детского языка на общепринятый и наоборот.
Словарный запас у некоторых детей был беден и слабо расчленён: ребята путались в обозначении сходных предметов. В лексике детей отсутствовали слова – общения (игрушки, профессии, мебель и др.) не все дети могли назвать детёнышей животных.
Зная быт своих будущих первоклассников, я, конечно, беспокоилась за успешность их обучения. В каком направлении мне с ними работать, на что и на кого, прежде всего, обратить внимание.
Я составила разговор с родителями, провела небольшое собеседование с детьми, привлекла их к работе школьного психолога.
Прогноз был таков – класс четырёх уровней развития. Пути работы были намечены. Таким образом, приступая к работе, я понимала. Что недоразвитие познавательной деятельности моих учеников, своеобразие их речи, а также свойственные им психологические особенности непременно скажутся на всём учебном процессе. Поэтому мне предстояло искать и находить методические средства, которые позволили бы снизить меру трудности, вызванную заболеванием.
В сложившейся ситуации. Когда поражение следовало за поражением, очень трудно было не сдаться, не опустить руки. Понимая, что отклонения в развитии детей не только отличается отрицательными признаками, я начала искать те «богатые жизнью области», которыми обладают дети, страдающие отклонениями в развитии. Всё это побудило меня обратиться к технологиям развивающего обучения к технологиям системно – деятельного подхода и использовать некоторые элементы.
Ключевым моментом в развитии ребёнка является речь. Поэтому большое внимание уделяю развитию речи до уровня, позволяющего детям включиться в учебный процесс, сознательно воспринимать учебный материал. С первых же уроков дети стали говорить по памятке, которая была прикреплена к доске:
Говорим красиво:
- Я полагаю, я думаю;
- Я убеждена в том, что ты Саша, был не прав;
- Ты не могла бы доказать сказанное?
- Я бы пояснила это;
- Я думаю, что ты ошибаешься, потому…
Благодаря этому дети стали внимательнее, на уроках, учились слушать своего товарища, чтобы потом согласиться или не согласиться. Это помогало создать доверительную обстановку в классе на уроках.
При разработке каждого урока особое внимание уделяю роли ученика на нём. Они на уроке не пассивные слушатели, они исследовали. Коллективно, обменивались мнениями, приходили к конкретному решению поставленных задач.
Всегда стимулирую и поощряю собственную точку зрения детей. И уже в 3 классе есть результаты работы: ребята могут свободно определить тему и цели урока, стараются самостоятельно открывать для себя новые знания.
Зачастую для размышления предлагаю в качестве домашнего задания тему предыдущего урока. И поэтому к каждому уроку ребёнок психологически настроен, он готов сотрудничать со мной. Отсюда на уроках от детей звучат ссылки на дополнительную литературу. Если у кого – то из детей нет соответственного материала, предлагаю его сама.
Основная моя цель – чтобы дети искали, читали и могли поделиться своими знаниями. Но это, признаюсь, требует большого терпения.
Главная проблема в том, что некоторые дети в моём классе после уроков зачастую предоставлены сами себе, родители мало внимания уделяют им, поэтому требуется постоянно детей заинтересовывать, стимулировать, напоминать.
Большое внимание уделяю самостоятельным работам, которые провожу с учётом индивидуальных особенностей детей. Задания предлагаю так, чтобы дети достигли одной цели, но разными путями. Учащиеся, выполняя задания первого уровня, закрепляют знания.
Второй уровень предполагает не только выполнить задания, но и развитие речи, логическое мышление, третий уровень – творческий.
Индивидуальный подход необходим каждому ученику независимо от его успехов в учёбе. В нашей школьной практике учебный процесс в основном ориентирован на среднего ученика. Поэтому не всякий школьник может реализовать себя. У меня в классе 2 отличника и нельзя искусственно задерживать их развитие, я им даю задания повышенной трудности, чтобы поддерживать и постоянно развивать их интерес к учению. На каждом уроке я, кроме прошлого и сегодняшнего материала, небольшими порциями даю трудный материал, который дети будут проходить через полтора – два месяца.
