Отклонение ребенка в психическом и личностном развитии
Основные отклонения в психическом развитии личности ребенка, причины и способы коррекции.
Отклоняющееся развитие – это любое изменение в психической функции, групп функций, или всей системы психических функций, за пределы требований, которые предъявляют ребенку в конкретном обществе, в образовательных программах, педагоги, родители.
Дети с нарушением в развитии (с проблемами, с отклонениями, недостатками, дисгармонией, аномалией – греч. anomalos – неправильный) это дети у которых в силу врожденный недостаточности или приобретенного характера, есть отклонения от нормы, приводящие к нарушению общего развития.
Нарушения в развитии могут быть вызваны: биологическими факторами (органические нарушения) или микросоциальными средовыми причинами, т.е. неблагоприятными формами семейного воспитания, социальные или эмоциональные изменения, которые наблюдаются в период возрастных кризисов.
Необходимо отметить основные положения, характеризующие нарушения:
Каждое отклонение и нарушение характеризуется своей специфической структурой.
Внутри каждого нарушения наблюдается многообразие проявлений, своя степень выраженности.
Коррекционная работа строиться не только с учетом недостатков, но и с опорой на положительные свойства, на позитивные возможности ребенка.
Дисгармония в развитии проходит ряд этапов:
1 этап: неспецифического проявления отдельных признаков, отдельных реакций, например, плохой сон ребенка, повышенная утомляемость, возбудимость. Эти симптомы имеют неотчетливый характер, либо дети недостаточно четко сигнализируют, либо взрослые неверно интерпретируют их.
2 этап специфического проявления, т.е. превращение симптома уже в определенную форму расстройства. На сегодняшний день основными отклонениями, которые встречаются у дошкольников являются аутизм, страхи, агрессия, вербализм, негативизм, тревожность.
АУТИЗМ – нарушение в области эмоционально-волевой сферы, характеризуется нарушением эмоциональных связей ребенка с взрослыми, стереотипностью поведения, боязнью изменения среды, низкой потребностью в контакте. Этот термин ввел в 1912 г. швейцарский психиатр Э. Блейлер. С одной стороны, ученые говорят, что аутизм обусловлен социальными факторами, другие доказывают, что это особая диффицитарность в общении.
Для детей аутов характерно: общая вялость, замкнутость, фиксация на неприятных ситуациях, фиксация на неприятных ситуациях, резкая смена настроения – этот синдром формируется к трем годам. Коррекция: положительное отношение с ребенком, положительный характер общения, эмоциональное переживание происходящего с ребенком.
СТРАХИ – и состояния тревоги связаны с нормой, если они наблюдаются в раннем возрасте. Отличие страхов при норме и при нарушении заключаются в их интенсивности и прочной фиксации. Причина страха не всегда ясна, но если ребенок говорит об этом, то это уже страх, но только по поведению можно судить, что ребенка испугало. Тревожный знак в развитии страхов – это нарушение сна, избирательность в еде, потеря имеющихся навыков.
Коррекция: создание и поддержка щадящего сенсорного режима, поднятие эмоционального тонуса, избегать ситуаций, которые провоцируют страхи, сочинение взрослыми историй про страхи и их рисование.
АГРЕССИЯ – одна из частых проблем в поведении, возникающая у детей с эмоциональными отклонениями.
Профилактика: следует учитывать степень выносливости нервной системы ребенка, не менять резко эмоциональных отношений с ребенком.
Источник
Задержка психического развития – не приговор. Некоторые виды отклонений при соответствующем лечении и благоприятной обстановке в семье поддаются коррекции вплоть до полной отмены диагноза.
Этапы психического развития ребенка
Этапы психического развития ребенка – это периоды взросления, в которых у ребенка появляются новые навыки и свойства, которых не было раньше.
