Отечественные педагогические теории воспитания и развития ребенка

Отечественные педагогические теории воспитания и развития ребенка thumbnail

Педагогическая теория рассматривается как система знаний, описывающая и объясняющая строго вычлененный круг педагогических явлений. Структурными элементами педагогической теории являются идеи (исходные положения), понятия, законы и, закономерности, принципы, правила, рекомендации. В литературе существует общепринятая классификация педагогических теорий (глобальные и частные, порождаемые запросами реальной образовательной действительности). Глобальные педагогические теории подразделяются на теории воспитания и теории обучения.

Первая теория: развитие ребенка как независимый от обучения и воспитания процесс (А. Гезелл, 3. Фрейд, Ж. Пиаже и др.). Ей соответствует дидактический принцип доступности: детей можно учить лишь тому, что они могут понять, для чего у них уже созрели познавательные способности. Эта теория не признает развивающего обучения. В данной теории главное это спонтанность развития, независимость от взрослого и его роли.

Вторая теорияпризнает взаимосвязь развития и обучения (Т.С. Костюк, Н.А. Менчинская и др.): развитие определяется некоторыми внутренними факторами и вместе с тем, обучением и воспитанием, характер которых зависит от реального уровня развития человека. Развитие и обучение тождественно друг другу.

Третья теория: развитие ребенка опосредованно его обучением и воспитанием (Л.С. Выготский). Взрослый, опираясь на «зону ближайшего развития» «забегает» немного вперед, опережая развитие ребенка. Взрослый «ведет» за собой детское развитие, которое вызывает к жизни целый ряд таких процессов развития, которые вне обучения вообще были бы невозможны. Обучение есть внутренне необходимый и всеобщий момент в процессе развития у ребенка не природных, а культурно-исторических особенностей человека.

Полученные результаты позволили обосновать положение о ведущей роли обучения в развитии, выявить психолого-педагогические условия развивающего обучения(Л.В. Занков, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов).

Педагогическая теория развивающего обучения предполагает высший теоретический уровень трудности обучения; быстрый темп обучения; непрерывное повторение учебного материала в новых условиях; воспитание у детей положительной мотивации учения и познания; гуманизацию взаимоотношений педагогов и детей (Ф.А. Сохин. Н.Н. Поддьяков, О.М. Дьяченко, А.П. Усова, В.А. Петровский. З.А. Михайлова. В.Т. Кудрявцев и др.).

Педагогические теории должны учитывать пути развития детей: акселерация – (искусственное) ускорение развития детей, которая зачастую принимает форму «симплификации» (А.В. Запорожец), т.е. чрезмерное упрощение и обеднение. Развитие ребенка в этом случае отождествляется с накоплением знаний, навыков и умений. Альтернативой акселерации А.В. Запорожец считал амплификацию детского развития, т.е. его обогащение за счет максимально полного проживания возраста. Именно здесь происходит возникновение и развитие таких базовых качеств личности, как творческая активность, инициативность, компетентность, ответственность, уверенность в себе, доверие и уважение к окружающим. Знания, умения, навыки рассматриваются не как самоцель, а как средство полноценного развития личности ребенка. В общении и деятельности взрослый встает на позицию сотрудничества, партнерства. Приоритетами должны стать интересы ребенка и перспективы ею дальнейшего развития как члена общества.

Новое педагогическое мышление, гуманистическое отношение к детству предполагает обращение внимания к педагогическим теориям, раскрывающим проблемы воспитаниядетей дошкольного возраста.

В педагогических теориях дается классификация воспитания по содержанию. Традиционный подход включает умственное, нравственное, эстетическое, трудовое воспитание. Ставится вопрос о необходимости расширения содержания воспитания за счет полового, правового, экологического, этнокультурного и других сторон воспитания.

Содержание современных педагогических теорий реализует принцип интеграции. Эта сторона педагогических теорий находится в стадии научного осмысления и экспериментирования (Г.М. Киселева, Ю.Н. Рюмина, СМ. Зарянова, А.С. Белкин, B.C. Безрукова и др.).

