Отечественная система сопровождения развития ребенка

Отечественная система сопровождения развития ребенка thumbnail
Студопедия

КАТЕГОРИИ:

Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

История организации первых служб сопровождения имеет длитель- ный характер. В частности, например, в США в настоящее время вы-

деляется три уровня функционирования школьной психологической службы. На первом главным образом производится тестирование с целью классификации учащихся для специального обучения. На вто- ром работа направлена как на тех учащихся, которым необходимо спе- циальное обучение, так и на тех, кто имеет умеренно выраженные учеб- ные и поведенческие проблемы. Третий уровень предполагает прямую психологическую помощь всем нуждающимся в ней учащимся и кон- сультацию персонала школы по вопросам психологии развития.

Во Франции в последние годы обсуждается проект реорганизации существующей практики работы школьных психологов и создания еди- ной системы школьной психологической службы, направленной на помощь отдельным индивидам, группам и целым учреждениям. Цель этой системы – предупреждать школьную неуспешность, способство- вать социальному научению и социальной адаптации детей, помогать детям с умственной отсталостью интегрироваться в общий поток уча- щихся, содействовать общеобразовательному и профессиональному росту учащихся, повышать квалификацию учителей, социальных ра- ботников, администрации, других специалистов образования.

Психологическая служба школы в большинстве стран Восточной Европы функционирует в форме психолого-педагогических районных либо областных центров или консультаций. Эта служба является неотъемлемой составной частью системы народного образования и воспитания всех детей, подростков и юношества. Основное содержа- ние психологической службы – помощь в обеспечении развития здо- ровой личности, коррекция разного рода затруднений в развитии лич- ности, помощь в решении проблем профессиональной ориентации.

Доминирующая функция психолога-консультанта, например, в Че- хии и Словакии заключается в психодиагностической деятельности. Ее результатом служит диагностическое заключение, из которого вытекают последующие рекомендации. Психолог может рекомендовать органи- зационные меры: зачисление ребенка в специальную или вспомогатель- ную школу, в специальные классы в рамках начальной школы и т.д. Он может предложить наиболее подходящий тип обучения, оптималь- ную область для выбора профессии. Психолог может рекомендовать применение подходящих методов воспитания и обучения в семье и школе, различные формы психотерапии, врачебное обследование (пси- хоневрологическое, логопедическое и др.). Психологические консуль- тации и центры занимаются решением конкретных проблем, с которы- ми к ним обращаются родители или учителя. Это особенно четко пред- ставлено в венгерской инструкции для консультации по вопросам вос- питания, вменяющей в обязанности психолога заниматься проблема- ми, связанными с наблюдаемыми в поведении ребенка отклонениями

от нормы, которые не могут быть исправлены обычными педагогичес- кими средствами (например, агрессивное поведение, продолжитель- ное беспокойство, невнимательность и т.д.); с появлением в поведе- нии ребенка чрезмерной чувствительности, робости, замкнутости, бо- язни школы или ответов на уроке и пр.; с систематическими кража- ми, ложью ребенка в школе или дома; с побегами ребенка из дома или из школы; с внезапными изменениями в поведении ребенка; с низ- кими результатами учения, которые значительно хуже тех, каких ребе- нок мог бы добиться при своих способностях; с затруднениями по ус- воению одного из учебных предметов; с отсутствием интереса к уче- бе в школе; с нарушениями речи нервного характера (заикание, ско- роговорение); с жалобами ребенка или родителей на систематические головные боли, бессонницу, беспричинную утомляемость и т.п.

Из этого краткого обзора видно, что, несмотря на имеющиеся раз- личия в истории становления, структуре и организации деятельности зарубежных психологических служб образования, их развитие опре- деляется гуманистическими целями.