Лучшие ученики интуитивно схватывают сложные будущие темы, испытывая интеллектуальное наслаждение, а слабые, не спеша, в многократных повторениях, постигают трудный для них материал. Выигрывается время для прохождения каждой сложной темы, т.к. на основе этих тем одним детям требуется 5 уроков, а другим – 10.
Дети в моём классе разнятся в развитии, нужно чем – то компенсировать ум, чтобы не слабые и не средние, а сильные определяли темп работы, но чтобы при этом никто не отставал. Поэтому одной опорой на уроке делаю голос (сначала учитель, затем – сильные ученики), а другая опора – схема, алгоритм, памятка.
Опоры – ещё один способ экономить время. Они выставляются на доску по мере надобности, по той теме, по которой идёт работа. Благодаря схемам, памяткам на уроке экономится время на повторение и закрепление материала, самостоятельную работу, дидактические игры, занимательные упражнения.
Считаю, что учебный процесс должен строиться с учётом реальных возможностей каждого ученика, при этом, позволяя каждому из них, продвигаться в усвоении знаний оптимальным темпом.
Для этого использую на уроках все формы учебной работы:
- Фронтальную;
- Индивидуальную;
- Групповую;
- Работу в парах;
- Коллективную.
При работе делю учащихся на несколько подгрупп. Учебные задания выполняются всеми учащимися в рамках изучаемой темы, но степень их сложности, меры помощи различные. С этой целью использую специальные карточки – задания, тетради на печатной основе. При этом выделяю основной (для всех учащихся) и варьируемый (для работы с различными отдельными учениками) учебный материал. При подборе заданий на закрепление знаний учитываю имеющие пробелы в знаниях.
При изложении нового материала часто обращаюсь с вопросом к тому или иному ученику, прошу повторить правило, закон, привести пример.
Для отстающих даю инструктаж, после чего учащиеся выполняют задания частично или полностью самостоятельно.
Не могу сказать, сто получается всё хорошо и гладко. Конечно, нет! Поэтому многому нужно учиться у своих коллег, на курсах повышения. Хочется больше сотрудничать с учителями других школ района, области.
Мой опыт показывает, что даже в классе с детьми, имеющими отклонения в развитии, когда используешь отдельные элементы развивающего обучения, системно – деятельного подхода, дети становятся на ступеньку выше по своим интеллектуальным, моральным и другим качествам личности.
(Обобщение опыта состоялось на заседании
районного методического объединения
учителей начальных классов в 2014г)
Источник
Наталья Кузнецова
Выявление психических и физиологических отклонений у детей и подростков
Уважаемые родители, здравствуйте!
Для каждого из нас в период планирования ребенка, в период беременности и дальнейшего развития ребенка наиболее значимо его здоровье. Сможете ли вы с уверенностью ответить на следующие вопросы: Что такое психологическое и физическое отклонение? С чем оно связано? Как предотвратить отклонение в развитии у своего ребенка, как вовремя заметить? Если нет, то предлагаю вашему вниманию материал на тему “Выявление психических и физиологических отклонений у детей и подростков”. Данная проблема является наиболее актуальной на сегодняшний день. Очень важно разбираться в этом. В интернете сейчас много разнообразного материала, сложного дня понимания, порой не достоверного. Я постаралась собрать и систематизировать достоверную информацию по данной тематике.
Прошу всех просмотревших данный материал написать в комментариях, была ли полезна вам данная информация, узнали ли вы для себя что-то новое.
Выявление психических и физиологических отклонений у детей и подростков
Мечта всех родителей иметь здоровых и счастливых детей. Для этого многие супружеские пары перед зачатием ребенка проходят тщательные обследования, ведут здоровый образ жизни, выполняют все предписания врача. Но… Человеческий организм не настолько предсказуем, как хотелось бы. Доктора не всегда всемогущи. И вот в семье появился ребенок – милый, прекрасный, нежный, ласковый.
