Откат в развитии ребенка после стресса

Откат в развитии ребенка после стресса thumbnail

Прошу поделиться опытом/знаниями по следующей проблеме: у ребенка после перенесенного стресса откат в развитии. Сейчас 2 г 7 м, лежим в больнице в 4 раз. После второго раза в 1.5 года заметила, что появился регресс в речевом развитии, но списала это на последствие наркоза. Третий раз лежали в больнице в феврале, в марте обратились к неврологу из-за задержки речевого развития. Постепенно у ребенка снова стала развиваться речь, появились новые слова. Но сейчас мы опять в больнице и дочь превратилась в лялю. Стала плохо понимать просьбы, перестала говорить те слова, что умела, пальцы во рту, а вчера начала ползать по полу как малыш. Вместо того, чтобы что-то попросить, берет меня за руку и ведет. А когда ей больно или страшно (при каких-то манипуляциях мед персонала) начинает плакать и мяукать.
К нейропсихологу? К какому? Как помочь пережить ребенку стресс?

К маме поближе и на ” пока не отттает”. Ласково объясняйте что к чему по 100 раз. Никакой нейропсихолог лучше родной мамы не успокоит.
Боится она просто. Страх объяснить не умеет еще.

здоровья вашему ребенку, вам сил и терпения,
Аноним, +++++

Аноним,
Спасибо! Но меня беспокоит в каком темпе будут восстанавливаться утраченные умения и что сделать, чтобы в дальнейшем предотвратить такую реакцию на стресс. Нам предстоят госпитализации и мы с этой проблемой еще не раз столкнемся, да и будучи взрослой, не будет ли у нее подобной реакции на стресс? Врослые ведь по разному реагируют в экстремальных ситуациях: кто-то впадает в ступор, а кто-то наоборот мобилизируется и проявляет маскимальную активность. И еще, если она раньше активно сопротивлялась врачам/мед сестрам, то сейчас никакого сопротивления, только плачет и мяучит. Переживаю очень.

Аноним:

здоровья вашему ребенку, вам сил и терпения

Спасибо!

А с чем в больнице лежит? Наркоз почему был?
К местным врачам там не обращались?
П.с.может,она так играет? Ползает и мяукает? Не увидела странности. Моей 4,9 ползает и гавкает/мяукает.
Разговаривайте с ней ,просите,чтобы словами об’яснила просьбу.
В целом как она себя ведёт? Боится,прячется,мало общается или нормальный,активный ребенок,не считая проблемы с речью?
Речь-то вобще есть хоть какая-то или звуки только и показывания?

Автор, дайте ребенку тепло и полное принятие, не подгоняйте. Никакой врач не поможет, ваша любовь главнее. Представьте себя на ее месте??? Тоже бы хотели поддержки и полного принятия от родных.

Сил Вам!

Если женщина готова на все ради мужчины, значит, она его родила.

Аноним ,

терпения и сил, бедный малыш

Не переживайте. Темп будет гораздо активнее. Она все это уже знает и помнит, но пока решила не пользоваться. Целебные обнимашки вам) терпение и Любовь. И сил. И здоровья.

периодически нужно совершенствоваться, чтобы потом было куда деградировать.

Аноним:

А с чем в больнице лежит? Наркоз почему был?
К местным врачам там не обращались?
П.с.может,она так играет? Ползает и мяукает? Не увидела странности. Моей 4,9 ползает и гавкает/мяукает.
Разговаривайте с ней ,просите,чтобы словами об’яснила просьбу

Сейчас с вирусной инфекцией, наркоза не было, а в предыдущих трех госпитализациях по урологии давали наркоз.
Практически перестала говорить, каля-маля одни. А мяукает, когда ей делают больно или ей страшно. Т.е. она не балуется, это со страха. С детьми общается, но она какая-то растеренная и испуганная.

