Отечественные педагоги о роли природы в развитии ребенка

Константин.Дмитриевич.Ушинский был за то, чтобы “вести детей в природу”, чтобы сообщать им все доступное и полезное для их умственного и словесного развития. Идеи ознакомления дошкольников с природой получили дальнейшее развитие в теории и практике советского дошкольного воспитания, в методических работах Выдающийся педагог теоретик 19 века. Считал природу важным средством обучения воспитания детей. Свои взгляды он отразил в работах «Детский мир и хрестоматия», «Родное слово». Использование природы У. связывал с идеей народности, воспитание, построенное на народности, позволит ребенку знать хорошо Родину, ее язык, историю, литературу, природу. Наглядное пособие должно преобладать в детском возрасте. Нужно ребенка научить сначала видеть, а потом думать. Наглядное обучение должно развивать у детей наблюдательность за определенными предметами и явлениями, а наибольшее количество объектов для наблюдения дает природа.

Его книга «Родное слово» состоит из:

1) художественного материала по воспитанию и образованию детей. Весь худ. материал (сказки, загадки, стихи) разделил на пять разделов: -знакомство с растениями (деревья, кустарники, цветы); -домашние и дикие животные; -человек и его части тела (рассказы, загадки, договаривание фраз); -знакомство с неживой природой (металл, почва, камни).

2) для учителей. Рекомендовал когда нужно обучать, какие предметы изучать, один учитель, предметы в классе и на улице. Также У. ввел методические карточки. На одной стороне фрагмент сказки, на другой вопросы и задания.

А.А.Быстрова, А.М.Степанов, Е.И.Волкова и др. Долгое время большим подспорьем для практиков дошкольного воспитания были методические пособия М.В.Лучич, М.М.Марковской, рекомендации З.Д.Сизенко; не одно поколение воспитателей училось по учебнику С.А.Веретенниковой. Большое значение в научном обосновании методики ознакомления с природой сыграли исследования, которые начали проводиться в 1950-е годы на кафедрах дошкольной педагогики пединститутов. Впервые в русской педагогике Е.Н. Водовозова определила круг явлений и предметов природы, с которыми следует знакомить ребенка при наблюдении во время прогулок и экскурсий. Она разработала программу ознакомления дошкольников с природой и разделила материал по возрастам. Знакомство с животным миром, по мнению педагога, должно проводиться наглядным путем, сопровождаться оживленным разговором, беседой или кратким рассказом о том, что ребенок видит. Е.Н. Водовозова предупреждала, что детям необходимо показывать живые, характерные стороны предмета, искусно закрывая в то же время то, что понять им не под силу. Она считала огромной ошибкой со стороны воспитателя указывать младшему дошкольнику на детали предмета или рассказывать о том из жизни животных или птиц, чего в данную минуту нет перед глазами. Е.Н. Водовозова указывала, что ребенку надо дать живой конкретный видимый образ или ему останется чуждой та жизнь природы, при наблюдении которой мало-помалу развивались бы в нем ум, находчивость, сочувствие к окружающему его миру. Елизавета Ивановна Тихеева. Рассматривала природу, как важнейшее условие гармонического развития личности ребенка: -природа формирует эстетику, -формирует нравственные качества, -развивает их умственно, уметь видеть взаимосвязи в природе и взаимозависимости, -развивать физически, -развивает приобщение к труду. Создала программу, которая называется «План пед. работы по ознакомлению детей с природой» (1920). Внесла знакомство с растениями, животными, неживой природой. Трудом человека.

Вопрос №30. Белорусские просветлители и педагоги об использовании знаний о природе в воспитании и развитии личности человека.

