Отечественные и зарубежные концепции воспитания и развития ребенка

Вопрос воспитания остается актуальным на протяжении многих десятилетий. Целые поколения родителей, воспитателей и педагогов стараются подобрать идеальную модель для развития умений и навыков у детей. Однако, как говорится, сколько людей, столько и мнений. Поиски лучшей модели воспитания привели к появлению нескольких направлений в области педагогики. И чтобы вы смогли понять, какое из них подойдет именно вашему ребенку, рассмотрим основные современные концепции воспитания.

Современные подходы и концепции воспитания

В процессе поисков и определения движущих сил воспитания и его структурных элементов образовался специальный раздел педагогики под названием «Теория воспитания». В область его изучения попали все классические и современные концепции, в которых воспитание рассматривалось с различных позиций. Основу появлению этого раздела еще в XIX веке положил К.Д. Ушинский, написавший пособие «Человек как предмет воспитания: опыт педагогической антропологии». Следом за ним в 20-30 гг. XX века огромный вклад в теорию воспитания внес А.С. Макаренко в своих работах: «Цель воспитания», «Методика воспитательной работы», «Лекции о воспитании детей» и т.д.

Современные же концепции и теории воспитания имеют множество авторов, которыми являются ученые-исследователи в области формирования человеческой личности и роли педагога в процессе воспитания и развития ребенка.

Современные концепции обучения и воспитания включают в себя несколько основных теорий, основоположниками которых являются выдающиеся философы и психологи:

– гуманистическая психология (К. Роджерс, А. Маслоу);

– поведенческая (бихевиористская) теория (Д. Уотсон, Д. Локк, Б. Скиннер);

– когнитивная теория (Д. Дьюи, Ж. Пиаже);

– биологическая (генетическая) теория (К. Лоренц, Д. Кеннел);

– психоаналитическая теория (З. Фрейд, Э. Эриксон).

В 60-70 гг. XX века появился так называемый технологический подход к обучению и воспитанию. Суть его заключается в систематическом и последовательном водворении на практике заранее запланированного учебно-воспитательного процесса.

Благодаря этому подходу многие современные концепции и технологии воспитания обрели специфические черты процесса взаимодействия с воспитанником:

– постановка целей обучения, в которых описаны действия и отношения воспитанника (знание, понимание, применение);

– возможность воспроизведения всех обучающих компонентов: предварительная оценка уровня навыков, корректировка согласно обратной связи воспитанника и педагога, итоговая оценка результатов и постановка новых целей;

– обратная связь с воспитанником, контроль его знаний и умений и своевременная коррекция любого из этапов воспитания.

Общие закономерности современных концепций воспитания

Несмотря на разницу в подходах, характеристика современных концепций воспитания строится на общих закономерностях:

– воспитание происходит в тесной взаимосвязи с обучением, но все же, играет определяющую роль;

– эффективность воспитания зависит от активности самого воспитанника и его включенности в этот процесс;

– результаты воспитания зависят от всех структурных элементов, которые составляют этот процесс: формы, методы и цели, понятные ребенку и педагогу.

Согласно стратегиям модернизации образования в России современные концепции воспитания личности на сегодняшний день имеют несколько основных направлений:

– повышение роли воспитательной деятельности в формировании у молодежи новых жизненных установок;

– необходимость восстановления соответствия между содержанием, качеством воспитания и потребностями воспитуемой личности, общества и государства;

– восстановление роли государства в воспитании молодого поколения;

– расширение субъектов воспитания, таких, как социальные институты, учебные заведения и общественность.

Современные концепции воспитания направлены, прежде всего, на формирование в ребенке культурной личности. Несмотря на то, что многие социальные институты до сих пор пользуются устаревшими моделями воспитания, государство стремится усовершенствовать эту систему, чтобы у подрастающего поколения была возможность обретать знания и умения согласно требованиям современного общества и с помощью новейших технологий.