Вы не переживайте так. Никуда ваше развитие не денется. Конечно, можно сходить к психологу, вам. Ребенка показать раз психиатру, чтобы убедится, что все хорошо.
Моя племянница много-много раз лежала в больнице за свою маленькую жизнь, сейчас ей 4, а началось все в ее год, и у нее было и бывает подобное поведение. Лялю строит из себя и мяукает, это просто желание защиты. Обнимайте, играйте в ее игру. Ваше расстройство и беспокойство по этому поводу не дает отрабатывать ее желания по полной.

Вам сил и терпения. НЕ могу поделиться опытом, но хотела Вас поддержать. И сказать что даже редкие посещения больниц являются стрессом, даже для взрослого, а уж про малыша и слов нет каким. Тем более третий раз. Пусть у вас наладится.

Я не мстительна, ведь убив врага, я прощаю ему то, что он защищался.

Не переживайте, все умения и навыки восстановятся. У нас так же было и мне тоже было страшно. Все нормализовалось. Поверьте, действительно ей нужна сейчас только Ваша любовь и чувство защищенности.

Алиска,
Аноним,
Дама Бубён,
капуша,
Uma(Оборотень),
Аноним,
Спасибо вам за поддержку!

Дама Бубён:

Целебные обнимашки вам) терпение и Любовь

+1000
Всё будет хорошо, просто ей сейчас проще быть лялькой, собственно она лялька и есть. Моему пять, и когда он болеет, то сразу ляльку строит, потому что хочется побольше тепла и любви.
Да я и сама когда сильно болею, ловлю себя на мысли, что хочется быть маленьким ребёнком, которому температуру мама меряет и чай в кровать приносит. Именно не действий хочется, а ощущений вот этой защищенности, лялечной

Аноним ,

многое еще от отношения мамы зависит, сами старайтесь быть спокойной. Дочка фиксирует вашу реакцию и копирует ее. Мы тоже не раз лежали в больницах с дочкой, сейчас ей 9 лет и она с улыбкой и гордостью вспоминает например как медсестра ей капельницу с 4го раза только поставила…. Дочке вашей здоровья, вам терпения и сил.

Читайте также:  Индивидуальный маршрут развития ребенка старшей группы по фгос

Здоровье вашей малышке.

Аноним ,

А врачи что говорят?

только спокойствие. маме сил терпения и хорошего настроения. ну и контакт в прямом смысле слова “донашивайте”. прям вот на руках постоянно обниматься целоваться общаться разговаривать. все внимание ребенку чтобы напитать его.

Аноним:

Боится она просто. Страх объяснить не умеет еще.

Тенотен детский рассасывать и от вас любви побольше. Сталкивались с подобным, когда в садик пошли. Еще и энурез начался. Даже обследовались. Очень я перепугалась тогда. Прошло.

Аноним ,
Так жалко малышку вашу, здоровья ей 🙁 Побольше положительных эмоций нужно, когда вы не в больнице. Заведите кошку или собачку.
Ну либо новую игрушку, в парк на карусели итд. Когда мы лежали в больнице, то после уколов, давала ребенку какую-то вкусняшку или маленькую новую игрушку. Быстро отвлекался.

Было после постановки наркоза в 1,5 года, регресс в речи, проблемы в развитии, но не так сильно как у вас. Но вплоть до того, что психиатр, несмотря на заключение психолога, выставила ей аутизм в 3 года, потому что ребенок на контакт не шел, задания не выполняла, в глаза ей не смотрела и орала. После той операции она вообще орала только увидев белый халат, остановить нереально было 🙁 В 4 года сад с ЗПР, поскольку вообще не говорила, отдельные слова, но неправильные. В 5 лет была еще одна операция с наркозом, но ттт таких последствий уже не было. Сейчас 10 лет, учиться в обычной школе.
Что делать – любить, принимать такой какой есть, учить заново всему, не ругать, все проговаривать постоянно, максимум телесного контакта по возможности. И не опускать руки, хотя знаю как тяжело. По поводу медикаментов – лучше с неврологом общаться, но конкретно моему ребенку ни один из назначаемых ей ноотропов не пошел, давали обратную реакцию.