Есть ли у него отклонения в развитии? Это определить не просто. Некоторые дефекты проявляются сразу при рождении. Ну а есть такие, которые начинают давать о себе знать по мере развития малыша.
Причины отклонений в развитии детей
Что же может влиять на появление отклонений в развитии ребенка? Специалисты определяют два основных фактора, которые считаются основными причинами дефектов в развитии ребенка:
– наследственность;
– факторы внешней среды.
Если наследственные патологии медицина пытается определить еще на ранних этапах, то с факторами внешней среды сложнее, так как их предвидеть очень тяжело. Под ними подразумеваются, во-первых, различные инфекционные заболевания, травмы и интоксикации. По времени воздействия их на организм специалисты определяют патологии:
– пренатальные (внутриутробные);
– натальные (в период родов);
– постнатальные (после рождения).
Во-вторых, на развития ребенка существенно влияет такой фактор, как социальная среда, в которой он растет. Если он неблагоприятный, то в определенный момент можно констатировать в развитии ребенка такие проблемы:
– эмоциональная депривация;
– педагогическая запущенность;
– социальная запущенность.
Виды отклонений в развитии детей
Так что такое отклонение в развитии ребенка? Это нарушение у него психомоторных функций, которые возникают при неблагоприятном воздействии различных факторов на его мозг. В результате этого выделяют такие виды отклонений в развитии детей:
– Физические.
– Психические.
– Педагогические.
– Социальные.
К группе детей, имеющих физические отклонения, относятся те, которые имеют недуги, затрудняющие их действия, а также дети с нарушениями зрения, слуха и опорно-двигательного аппарата.
К группе с психическими отклонениями относят детей с задержкой психического развития, умственной отсталостью, нарушениями речи и эмоционально-волевой сферы.
Группу с педагогическими отклонениями составляют те дети, которые по определенным причинам не получили среднего образования.
Группу с социальными отклонениями составляют те дети, которым в результате воспитания не была привита функция, существенно влияющая на их вхождение в социальную среду, что очень проявляется на поведении и сознании во время пребывания в социальной группе. В отличие от первых трех групп социальные отклонения (гнев, фобии, безволие, гиперактивность, значительная внушаемость) тяжело разграничить от естественного проявления характера ребенка. Именно в этих случаях большое значение имеет не терапевтическое вмешательство на него, а профилактика возможных отклонений от правил и норм.
Кстати, одаренный ребенок – это тоже отклонение от нормы, и такие дети составляют отдельную
Определение нормы в развитии ребенка
Так что такое норма для ребенка? Это, прежде всего:
– Его уровень развития соответствует большинству ровесникам, среди которых он растет.
– Его поведение соответствует требованиям общества: ребенок не асоциален.
– Он развивается соответственно индивидуальным наклонностям, при этом четко преодолевает негативные влияния как со стороны своего организма, так и окружающей среды.
Итак, вывод можно сделать следующий: не каждый ребенок с отклонениями в развитии от рождения уже есть не норма и, наоборот, здоровый ребенок при рождении не всегда дотягивает до нормы в результате развития.
Ребенок развивается соответственно норме при:
– правильной работе головного мозга и его коры;
– нормальном психическом развитии;
– сохранности органов чувств;
– последовательном обучении.
Может возникнуть вопрос о соответствии этих пунктов для детей с уже имеющимися отклонениями. Сразу определим такой момент, что ребенок с физическим и психическим дефектом должен проходить полную реабилитацию уже с первых дней. Сюда входит не только медицинское вмешательство, но и педагогическая коррекция. Благодаря совместным усилиям родителей (в первую очередь, медиков и коррекционных педагогов многие патологии в развитии психики можно обойти благодаря компенсационным процессам, которые возможны у детей с отклонениями.