  1. Социальное воспитание как составная часть развития и социализации человека.
  2. Основные задачи социального воспитания.
  3. Принципы социального воспитания как основание для решения педагогических задач.
  4. Содержание социального воспитания.
  5. Основные институты социального воспитания.
  6. Субкультура и ее роль в социализации человека.
  7. Сущность взаимодействия, его структура. Виды взаимодействия.
  8. Семья как субъект педагогического взаимодействия.
  9. Стили семейного воспитания.
  10. Правовые нормы, регулирующие семейные взаимоотношения и взаимодействие школы с семьей.
  11. Сущность и содержание индивидуального подхода в воспитании.
  12. Сущность и содержание личностного подхода в воспитании.
  13. Сущность и содержание дифференцированного подхода в воспитании.
  14. Индивидуальная помощь детям в различных институтах воспитания.
  15. Проблема педагогических технологий и технологизации образования в исторической ретроспективе.
  16. Педагогическая технология и ее отличие от педагогической техники и методики.
  17. Признаки педагогической технологии.
  18. Требования к педагогическим технологиям.
  19. Классификации педагогических технологий.
  20. Роль педагогических задач в освоении педагогической деятельности.
  21. Виды технологических педагогических задач. Варианты их решения в исторической ретроспективе.
  22. Педагогическое проектирование. Его функции.
  23. Авторская педагогическая технология. Принципы, структура, логика проектирования.
  24. Особенности современных технологий обучения.
  25. Особенности современных технологий воспитания.
  26. Характеристики технологичности в педагогике.
  27. Принципы управления педагогическими системами.
  28. Основные функции управления педагогическими системами.
  29. Муниципальные, региональные, федеральные органы управления образованием. Их характеристика.
  30. Школа как педагогическая система и объект управления.
  31. Школа как организующий центр совместной деятельности школы, семьи, общественности.
  32. Система работы руководителя школы и классного руководителя с семьями учащихся.
  33. Современные тенденции в управлении школой.
  34. Сущность «управленческой культуры руководителя». Типы руководителей.
  35. Непрерывность профессионально-педагогического образования работников образовательных учреждений.
  36. Формы развития профессионально-педагогической культуры работников школы.
Читайте также:  Диагностика музыкального развития ребенка в детском саду

Источник

Новое педагогическое мышление, гуманистическое отношение к детству предполагает обращение внимания к педагогическим теориям, раскрывающим проблемы воспитания детей дошкольного возраста. Педагогические теории, как правило, раскрывают следующие теории развития личности. Когнитивные теории – где на первый план выдвигается воспитание ума, интеллекта, развитие познавательной сферы (Ж. Пиаже). В нравственном воспитании выдвигается идея «автономности морали» ребенка, его неумение «встать» на точку зрения взрослого (эгоцентризм).

Психоаналитические теории (3. Фрейд. Э. Фромм. Э Эриксон. Э. Берн. А Адлер и др.) рассматривают развитие потребностно-мотивационной сферы и формирование полоролевого поведения. В педагогических теориях поднимается вопрос о тендерном воспитании (поло-социальном), о психосоциальном развитии (как отношения ребенка с близкими людьми).

Теория привязанности (основатели американские психологи Джон Боулби и Мария Эйнсворт).  В этой теории  центральное  место занимают первые отношения ребенка с близкими взрослыми. В американской и европейской педагогической психологии появляется все больше исследований, в которых показывается и доказывается решающее влияние качества привязанности ребенка и матери на самые разные аспекты жизни ребенка: успешность адаптации к социальной среде, отношение к сверстникам и т.д.

Бихевибристкая теория рассматривает развитие личности через научение ее способам поведения, «человек учится всю жизнь», он такой, «каким научился быть» (автор теории американский ученый Дж. Уотсон). Научение через подражание в данной теории является главным способом приобретения новых форм поведения (А. Бандура. Р. Сире и др.). Слабая сторона этой теории состоит в переоценке сознания человека, его воли и собственной активности.

Гуманистические теории развития личности предполагают личностный рост, саморазвитие, самоактивизацию, самореализацию (К. Роджерс, А. Маслов, Ш. Бюлер). Сюда можно отнести личностно-ориентированную педагогику, «воспитание в духе мира», педагогику Селестена Френе и др.

Деятельностный подход, широко используемый в нашей стране, предполагает развитие личности в деятельности и благодаря деятельности (Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, А.Н. Леонтьев).

Содержание современных педагогических теорий реализует принцип интеграции. Эта сторона педагогических теорий находится в стадии научного осмысления и экспериментирования (Г.М. Киселева, Ю.Н. Рюмина, СМ. Зарянова, А.С. Белкин, B.C. Безрукова и др.). В программе «Детство» в качестве единицы интеграции выступает тематизм (например, тема «Мы в детском саду и дома»).В теории и практике дошкольного образования наиболее показательна интеграция средств обучения (Например, синтез искусств — программа P.M. Чумичевой). Интеграция заставляет искать новые формы обучения. Идет поиск путей интеграции видов деятельности («игра-труд», «конструирование-игра» и т.п.).