Раньше мне было плевать на все мнения. Но возраст взял свое. Теперь мне плевать еще и на обладателей этих мнений.

капуша:

Никуда ваше развитие не денется.

как вы смело это говорите,однако!
есть такое понятие, как деменция.
автор, вы молодец, что обратили внимание. звоночки то есть…

Обязательно сходите к хорошему неврологу,стресс стрессом,но такой сильный откат не есть хорошо

irihka2011:

как вы смело это говорите,однако!
есть такое понятие, как деменция.
автор, вы молодец, что обратили внимание. звоночки то есть…

зачем читать первые 4 слова и цитировать фразу, вырванную из контекста. . не прочитали мой пост, ну и не отвечайте на него тогда.

Источник

Первые 3–4 года жизни малыш активно развивается и приобретает необходимые человеку знания и умения. Самое большое их количество кроха осваивает в первый год: в 2–3 месяца учится держать головку и улыбаться, в 3–6 — переворачиваться и удерживать игрушки, в 6–9 — сидеть и играть в «ку-ку», в 9–18 — ходить, говорить и подражать взрослым. Если сроки формирования навыка не укладываются в эти интервалы, их расценивают как остановки развития. Такие задержки можно связать с индивидуальными особенностями развития ребенка или с воздействием на детский организм внешних факторов или болезней.

Задержка по плану

Часто бывает, что остановка не экстренная, а плановая, связанная с «личной программой» роста малыша. Это — вариант нормы. Развитие крохи может иметь скачкообразный характер, который будет проявляться в том числе и в скорости приобретения новых навыков. Родители уже заметили, что ребенок может делать больше (ходить, а не ползать, засыпать без пустышки и т. п.), но почему-то не делает, и это вызывает у них тревогу. Между тем причина проста: психологически малыш еще «не дозрел», не свыкся с новым умением настолько, чтобы активно его использовать, и потому предпочитает оставаться в своей зоне комфорта.

К примеру, чтобы научиться уверенно ходить, требуется не только много физических сил, но и большое терпение, а его у годовасика совсем немного! К тому же порой до желаемой цели — упавшей игрушки или папиного мобильника — легче, быстрее и безопаснее добраться привычным способом, на четвереньках. Как таковой задержки развития здесь нет, в положенный срок кроха встанет на ножки и пойдет. Успокойтесь и не гонитесь за очередными достижениями своего чада — иногда чрезмерная родительская внимательность и завышенные ожидания могут оказать ему медвежью услугу.

Уважительные причины регресса

Другое дело, когда ребенок уже преодолел новую ступеньку в своем развитии и вдруг резко сдал назад. Допустим, малыш активно начинал самостоятельно садиться, но после инфекционной диареи с госпитализацией как будто все забыл. Почему так происходит?

Влиянию негативных факторов, которые могут привести к подобной ситуации, особенно подвержены детки раннего возраста. Психомоторное развитие малыша в первые три года жизни происходит с космической скоростью: он осваивает различные навыки (сначала умение держать головку, потом переворачиваться, садиться, ходить, есть ложечкой и пить из чашки, самостоятельно засыпать, пользоваться горшком, одеваться), у него формируется речь, а затем и мышление. Нагрузка на маленький организм при этом огромная, и любые, казалось бы, незначительные, обстоятельства или действия могут притормозить или нарушить выработку только-только приобретенных условных рефлексов и навыков, и они до конца не закрепятся.

Замедлить развитие малыша могут:

1) Различные заболевания

  • инфекционные болезни (ОРВИ, кишечные инфекции, ветряная оспа, скарлатина и проч.);

  • тяжелые инфекции мочевых путей;

  • выраженные анемии;

  • дистрофия или ожирение;

  • острые травмы.