Система образования и прогрессивная педагогическая мысль Беларуси развивалась благодаря усилиям передовых ученых и педагогов. Истоки природоведческого и экологического воспитания уходят в далекое прошлое, его традициями богата наша республика. Николай Гусовский (1470-1533 гг.) – белорусский поэт-гуманист и просветитель эпохи Возрождения. Творческое наследие его составляют поэмы «Песня пра зубра», “Новая і славутая перамога над туркамі ў ліпені месяцы”, “Жыццё і подзвіг св. Гіяцынта” и одиннадцать стихов, размещенных в Краковском издании сборника «Песня пра зубра». Франциск Скорина (до 1490 – ок. 1541 гг.) – белорусский первопечатник и просветитель. Им было издано 19 отдельных книг под общим названием «Библия русская». Франциск Скорина стремился осмыслить явления природы, проникнуть в сущность самого человека, объяснить отношения между человеком и природой. Его занятия в области ботаники и медицины следует рассматривать как стремление постичь истину, обращаясь непосредственно к естественным наукам, к эксперименту, к самой природе. В своей «Малой подорожной книжице» разместил различные календарные и астрономические сведения: белорусские названия месяцев, знаков зодиака, описал прогноз затмений и других астрономических явлений, что оказало значительное влияние на характер общественного сознания. Продолжателем идей Франциска Скорины и Николая Гусовского можно считать Симона Будного (ок. 1530-1593 гг.). Деятель белорусской культуры, талантливый ученый, переводчик, педагог, один из руководителей реформаторского движения в Беларуси и Литве. Симон Будный был проповедником передовых идей, отстаивал права на обучение для всех слоев общества. Основой воспитания он считал труд. Он придает огромное значение природе в развитии личности человека. Казимир Лыщинский (1634-1689 гг.) – выдающийся белорусский мыслитель, который оставил яркий след как в истории Беларуси, так и в истории всей европейской культуры. Свои идеи он изложил в трактате «О несуществовании бога».

Читайте также:  Развитие ребенка в первый месяц комаровский

Открыл школу, в которой сам преподавал языки и основы наук. Вместо традиционного урока Закон Божий он ввел уроки, на которых давались знания о естественных законах развития и природы и различных природных явлениях, отвергающие богов, создание ими окружающего мира и управление им. Однако он полагал, что знания о природе нужны человеку для того чтобы потом уметь управлять ею. Илья Федорович Копиевский (1651 – 1714 гг.) – издатель и просветитель. Педагогические воззрения И. Ф. Копиевского были прогрессивными для того времени. Большое внимание он уделял нравственному воспитанию. В основе морально-нравственной концепции И. Ф. Копиевского лежит любовь к родному краю. Казимир Нарбут (1738-1807 гг.) – педагог-просветитель и общественный деятель Беларуси, Украины, Литвы. Уделял большое внимание естествознанию, пропаганде законов природы, в частности закона о всемирном тяготении. Он делал правильные выводы о единстве и строении планет, комет и других светил Вселенной, тем самым защищал основы научной космогонии, и говорил о связи земного и небесного, о воздействии Солнца и Луны на процессы, происходящие на Земле.

Алоиза Степановна Пашкевич (Тетка) (1876-1916 гг.) – белорусская поэтесса, просветительница, инициатор открытия белорусских школ и издатель книг на родном языке. Она издала для детей такие книги как “Гастінец для дзяцей”, Беларускі лемантар, або Першая навука чытання”, Першае чытанне для дзетак беларусаў”. В состав книг входят рассказы, стихи, былины, поговорки, загадки, в которых отражается быт крестьянской семьи, настроения, чувства, а также объясняются окружающие предметы и природные явления.

Главная цель книг развить представления об окружающей жизни и окружающей природе. Об этом свидетельствуют названия произведений; «Лес», «Мая вясна», «Мой сад» и др.

Якуб Колас (1882 – 1956 гг.) – талантливый педагог, мастер слова, знаменитый писатель, основоположник дидактики начальной школы. Для детей Якуб Колас написал огромное количество художественных произведений. Книга Я. Коласа “Другое чытанне для дзетак беларусаў” была настоящим событием времени. Как писатель и педагог, который хорошо знает психологию детей, он составил учебную книгу таким образом, что она прекрасно формировала культурные и природоведческие представления воспитанников.