Возраст ребенка | Этап психического развития |
0-1 месяц | Новорожденный |
1-12 месяцев | Младенец |
1-3 года | Раннее детство |
3-5 лет | Преддошкольный возраст |
5-7 лет | Дошкольный возраст |
7-11 лет | Младший школьный возраст |
11-15 лет | Подросток |
15-18 лет | Старший школьный возраст |
Оценка психического развития детей
- Ребенок в возрасте 2-3 месяца должен уметь держать головку прямо; фиксировать взгляд на предметах, подносимых к лицу; реагировать на свет, звук, прикосновения; эмоционально отзываться на общение родителей
- В 1-2 года ребенок ходит (самостоятельно или при поддержке взрослых); выражает свои потребности при помощи слов; ярко выражены подражательные способности; проявляет активный интерес к разным предметам
- В 3 года ребенок хорошо знает назначение бытовых предметов (зубная щетка, расческа, кружка, ложка) и умеет ими пользоваться; проявляет активный интерес к взаимодействию со взрослыми; интерес к предметам носит результативный характер – изучение с конкретной целью; проявляет самостоятельность и настойчивость; способен следовать речевой инструкции взрослых (воспроизводить простейшую последовательность действий); стремится не только слушать, но и сообщать взрослым какие-то сведения; проявляет интерес к рассказам и картинкам
Периоды психического развития детей
- В возрасте 4-6 лет нарушение психического развития ребенка имеет следующие проявления:
- излишняя двигательная активность, часто бессмысленного характера
- легко возбудим, проявления эмоций носят неконтролируемый характер
- с трудом понимает инструкции взрослых
- не может удержать внимание при выполнении заданий или соблюдении условий игры
- чаще нуждается в помощи взрослых по сравнению со сверстниками
- не способен играть или говорить тихо, испытывает трудности в играх со сверстниками
- отклонением от нормы в 5-6 лет считается явное опережение сверстников в развитии, особенно когда ребенка явно интересует только какая-то одна сфера;
в 5-6 лет должны насторожить «откат» в поведении и утрата хорошо освоенных ранее навыков: потеря интереса к играм, снижение общения, отказ пользоваться бытовыми предметами
Помощь детям с задержкой психического развития
К важнейшим психическим процессам у детей относят следующие составляющие:
- Память
- Мышление
- Речь
- Восприятие
Развитие памяти у детей
- В младенчестве память носит условно-рефлекторный характер (взяли на руки в положение кормления – рефлекторно ищет ртом грудь). С полугода начинается «узнавание» — ребенок отличает знакомые лица и предметы, эмоционально на них реагирует
- К концу первого года жизни подключается «вспоминание», когда малыш ищет глазами предмет, который его просят найти. В 2-3 года ребенок помнит только то, что имеет для него существенное значение в текущий момент, быстро забывая все, что выпадает из поля зрения
- Преднамеренное запоминание начинается в дошкольном возрасте вместе с развитием игровых навыков, при этом ребенок лучше всего запоминает наглядные образы (картинки). Речевой материал дети этого возраста легче запоминают, если он несет образный и ярко-эмоциональный характер. Отвлеченные понятия в дошкольном возрасте практически не усваиваются. Ребенок оперирует только механической памятью: воспроизводит точно копируя увиденное
- С началом обучения в школе под влиянием систематических занятий развитие памяти быстро прогрессирует, появляются отвлеченные виды памяти: логическая и абстрактная
Развитие мышления у детей
- Развитие мышления неразрывно связано с процессом воспитания и обучения. В первые годы жизни мышление очень предметно и связано с конкретными задачами: собрать пирамидку, достать игрушку, принести мячик для игры
- С развитием речи мышление приобретает новые качества: ребенок может выделить главное, наиболее яркое для восприятия физическое свойство предмета: мягкий, горячий, большой, громкий. Затем подключаются логические связи: «девочка плачет = девочке грустно»; «мама надела сапоги = мама идет на улицу»
- Мышление младшего дошкольника постепенно меняется от наглядно-действенного (что вижу, о том говорю), к наглядно-образному (говорю о том, что представляю в воображении). При этом младшие дошкольники оперируют только собственным опытом (я могу говорить о том, что увидел-потрогал сам)
- Старшие дошкольники могут выходить за рамки собственного опыта и строить предположения о том, чего не знают, на основе логических рассуждений
- С началом обучения в школе все больше возрастает способность рассуждать об отвлеченных понятиях, дети свободнее оперируют абстрактными предметами и выстраивают между ними логические связи
Развитие речи у ребенка
- Развитие речи начинается еще в младенчестве: проявляя голосовые реакции (плач, крик, гуканье) ребенок активно тренирует речевой аппарат к последующему использованию
- С полугода ребенок начинает активно узнавать и различать звуки. К концу первого года жизни появляется логическая связь между определенными звуками и предметами: «мяу-мяу=кошка», «тик-так=часы»