Читайте также:  Центр здоровья и развития ребенка тульская

Механизм «остановки»: маленький (и еще очень слабый) организм ребенка бросает все силы на борьбу с недугом и, как следствие, временно притормаживает естественное физическое, а позже и психомоторное развитие.

2) Неправильное питание

  • недоедание (например, из-за нехватки материнского молока или грубых ошибок в расчете суточного количества смеси и/или прикорма);

  • длительная несбалансированная диета при заболеваниях желудочно-кишечного тракта (непереносимость лактазы, глютена) или при пищевой аллергии;

  • дефицит или нарушение соотношения в рационе белков, жиров, углеводов, витаминов.

Механизм «остановки»: организму не хватает количества (или качества) еды для полноценного развития, и он «замирает» на определенной стадии, чтобы пережить этот негативный момент и дождаться более благополучного периода. К примеру, у малыша сильная пищевая аллергия и многие продукты приходится исключать. Если родители продумывают его питание сами, есть риск, что диета получится однобокой и ребенок недополучит многих питательных веществ. Что в итоге? Будет плохо набираться вес, затормозится рост, а позже и психомоторное развитие.

3) Сильные эмоциональные переживания

Как правило, они провоцируют «пробуксовку» в развитии в более позднем возрасте (это могут быть расстройства речи, моторные или эмоционально-волевые нарушения) и обычно связаны:

  • с недостатком внимания, общения и любви, получаемых в первую очередь от мамы (слишком ранний выход на работу, отсутствие теплых отношений и особенно телесного контакта с ребенком, обеспечение лишь материальных потребностей малыша и т. п.);

  • с сильными стрессами (сопряженными, например, с появлением в семье второго ребенка и сопутствующими переживаниями старшего, появлением новой няни, адаптацией в детском саду, разводом родителей, утратой одного из них и проч.);

  • с умственными перегрузками, которые часто являются побочным эффектом слишком интенсивного раннего детского развития (так называемый «информационный невроз»);

  • с неблагоприятным микроклиматом в семье (ссоры между родственниками/родителями, скрытые или явные конфликты).

Механизм «остановки»: малышу может не хватать внимания — одобрения, поощрения и ласк. Нарушение контакта с самым близким человеком — мамой, слишком занятой или погруженной в свои внутренние переживания — опасно потерей теплой эмоциональной связи, которая является опорой для гармоничного взросления. Как правило, в таких случаях в первую очередь дает сбой психомоторное развитие, но позже к нему могут присоединиться и физические проявления (нарушение аппетита, снижение иммунитета).

Источник

Регресс развития или, проще говоря, откаты – одна из самых обсуждаемых тем среди родителей детей с нарушениями развития.

Родители очень переживают насчёт того, что ребёнок что-то начинал говорить/делать и тут раз и перестал. С учётом того, что откаты свойственны расстройствам аутического спектра и особенно характерны для его тяжёлых форм, волнения на этот счёт вполне понятны.

фото из открытых источников

Но почему возникает регресс развития? Все ли откаты можно считать серьёзными? Давайте попробуем разобраться.

Почему наступает откат

На данный момент назвать какую-то одну причину потери навыков при аутизме и других нарушениях развития нельзя. Учёные сходятся в том, что причин много, некоторые из них могут комбинироваться между собой.

Какие-то причины вызывают серьезные откаты. Какие-то – лишь временное, неопасное явление. Мы рассмотрим самое основное и в том, и в другом случае.

  • Генетика

Чаще всего, именно генетические факторы становятся основой тяжёлой потери навыков. Среди болезней, которые приводят к регрессивной форме аутизма можно выделить синдром Ретта, туберозный склероз, синдром Мартина-Белл, лейкодистрофию, болезни накопления липидов.

Именно в этих случаях практически всегда наблюдаются наиболее пугающие родителей вещи из серии “Ребёнок перестал ходить, говорить, обслуживать себя“.