Наиболее полное понимание педагогической интеграции дается B.C. Безруковой, которая рассматривает интеграцию в трех аспектах:

1. как принцип (основоположение), особенности современного состояния педагогической теории. (Например, проблемы «Нравственно-трудового воспитания дошкольников», «Психофизическое благополучие детей»). При такой интеграции достигаются высокие позитивные результаты в педагогической деятельности, вскрывается взаимосвязь различных сторон развития и воспитания детей;

2. как процесс — есть непосредственное установление связей между объектами и создание новой целостной системы в соответствии с предполагаемым результатом. Это процесс интегрирования объектов, проектирование пути получения результатов (интегрирование разных видов искусств, разные типы образовательных учреждений «Школа-детский сад»), формы и методы познавательной;

3. как результат — форма, которую обретают объекты, вступающие во взаимосвязь друг с другом (интегрированные занятия, модульное обучение и т.д.).

Педагогические теории, как правило, раскрывают следующие теории развития личности. Когнитивные теории– где на первый план выдвигается воспитание ума, интеллекта, развитие познавательной сферы (Ж. Пиаже). В нравственном воспитании выдвигается идея «автономности морали» ребенка, его неумение «встать» на точку зрения взрослого (эгоцентризм).

Психоаналитические теории(3. Фрейд. Э. Фромм. Э Эриксон. Э. Берн. А Адлер и др.) рассматривают развитие потребностно-мотивационной сферы и формирование полоролевого поведения. В педагогических теориях поднимается вопрос о тендерном воспитании, о психосоциальном развитии.

Теория привязанности(Джон Боулби и Мария Эйнсворт). Центральное место занимают первые отношения ребенка с близкими взрослыми. В американской и европейской педагогической психологии появляется все больше исследований, в которых показывается и доказывается решающее влияние качества привязанности ребенка и матери на самые разные аспекты жизни ребенка: успешность адаптации к социальной среде, отношение к сверстникам и т.д.

Бихевибристкая теориярассматривает развитие личности через научение ее способам поведения, «человек учится всю жизнь», он такой, «каким научился быть» (автор Дж. Уотсон). Научение через подражание в данной теории является главным способом приобретения новых форм поведения. Слабая сторона этой теории – переоценка сознания человека, его воли и собственной активности.

Гуманистические теорииразвития личности предполагают личностный рост, саморазвитие, самоактивизацию, самореализацию (К. Роджерс, А. Маслов, Ш. Бюлер). Сюда можно отнести личностно-ориентированную педагогику, «воспитание в духе мира», педагогику Селестена Френе и др.

Деятельностный подход,широко используемый в нашей стране, предполагает развитие личности вдеятельности и благодаря деятельности (Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, А.Н. Леонтьев).

Источник

Современные педагогические теории воспитания и развития ребенка.

Педагогическая теория рассматривается как система знаний, описывающая и объясняющая строго вычлененный круг педагогических явлении. В литературе существует общепринятая классификация педагогических теорий (глобальные и частные, порождаемые запросами реальной образовательной действительности). Глобальные педагогические теории подразделяются на теории воспитания и теории обучения (Б.И. Коротаев, Б.Т. Лихачев, И.П. Подласый, В.Г. Пряникова, З.И. Равкин и др.).

Одной из центральных проблем психолого-педагогической теории является рассмотрение соотношения обучения, воспитания и развития ребенка. К концу 30-х г.г. XX в. сложились три основные теории, посвященные этой проблеме.

Первая теория рассматривает развитие ребенка как независимый от обучения и воспитания процесс (А. Гезелл, 3. Фрейд, Ж. Пиаже и др.). Данной теории соответствует дидактический принцип доступности, согласно которому детей можно учить лишь тому, что они могут понять, для чего у них уже созрели познавательные способности. Эта теория не признает развивающего обучения. В данной теории главное это спонтанность развития, независимость от взрослого и его роли.

Вторая теория признает взаимосвязь развития и обучения (Т.С. Костюк, Н.А. Менчинская и др.).Согласно этой теории, развитие определяется некоторыми внутренними факторами и вместе с тем, обучением и воспитанием, конкретный характер которых зависит от реального уровня развития человека. Развитие и обучение тождественно друг другу.

Третья теория полагает, что развитие ребенка опосредованно его обучением и воспитанием (Л.С. Выготский). Взрослый, опираясь на «зону ближайшего развития» «забегает» немного вперед, опережая развитие ребенка. Взрослый «ведет» за собой детское развитие, которое вызывает к жизни целый ряд таких процессов развития, которые вне обучения вообще были бы невозможны. Обучение есть внутренне необходимый и всеобщий момент в процессе развития у ребенка не природных, а культурно-исторических особенностей человека. Данные положения были конкретизированы и обоснованы определенным предметным содержанием в работах АН. Леонтьева, П.Я. Гальперина, Д.Б. Эльконина, А.В. Запорожца, Л.А. Венгера и др.