- Первые осмысленные слова ребенка связаны с наиболее востребованными объектами и действиями: мама, папа, дай. Поначалу речь ребенка носит пассивный характер: он воспринимает гораздо больше слов, чем может произнести сам
- В процессе общения ребенок выясняет, что речь – это способ сообщить окружающим о своих потребностях. Чем выше потребности малыша, тем больший запас слов ему необходим. Он не может описать сложные действия одним словом (дай) или жестом (схватить). Чтобы быть понятым, ребенок увеличивает словарный запас
- Первые примитивные предложения выглядят простым набором слов: мама, кухня, каша, есть. К концу младшего возраста ребенок овладевает простейшими грамматическими правилами построения речи, его предложения выглядят более согласованными: дай шапку, пойдем гулять
- В младшем дошкольном возрасте происходит стремительный рост словарного запаса, идет активное овладение правилами языка. Ребенок осваивает правильное употребление отдельных грамматических форм: предлоги (над, под, за, перед), модальные глаголы (хочу, могу, должен), согласование числа, рода и падежа
- При этом, ребенок усваивает лексику и грамматику исключительно в виде накопления опыта общения на родном языке. Как таковых правил русского языка он не знает
- В старшем дошкольном возрасте развитие речи напрямую влияет на развитие мышления, памяти, воображения и восприятия. Происходит значительное обогащение словарного запаса
- Ребенок начинает пытаться анализировать языковые правила, контролировать собственную речь на предмет соответствия этим правилам
- В школьном возрасте к устной речи добавляется овладение письменной речью, чтением. Начинается сознательное овладение правилами языка, его богатством и разнообразием
Развитие восприятия
- Восприятие – это познание окружающего мира через органы чувств (вкус, цвет, запах, вид). В раннем возрасте восприятие играет главную роль в психическом развитии ребенка. Через восприятие младенец начинает изучать окружающий мир
- Восприятие младенца носит рефлекторный характер. Он воспринимает только то, что связано с его главными потребностями
- В раннем детстве внимание ребенка могут привлекать посторонние вещи. Он может оперировать несколькими предметами, пытаться их соотнести (сложить вместе, пожить одно в другое), но он не способен к их длительному изучению. Он еще не способен к зрительной оценке предметов, поэтому соотносит их путем примеривания: соединил, не подошло, соединил по-другому
- К третьему году ребенок способен воспринимать разные свойства вещей: теплый, пушистый, зеленый, сладкий. Он умеет сравнивать предметы по определенному признаку: круглый как мячик, мягкий как пух. Однако восприятие еще очень нечетко: к примеру, дети младшего возраста не узнают в Снегурочке переодетого воспитателя. Или при составлении кубиков он не видит ошибки, если приставил голову собаки к ногам коровы. Сведения о предмете они извлекают путем непосредственного взаимодействия с ним: взять в руки, надавить, понюхать
- В дошкольном возрасте ребенок умеет сравнивать между собой много предметов, ранжируя их по конкретному признаку (большой, больше, самый большой). Он осваивает понятия «высота», «длина», «ширина», «форма». Умеет воспроизводить то, что видит, словами или на рисунке, в лепке, в аппликации. Различает не просто цвета, а их оттенки. Может изучать и описывать предмет визуально, а не только контактируя с ним физически. Пространство воспринимается не только относительно своего тела, а из разных точек отсчета. Восприятие людей также усложняется, и оценка внутренних качеств начинает превалировать над внешними
Роль игры в психическом развитии ребенка
Игра в раннем детстве и дошкольном возрасте является важнейшим и основным инструментом психического развития ребенка. Через игровую деятельность происходит его обучение, воспитание, самовоспитание, формирование важнейших качеств личности.
Игры делятся на три основные группы:
- Сюжетно-ролевые – игры в «дом», «дочки-матери», «школу», «больницу», «магазин». Сюжетно-ролевые игры учат ребенка общению и взаимодействию с другими людьми. По поведению ребенка в таких играх можно судить о качествах формирующейся личности и принимать своевременные меры по их коррекции (агрессия, насилие). Можно обучать ребенка недостающим навыкам, прививать правильную модель поведения в той или иной ситуации
- Дидактические – это обучение в игровой форме. В основе дидактических игр лежит необходимость анализа, сравнения, рассуждения и других мыслительных действий. К дидактическим играм относятся кубики, пирамидки, конструкторы, паззлы. Дидактические игры хорошо развивают внимание, усидчивость, стремление достичь результат
- Подвижные – «кошки-мышки», «прятки», «ручеек», спортивные эстафеты. Помимо физической активности, необходимой ребенку в младшем и дошкольном возрасте, подвижные игры развивают память (необходимо запомнить правила или последовательность действий), скорость реакции, умения соблюдать установленные правила
Важно, чтобы в жизни ребенка присутствовали все три вида игр, поскольку они развивают разные стороны психики ребенка.