Почему происходит откат:

Для всех этих болезней характерно проявление не сразу после рождения, а только после какого-то времени. Дети могут выглядеть полностью здоровыми, но в возрасте с 6 до 40 месяцев генетические дефекты становятся критическими для мозга. В итоге ребёнок, который чему-то научился за время нормального развития, начинает терять навыки.

В случае с синдромами Ретта и Мартина-Белл регресс навыков связан с тем, что дефекты в Х-хромосоме на определённом этапе не позволяют генам выключить одну программу развития мозга, и включить другую. В итоге нарушается созревание мозга, что и приводит к масштабному откату развития и появлению аутических симптомов.

Целый ряд генетических заболеваний может вызывать детское дезинтегративное расстройство (синдром Геллера) – тяжёлую форму аутизма с потерей ребёнком навыков после 2 лет и формированием тяжёлой, необратимой умственной отсталости. Это:

Туберозный склероз. Он приводит к образованию доброкачественных опухолей по всему организму, в том числе и в мозге. В зависимости от того, где угнездились опухоли, симптомы могут быть как очень смазанными, так и приводить к тяжёлым последствиям.

При лейкодистрофии в мозге распадается и неправильно созревает миелин (оболочка нервов, которая обеспечивает передачу информации между нейронами). Это приводит к появлению у детей, в основном дошкольного возраста, прогрессирующего слабоумия и распаду двигательных навыков.

Болезни накопления – из-за генетического нарушения обмена веществ в ЦНС накапливаются токсичные продукты обмена липидов (жиров), нарушая развитие мозга.

  • Инфекции

Очень часто встречается ситуация, когда откаты в развитии наблюдаются именно после какой-нибудь болезни.

Почему происходит откат:

Во время болезни все силы организма направлены на борьбу с инфекцией потому, что выжить приоритетнее, чем умение ходить на горшок и говорить “мама”.

Из-за того, что детский организм изначально слабее и у него меньше ресурсов для борьбы, в период болезни часто приостанавливается физическое и моторное развитие, как вещи не первостепенной важности.

Если горшечный навык или речь только-только начали появляться, и до конца не закрепились, то в случае болезни в этот период, ребенок часто теряет навык полностью потому, что в ходе болезни малыш его не использует и забывает. К сожалению, придётся заново налаживать горшок, заново вытаскивать речь из ребёнка, как будто этого и не было.

Читайте также:  Возрастные стадии развития ребенка по фрейду

С другой стороны, почти всегда такие откаты носят временный характер и встречаются у всех детей.

Повышенную готовность стоит проявить, если речь идёт об инфекциях, которые могут сильно поражать нервную систему.

Например, всё то же детское дезинтегративное расстройство иногда вызывается не наследственными факторами, а корью, а именно коревым подострым панэнцефалитом, который может долго протекать бессимптомно.

К поражению ЦНС могут приводить также энтеровирусы (особенно, вирусы полиомиелита и Коксаки).

Нередки тяжёлые осложнения и от бактериальных инфекций, таких как скарлатина и дифтерия.

  • Нерациональное или неполноценное питание

Казалось бы, мы живём не в то время, чтобы недоедать, но проблемы с неполноценным питанием у детей всё равно встречаются достаточно часто.

В младенчестве ребёнку могут неправильно разводить смесь и недокармливать/перекармливать. Или может не хватать грудного молока.

В более старшем возрасте становятся актуальными проблемы пищевой непереносимости, пищевой аллергии, болезней ЖКТ типа целиакии, непереносимости лактозы, дефицит ферментов и проблемы с выделением желчи.

Могут быть и личные “заморочки” родителей, например, строгая веганская диета, частые посты без дополнительных витаминно-минеральных добавок.

Почему происходит откат:

Потому, что организму не достаёт ресурсов для развития.

Чаще всего, ребёнок просто “буксует” в развитии. Но бывает и “маятник” – навыки ходят туда-сюда: то появятся, то пропадают.

Как решить эту проблему?