В нашей стране наблюдаются те же тенденции. С начала 1990-х гг. воз- никли новые психолого-педагогические задачи в системе образования. Школьное образование стало более дифференцированным. Вариативность образовательных программ способствует более широкому выбору обра- зовательных маршрутов, соответствующих развитию индивидуальных способностей детей. Возросла роль школьной психологии в системе об- разования, о чем свидетельствуют прошедшие 1-й и 2-й съезды практи- ческих психологов образования России (Москва. 1994; Пермь, 1995), а также коллегия Министерства образования РФ (1995 г.), обсудившая вопрос «О состоянии и перспективах развития службы практической пси- хологии образования в Российской Федерации» и одобрившая проекты документов: Положение о службе практической психологии образова- ния в Российской Федерации», «Статус практического психолога службы практической психологии образования», «Типовое положение о психо- лого-медико-педагогической консультации». Коллегия постановила, что этап экстенсивного строительства службы практической психологии об- разования в России в основном завершен, и констатировала, что раз- витие практической психологии во многом повлияло на формирование новой философии образования, обусловило переход от традиционной па- радигмы «знаний, умений и навыков» к парадигме развивающего об- разования в контексте создания национальной доктрины образования России на пороге XXI века.

В конце 1995 г. коллегия Министерства образования РФ приняла ре- шение об утверждении положения о «Центрах психолого-педагогичес- кой и медико-социальной помощи детям и подросткам», но только в

1998 г. было подписано постановление Правительства РФ «Об утвер- ждении Типового положения об образовательном учреждении для де- тей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи». Таким образом, можно говорить о том, что социальный заказ на разработку изучаемой проблемы в нашей стране назрел.

История зарождения в отечественной системе образования систе- мы комплексной помощи ребенку в развитии одновременно может характеризоваться как многолетняя, насчитывающая более двух ве- ков, и очень краткая – всего 10–15 лет. Более 200 лет в российской системе специального образования развивается модель взаимодей- ствия специалистов разного профиля; взаимодействия, направленного на всестороннюю диагностику уровня и потенциала развития ребен- ка и проектирование целесообразных коррекционно-развивающих программ. Но только 10–15 лет назад вместе с развитием гуманис- тических ориентаций в российской педагогике была продеклариро- вана необходимость и начала развиваться отечественная система со- провождения развития любого ребенка, вне зависимости от того, ка- кой системе образования он принадлежит. Раннее сопровождение раз- вития, сопровождение развития в общеобразовательной школе, це- левое сопровождение различных детей «групп риска», сопровожде- ние в системе специального образования, сопровождение одаренных детей стали элементами одной системы, своеобразными гарантами права ребенка на полноценное развитие.

Теоретическая идея необходимости помощи в ситуациях развития нашла свое практическое воплощение в работе центров и служб пси- холого-педагогического и медико-социального сопровождения разви- тия детей. Уже 15 лет объединения подобного рода возникают в раз- личных образовательных системах. Чаще всего центрами сопровож- дения называют те учреждения в системе образования, которые авто- номны по отношению к другим образовательным учреждениям и свя- заны с последними только договорами о сотрудничестве. Службами сопровождения являются структурные подразделения образовательного учреждения, возникающие в его рамках, подчиняющиеся руководству образовательного учреждения и предназначенные для сопровождения учащихся этого учреждения.

Можно выделить несколько источников создания современной оте- чественной системы сопровождения:

– опыт комплексной помощи и поддержки детей в системе специ- ального образования;

– опыт функционирования специализированных служб, обеспечива- ющих разнонаправленную психолого-педагогическую медико-соци-

альную поддержку детей и их родителей (консультативные службы,

коррекционные центры, диагностические центры, службы «Доверие»,

кризисные службы и т. д.);

– многолетняя работа психолого-медико-педагогических консульта-

ций и комиссий для детей с проблемами в развитии;

– разработки координационных, научно-методических и экспертных

советов, обеспечивающих развитие образовательных учреждений;

– исследования различных крупных вузовских научных центров;

– реализация в стране международных программ по созданию сис-

темы сопровождения развития учащихся (более 40 лет в Европе раз-

вивается система сопровождения учащихся, хорошо согласованная с системой «консультирования» и «тьюторства» в США и др. странах);

– опытно-экспериментальная и инновационная работа различных групп педагогов, психологов, социальных педагогов, валеологов, кор- рекционных педагогов.