Современные отечественные педагогические теории, как правило, охватывают локальные направления развития ребенка, учитывают данные психологии и педагогики дошкольного детства, обобщают результаты работы авторов в течение многих лет над той или иной проблемой. Так, например, за последние десятилетия отечественная наука и практика обратились к изучению роли экономики в формировании личности дошкольника. Проблема экономического воспитания до недавнего времени рассматривалась в аспекте трудового, нравственного воспитания (Л.С. Буре, Л.М. Казарян, СМ. Котлярова, Н.М. Крылова. В.Г. Нечаевой, Д.В. Сергеевой, Л.И.Сайгушевой). В настоящее время проблема экономического образования рассматривается в работах А.Д. Шатовой, А.А. Смолеевой, Л.Н. Галкиной и др. Педагоги ДОУ успешно осваивают авторские программы по экономике: «Дошкольник и … экономика» (А.Д. Шатовой), «Уроки гнома-эконома» (М.Л. Клариной). «Я, моя семья и общество, в котором мы живем» (Т.В. Дробышевой).

Читайте также:  Современное состояние теории и методики математического развития ребенка

Внимание!

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к
профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные
корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы.

Научные поиски идут также в области теории и практики правового воспитания в дошкольном возрасте (Т.Н. Доронова, С.А. Козлова. З.К. Шнекендорф. Н.Ю. Ганн и др.).

В   теории   и   практике  процесс   правового   воспитания рассматривается   через   формирование   трех   компонентов:   информационно-познавательного,     эмоционально-оценочного     и     поведенческого.     Данная педагогическая теория еще не носит законченного характера и недостаточно изучена.  Однако   в   русле  социального  развития  ребенка  данное   правовое  воспитание будет способствовать требованию современного общества  — воспитание гражданина правового государства.

В   настоящее  время  актуальность  в  педагогической дошкольной  науке приобретают вопросы, связанные с формированием у ребенка положительного активно-заинтересованного отношения к стране, в котором он живет. Современная концепция патриотического воспитания рассматривается в контексте всестороннего развития личности. Этапы патриотического воспитания включают: базовый (предварительный) — здесь происходит формирование нравственных представлений, чувств, опыта поведения; художественно-ознакомительный         (с         народными         традициями, национальным искусством); когнитивно-эмоциональный (развитие интереса-отношения к своей стране, малой родине); эмоционально-действенный (формирование желания и умения реализовать отношения и знания в разных видах деятельности).

Таким образом, современные педагогические теории рассматривают проблемы обучения, воспитания и развития ребенка-дошкольника в контексте соотношений данных понятий. Изучение зарубежных педагогических теорий обогащает отечественную систему дошкольного образования.

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему
учебному проекту

Узнать стоимость

Источник

Педагогическая теория рассматривается как система знаний, описывающая и объясняющая строго вычлененный круг педагогических явлений. Структурными элементами педагогической теории являются идеи (исходные положения), понятия, законы и, закономерности, принципы, правила, рекомендации. В литературе существует общепринятая классификация педагогических теорий (глобальные и частные, порождаемые запросами реальной образовательной действительности). Глобальные педагогические теории подразделяются на теории воспитания и теории обучения.

Первая теория: развитие ребенка как независимый от обучения и воспитания процесс (А. Гезелл, 3. Фрейд, Ж. Пиаже и др.). Ей соответствует дидактический принцип доступности: детей можно учить лишь тому, что они могут понять, для чего у них уже созрели познавательные способности. Эта теория не признает развивающего обучения. В данной теории главное это спонтанность развития, независимость от взрослого и его роли.

Вторая теорияпризнает взаимосвязь развития и обучения (Т.С. Костюк, Н.А. Менчинская и др.): развитие определяется некоторыми внутренними факторами и вместе с тем, обучением и воспитанием, характер которых зависит от реального уровня развития человека. Развитие и обучение тождественно друг другу.

Третья теория: развитие ребенка опосредованно его обучением и воспитанием (Л.С. Выготский). Взрослый, опираясь на «зону ближайшего развития» «забегает» немного вперед, опережая развитие ребенка. Взрослый «ведет» за собой детское развитие, которое вызывает к жизни целый ряд таких процессов развития, которые вне обучения вообще были бы невозможны. Обучение есть внутренне необходимый и всеобщий момент в процессе развития у ребенка не природных, а культурно-исторических особенностей человека.

Полученные результаты позволили обосновать положение о ведущей роли обучения в развитии, выявить психолого-педагогические условия развивающего обучения(Л.В. Занков, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов).

Педагогическая теория развивающего обучения предполагает высший теоретический уровень трудности обучения; быстрый темп обучения; непрерывное повторение учебного материала в новых условиях; воспитание у детей положительной мотивации учения и познания; гуманизацию взаимоотношений педагогов и детей (Ф.А. Сохин. Н.Н. Поддьяков, О.М. Дьяченко, А.П. Усова, В.А. Петровский. З.А. Михайлова. В.Т. Кудрявцев и др.).