Со смесями и грудным молоком всё просто: следовать строго инструкциям на упаковке и начать докармливать, если малыш не прибавляет вес.

С подозрениями на болезни ЖКТ стоит посетить гастроэнтеролога. Он назначит и анализы, и УЗИ.

А ограничения питания нужно пересмотреть или добавить к ним витамины.

Что можно считать откатом и как с ним бороться

Прежде всего, надо обратить внимание на характер отката. Серьёзные, требующие немедленного обследования, регрессы – это когда у ребёнка был полноценный закреплённый навык, которым он уверенно пользовался до потери уже какое-то время.

изображение из открытых источников

Например, ребёнок стабильно ходил на горшок, имел осознанные, пусть даже лепетные, слова, хорошо ползал или бегал/прыгал. А, скажем, после болезни наступил распад: пропала или скатилась в бессмысленный лепет речь, ребенок перестал самостоятельно передвигаться или у него появились неконтролируемые движения, он начал ходить под себя и не замечать этого.

То есть, настоящий откат, который должен вызывать тревогу, это не тот вариант, где ребенок несколько раз сказал какие-то слоги, или пару раз сел на горшок, а потом это пропало. Настоящий откат – это потеря полноценных навыков.

Но я по себе знаю, что расстраивает любая потеря. Пусть не было, к примеру, полноценных походов на горшок, а всего 1-2-5 раз, а потом и это оборвалось, это всё равно очень демотивирует. Однако пропажу можно минимизировать!

Так как ребёнок легко теряет именно НЕ закреплённые навыки, простым и логичным решением является систематическое поощрение любого прогресса.

Сел ребенок на горшок или сделал туда случайно свои дела – обязательно нужно его хвалить. Причем не сухим словом “молодец” и пошли по делам, а радуясь и хлопая в ладоши, чтобы он понимал, что сделал что-то хорошее, и у него был стимул повторить и получить похвалу ещё раз.

Аутисты из-за проблем с эмоциональным восприятием могут не понимать даже бурной похвалы, поэтому их тренинг всегда включает в себя ещё и явные материальные поощрения: наклейки, вкусняшки (яблоко, банан, печенье и прочее).

Самая частая жалоба на откаты касается исчезновения речи и лепета. И если исчезновение развитой речи это действительно плохой сигнал, то с лепетом часто происходит вот что.

Если вы когда-нибудь пробовали просто заучить какое-то понятие или правило к экзамену, не вникая в то, что оно значит, то должны были заметить, что заучивание без понимания даётся трудно. То же самое происходит и с памятью детей, особенно тех, у кого сложности с пониманием речи – для них речь как раз вот это вот “заучивание непонятного шума”.

Чтобы лепет и речь прочно закреплялись, их элементы должны что-то обозначать! Когда ребенок начинает связывать слово или лепетный слог с конкретным предметом (то есть, осознавать, что слово “стул” обозначает стул, а не холодильник, кота или бабушку), оно прочно закрепляется, именно потому, что что-то значит, а не является каким-то абстрактным непонятным набором звуков.

Лепет и речь можно закреплять как тот же горшок: радоваться им, привлекая внимание ребенка и показывая, что вам нравится, что он говорит. Если получится привлечь внимание малыша, то может получится и навязать ему и значение: “ма”, например, это не просто “ма”, а “ма-ма” и это слово обозначает конкретного человека. И этот конкретный человек откликнется на зов “мама” и придёт на помощь, что опять же поощряет ребёнка понимать и использовать речь. Почему? Потому, что ему это выгодно.

Спасибо, что прочитали материал!

Ставьте лайк и подписывайтесь на канал 🙂

Вам могут быть интересны другие статьи по теме:

Навязчивые действия (стимы) у детей с аутизмом и алалией. Стоит ли бороться с этим и как?

Улучшение понимания речи у детей с алалией, аутизмом и ЗПР через развитие эхоической памяти

Как научить ребёнка повторять действия за вами (для родителей аутистов и алаликов)

Источник