Янка Купала (1882 – 1942 гг.)– белорусский поэт, просветитель. В своих произведениях затрагивал такие важные темы, как судьба ребенка , патриотизм и национальная гордость, богатство и красота природы и радость жизни. Тема природы затронута во многих произведениях автора: ”Мароз”, “Дуб”, “Вяртаюцца з выраю жоравы, гусі” и др. В стихотворении “Моя наука” он прямо говорит о роли природы в развитии личности человека. Любовь автора к природе родного края ощущается в стихах поэта. Она передается читателю и помогает понять красоту, изменчивость и богатство природы Беларуси. Итак, изучение педагогического наследия белорусских педагогов и просветителей показало, что к началу ХХ века превалировали следующие идеи ознакомления детей с природой: ознакомление с природой важно начинать уже на ранних этапах развития ребенка; ознакомление с природой способствует умственному, нравственному, физическому и трудовому развитию детей; работу по ознакомлению с природой необходимо строить с учетом следующих принципов: принцип наглядности, краеведческий принцип, принцип научности, принцип доступности, принцип сезонности; наилучшими методами ознакомления с природой являются наблюдение, труд в природе, беседы о природе, чтение произведений природоведческого содержания, народные праздники, пример родителей.

Источник

Доклад

«Роль природы в формировании личности дошкольника»

Влияние природы на развитие ребёнка огромно. Она является источником первых конкретных знаний и радостных переживаний, часто запоминающихся на всю жизнь.

Природа — важнейшее средство воспитания и развития детей дошкольного возраста. Сколько открытий делает ребенок, общаясь с ней! Неповторимо каждое живое существо, увиденное малышом. Разнообразны и природные материалы (песок, глина, вода, снег и т. д.), с которыми дети так любят играть. Дошкольники общаются с природой в разное время года — и когда вокруг лежит пушистый белый снег, и когда зацветают сады. Вместе со взрослыми радуются они прохладе воды в летний зной и журчанию лесного ручья, разнотравью лугов, вкусной ягоде и запахам лесов. Ни один дидактический материал не сравнится с природой по разнообразию и силе развивающего воздействия на ребенка. Предметы и явления природы наглядно предстают перед детьми. Таким образом, малыш непосредственно, с помощью органов чувств, воспринимает многообразие свойств природных объектов: форму, величину, звуки, краски, пространственное положение, движение и т. д. У него формируются первоначальные конкретные и яркие представления о природе, которые в дальнейшем помогают ему увидеть и понять связи и отношения природных явлений, усвоить новые понятия. Многие связи и отношения между природными явлениями дети познают в процессе наблюдений. Это дает возможность педагогу развивать у воспитанников логическое мышление.

Читайте также:  Ростов на дону центр развития ребенка

Явления и объекты природы привлекают детей красотой и яркостью красок, разнообразий. Наблюдая за ними, ребёнок обогащает свой чувственный опыт, на котором и основываются его дальнейшие знания.

Знакомство с природой оказывает большое влияние на всестороннее развитие детей.

Накапливая под руководством старших новые представления, дети постепенно расширяют свой кругозор, упражняют свои умственные способности, развивают своё мышление. Давая детям правильные представления о явлениях природы, мы вырабатываем у них умение устанавливать связи между знакомыми явлениями, закладываем почву для воспитания материалистического миропонимания. Общение с природой у детей воспитывает нравственные качества необходимые будущему гражданину нашей страны – трудолюбие, любовное и бережное отношение к богатствам нашей Родины, развивает эстетические чувства, укрепляет его здоровье. Для духовного формирования человека важно, чтобы он с самого раннего детства наблюдал природу, общался с ней.

Разнообразие объектов природы позволяет мне организовать интересную и полезную деятельность детей. В процессе наблюдений, игр и труда в природе дети знакомятся со свойствами и качествами объектов и явлений природы, учатся замечать их изменение и развитие. У них развивается любознательность.

Полученные знания и умения дошкольникам предлагается использовать на практике: ребята могут увлажнять песок, поливать водой снег для создания прочных построек. В процессе этой деятельности происходит дальнейшее совершенствование знаний и развитие умственных способностей.