Так, 1–3 апреля 1998 года в Санкт-Петербурге состоялась первая Всероссийская конференция по проблемам развития системы сопро-

вождения в различных образовательных учреждениях. Обсуждались

концептуальные представления о системе психолого-педагогического

и медико-социального сопровождения развития ребенка, а также на-

копленный опыт практической работы.

Именно эта конференция дала основание для оптимистичного утвер-

ждения, что в России уже сложилось содружество специалистов раз- ных профессиональных областей с общим взглядом на культуру ре-

шения проблемы развития ребенка в образовательном процессе. При- знаками этой культуры можно считать:

1. Декларацию значимости комплексного, интегративного подхода в решении проблем детей, имеющих проблемы в развитии. Только со- вместная работа (в условиях «одной команды») психологов, соци-

альных работников, педагогов, валеологов, медицинских работников

может дать реальный результат.

2. Утверждение необходимости сопровождать, а не направлять раз-

витие ребенка. Из всех возможных методов решения проблемы эф-

фективнее тот, в котором актуализирован личностный потенциал раз-

вития ребенка, его желание изменить ситуацию к лучшему, поддерж- ка значимого для него окружения. Не решать проблемы за детей, а

учить их принимать верные решения самостоятельно.

3. Требование начинать работу по оказанию помощи ребенку с се-

мьи, школы, ближайшего окружения ребенка, потому что разрешение

любой проблемы возможно только при условии общей заинтересован-

ности ребенка, его родителей, педагогов, сверстников. Очевидно, что противоборство любого из этих субъектов проблемы многократно уси-

ливает действие факторов риска.

4. Стремление участвовать в процессах социально-педагогическо- го проектирования. Если мы хотим помочь ребенку, мы должны ду- мать о среде его жизнедеятельности: о том, что мы можем противо- поставить факторам риска, т.е. о школьных сообществах, о детских общественных организациях, о Домах детского творчества, о профес- сиональной занятости молодежи и т.д.

5. Необходимость существенного улучшения информационного со- провождения процессов поддержки детей группы риска. Современ- ный специалист не должен стремиться решать проблемы, в которых он чувствует себя некомпетентным; но он должен обладать всей пол- нотой информации о том, где находятся соответствующие службы и центры, в которых имеется опыт решения волнующей его проблемы.

6. В решении проблемы ребенка необходимо руководствоваться по- ложениями современного права и работать над формированием новой законодательной базы поддержки и сопровождения детей.

7. Приоритетным направлением совместных исследований являет- ся детская субкультура, в рамках которой формируются и решаются

проблемы детей группы риска.

Список литературы:

1. Анохина Т.В. Педагогическая поддержка как реальность совре- менного образования. // Новые ценности образования. – М., 1996. – Выпуск 6.

2. Бойков Д.И. Психологическое сопровождение коррекционно-об- разовательного процесса как составляющая педагога-психолога / Со- временные проблемы и перспективы развития региональной системы

комплексной помощи ребенку. Сборник материалов конференции. –

Архангельск, 2000.

3. Евмененко Е.В., Козловская Г.Ю. психолого-педагогическое со-

провождение детей с нарушением интеллекта. – Ставрополь, 2005.

4. Комплексное сопровождение и коррекция развития детей-сирот:

социально-эмоциональные проблемы / Под ред. Л.М. Шипицыной, Е.И. Казаковой. – СПб., 2000.

5. Коновалова Н.А. Социально-психологическая адаптация учащихся специальных образовательных учреждений. – СПб, 1984.

6. Шилова Е.В. Психолого-педагогическое и медико-социальное со- провождение ребенка – необходимое условие полноценного развития и социальных гарантий в области образования. – СПб., 1999.