Полученные результаты позволили обосновать положение о ведущей роли обучения в развитии, выявить психолого-педагогические условия развивающего обучения (Л.В. Занков, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов).

Педагогическая теория развивающего обучения предполагает высший теоретический уровень трудности обучения; быстрый темп обучения; непрерывное повторение учебного материала в новых условиях; воспитание у детей положительной мотивации учения и познания; гуманизацию взаимоотношений педагогов и детей.

Педагогическая теория развивающего обучения нашла отражение в современной практике школьного образования (Ф.А. Сохин. Н.Н. Поддьяков, О.М. Дьяченко, А.П. Усова, В.А. Петровский. З.А. Михайлова. В.Т. Кудрявцев и др. Приоритетом   деятельности   школьной ступени,   согласно   теории   развивающего   обучения,   становится   развитие воображения  и система творческих способностей детей, задача педагогов активно задействовать игры, конструирование, восприятие сказки. Самостоятельное   сочинительство,         символическое          замещение, моделирование, экспериментирование (А.А. Агаева. О.М. Дьяченко. A.3. Зак, З.А. Михайлова. Н.Н. Подьяков, Т.И. Ерофеева и др.). Необходимо помнить о недопустимости игнорирования возрастных периодов детского развития.

     Подлинными источниками     развития     должны    стать    специфические     виды    детской деятельности.   Именно   здесь   происходит  возникновение   и   развитие   таких базовых    качеств   личности,   как   творческая   активность,  инициативность, компетентность, ответственность, уверенность в себе, доверие и уважение к окружающим. 

В педагогических теориях дается классификация воспитания по содержанию. Традиционный подход включает умственное, нравственное, эстетическое, трудовое воспитание. Ставится вопрос о необходимости расширения содержания воспитания за счет правового, экологического, этнокультурного и других сторон воспитания.

Современные научные исследования, обогащающие педагогическую теорию,    выявляют    позитивную    тенденцию    сближения    разных    видов деятельности, средств, форм на интересном для детей содержании и концентрацию на этом содержании. Дети осваивают содержание различных разделов программы параллельно, что позволяет сэкономить время для организации игровой и самостоятельной деятельности детей, добиться необходимого образовательного эффекта за оптимальное время (см. С.Н. Зырянова, Г.М. Киселева. Л.А. Парамонова и др.).

Современные отечественные педагогические теории, как правило, охватывают локальные направления развития ребенка, учитывают данные психологии и педагогики дошкольного детства, обобщают результаты работы авторов в течение многих лет над той или иной проблемой. Так, например, за последние десятилетия отечественная наука и практика обратились к изучению роли экономики в формировании личности дошкольника. Проблема экономического воспитания до недавнего времени рассматривалась в аспекте трудового, нравственного воспитания (Л.С. Буре, Л.М. Казарян, СМ. Котлярова, Н.М. Крылова. В.Г. Нечаевой, Д.В. Сергеевой, Л.И.Сайгушевой). В настоящее время проблема экономического образования рассматривается в работах А.Д. Шатовой, А.А. Смолеевой, Л.Н. Галкиной и др

Педагогическая теория экономического образования направлена на осуществление элементарного экономического образования , включающая: формирование элементарных экономических знаний (труд как категория экономическая, деньги как социокультурное явление, реклама, полезные навыки и привычки в быту), формирование базисных качеств экономической деятельности (бережливость, экономность, рациональность, деловитость, трудолюбие); развитие предпосылок экономического образа мышления и становление ценностных ориентации дошкольников.  Задачи  и содержание экономического образования предполагает задействование сюжетно дидактической игры («Ярмарка», «Аукцион», «Выставка-продажа», «Супермаркет», «Экономический КВН») (см. Шатова А.Д., Струнилина Н.А. Некоторые аспекты методики экономического воспитания дошкольников. //Библиотечка педагогов Москвы. Выпуск третий. Дошкольное воспитание. Традиции и современность. М.. 1996).

Можно использовать дидактические игры с экономическим содержанием, типа: «Я — спонсор», «Доход — расход»; сюжетно-дидактических играх: «Банк», «Биржа», «Бюро добрых услуг» и др. Данный подход охватывает как механизмы, так и содержание экономического образования как самостоятельной области педагогической теории.