На формирование личности ребенка положительное влияние оказывает труд в природе. Это наиболее доступный для детей вид труда, имеющий ощутимый и значимый результат. Ухаживая за растениями и животными, ребенок проявляет заботу о природе. В труде идет активный процесс познания и применения полученных знаний. В процессе труда в природе укрепляется здоровье ребенка, происходит развитие его психики. При этом очень важна роль воспитателя —  умение создать условия, обеспечивающие активность и самостоятельность каждого воспитанника при знакомстве природой.

Влияние природы на развитие личности ребенка связано с формированием у него определенных знаний о ее объектах и явлениях. Знания о природе помогают малышу ориентироваться в качествах, признаках и свойствах различных предметов. Поэтому если говорить о задачах, стоящих перед воспитателем, знакомящим детей с природой, то первой среди них будет формирование у детей элементарной системы знаний. Система знаний о природе включает знания об ее объектах и явлениях (их признаках, свойствах), а также связях и отношениях между ними. Знания о природе у детей дошкольного возраста формируются на уровне представлений, в которых отражены существенные, но внешне выраженные признаки, связи и отношения.

С усвоением системы знаний связано развитие у детей познавательного отношения к природе. Оно проявляется в любознательности, стремлении узнать как можно больше.

Велика роль знаний в формировании трудовых навыков и умений. Зная о потребностях растений и животных, о том, что это — живые организмы, о которых нужно заботиться, ребенок будет стремиться овладеть различными способами ухода за растениями и животными и правильно выбрать их в том или ином случае. Знания о природе побуждают детей бережно относиться к ней. Добрые дела и поступки подкрепляются осознанием правильности и необходимости такого поведения в целях охраны природы.

Однако бережное отношение к природе невозможно сформировать только на основе знаний. Труд в природе является проявлением активной заботы о ней. Отсюда вторая задача — формирование у детей трудовых навыков и умений. Понимание детьми необходимости создания тех или иных благоприятных условий, основанное на знаниях и подкрепленное прочными трудовыми навыками и умениями, создает основу для подлинной любви к природе. Трудовые навыки и умения, приобретенные в детстве, не разрушаются — в дальнейшем они совершенствуются, превращаясь в более сложные виды труда. Труд детей в природе дает реальные результаты. Этим он и привлекает к себе детей, вызывает радость и желание ухаживать за растениями и животными.

Третья задача — формирование у детей любви к природе. Эта задача вытекает из гуманистической направленности воспитания в нашем обществе и необходимости охраны природы — насущной заботы всего человечества. Бережное отношение к природе предполагает проявление добрых дел и поступков в тех случаях, когда это необходимо, а для этого дети должны знать, как ухаживать за растениями и животными, какие условия создавать для их благоприятного роста и развития. Особое значение для формирования бережного отношения к природе имеют знания о живом организме, умение отличать его от объектов неживой природы. Бережное отношение к природе связано с развитием наблюдательности, т. е воспитывая у ребенка чувство любви к природе, нужно стремиться к тому, чтобы малыш не проходил мимо того или иного явления, вызывающего тревогу, чтобы он на деле проявлял заботу о природе.

Читайте также:  Развитие ребенка в 5 месяцев мальчик что должен

Формирование бережного отношения к природе зависит и от способности эстетически воспринимать ее, т. е. уметь видеть и переживать красоту природы. Эстетическое восприятие обеспечивается непосредственным «живым» общением детей с природой. Наблюдение красоты природных явлений — неисчерпаемый источник эстетических впечатлений. Важно показать детям эстетические качества природных явлений, научить их чувствовать прекрасное, высказывать оценочные суждения, связанные с переживанием красоты наблюдаемых явлений.