ГЛАВА 12. ЭКСПЕРТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СПЕЦИАЛЬНОГО ПСИХОЛОГА

Краткое содержание главы: психолого-медико-педагогические кон- силиумы (ПМПк); принципы деятельности ПМПк; виды ПМПк; докумен- тация ПМПк; деятельность психолога в ПМПк; психолого-медико-педа- гогические комиссии и консультации; специфика и содержание деятель- ности психолога в составе ПМПК; принципы деятельности психолога в ПМПК; функции деятельности психолога в ПМПК.

Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 2393; Нарушение авторских прав?

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Рекомендуемые страницы:

Читайте также:

Источник

Психолого-педагогическое сопровождение детей дошкольного возраста.

Введение нового стандарта дошкольного образования существенно изменяет всю образовательную ситуацию в дошкольном образовательном учреждении, определяя точное место формам и видам приложения психологических знаний в содержании и организации среды детского сада. Современное общество характеризуется высокой мобильностью и динамичностью, в котором одним из критериев успешной образовательной деятельности дошкольного учреждения становится возможность активного взаимодействия со всеми субъектами образовательного процесса.

Федеральные государственные стандарты — один из главных документов системы образования, определяющий базовые нормы и правила, по которым должен жить детский сад. Это касается не только педагогов, детей, но и всех участников образовательного процесса. В соответствии с новыми требованиями в системе дошкольного образования наиболее востребованным становится психолого-педагогическое сопровождение всех участников образовательного процесса, которыми в дошкольных образовательных учреждениях являются воспитанники, родители (законные представители) и педагогические работники.

Сопровождение — это система профессиональной деятельности, направленная на создание социально-психологических условий для успешного воспитания, обучения и развития ребёнка на каждом возрастном этапе. Поэтому забота о реализации права ребёнка на полноценное и свободное развитие является сегодня неотъемлемой целью деятельности любого детского сада и школы. Создание модели психолого-педагогического сопровождения дошкольников в детском саду обеспечит решение этих проблем. При этом ребёнок должен выступать субъектом собственной деятельности, а его активность и свобода должны встречаться и взаимодействовать с субъективностью и активностью взрослых.

Важное место занимают психическое здоровье детей, создание психологически безопасной и комфортной образовательной среды. Забота о психологическом здоровье детей в образовательном пространстве — это забота о безопасности каждого растущего человека и безопасности нации завтра. Именно поэтому на современном этапе развития системы дошкольного образования возникает потребность организации психологического сопровождения внедрения федерального государственного образовательного стандарта на уровне каждого дошкольного образовательного учреждения.

На уровне каждого дошкольного учреждения задачей психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса является совместная деятельность всех специалистов по выявлению проблем в развитии детей и оказанию первичной помощи в преодолении трудностей в усвоении знаний, взаимодействии с педагогами, родителями, сверстниками.

Проблема психологического сопровождения развития детей дошкольного возраста находится в стадии интенсивной разработки и ее изучение крайне актуально на современном этапе образования.

Дошкольный возраст обладает особой ценностью для последующего развития человека. Поэтому актуальность данного вопроса обусловлена противоречием между важностью и значимостью реализации системы психолого-педагогического сопровождения развития дошкольников с одной стороны, и слабой ее теоретической и практической разработанностью, с другой стороны. Похожая статья: Психолого-педагогическое сопровождение адаптации ребенка и его семьи к условиям дошкольного образовательного учреждения.

В основании системы психолого-педагогического сопровождения лежат возрастные особенности детей на разных периодах развития и психолого-педагогические направления деятельности. Психолого-педагогическое сопровождение сегодня является не просто суммой разнообразных методов коррекционно-развивающей работы с детьми, но выступает как комплексная технология поддержки и помощи ребенку в решении задач развития, обучения, воспитания и социализации.

Объектом психолого-педагогического сопровождения является образовательный процесс (учебно-воспитательный процесс) в детском саду. Предметом деятельности — ситуация развития ребенка, как система отношений ребенка с миром, с окружающими (взрослые, сверстники) и с самим собой. Целью психолого-педагогического сопровождения развития ребенка в учебно-воспитательном процессе является обеспечение нормального развития ребенка в соответствии с нормой развития в определенном возрасте.