Таким образом, современные педагогические теории рассматривают проблемы обучения, воспитания и развития ребенка в контексте соотношений данных понятий. Изучение зарубежных педагогических теорий обогащает отечественную систему образования. (Идеи С. Френе о журналистике: газета, «пресса», создаваемая детьми и родителями для самих себя; идея обустройства художественно-содержательной развивающей среды по методу Реджио Эмилия — Италия: идея воспитания личной ответственности за свою деятельность — США).

Педагогическая наука как совокупность педагогических теорий постоянно развивается и модернизируется, с учетом накопленного позитивного опыта работы образовательных учреждений.

Источник

Слайд 1

ПОДХОДЫ К ВОСПИТАНИЮ В СОВРЕМЕННОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ПЕДАГОГИКЕ

Слайд 2

Использованные материалы «Подходы к воспитанию в современной отечественной педагогике» Голованова Н.Ф. – Педагогика №10, 2007 год, стр. 38 – 48

Слайд 3

Педагогическая теория − своеобразная стратегия педагогической деятельности: она «отслеживает» изменения в культуре, социальных потребностях общества и предлагает новые решения вечных воспитательных проблем, новые подходы к организации жизни и деятельности воспитанников, их отношений к миру и к самим себе.

Слайд 4

Отечественная педагогика к началу 21 века открыто демонстрирует ориентации на гуманистические ценности и вводит в свой теоретический аппарат новые характеристики образования: «личностно ориентированный образовательный процесс», «субъект воспитания», «ценностные отношения», «самоопределение личности» и др.

Слайд 5

В настоящее время в отечественной теории воспитания достаточно определенно оформились такие подходы как: формирующий культурологический синергетический социализирующий герменевтический аксиологический антропологический психотерапевтический

Слайд 6

Формирующий подход (И. З. Гликман, А. И. Кочетов, Б. Т. Лихачев, Г. М. Филонов) Сторонников этого подхода отличает безграничная убежденность в том, что будущая яркая индивидуальность ребенка напрямую зависит от целенаправленного воспитательного воздействия словом, примером, делом. «Формирование» понимается как самая широкая характеристика всех преобразований личности ребенка под влиянием воспитателя. Формирующее воздействие должно «разбудить» духовные ресурсы детей, организовать их, оформить и обеспечить устойчивые механизмы регуляции поведения и деятельности воспитанников.

Слайд 7

Формирующий подход (И. З. Гликман, А. И. Кочетов, Б. Т. Лихачев, Г. М. Филонов) Технологически воспитание на основе формирующего подхода организуется в поведенческой модели: «показать образец» − «объяснить» − «упражнять». Воспитатель предъявляет ребенку образец поведения, добивается, чтобы он осознал эту норму, оценил ее, выразил к ней свое отношение и принял в собственном поведении. Формирующая технология воспитания позволяет управлять поведением ребенка: поощрять социально положительные действия и ограничивать социально негативные.

Слайд 8

Культурологический подход (О. С. Газман, А. В. Иванов, Н. Б. Крылова). Сторонников культурологического подхода отличает отказ от воспитания как специально организованного педагогического процесса. Они считают, что ребенок, осмысливая мир культуры, картину мира, адаптируется к действиям и поведению окружающих и «опытным путем», «между делом» осваивает культурные нормы и ценности. Главное − взаимодействие, взаимоотношения, личностное общение взрослых и детей, а воспитание − это «побочный эффект» всех самостоятельных исканий ребенка.

Слайд 9

Культурологический подход (О. С. Газман, А. В. Иванов, Н. Б. Крылова). За ребенком утверждается право самому определять не только «кем быть», «каким быть», но и «как жить», т. е. право самостоятельно строить свой образ жизни, выбирать область интеллектуальных, физических, художественных интересов, самостоятельно решать свои проблемы. «Ребенку и подростку не нужны обучение и воспитание как особым образом организуемые взрослыми виды работы, общения, поведения, взаимоотношений. Ему нужны естественные для него действия, в которых он сам экспериментирует и ищет, пробует и контролирует, находит и реконструирует» (Крылова Н.Б)

Слайд 10

Синергетический подход к воспитанию (В. А. Игнатова, С. В. Кульневич, Н. М. Таланчук, С. С. Шевелева) Характерная особенность синергетического подхода к воспитанию − признание возможности нескольких путей преобразования личности и выхода из критической, неустойчивой воспитательной ситуации скачком.