Мир природы своей необычностью, новизной, яркостью эмоционально воздействует на человека, вызывает у него удивление, радость, восторг, побуждает к передаче чувств в слове и деятельности. Но не все способны глубоко проникнуть в мир красоты природы, воспринимать её и наслаждаться ею. Необходимо научить ребенка не только смотреть, но и видеть, не только слушать, но и вслушиваться, беречь красоту природы. Эстетическое невежество отрицательно влияет на интеллектуальное и этическое развитие ребенка. Обогащение представлений о природе, познание её законов и связей невозможно без эмоционально положительного отношения к ней, поэтому все общение с природой маленького ребёнка должно быть направлено на воспитание его эмоциональной отзывчивости, умения замечать и оценивать красоту природы.

Дошкольный возраст – важнейший этап в развитии личности. Ценность личности определяется её значимостью для общества и зависит от его воспитания.

 Роль природы в развитии личностных качеств выражается в воспитании доброты, предостерегающей от бессмысленного зла и хищнического отношения к природе.

Средствами развития личности ребенка являются педагогические технологии, которые включают в себя такие показатели как:

– развитие любознательности – основы познавательной активности дошкольника;

– развитие способности самостоятельно решать творческие и другие задачи;

– развитие творческого воображения;

– развитие коммуникабельности – способности общаться с взрослыми и сверстниками;

Большое значение имеет личностно – ориентированное взаимодействие взрослого с ребенком (вместе, на равных, как партнеров), создавая особую атмосферу, которая позволяет каждому ребенку реализовать свою познавательную активность.

Перед воспитателем стоит задача:

Вовлечение каждого ребенка в активную, познавательную, игровую эмоционально окрашенную деятельность, в ходе которой он самостоятельно (при опосредованной помощи взрослого) добывает знания, использует их в игре, продуктивной деятельности, чтобы кому-то помочь или за кого-то порадоваться, проявляет определенные коммуникативные умения, анализирует продукт деятельности.

Организация работы проходит по трем взаимосвязанным этапам:

1. Пробуждение ребенка к активности;

2. Поиск смысла происходящих изменений или открытие в знакомом незнакомого, в обычном необычного;

3. Проживание отношения к познаваемому объекту в продуктивной деятельности.

Приоритет в обучении отдается не простому запоминанию и не механическому воспроизведению, а приобщению детей к систематической и творческой деятельности. Для этого необходимо использовать в работе с детьми интегрированный подход, что позволяет соединить всю воспитательно-образовательную работу в единое целое (связь с другими видами деятельности).

Учитывая специфические возрастные особенности детей дошкольного возраста: кратковременность интересов, неустойчивое внимание, преобладание наглядно-действенного мышления, повышенную двигательную активность, стремление к игровой деятельности, разнообразие познавательных интересов, утомляемость, можно использовать нетрадиционная организованная образовательная деятельность, способствующая развитию логического мышления и активности детей:

– Занятия – путешествия;

– Занятия – сказка;

– Занятия – викторина;

– Занятия – игра.

Проводить можно с игровыми персонажами – куклами. Их использование позволяет ставить перед детьми познавательную задачу в интересной для них форме, а детям – легко принять задачу и занять активную позицию в её решении.

Интегрированные занятия способствуют развитию оценочных суждений, обращение к одной и той же теме несколько раз способствует развитию внимания детей и длительному сохранению интереса к одной теме.

Такой метод познания позволяет воспринимать мир в его целостности, активизируется развитие познавательных способностей, происходит формирование содержательных обобщений и понятий, т.к. детей интересует больше поиск смысла, чем формальные знания, раскрытие общих закономерностей окружающего мира, чем набор фактов. Обучение строится «от ребенка» в направлении расширения его познания. На каждом этапе первоначальные представления углубляются, насыщаются содержанием, постепенно переходя в понятия, которые превращаются в знания.

Итогом работы над той или иной темой, объединяющей знания детей, являются тематические вечера, праздники-досуги, выставки рисунков, поделок.       

Все перечисленные задачи, стоящие перед воспитателем, тесно взаимосвязаны — необходимо рассматривать и решать их в комплексе. Сложность и многообразие этих задач требуют от педагога умения использовать разнообразные методы работы с детьми (наблюдение, игра, труд, чтение и рассказывание, организация опытов, беседа и т. д.) в их взаимосвязи.

Источник