Для реализации цели психолого-педагогического сопровождения решаются следующие задачи:

  •  удовлетворение базовых потребностей (тепло, питание, другие факторы, обеспечивающие здоровье);
  • обеспечение в детском саду психологической и социальной безопасности;
  •  удовлетворение первичных интересов дошкольника (предметно-развивающая среда и социальная ситуация, способствующие становлению продуктивных видов деятельности и отношений с окружающими);
  • превентивную и оперативную помощь в решении индивидуальных проблем, связанных с принятием поведения в детском саду, межличностных коммуникацией со взрослыми и сверстниками;

Психолого-педагогическое сопровождение замещающей семьи в современных условиях:

  • формирование готовности быть субъектом собственной деятельности;
  • предупреждение возникновения проблем развития ребенка;
  • психологическое сопровождение интеллектуального, личностного и нравственного развития воспитанников;
  • развитие психолого-педагогической компетентности (психологической культуры) учащихся, родителей и педагогов;
  • организация психолого-педагогического сопровождения педагогов, воспитанников и родителей в ходе реализации федеральных государственных образовательных стандартов.

В основу сопровождения развития ребенка положены следующие принципы: рекомендательный характер советов сопровождающего, приоритет интересов сопровождаемого, непрерывность сопровождения, мультидисциплинарность (комплексный подход) сопровождения.

Психолого-педагогическому сопровождению дошкольников нужно выделять следующие направления работ:

  • обогащение эмоциональной сферы ребенка положительными эмоциями;
  • развитие дружеских взаимоотношений через игру, общение детей в повседневной жизни;    
  • коррекция эмоциональных трудностей детей (тревожность, страхи, агрессивность, низкая самооценка);
  • обучение детей способам выражения эмоций, выразительным движениям;
  • расширение знаний педагогов детского сада о различных вариантах эмоционального развития детей, о возможностях преодоления эмоциональных трудностей дошкольников;
  • повышение психолого-педагогической компетентности всех участников образовательного процесса;
  • информационно-аналитическое обеспечение;
  • оказание психолого-педагогической помощи участникам образовательного процесса.

Психолого-педагогического сопровождения детей опирается на такие принципы, как: научность, системность, комплексность и технологичность, и руководствуются следующими направлениями:

  • профилактическое (предупреждение возникновения явлений дезадаптации воспитанников, разработка конкретных рекомендаций для педагогов и родителям, по оказанию помощи в вопросах воспитания, обучения и развития);
  • диагностическое (выявление особенностей психического развития ребенка, соответствия уровня развития умений, знаний, навыков, личностных и межличностных образований возрастным ориентирам);
  • консультативное (оказание помощи воспитанникам, их родителям (законным представителям), педагогам в вопросах развития, воспитания и образования);
  • развивающее (формирование потребности в новом знании, возможности его приобретения и реализации в деятельности и общении);
  • коррекционное (организация работы с воспитанниками, имеющими проблемы в поведении и личностном развитии, выявленные в процессе диагностики);
  • просветительско-образовательное (формирование психологической культуры, развитие психолого-педагогической компетентности детей, администрации образовательных учреждений, педагогов, родителей).

Модель психолого-педагогического сопровождения детей в детском саду представляет следующую деятельность:

  • организация работы ПМП (к) (выявление психолого-педагогических особенностей развития дошкольников, что позволяет получить полную картину по развитию личности ребенка и планировать коррекционные мероприятия);
  • систематическое наблюдение за детьми в разных видах деятельности и постоянная фиксация результатов наблюдений;
  • осуществление мониторинга результативности психолого-педагогической деятельности и планирование индивидуальной работы с детьми через выстраивание индивидуальных образовательных программ.