Слайд 11

Синергетический подход к воспитанию (В. А. Игнатова, С. В. Кульневич, Н. М. Таланчук, С. С. Шевелева) В силу нестабильности современной жизни и информационного хаоса в воспитании нелегко установить, какие преобразования мотивационно-ценностной системы личности происходят под воздействием педагога, а какие в результате собственных духовных поисков, приобретения жизненного опыта. Иногда достаточно случайности чтобы «одним ударом» истребить самые дурные наклонности и закоренелые привычки (К.Д. Ушинский). Синергетический подход отстаивает значимость внутреннего потенциала личности, который обязан учитываться в процессе педагогического влияния. Любая реальная жизненная ситуация всегда связана для ребёнка с проблемой выбора, для решения которой недостаточно выученных правил поведения и запечатлённых в памяти жизненных ситуаций. Главные тенденции изменения личности возникают в области ценностей и нравственных установок.

Слайд 12

Социализирующий подход (В. Г. Бочарова, М. А. Галагузова, А. В. Мудрик, М. В. Шакурова, В. Р. Ясницкая) Сущность социализирующего воспитания сводится к следующему: воспитание подрастающего поколения в социуме, в гуще жизни; целенаправленный процесс формирования социально значимых качеств личности , необходимых для успешной социализации; педагогическая организация приобретения воспитанниками личностного жизненного опыта , опыта поведения в деятельности; педагогическая защита детства (профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних); педагогически организованное освоение личностью норм, ценностей, установок , принятых в обществе; педагогическая поддержка творческой самореализации личности в социуме.

Слайд 13

Герменевтический подход (А. Ф. Закирова, В. П. Зинченко, Ю. В. Сенько, И. И. Сулима). В основе подхода лежит герменевтика — философская теория понимания и интерпретации гуманитарных явлений (В. Дильтей, Г. Гадамер, Э. Гуссерль). С позиций герменевтики, воспитание — это обращение к психическому опыту субъекта, который проявляется как переживание. Поэтому важными атрибутами воспитательного процесса становятся песни, стихи, эссе, автобиографические записки, дневники, письма. Эти продукты детского творчества должны быть приняты воспитателем — не оценены, а именно приняты как личностная ценность ребёнка. Воспитатель признаёт особую важность системы ценностей ребёнка. Воспитывающее влияние нацелено не на разрешение проблем, а на идентификацию ценностей.

Слайд 14

Аксиологический подход (В. А. Караковский, А. В. Кирьякова, И. Б. Котова, Г. И. Чижакова, Е. Н. Шиянов, Н. Е. Щуркова, Е. А. Ямбург). В основе аксиологического/ценностного подхода лежит философская теория ценностей, которая оформилась во второй половине XIX века, а в ХХ веке стала общепризнанной. Воспитание, согласно этому подходу, строится как процесс освоения ценностей, который включает несколько этапов: предъявление ценности в реальных условиях воспитания; её первичное оценивание и обеспечение эмоционально положительного отклика к данной ценности; выявление смысла ценности и её содержания; принятие осознанной ценности; закрепление ценностного отношения в деятельности и поведении воспитанников.

Слайд 15

Аксиологический подход (В. А. Караковский, А. В. Кирьякова, И. Б. Котова, Г. И. Чижакова, Е. Н. Шиянов, Н. Е. Щуркова, Е. А. Ямбург). Важным является вопрос о том, как выращивается ценностный результат. Существует несколько подходов к этому вопросу: Освоение ценностей идёт через осознание . Отсюда методы — разъяснение, беседы, дискуссии. Степень усвоения ценностей зависит от мотивов социального поведения . Следовательно, необходимо побуждать воспитанников к инициативным поступкам в ситуациях выбора; Результат воспитания связан с ценностным отношением , которое имеет трёхкомпонентную структуру: когнитивный компонент (понятия и представления); эмоционально-оценочный компонент (переживание, оценка явления) и поведенческий компонент (опыт действия, умения, навыки, поведенческая готовность к определённым действиям).

Слайд 16

Аксиологический (ценностный) подход можно расценивать и как продолжение и важнейший принцип культурологического подхода. Ориентация на западный прагматизм не соответствует сложившейся духовно-нравственной ориентации русской культуры. Наши традиционные ценности — это: патриотизм — любовь к Родине; культура межнациональных отношений , межконфессиональный мир; бережное отношение к природе ; соборность, коллективизм, правдивость, честность, товарищество.