Развитие психических процессов у детей
- Каждый этап развития определяет объем знаний, умений и навыков, которыми должен овладеть ребенок. Нормой принято считать соответствие уровня развития ребенка большинству детей его возраста. К примеру, основная задача младенца – изучение собственных физических возможностей. В раннем детстве дети активно овладевают психомоторными навыками (умение пользоваться лопаточкой, собирать кубики, кушать ложкой)
- Определить отклонения в развитии ребенка бывает непросто. Если в семье растет несколько детей, оценить уровень развития ребенка родитель может эмпирическим путем, сравнивая ребенка со своими братьями и сестрами. Если же в семье всего один ребенок, понять, насколько он соответствует сверстникам по развитию, довольно сложно
- К тому же в пределах каждого возраста существуют субъективные индивидуальные особенности ребенка, что делает задачу оценки развития еще более затруднительной
Ранняя диагностика психического развития ребенка
Причины, по которым ребенок может отставать в психическом развитии, можно разделить на три группы:
- Пренатальные – возникшие при внутриутробном развитии плода вследствие генетических отклонений, внутриутробных инфекц ий, патологий беременности, курение мамы, употребление спиртных и наркотических веществ в период беременности
- Натальные – возникшие во время родов: обвитие пуповиной и последующая асфиксия, применение щипцов во время родов, иные травматические воздействия на новорожденного
- Постнатальные – послеродовые обстоятельства, приведшие к поражению психического развития ребенка: осложнения на перенесенные заболевания, дефицит внимания и эмоционального общения со стороны взрослых в младенчестве, педагогическая запущенность и отсутствие условий для развития функций и навыков, определяющих психическое развитие малыша
Нарушением психического развития считается расстройство психомоторных функций, возникающих при негативном воздействии перечисленных факторов на мозг.
Чтобы определить наличие отклонений у ребенка, необходимо пройти консультацию узких специалистов: невропатолога, психолога, логопеда, дефектолога, и других. Только они могут отличить явные отклонения от возрастных проявлений характера и назначить соответствующую коррекционную работу.
Психическое развитие ребенка в дошкольном возрасте
Чаще всего задержка психического развития проявляется у детей с началом посещения детских дошкольных учреждений. Основные виды задержки психического развития:
- Соматогенная – возникшая вследствие перенесенных тяжелых заболеваний; внешне проявляется в общей ослабленности ребенка, снижении выносливости, повышенной возбудимости или наоборот апатии, хроническом переутомлении
- Церебрально-астеническая – связанная с органическим поражением мозга; проявляется как гиперактивность, чрезмерная возбудимость, внезапные и частые перепады настроения
- Психогенная – является следствием социальной запущенности ребенка, недостатка воспитания, возникает у детей из неблагополучных семей
- Конституционная – причина в недоразвитости лобных долей головного мозга; основной признак такого отставания выражается поведении, которое не соответствует возрасту; интересы, потребности и навыки дошкольника остаются на уровне 2-3-4-летних детей
Диагностика отставания в психическом развитии требует большой осторожности, так как иногда перечисленные признаки могут быть связаны с особенностями характера здорового малыша: гиперактивность, нежелание выполнять приказы посторонних, природная замкнутость и тому подобные.
Важно понимать, что задержка психического развития относится к пограничным отклонениям между нормальным развитием и умственной отсталостью. Такой диагноз говорит об отставании ребенка в развитии, которое можно нагнать, то есть проблема носит временный характер и в большинстве случае устранима при правильной и своевременной коррекции.
Коррекция задержки психического развития ребенка
Коррекция задержки психического развития у ребенка подразумевает комплексную работу врачей, педагогов и родителей. Она требует длительного времени и постоянных усилий взрослых.
Особое внимание при работе с этими детьми уделяется характеру обучения. Занятия должны быть небольшими по времени, требуется частая смена занятий, максимальное использование наглядных видов представления информации, частое повторение учебного материала.
Большую роль в развитии детей с задержкой психического развития играют групповые и индивидуальные занятия с психологами, игровые формы и арт-терапия.
В отдельных случаях коррекционную работу подкрепляют медикаментозным лечением и физиопроцедурами.
Обучение детей с задержкой психического развития
Согласно сложившейся в настоящее время практике дети с задержкой в психическом развитии не нуждаются в изоляции и могут посещать общеобразовательную школу. Однако важно помнить, что результат обучения у таких детей будет ниже, чем у сверстников, и нагнать его можно только при комплексном подходе, в тесном взаимодействии педагогов и родителей.
Видео: Помощь детям с задержкой психического развития
Видео: Коррекция психического развития ребенка через игру
Источник