Последовательность работы по сопровождению ребенка имеет следующий алгоритм:

  • Постановка проблем (начинается с поступления запроса, осознания сути проблемы, разработки плана сбора информации о ребёнке и проведения диагностического исследования).
  • Анализ полученной информации (оценка и обсуждение со всеми заинтересованными лицами возможных путей и способов решения проблемы, обсуждение позитивных и негативных сторон разных решений).
  • Разработка плана комплексной помощи (определение последовательности действий, распределение функций и обязанностей сторон, сроков реализации: совместная выработка рекомендаций для ребёнка, педагога, родителей, специалистов).
  • Реализация плана по решению проблемы (выполнение рекомендаций каждым участником сопровождения).
  • Осмысление и оценка результатов деятельности по сопровождению.

Итогами психолого-педагогического сопровождения ребёнка должны быть:

  • сформирование у всех участников педагогического процесса понятийного аппарата;
  • разработка карт индивидуального развития дошкольников;
  • разработка алгоритма психолого-педагогического сопровождения;
  • разработка схемы взаимодействия в работе специалистов детского сада и воспитателей;
  • организация работы ПМП(к), подготовка необходимой документации.

Предлагаемая модель сопровождения включает изменения не только в содержании образования, но и охватывает организацию всего процесса жизнедеятельности детей и вопросы управления дошкольным образовательным учреждением. Для комплексной работы и организации единого пространства развития и воспитания детей важна совместная работа специалистов дошкольного образовательного учреждения. Это обеспечивает качественное психолого-педагогическое сопровождение семьи на всех этапах детства, делает родителей действительно равноправными участниками образовательного процесса. Поэтому, целью психолого-педагогического сопровождения родителей (законных представителей) становится:

  • установление тесного и постоянного сотрудничества детского сада и семьи, позволяющее помочь родителям наладить партнерский диалог со своим ребенком на основе полученных знаний о возрастных психологических закономерностях и индивидуальных особенностях детей;
  • психолого-педагогическое сопровождение родителей позволяет организовать взаимодействие по выявлению и анализу реальных и потенциальных проблем у родителя, совместному проектированию возможного выхода из них.

Федеральные государственные образовательные стандарты — это система условий психолого-педагогической поддержки развития и социализации детей. Введение стандарта вызвана главной миссией дошкольного образования — наполнить жизнь ребенка позитивными переживаниями детства! Поэтому, стандарт учитывает индивидуальные потребности ребенка, связанные с его жизненной ситуацией и состоянием здоровья, но и акцентирует внимание на то, что в образовании ребенка участвуют два социальных института: семья и детский сад, являющихся партнёрами в общем деле.

Исходя из выше изложенного, ожидаемым результатом психолого-педагогического сопровождения дошкольников являются следующие аспекты:

  • использование оптимальных двигательных режимов для детей с учетом их возрастных, психологических и иных особенностей;
  • раннее выявление недостатков в развитии и особых образовательных потребностей дошкольников;
  • увеличение доли выявленных детей с ограниченными возможностями здоровья, своевременно получивших психологическую коррекционную помощь;
  • уменьшение степени выраженности патологии, ее поведенческих последствий, предупреждение появления вторичных отклонений в развитии ребенка;
  • сохранение и преумножение интеллектуального и творческого потенциала детей;
  • постоянное сотрудничество между педагогами детского сада и родителями для эффективной работы с детьми;
  • оказание помощи педагогам в повышении квалификации, осуществлении инновационной деятельности, т. к. в настоящее время внедрение инноваций — обязательное условие развития дошкольного образовательного учреждения;
  • снижение психоэмоциональных напряжений педагогов через снижение негативных переживаний;
  • создание специальных социально-психологических условий для оказания помощи педагогам, имеющим проблемы;
  • сохранение высокого уровня работы дошкольного образовательного учреждения, приобретение высокого рейтинга и доверия у родителей в сегодняшних финансово-экономических условиях.

Таким образом, психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса в детском саду гарантирует формирование профессионального мастерства педагогов, психологической культуры родителей, а это в свою очередь разностороннее, полноценное развитие ребенка, формирование у него способности до уровня, соответствующего возрастным особенностям и требованиям современного мира.

Источник