Слайд 17

Антропологический подход (Ш. А. Амонашвили, Б. М. Бим-Бад, В. Б. Куликов, Л. М. Лузина, В. И. Максакова) Антропология — учение о Человеке. Антропологический подход в образовании состоит в понимании человека как творческого самосозидающего существа. Образовательный процесс это — не социальная дрессура, а создание условий для развития личности ребёнка. Педагог — лишь «техническое средство» для решения не своих задач, а задач ученика, педагог — главный инструмент педагогической деятельности, педагог — «овеществленная технология». Уникальность педагогической позиции состоит в том, что он есть главное орудие для развития хорошего в человеке и блокирования дурного. Учителю нужно ходить не на работу, а на встречу с содеятелем. Ребёнок — «девичья фамилия» Человека. Норма — это не то среднее, что есть, не примирение со злом, а лучшее, что есть для данного ребёнка в данных обстоятельствах (В.И. Слободчиков). Воспитание рассматривается как естественный процесс, отвечающий природе человека, и есть развитие его индивидуальных способностей, присущих от рождения.

Слайд 18

Антропологический подход (Ш. А. Амонашвили, Б. М. Бим-Бад, В. Б. Куликов, Л. М. Лузина, В. И. Максакова) Антропологический подход отстаивает значение системы в организации воспитания и декларирует единство умственной, эмоциональной, волевой, нравственной и физической сторон развития. Антропологическая система воспитания строится с учётом следующих условий: открытая постановка гуманистических целей как нравственных добродетелей (человечность, доверие, благодарность, терпимость); специальное внимание к здоровью воспитанников, воспитание у них опыта трезвого здорового образа жизни и безопасного поведения ; постоянная педагогическая диагностика и изучение природных задатков детей; организация воспитательного процесса с учётом специфики ведущих видов деятельности в каждом возрастном периоде; обеспечение самоопределения личности в деятельности (преодоление трудностей, проявлений инициативы и ответственности).

Слайд 19

Психотерапевтический подход (В. М. Букатов, Н. П. Капустин, В. П. Кащенко, Л. Д. Лебедева, Т. А. Стефановская). Воспитание рассматривается как оказание помощи детям, попавшим в трудную ситуацию, как нацеливание их на духовное оздоровление Б.Т. Лихачёв говорил об огромной роли бессознательного в жизни человека и указывал, что « воспитание и обучение… должны быть процессом не только внешнего воздействия, но и постепенного самоовладения, движения от себя внешнего к познанию себя внутреннего, к согласованию осознанных поступков и бессознательных побуждений »]. Он советует применять следующие педагогические воздействия психоаналитического характера:

Слайд 20

Психотерапевтический подход (В. М. Букатов, Н. П. Капустин, В. П. Кащенко, Л. Д. Лебедева, Т. А. Стефановская). педагогические воздействия психоаналитического характера: 1. Сознательные методы. Это, прежде всего, педагогическое воздействие словом, и осуществляется оно не только и не столько для того, чтобы заставить ребёнка что-то сделать. Цель — помочь ребёнку осознать происходящее с ним. Приёмы: выслушивание, выяснение, уточнение, понимание; разъяснение, увещевание, побуждение, убеждение. Методы самовоздействия: саморегулирование, самосовершенствование.

Слайд 21

Психотерапевтический подход (В. М. Букатов, Н. П. Капустин, В. П. Кащенко, Л. Д. Лебедева, Т. А. Стефановская). педагогические воздействия психоаналитического характера: 2. Суггестивные методы. К суггестивным способам относятся: Разнообразные игровые ситуации. Играя, ребёнок незаметно для себя пропускает в бессознательную сферу определённые образы, понятия, установки; Управление массовыми эмоциональными состояниями. Перед педагогом часто встаёт задача защиты детей от массовых бессознательных гипнотических эмоциональных заражений, например во время соревнований, концертов и т.п. Массовое гипнотическое заражение может быть деструктивным, вылиться в энергетическую стихию агрессивности, разнузданных влечений и общей безответственности. Перед педагогом стоит задача предотвратить массовый отрицательный психоз, а положительными массовыми воздействиями научиться управлять.

Слайд 22

Психотерапевтический подход (В. М. Букатов, Н. П. Капустин, В. П. Кащенко, Л. Д. Лебедева, Т. А. Стефановская). педагогические воздействия психоаналитического характера: 2. Суггестивные методы. К суггестивным способам относятся: Аутотренинг и саморегуляция. Они способствуют сдерживанию вводящих в стрессовое состояние страстей, желаний, влечений. Педагогический психоанализ. Его цель — стабилизировать внутреннее душевное состояние ребёнка.

Источник