Не все будет проходить просто и гладко. Но ребенок с физическими отклонениями может и должен развиваться соответственно возрасту. Для этого ему только нужна помощь специалистов и безграничная любовь и терпение родителей. Определенные успехи возможны и у детей с психическими патологиями. Каждый случай при этом требует индивидуального подхода.
Какие периоды наиболее ярко демонстрируют возможные отклонения в физическом и психическом развитии ребенка?
Каждый сенситивный период определяет количество знаний, умений и навыков, которыми должен оперировать ребенок. Большинство специалистов считают, что особое внимание необходимо уделять детям во время кризисных периодов в их жизни, которые попадают на такой возраст:
– дошкольный;
– младший школьный;
– подростковый.
Какое поведение ребенка должно насторожить с целью профилактики отклонений в его развитии?
В дошкольном возрасте:
– В результате патогенных воздействий на мозг и его кору нарушаются нормальные соотношения раздражительных и тормозных процессов. Если ребенку тяжело контролировать тормозные реакции на запреты, он не может организовать свое поведение даже в игре, то это может быть одним из сигналов, что у ребенка имеются отклонения в развитии.
– Ребенок чрезмерно фантазирует или же, напротив, довольно примитивен в своих рассказах, когда пытается выйти из затруднительного положения.
– Ребенок склонен к имитации неправильных форм поведения, что может свидетельствовать о легкой внушаемости.
– Инфантильные (недоразвитые) эмоциональные проявления в виде громкого крика, плача или движений, не соответствующих возрасту.
– Вспыльчивость, импульсивное поведение по любому незначительному поводу, что приводит к ссоре или даже драке.
– Полный негативизм, неподчинение старшим с ярко выраженной агрессией, злостью на замечание, запрет или же наказание.
В младшем школьном возрасте:
– Низкая познавательная активность, которая сочетается с личностною незрелостью.
– Негативное отношение к урокам, отказ от выполнения заданий с желанием обратить на себя внимание с помощью грубости, непослушания.
– Наличие к концу младшего школьного возраста значительных пробелов в знаниях, которые сопровождаются нежеланием учиться.
– Тяга и интерес к тому, что несет агрессию и жестокость. Асоциальное поведение.
– На любой запрет или требование ответная реакция бурная, несущая конфликт, возможны побеги из дома.
– Стремление к острым ощущениям как результат повышенной сенсорной жажды.
В подростковом возрасте:
– Инфантильные суждения, слабые функции саморегуляции и самоконтроля, отсутствие волевых усилий.
– Сложное поведение, которое сопровождается инфантильностью с аффективной возбуждаемостью.
– Ранние половые влечения, склонность к алкоголизму, бродяжничеству.
– Полное отрицательное отношение к учебе.
– Асоциальное поведение, которое имитирует неподобающий образ взрослой жизни.
Асоциальное поведение у ребенка могут вызывать не только врожденные патологии, но и неправильное воспитание, которое сопровождается бесконтрольностью, асоциальным поведением членов семьи или же их грубой авторитарностью.
Что же делать, если у ребенка наблюдаются отклонения в развитии?
Для того чтобы определить: есть ли отклонения в развитии ребенка или же это просто возрастное проявление характера, необходимо провести полную диагностику. Установить диагноз можно только после полного обследования при участии разных специалистов, среди которых обязательно должен быть врач, психолог, логопед, дефектолог.
Нужно помнить: за одним симптомом заключение о психическом развитии ребенка никто не ставит.
Для того чтобы сделать вывод и определить уровень возможностей маленького пациента, существуют психолого-медико-педагогические консультации (ПМПК, где работают узкие специалисты, в обязанности которых входит обследовать ребенка, проконсультировать его родителей и начать при необходимости коррекционную работу.
Нужно помнить: во-первых, диагноз о психическом развитии может поставить только специалист, а во-вторых, заключение врача – это не приговор и не ярлык на всю жизнь. По истечении времени при благоприятном влиянии на ребенка диагноз может быть изменен.
Виды диагностики отклонений в развитии ребенка
Для полного анализа состояния здоровья диагностика проводится:
– медицинская;
– психологическая.