Читайте также:  Центр раннего развития ребенка абвгдейка

Педагогические теории должны учитывать пути развития детей: акселерация – (искусственное) ускорение развития детей, которая зачастую принимает форму «симплификации» (А.В. Запорожец), т.е. чрезмерное упрощение и обеднение. Развитие ребенка в этом случае отождествляется с накоплением знаний, навыков и умений. Альтернативой акселерации А.В. Запорожец считал амплификацию детского развития, т.е. его обогащение за счет максимально полного проживания возраста. Именно здесь происходит возникновение и развитие таких базовых качеств личности, как творческая активность, инициативность, компетентность, ответственность, уверенность в себе, доверие и уважение к окружающим. Знания, умения, навыки рассматриваются не как самоцель, а как средство полноценного развития личности ребенка. В общении и деятельности взрослый встает на позицию сотрудничества, партнерства. Приоритетами должны стать интересы ребенка и перспективы ею дальнейшего развития как члена общества.

Новое педагогическое мышление, гуманистическое отношение к детству предполагает обращение внимания к педагогическим теориям, раскрывающим проблемы воспитаниядетей дошкольного возраста.

В педагогических теориях дается классификация воспитания по содержанию. Традиционный подход включает умственное, нравственное, эстетическое, трудовое воспитание. Ставится вопрос о необходимости расширения содержания воспитания за счет полового, правового, экологического, этнокультурного и других сторон воспитания.

Содержание современных педагогических теорий реализует принцип интеграции. Эта сторона педагогических теорий находится в стадии научного осмысления и экспериментирования (Г.М. Киселева, Ю.Н. Рюмина, СМ. Зарянова, А.С. Белкин, B.C. Безрукова и др.).

Наиболее полное понимание педагогической интеграции дается B.C. Безруковой, которая рассматривает интеграцию в трех аспектах:

1. как принцип (основоположение), особенности современного состояния педагогической теории. (Например, проблемы «Нравственно-трудового воспитания дошкольников», «Психофизическое благополучие детей»). При такой интеграции достигаются высокие позитивные результаты в педагогической деятельности, вскрывается взаимосвязь различных сторон развития и воспитания детей;

2. как процесс — есть непосредственное установление связей между объектами и создание новой целостной системы в соответствии с предполагаемым результатом. Это процесс интегрирования объектов, проектирование пути получения результатов (интегрирование разных видов искусств, разные типы образовательных учреждений «Школа-детский сад»), формы и методы познавательной;

3. как результат — форма, которую обретают объекты, вступающие во взаимосвязь друг с другом (интегрированные занятия, модульное обучение и т.д.).

Педагогические теории, как правило, раскрывают следующие теории развития личности. Когнитивные теории– где на первый план выдвигается воспитание ума, интеллекта, развитие познавательной сферы (Ж. Пиаже). В нравственном воспитании выдвигается идея «автономности морали» ребенка, его неумение «встать» на точку зрения взрослого (эгоцентризм).

Психоаналитические теории(3. Фрейд. Э. Фромм. Э Эриксон. Э. Берн. А Адлер и др.) рассматривают развитие потребностно-мотивационной сферы и формирование полоролевого поведения. В педагогических теориях поднимается вопрос о тендерном воспитании, о психосоциальном развитии.

Теория привязанности(Джон Боулби и Мария Эйнсворт). Центральное место занимают первые отношения ребенка с близкими взрослыми. В американской и европейской педагогической психологии появляется все больше исследований, в которых показывается и доказывается решающее влияние качества привязанности ребенка и матери на самые разные аспекты жизни ребенка: успешность адаптации к социальной среде, отношение к сверстникам и т.д.

Бихевибристкая теориярассматривает развитие личности через научение ее способам поведения, «человек учится всю жизнь», он такой, «каким научился быть» (автор Дж. Уотсон). Научение через подражание в данной теории является главным способом приобретения новых форм поведения. Слабая сторона этой теории – переоценка сознания человека, его воли и собственной активности.

Гуманистические теорииразвития личности предполагают личностный рост, саморазвитие, самоактивизацию, самореализацию (К. Роджерс, А. Маслов, Ш. Бюлер). Сюда можно отнести личностно-ориентированную педагогику, «воспитание в духе мира», педагогику Селестена Френе и др.

Деятельностный подход,широко используемый в нашей стране, предполагает развитие личности вдеятельности и благодаря деятельности (Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, А.Н. Леонтьев).

Источник