Медицинское обследование
Во время медицинской диагностики проводится:
– общий осмотр ребенка;
– анализ анамнеза (важно, чтобы информацию предоставляла мать);
– оценка состояния ребенка как неврологического, так и психического.
Большое внимание при этом обращается на то, как развита у ребенка эмоциональная сфера, какой у него уровень интеллекта и соответствует ли он возрасту, большое значение имеет речевое развитие, а также психическое. При этом врач при необходимости анализирует результаты рентгенографии черепа, компьютерной томографии, энцефалограммы.
Во время общего осмотра доктор дает заключение о строении черепа, пропорциональности лица, об особенностях конечностей, тела и т. д., о работе сенсорных систем (слух, зрение). Данные при этом бывают субъективные и объективные. К объективным относятся те, что предоставлены офтальмологом и отоларингологом при использовании специальной аппаратуры.
Иногда даже визуально, по строению черепа и лица, росту ребенка, движениям глаз, врач уже может установить такие врожденные отклонения:
– микро- и макроцефалию; (Микроцефалия – значительное уменьшение размеров черепа и, соответственно, головного мозга при нормальных размерах других частей тела. Макроцефалия – пропорциональное увеличение всего мозга, которое может протекать бессимптомно, но всегда с отставанием умственного развития.)
– синдром Дауна;
– нистагм; (Нистагм — непроизвольные колебательные движения глаз высокой частоты (до нескольких сотен в минуту).)
– косоглазие и т. д.
Обязательно оценивается состояние нервной системы, а именно: наличие параличей, гиперкинезов (патологические внезапно возникающие непроизвольные движения в одной, или целой группе мышц, по ошибочной команде головного мозга., тремора, тиков и пр. Осматривается строение артикуляционного аппарата на наличие таких отклонений, как:
– узкое готическое небо;
– расщелины твердого и мягкого неба;
– расщелина губы;
– укороченная подъязычная связка.
При этом анализируется прикус и размещение зубов.
Психическое обследование
Обследование психических функций начинается с изучения условий жизни ребенка и как его воспитывали. Именно эти обстоятельства являются ведущими в онтогенезе. При диагностике отклонений в развитии ребенка также обязательно учитываются особенности каждого возрастного периода. Анализу и исследованию подлежат такие психические функции:
– внимание;
– память;
– мышление;
– восприятие;
– интеллект;
– эмоциональная сфера и т. д.
Лучше всего ребенок открывается в игре, во время которой можно провести диагностическое наблюдения за его поведением, побеседовать, провести обучающий эксперимент. Общение с ним даст возможность оценить уровень его развития, соответствие возрасту, какими терминами оперирует, какие предложения составляет, какой у ребенка лексический запас, активен ли в игре, может ли конструировать, концентрирует ли внимание и насколько долго, может ли переключиться на другой вид деятельности, имеет ли познавательный интерес, как проводит анализ, продуктивная ли его деятельность, доводит ли начатое дело до конца.
При этом используется разнообразный наглядный материал. Эмоциональный фон должен быть комфортный для ребенка. Методы и приемы работы подбирают под дефект, который присутствует у ребенка: для глухих разрешают отвечать жестами, для слабовидящих подбирают четкие картинки, для умственно отсталых составляют несложные задания. Ребенок не должен отказаться от игры. Это главная задача того, кто диагностирует.
Наиболее трудно обследовать таких пациентов: слепоглухонемых, ничего не понимающих, детей с нарушенным поведением, у которых снижен уровень мотивации и быстроутомляемых. Также нелегко диагностировать тех, кто имеет множественные отклонения, так как тяжело определить первичный дефект и что он потянул за собой и насколько глубоко.
Только после тщательной медицинской и психологической диагностики определяется диагноз, согласно которому назначаются коррекционные занятия. Их целью является максимально восполнить соответственно интеллектуальным и психическим возможностям ребенка те пробелы, которые возникли в результате его неправильного воспитания и развития.
Источник